Руководства, Инструкции, Бланки

психологический портрет личности образец студента img-1

психологический портрет личности образец студента

Рейтинг: 4.0/5.0 (1890 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психологический портрет личности

Психологический портрет личности

Психологический портрет личности

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

1. Разнообразие подходов к определению личности

Основными проблемами психологии личности на первоначальном – философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России – с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские – теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

2. Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В. Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

3. Составление психологического портрета на конкретном примере

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б. молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

3.1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

3.2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

4. Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности.

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.

Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М. Наука, 1988. – Стр. 281-310.
Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.
Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643 с.
Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности». – М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. – 400 с.
Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М: Изд. центр «Академия», 1996. – 416 с.

Другие статьи

Психологический портрет личности - Все для студента

Психологический портрет личности

Что такое психология Психология в обыденной жизни и профессиональной деятельности. Психологический портрет Свойства нервной системы Темперамент Эмоции. Характер и самооценка. Познавательные процессы. Программа саморазвития. Заключение. Список использованных источников.

  • 39,67 КБ
  • скачан 47 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 22.03.2010 18:49
  • будет удален через 14 дней

Введение. I. Психодиагностика мыслительных операций методикой «Исключение понятий». II. Психодиагностика мыслительных операций методикой «Выделение существенных признаков». III. Психодиагностика мыслительных операций методикой «Сравнение понятий». IV. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. V. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. VI. Тест-опросник.

  • 205,22 КБ
  • скачан 130 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 20.06.2011 01:16
  • будет удален через 14 дней

Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с. Книга содержит три раздела: диагностика психических состояний и свойств личности; диагностика межличностных и семейных отношений; диагностика профессионального подбора кадров. Представляет собой полное собрание методик и тестов практической психодиагностики. Методики и тесты сопровождаются.

  • 3,51 МБ
  • скачан 1842 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 08.09.2016 01:31
  • будет удален через 14 дней

Принято выделять психологический тип на основе преобладания тех или иных черт индивидуальности. Многие считают, что тип — это врожденное свойство личности, которое не изменяется с годами. Другие полагают, что в каждом из нас есть все психологические качества, которые только можно себе представить, но у одних они более развиты, у других — менее. Некоторые качества находятся в.

  • 428,02 КБ
  • скачан 218 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 10.11.2010 23:46
  • будет удален через 14 дней

Психологический портрет личности образец студента

Психологический портрет личности образец студента

Шадринск Формирования профессиональной компетентности студентов — будущих психологов на основе восприятия и понимания механизмов профессионализации Теоретический анализ проблемы показывает, что в последнее время возрос интерес исследователей к глубинным детерминантам, обуславливающим процесс развития профессиональной компетентности психолога, в частности, к движущим силам и механизмам этого процесса Знание механизмов профессионализации и развития компетентности является показателем профессионального мастерства психолога, которое обеспечивает целостность и единство сферы профессиональной деятельности, так как здесь проявляются все когнитивные и регулятивные системы профессионала. Современное образование требует пересмотра условий и содержания подготовки квалифицированных специалистов в области психологии. Освоение профессии в высшем учебном заведении осуществляется в процессе специально организованной учебной деятельности студентов. Её целью является предоставление студенту необходимого объёма общенаучных, гуманитарных и специальных знаний, умений, формирование и развитие у них соответствующих личностных качеств и способностей, приобщение к основам профессиональной этики. В период обучения на факультете психологии у студентов происходит более адекватное формирование профессиональных представлений: создается образ психолога-специалиста, обладающего определенным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, четче осознаются трудности профессии, связанные с процессом профессиональной подготовки, приобретением определенных знаний, умений, навыков. Это создаёт необходимость разработки модели подготовки выпускника психологического факультета, в основе которой лежит знание механизмов становления профессиональной компетентности. Актуальной, но не разработанной остаётся проблема механизмов развития профессиональной компетентности. Решающее значение в этом имеет механизм установки. Установка имеет функциональное значение. Она оказывает заметное влияние на формирование образа объекта восприятия и отнесение его к какой — либо профессиональной или социально — ролевой группе, настраивает индивида на «проигрывание» роли определённым образом, помогает овладеть эффективными способами усвоения знаний по вопросам восприятии и понимания окружающей действительности. Любые категории и понятия не смогут превратиться в убеждения, если они лишь усвоены и вошли в сознание, а не пережиты и не прочувствованы эмоционально. Критерием успешного становления специалиста выступает его профессиональная мотивациято есть то, что побуждает к данному виду деятельности. Уровень мотивации к профессиональной деятельности зависит от характера мотивирования субъекта, побуждения человека к выполнению трудовых задач путём активизации его потребностно — волевой сферы. О сформированности профессиональной мотивации можно судить по положительному отношению человека к своей профессии, степени удовлётворённости ею, а также по ведущим мотивам выбора этой профессии и самой профессиональной деятельности. Общие подходы к определению механизма стереотипизации и его следствия — стереотипов разработаны в трудах Юркевич отмечает, что стереотипы могут быть полезными для деятельности человека, аккумулируя его прежний опыт и освобождая сознание человека для решения новых задач. В исследованиях профессионального сознания, профессиональных представлений, профессиональных стереотипов было показано, что профессиональное сознание студентов — психологов опирается на логику типа и стереотипа социальной перцепции, а не на теоретические свойства. Часто психологический портрет профессионального психолога отражает стереотипы массового сознания о свойствах специалиста. Умение устанавливать контакты с людьми, напористость, способность добиться поставленной цели и эмоциональная стабильность — это образ психолога в представлении студентов, который соответствует обыденному представлению о нём. Эти представления подвержены стереотипизации, а содержание стереотипов отражает образ психолога, сложившийся в массовом, обыденном сознании, где он представляется прежде всего как специалист, способствующий решению индивидуальных психологических проблем. Особое значение приобретает механизм идентификации. Это понимание интерпретация другого человека путем отождествления себя с. Профессиональная идентификация - механизм, состоящий в уподоблении психолога значимому, высококомпетентному в психологической сфере другому как образцу на основании эмоциональной связи с. Одним из условий достижения полной профессиональной идентичности является специальная работа, направленная на развитие профессионального самосознаниия, без кото­рого не могут быть сформированы: образ «Я», концепция «Я — психолог»; углублено внимание к своему профессиональному росту; осмыслены тенденции изменения своей личности, профессиональная направленность и способности. Понимание другого человека путём эмоционального вчувствования в его переживания характеризует механизм эмпатии. Нельзя понять другого человека, не вступив в какие-то личностные отношения с. Роджерс утверждал, что эмпатия психолога влияет на развитие личности клиента, что выступает признаком профессионализма практического психолога. Когда познание партнера по общению осуще­ствляется через механизмы формирования привязанности, дру­жеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция привлекать, притягивать представляет собой форму познания другого чело­века, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Аттракция может способствовать знанию человека о внутреннем мира партнёра по общению. Аттракция может способствовать знанию человека о внутреннем мира партнёра по общению. Человек, испытывающий симпатию к другому человеку, способен лучше его понять, так как личность приобретает субъективную значимость «ценности», интерес к ней будет стойким и продолжительным. Как критерий профессиональной зрелости рассматривается профессиональная рефлексия. Это механизм осмысления и переосмысления психологом своей профессиональной деятельности и себя как её субъекта с целью прогнозирования, критического анализа, реорганизации, оценки эффективности для развития личности. Это постоянное размышление о самом себе и своей деятельности. В иммитационно-деятельностном обучении, рефлексия состоит в «мышлении о собственном мышлении», в способности к методологической деятельности во внутреннем плане, что предполагает «объективацию» мышления, исключающую в качестве «помех» субъективные переменные. Способность психолога анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его психологической зрелости. Рефлексия способствует динамичности «Я-концепции» психолога и поддерживает её стабильность, даёт возможность избежать негативных последствий стереотипизации, проявляющихся в ошибках восприятия и понимания, в искажённой интерпретации действий и поступков, в формировании предубеждений, что способствует организации конструктивного психологического общения и взаимодействия. Особенности восприятия и понимания механизмов профессионализма являются показателем сформированности ядра профессионального мировоззрения студентов — будущих психологов, которое обеспечивает целостность и единство сферы профессиональной деятельности, так как в восприятии проявляются все когнитивные и регулятивные системы профессионала. В процессе становления профессиональной компетентности важное место занимает структурирование процесса восприятия и понимания, который обеспечивает будущего психолога знанием профессиональной ситуации. В сознании студентов пути достижения высокого уровня профессиональной компетентности слабо структурированы, что обусловлено незнанием основных психологических механизмов профессионализации, участвующих в профессиональном становлении и неумением внедрять их в практику подготовки к будущей профессиональной деятельности. Для формирования профессиональной психологической компетентности на основе восприятия и понимания механизмов профессионализации была разработана психолого - педагогическая программа профессионального развития «Компетентный специалист» и внедрена в учебный процесс через психолого — педагогический практикум. В формирующем эксперименте участвовало 22 студента 1 курса факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института. Занятия проходили по подгруппам 12 человек в каждойв рамках курса психолого — педагогического практикума, с интервалом 2 занятия в неделю, продолжительностью 1 час 20 минут. Задача заключалась в разработке и проверке продуктивности блочной системы программы создании технологии, направленной на формирование понимания механизмов профессионализации и становления профессиональной компетентности у студентов - психологов, построение образа успешного профессионального будущего, обнаружение и актуализацию своих профессиональных ресурсов. Программа рассчитана на то, что студенты 1 курса ознакомятся с основными психологическими механизмами профессионализации и становления профессиональной компетентности, что позволит им наметить пути профессионального развития на последующих этапах обучения в ВУЗе, используя знания, полученные в ходе психолого — педагогического практикума. Программа представлена тремя блоками состоящими из лекционных и практических занятий в форме тренинга табл. Таблица 1 Программа развития профессиональной компетентности в курсе психолого — педагогического практикума Блоки Занятия Количество часов Лекции Практические Блок «Психологические знания" «Профессиональная компетентность, зачем она нужна? » 2 2 «Психологу — быть компетентным необходимо» - 2 «Профессионал — какой он? » 2 2 «Я — будущий психолог» - 2 «Профессионально — важные качества личности», Профессиональные качества психолога» 2 - «Эмоционально — волевые особенности» - 2 «Коммуникативные способности», - 2 «Самостоятельность и активность личности» - 2 «Саморегуляция» - 2 «Механизмы становления профессиональной компетентности». «Психологические механизмы» 2 - «Профессиональные стереотипы и установка» - 2 «Профессиональная мотивация, почему она важна? » - 2 «Как работает механизм идентификации? » - 2 «Эмпатия — умение сопереживать человеку» - 2 «Аттракция. Моя профессия привлекает меня» - 2 «Профессиональная рефлексия — что значит, осознавать себя в профессии? » - 2 итого 8 28 Цель программы - формирование представлений о профессиональной компетентности на основе восприятия и понимания механизмов профессионализации, осознание профессиональных возможностей. Занятия первого блока программы были направлены на формирование восприятия и понимания студентами профессиональной компетентности и особенностей её становления. Второй блок предполагал структурирование в сознании студентов образа идеального психолога, его профессионально важных качеств. В третьем блоке предполагалось развитие восприятия и понимания содержания и назначения психологических механизмов. Теоретические беседы способствовали структурированию в сознании студентов образа психолога — специалиста, формированию понимания необходимости развития профессиональных качеств у будущего психолога посредством механизмов становления профессиональной компетентности. Практические занятия способствовали развитию у умений применять рассмотренные профессионально — важные свойства в повседневном общении и взаимодействии с людьми. На практических занятиях, проводимых в форме тренинга использовали различные средства активного психологического обучения; развития профессионально важных качеств личности через механизмы установки, профессиональной мотивации, стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии, путём привлечения мыслительных средств, проектирования образа профессионального будущего, совершенствования коммуникативной компетентности, использования психодиагностических методик для повышения эффективности процесса самопознания. Каждое практическое занятие предполагало ознакомление с содержанием психологических механизмов становления профессиональной компетентности, образа профессионального психолога, его профессионально — важных качеств через обсуждение теоретического материала, психодиагностических методик, направленных на самопознаниевыполнение действий во внешней речи посредством беседы по прослушанному теоретическому материалу и упражнений в форме проигрывания про себя, направленных на закрепление полученных знаний через ролевые, сюжетно — ролевые игры, психологические этюды и обыгрывание ситуаций по теме занятия; применение элементов арт — терапии, закрепление и расширение полученных сведений. Поддержание интереса большинства студентов к получению новых знаний помогло становлению мотивации учебной деятельности, способствовало активному усвоению знаний и успешной профессиональной адаптации на этапе обучения в ВУЗе. Сюжетно — ролевые игры направлены на рефлексию образа профессионального психолога, способствовали развитию у студентов умений применять рассмотренные профессионально — важные свойства психолога в повседневном общении и взаимодействии с людьми, повышению уверенности в том, что на пути к достижению высокого уровня профессионализма они могут положиться друг на друга и на лучшие качества своей личности. Абульханова — Славская Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета на материале формирования профессиональной компетентности. дис. Психологические основы профессионального становления личности инженера — педагога. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Уч.

Самооценка и самовыражение качеств является для испытуемого системой собственных качеств, которые представляются значимыми.

Написать комментарий

Психологический портрет личности образец студента

/ психолог

Психологический портрет личности

Выполнила студентка 14-С-1

Содержание Введение……………………………………………………………….…………..3

Понятие о психологическом портрете личности………………………………………. ……4

Из чего состоит психологический портрет личности человека…………………….….5

Составление психологического портрета……………………………………………………….…6

Список используемой литературы ………………………………………………………………….10

Введение На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности. В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение. На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость. Понятие о психологическом портрете личности Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности. Некоторые исследователи (Кудряшова С.В. Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности. Они включают в него: 1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности); 2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания); 3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент). Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере. Из чего состоит психологический портрет личности человека 1. Темперамент Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. 2. Характер (акцентуация характера) Характер (греч. — «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность); к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм); к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

Составление психологического портрета

В качестве испытуемого буду выступать я сама.

Ксения, 18 лет. Имею среднее и в настоящий момент получаю высшее образование в СПбГАСУ по специальности строительство. Психологический портрет составлен на основе тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Я отличаюсь невысоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. Люблю ходить неспешным, размеренным шагом. Движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Мне свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения очень просты и естественны. Люблю, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, теребить волосы. Когда идет речь о делах, часто старательно подавляю свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорю я негромко, достаточно протяжно, за исключением острых моментов. Голос у меня высокий, на что часто обращают внимания другие люди, удивляясь такому «детскому» голосу.

В детстве занималась балетом, после пошла в художественную школу, совмещая с футболом, но после травмы временно завязала. В настоящее время продолжаю играть в футбол. Нравится выступать как в качестве зрителя, так и в качестве игрока.

Я не стремлюсь к уединению, достаточно спокойно чувствую себя в шумных компаниях. Достаточно скрытна – предпочитаю не высказывать открыто свои мысли и не показывать свои чувства. О друзьях отзываюсь с теплотой, хотя их круг сузился.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Характер близок к флегматику, хотя соотношения весьма консервативны

«Человек-флегматик может быть безошибочно выделен в толпе людей. Черты этого типа личности можно описать как серьезность и сдержанность. Он всегда старается избегать споров, ссор и скандалов. Поэтому в большинстве конфликтных ситуаций согласится со всеми доводами, лишь бы выйти из затруднительного положения. При этом он будет держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, согласия или не согласия.

Он не будет принимать опрометчивых и поспешных решений, так как ему свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность. Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно обдумает то или иное действие. Флегматику не свойственны приступы ярости или агрессии, он всегда остается невозмутимым. Для этого ему не нужно делать над собой каких-либо усилий, так как эмоциональная уравновешенность у него от природы.

Если он и поссорился с кем-то, то склонен первым пойти на контакт и быстро наладить отношения с другой стороной, так как не любит в жизни перемен и расставаний. В незнакомой ситуации или в новом коллективе флегматику нужно много времени, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям.»

Согласно пройденным тестам, я имею рациональный и практичный ум. Спокойна и сдержанна в большинстве случаев. Люблю размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни.

По словам друзей: Ксения – не мелочна, открытая и бесхитростная. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Правильная, устойчивая и стабильная. Она отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека самостоятельно мыслящего.

Она обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности. Она довольно самостоятельна в своих взглядах и желаниях.

В отношениях с окружающими у меня преобладает мотив сотрудничества, рационализм. При необходимости, с удовольствием оказываю помощь знакомым. Заботлива к ближайшему окружению, умею убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Исходя из типа темперамента настойчива и упорна, редко выхожу из себя, не склона к аффектам, рассчитав свои силы, довожу дело до конца, ровна в отношениях, в меру общительна, не люблю попусту болтать.

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

Для меня очень важно получать точные и исчерпывающие инструкции. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у меняможет легко возникнуть стрессовое состояние.

Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении, когда речь заходит об отношениях. Произвожу впечатление человека замкнутого.

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М. Наука, 1988. – Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.