Руководства, Инструкции, Бланки

производственная инструкция для машиниста автокрана по новым правилам img-1

производственная инструкция для машиниста автокрана по новым правилам

Рейтинг: 4.4/5.0 (1852 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция машиниста автомобильного крана

Инструкция машиниста автомобильного крана

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных актов об охране труда, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», РД 10-74-94 «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальных шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)» и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машинистов автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов (далее — машинистов) при управлении, обслуживании и профилактическом ремонте указанных кранов согласно их профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

5.18.1 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля (для автомобильного крана) и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.18.2 Допуск к работе машинистов и их помощников должен оформляться приказом владельца крана. Перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе крановщика с одного крана на другой такой же конструкции, но другой модели администрация организации обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания крана и обеспечить стажировку.
5.18.3 Машинисты обязаны соблюдать требования настоящей инструкции, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими кранов для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
нахождение рабочего места на высоте;
повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
движущиеся машины, механизмы и их части;
опрокидывание машин, падение их частей.
5.18.4 Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезон хлопчатобумажный, сапоги резиновые, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов должны носить защитные каски.
5.18.5 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.18.6 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
5.18.7 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.18.8 Перед началом работы машинисты обязаны:
надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить путевой лист и задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из специфики выполняемой работы.
5.18.9 После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:
а) проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:
осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески, а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы и поворотной части;
осмотреть крюк и его крепление в обойме;
проверить исправность дополнительных опор и стабилизаторов;
проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, указателя наклона крана, ограничителя грузоподъемности и др.);
провести осмотр электроустановок и системы гидропривода крана;
б) совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера;
в) осмотреть место установки и зону работы крана и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений, а также линии электропередачи соответствуют требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации крана.
5.18.10 Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:
а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;
б) дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик крана по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работ;
г) наличии людей, машин или оборудования в зоне работ;
д) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей.
Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию крана.

Требования безопасности во время работы

5.18.11 Машинист во время управления краном не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.
5.18.12 При обслуживании крана двумя лицами — машинистом и его помощником или при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.
При необходимости ухода с крана машинист обязан остановить двигатель. При отсутствии машиниста его помощнику или стажеру управлять краном не разрешается.
5.18.13 Перед включением механизмов перемещения груза машинист обязан убедиться, что в зоне перемещения груза нет посторонних лиц и дать предупредительный звуковой сигнал.
5.18.14 Передвижение крана под линией электропередачи следует осуществлять при нахождении стрелы в транспортном положении.
5.18.15 Во время перемещения крана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана. При отсутствии таких указаний, а также при перемещении крана без груза стрела должна устанавливаться по направлению движения. Производить одновременно перемещение крана и поворот стрелы не разрешается.
5.18.16 Установка крана для работы на насыпанном и неутрамбованном грунте, на площадке с уклоном более указанного в паспорте, а также под линией электропередачи, находящейся под напряжением, не допускается.
5.18.17 Машинист обязан устанавливать кран на все дополнительные опоры во всех случаях, когда такая установка требуется по паспортной характеристике крана. При этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них подложены прочные и устойчивые подкладки.
Запрещается нахождение машиниста в кабине при установке крана на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.
5.18.18 Если предприятием-изготовителем предусмотрено хранение стропов и подкладок под дополнительные опоры на неповоротной части крана, то снятие их перед работой и укладку на место должен производить лично машинист, работающий на кране.
5.18.19 При установке крана на краю откоса котлована (канавы) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния приближения от основания откоса выемки до ближайшей опоры крана не менее указанных в таблице.

Глубина выемки, м

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры грузоподъемного крана, м, при грунте

При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен. Условия установки крана на краю откоса котлована (канавы) должны быть указаны в проекте производства работ.
5.18.20 При установке крана вблизи здания, штабеля груза или каких-либо других объектов расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и габаритом указанных объектов должно быть не менее 1 м.
5.18.21 Установка и работа крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи разрешается только при наличии наряда-допуска, оформленного в установленном порядке приказами владельца крана и производителя работ.
5.18.22 Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В исключительных случаях перемещение может производиться после разработки соответствующих мероприятий (по согласованию с органами госгортехнадзора), обеспечивающих безопасное выполнение работ.
5.18.23 Совместная работа по перемещению груза двумя кранами и более может быть допущена только в соответствии с проектом производства работ, с приведением схемы строповки, последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также требований к подготовке площадки и других требований по безопасному перемещению груза.
5.18.24 Машинист должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, при загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза двумя кранами, работе по наряду-допуску вблизи линии электропередачи, при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ.
5.18.25 При перемещении груза машинисты обязаны выполнять следующие требования:
а) выполнять работу по сигналу стропальщика. Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному в организации порядку. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подал;
б) перед подъемом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещения груза. Подъем груза можно производить после того как люди покинут указанную зону. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки;
в) определять грузоподъемность крана с учетом вылета стрелы по указателю грузоподъемности;
г) производить погрузку и разгрузку автомашин, железнодорожных полувагонов и платформ только при отсутствии людей на транспортных средствах;
д) установка крюка подъемного механизма над грузом должна исключать косое натяжение грузового каната;
е) производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 200—300 мм для того, чтобы убедиться в правильности его строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего груз можно поднимать на нужную высоту;
ж) при подъеме груза выдерживать расстояние между обоймой крюка и оголовком стрелы не менее 0,5 м;
з) при горизонтальном перемещении груза предварительно поднимать его на высоту не менее 0,5 м над встречающимися на пути предметами;
и) при подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;
к) перед подъемом или опусканием груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, необходимо предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между поднимаемым грузом и указанным препятствием, а также в возможности свободного прохождения стрелы крана и груза вблизи этих препятствий;
л) подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке транспортных средств на место складирования;
м) перед подъемом груза из колодца, траншеи, котлована или перед опусканием туда груза следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка убедиться в том, что при низшем положении на барабане остается не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
н) строповка груза должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза с учетом числа ветвей и угла их наклона;
о) опускать перемещаемый груз следует на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности. Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы.
5.18.26 При подъеме и перемещении грузов машинистам запрещается:
а) производить работу при осуществлении строповки случайными лицами, не имеющими удостоверения стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не имеющие бирок и клейм. В этих случаях машинист должен прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
б) поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета стрелы. Если машинист не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
в) опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана становится меньше массы поднимаемого груза;
г) производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;
д) подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;
е) отрывать крюком груз, засыпанный землей или примерзший к основанию, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз в целях его отрыва;
ж) освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления;
з) поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, груз, неправильно обвязанный или находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
и) опускать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также ближе 1 м от края откоса или траншей;
к) поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также неуравновешенный и выравниваемый массой людей или поддерживаемый руками;
л) передавать управление краном лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения, а также оставлять без контроля учеников или стажеров при их работе;
м) осуществлять погрузку или разгрузку автомашин при нахождении шофера или других лиц в кабине;
н) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специально предназначенные для этого контейнеры;
о) проводить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе.
5.18.27 При передвижении крана своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан соблюдать правила дорожного движения.
Транспортирование крана через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается после обследования состояния пути движения.
5.18.28 Техническое обслуживание крана следует осуществлять только после остановки двигателя и снятия давления в гидравлической и пневматической системах, кроме тех случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя.
Сборочные единицы крана, которые могут перемещаться под действием собственной массы, при техническом обслуживании следует заблокировать или опустить на опору для исключения их перемещения.
5.18.29 При ежесменном техническом обслуживании крана машинисты обязаны:
а) обеспечивать чистоту и исправность механизмов и оборудования крана;
б) своевременно осуществлять смазку трущихся деталей крана и канатов согласно указаниям инструкции завода-изготовителя;
в) хранить смазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре;
г) следить за тем, чтобы на конструкции крана и его механизмах не было незакрепленных предметов;
д) осуществлять проверку исправности предусмотренных конструкцией крана ограждающих устройств, ограничителей грузоподъемности и других средств коллективной защиты.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.18.30 При потере устойчивости крана во время подъема или перемещения груза машинист обязан немедленно прекратить работу, уменьшить вылет стрелы, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.
5.18.31 При случайном касании стрелой или грузовым канатом линии электропередачи машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи. Если это выполнить невозможно, то машинист должен выпрыгнуть из кабины на землю таким образом, чтобы в момент касания ногами земли не держаться руками за металлические части крана.
5.18.32 При возникновении на кране пожара машинист обязан приступить к его тушению, используя подручные средства, одновременно вызвав через членов бригады пожарную охрану. При пожаре на электрическом кране должен быть отключен рубильник, подающий напряжение на кран.
5.18.33 Машинист обязан опустить груз, прекратить работу крана и поставить в известность об этом ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицо по надзору за эксплуатацией кранов в следующих случаях:
а) при возникновении неисправности механизмов крана, при которых согласно инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;
б) при ветре, скорость которого превышает допустимую;
в) при ухудшении видимости в вечернее время, сильном снегопаде и тумане, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика и перемещаемый груз;
г) при закручивании каната грузового полиспаста.

Требования безопасности по окончании работы

5.18.34 По окончании работы машинист обязан:
а) опустить груз на землю;
б) отвести кран на предназначенное для стоянки место, затормозить его;
в) установить стрелу крана в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана;
г) остановить двигатель, отключить у крана с электроприводом рубильник;
д) закрыть дверь кабины на замок;
е) сдать путевой лист и сообщить своему сменщику, а также лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, обо всех неполадках, возникших во время работы, и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.

Страница обновлена: 27.09.2016

Отзывы и пожелания можно направлять по адресу energ2010@yandex.ru

Информация предоставлена для ознакомления и не является официальным источником.

Другие статьи

Рабочая инструкция машиниста автокрана

1. Общие положения

Машинист крана автомобильного относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется по приказу директора предприятия по представлению мастера транспортного участка, согласованного с начальником производственной службы.

Машинист крана автомобильного находится в составе транспортного участка и подчинен его мастеру.

В своей деятельности машинист крана автомобильного руководствуется:

-действующим законодательством РФ;

-правилами внутреннего трудового распорядка;

-настоящей рабочей инструкцией.

Машинист крана автомобильного обязан знать:

-разделы “Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” в разрезе занимаемой должности, в том числе нормы браковки канатов, предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин, норм браковки грузозахватных приспособлений, правила при производстве работ вблизи воздушной линии;

-конструктивные особенности и техническое обслуживание автомобильного крана;

-приемы и безопасные методы страховки и обвязки грузов, их максимальный вес;

-знаковую сигнализацию при перемещении грузов кранами;

-назначение, устройство и принцип действия приборов безопасности;

-Межотраслевые правила по охране труда, правила по противопожарной защите.

-вести вахтенный журнал крановщика;

-оказывать первую доврачебную реанимационную помощь.

На должность машиниста крана автомобильного назначается лицо, не моложе 18 лет, прошедшее обучение в установленном порядке и имеющее удостоверение крановщика, прошедшее медицинский осмотр, имеющее квалификационную группу по электробезопасности не ниже 2.

2. Рабочие обязанности

Для выполнения возложенных функций машинист крана автомобильного обязан:

-Содержать кран в технически исправном состоянии.

-Перед пуском крана в работу:

-Убедиться в исправности всех механизмов и частей крана путем осмотра.

-После осмотра крана опробовать все механизмы на холостом ходу.

-В случае обнаружения неисправностей препятствующих безопасной работе машинист не должен приступать к работе и доложить об обнаруженных неисправностях мастеру транспортного участка или лицу, ответственному за исправное состояние.

-Перед началом работы машинист крана автомобильного обязан проверить наличие удостоверений у стропальщиков, заполнить вахтенный журнал.

Во время работы крана:

-Строго соблюдать требования установки крана, правила сортировки и перемещения груза.

-Выполнять перемещение груза только по команде стропальщика или лица ответственного за безопасность производства работ кранами с использованием знаковой сигнализации.

-Соблюдать требования складирования и разборки грузов с соблюдением габаритов и проходов.

-Работать в охранной зоне воздушной линии только в присутствии ответственного руководителя работ.

-Машинист крана автомобильного обязан прекратить работу в случае обнаружения неисправностей ,которые могут привести к развитию аварии или несчастным случаям или при неблагоприятных погодных условиях.

Машинист крана автомобильного имеет право:

-Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающегося его деятельности.

-Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

-Получать от мастера транспортного участка информацию и документы,

-необходимые для выполнения своих обязанностей.

-Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих обязанностей и прав.

Машинист крана автомобильного несет ответственность:

-За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей, предусмотренных настоящей рабочей инструкцией, в пределах предельных действующим трудовым законодательством РФ.

-За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения, в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

-За причинение материального ущерба, в пределах определенным действующим трудовым. Уголовным и гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция

Литература по металлургии → Должностные инструкции Производственная инструкция машиниста крана

Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить машинистов, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности. Для строповки и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики.

К обслуживанию кранов допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, обученные по программам, разработанным учебными цен­трами и согласованным с Ростехнадзором. Участие инспектора Ростехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации машинистов, стропальщиков и наладчиков приборов безопасности обязательно. Аттестация других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться квалификацион­ной комиссией организации, проводившей обучение, без участия инспектора Ростехнадзора. Лицам, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение, снаб­женное фотографией, за подписью председателя квалификационной комиссии, а машинистам, стропальщикам и наладчикам приборов безопасности — за под­писью председателя комиссии и инспектора Ростехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип кранов, к управлению которым он допу­щен. Удостоверение во время работы рабочие должны иметь при себе. Допуск обслуживающего краны персонала оформляется приказом владельца крана.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (машинистов, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасно­сти и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

¦ периодически, не реже одного раза в 12 мес;

¦ при переходе работника на другое место работы;

¦ по требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производ­ственной инструкции. Участие инспектора Ростехнадзора в повторной провер­ке знаний обслуживающего персонала необязательно.

Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающе­го персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

При переводе машиниста с одного крана на другой такой же конструк­ции, но другой модели владелец крана обязан ознакомить с особенностями устройства и обслуживания крана и обеспечить стажировку. После провер­ки знаний и практических навыков эти рабочие могут быть допущены к са­мостоятельной работе.

Обязанности машиниста перед началом работы

1. Предъявить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, удостоверение машиниста мостового крана, получить в установлен­ном на предприятии порядке ключ-марку и ознакомиться с предыдущей запи­сью в вахтенном журнале.

2. Произвести приемку крана:

¦ произвести внешний осмотр механизмов крана, их тормозов и электро­оборудования, защитного заземления, крюковой подвески и каната;

¦ проверить наличие смазки механизмов и каната, и в случае необходи­мости произвести их смазывание;

¦ проверить наличие и исправность ограждений механизмов, электрообо­рудования, галерей и площадок;

¦ убедиться в наличии и исправности рабочего и ремонтного освещения, а также звукового сигнального устройства;

¦ убедиться в наличии резинового диэлектрического коврика в кабине;

¦ осмотреть подкрановые пути, убедиться в отсутствии на кране и в под­крановых путях ремонтного персонала и посторонних лиц;

¦ проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;

¦ осмотреть металлоконструкции и ограждения крана, убедиться в отсутствии посторонних предметов, которые могут при движении упасть с крана;

¦ проверить вхолостую все механизмы крана, работу тормозов, приборов безопасности;

¦ сделать запись о приемке смены в вахтенный журнал.

3. Произвести осмотр крана в ночное и вечернее время только при дос­таточном освещении.

4. Получить задание на предстоящую работу и инструктаж о мерах без­опасности от лица, ответственного за безопасное производство работ крана­ми, и проверить удостоверение у стропальщика.

5. Проверить совместно со стропальщиком соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и маркировку.

Машинист не должен приступать к работе при наличии неисправностей или дефектов, указанных в инструкции завода-изготовителя, при кото­рых не допускается эксплуатация крана; дефектов грузозахватных при­способлений или их несоответствия характеру выполняемых работ; лю­дей в зоне работ.

Обязанности машиниста во время работы

1. Машинисту запрещается работать с необученными стропальщиками и допускать к строповке груза посторонних лиц. Работу нужно производить только по сигналу стропальщика или специально выделенного сигнальщика. Машинист во время работы не должен отвлекаться от своих прямых обязан­ностей и допускать на кран посторонних лиц.

2. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подал.

3. Включение и остановку механизмов крана машинист должен произ­водить плавно, без рывков. Производить перевод механизмов с прямого хода на обратный до полной их остановки не разрешается за исключением случа­ев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.

4. Подъезжать к тупиковым упорам или соседнему крану машинист должен только на пониженной скорости.

5. Перед каждой операцией машинист должен подать звуковой сигнал.

6. Машинист обязан производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 200. 300 мм для проверки правильности его строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего груз можно поднимать на нужную высоту.

7. Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном пе­ремещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встреча­ющихся на пути предметов.

8. Уборку и разборку грузов машинист должен производить, не нарушая установленных для складирования габаритных размеров и не загромождая проходов, на местах, исключающих возможность их опрокидывания.

9. Машинист обязан производить погрузку и разгрузку автомашин, же­лезнодорожных полувагонов и платформ только при отсутствии людей на транспортном средстве. Погрузку или разгрузку полувагонов необходимо про­изводить под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

10. При опускании грузозахватного органа на уровень ниже обычного (подъем груза из колодца, котлована и т.п.) машинист должен убедиться, что при нижнем положении грузозахватного органа на барабане осталось нави­тыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимными устройствами.

11. При наличии на одном подкрановом пути нескольких кранов машинист во избежание столкновения последних должен следить за исправностью ограни­чителей передвижения и не использовать ограничители (концевые выключате­ли) для остановки крана, не допускать сближения кранов менее чем на 1 м.

12. Машинист должен входить на кран и сходить с него только через посадочную площадку.

13. Перед выходом на настил галереи крана машинист обязан отклю­чить рубильник в кабине и повесить на него плакат с надписью «Не вклю­чать! Работают люди».

14. При вынужденной остановке мостового крана не у посадочной пло­щадки и при отсутствии вдоль подкранового пути проходной галереи эваку­ация машиниста с крана должна быть организована по его сигналу админи­страцией предприятия и производиться в соответствии с порядком, установ­ленным для данного участка или пролета.

15. Ученик, проходящий стажировку, может управлять краном только в присутствии и под непосредственным руководством машиниста.

16. При подъеме и перемещении груза машинист не должен:

¦ поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана, не­правильно обвязанный груз, раскачивать грузы или опускать их с боль­шой скоростью, а также вынимать отливки из земли или сливы метал­ла без предварительного освобождения;

¦ поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, а также груз, подвешенный за один рог двурогого крюка, в таре, исключающей воз­можность выпадения отдельных грузов;

¦ подтаскивать крюком груз при наклонном натяжении каната, отрывать укрепленный груз, примерзший или чем-либо заваленный, и т.п.;

¦ поднимать и перемещать краном людей, а также неуравновешенный груз, выравниваемый массой людей или поддерживаемый людьми;

¦ оставлять груз в подвешенном состоянии;

¦ производить самостоятельно ремонт крана, его механизмов и электро­оборудования, осмотр и ремонт главных троллей, токоприемников, а также смену плавких предохранителей;

¦ включать рубильник и работать механизмами крана при нахождении на галерее людей; исключения допускаются для слесарей, электромонтеров, осматривающих механизмы крана, в этом случае включение рубильни­ков и механизмов крана можно производить лишь по указанию лица, производящего осмотр и имеющего на руках ключ-марку;

¦ оставлять на настиле галереи или кране инструмент или детали;

¦ сбрасывать что-либо с крана;

¦ входить на кран или сходить с него во время движения;

¦ выходить на подкрановые пути, ходить по ним, перелезать с одного крана на другой, а также переходить с одной галереи на другую через тележку.

17. Вывод крана в ремонт должен производить ИТР, ответственный за содержание кранов в исправном состоянии. Дата и время вывода крана в ре­монт и фамилия ответственного за его проведение должны быть указаны в вахтенном журнале крана и наряде-допуске.

18. При выводе крана в ремонт в кабине выключается главный рубиль­ник, вынимаются плавкие предохранители и вывешивается на кране плакат «Не включать! Работают люди». Ключ-марка должен находиться у ответ­ственного за проведение ремонтных работ.

19. Машинист может начать работу на кране после ремонта только с раз­решения ИТР, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.

20. При каждой вынужденной остановке крана машинист должен сде­лать соответствующую запись в вахтенном журнале и доложить ИТР, ответ­ственному за содержание кранов в исправном состоянии.

Обязанности машиниста по безопасности в аварийных ситуациях

1. Машинист обязан прекратить эксплуатацию крана и сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ, о возникших ситуациях в следующих случаях:

¦ при поломке механизмов или металлоконструкций крана;

¦ нахождении под электрическим напряжением корпуса электродвигате­ля, контроллера, крюка или металлоконструкций крана;

¦ закручивании канатов грузового полиспаста;

¦ неисправности кранового пути;

¦ частом срабатывании электрической, тепловой или иной защиты.

2. При возникновении на кране пожара машинист должен немедленно отключить рубильник в кабине, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара имеющимися на кране противопожарными средствами.

3. Если произошла авария или несчастный случай, машинист должен со­хранить обстановку, если она не угрожает жизни и здоровью людей, и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.

Обязанности машиниста по окончании работ:

¦ опустить груз на землю и поднять грузозахватный орган в верхнее по­ложение;

¦ отвести кран в предназначенное для стоянки место;

¦ выключить рубильник в кабине;

¦ закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;

¦ выключить рубильник на распределительном щите и запереть щит на замок;

¦ о сдаче смены сделать запись в вахтенный журнал. Если обнаружены ка­кие-либо неисправности, то сделать запись в вахтенный журнал и доло­жить об этом ИТР, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии;

¦ сдать в установленном порядке ключ-марку.

Производственная инструкция для машиниста крана (башенного крана), Инструкция (форма) от 16 июля 2013 года

Производственная инструкция для машиниста крана (башенного крана) 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


1.1. Машинист крана (башенного крана) является рабочим и подчиняется непосредственно мастеру (начальнику смены, руководителю иного структурного подразделения).

1.2. Машинисту крана (башенного крана) необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. В соответствии с для управления и обслуживания кранов (башенных кранов) руководством предприятия (организации), цеха назначаются машинисты, имеющие удостоверение на право управления крана данного типа.

1.4. Обязанности машинистов крана (башенного крана) могут выполнять лица не моложе 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний по результатам медицинского освидетельствования, аттестованные в установленном порядке и имеющие удостоверение.

1.5. Машинист крана (башенного крана) после перерыва в работе по специальности более одного года должен пройти проверку знаний в комиссии, назначенной владельцем крана, и в случае удовлетворительных результатов проверки может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.6. Повторная проверка знаний машинистов крана (башенного крана) проводится квалификационной комиссией предприятия:

периодически, не реже одного раза в 12 мес.;

при переходе с одного места работы на другое;

по требованию инспектора Ростехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов в организации.

1.7. Машинист, переводимый с крана одного типа на кран другого типа, должен быть обучен и аттестован в порядке, установленном Правилами.

1.8. Машинист, переводимый с одного крана на другой того же типа, но другой модели, индекса или с другим приводом, должен быть ознакомлен с особенностями устройства и обслуживания такого крана и пройти стажировку. После проверки практических навыков машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

1.9. Машинист крана (башенного крана) должен знать:

руководство по эксплуатации крана (башенного крана);

производственную инструкцию по безопасной эксплуатации для машинистов крана (башенного крана);

Типовую инструкцию для стропальщиков;

устройство и основные технические характеристики крана (башенного крана);

назначение, принцип действия и устройство механизмов и приборов крана (башенного крана);

основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации крана (башенного крана);

основные работы, выполняемые при техническом обслуживании крана (башенного крана), ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана (башенного крана);

устройства и правила использования стропов, тары и других грузозахватных приспособлений;

установленную сигнализацию при выполнении рабочих операций;

порядок установки и работы крана (башенного крана) вблизи линии электропередачи (ЛЭП);

знать требования, предъявляемые к подкрановым путям;

знать приемы освобождения от действия электрического тока;

порядок производства работ краном (башенным краном);

инструкции по охране труда, основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем месте, правила санитарии и гигиены;

правила внутреннего трудового распорядка.

1.10. Машинист крана (башенного крана) должен уметь:

правильно устанавливать кран (башенный кран) для работы;

управлять краном при подъеме, перемещении и опускании груза;

определять пригодность стальных канатов, стропов, грузозахватных приспособлений и тары;

Производственная инструкция для машиниста крана (башенного крана)