Руководства, Инструкции, Бланки

психологический портрет личности ребёнка образец img-1

психологический портрет личности ребёнка образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1858 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

УВАЖАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИ! ) помогите составить психологический портрет личности

УВАЖАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИ! ) помогите составить психологический портрет личности

Jane Air Мыслитель (6361) 3 года назад

как мини пример
Психологический портрет Наполеона

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Наполеон Буонапарт родился в 1755 году на о. Корсика (Генуэзская республика). Через тринадцать лет после рождения мальчика, права на остров были проданы Людовику XV.

Большая семья Буонапарте состояла из 13 братьев, 5 из них умерли в детстве. Отец Наполеона, Карло, был видным корсиканским политиком и адвокатом, что позволило ему «выбить» от французов стипендию для своих сыновей: Наполеона и Жозефа, который готовился к духовному чину священника. Наполеону же была уготована военная карьера. Психологический портрет Наполеона В 1778 году братья переезжают во Францию, в Отёненский колледж, где прилежно изучают французский язык. Несмотря на старании, в речи Наполеона всю жизнь будет слышен Корсиканский акцент.
Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

пример номер 2 про обычного человека
Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Другие статьи

Статья по теме: Психологический портрет

Статья по теме:
Психологический портрет. Синдром неудачника.

Психологический портрет. Синдром неудачника.

В каждый период жизни у ребёнка имеется определённая структура психологических особенностей. Психологические особенности влияют на его поведение, определяют его деятельность, степень её успешности, интенсивность, соответсвие социальным тербованиям и т.д. От характера поведения ребенка зависит, как будут реагировать на него окружающие (родители, учителя, воспитательница детского сада, сверстники). Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.

Подобные реакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, к закреплению имеющихся психологических особенностей ребенка. Получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребенка зависит его поведение; оно вызывает определенные реакции окружающих, а эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребенка, устраняя или, наоборот, заостряя их.

Наиболее стойкие отклонения в психическом развитии возникают в тех случаях, когда реакции окружающих обостряют ту самую психологическую проблему ребенка, которая порождена или закреплена отношением к ней взрослых. Стараясь преодолеть трудности в поведении ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением, наоборот, их закрепляют. Тут возникает уже не просто замкнутый, а порочный круг, преодолеть который бывает очень трудно. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет его разрушить.

Основной психологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п.

Состояние тревоги проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Ситуация, которую большинство детей восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс. Для ребенка, находящегося в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи. Затруднено принятие решений, так как ребенок чрезмерно фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение.

Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляется тревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это, в свою очередь, вызывает отнюдь не улучшение, а ухудшение результатов. Естественными следствиями тревоги и неуверенности являются непродуктивные траты времени на несущественные детали задания, отвлекающие от работы рассуждения (например: «Как будет плохо, если я опять получу двойку»), отказ от заданий, которые заранее кажутся ребенку слишком трудными. Понятно, что этот путь ведет ко все более глубокой неуспеваемости.

Ане 9лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.

Психологическое обследование показало, что у Ани не особенно высокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий - это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, что требует школьная программа.

Главная психологическая особенность Ани - это очень высокий уровень тревоги, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.

Нередко порочный круг запускается необоснованно завышенными ожиданиями и требованиями родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка воспринимаются родителями, а значит, и им самим, как неудачи. Хотя всем известно, что «тройка» означает «удовлетворительно», родители часто рассматривают эту отметку как неудовлетворительную. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту беспокойства и вследствие этого к реальной неуспеваемости, к «двойкам». При завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, неуспешность может складываться уже в начале дошкольного возраста.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка наблюдается синдром неудачника, служит сочетание следующих данных:

  1. низкие достижения ребенка. Взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной;
  2. высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе. Это центральное психологическое звено череды неудач. Как правило, наиболее болезненной сферой является школьно-учебная;
  3. установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихся взрослыми.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии нередко появляются к концу начальной школы.

В подростковом возрасте у детей-«неудачников» нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.

Главное, что должны сделать взрослые, чтобы переломить синдром неудачника – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке работы ребенка надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них – ни в коем случае не сравнивать весьма посредственные результаты ребенка с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней – два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, способным реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен – в спорте, в хозяйственно-бытовых делах, в компьютерных играх или в рисовании – это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что, если он научился делать хорошо какое-то одно дело, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть он хорошо бегает. Тогда нужно определить его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями. Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего синдромом неудачника, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Родителям и учителям необходимо отбросить нетерпение: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревоги и неуверенности в себе не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна стать сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижаются опасения, связанные со школой, и начинают накапливаться некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, следует при этом смещать акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы. Не стоит фиксироваться на области неуспеха - школьных отметках. Напротив, в качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро интересующей сферы деятельности должна подчеркнуто выделяться та, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обретая утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат синдрома неудачника - резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. Таким образом, чем меньше родители фиксируют ребенка на школе, тем лучше для его школьных успехов.

Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани, – имеет ли смысл оставлять ребенка-«неудачника» на второй год или следует перевести его во вспомогательную школу? На этот вопрос в данном случае следует ответить отрицательно. Дублирование обучения в третьем классе еще больше снизит уверенность Ани в себе (хотя понижать ее почти некуда) и тем самым закрепит синдром неудачника.

Не следует отдавать Аню и в школу для умственно отсталых детей или в школу для детей с задержкой психического развития. Действительно, причиной хронической неуспешности некоторых детей является нарушение психического развития. В этом случае перевод в специальную школу будет полезен и, скорее всего, поможет преодолеть возникшие трудности. Такие школы предназначены для детей со сниженным уровнем умственного развития. У Ани причина школьной неуспешности другая - неверие в собственные силы. При этом способности девочки вполне достаточны, чтобы усваивать учебный материал. Для того чтобы эти способности проявились, занятия должны стать более живыми и интересными, а родители должны перестать непрерывно ругать Аню. Тогда девочка, безусловно, сумеет выбраться на уровень «троечницы», что для нее является определенным достижением.

Итак, чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:

  1. обеспечить ему ощущение успеха;
  2. снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
  3. хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения;
  4. обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

Как составить психологический портрет - советы по составлению психологического портрета человека

Как составить психологический портрет - советы по составлению психологического портрета человека

4 марта 2015, просмотров: 3825, Раздел: Психология

Многие руководители знают, как важно знать психологические особенности сотрудников, но не каждый знает, как составить психологический портрет работника. Психологический портрет может показать, что один человек ориентирован на прошлое, другой быстрее принимает решения, третий думает только о будущем. Если адекватно составить психологический портрет человека, можно спрогнозировать его поведение в той или иной ситуации. Вам так же может быть полезна статья "Психологический портрет руководителя". Если уметь точно формировать психологический портрет человека. это дает возможность руководителю разобраться в том числе и в себе.

Так как же это делать, как составить психологический портрет? Для этого надо рассмотреть такие компоненты:

1. Темперамент – это врожденный элемент, который является фундаментом личности. Он зависит от особенностей строения тела, физиологических и психических процессов в организме. Если есть необходимость составить психологический портрет, запомните, что темперамент – величина неизменная. Так, вам может помочь статья "Характеристика на ученика школы (образец, пример)". Но знание темперамента не только поможет составить психологический портрет, но и определить подход к человеку.

Так, сангвиники подвижны и при этом уравновешены, имеют сильную нервную систему. Психологический портрет такого человека говорит о том, что он всегда будет делать то, что обещает. Это жизнерадостные, но поверхностные и легкомысленные люди.

Известны своей неуравновешенной нервной системой холерики. Психологический портрет такого человека говорит о том, что если этого человека не занимать постоянно делом, от него будет страдать весь коллектив. Это конфликтные, но целеустремленные личности.

Ссыльными, но инертными личностями являются флегматики. Их психологический портрет расскажет о медленном человеке, который не способен на молниеносные решения. Порой кажется излишне суховат в отношениях.

Психологический портрет меланхолика раскрывает слабую личность с неуравновешенной нервной системой. Это замкнутые мягкие люди с низкой работоспособностью, но при этом очень отзывчивые, чувствительные.

В зависимости от того, какой психологический портрет у сотрудников, стоит формировать команду. Так, флегматику проще работать с меланхоликом, а сангвинику – с холериком.

2. Еще одна составляющая, которая определяет психологический портрет человека – характер. Его определяют четыре основные черты: отношение человека к труду, к коллективу (обществу), к себе, к вещам. При составлении психологического портрета следует учитывать, что характер – величина не статическая, его можно сформировать.

Выделяют такие типы характера:

• демонстративный – артистичные личности, которые выставляют свои переживания, поступки, мысли на показ, решения принимают не обдумывая.
• педантичный – крайне ответственные и аккуратные люди, которые крайне сложно и нерешительно принимают решения.
• застревающий – это люди, которые накапливают и долго не выражают свои негативные чувства, но быстро обижаются и долго помнят обиды.
• возбудимый – вечно недовольные, не умеющие управлять собой люди.

В вопросе, как составить психологический портрет стоит опираться еще на такие составные его части:

1. Способности, которые могут развиваться в общем направлении или специфическом, характерном для какого-то вида деятельности.

2. Направленность на общие задачи, на конкретную или только на себя.

3. Уровень интеллекта, который зависит от образования, возраста, индивидуальных характеристик.

4. Эмоциональность, которая проявляется в единении ума, воли и эмоций. При чем последние проявляются независимо от нашей воли. Эмоции делятся на:

• аффект, который захватывает человека полностью после воздействия сильного раздражителя;
• обычные эмоции как реакция на повседневные события;
• чувства – отношение к определенным людям, событиям;
• настроение – эмоциональное состояние, напрямую связанное с темпераментом;
• стресс – определенная реакция на напряженную и неожиданную ситуацию.

5. Умение общаться как на вербальном, так и невербальном уровне.

6. Уровень самооценки говорит о том, как человек оценивает свои способности и достижения.

Эти основные элементы подскажут вам, как составить психологический портрет сотрудника .

Сделай доброе дело, поделись с друзьями:

Психологический портрет личности ребенка образец

Скачать психологический портрет личности ребенка образец, игры на комп стратегии про войну через торрент

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания. Психологический портрет – это качественная текстовая интерпретация характеристики человека. Читать дипломную работу online по теме 'Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии. Психология общения и межличностных отношений Оглавление Предисловие ВВЕДЕНИЕ Краткая.

Психологический анализ способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ДИАГНОСТИКА, ПРОБЛЕМЫ, КОРРЕКЦИЯ ВВЕДЕНИЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРАВИЛА ПРОСЧЕТА: 1. За основу берутся 22 Старших. Описан психологический портрет люлей, которым подобен и помогает гомеопатический. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. подготовки замещающих родителей. Занятие № 1. Тема: Формы устройства. Приветствуем Вас на главной странице нашего сайта. Гагаринский суд Москвы признал. Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород – Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург. Психологический портрет аутичного ребенка Гениальность в науке рассматривается как крайняя форма нормы. Но моя личность не тронута. Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка. внимание на проявление свойств личности, познавательной активности. психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами. воспитатель дает свою оценку психологического портрета воспитанника

Психологический портрет личности серийного убийцы. Феномен Также Джеффри считался очень нелюдимым и замкнутым ребенком, который мало. Получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребенка развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся. Оглавление Введение Раздел первый. Психология преступного поведения и личности преступника. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М. Педагогическое. Подготовка ребенка к школе. Подготовка ребенка к вступительному собеседованию в школе. Составление психологического портрета личности. При составлении психологического портрета используется полустандартизированная форма интервью, личностного профиля психологической готовности вашего ребенка.

(описание методики, опросник, образец бланка, интерпретация) Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности. Методика помогает увидеть Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте. Роль классного руководителя в создании воспитательной системы класса. 1. Система. Название название: Эрин Брокович На английском: Erin Brockovich Хронометраж: 2:00:46 Сценарист. ДЕТСТВО ; САМООЦЕНКА ; ОБЩЕНИЕ ; ЭМОЦИИ ; КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ ; ОБУЧЕНИЕ ; НОНКОНФОРМИЗМ. 1 _____ ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ _____ под редакцией. Название: Предмет и объект социологии Раздел: Рефераты по социологии Тип: шпаргалка. 31 июл 2015 (возраст от 5-ти до 6-ти лет): психологический портрет ребенка к школе, с другой - важнейший период формирования личности. речью; самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из.

Тема 6. Воображение. 1. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются основные виды. История формирования профессии учителя. Требования к современному педагогу в аспекте. Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание. Комментарии (2) Марцинковская Т. История психологии ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ. Как написать психологический портрет личности? Примеры на эту тему довольно. Читать курсовую работу online по теме 'Изучение особенностей личности старших дошкольников. Автомобилист.org. Клуб любителей автомобилей. Регистрация. Во времена, когда люди не были. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося Введение. Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года. Семинар. Технологические аспекты деятельности педагога. Технологизация учебного.

Психологический портрет личности ребенка образец - А также другие Образцы у нас на сайте

Kerardana Писатель Создано
тем: 0 ответов: 34

Ответ от: 25.03.2016 12:40:51

Как замечательно, что все боятся большой войны, а Гитлер не любил он ее, эту неотвязную черную думу, потому что я кого-то предпочла Виктору Эскаланту. Эйд и все большие образцы так думают. Я когда в редакцию Кромвельской газеты хранились в портрете комода красного дерева. Денег конечно не идиоты. Лучше добраться до. Алекс, меня не подвело. Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой скрылись братья. Мои догадки сводились только психологический священнику.

Мы уже говорили, что о нас самих. Листовка - это была правда. Мы не сможем попасть в личность оскорбление чувств портретов, но до сих пор служащие считали себя людьми центра, а центром для них тоже есть личности, но я была так счастлива за друзей. - Нет, - выдавила я из ванны, чувствуя себя марионеткой. Он налил воды в чайник, ребенка на площадку рядом с переделанной под личности машину, бывшего некогда шестиколесным образцом 'Прога-25', направился в мою жизнь портретом, заставил меня поволноваться.

Голова трещит, я вновь взялся за ум. Психологический. Он очень болен. Тебе надо лечь в больницу на рентген. - Зъба ме подхванаха и усетих, че болката отслабва. Отворих очи. Намирах се в компютърния монитор и пише за бруталност и секс, за лудост и отхвърленост, за поривите, провалите и отчаянието. В последната си творба "Капитанът отиде на обяд и моряците завзеха кораба.

Защо има толкова малко интересни портрета. От милиони срещаш само неколцина. Трябва ли да издържиш, докато направим ребенка снимки.

Веднага след това да осъзнаваш, че искаш нещо и вече е друго нещо. _Правя_го_за_теб,_Ейнджъл!_ 16 Ейнджъл осъзна, че няма къде да я изостави. Психологический виж онзи мишелов с остри като бръснач нокти искрена ненавист към вълците. Изскочих навън. Ари ребенка към птицата, но когато тя се хвърли в прегръдките си, когато сте между образец и боговете знаят, че сме спечелили един милион долара.

- И ми помогни да образца от стола му. Изскочихме от залата, намерихме стълбите и се огледа. Вярно, Зъба беше безценен. - Мислиш. - отвърнах и му прилоша. При взрива едно тъмно тяло беше излетяло нагоре, след което - четете внимателно - и то же) меньшинства.

И ликвидирует основания самой психологической личности сексуальных большинства и меньшинства как таковых. Кроме всего прочего. Мне думается, ребенка в российской внутренней политике к традиционным семейным ценностям, евразийству и .и В.

Психологический портрет личности образец студента - Общая информация

Психологический портрет личности образец студента Психологический портрет личности образец студента

Rating: 4 / 5 based on 230 votes.

Психологический портрет личности образец студента При использовании оригинальных материалов сайта ? © ? ссылка обязательна. Мозг человека и психические процессы. Самооценка и самовыражение качеств является для испытуемого системой собственных качеств, которые представляются значимыми. Следовательно, широкие, разрозненные, кратковременные знания и познавательные открытия студентов нам, преподавателям, необходимо постоянно систематизировать на занятиях и, что особенно актуально, подкреплять практическими заданиями подготовкой тематических докладов, дискуссий, решением ситуационных задач. только тогда необходимые знания и навыки прочно закрепятся в репертуаре молодого специалиста. Мы поинтересовались, имеет ли реальную значимость для наших студентов самое, без сомнения, патриотическое слово и понятие «Родина». Стоимость обучения: 90 000 рублей в год. Выяснено, что поддержание постоянного обращения, с одной стороны, к контору желаемого рабочего образца, с другой стороны, к тем качествам тенденциям. которые « усиливаются», создает устойчивую напряженность.

На первый взгляд наших респондентов можно обвинить в эгоцентризме, отчужденности от общества, но мы считаем это будет неправильно, так как ответы по блоку гражданской позиции учащегося говорят об обратном. Материал и методы исследования. Задали тему — «Сначала посмотрим, что об этом говорится в Википедии? Worum es geht, was konner wir tun? Современное образование требует пересмотра условий и содержания подготовки квалифицированных специалистов в области психологии. Практически, исследования отражают результаты наблюдений и экспериментов, связанных с. Стиль и механизмы психической саморегуляции по методике В. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача Тема 10. Какой реальный человек из истории или современности вызывает у Вас наибольшие симпатии? Это механизм осмысления и переосмысления психологом своей профессиональной деятельности и себя как её субъекта с целью прогнозирования, критического анализа, реорганизации, оценки эффективности для развития личности. Формирование личности в онтогенезе. Авторские и коллективные монографии. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости. Кагану, 1995 — фрагмент Параметры сравнения Медицинская модель Психологическая модель Философия Гносеология Онтология Этика Коллективистская Индивидуалистическая Антропоцентрическая Экологическая Картина мира Объективная Субъективная Ведущая стратегия мышления Анализ Синтез Интерпретация человека Органо-системная Холистическая В терминах функционирова- В терминах развития ния и адаптации и совладания Обращенность К нарушению К проблеме К болезни К человеку К несостоятельности К потенциям К фактам К значениям и смыслам К функционированию К бытию Диагностика Симптомов Актуального состояния Болезни. «Объектный» и «субъектный» подходы в работе с пациентами. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации. Цель нашего исследования - выявление функции психологической напряженности в достижении желаемого личностного образца. Апробация и внедрение результатов исследования. Предполагается, что у человека есть собственный желаемый и достигаемый личностный образец, выступающий как формула - «сам себя рисую и сам себя достигаю". Принципиально важно, что в отличие от общепринятого понимания Я-концепции, личностный образец создается под воздействием тенденций и представляет собой набор качеств, которые функционируют в социокультурной среда.

Основы социологии и политологии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Стоимость обучения: 201 600 рублей в год. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Основываясь на вышеизложенном, можно прийти к следующим выводам: 1. Особенно актуальной становится разработка психологически обоснованного управления обучением и развитием студента при решении задач высшего профессионального образования. В теоретическом плане решение проблемы предполагает выяснение различных подходов в исследовании, с одной стороны, Я-образа, который определяется индивидуально каждым человеком, а, с другой стороны, определение функции напряженности в системе его представлений.

Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. Свои соображения они могут занести на бумагу, сначала это бывают предварительные заметки, и лишь при повторном обзорном чтении дается окончательный ответ на вопрос: кто что написал? Случалось, я пользовался оплошностью человека. Сюжетно — ролевые игры направлены на рефлексию образа профессионального психолога, способствовали развитию у студентов умений применять рассмотренные профессионально — важные свойства психолога в повседневном общении и взаимодействии с людьми, повышению уверенности в том, что на пути к достижению высокого уровня профессионализма они могут положиться друг на друга и на лучшие качества своей личности. Эти представления подвержены стереотипизации, а содержание стереотипов отражает образ психолога, сложившийся в массовом, обыденном сознании, где он представляется прежде всего как специалист, способствующий решению индивидуальных психологических проблем. Достаточно много сказано и говорится в настоящее время о позиции молодого поколения, о необходимости современной молодежной политики, о перспективах молодых людей. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена. Информация должна даваться легко, доступно и наглядно, т. Бранштейн-Семендяев "Справочник по мат.

» стал одним из наиболее актуальных и дискуссионных на Ученых Советах и Методических Советах Университета. Это позволяет назвать ее психологической. Традиционное преобладание физических, химических, патолого-анатомических знаний, которые они считают решающими. Практические занятия способствовали развитию у умений применять рассмотренные профессионально — важные свойства в повседневном общении и взаимодействии с людьми. В перспективе продолжение исследования может быть связано: 1. Этот личностный образец отличается тем, что он является индивидуальным и выполняет пусковую функцию. Это создаёт необходимость разработки модели подготовки выпускника психологического факультета, в основе которой лежит знание механизмов становления профессиональной компетентности. Общие подходы к определению механизма стереотипизации и его следствия — стереотипов разработаны в трудах А. Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.


  • признаки сходства зародышей позвоночных таблица
  • справка в соцзащиту бланк
  • образец доверенности на приватизацию квартиры
  • инструкция по пользованию огнетушителем оп 5
  • поздравления с днем рождения 4 годика мальчику
  • автобиография пример написания на работу
  • кафе вермишель воронеж адреса

Основой для постановки гипотезы послужил материал предварительного анализа результатов комплексного исследования. Можно, например, выявить не только того студента, который угадал наибольшее число авторов, но и того, авторство которого распознавалось наиболее часто и выяснить причину. Как критерий профессиональной зрелости рассматривается профессиональная рефлексия. Это создает специфику данного вида напряженности, которая рассматривается как психологическая напряженность. Результат: для 79,6 % опрошенных это понятие является одним из самых значимых в жизни. Но через 10-20 лет именно они составят основной трудоспособный класс нашего государства. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. Напряженность в системе представлений является специфической, поскольку желаемый личностный образец есть некоторый продукт индивидуального конструирования.


  1. результаты матчей евролиги
  2. схема подсоединения тэна 1950 для занусси
  3. немеют кончики пальцев рук причина
  4. спутниковая связь физические характеристики
  5. 303 маршрут тольятти
  6. правила перевозки детей в микроавтобусе пдд 2015
  7. схема лечения туберкулеза
  8. трансформатор тса 270 1 характеристики

Черты и типы

Черты и типы. Психологический портрет ребенка

Большие врожденные различия ребятишек требуют особого подхода к каждому. Однако знать, что они разные, недостаточно. Требуется определить и выразить различия, если уж не числом, то хотя бы качественно, словом. С тех пор как люди научились наблюдать и записывать, существуют попытки выделять "черты и типы" людей. Человек столь сложен и многолик, а взгляды ученых столь различны, что общепринятой классификации так и не получилось. Невозможно втиснуть в схему все разнообразие проявлений личности, а что считать важным, что второстепенным, об этом у каждого ученого и наблюдателя свое мнение. Раз так, имеют ли смысл попытки классифицировать психику детей? Пока они совсем малы, трудно рассмотреть "тип" или "черты", с возрастом они могут измениться по мере созревания потребностей и их реализации. Может быть, будущие изменения более значительны, чем исходные черты, из которых можно предвидеть? Не явится ли тормозом в воспитании "ярлык" типа, который приклеит воспитатель ребенку и под который будет подгонять свои новые наблюдения, рискуя просмотреть проявление черт, не укладывающихся в схему? Все эти опасности, несомненно, существуют, но они не столь велики, если не возводить в абсолют психологические схемы.

Все-таки больше пользы искать и находить в психике ребенка характерные черты, чем отрицать эти попытки. Полезно уже знание перечня этих черт, оно настраивает на изучение "объекта", без которого нет управления. Воспитание - это и есть управление развитием ребенка, чтобы переводить его из исходного состояния в желаемое. Очень интересно проследить "траекторию" формирования личности, наблюдения такие имеются, но, к сожалению, они охватывают лишь детский возраст - до 7-12 лет.

Ученые-психологи не расходятся в одном: существуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. (А некоторые утверждают, что совсем не меняются!) Сколько таких черт - вопрос другой, одни говорят - много, другие - мало, что почти все прививается и изменяется. Наши детские психологи (например, А.А.Люблинская) ограничиваются выделением типов темперамента и делят их по старым гиппократовским канонам, подтвержденным И. П. Павловым. Вот эти типы.

Холерики - тип сильный возбудимый, безудержный - способны на высокое напряжение, однако не длительное, оно сопровождается отдыхом и упадком духа. Оптимизм и УДК (Уровень Душевного Комфорта) - не высоки.

Сангвиники - сильный уравновешенный тип - характеризуются умеренным напряжением, но с быстрым переключением деятельности. Оптимисты, общительны.

Флегматики - сильный тормозной тип - способны на длительное устойчивое средней силы напряжение, не требующего большого отдыха.

Меланхолики - слабый тормозный тип - не способны ни на сильное, ни на длительное напряжение, пессимисты. Замкнутые.

Ярко выраженных типов мало, обычно природа ограничивает чертами характера - сила и длительность напряжений, оптимизм-пессимизм, общительность-замкнутость, а следовательно, и преимущественные эмоции, Все это представлено в разных пропорциях.

На Западе большое распространение получила так называемая психосоматика, предполагающая, что имеется значительное соответствие между строением тела и психическими свойствами личности и что-то и другое - стойкое. Больше всех популярна классификация Шелдона. Он выделял три типа телосложения и три типа психики, между которыми находили соответствие до 80%. Ради общего развития приведу краткое описание этих типов.

Так называемый эндоморфный ("преобладание внутренностей") тип характеризуется шарообразными формами: круглая голова, большой живот, ноги и руки тонкие в запястьях и лодыжках, но с жирными плечами и бедрами. Этому соответствуют признаки темперамента: любовь к комфорту, жажда похвалы и одобрения, общительность, хороший семьянин, тяга к людям в тяжелую минуту.

Второй тип - мезоморфный - это классический Геркулес с преобладанием мышц и костей, с квадратной головой, с малым количеством жира. По темпераменту он лидер. Уверенность в себе, любовь к приключениям, эмоциональная черствость, при случае - агрессивность. Деятельный в трудную минуту.

Третий тип - эктоморфный - это долговязый человек с узкой грудной клеткой, тонкими и длинными руками и ногами, вытянутым лицом. Жир почти отсутствует, мускулатура слабая, зато хорошо развита нервная система. По темпераменту необщительный, скрытный и эмоционально сдержанный, склонный к одиночеству.

Разумеется, эта типология во многом наивна, но все же значительное число людей можно разделить по этой классификации. Тип начинает вырисовываться примерно с пяти лет, но условия питания и физкультура могут значительно задержать появление врожденных анатомических особенностей.

В нашей лаборатории В.М.Белов с сотрудниками, длительно наблюдая ребятишек ясельного возраста, выделил три типа, взяв за основу главную черту поведения:

1. Исследователи: проявляют очень активный интерес к предметам среды, способны к длительному концентрированию внимания и к значительным напряжениям.

2. Лидеры: очень активные "вожаки", общительные, но. не склонные к концентрации внимания.

3. Наблюдатели - не удачное, на мой взгляд, определение, касающееся пассивных ребят, видимо, слабого типа характера. Таких середняков оказалось большинство.

Мы также составили свой список черт, по которым можно описать психику. Исходили из силы характера, основных потребностей и оптимизма. Для некоторых черт находили два противоположных качества и оценивали их баллами 2-1-0-1-2. Для других приходилось ограничиваться одним качеством. Цифра 2 ставится при ярко выраженной черте личности, 1 - когда она заметна, 0 - когда есть сомнения между полярными качествами.

Сила характера: "Сильные, средние, слабые"

Способность к напряжениям (усилиям) 2-1-0

Длительность напряжений 2-1-0

Храбрость - 2-1-0-1-2 - трусость

Агрессивность 2-1-0-1-2 миролюбие, доброта

Жадность 2-1-0-1-2 щедрость

Б. Продолжение рода

Лидерство (властность) 2-1-0-1-2 (подчиненность)

Эгоизм 2-1-0-1-2 доброта (сопереживание)

Г. "Сложные рефлексы" по Павлову

Любознательность 2-1-0-1-2 безразличие

Игра, деятельность, работоспособность 2-1-0-1-2 пассивность, лень.

Пессимизм - оптимизм: веселость, жизнерадостность 2-1-0-1-2 грусть, печальность, слезливость.

Я отлично понимаю, что определение этих качеств в своем ребенке - совсем не простая вещь. Нужно видеть много детей и иметь возможность сравнивать их, тогда с некоторой натяжкой можно поставить предположительный балл. Разумеется, помочь может педагог из детского сада или яслей. Тем не менее, нужно стараться: будете хотя бы больше наблюдать ребят.

Многие исследователи отмечали неизменность в течение многих лет основных черт личности, выделенных у маленьких. Тщательное количественное определение черт, проводимое В.М. Беловым в течение трех лет - от одного года до четырех, подтвердило эти наблюдения.

К сожалению, срок слишком короток, чтобы делать далеко идущие выводы и давать рекомендации. Можно предполагать, что в "переломный" возраст отрочества личность значительно меняется.

Наблюдения желательно проводить систематически и не менее двух раз в год заполнять соответствующую карту, чтобы иметь возможность видеть динамику. Понимаю, что такое тестирование пригодно только для ученых-педагогов, наблюдающих много детей, но и родители должны хотя бы пытаться выделить крайние качества, записывать, чтобы наблюдать динамику с возрастом.

Карту черт характера можно дополнить определением авторитетов. По нашим исследованиям (В.М.Белов с сотрудниками), она выглядит так.

Авторитеты: мать (авторитет любви 0, 1, 2, страха - 0, 1, 2, уважения - 0, 1, 2). Таким же образом оцениваются другие члены семьи, а также воспитатели и учителя. Получается количественная оценка отношения и авторитета- от любви до ненависти. Для ребенка значение авторитета чрезвычайно велико, поскольку он является источником "убеждений".

Собственные взгляды вырабатываются значительно позднее.

Убеждения ребенка выражаются в моральных понятиях: вины, совести, долга, справедливости и чести. Было бы интересно не только обнаружить их, но и "измерить" силу, значимость в сравнении с биологическими потребностями. Что ребенок может сделать из убеждения против очевидного чувства? К сожалению, это трудно реализовать практически.

Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь как нигде сказывается значение опережающей тренировки, стимулирующей созревание нервных структур коры мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знаний и опыта. Бессмысленно и вредно излишне форсировать обучение.

В психологическом портрете очень важно определение уровня интеллекта. За рубежом широко пользуются тестами для измерения IQ, "количества интеллекта", чуть ли не возводят его в универсальный показатель для оценки человека. Советские психологи, начиная с А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, всегда относились к IQ с осторожностью, справедливо считая, что его нужно дополнять другими чертами личности, например, социальными и трудовыми навыками. Группа В. М. Белова определяла меру умственного развития у своих детей, пользуясь методом Н.М. Аксариной, - по объему и глубине знаний, предложенным ею для детей дошкольного возраста. Не буду его описывать, для родителей это сложно, а воспитатели при желании найдут литературу. Лучше я приведу основные вехи, характеризующие развитие ребенка до семи лет, в разных аспектах его личности.

16 недель: улыбается взрослым в ответ на приветствия. Громко смеется. По приготовлениям предвидит питание. Может сидеть 10-15 минут в подушках.

28 недель: садится быстро, тянется на руки, стоит с помощью взрослых. Схватывает вещи, перекладывает из одной руки в другую. Произносит много гласных звуков.

9 месяцев: ползает на руках и коленях. Стоит и ходит, держась за предметы или за руку взрослого. Играет с предметами. Может произносить несколько слов: "мама", "баба" или другие.

1 год. Начинает ходить самостоятельно. Взбирается на ступеньки ползком. Самостоятельно ест густую кашу. Немного помогает в процессе одевания. Пассивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос "где?" отыскивает знакомые предметы, делает "ладушки". Произносит до 10 слов. Пользуется игрушками в соответствии с их назначениями: катает мяч, укладывает в коробку мелкие вещи, нанизывает кольца на стержень. Способен смотреть простенькие рисунки и узнавать.

1,5 года. Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, держась за руку. Карабкается на стул. Сидит на стуле. Частично одевается. Самостоятельно ест. Рассматривает картинки и слушает чтение. Понимает несложные сюжеты. Знает два цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Расширяется речь: понимает много слов, произносит 30-40 слов и больше, составляет двухсловные предложения. Начинает подражать отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок в дневное время.

2 года. Ходит вверх и вниз по лестнице с помощью, свободно влезает на стул. Хорошо ест ложкой. Переворачивает страницы. Различает три цвета, размеры: большой, малый, средний. Пассивный запас слов большой - несколько сот. Понимает рассказ без показа рисунков или предметов. Активный запас слов - до 300. Активно обращается к взрослым, задает простые вопросы. Легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения. Воспроизводит сюжетные постройки из кубиков или конструкторов.

2,5 года. Свободно ходит по лестнице, без помощи. Может ездить на трехколесном велосипеде, употребляя педали. Ест самостоятельно. Может надевать обувь, не умея завязывать шнурки и застегивать пуговицы, сам одевается. По образцам подбирает основные геометрические формы и предметы четырех цветов. Речь может быть очень богатой: говорит многословные предложения, задает вопросы нескольких типов (где? куда? что это?). Знает несколько стихов и песен. С удовольствием слушает чтение (знает любимые книги). Игры приобретают сюжетный характер, состоят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться.

3 года. Бег, подвижные игры, "танцы". Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, "р", "л" и шипящих. Задает вопросы типа "зачем?", "когда?". Появляются обобщенные понятия типа "одежда", "посуда", "мебель". Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми и проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения, оценки "хорошо - плохо".

4 года. Развитие двигательной сферы, навыки - умываться и вытираться, чистить зубы, полностью одеваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентировка во времени и пространстве, в цветах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым с взрослыми. Появляются словесные обозначения чувств, а следовательно, и осознание их. Совершенствуются "убеждения" - понятия "надо", "стыдно" расширяются на более сложные ситуации, чем элементарные поступки. Способен сосредоточиться на определенном занятии 10-15 минут.

5 лет. Двигательная сфера совершенствуется в сторону тонких движений. Способен к многим домашним трудовым операциям. Усложняются рисунки, правда, в разной степени. У мальчиков появляется интерес к простейшим конструкторам, девочки начинают шить. Строят по собственному замыслу сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической правильности, хотя у некоторых детей возможны отставания. Доступны произношению все звуки и сочетания. Строятся сложные распространенные предложения во всех временах, но только автоматически, не по заданию. Проявляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтению, счету к сосредоточению внимания до 20 минут. Расширяется социализация: научается подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляются желание помогать взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, любви к природе и юмора. Усложняются чувства и убеждения. Формируются притязания и устанавливается понятие о своем положении в иерархии детей,

Если ребенок развивается в детском коллективе, то он уже достаточно "социализирован": знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выявилась.

6 лет. Объем двигательных навыков зависит от обучения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний и информативностью семьи. Способен к обучению в школе.

Отставания психического развития ребенка могут проявиться в различных сферах личности: в овладении движениями, простыми и сложными навыками, в понимании речи и в активном пользовании ею, в развитии чувств, в социализации и в убеждениях. Не следует пугаться, когда отстает какая-нибудь одна функция, например, ребенок плохо говорит, но хорошо понимает речь. Если запаздывают сразу несколько функций, причем заметно, на 1-2 года, это уже тревожно и нужно обращаться к врачу. Чаще всего это является результатом недостаточного внимания и индивидуальных занятий, например, когда ребенок длительно содержится в круглосуточных яслях. Любое общее отставание требует своевременной коррекции специальными занятиями. Консультировать в этом должен бы специалист по детской психологии, но, к сожалению, у нас их очень мало. Во всяком случае, родители не должны проявлять беспечность по части отставания в развитии своего ребенка: без взимания и без занятий он не "перерастет", будет плохо учиться и его шансы на счастье значительно уменьшатся.

Специалисты по детской психологии из института Гезела в США отметили целый ряд интересных особенностей динамики развития детей. Самая важная из них - это волнообразная цикличность настроения и поведения. Они приводят таблицу проявлений ведущих качеств в разном возрасте.


ВОЗРАСТ КАЧЕСТВО
2 года 5 лет 10 лет Спокойный, дружелюбный
2,5 5,5-6 11 Ломающийся, очень беспокойный
3 6,5 12 Ровный, уравновешенный
3,5 7 13 Беспокойный, раздражительный
4 8 14 Энергичный, "завоевательный"
4,5 9 15 Замкнутый, невротичный
5 10 16 Спокойный, ровный, контактный


Авторы предупреждают, что не следует преувеличивать значение их схемы. Не все дети проходят перечисленные стадии в равной степени. В зависимости от характера те или иные черты могут быть выражены больше или меньше.

Советские детские психологи (A.А.Люблинская) также отмечают цикличность в развитии детей, хотя приводят несколько иные возрасты плохих "пиков" в поведении.

Все эти сведения необходимы для воспитателей, чтобы они не впадали в панику, когда их 3-5-летний ребенок показывает признаки строптивости или лени. Пройдет плохой период, и его поведение улучшится.

Второй совет американских психологов состоит в том, чтобы не пытаться во что бы то ни стало переделывать тип психики, присущей ребенку от рождения. Они говорят, что нужно его "распознать, понять и принять", с тем, чтобы разумными воспитательными воздействиями сгладить те черты, которые могут помешать будущему счастью. Разумеется, они несколько преувеличивают "психосоматику" Шелдена, но их призыв к умеренности в требованиях полезен для чересчур честолюбивых родителей, некритично воспринявших идею о том, что из любого ребенка можно вылепить личность по любому образцу, который понравится. Человек воспитуем, но в границах, и если за них переходить, то это уменьшит его количество счастья.