Руководства, Инструкции, Бланки

образец жалобы на эксперта в минюст рф img-1

образец жалобы на эксперта в минюст рф

Рейтинг: 4.0/5.0 (1848 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ Минюста России от N 146 (ред

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ Минюста России от 27.07.2012 N 146 (ред. от 23.06.2016) "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2012 N 25085)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Другие статьи

Куда пожаловаться на судебного эксперта

Куда пожаловаться на судебного эксперта?

В силу законодательства Российской Федерации назначение судебной экспертизы возможно по решению суда, органов следствия или дознания по уголовным, гражданским делам, а также в ходе рассмотрения дел арбитражными судами. По сути, выбор экспертного учреждения – право каждого человека, осуществление которого зависит от различных факторов.

Последними могут выступать стоимость услуг эксперта, личные предпочтения или выбор знакомых людей, уже столкнувшиеся с такой необходимостью и оставшихся довольным способом её исчерпания. Немаловажным фактором необходимо считать и организационную принадлежность потенциального исполнителя экспертизы – это необходимо учитывать не только при оценке репутации эксперта, но и при оценке своих возможностей, как заказчика обжаловать результаты, к которым пришел эксперт.

Причинами жалобы могут быть замечания по существу заключения, выдаваемого экспертом либо быть причинами из разряда этических норм и правил, которым эксперт мог не соответствовать в ходе своей работы. Стоит сразу отметить, что в силу статьи 7 ФЗ от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ «ГСЭД») эксперт – это лицо, независимое как от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, так и сторон, иных заинтересованных в исходе дела людей.

Исходя из закона. эксперт обладает достаточными знаниями и навыками для дачи полноценного заключения, в соответствии со своими специальными знаниями. Любая возможность воздействия со стороны любых лиц исключается – именно это стоит помнить, наперед задумываясь о способах повлиять (или пожаловаться) на эксперта во время или после проведения исследования.

Своеобразным показателем ограниченности маневров для заказчика является и то, что текст вышеупомянутого закона, предусматривает возможность обжалования лишь в порядке гл. 25 ГК.

Таким образом, если заказчик считает, что его права и свободы были нарушены, он вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган власти (для Федерального государственного бюджетного учреждения Российский центр судебно-медицинской экспертизы таковым будет Министерство здравоохранения РФ, для Российского федерального центра судебной экспертизы - Министерство юстиции РФ).

Единственным способом преодолеть выводы эксперта и довести тем самым до суда свое мнение относительно неверности заключения является повторная экспертиза другим экспертом. Смысл статьей процессуального законодательства (ст. 87 ГПК, ст. 207 УПК, ст. 87 АПК) сводится к праву заинтересованных лиц ходатайствовать перед судом о назначении повторной экспертизы, если имеют место неясность, неполнота заключения и т.д.

Заключение эксперта — это субъективное мнение профессионала и наличие очевидных ошибок по неким объективным критериям, пожалуй, единственная возможность заставить суд усомнится в его компетентности. Необоснованного «не согласен» в данном случае недостаточно — каждый имеет право прибегнуть к услугам другого, более известного и грамотного эксперта, чьи доводы и выводы могут поставить под сомнение первое заключение.

Если же поведение эксперта не соответствует с Вашей точки зрения нормам права, морали, нравственности, здесь стоит учитывать и то, где эксперт работает. Места занятости можно разделить на два основных вида:

  • Государственное судебно-экспертное учреждение (например, Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России; Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - ФБУ РФЦСЭ);
  • Независимая экспертная деятельность, осуществляемая в частном (индивидуальном) порядке, либо посредством различных форм интеграции (например, автономная некоммерческая организация, палата, партнерство, и т.д.).

В зависимости от того, к кому вы обратились, и необходимо строить алгоритм действий.

Государственный судебный эксперт

В силу того, что экспертиза проводится официальным представителем государственного органа, гарантия «найти ответственного» представляется более надежной. Так, анализируя структуру ФБУ РФЦСЭ, приходится признать в роли руководителя превалирующую организационную составляющую, нежели надзорную. Эксперт самостоятелен в проведении экспертизы и подведении итогов, написания заключения; любое давление исключается.

Однако, в силу того, что в обязанности эксперту вменяется проведение полного исследования представленных ему объектов и материалов дела, а также предоставление обоснованного и объективного заключение по поставленным перед ним вопросам, очевидным становится обязанность руководителя контролировать ход исполнения и его результаты.

Поступление мотивированной претензии от представителей судебных, следственных, таможенных, налоговых и т.д. органов, то есть всех, кто наделен правом назначения экспертизы в соответствии с законодательством, служат причиной пересмотра заключения: руководитель обязан поручить проведение повторной экспертизы тому же или другому эксперту, либо сформировать комиссию экспертов. Назначившие экспертизу органы также наделены правом оценки и проверки заключения как одного из видов доказательств. Следовательно, столкнувшись с неправомерными действиями либо безосновательными выводами эксперта, стоит в первую очередь убедить в своей правоте суд, следственный орган, орган дознания и т. д. О возможности рецензирования — см. ниже.

Независимый (альтернативный) судебный эксперт


Превалирующее число экспертов, позиционирующих себя только так, а не как «иные лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами», как это указано в ст. 41 ФЗ «ГСЭД», являются участниками различных саморегулируемых организаций.

Безусловный плюс экспертов данного вида заключается в возможности любого юридического или физического лица заказать необходимую ему экспертизу и объем независимости эксперта не уступает и не возрастает, по сравнению с независимостью государственного эксперта. Однако, для заказчиков обнаруживается еще один положительный момент — возможность заказать рецензирование даже на подготовленное государственным судебным экспертом заключение на предмет наличия допущенных ошибок и отсутствия логических, причинно-следственных связей.

Не стоит забывать и о так называемом корпоративном бремени альтернативного эксперта — несоответствие установленным в уставе организации или принципам членства может послужить основанием исключения эксперта из организации. Письмо заказчика претензионного содержания может посеять сомнения у руководства организации относительно профессиональной пригодности эксперта.

При наличии сомнений в независимости, компетентности, объективности эксперта Вы, как участник судебного разбирательства, вправе заявить эксперту отвод или как заказчик направить руководителю организации просьбу о замене эксперта, формировании коллегии экспертов. И, пожалуй, самое главное — это отсутствие преюдиции относительно экспертного мнения - как и любые иные доказательства, оно не имеет установленной силы для суда и участников процесса.

Шалаева Елена Николаевна, юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С

Образец жалобы на эксперта в минюст рф

Разделы: О порядке рассмотрения обращений граждан в федеральном бюджетном учреждении Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59-ФЗ) и иными федеральными законами.

Федеральным законом № 59-ФЗ установлен порядок рассмотрения обращений, который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Кроме того, ФЗ № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В федеральном бюджетном учреждении Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – РФЦСЭ при Минюсте России) все обращения граждан рассматриваются в строгом соответствии с ФЗ № 59-ФЗ и Инструкцией по делопроизводству, утвержденной приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 14.07.2014 № 133/1-1.

Все письменные обращения, если в них в обязательном порядке указаны либо наименование РФЦСЭ при Минюсте России, либо имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, суть обращения (предложения, заявления, жалобы), личная подпись гражданина и дата, в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ №59-ФЗ) регистрируется в течение трех дней с момента поступления.

Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию РФЦСЭ при Минюсте России, согласно п.3 ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о его переадресовке.

При этом учитывается, что ФЗ № 59-ФЗ запрещается направлять жалобу в государственный орган или должностному лицу, решение или действия (бездействие) которых обжалуется.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, ответ на обращение не дается.

Если в обращении содержатся сведения о готовящемся преступлении, лице его подготавливающем, то обращение подлежит направлению в компетентный государственный орган.

Обращения, в которых обжалуются судебные решения, возвращаются направившим их гражданам, с разъяснением порядка их обжалования.

Не принимаются к производству и не даются ответы на обращения, содержащие нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, а также членов его семьи, либо обращения, не поддающиеся прочтению.

В случае, если на одни и те же вопросы давались ранее ответы и в обращении не указывается новых доводов или обстоятельств, переписка с гражданином директором РФЦСЭ при Минюсте России прекращается, о чем гражданин, направивший обращение, уведомляется.

Все письменные обращения в РФЦСЭ при Минюсте России, как правило, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. Лишь в исключительных случаях, при направлении запросов, срок разрешения обращений продлевается, о чем подавший обращение уведомляется.

Личный приём граждан в РФЦСЭ при Минюсте России организован в соответствии со статьей 12 ФЗ № 59-ФЗ уполномоченными на то лицами, а информация о днях и часах приёма имеется на всех зданиях его расположения.

Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений ведется установленным порядком директором РФЦСЭ при Минюсте России, о чём два раза в год составляются и утверждаются соответствующие акты.

В соответствии с процессуальным законодательством и статьей 2 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», задачей РФЦСЭ при Минюсте России являются оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

РФЦСЭ при Минюсте России создан в целях обеспечения полномочий судей, судов, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

В этой связи и обращения граждан, как правило, связаны с порядком и производством судебной экспертизы.

Ниже приводятся наиболее типичные вопросы из обращений граждан и ответы на них РФЦСЭ при Минюсте России.

Вопрос: Я осужден судом за умышленное убийство и не согласен с выводами судебно-медицинского эксперта, проводившего по моему уголовному делу экспертизу. Прошу Вас дать ей оценку и провести независимую экспертизу по моему уголовному делу.

Ответ: РФЦСЭ при Минюсте России является специализированным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» его задачей является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правом оценки заключений экспертов, а также дачи консультаций и разъяснений по вопросам, касающимся методики производства судебных экспертиз, законодательством не наделен.

Поставленные осужденным вопросы, касаются производства судебно-медицинских экспертиз, которые РФЦСЭ при Минюсте России не выполняются, находятся в ведении экспертных судебно-медицинских лабораторий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (127994, Москва, Рахмановский пер. д.3, тел. 8 (495) 692-78-38), куда он и может обратиться.

Вопрос: По моему ходатайству была проведена судебная почерковедческая экспертиза, однако я категорически не согласна с выводами эксперта. Прошу Вас отозвать выполненную экспертизу, отрецензировать ее и выполнить повторную экспертизу.

Ответпо уголовному делу: сообщается, что согласно ст. 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) доказательства, в том числе – заключение эксперта, оценивает суд по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

В соответствии со ст. 207 УПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела, в случаях наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам осужденный (обвиняемый) мог ходатайствовать перед судом о назначении повторной или дополнительной экспертизы, производство которой поручается тому же или другому эксперту.

В конкретном случае оценка заключению эксперта дана в приговоре суда, рассматривавшим дело по существу.

Правом оценки доказательств, одним из которых является заключение экспертов, производства повторных экспертиз по уголовным делам, а также рецензирования и отзывов заключений экспертов РФЦСЭ при Минюсте России не наделен.

Ответпо гражданскому делу. согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) доказательства, в том числе – заключение эксперта, оценивает суд по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 87 ГПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта, а также в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов, по Вашему ходатайству, судом может быть назначена повторная или дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.

В конкретном случае оценка заключению эксперта дана в решении суда, рассматривавшем дело по существу.

Правом оценки доказательств, одним из которых является заключение экспертов, производства повторных экспертиз по уголовным делам, а также рецензирования и отзывов заключений экспертов РФЦСЭ при Минюсте России не наделен.

Ответпо арбитражному делу. согласно ст. 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательства, в том числе - заключение эксперта, оценивает суд, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ст. 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела, либо в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) по тем же вопросам, по Вашему ходатайству, могла быть назначена дополнительная или повторная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.

В конкретном случае оценка заключению эксперта дана в решении суда, рассматривавшем дело по существу.

Правом оценки доказательств, одним из которых является заключение экспертов, производства повторных экспертиз по уголовным делам, а также рецензирования и отзывов заключений экспертов РФЦСЭ при Минюсте России не наделен.

Вопрос: При осмотре спорного объекта при производстве судебной строительно-технической экспертизы мною были выявлены нарушения, в этой связи прошу принять необходимые меры, а также привлечь эксперта к ответственности.

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Оценка и проверка доказательств, к которым относится и заключение эксперта, является компетенцией органа или лица, назначившего судебную экспертизу.

РФЦСЭ при Минюсте России правом оценки доказательств и привлечения экспертов к ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации законодательством не наделен.

Вопрос: Прошу сообщить какими профессиональными и квалификационными требованиям должен обладать государственный судебный эксперт?

Ответ: В соответствии со ст. 13 ФЗ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов – работников государственных судебно-экспертных учреждений и их аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляется экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые 5 лет.

Вопрос: Я являюсь представителем стороны по делу. Прошу сообщить основания и порядок назначения судебной экспертизы.

Ответ: В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

По уголовным делам следователь, признав необходимым назначение судебной экспертизы, в соответствии со ст. 195 УПК РФ выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК РФ (о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы), возбуждает перед судом об этом ходатайство.

По гражданским делам в соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, в том числе не являющимися работниками государственных судебно-экспертных учреждений, на основании ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

По арбитражным делам в соответствии со ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц (сторон), участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

По делам об административных правонарушениях согласно ст. 26.4. КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Вопрос: Предусмотрена ли возможность производства судебных экспертиз для граждан и юридических лиц?

Ответ: В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Вопрос: В каких случаях РФЦСЭ при Минюсте России может отказаться от выполнения экспертизы?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» руководитель РФЦСЭ при Минюсте России вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

Вопрос: Я являюсь ответчиком в суде. По моему делу была назначена судебная экспертиза, однако по прошествии достаточно длительного времени она не исполнена. Прошу сообщить когда планируется завершить ее производство?

Ответ: Сообщается, что материалы дела вместе с определением (постановлением) о назначении судебной экспертизы поступили в РФЦСЭ при Минюсте России. Длительное производство экспертизы связано с тем, что экспертом в порядке ст. 16 ФЗ № 73-ФЗ (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ)заявлено ходатайство о приобщении дополнительных материалов к делу. До настоящего времени ходатайство не удовлетворено. Срок производства экспертизы согласован с судом.

Вопрос. Я ветеран Великой Отечественной Войны, мой возраст 90 лет. Я являюсь истцом по делу, по которому была назначена судебная экспертиза. Ее предварительная стоимость составляет огромную для меня сумму. Прошу учесть мое тяжелое материальное положение и изыскать способы снижения ее стоимости

Ответ: Согласно ч. 3 ст. 96 ГПК РФ суд, а также мировой судья может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов за экспертизу или уменьшить их размер.

РФЦСЭ при Минюсте России таким правом не наделен.

Вопрос: Кто может быть экспертом в РФЦСЭ при Минюсте России.

Ответ: В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должность эксперта в РФЦСЭ при Минюсте России может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями (в РФЦСЭ – центральной экспертно-квалификационной комиссией) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Минюста России. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

В соответствии со ст. 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

Согласно ст. 79 ГПК РФ при назначении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В соответствии со ст. 55 Арбитражного кодекса Российской Федерации экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены АПК РФ.

Согласно ст. 25.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Вопрос: Каковы права и обязанности экспертов при производстве судебных экспертиз?

Ответ: В соответствии со ст.ст. 7, 16, 17 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе :

принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.

ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Вопрос: Каковы обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения по контролю за выполнением экспертизы?

Ответ: В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» Руководитель обязан:

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Вопрос: Каковы действия РФЦСЭ при Минюсте России при поступлении обращений если в них содержится просьба

А) выполнить или дать оценку судебно-медицинской экспертизы

Ответпо уголовным делам. В соответствии со ст. 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, в том числе – заключение эксперта, оценивает суд по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Правом оценки заключений экспертов РФЦСЭ при Минюсте России действующим законодательством не наделен.

Кроме того, вопросы, касающиеся производства судебно-медицинских экспертиз, находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (127994, г. Москва, Рахмановский пер. д. 3).

Ответпо гражданским делам. Сообщается, что в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) доказательства, в том числе – заключение эксперта, оценивает суд по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Правом оценки заключений экспертов РФЦСЭ при Минюсте России действующим законодательством не наделен.

Кроме того, вопросы, касающиеся производства судебно-медицинских экспертиз, находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (127994, г. Москва, Рахмановский пер. д. 3).

Ответпо арбитражным делам. В соответствии со ст. 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации доказательства, в том числе - заключение эксперта, оценивает суд, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Правом оценки заключений экспертов РФЦСЭ при Минюсте России действующим законодательством не наделен.

Кроме того, вопросы, касающиеся производства судебно-медицинских экспертиз, находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (127994, г. Москва, Рахмановский пер. д. 3).

Б) дать оценку судебному решению:

Правом оценки судебных решений РФЦСЭ при Минюсте России действующим законодательством не наделен.

Финансово-экономическая и бухгалтерская судебные экспертизы могут быть выполнены в РФЦСЭ при Минюсте России, а также в других лабораториях судебной экспертизы по территориальному признаку.

Новости:

Государственный реестр экспертов-техников

Государственный реестр экспертов-техников

Список независимых экспертов, прошедших Межведомственную Аттестационную Комиссию, внесенных в реестр экспертов-техников и получивших право проведения независимой технической экспертизы транспортных средств на всей территории Российской Федерации

Положение о профессиональной аттестации и ведении

Единого реестра экспертов-техников.

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение, устанавливающее порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, (в том числе требования к экспертам-техникам) и ведения единого реестра экспертов-техников, разработано с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2003г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» и Приказа Министерства юстиции РФ № 155 от 30.06.2003г. Национальной ассоциацией экспертных компаний на транспорте, Общественной организацией «Всероссийское общество автомобилистов», Межрегиональным общественным объединением «Лига автоэкспертов».

1.2. Профессиональная аттестация экспертов-техников проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и эксперта для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств при ОСАГО и включения в Единый реестр экспертов-техников (далее Реестр).

1.3. Настоящее Положение распространяется на работы, связанные с определением:

а) наличия и характера технических повреждений транспортного средства;
б) причин возникновения технических повреждений транспортного средства;
в) технологии, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

1.4. Аттестацию экспертов-техников, осуществляет аттестационная комиссия (далее — Уполномоченный орган), созданная совместно принятым решением разработавших настоящее Положение и присоединившихся к ним организаций.

1.5. Проведенная аттестация, выданное аттестационное удостоверение служат необходимыми условиями включения в Реестр эксперта-техника, привлечения его к экспертной работе в рамках ОСАГО в организациях, утвердивших настоящее Положение или присоединившихся к нему, или осуществления экспертной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Передача аттестационных документов (аттестационного удостоверения и свидетельства о включении в Реестр) и полномочий выполнения работ другому лицу не допускается.

II. Требования к экспертам-техникам.

2.1. В качестве базового образования эксперт-техник должен иметь высшее образование по специальностям технического направления, образовательные планы которых содержат в качестве предмета изучения конструкции и технологии ремонта автотранспортных средств, либо любое высшее образование и профессиональную переподготовку по одной из таких специальностей. Для экспертов-техников, имеющих стаж практической экспертной работы не менее 5 лет допускается наличие среднего профессионального (средне-технического) образования по автомобильным специальностям, образовательные планы которых содержат в качестве предмета изучение конструкции и технологии ремонта.

2.2. В качестве специальной подготовки эксперт-техник должен пройти обучение по лицензированным образовательным программам, включающим в себя изучение методов и технологии работ по направлениям, перечисленным в п. 1.3 настоящего Положения.

2.3. Эксперт-техник должен обладать специальными знаниями, в том числе знаниями:

-федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, экспертизе и экспертной деятельности на автотранспорте;

-методов исследований по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортных средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта;

- классификации, методов идентификации и конструкции транспортных средств;

- видов, характера и классификации повреждений транспортных средств;

- правил, норм организации и охраны труда, техники безопасности,

2.4. Аттестованные эксперты-техники проходят повышение квалификации в установленном порядке.

2.5. Аттестационными требованиями и условиями являются:

а) соблюдение соискателем законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов по автоэкспертной деятельности;

б) предоставление по запросу Уполномоченного органа информации, необходимой для контроля за соблюдением экспертом аттестационных требований и условий;

в) наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в квалификационном удостоверении (заявлении на прохождение аттестации) работам (услугам) в области экспертной деятельности.

г) прохождение, в необходимых случаях, стажировки согласно требованиям квалификационной характеристики.

д) предоставление копий заключений, выполненных по каждому направлению экспертной деятельности, указанному в заявлении на аттестацию, в соответствии с методиками признанными уполномоченным органом;

III. Требования к оформлению документов, представляемых

для прохождения профессиональной аттестации экспертом-техником.

3.1. Для прохождения профессиональной аттестации эксперта-техника соискатель предоставляет следующие документы:

а) заявление (приложение 1);

б) регистрационная карточка эксперта-техника (приложением № 2), заполненная печатным шрифтом, либо разборчивым почерком и подписана собственноручно;

в) копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;

г) копии документов об образовании, в том числе, по программам специальной подготовки;

д) копия трудовой книжки;

- документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или организации, являющейся основным местом работы эксперта;

- 2 фотографии размером 4х6 см в количестве;

- копии не менее двух заключений, включающих все направления экспертной работы, перечисленные в п.1.3;

- сведения о стажировке, ранее пройденных аттестациях и включении в ведомственные или иные реестры, если таковые имеются;

-дополнительно соискателем могут быть представлены копии иных документов, подтверждающих наличие у него специальных знаний или иные сведения;

е) документ, подтверждающий внесение соискателем платы за рассмотрение заявления.

-опись представленных документов.

Все копии представляемых документов должны быть заверены в установленном порядке и предоставляются в двух экземплярах.

Требовать от соискателя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

3.2. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель несет ответ­ственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Аттестационная комиссия, порядок аттестации и ведения Единого реестра.

4.1. Аттестационная комиссия (уполномоченный орган) образуется совместным решением организаций, разработавших данное Положение, для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников путем проверки соответствия их образования предъявленным требованиям и практических навыков, ведения Реестра .

4.2. Решение о прохождении аттестации, выдаче квалификационного удостоверении, внесении Реестр принимается уполномоченным органом в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами.

4.3. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю аттестационное удостоверение и свидетельство о внесении в Реестр, либо сообщение об отказе с указанием причин отказа.

4.4. Основанием для отказа в аттестации является:

а) наличие в документах, представленных соискателем, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие деятельности, заключений соискателя действующим методикам, аттестационным требованиям и условиям.

4.5. Соискатель имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или внутренними документами организаций, обжаловать отказ уполномоченного органа в аттестации или его бездействие.

4.6. При обжаловании решения уполномоченного органа об отказе в аттестации соискатель имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

4.7. Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель направляет в уполномоченный орган, который формирует комиссию для ее проведения.

В состав комиссии не могут входить члены уполномоченного органа.

Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель вправе представить в уполномоченный орган соответствующее возражение против участия данного лица в экспертизе. Уполномоченный орган информирует заявителя о результатах рассмотрения его заявления.

Заявитель имеет право присутствовать на заседании комиссии.

4.8. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет проверку их соответствия аттестационным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение об обоснованности решения уполномоченного органа.

Уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.

При принятии комиссией решения о соответствии документов соискателя аттестационным требованиям и условиям уполномоченный орган обязан в течение 3 рабочих дней рассмотреть вопрос о выдаче аттестационного удостоверения и включении в Реестр.

4.9. В аттестационном удостоверении указываются:

а) наименование уполномоченного органа;

б) фамилия, имя, отчество эксперта;

в) направление и итог аттестации;

г) срок действия;

д) требования и условия осуществления экспертной деятельности;

е) дата принятия решения об аттестации и выдаче удостоверения;

ж) серия и номер удостоверения, дата его выдачи.

4.10. В свидетельстве о внесении в Реестр указываются данные эксперта и запись, подтверждающая факт его внесения в Реестр с указанием номера учетной записи.

4.11. Удостоверение и свидетельство выдаются на 3 года.

Срок действия удостоверения может быть продлен по заявлению эксперта. В продлении срока действия удостоверения может быть отказано в случае, если за время его действия зафиксированы нарушения требований и условий экспертной деятельности.

Продление срока действия удостоверения производится в порядке, установленном для ее получения.

4.12. При необходимости изменений эксперт вправе подать заявление о выдаче нового удостоверения и свидетельства с приложением к нему имеющегося удостоверения и документов, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Положения.

Новое удостоверение и свидетельство выдаются в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением.

4.13. Уполномоченный орган может приостановить действие удостоверения, отозвать его или принять действия к аннулированию, что влечет за собой соответствующие действия по отношению эксперта к Реестру.

Решение о приостановлении действия, отзыве или аннулировании удостоверения доводится до эксперта в письменной форме с соответствующим обоснованием в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

Необходимые сведения вносятся в Реестр уполномоченным органом в 5-дневный срок со дня принятия решения.

4.14. Основанием для приостановления действия удостоверения является:

а) выявление уполномоченным органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений экспертом аттестационных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности государства;

б) невыполнение экспертом решений уполномоченного органа, обязывающих эксперта устранить выявленные нарушения.

В случае приостановления действия удостоверения срок, на который выдано удостоверение, не продлевается.

4.15. По основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Положением, удостоверение может быть аннулировано, аннулирование удостоверения является основанием для исключения эксперта из Реестра.

4.16. Аннулирование удостоверения (аттестации) и исключение из Реестра осуществляются на основании:

а) признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным имеющегося у эксперта документа о высшем образовании или документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области экспертной или оценочной деятельности;

б) установления факта выхода экспертом в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему в пределах квалификационной категории;

в) установления факта несоблюдения экспертом в своей деятельности требований, установленных законодательством Российской Федерации об экспертной деятельности;

г) решения суда, арбитражного суда, третейского суда.

4.17. Решение о приостановлении действия удостоверения или об отзыве удостоверения может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.18. Уполномоченный орган обязан установить срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия удостоверения (аттестации). Указанный срок не может превышать 5 месяцев.

Эксперт обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия удостоверения (аттестации), и направить в уполномоченный орган заявление о возобновлении его действия. Если в установленный срок указанные обстоятельства не устранены, удостоверение (аттестация) в установленном порядке аннулируется, эксперт исключается из Реестра.

Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения экспертом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия удостоверения.

4.19. Удостоверение считается возобновленным с момента принятия уполномоченным органом соответствующего решения. Об указанном решении эксперт уведомляется в 5-дневный срок со дня принятия решения.

В случае если решение о приостановлении действия удостоверение было принято на основании обращения государственных надзорных и контрольных органов, иных органов государственной власти, документом, подтверждающим устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия удостоверения, является заключение органа, направившего обращение.

В иных случаях документ, подтверждающий устранение указанных обстоятельств, определяется уполномоченным органом при принятии решения о приостановлении действия удостоверения.

Для установления факта устранения экспертом обстоятельств, повлекших приостановление действия удостоверения, он имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Независимая экспертиза проводится в порядке, установленном пунктами 4.5-4.8 настоящего Положения.

Необходимые сведения вносятся в Реестр в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.

4.20. Надзор за соблюдением экспертом аттестационных требований и условий осуществляется уполномоченным органом, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции.

Уполномоченный орган имеет право:

а) проводить проверки соответствия деятельности эксперта аттестационным требованиям и условиям;

б) запрашивать у эксперта необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

г) выносить решения, обязывающие эксперта устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;

д) выносить предупреждения эксперту (кроме замечаний по выводам, содержащимся в экспертном заключении или отчете);

4.21. Эксперт в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения уполномоченным органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы (кроме материалов, содержащих государственную тайну или следственную тайну).

4.22. Уполномоченный орган формирует и ведет Реестр. В реестре указываются сведения в объеме сведений, регламентированных для Государственного реестра экспертов-техников.

4.23. Информация, содержащаяся в Реестре, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и предоставляется им в виде выписок в 3-дневный срок со дня подачи соответствующего заявления. Сайт.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.

4.24. Плата за рассмотрение заявления о проведении аттестации, плата за переоформление и продление срока действия удостоверения, а также за предоставление выписки из Реестра перечисляются на счет, одной из организаций утвердивших данное Положение и ведущих кассовое обслуживание уполномоченного органа и идет на покрытие расходов, связанных с аттестацией и ведением Реестра.

Tags: