Руководства, Инструкции, Бланки

образец заключения внутреннего финансового контроля img-1

образец заключения внутреннего финансового контроля

Рейтинг: 4.0/5.0 (1845 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ ФСИН России от N 864 Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказа

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ ФСИН России от 29.09.2015 N 864 "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний, Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний и Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе исполнения наказаний" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2015 N 39654)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Другие статьи

Результаты проведения проверок внутреннего финансового контроля

Результаты проведения проверок внутреннего финансового контроля Вопрос

Как правильно оформляется проведение внутреннего финансового контроля (комиссия по приказу создана). Есть ли необходимость оформлять приказы на проведение каждой проверки или достаточно иных документов (если можно, покажите на примере, каких именно), в каком нормативном документе это можно увидеть?Существуют ли ли штрафные санкции за отсутствие внутреннего контроля или неправильное его оформление?

Ответ

Законодательство не устанавливает порядок оформления внутренних проверок и ревизий. Учреждение вправе разработать для этого собственные типовые формы или составлять документы в произвольном виде.

По итогам практически любого мероприятия предварительного или текущего контроля можно составить протокол проведения внутренней проверки или написать служебную записку. К протоколу (записке) приложите перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации, как в дальнейшем не допускать ошибки.

Результаты ревизии и проверки (в рамках последующего контроля) оформите в виде акта (ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ ). Акт составьте в произвольной форме.

Учреждение обязано утвердить приказом порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля. Сделать это нужно в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ).

Учреждение вправе разработать собственный формат документа, например Положение о внутреннем контроле .

Если в рамках внутреннего контроля предусмотрены такие мероприятия, как плановые проверки, то можно утвердить график их проведения. График проверок оформите в самом Положении или утвердите отдельно приказом руководителя.

То есть, оформлять приказы на каждую проверку не нужно, график проверок можно указать в Положении. Ссылка на примерную форму Положения представлена в тексте.

Санкции за отсутствие системы контроля законодательством прямо не установлены. Однако в рамках внутреннего государственного финансового контроля Росфиннадзор имеет право изучить в том числе и систему внутреннего контроля учреждения. Это косвенно следует из положений пункта 69 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н. пункта 56 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 .

Таким образом, Росфиннадзор в своем предписании или в представлении. составленном по результатам проверки, может указать на нарушения в системе внутреннего контроля. А за невыполнение предписания (представления) предусмотрена административная ответственность .

1. Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как создать систему внутреннего контроля в учреждении

По итогам практически любого мероприятия предварительного или текущего контроля можно составить протокол проведения внутренней проверки или написать служебную записку. К протоколу (записке) приложите перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации, как в дальнейшем не допускать ошибки.

Результаты ревизии и проверки (в рамках последующего контроля) оформите в виде акта (ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ ). Акт составьте в произвольной форме.

Сотрудники учреждения, которые допустили ошибки, искажения и нарушения, должны представить руководителю письменные объяснения. Объяснительные также можно признать оформлением результатов контрольных мероприятий.

Также при формировании пояснительных записок к годовой бухгалтерской отчетности (ф. 0503760 ) и к бюджетной отчетности учреждения (ф. 0503160 ) необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля». В указанной таблице нужно отразить информацию о результатах контрольных мероприятий, которые были проведены в отчетном периоде, а также меры, принятые для устранения выявленных нарушений.

Подробнее об оформлении результатов контрольных мероприятий см. Как оформить результаты проверки .

Санкции за отсутствие системы контроля законодательством прямо не установлены. Однако в рамках внутреннего государственного финансового контроля Росфиннадзор имеет право изучить в том числе и систему внутреннего контроля учреждения. Это косвенно следует из положений пункта 69 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н. пункта 56 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 .

Таким образом, Росфиннадзор в своем предписании или в представлении. составленном по результатам проверки, может указать на нарушения в системе внутреннего контроля. А за невыполнение предписания (представления) предусмотрена административная ответственность .

2. Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить результаты внутреннего контроля

Законодательство не устанавливает порядок оформления внутренних проверок и ревизий. Учреждение вправе разработать для этого собственные типовые формы или составлять документы в произвольном виде. Важно, только чтобы в этих документах было ясное описание:

  • нарушений, выявленных по результатам внутреннего контроля;
  • мер по устранению выявленных нарушений.

Методы предварительного, текущего и последующего контроля сильно отличаются друг от друга не только процедурами проведения, но и видами нарушений, которые могут быть выявлены, а также способами устранения этих нарушений. Поэтому заполнять одинаковые формы по итогам разных контрольных процедур не всегда целесообразно.

В зависимости от вида контрольного мероприятия учреждение может использовать для оформления его итогов:

Акт по результатам проверки (ревизии)

Акт – это документ, который широко применяется госорганами для оформления результатов последующего контроля.

Форму акта можно позаимствовать у вышестоящего ведомства, а можно разработать свою или составлять отчеты в произвольном виде .

Вводная часть акта может содержать, в частности:

  • номер и дату акта;
  • должность, фамилию, имя, отчество ревизора или внутреннего аудитора;
  • предмет проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • перечень документов, которыми руководствовались проверяющие при проверке.

Описательная часть акта, как правило, содержит изложение нарушений, выявленных в ходе проверки, или сообщает об их отсутствии. Каждый факт нарушения должен быть подтвержден документально. Поэтому в описании нарушений нужно указывать ссылки на подтверждающие документы.

Результаты проверки разных типов операций либо результаты разных контрольных процедур рекомендуется группировать по отдельным разделам (подразделам). Для улучшения восприятия материал акта можно представлять в табличной форме.

В заключительной части акта изложите предложения об исправлении выявленных нарушений и меры, которые были приняты в ходе контрольного мероприятия.

К акту проверки приобщаются вся рабочая документация и материалы, которые имеют значение для подтверждения нарушений. Например, письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и других сотрудников.

Протокол или служебная записка

Предварительный и текущий контроль. как правило, выполняют руководители или сотрудники учреждения, которым дополнительно поручены контрольные функции. Объем и характер контрольных действий руководителей не сопоставимы с масштабом и задачами ревизии. Однако чтобы исправлять ошибки и принимать решения, результаты такого повседневного контроля тоже нужно документировать.

Требования к форме документа в данном случае минимальны. Отчет составьте в удобном для учреждения виде. Например, это могут быть протоколы проведения внутренней проверки или служебные записки на имя руководства.

В протоколе (отчете) отразите основную информацию о ходе и результатах контрольного мероприятия. Это могут быть:

  • способ проверки;
  • проверяемый предмет;
  • описание выявленных нарушений;
  • меры по устранению нарушений.

Протокол, служебную записку или отчет должно подписать лицо, которое выявило нарушение. По возможности обязывайте ставить свою подпись и руководителей проверяемых подразделений.

Если документ составляется по итогам систематического мероприятия, которое охватывает большой объем контролируемых операций, то выявленных нарушений может быть много. Например, при текущей проверке первичных документов, составленных за день. В этом случае перечень нарушений с предложениями об их устранении можно оформить на отдельном листе в виде приложения к протоколу.

Если в ходе текущих согласительных процедур было выявлено отдельное нарушение, то можно ограничиться форматом обычной служебной записки. При этом в зависимости от полномочий контролера и характера выявленного нарушения записка может не содержать предложений о порядке устранения недочетов (в том случае, если этот порядок должен определить руководитель).

Журнал внутреннего контроля

Журнал внутреннего контроля – это способ оформления результатов ежедневных процедур текущего и предварительного контроля. Журнал рационально применять, когда ежедневно требуется фиксировать и систематизировать большой объем однородной информации.

В качестве примера использования журнала внутреннего контроля можно привести опыт Казначейства России. Внутренний стандарт Казначейства России. утвержденный приказом от 16 апреля 2012 г. № 164. определил не только порядок применения журнала, но и его форму. Связано это с тем, что органам казначейства требуется в постоянном режиме вести сплошной контроль однородных банковских или кассовых операций.

Журнал внутреннего контроля можно оформлять как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа. Электронный формат журнала может быть использован для удобной группировки зарегистрированных нарушений по их типам, периодам или по другим критериям. С помощью несложного программного обеспечения можно идентифицировать время занесения каждой записи, защищать журнал внутреннего контроля от несанкционированных изменений, проставлять в нем отметки о рассмотрении либо об устранении нарушений, а также автоматизировать формирование отчетности по внутреннему контролю .

Однако по характеру содержания журнал ничем не отличается от протокола или служебной записки. Поэтому если количество ошибок, обнаруженных в процессе контроля и самоконтроля невелико, то заводить журнал не нужно. Об отдельных, время от времени выявляемых нарушениях удобнее сообщать с помощью служебных записок.

Заключение по результатам обследования

При обследовании проводятся анализ и оценка состояния и деятельности объекта контроля. Целью обследования не обязательно должны быть выявление и описание нарушений. С помощью обследования можно, например, подтвердить отличное состояние системы контроля учреждения.

Акт для оформления результатов обследования неприменим. Структура акта может помешать изложению разнообразных и разносторонних вопросов обследования.

Результаты проведения обследования принято оформлять заключением. которое можно составить в произвольном виде. Как правило, заключение подписывается должностным лицом, которое проводило обследование (см. например, п. 36 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 ). Главное, чтобы в этом документе были ясно отражены:

  • предмет обследования;
  • способ обследования;
  • описание и анализ состояния обследуемого предмета или объекта;
  • выводы и оценка.

Однако перегружать текст заключения информацией не обязательно. Все материалы, которые использовались при обследовании, могут прикладываться к заключению в качестве отдельных приложений. Такими приложениями могут быть в том числе результаты экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиоаппаратуры, а также других видов техники и измерительных приборов.

Письменные объяснения сотрудников

Если внутренние контролеры выявят нарушение, то они могут потребовать письменные объяснения от сотрудников учреждения, допустивших ошибку.

Объяснительная может быть самостоятельным документом, который составлен для оформления результатов небольших контрольных процедур, а может быть лишь дополнительным материалом. полученным в ходе крупной ревизии.

3. Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как разработать положение о внутреннем контроле

Учреждение обязано утвердить приказом порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля. Сделать это нужно в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ).

Других требований к документальному оформлению порядка внутреннего контроля нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет, не содержат.

Учреждение вправе разработать собственный формат документа, например Положение о внутреннем контроле (далее – Положение). Главное, чтобы этот документ не был составлен «для вида» формально. Положение должно выполняться и содержать указания и правила, помогающие проведению контрольных мероприятий на практике.

Положение можно оформить:

  • как раздел единого текста учетной политики;
  • как отдельное приложение к учетной политике.

Такие требования установлены в пункте 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Нужно отметить, что на практике учреждения чаще всего оформляют Положение в виде приложения к приказу об учетной политике.

Форма и содержание Положения

Ни законы, ни нормативные акты министерств и ведомств не предусматривают типовую форму Положения для учреждений. Связано это с тем, что на уровне регуляторов сложно установить контрольные процедуры для конкретных учреждений. Система внутреннего контроля зависит от множества факторов. Например, от специфики деятельности учреждения, объема выполняемых задач, организационной структуры и иных условий. Однако можно отметить основные тематические разделы, которые учреждению целесообразно выделить в своем Положении:

В этом разделе укажите главные цели и задачи внутреннего контроля учреждения. Распределите их по степени приоритетности.

В общей части можно привести нормативно-правовые акты, на требования которых опирается система контроля учреждения. Отметьте, например, что Положение разработано в соответствии с уставом учреждения, на основании

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Форум: Внутренний финансовый контроль Форум Главбух

Re: Внутренний финансовый контроль

13.1.4. Внутренний финансовый контроль

Организация и проведение внутреннего контроля с 2013 года являются для бюджетного учреждения обязательными. В этом подразделе учетной политики прописываются основные правила проведения внутренних контрольных мероприятий, в том числе устанавливаются:
- цели, задачи и принципы функционирования внутреннего контроля;
- порядок организации внутреннего контроля;
- требования, предъявляемые к участникам системы внутреннего контроля;
- права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц;
- отчетность по соблюдению положения о внутреннем контроле.
Приложение к учетной политике должно содержать Положение о внутреннем контроле. По многочисленным просьбам читателей приводим примерную форму данного положения.
К нему может быть приложен акт по отражению результатов проведенных контрольных мероприятий, форма которого разрабатывается самим учреждением. В акте отражается следующая информация:
- проверяемый период;
- дата и номер акта;
- состав контрольной группы;
- объект проверки (ФИО руководителя проверяемого отдела);
- предмет проверки;
- вопросы проверки;
- описание нарушения;
- наименование, статья, пункт нарушенного нормативного акта;
- фамилия, инициалы и должность виновного лица;
- сумма ущерба.

Положение об отделе внутреннего контроля

Утверждено приказом
_________________________________

Положение о внутреннем контроле в (название учреждения)

1. Общие положения.

1.1. Положение о внутреннем контроле (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления.
1.2. Положение определяет основные цели, принципы, требования и структуру внутреннего контроля учреждения.

2. Принципы внутреннего контроля.

Внутренний контроль основывается на следующих принципах:
- принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативно-правовыми актами;
- принцип независимости - субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
- принцип объективности - внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
- принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством;
- принцип стандартизации - процессы и процедуры внутреннего контроля должны быть регламентированы;
- принцип системности - проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

3. Внутренний контроль.
3.1. Внутренний контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством, сотрудниками и контрольными подразделениями учреждения, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативно-правовых актов и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.
Субъекты внутреннего контроля - руководители, сотрудники, контрольные подразделения учреждения, осуществляющие процессы и операции внутреннего контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Объекты внутреннего контроля - сотрудники учреждения, структурные подразделения учреждения.
Предмет внутреннего контроля - процессы и операции, осуществляемые в рамках закрепленных за ними функций, а также формируемые ими документы.
3.2. Целью внутреннего контроля является установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля положениям нормативно-правовых актов и регламентов.
3.3. Задачами внутреннего контроля являются:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативно-правовых актов (финансовый контроль);
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);
- соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности (технологический контроль).
3.4. Внутренний контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.
Методами осуществления внутреннего контроля являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, а также проведение контрольными подразделениями проверок тематического и комплексного характера.
Внутренний контроль осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми учреждением.

4. Требования к организации и проведению внутреннего контроля.

Основными требованиями к организации и проведению внутреннего контроля являются:
а) требование планирования - планирование внутреннего контроля предполагает разработку общей стратегии, сроков проведения и объема контрольных мероприятий;
б) требование эластичности - внутренний контроль организуется таким образом, чтобы при необходимости можно было обеспечить достижение вновь поставленных целей учреждения;
в) требование рациональности - внутренний контроль организуется таким образом, чтобы исключить осуществление излишних процессов и операций в ходе его проведения;
г) требование взаимодействия и координации - внутренний контроль осуществляется на основе взаимодействия субъекта и объекта внутреннего контроля, координации их усилий для решения поставленных задач;
д) требование документированности - в процессе проведения проверок все полученные сведения подлежат документированию (в том числе в электронном виде) в установленном порядке;
е) требование компетентности, добросовестности и честности - субъекты внутреннего контроля должны обладать необходимыми знаниями, добросовестно и честно выполнять возложенные на них обязанности;
ж) требование ответственности - субъекты внутреннего контроля несут ответственность за достоверность и качество проводимого контрольного мероприятия;
з) требование периодичности - внутренний контроль проводится с установленной периодичностью;
и) требование доказательности - выводы, сделанные в ходе внутреннего контроля, должны быть обоснованы и подтверждены.

5. Структура внутреннего контроля.

5.1. Организационная структура внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и включает:
- сотрудников учреждения;
- начальников структурных подразделений учреждения;
- контрольные подразделения учреждения;
- руководство учреждения.
5.2. Сотрудники учреждения осуществляют самоконтроль в соответствии с должностными обязанностями, установленными в их должностных регламентах.
5.3. Начальники структурных подразделений учреждения в рамках должностных обязанностей организуют и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями, осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений.
5.4. Контрольные подразделения учреждения организуют и осуществляют внутренний контроль за деятельностью учреждения и структурных подразделений.
5.5. Руководство учреждения организует и осуществляет общую координацию работы структурных подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля в учреждении, а также непосредственно курирует вопросы внутреннего контроля.

6. Основные задачи контрольного отдела.

6.1. Осуществлять последующий финансовый контроль за соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины, в том числе за законным, обоснованным и эффективным использованием средств бюджета, выделяемых учреждению в форме субсидий, средств, полученных учреждением в рамках оказания платных услуг и выполнения другой приносящей доход деятельности, материальных ценностей и иного имущества.
6.2. Проводить в подразделениях учреждения плановые и внеплановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности и тематические проверки (далее - проверки) использования средств, имущества согласно утвержденному плану проведения контрольных мероприятий (проверок и ревизий) и в соответствии с отдельными поручениями руководителя учреждения.
6.3. Анализировать результаты выявленных проверками нарушений норм законодательства и в пределах своей компетенции принимать меры по их устранению.
6.4. Информировать руководителя учреждения об итогах проведенных контрольных мероприятий.

7. Основные функции контрольного отдела.

7.1. Разрабатывать и представлять на утверждение руководителю учреждения план контрольных мероприятий на соответствующий год.
7.2. Обеспечивать своевременное и полное исполнение плана контрольных мероприятий на соответствующий финансовый год.
Проводит в ревизуемых подразделениях учреждения проверки использования средств, имущества согласно утвержденному плану контрольной деятельности или отдельным поручениям руководителя учреждения.
7.3. Осуществлять последующий финансовый контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием средств в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности.
7.4. Осуществлять контроль за достоверностью и правильностью ведения учета и отчетности.
7.5. Проводить внутренний контроль эффективности расходования средств в области государственных закупок и соблюдения норм законодательства о закупках.
7.6. Проводить оценку эффективности финансовой деятельности.
7.7. Взаимодействовать в своей работе с другими подразделениями для обеспечения комплексности и периодичности проведения ревизий и проверок.
7.8. По результатам проведенной проверки направлять в установленном порядке:
- руководителю учреждения - материалы проверки, акт, возражения или замечания по акту, объяснительные руководителей ревизуемых подразделений;
- в ревизуемое подразделение - акт проверки и предписание с указанием в нем мер по устранению выявленных нарушений и конкретных сроков исполнения.
Принимает участие в обсуждении результатов проверки и вносит предложения для принятия решений о применении дисциплинарных взысканий.
7.9. Осуществлять контроль за своевременным и полным устранением ревизуемыми подразделениями выявленных нарушений.
7.10. Анализировать результаты выявленных проверками нарушений норм законодательства и в пределах своей компетенции принимать меры по их устранению.
7.11. Вести систематизированный учет и хранение поступающих в отдел материалов проверок, информации о выполнении мероприятий по результатам проверок, правовых актов.
7.12. Организовать профессиональную подготовку работников отдела, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
7.13. Вести работу с обращениями по вопросам своей деятельности, давать методические разъяснения, готовить соответствующие ответы и заключения в пределах своей компетенции.

8. Права контрольного отдела.

В целях реализации задач и функций в установленной сфере деятельности сотрудники отдела имеют право:
8.1. Проходить в помещения, занимаемые ревизуемым подразделением.
8.2. Проверять денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к проверке, фактическое наличие и правильность использования денежных средств, материальных ценностей.
8.3. Получать копии бухгалтерских, распорядительных, учредительных документов, различных положений и иных документов, относящихся к проверке и необходимых для последующего финансового контроля.
8.4. Получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемых структур объяснения, в том числе письменные, по вопросам, возникающим в ходе проверок.
8.5. Запрашивать и получать информацию, необходимую для принятия решений по отнесенным к компетенции отдела вопросам.
8.6. Анализировать выявленные нарушения и подготавливать предложения, направленные на их устранение.
8.7. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений.
8.8. Своевременно докладывать руководителю учреждения о выявленных фактах хищений, злоупотреблений или порчи имущества, об обнаружении подлогов, подделок и о других злоупотреблениях.

9. Ответственность работников отдела.

Работники отдела несут персональную ответственность:
9.1. За несвоевременное и ненадлежащее выполнение возложенных на отдел обязанностей в соответствии с должностной инструкцией и действующим законодательством.
9.2. За соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
9.3. За некачественное и несвоевременное исполнение приказов директора департамента финансов и распоряжений администрации города.

10. Заключительные положения

Изменения и дополнения в Положение вносятся по мере необходимости в установленном порядке.

__________________
Хотя и сладостен азарт по сразу двум идти дорогам, нельзя одной колодой карт играть и с дьяволом и с богом!

Re: Внутренний финансовый контроль

Контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен быть организован силами самого учреждения (ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В системе внутреннего контроля по факту принимают участие все сотрудники учреждения. Это следует из того, что каждый сотрудник на своем участке должен выполнять работу компетентно и без ошибок, которые он обязан исправлять в соответствии со своими должностными обязанностями.

Но помимо сотрудников и руководителей субъектами контроля могут выступать служба внутреннего контроля, отдельные подразделения учреждения, контрольная комиссия, независимый консультант (аудитор), штатный контролер (ревизор). В некоторых случаях все они могут действовать одновременно в одном учреждении. Поэтому в Положении важно разграничить полномочия и компетенцию каждого контролера, указать его основные функции и обязанности. Нужно определить, какие распоряжения тот или иной субъект контроля имеет право отдавать остальным сотрудникам. Указать случаи и порядок оформления таких распоряжений. Целесообразно утвердить перечень вопросов, по которым каждый субъект контроля уполномочен принимать решения.

__________________
Хотя и сладостен азарт по сразу двум идти дорогам, нельзя одной колодой карт играть и с дьяволом и с богом!

ИСК в СУД

Внутренний финансовый контроль

Учебная дисциплина "Контроль и ревизия" как самостоятельная отрасль экономических знаний занимает особое место в системе экономических дисциплин. В процессе ее изучения МЫ получаем знания по вопросам организации и осуществления контроля и ревизии финансово-экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций государственными контрольными органами и негосударственными организациями. Основные задачи изучения дисциплины:

формирование представлений о сущности, роли и задачах контроля и ревизии как важных элементов управления экономикой

приобретения знаний о видах, формах и методах организации контрольно-ревизионной деятельности

получение практических навыков по организации проверок и ревизий в процессе осуществления финансово-экономического контроля, оформления и реализации полученных результатов.

Курс "Контроль и ревизия" является одной из основных базовых дисциплин подготовки экономистов по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Освоение курса позволит овладеть основными приемами, техникой контроля. навыками работы с нормативными документами, а также научиться выявлять ошибки и нарушения в работе предприятия. Целью учебной дисциплины "Контроль и ревизия" является обеспечение глубоких знаний и практических навыков по организации и проведению контрольно-ревизионной работы на предприятиях, развитие контрольных функций бухгалтерского учета и контроля, овладение бухгалтерским учетом и контролем как единой профессией.

Реформа бухгалтерского учета и финансовой отчетности, утверждение нового Плана счетов и Положений (стандартов) учета обуславливают необходимость реформирования контрольно-ревизионной работы. Такие атрибуты рыночных отношений, как многообразность экономики, разнообразие форм собственности, свободное предпринимательство, разгосударствление предприятий, их приватизация и корпоратизация, иностранное инвестирование, требуют использования различных организационных форм контроля, усовершенствование его методологии. Таким образом, дисциплина "Контроль и ревизия" играет существенную роль в управлении экономикой.

Учебная дисциплина "Контроль и ревизия" является не только теоретической, но и практической, так как изучает организацию и методику проведения ревизий и проверок, оформления и реализации их результатов, что основывается на знаниях и навыках организации финансовой работы и бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях различной формы собственности в современных условиях.

Задание № 1. Понятие внутреннего финансового контроля

Для повышения эффективности управления руководители хозяйствующих субъектов и других структур (в том числе и государственных) могут посчитать целесообразным, создание в своем подчинении специализированных подразделений для проведения финансового контроля на управляемых ими объектах. Это так называемый внутренний финансовый контроль независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быть по возможности функционально и организационно независим.

Цель внутреннего контроля - помочь руководству хозяйствующего субъекта или органа управления (в том числе и органа государственного управления) эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате проверок. Используя эту информацию, руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков (если такие обнаружены) и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.

Таким образом, внутренний контроль:

· проводится внутри организации (или структуры управления) ее служащими (контролерами)

· организуется по решению руководства организации (или

· информация внутреннего контроля, как правило, предназначена для управленческого персонала организации

· внутренний контроль содержится на средства организации.

В перечень обязанностей внутренних контролеров могут быть также включены:

· проверка эффективности систем контроля

· оценка экономичности и эффективности действий организации

· определение уровня достижения программных целей.

На внутренних контролеров могут возлагаться и функции управленческого аудита.

Управленческий аудит - это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и выработке политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации.

Еще раз следует обратить внимание, что организация служб внутреннего контроля необязательна для субъектов хозяйствования или управления. Работая в условиях жесткой конкуренции, руководство субъекта хозяйствования или органа управления обычно заинтересовано иметь эффективный внутренний контроль, но постоянно сопоставляет пользу от деятельности внутренних контролеров и затраты на их содержание. Если баланс будет не в пользу внутреннего контроля, то предпринимаются меры к его улучшению либо к ликвидации.

В отечественной литературе внутренний контроль в рамках отдельного хозяйствующего субъекта часто называют внутрихозяйственным, внутренний контроль в рамках отдельного министерства или ведомства внутриведомственным.

Таким образом, внутренний контроль - это контроль, который организует орган управления с целью повысить эффективность проводимой им финансово-хозяйственной деятельности. Информация, полученная в результате внутреннего контроля, предназначена в первую очередь для удовлетворения потребностей органа управления, организовавшего этот контроль. Отметим также, что внутренний контроль понятие относительное: он внутренний для органа управления, его организовавшего, но для контролируемой им подструктуры он фактически является внешним контролем.

Формы финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов, договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.

По характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

Способы проведения финансового контроля

Различают следующие способы проведения финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, анализ.

Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. С точки зрения права финансовая проверка предстает как процессуальное действие по контролю финансово-хозяйственной деятельности. Оно выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными, отраженными в документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных). В процессе проверки определяются законность и, если необходимо, эффективность использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. По их результатам обычно намечаются мероприятия для устранения выявленных недостатков.

В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные, это имеет отношение скорей к налоговой внешней проверке, но в рамках классификации следует указать и их.

Камеральная проверка - это проверка органом финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

По полноте охвата материала различают проверки сплошные, когда проверяются все документы организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле - и материальные ценности), и частичные (выборочные), когда проверяется только часть (определенная выборка) документов.

По объему проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка - это проверка хозяйствующего субъекта за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной деятельности. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности организации максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Выборочная проверка - это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки или как отдельная проверка. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка - это проверка определенного направления или вида финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Она проводится по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. Результаты тематических проверок используются при комплексной или выборочной проверке и либо отражаются в актах этих проверок, либо оформляются как приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки - это тоже элемент внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль на предприятии

На основе опыта работы с рядом российских предприятий можно уверенно говорить о том, что многие проблемы компаний начинаются с неквалифицированно составленных бизнес-планов, бюджетов и смет. Причем ошибки в этих бумагах могут быть как преднамеренные, то есть возникшие в результате злоупотреблений, так и вызванные несовершенством принятого на предприятии составления финансовых документов.

С другой стороны, компании, где системы бюджетирования и бизнес - планирования находятся под контролем внутренних аудиторов, получают возможность существенно повысить эффективность своей работы. Их, как правило, отличает высокая координация в рамках управленческой структуры, хорошая адаптивность к изменениям и высокая мотивация работы менеджеров.

Бизнес-планирование - процесс многоступенчатый, требующий от исполнителя точности и соблюдения формальных правил. Поэтому при оценке этого направления работы компании внутреннему контролеру придется учесть целый ряд важных частностей: обоснованность принятых стратегий бюджетирования, включая принятый на предприятии порядок составления бюджетов и смет, методы расчета основных финансовых показателей бизнес-плана и оптимизации прибыли состав, виды и структуры бюджетов (бизнес-планов) предприятия и его подразделений, широту их применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и т.п.), уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет), процедуры разработки (включая согласование показателей, утверждение и контроль), ответственность за их формирование и исполнение процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам) и выполнением бюджетного регламента (в частности на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и оценки их причин) санкции за несоответствие бюджетов существующим на предприятии правилам их разработки и оформления фактическое выполнение процедур бюджетирования и бизнес-планирования, порядок ответственности по уровням управления.

Контроль структуры капитала.

Еще один объект для внутреннего финансового контроля - структура капитала предприятия. В идеале она максимизирует стоимость предприятия и при этом минимизирует общую стоимость его капитала.

А при ее оценке необходимо, прежде всего, проанализировать и оценить соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левереджа, его зависимость от структуры финансирования, размер и структуру заемных источников. Важно также выяснить, достаточно ли у предприятия оборотных средств, насколько эффективно используются собственные средства и заемный капитал, а также оценить процедуры и условия привлечения займов.

Практика ряда предприятий показывает, что компания получит еще более точные представления о качестве структуры своего капитала, если рассчитает цену совокупного капитала, стоимость предприятия, коэффициент роста собственного капитала, а также выявит тенденции изменения этих параметров.

При принятии решений об изменении структуры капитала приходится учитывать и некоторые другие критерии. Например, если компания намерена привлекать кредиты, важно оценить, позволят ли ей доходы своевременно обслуживать и погашать долги.

В целях контроля следует в частности выявить разрывы в поступлении заемных средств, уточнить их причины и влияние на работу компании. Такой анализ поможет, как найти способы нейтрализации разрывов, так и в целом оценить, насколько эффективна действующая кредитная политика предприятия.

Контроль инвестиций предприятия.

Финансирование предприятия возможно осуществлять и путем привлечения инвестиций. В этом случае предприятию придется определить свою политику в отношении выплаты доходов по ценным бумагам, а стало быть, оно неизбежно столкнется с дилеммой.

С одной стороны, максимизация и стабильность выплат дивидендов влияют на рост котировок (а в случае если совладельцами предприятия являются его работники, то и на производительность труда). С другой - увеличивая размер дивидендов, компания автоматически сокращает долю прибыли, реинвестируемой в производство.

Приходится искать "золотую середину", увязывая воедино стратегические цели и текущие задачи предприятия. Далеко не всегда эту задачу удается решить успешно - опять-таки в силу отсутствия на предприятии внутреннего финансового контроля.

В данном случае контролирующая инстанция должна проанализировать факторы, обусловливающие предпочтительную для данного предприятия дивидендную политику (консервативную, компромиссную или агрессивную).

Следует в частности учитывать темпы роста предприятия, его доходность и зависимость от притока заемного капитала. Решающим обстоятельством может оказаться и долгосрочная стратегия основных владельцев. Очевидно, что реинвестирование средств наряду с максимальным сокращением числа акционеров и выплачиваемых им "премиальных" будет наилучшим вариантом для тех, кто намерен сохранить контроль над бизнесом в своих руках.

Бывает и так, что компания испытывает недостаток средств на развитие и списывает это на необходимость платить дивиденды. На самом же деле причина в том, что установленный руководством предприятия порядок принятия решений по таким выплатам нарушается. Или же принятая процедура просто неэффективна.

К примеру, компания вправе отказать в дивидендах акционеру, просрочившему очередной взнос в уставный капитал, однако же регулярно платит ему деньги. Избежать подобных "накладок" можно лишь одним способом: внутренний финансовый контроль должен очень детально проанализировать документальную подоплеку и историю своих взаимоотношений с акционерами.

Продуманная инвестиционная политика организации обеспечивает предприятию максимальный экономический, научно-технический, экологический и социальный эффект. Объем вложений должен соотноситься с объемами активов, а средства, выделяемые на бесприбыльные инвестиционные проекты эффективно расходоваться.

Задание № 2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово - бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

· осуществляет контроль и надзор:

за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности

за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений

за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций

за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций

· осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок

· осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации

· представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы

· обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке

· организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку

· осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности

· обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы

· в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности

· проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Службы осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации

· в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств. ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка)

направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам

заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности

разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций, он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Министром финансов Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

· при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности

· при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.

· распределяет обязанности между своими заместителями

· представляет Министру финансов Российской Федерации:

проект положения о Службе

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы

предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Службы

предложения по кандидатурам на должности руководителей территориальных органов Службы

ежегодный план работы и показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности

предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы

· назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов

· решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе

· утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете

· утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете

· издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Службы - приказы ненормативного характера.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных органов Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список литературы

1. Барматина Л.В. Контроль и ревизия: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 96с.

2. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. - М. Маркетинг, 2000.

3. Мельник М.В. Пантелеев А.С. Звездин А.П. Ревизия и контроль: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Бухучет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение". - М. ФБК-ПРЕСС, 2003.

4. Родионова В.М. Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. - М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 320с.

5. Андрей Бочкарев, Вячеслав Кондратьев 7 нот менеджмента. - 5-е изд. доп. - М. ЗАО "Журнал Эксперт", ООО "Издательство".

6. Нормативно-правовые документы

7. Конституция РФ

8. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. №278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора"

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении

Положению о внутреннем контроле в нормативных актах уделяется не много внимания. Данный материал поможет грамотно составить этот важный документ.

Популярное по теме Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

Одно из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения - правильно организованный внутренний финансовый контроль. а также действенный внутренний хозяйственный контроль .

Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает:

  • нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц
  • субъекты, то есть должностных лиц, ведущих внутренний контроль
  • объекты внутреннего контроля
  • виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля
  • целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем
  • планирование деятельности в области внутреннего контроля.

    При организации внутреннего контроля в учреждении следует обратить внимание на сложившуюся практику, а также руководствоваться нормами:

  • Бюджетного кодекса РФ
  • Налогового кодекса РФ
  • Трудового кодекса РФ
  • Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ О бухгалтерском учете
  • отраслевых и ведомственных инструкций
  • локальных нормативных актов. Основные задачи внутреннего контроля

    Внутренний контроль направлен на проверку в учреждении:

  • соблюдения федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
  • исполнения приказов и распоряжений руководителя учреждения
  • законности совершения кассовых операций
  • организации учета и обеспечения сохранности имущества
  • соответствия операций регламентам и полномочиям сотрудников
  • наличия внутрихозяйственных резервов и принятия мер к их использованию в интересах обеспечения деятельности учреждения
  • соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности
  • предотвращения ошибок и искажений в учете
  • причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, а также мер их устранения, предупреждения и своевременного возмещения причиненного ответственными лицами материального ущерба
  • опыта практического применения и совершенствования действующих положений, инструкций и иных актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения. Положение о внутреннем контроле

    В Положении о внутреннем контроле в учреждении определяются организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние. В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н порядок организации и обеспечения (ведения) субъектом учета внутреннего финансового контроля утверждается актом субъекта учета, устанавливающим в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета. Таким образом, наиболее правомерным представляется утверждение положения о внутреннем контроле в составе учетной политики учреждения - в качестве одного из приложений. Издавать отдельный приказ о внутреннем контроле не обязательно.

    Структура и состав положения о внутреннем контроле существенно зависят от отрасли и масштаба деятельности учреждения, а также от состояния ведомственной нормативной базы. В какой-либо отрасли основные принципы формирования и утверждения положения о внутреннем контроле могут быть установлены ведомственным нормативным актом.

    При отсутствии подобной инструкции или аналогичного документа в положение о внутреннем контроле можно включить следующие разделы.

    1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках контрольных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.
    2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть объекты контроля, график проведения мероприятий (инвентаризаций, ревизий, проверок) и порядок их оформления.
    3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссий по проведению внутреннего контроля, порядок привлечения работников учреждения для участия в работе комиссии, разграничение полномочий и т. п. Также определяется перечень лиц, ответственных за проведение ревизий и проверок, и список лиц, уполномоченных проводить служебные расследования по материалам ревизий и проверок по отдельным направлениям.
    4. Ответственность сторон в части соблюдения положения о внутреннем контроле.
    5. Порядок обработки результатов мероприятий внутреннего контроля, устранения выявленных недостатков и выполнения вынесенных предложений.
    6. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка производится субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.
    7. Иные необходимые разделы.

    Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, рассматривают материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимают меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности внутреннего контроля.

    Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по улучшению этой деятельности. Также следует принимать необходимые меры для укрепления кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдения законности, предупреждения и пресечения бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

    Внутренний финансовый контроль

    Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, взаимозависимы и проводятся последовательно. Вначале следует проверка:

  • финансово-плановых документов (составления смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.)
  • порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличия положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.)
  • других локальных документов, необходимых для финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

    Позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

    Проверка документов

    В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

  • создать график документооборота учреждения (возможно, в качестве приложения к учетной политике)
  • последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов)
  • гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования)
  • брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода
  • организовать архив
  • сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации
  • своевременно составлять первичные документы.

    В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении:

  • Оформляются в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться не отраженной в учете.
  • Содержат обязательные реквизиты, установленные законодательством о бухгалтерском учете.
  • Соответствуют типовым унифицированным формам, если таковые установлены.
  • Соответствуют формам документов, описанным в учетной политике организации (если формы документов установлены учетной политикой учреждения).

    Кроме того, специальные расчеты и бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях внесения таких исправлений в бухгалтерский учет, излагаются просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

    Оформление ревизий и проверок

    По результатам проведенного мероприятия внутреннего контроля составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

  • программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности
  • виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки
  • анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ
  • выводы о результатах мероприятий внутреннего контроля
  • размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

    При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

    Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам внутреннего контроля. Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

    Внутренний финансовый контроль на предприятии Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже. Подобные работы

    Цель внутреннего финансового контроля в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия). Внутренний контроль и функции управленческого аудита. Формы финансового контроля и способы его проведения. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

    контрольная работа [39,7 K], добавлена 30.11.2010

    Основные этапы контрольно-ревизионной работы. Ревизия и контроль использования трудовых ресурсов, заработной платы, расчетов с рабочими и служащими. Задачи и источники ревизии. Правильность составления отчета по труду и использованию рабочего времени.

    реферат [19,5 K], добавлена 24.06.2009

    Характеристика видов финансового контроля. Контрольно-ревизионная политика в современных условиях. Фактические и документальные ревизии. Контроль и ревизия операций по расчетным счетам в банке. Фиксирование выявленных в процессе проверки отклонений.

    контрольная работа [41,3 K], добавлена 15.07.2011

    Этапы внутреннего контроля. Его цели и организация. Основные составляющие системы внутреннего контроля. Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций (предприятий). Классификация системы внутреннего контроля.

    реферат [23,3 K], добавлена 19.05.2010

    Внешний и внутренний контроль, их взаимосвязь и отличия. Ключевые цели и задачи контрольных мероприятий. Планирование и этапы проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации. Порядок взыскания материального ущерба с виновного лица.

    контрольная работа [27,4 K], добавлена 06.10.2012

    Создание контрольно-ревизионная службы для контроля над процессом производства и продажи, выявления и предотвращения недостач, хищений и прочих нарушений в ООО "Сатинг". Назначение ревизии в филиале. Излишки и недостачи, выявленные в ходе ревизии.

    контрольная работа [39,4 K], добавлена 14.11.2010

    Понятие, цели, основные задачи и права службы внутреннего аудита. Законодательные и нормативно-правовые основы организации внутреннего контроля на предприятии. Планирование аудиторской проверки кризисного предприятия. Подготовка рабочей документации.

    курсовая работа [97,2 K], добавлена 16.04.2014

    Независимый финансовый контроль на предприятии: обязательный и инициативный, внутренний и внешний аудит. Цели, задачи ревизии основных средств, порядок и основные этапы ее проведения. Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств.

    контрольная работа [36,7 K], добавлена 01.12.2010

    Характеристика ревизии как формы контроля: сущность и функции данной деятельности на современном этапе. Классификация и типы ревизий, их отличительные особенности. Нормативно-правовое регулирование контрольно-ревизионной работы, законодательство.

    контрольная работа [15,5 K], добавлена 22.11.2011

    Сущность контрольно–ревизионной работы, ее задачи и цели. Подготовка к ревизии на унитарных и муниципальных предприятиях. Сроки проведения аудита, состав ревизионной группы и выбор ее руководителя. Оформление результатов проверки, составление актов.

    курсовая работа [50,8 K], добавлена 12.05.2009

    По дисциплине: „Контроль и ревизия”

    1. Планирование и подготовка к проведению ревизии

    2. Внутренний финансовый контроль на предприятии

    3. Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования

    Список используемых источников

    1 Планирование и подготовка к проведению ревизии

    контроль ревизия проверка инвестиции

    Цель планирования контрольно-ревизионной работы состоит в упорядочении предполагаемых контрольно-ревизионных (КР) мероприятий для достижения максимальной эффективности и достоверности предстоящей проверки при оптимальном использовании временных и человеческих ресурсов.

    Планы контрольно-ревизионной работы должны определить:

    1. круг необходимой для проверки информации с целью выявления возможностей применения выборочных методов контроля

    2. объем проверяемой информации и время проведения проверки

    3. состав группы ревизоров, которые будут непосредственно участвовать в проведении проверки. В плане КРР приводятся следующие показатели: наименование и местонахождение ревизуемой организации, за какой период времени проведена предыдущая проверка, за какой период назначается данная ревизия, вид ревизии, ее сроки, руководитель ревизионной группы. Планирование проводится заблаговременно (послед. квартал пред. года) с учетом кадрового обеспечения. Должны проводится организации, где: не было ревизии более 1 года, были отмечены серьезные нарушения, более крупные организации по объему деятельности и кол-ву хозяйственных операций, смена руководителей. В последнюю очередь проводятся все остальные. В план могут быть внесены доп. расследования (внеплановые ревизии).

    Проведение ревизии хозяйственной деятельности предприятия подразделяется на следующие этапы: подготовка к проведению ревизии проведение ревизии оформление ее результатов принятие решения по результатам ревизии организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам ревизии. Четкая подготовка к проведению ревизии - залог ее своевременного и качественного осуществления с наименьшими трудовыми затратами. За несколько дней до начала ревизии издается приказ о ее назначении, в котором указывается, кому поручено проведение ревизии, срок ее проведения и дата представления руководителю предприятия акта ревизии с выводами и предложениями ревизора. До начала ревизии до выезда все участники обязаны предварительно изучить действующие необходимые законодательные акты, а также сравнить их с действовавшими в ревизионный период, обращая внимание на изменения. Также отчетные и статистические данные, учетную политику. Программу ревизии хозяйственной деятельности предприятия по согласованию с его руководством подготавливает ревизор. В ней указываются приемы и способы проверки. Руководитель ревизионной группы знакомит членов группы с содержанием программы и распределяет ее между исполнителями. Все пункты программы должны быть закреплены за соответствующими исполнителями. До начала ревизии члены ревизионной группы знакомятся с содержанием акта предыдущей ревизии и принятым по ее результатам решением. В процессе ревизии проверяется его выполнение. Члены ревизионной группы составляют рабочие планы по проведению ревизии порученных им участков деятельности предприятия. В рабочем плане дается перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, указываются способ проверки, срок выполнения и исполнители. В ходе проведения ревизии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, решение которых потребует дополнительного рабочего времени. В этом случае в рабочий план вносятся соответствующие изменения и дополнения. Специальные приемы документального контроля при проведении ревизии. При проведении ревизии можно выделить несколько приемов документального контроля, получивших широкое распространение.

    1) Формальная проверка - проверка подлинности документов и соответствия их формам документов, применяемые в хозяйственной практике и в период за которой проводится ревизия. Документы должны содержать реквизиты: название док-та, код, №, дата, адрес, ИНН, перечень реквизитов, удостоверение подписи рук-ля и главбуха или др. ответственное лицо, печать организации. Значение этой проверки: удостоверить полноту заполнения всех требуемых реквизитов, наличие данных по совершению хозяйственных операции, сумме операции. При ней определяются также отсутствие неоговоренные исправлений, подчисток, дописок, подлинность подписей соотв. должности лиц на основе их сверки с образцами подписей и с данными др. документов, содер. напр. в отделе кадров. Доброкачественным считается док-т, составляется по форме и заполненной в соотв. со всеми требованиями. Недоброкачественные: не отвечающие требования, подложный (признаки: подчистки, нарушение структуры бумаги, потери глянца, появление пятен и др.), фиктивные (вымышленные лица,)

    2) Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических отчетных данных с установленными нормативами с целью определения их соблюдения. Выявленные при этом отклонения подлежат тщательному изучению с целью установления причин возникновения и предотвращению образования отклонений в будущем.

    3) Арифметическая проверка должна установить правильность произведенных расчетов, вычислений по остаткам, оборотам, суммам, начисляется и выплачивает з/п, суммам расходов, отнесенных на себестоимость продукции/р/у, подсчетов в документах, удостоверяющие движение денежных средств в целях установления ошибок в кассовых отчетах, в расчетах с подотчетными лицами и т.д. Дает возможность установить правильность подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения, скрытые за неправильными арифметическими действиями. Цель: выявление этих случаев на основе проверки достоверности хоз. операций, оформление прав-ти оформления документа и применения ряда приемов, присущ. арифметической проверке.

    4) Технико - экономические расчеты производятся в процессе ревизии для установления расчетных плановых показателей, правильности составления смет косвенных расходов, капитального и текущего ремонтов основных средств, списания материалов на объем производства продукции, исчисления себестоимости готовой продукции, выполненных работ, услуг и т.д.

    5) Встречная проверка документальных данных заключается том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям.

    6) Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств применяется ревизором в случаях когда он имеет сведения о хищении ТМЦ или денежных средств, а проведенные ревизии расхождений не установили. При помощи такой проверки выявляют неучтенные ТМЦ, т.е. наличие ценностей, поступление которых документами не подтверждается и отпуск ценностей, которые по документам не числились. Документальная проверка является ведущим приемом документального контроля. Она производится по данным первичных документов, учетных регистров, отчетности с целью установления законности, целесообразности и достоверности совершенных операций, а также выявления внутренних резервов повышения эффективности производства. На основе данных этой проверки разрабатываются мероприятия по ликвидации нарушений и привлечению к ответственности виновных за допущенные нарушения и злоупотребления.