Руководства, Инструкции, Бланки

образец журнал внеурочной деятельности img-1

образец журнал внеурочной деятельности

Рейтинг: 4.9/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Плейкаст «Журнал по внеурочной деятельности образец заполнения»

Плейкаст «Журнал по внеурочной деятельности образец заполнения» Журнал по внеурочной деятельности образец заполнения

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Для устранения типичных ошибок и недочетов в заполнении данного журнала по внеурочной деятельности образец заполнения разработана инструкция по его заполнению. При несовпадении указывается расхождение и причина. Медицинское заключение о состоянии здоровья необходимо для посещения спортивных, технических, туристических, хореографических объединений воспитанников. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала или итогового контроля. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образов. Изменения расписания объединения указываются на основании приказа по училищу и расписанию. Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. В журнале на страницах 2-25 указывается состав объединения, содержание занятий, дата и количество часов работы объединения. В нём была представлена специфика развития инструме.
Педагог дополнительного образования Мужичкова Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова. В конце учебного года не позднее дух недель по окончанию учебного процесса журнал сдается в учебный отдел для хранения в архиве. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образов. Указывается название мероприятий в соответствии с Положением о конкретной конференции, фестивале, конкурсе и.
Журнал заполняется педагогом в день проведения занятия. Письменные замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении журнала педагог дополнительного образования детей обязан исправить до следующей очередной проверки. Изменения расписания объединения указываются на основании приказа по училищу и расписанию. Количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий. При несовпадении указывается расхождение и причина. Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Журнал учёта работы объединений является государственным учётным, финансовым документом, его обязан вести каждый педагог дополнительного образования.

Журнал по внеурочной деятельности образец заполнения

Даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. Изменения расписания объединения указываются на основании приказа по училищу и расписанию. Невыполнения предписаний влечёт за собой нарушение своих должностных обязанностей, применение взысканий.


При несовпадении указывается расхождение и причина. Недопустимо производить запись занятий заранее. Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности?

Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов .

Просмотр плэйкаста.
Введите ссылку или номер.

Социальная сеть Cсылка HTML-код BB-код Отправить на Email

Для отправки плейкаста, выберите социальную сеть, в которой находится ваш друг:

Другие статьи

Учебно-методический материал по теме: Журнал кружка внеурочной деятельности

Учебно-методический материал по теме:
Журнал кружка внеурочной деятельности

1. Общие положения

1.1. Журнал дополнительного образования является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого педагога дополнительного образования и учителя, проводящего занятия в дополнительного образования.

1.2. К ведению журнала дополнительного образования допускаются только педагогические работники, работающие в конкретном объединении дополнительного образования, а также административные работники, курирующие его работу.

1.3. Все записи в журнале дополнительного образования должны вестись четко и аккуратно, без исправлений, чернилами (пастой) синего цвета. В исключительных случаях допускается делать исправления, которые необходимо оговорить в нижней части страницы, заверив их личной подписью (с расшифровкой и датой) педагогического работника, сделавшего исправление.

1.4. В журнал разрешается вносить фамилии только тех учащихся, которые зачислены в объединение дополнительного образования. Если учащийся прервал посещение объединения дополнительного образования, то в журнале указывается дата выбытия. Если учащийся начал посещение объединения не с начала учебного года, то он вносится в списки с указаниям даты начала им занятий.

1.5.Запрещается допускать учащихся к ведению журнала дополнительного образования.

2. Обязанности педагога дополнительного образования (учителя, работающего в дополнительном образовании).

2.1. Педагог дополнительного образования (учитель, работающий в объединении дополнительного образования) заполняет в журнале дополнительного образования:

  • титульный лист (обложку);
  • общую информацию об объединении дополнительного образования (название образовательного учреждения, направленность и название объединения, расписание занятий и его изменения (на основании Расписания, утвержденного директором школы), свою фамилию, имя и отчество, фамилию и имя старосты объединения, сведения об аккомпаниаторе (при его наличии) и расписание его работы;
  • списки учащихся на всех нечетных страницах (на каждый месяц);
  • сведения об обучающихся (с обязательным указанием реквизитов документа медицинского учреждения о разрешении заниматься в объединении именного этого вида);
  • сведения о родителях (законных представителях) и классных руководителях;
  • информацию о проведения вводного инструктажа с учащимися по технике безопасности (со всеми вновь прибывшими).

2.2. Ежедневно отмечает посещаемость обучающимися объединения дополнительного образования (отмечая отсутствующих символами «б» для болеющих и «н» для пропустивших занятие без уважительной причины).

2.3. При проведении с учащимися объединения дополнительного образования массового мероприятия вносит информацию о нем (дату, содержание, место проведения, количество участников, фамилию и инициалы ответственного за проведение) в журнал.

2.4. При переходе к новому виду занятий (работ) информацию о проведении инструктажа по ТБ обязательно записывает в графе "Содержание занятия".

2.5. Заполняет сведения о признании достижений обучающихся — их награждении, победах к конкурсах и олимпиадах, получении ими квалификационных разрядов и титулов.

2.6. В конце каждого полугодия (учебного года) заполняет цифровой отчет о работе объединения.

Из опыта работы гимназии №3 г

Из опыта работы гимназии №3 г. Шарьи

об организации внеурочной деятельности учащихся в классах,

работающих в условиях ФГОС

МОУ гимназии № 3

1. Общие положения

1.1. Внеурочная деятельность учащихся – специально организованная деятельность учащихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность ), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Время, отведенное на внеурочную деятельность. не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

2. Цель и задачи

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся. путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

3.Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования гимназии. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов учащихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования гимназии.

3.2. Внеурочная деятельность может быть организована:

по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;

по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

3.3. Наполняемость групп составляет не более 15 человек. (по возможности ОУ)Группы формируются на основе заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.

4. Программы внеурочной деятельности :

4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются НМС гимназии. Возможно использование утверждённых авторских программ.

4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:

ориентированные на достижение результатов;

по конкретным видам внеурочной деятельности ;

4.3. Образовательная программа внеурочной деятельности включает:

учебно – тематическое планирование (по годам обучения);

показатели эффективности достижения планируемых результатов деятельности;

планируемые результаты деятельности;

4.4. Чередование учебной и внеурочной деятельности по сменам в пределах годового учебного графика определяет администрация гимназии.

4.5. Внеурочная деятельность может быть организована на базе учреждений дополнительного образования детей (учреждений культуры и спорта), загородных лагерей, баз отдыха, с которыми гимназия заключает договор сотрудничества

4.6. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов гимназии, педагогами учреждений дополнительного образования( по договору).

4.7. Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности для обучающегося.

4.8. Учащиеся при организации дополнительной внеурочной деятельности находятся под наблюдением воспитателя группы продлённого дня

4.9. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется воспитателем ГПД в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: дата проведения занятия, класс, ФИО учащихся, содержание и форма проведения занятия, ФИО учителя (педагога). Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

4.10. Медицинское обслуживание учащихся во время внеурочной деятельности обеспечивается медицинскими работниками в соответствии с инструкцией о работе мед.персонала гимназии

5. Финансирование внеурочной деятельности.

5.1.Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, организуемую в гимназии, осуществляется в пределах средств субвенции бюджету муниципалитета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

5.2. Возможно привлечение добровольных родительских пожертвований на развитие материально-технической базы объединений внеурочной деятельности и проведение экскурсионно-досуговых мероприятий

Индивидуальная карта занятости обучающегося

(Фамилия Имя Отчество)

во внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Т. Е. Быстрякова 2010 г. «Утверждаю» Начальник Управления гибдд увд костромскойобласти полковник милиции А. О. Исаченко 2010 г. Положение о проведение областного конкурс Е. В. Кучменко заместительначальникаотдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. к г. н (1) Е. В. Кучменко заместительначальникаотдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. к г. н (2) О. Я. Чекановой заместителядиректораДепартаментаобразования атмр Дополнительные образовательные программы. Повышение квалификации Кострома, 2000 Сборник печатается по решению Ученого Совета Костромского института повышения квалификации

области управления действующих руководителей учреждений дошкольного. общего и дополнительногообразования.

Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС на ступени начального общего образования»

по организации внеурочной деятельности

в МОУ в условиях внедрения ФГОС НОО.

1.1. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в МОУ (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Внеурочная деятельность – часть учебного плана. Учебный план является компонентом основной образовательной программы начального общего образования МОУ

  • • учебный план определяет введение в действие и реализацию требований Стандарта
  • • определяет общий объём учебной нагрузки,
  • • объём максимальной аудиторной нагрузки,
  • • состав и структуру обязательных предметных областей,
  • • направления внеурочной деятельности по годам обучения.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы

1.4. Внеурочная деятельность (продолжительность занятий) временем не регламентируется.

2. Цель и задачи

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-2 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОУ .

3.2. МОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по следующим основаниям:

По месту проведения:

  • • в классе с переменным составом;
  • • в классе группами;
  • • в классе индивидуально;
  • • на базе учреждений дополнительного образования, культуры, организаций и предприятий
  • • в первой половине дня;
  • • во второй половине дня;
  • • во время каникул

По отношению к решению учебных задач

3.3. Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе. Внеурочная деятельность может быть:

Учебной – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;

Внеучебной – направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

3.4. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

3.5. Виды внеурочной деятельности:

  • • Игровая;
  • • Познавательная;
  • • Проблемно-ценностное общение;
  • • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • • Художественное творчество;
  • • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • • Техническое творчество
  • • Трудовая (производственная) деятельность;
  • • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • • Туристско-краеведческая деятельность.

3.6. Формы организации внеурочной деятельности:

  • Экскурсии
  • Факультативы,
  • Кружки
  • Секции
  • Круглые столы
  • Конференции
  • Диспуты
  • Олимпиады
  • Соревнования
  • Проекты
  • Общественно-полезная практика
  • Интеллектуальные клубы
  • Библиотечные вечера
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Познавательные игры и др.

4. Организация внеурочной деятельности

4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются МОУ самостоятельно. Возможно использование авторских программ.

4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:

  • комплексные;
  • тематические;
  • ориентированные на достижение результатов;
  • по конкретным видам внеурочной деятельности;
  • индивидуальные.

4.3. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МОУ .

4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, педагогами учреждений дополнительного образования.

4.6. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем в Журнале учета внеурочной деятельности. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

5. Учёт внеурочных достижений обучающихся

5.1. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

5.2. Основными целями составления портфолио являются:

  • - развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;
  • - мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;
  • - переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.

5.3. Основными задачами составления портфолио являются:

  • систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;
  • создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося

5.4. Портфолио может иметь следующую структуру:

  • I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);
  • II раздел «Портфолио документов» (дипломы, грамоты, результаты тестирования);
  • III раздел Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, города, региона, Всероссийского уровня) Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах. Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие работы, проектные работы, исследовательские работы.
  • IV раздел Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно-массовых мероприятий школы, города, округа в которых обучающиеся принимали участие.

Проект «Комплексная программа «Спектр»

как модель совместной реализации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования » (Пример организации внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования)

«Актуальность и новизна»

Обращение к данному проекту обусловлено актуальностью организации занятий по направлениям внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения (далее - Стандарты) в общеобразовательных учреждениях города. Педагогический коллектив ЦДТ считает, что решение данной проблемы находится в создании единого образовательного пространства как условия развития личности ребенка. Основной предпосылкой создания образовательного пространства является возможность качественных образовательных услуг во внеурочной деятельности. Интеграция финансовых, кадровых, методических ресурсов общеобразовательных учреждений и учреждения дополнительного образования детей сможет обеспечить наиболее эффективное решение задач становления личности.

Целью проекта является создание условий для расширения образовательного пространства на базе комплексной образовательной программы «Спектр» ЦДТ в рамках внедрения Стандартов в начальной школе.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

  • - сформировать нормативно-правовую базу (положения, договора), регулирующие партнерские отношения;
  • - выработать соответствующие принципы социального партнерства;
  • - согласовать образовательные программы и творческие проекты;
  • - внедрить в образовательный процесс современные информационно-коммуникационные технологии;
  • - разработать программы для дистанционного обучения;
  • - разработать новые культурно-досуговые программы, развивающие духовно-нравственные ценности обучающихся детей;
  • - обобщить опыт по внеурочной деятельности.

Для достижения поставленных цели и задач ЦДТ имеет существенные ресурсы:

  • Педагоги владеют образовательными технологиями

(технология проблемного обучения, учебные проекты, игровые технологии, КДТ, технологиями ИКТ (-Power-Point, Microsoft Office Word, мультимедиа и интернет).

  • Центр имеет материально - техническую базу, которая позволяет вести

образовательную деятельность по 4 направленностям детского творчества (художественно- эстетической; социально-педагогической; научно-технической; культурологической)

Оборудованы хореографические залы, кабинеты по профилям, актовый зал, вокальная студия, студия звукозаписи. В Центре осуществляется систематическое сопровождение образовательного процесса различными службами (психолого-педагогическая, культурно-досуговая, методическая и социологическая).

В нашем проекте, мы предлагаем обучающимся начальной школы реализовать свои потенциальные способности и возможности по следующим направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;

Часть образовательных программ показанных прошла или проходит апробацию.

ЦДТ имеет опыт работы и взаимодействия основного и дополнительного образования.

На основе договора с МОУ СОШ № 2 реализуются: Образовательная программа «Город мастеров», 3- 4 классы, с 2001 года.

Программа «Веселый мастер» - с 2002 года. Программа является модульной. Число модулей постоянно расширяется и обновляется по мере появления новых интересов и потребностей.

С 2009 года апробируются следующие программы:

Программа «Светофорик»- по формированию устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города;

Программа «Гора самоцветов» - воспитание духовно-нравственных ценностей. Охват учащихся среди 1-4 классов школы №2 в настоящее время составляет – 55 %

ЦДТ было проведено анкетирование среди детей и родителей начальной школы, которое выявило: родительское сообщество полностью одобряет, поддерживает и относится с уважением к выбору своего ребенка вида деятельности по реализуемым программам. Например, программа «Город мастеров» - 100%

Современное дополнительное образование – это инновационная площадка, где встречаются образование с наукой, культурой и спортом, и эта встреча рождает новые образовательные методики, возможности для обретения детьми азов будущей профессии, способствует обретению ими чувства личностной и социальной состоятельности. Образовательные программы, откорректированные в соответствии требованиям Стандартов и проектная деятельность, в том числе (телекоммуникационные проекты), дадут возможность включиться в посильную реальную преобразовательную деятельность, развивая тем самым социальное творчество детей. Важным направлением деятельности Центра является поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционная форма организации обучения позволит одаренным детям развиваться по многим видам деятельности, освоить новые информационные технологии, которые могут обеспечить постоянное общение с большим реальным Миром.

Для этого нам необходимы дополнительные ресурсы: компьютерная техника, выход в интернет, печатные и электронные образовательные ресурсы. По всем другим ресурсам подробно изложено в смете бизнес-плана.

Реализация проекта может быть осуществлена в следующих вариантах:

  1. Как за счёт часов на дополнительное образование, определённые учебным планом, так и за счёт ставок учреждений дополнительного образования детей, передаваемых в школы и реализуемых, как правило, педагогами-совместителями этих учреждений.
  2. Когда определённую часть школьников направляют в учреждения дополнительного образования детей, с целью углубленной подготовки учащихся по конкретным образовательным программам.

Например, программа « Светофорик», педагог Центра детского творчества, проводит занятие в школе № 2

Комплексное взаимодействие образовательных учреждений и педагогического сообщества в рамках реализации проекта предполагает Инновационно - методическую деятельность, которую в ЦДТ возглавляет методический совет.

сроки и этапы реализации проекта

1. Подготовительный - 2010-2011 год (подготовка ЦДТ программ к презентации, создание Координационного совета, рабочих групп, формирование их функционалов, корректировка программ в рабочих группах, организация мастер-классов по проблемам внеурочной деятельности).

2. Внедренческий (экспериментальный) – август - сентябрь 2011 года - (Проведение семинаров, консультаций по апробации программ, проведение социологических исследований, разработка диагностического инструментария. Введение видов мониторинга: управленческий, социально-психологический, дидактический и т.д. ).

3. Рефлексивный – май-июнь 2012 г. Подведение начальных итогов по апробации программ, других работ.

4. Обобщающий – 2012-2015. гг. Обобщение опыта на конференции, публикации.

В проекте мы постарались учесть появление возможных рисков в ходе его внедрения в учебный план начального общего образования.

Минимизировать риски способствует четко разработанный бизнес-план. Детально проработанный план -действий позволил нам прогнозировать будущее проекта.

Нами запланировано расширение границ проекта:

  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся начальной школы по различным видам деятельности;
  • Разработка программы «Учимся всей семьей», считаем, необходима тесная связь с семьями в деле воспитания и развития личности.
  • Организация «Школы мастерства» в период каникул, которая обеспечит непрерывность в образовательном процессе.

Педагогический коллектив Центра детского творчества надеется, что с внедрением проекта в начальную школу будет решены животрепещущие проблемы начальной школы - проблема занятости детей во внеурочное время полезной деятельностью, повышения профессионализма педагогов, реализации их творческого потенциала, и что, все это послужит укреплению статуса педагогов дополнительного образования в обществе, в семье.

по работе над программами внеурочной деятельности.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В законе «Об образовании» нет прямого определения программы, но им устанавливаются место и значение ее в системе образования.

Программа – это модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

В методической литературе существует множество определений понятия «Образовательная программа». Приведем некоторые из них:

  • документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
  • модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, содержащая обоснование содержания образования и технологии его передачи;
  • индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности.

Приступая к работе над программой разработчику необходимо иметь достаточно четкое представление о нижеследующем:

  • Для какой возрастной группы обучающихся предназначена данная программа? На какой срок занятий она рассчитана?
  • Какими знаниями и сформированными умениями и навыками сможет обладать после обучения по этой программе?
  • Как в программе учитываются базовые знания, умения и навыки, сформированные у него в процессе занятий в школе, как эти знания будут углубляться, расширяться в процессе занятий по данной программе.
  • Заложены ли в программу возможности для организации творческой, поисковой, репродуктивной деятельности обучающихся?
  • Позволяет ли программа обучающимся приобщиться к достижениям мировой, национальной или региональной культуры?
  • Воспитанию или совершенствованию каких качеств личности обучающегося способствует данная программа?

Любая программа предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах; методов (путей, способов) решения этих задач; ожидаемых результатов; параметров оценивания и критериев оценки этих результатов

Программа, составленная правильно, творчески - это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками взрослыми, средство активного общения. При этом очень важно не только усвоить, накопить в своей памяти какой-то объем информации, умений и навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, т.е. быть компетентным.

Знание, как феномен культуры, не должно выступать в виде готового результата. Оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности, и именно эта деятельность и ее способы должны стать предметом освоения через активное их воспроизведение в сотрудничестве со взрослым, организующим и направляющим этот процесс. Одной из актуальнейших проблем образования является проблема активности обучающихся, развертывание всех его потенций, инициативы, пытливости и любознательности. Один из путей решения данной проблемы - включение в образовательный процесс методов активного и интенсивного обучения.

Отличительные черты таких методов:

  1. Активность обучающегося и педагога предполагает самостоятельность, свободу самовыражения, суверенность и наличие собственной позиции.
  2. Суверенность и самостоятельность обязывает создание системы свободного выбора.
  3. Акцент в обучении переносится с манипуляций действий обучающегося на воспроизводство, проектирование учебных ситуаций.
  4. Использование преимуществ неформального коллективного общения. Общность соучастников одного, интересного для всех дела. Идейной основой такого общения является педагогика сотрудничества.
  5. Использование в учебном процессе богатых педагогическими возможностями технологий (от элементов репродукции до творческого открытия).

Разъяснения к написанию и оформлению программ

Программы должны иметь: (Слайд)

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание программы
  5. Методическое обеспечение
  6. Списки литературы

Наиболее сложная часть пояснительная записка (рассмотрим образовательные программы дополнительного образования – анализ по частям в пояснительной записке)

  • Направленность (определяется его целью, или тем «ядром ценностей», который называется миссией). Программы имеют следующие направленности в рамках фгос: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
  • Актуальность, педагогическая целесообразность. Здесь обосновывается необходимость (актуальность) разработки и внедрения программы, ее оригинальность, педагогические возможности.

Педагогическая целесообразность понимается соответствие желаемых изменений свойств и качеств личности обучающегося согласно спрогнозированным в программе целям и задачам образования.

  • Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных

Программ (изменение тематики занятий, расширение зунов, изменение технологий и пр.), ссылка на ведущие идеи.

  • Цель – становление человека, готового к ориентированному выбору и индивидуальному и интеллектуальному усилию, обладающими многофункциональному компетентностями, опытом творческой деятельности.
  • Задачи определяют сдвиги в интеллектуальном развитии обучающегося, во внутреннем его состоянии, ценностных ориентациях, активных знаниях. Задачи показывают способ действия.

При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. В описании целей не должно быть абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней.

О достижениях цели и задач, можно судить лишь по внешним признакам- по внешне выраженной деятельности. На оценочно-результативном этапе предполагается отслеживание полученных результатов. Соотносят полученные результаты с поставленными целями и задачами, анализируется проделанная работа, устанавливается, что в результате усвоено и что не усвоено, и почему.

Описывая ожидаемые результаты и способы проверки, следует:

  • - результаты сопоставить с поставленными целью и задачами деятельности;
  • - сформулировать требования к знаниям и умениям, которые приобретут обучающиеся в процессе деятельности по программе.
  • - перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий.
  • - дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе. Ожидаемые результаты должны быть реальными и проверяемыми.

Учебно-тематический план (УТП) раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую тему; пределяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретическую и практические занятия (не путать с календарным планом, которого в программе не должно быть).

Содержание программы делится на разделы, темы. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. В содержании отдельной темы могут быть кратко отражены:

  • - основные сведения, общие понятия, закономерности, правила. Основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной, формулируемые умения и навыки и т.д.
  • - проблемные вопросы теоретического характера;
  • - виды задач, упражнений, заданий.

Также следует указать тематику практических занятий.

Изложение содержания программы ведется в именительном падеже. Т.Е содержание должно быть содержанием, а не объяснением того, что делается педагогом и для чего. Первым разделом программы является Введение, последней темой должно быть Итоговое.

Методическое обеспечение. В этом разделе указывается:

  • - дидактический материал;
  • - техническое оснащение занятий;
  • - тематика опытнической или исследовательской работы, описания методик.

Список составляется отдельно для учителя и для обучающихся в соответствии с правилами библиографического описания.

Формы организации внеурочной деятельности школьников

Форма – способ существования и выражения процесса или явления и их различных модификаций (философский словарь)

В словаре Ожегова слово «Форма» рассматривается как «способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением»

Вообще, понятие «форма» применительно к воспитанию многогранно по смыслу

Форма может изменяться в зависимости от изменения содержания и конкретных условий существования.

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода.

Рассмотрим так часто используемую форму - экскурсию

1. Экскурсии — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

  • реализуется принцип наглядности обучения;
  • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;
  • расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
  • играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Одни из них предназначаются для изучения учащимися нового материала, другие используются для закрепления ранее изученного. Заключительные экскурсии завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как правило, связаны с выполнением учащимися тематических заданий и предшествуют уроку-защиты тематических заданий.

В методике проведения экскурсии выделяют три блока:

а) подготовку экскурсии;

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия;

в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся! продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов. Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся.

Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распределяются обязанности между учащимися по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности. Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40—45 минут до 2—2,5 часов (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Историко-литературные экскурсии, как правило, завершаются подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями.

В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Однако какого типа экскурсия не проводилась бы, если ее проведение отвечает всем необходимым педагогическим требованиям, то она способствует накоплению школьниками знаний, жизненных фактов, воспитывает любознательность, внимательность, возрастную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

2. Исследовательская деятельность младших школьников (на примере одного занятия)

Конспект занятия по курсу

Тема: «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №6: Кульметьева Лариса Юрьевна

I квалификационная категория

Ноябрьск 2011 год

  • * познакомить с определениями понятий «эксперимент», «мысленный эксперимент», «эксперимент на моделях или с реальными объектами»;
  • *проведение простейших мысленных экспериментов и экспериментов на моделях или с реальными объектами;
  • *формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельности;
  • *учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
  • *продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием, схемами;
  • *продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения;
  • *способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • *развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • *развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности;
  • *развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • *воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор..
  • *воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
  • *прививать навыки работы в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.

-плакаты с условными обозначениями методов исследовании;

-предметы для проведения эксперимента: деревянный брусок, чайная ложка, яблоко, металлическая игрушечная тарелочка, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробка, металлический болт;

-рисунки для проведения мысленного эксперимента;

-матрица оценки гипотез по определению «Плавучести предметов».

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями по кругу. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Как называется наш факультатив?

(Наш факультатив называется «Я – исследователь»)

Что же такое исследование?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

Кто такой исследователь?

(Человек, занимающийся научными исследованиями)

Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним их и развесим условные знаки этих методов на доску.

  • Подумать самостоятельно
  • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
  • Понаблюдать
  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
  • Получить информацию у компьютера
  • Провести эксперимент
  • Спросить, позвонить специалисту.

Какой первый метод использует исследователь?

Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.

С какими методами исследования мы уже знакомы?

(Спросить у другого человека. Мы учились задавать вопросы и узнали, что вопросы могут быть описательные, вопросительные, воображаемые, оценочные, субъективные )

Еще, о каких методах исследования мы говорили на занятиях?

(Посмотреть в энциклопедиях и справочниках. Мы учились искать информацию по теме своего исследования для научно-практической конференции)

Чему ещё мы учились?

(Мы учились видеть проблемы и выдвигать гипотезы)

Сегодня мы познакомимся с ещё одним методом – эксперимент.

III. Знакомство с методом исследования «эксперимент».

А как бы вы объяснили, что такое эксперимент?

(Эксперимент – это опыт, исследование чего-либо)

Слово эксперимент происходит от латинского «экспериментум» и переводится на русский как «проба», «опыт». Это метод познания, при котором в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества, с целью проверки и сравнения гипотез. И главное делаются выводы.

Как же мы назовём человека, который проводит эксперимент?

Сегодня мы с вами будем экспериментаторами.

Прочитайте, какие эксперименты бывают.

(Мысленные и с реальными предметами)

IV. Проведение «мысленного эксперимента».

Как вы думаете, что такое «мысленный эксперимент»?

(Эксперимент проводится в уме)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой.

На нём изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Какая тень соответствует каждому из изображённых геометрических тел?

(Фигуре 1 соответствует тень b, фигуре 2 соответствует тень a, фигуре 3 соответствует тень c.)

Посмотрите, мы в уме, не работая с реальными предметами, сделали умозаключения, то есть провели мысленный эксперимент.

V. Проведение эксперимента с реальными предметами.

Но самое интересное, конечно же, проведение экспериментов с реальными предметами или моделями. Вы будете проводить большое количество всевозможных экспериментов на уроках физики, химии, биологии в старших классах. А сейчас мы тоже проведём один эксперимент. Определим «Плавучесть предметов»

Назовите предметы, объекты. ( Дети принесли каждый свой предмет)

Матрица оценки гипотез по определению «Плавучести предметов»

Теперь нам надо выстроить гипотезы, по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут.

Теперь проверим наши гипотезы. Чтобы было удобно, данные занесём в матрицу оценки гипотез.

Давайте продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы.

Все ли они лёгкие?

(Нет, например, яблоко тяжёлое, но оно плавает)

Какой вывод можно сделать?

(Не обязательно плавающие предметы должны быть лёгкие)

Все ли плавающие предметы одинаково держатся на воде?

(Нет не все. Тарелка утонет, если в неё попадёт вода. Картонная коробка утонет, когда намокнет.)

Какой вывод можно сделать?

(Не все плавающие предметы одинаково хорошо держатся на воде.)

Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета?

Будет ли плавать большой брусок? А пластилин, если мы придадим ему форму тарелки?

Какой вывод можно сделать?

(Плавучесть предмета не зависит от размеров, но зависит от формы предмета.)

Что произойдёт, если мы соединим плавающие и не плавающие предметы. Они будут плавать или оба утонут? При каких условиях возможно и то и другое?

Какой вывод можно сделать?

Плавающие и не плавающие предметы будут плавать, если не плавающий предмет расположить внутри плавающего. Плавающие и не плавающие предметы утонут, если в тарелку наполнится вода.

Молодцы, мы с вами сейчас провели эксперимент и главное сделали выводы. Захотелось ли вам ещё проводить эксперименты?

По желанию дома проведите эксперименты с домашними животными. Это могут быть кошки, собаки или волнистые попугайчики. Можете составить матрицу эксперимента. Узнайте:

Как относится животное к громкой музыке и мелодичной тихой музыке?

Как животное относится к резким жестам, ласковым словам, грубым окликам?

Любят ли петь и при каких условиях волнистые попугайчики?

Можете, нарисовать рисунок и на следующем занятии мы обсудим ваши выводы.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии?

А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете, мы были сегодня командой?

А сейчас возьмите смайлики, которые лежат у вас на столе. На доске вы видите трёх человечков. Кому на занятии было интересно, положите смайлик весёлому человечку. Кто чувствовал, что не интересно, скучно, положите смайлик грустному человечку. Кто ничего нового не узнал, кто чувствовал себя неуверенно, положите смайлик третьему человечку.

Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята!

Учебно – методическая литература для учителя

Участникам предлагается сформировать значимые критерии занятия по внеурочной программе.

  • Конкретные цели и задачи, поставленные педагогом
  • Разнообразие методов
  • Использование учебных возможностей ребенка
  • Насыщенность урока
  • Обратная связь
  • «толчок» к поиску
  • Достижение цели
  • Качество материала

Рекомендации при выработке в детях исследовательских наклонностей

  • Помогать детям действовать независимо. Не давать прямых инструкций.
  • Не сдерживать инициативу детей и не делать за них, что могут сделать сами.
  • Приучать детей к навыкам самостоятельно решать проблемы.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Целью диагностики является выяснение того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ещё раз к определению воспитания.

Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить следующие предметы диагностики.

  • Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.

В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами.

  • Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.

Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Итак, сегодня поговорим о нужных, простых, нетрудоемких методиках:

  • Наблюдение более доступно учителю и можно получить достаточно сведений об обучающихся, которое должно быть организовано методически грамотно. Данная методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать) в течение, какого времени и как фиксировать. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
  • Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям. Не должно быть много вопросов.
  • Тест – стандартизированное задание. «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Их несколько групп. Воспитателям и учителям по внеурочной деятельности лучше применять так называемые проективные методики- методику незаконченного предложения, рассказа, истолкование какого-либо события, ситуации и т.д. например, «Мне всегда интересно, когда на уроке …»

Таких предложений может быть несколько. Материалы можно использовать для корректировки программы работы с детьми, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

На особом месте выделяется портфолио обучающегося (рассмотрим портфолио воспитанников ДТО ЦДТ)

Цель портфолио - увидеть картину значимых результатов обучающегося в целом, обеспечить отслеживание индивидуального развития в рамках тех или иных программ.

Методика изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)

Цель данной диагностической методики состоит в выявле­нии степени сплочённости детского коллектива — школьно­го класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т. д. Ведь от этого во мно­гом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ученика. Детский коллектив, как мы уже отмеча­ли, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже известная и многократно апробирован­ная методика А. Н. Лутошкина позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

1-я ступень — «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок — отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней — разнесёт песок в стороны до тех пор, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу. Так бывает и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто её составляет.

2-я ступень — «Мягкая глина». Известно, что мягкая гли­на — материал, который сравнительно легко поддаётся воздей­ствию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким в группе может быть и формаль­ный лидер детского объединения, и авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот ма­териал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставать­ся и простым куском глины. На данной ступени более замет­ны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не всё получается, нет достаточного опы­та взаимодействия, взаимопомощи, какая-либо цель достигает­ся с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются фор­мальная дисциплина и требования старших. Отношения в ос­новном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всег­да бывают внимательны друг к другу, предупредительны, гото­вы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группиров­ки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хоро­шего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3-я ступень — «Мерцающий маяк». В штормящем мо­ре мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подаёт каждому сигналы «Так держать!» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, по­могать друг другу, дружить. Но желание — это ещё не всё. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же вре­мя в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смот­рители маяка» — актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей непохо­жестью, индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают дея­тельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления ак­тивности всплесками, да и то не у всех.

4-я ступень — «Алый парус». Алый парус — символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надёжные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда её члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5-я ступень — «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллек­тива, которые характерны для «Алого паруса», но не только они. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения. Настоящий коллектив тот, в котором нет равнодушных по отношению к тем, кому плохо, тот, который ведёт за собой других.

Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворённости своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его единство в достижении обще­ственно значимых целей. Вместе с тем удаётся определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравне­нию со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Сведения об авторах

  1. Григорьева Надежда Ивановна – методист ЦДТ, высшая квалификационная категория
  2. Кульметьева Лариса Юрьевна – учитель начальных классов МОУ СОШ № 6, первая квалификационная категория.
  3. Сотник Татьяна Николаевна – педагог – психолог МОУ ДОД «ЦДТ»
  4. Царяпина Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 2, высшая квалификационная категория, руководитель ГМО педагогов музейного направления