Руководства, Инструкции, Бланки

сведения о структурных подразделениях образец img-1

сведения о структурных подразделениях образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1821 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Формат текстового файла, содержащего сведения о структурных подразделениях, удаленных рабочих местах - образец РБ 2016

Формат текстового файла, содержащего сведения о структурных подразделениях, удаленных рабочих местах Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Банк»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 30 сентября 2016

  • Внесены корректировки в

    Договоры по тегам

    Советы работнику офиса

    Плохие привычки, которые способны стать хорошими

  • Почему вы не любите свою работу?

  • Другие статьи

    Положение о структурном подразделении предприятия (образец заполнения)

    <2> Разработано на основе типового Положения (Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 10.02.2009 N 88-ПП).

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом директора от 15.09.2011 N 244 и планом организационного развития предприятия на 2011 г.

    1.2. Настоящее Положение регулирует повседневную деятельность службы персонала и устанавливает:

    1.2.1. Организационно-правовой статус службы персонала.

    1.2.2. Перечень функций и задач службы персонала.

    1.2.3. Полномочия (права и обязанности) службы персонала, а также порядок его взаимодействия с другими структурными подразделениями (должностными лицами) предприятия.

    1.2.4. Ответственность службы персонала за ненадлежащее выполнение возложенных функций и задач.

    1.3. Служба персонала - структурное подразделение предприятия, предназначенное для своевременного, полного и качественного удовлетворения потребностей предприятия в персонале требуемой численности и квалификации.

    1.4. Для обеспечения повседневной деятельности служба персонала имеет печать, а также штампы и бланки с обозначением своего полного и сокращенного наименования и указанием на принадлежность к предприятию (в статусе одного из его структурных подразделений) установленного предприятием образца.

    1.5. Непосредственное руководство службой персонала осуществляет начальник, которому подчиняется персонал службы. Начальник службы персонала подчиняется директору предприятия, назначается на должность и освобождается от должности его приказом по представлению аттестационной комиссии предприятия.

    1.6. Квалификационно-численный состав и штатное расписание службы персонала ежегодно устанавливаются директором предприятия по представлению начальника службы персонала.

    1.7. В своей повседневной деятельности служба персонала руководствуется:

    1.7.1. Нормативными правовыми актами по вопросам управления персоналом.

    1.7.2. Уставом предприятия.

    1.7.3. Локальными нормативными актами предприятия, включая настоящее Положение.

    1.7.4. Приказами директора.

    1.7.5. Иным (указать конкретно).

    1.8. Работа сотрудников службы персонала регламентируется соответствующими должностными и рабочими инструкциями.

    1.9. Организационно-правовое, информационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение службы персонала осуществляется за счет ресурсов предприятия.

    1.10. Условия труда сотрудников службы персонала, организация рабочих мест определяются и регулируются в соответствии с действующими внутриотраслевыми стандартами, санитарными нормами. (указать конкретно).

    1.11. Порядок оплаты труда сотрудников службы персонала устанавливается Положением о материальном стимулировании предприятия в соответствии с условиями, предусмотренными соответствующими трудовыми договорами.

    1.12. Порядок привлечения сотрудников службы персонала к дисциплинарной ответственности устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

    1.13. Положение о службе персонала утверждается директором предприятия. О внесении изменений в положение директор издает соответствующие распоряжения.

    1.14. Деятельность подразделений в составе службы персонала (ее отделов (департаментов)) регламентируется соответствующими положениями.

    1.15. Иное (указать конкретно).

    2. Функции и задачи подразделения

    2.1. Реализация деятельности службы персонала достигается посредством выполнения комплекса специальных функций и задач.

    2.2. Основными функциями службы персонала являются:

    Оформляем структуру и штат организации

    Оформляем структуру и штат организации

    Оформляем структуру и штат организации

    В соответствии с изменениями, внесенными в 2006 году в ст. 57 ТК РФ, в трудовой договор было включено такое обязательное условие, как трудовая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Наибольший интерес вызывает первая формулировка, в частности, возникают вопросы: что такое штатное расписание и обязательно ли его составление в организации, можно ли включать в штатное расписание наименования должностей, которых нет в единых тарифно-квалификационных справочниках, как правильно оформить и утвердить штатное расписание? В настоящей статье ответим на эти и другие вопросы, связанные с документальным оформлением структуры и штата организации.

    О необходимости составления штатного расписания

    Прежде всего следует отметить, что при создании любой организации формируется ее структура, под которой понимается взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, и штат - состав работников организации, определяемый руководством на конкретный период. То есть руководителем организации устанавливается состав подразделений и соподчиненность должностей.

    Для наглядного отображения структуры и штата организации наиболее целесообразно составление штатного расписания - документа, содержащего перечень структурных подразделений, должностей работников, должностные оклады и персональные надбавки, а также общую численность и месячный фонд заработной платы предприятия. Форма штатного расписания утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 под номером Т-3. Законодательными актами Российской Федерации не установлена обязательность применения указанных форм, тем не менее п. 2 данного постановления говорит о распространении части форм (включая форму штатного расписания) на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, в том числе и на бюджетные учреждения.

    Таким образом, утвержденные указанным постановлением формы лишь рекомендуются к использованию. Однако при анализе перечня составляющих штатное расписание граф можно сказать, что это один из важнейших документов предприятия, позволяющий руководителю определять потребность в персонале, проводить кадровые перестановки, в том числе расширение или сокращение штата, оптимизировать структуру предприятия за счет объединения, создания новых или упразднения действующих подразделений.

    У руководителей небольших фирм (численностью 3-12 человек) обоснованно возникает вопрос о том, обязательно ли нужно составлять штатное расписание. Формулировка ст. 57 ТК РФ дает возможность не составлять его, а указывать непосредственно в трудовом договоре конкретный вид поручаемой работнику работы. Однако устанавливать подобным образом трудовую функцию работника целесообразно лишь в фирмах, руководители которых непосредственно контролируют трудовую деятельность каждого работника. Во всех остальных случаях желательно иметь штатное расписание.

    Расторжение договора с сотрудниками по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) возможно только при наличии штатного расписания.

    Кто должен составлять штатное расписание

    Вопрос о том, кому целесообразнее поручить функции по формированию структуры и штатной численности, чаще всего зависит от величины предприятия. На фирме с численностью менее 50 человек решение этой задачи может взять на себя непосредственно руководитель или (в отсутствие отдела кадров) возложить указанные обязанности на бухгалтера. Для крупных предприятий характерно решение этого вопроса путем совместной деятельности кадровой службы, отдела по труду и заработной плате и главного бухгалтера.

    Сформированное штатное расписание подписывается руководителем отдела кадров и главным бухгалтером, после чего утверждается приказом или распоряжением руководителя организации или уполномоченным им лицом (например, руководитель филиала, действующий по доверенности руководителя организации, может утверждать штатное расписание соответствующего филиала).

    Общество с ограниченной ответственностью
    “Вектор“

    Приказ
    об утверждении штатного расписания

    15 марта 2008 года N 47
    г. Нижний Новгород

    В связи с необходимостью документального оформления структуры и штата организации

    штатное расписание в количестве 8,5 (восемь целых пять десятых) штатных единиц и с месячным фондом заработной платы 68 000 (шестьдесят восемь тысяч) рублей утвердить с 01 апреля 2008 года.

    Директор Ванеев А.И.

    Порядок составления штатного расписания

    Следует дать некоторые пояснения по заполнению указанной выше формы. Данные вносятся без сокращения.

    1. Наименование организации (полное или сокращенное) указывается в соответствии с учредительными документами.

    2. Номер штатного расписания, в соответствии с принятой в организации системой регистрации документов, может быть дополнен буквенным индексом (например, штр или шр).

    3. Дата составления штатного расписания, дата его утверждения и дата вступления в силу могут совпадать, но возможна и обратная ситуация. Например, приказ об утверждении штатного расписания может быть издан позднее даты составления штатного расписания, а дата вступления штатного расписания в силу (графа “на период с “__“ ____ 200_ г.“) также может быть более поздней по сравнению с датой издания соответствующего приказа.

    4. Структурные подразделения (графа 1) перечисляются, как правило, в порядке иерархии (например, вначале руководящие подразделения, далее производственные и в последнюю очередь обслуживающие). На малых предприятиях возможно перечисление подразделений в алфавитном порядке, а также заполнение штатного расписания без разбивки на подразделения.

    5. Заполнение графы 2 актуально на крупных предприятиях, где, например, отделы объединяются в управления. Тогда возможно управление обозначить через код 01, а отделы в его составе через коды 01.01, 01.02 и т.д. На небольших предприятиях можно оставлять данную графу пустой.

    6. Порядок установления наименований должностей в графе 3 требует особых пояснений, о чем будет сказано ниже.

    7. Графа 4 позволяет указать штатную единицу в соответствующих долях (0,25, 0,5, 0,75) с учетом особенностей работы по совместительству. Итоговое по данной графе число отражается в верхней части формы.

    Напомним, сведения в рассматриваемой графе должны совпадать с данными табеля учета рабочего времени.

    8. В графе 5 “Тарифная ставка (оклад) и пр.“ указывается месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке в рублевом исчислении. В зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации, допускается внесение в указанную графу данных в виде процента от выручки, доли или процента от прибыли, коэффициента трудового участия (КТУ), коэффициента распределения и пр.

    Следует помнить, что работникам, замещающим должности с одинаковыми наименованиями должны быть установлены идентичные оклады, не ниже 1 МРОТ, составляющего в настоящее время 2 300 руб. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные, компенсационные и социальные выплаты.

    9. В графах 6-8 “Надбавки“ показываются стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень, выслугу лет, классность и пр.), а также введенные по усмотрению организации (в частности, связанные с режимом или условиями труда - выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных). При установлении надбавок в графах 6-8 отмечается, в каком размере и за что установлена данная надбавка. Так же как и в графе 5, допускается установление надбавок не в рублевом исчислении, а в виде процентов или коэффициентов. Если надбавка установлена в процентах, коэффициентах, которые изменяются в зависимости от каких-либо условий (например, в зависимости от стажа), возможно графы 6-8 оставить незаполненными, а в графе 10 указать наименование документа, регулирующего изменение этих процентов, коэффициентов.

    Разовые премии в штатном расписании не указываются.

    Виды премий и надбавок, установленных в организации, должны быть зафиксированы в локальном нормативном акте, например в положении об оплате труда и премировании, утвержденном руководителем организации.

    Подсчет итоговых данных по графам 5-9 производится в том случае, если тарифные ставки и надбавки установлены в одинаковых единицах, за одинаковый период времени (например, в рублях за месяц).

    Поскольку форма Т-3 является лишь рекомендованной к использованию, допускается внесение в нее отдельных изменений (дополнительных граф), необходимых для четкого отображения структуры и штата конкретной организации, однако удаление из унифицированных форм утвержденных реквизитов не допускается. Не обязательно, но желательно, если дополненный таким образом документ будет утвержден в учетной политике предприятия путем издания соответствующего положения.

    Изменение штатного расписания

    Изменения в штатное расписание вносятся также путем издания соответствующего приказа за подписью руководителя организации. Изменения вносятся при создании новых структурных подразделений или упразднении действующих, введении и сокращении штатных единиц, переименовании отдельных должностей, установлении новых окладов. После издания указанного приказа штатное расписание, как правило, составляется в новой редакции, хотя в небольших организациях или при внесении незначительных изменений в течение года допускается оформлять приложение к основному штатному расписанию аналогичной формы, содержащей только внесенные изменения.

    Общество с ограниченной ответственностью
    “Вектор“

    Приказ
    о создании структурного подразделения
    и внесении изменений в штатное расписание

    28 апреля 2008 года N 63
    г. Нижний Новгород

    В связи с необходимостью оптимизации деятельности организации

    1. Внести следующие изменения в штатное расписание:

    1.1. Создать структурное подразделение “Отдел продаж“.

    1.2. Ввести должности:

    - начальника отдела продаж - 1 штатная единица, месячный оклад - 7 000 рублей, надбавка за ненормированный рабочий день 1 000 рублей;

    - менеджера по продажам - 2 штатные единицы, месячный оклад - 4 000 рублей.

    2. Изменения штатного расписания ввести в действие с 01.05.2008.

    3. Ответственным за исполнение настоящего приказа назначить начальника отдела кадров Нестерова П.А.

    Директор Ванеев А.И.

    С приказом ознакомлен: _______________ Нестеров П.А.

    Законодательством РФ не установлен срок действия утвержденного штатного расписания. Одновременно форма Т-3 содержит только графу, в которой указывается, с какого числа вводится в действие новое штатное расписание. В связи с этим утвержденное штатное расписание действует до его изменения в предусмотренном законом и локальными нормативными актами организации порядке и не требует переиздания на каждый календарный год.

    Также нет необходимости в том, чтобы при увольнении работника удалять штатную единицу из расписания, а при приеме человека вновь ее вводить. Штатные единицы, предусмотренные штатным расписанием, но не занятые конкретным работником, называются вакантными (то есть свободными), и принять человека на работу возможно, если соответствующая должность имеется в штатном расписании. Однако следует предостеречь работодателей, которые заключают с работниками гражданско-правовые договоры, ссылаясь на отсутствие конкретной должности в штатном расписании и желая лишить его установленных трудовым законодательством гарантий (отпуск, оплата больничного и т.д.), но при этом устанавливая с ними фактически трудовые отношения (требуя подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка). Подобные противоречия между штатным расписанием и заключенным договором должны решаться в пользу работника.

    Законодательством не ограничено количество изменений штатного расписания в течение календарного года, поэтому коррективы можно вносить по мере необходимости. Следует внимательно относиться к сокращению штата и увольнению сотрудников по соответствующему основанию, поскольку в судебной практике нередки случаи восстановления работников в результате установления лишь формального сокращения штата. Например, нежелательно перераспределять обязанности уволенного сотрудника между другими, увеличивая им тем самым нагрузку, а также вносить через короткий промежуток времени в штатное расписание сокращенную ранее штатную единицу под тем же или другим наименованием.

    Следует ли предъявлять сотрудникам
    штатное расписание для ознакомления

    Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор. В случае указания, что оклад устанавливается согласно штатному расписанию, необходимо ознакомить с ним сотрудников. Возможно приложение к каждому трудовому договору копии штатного расписания (выписки из него) или приложение листа ознакомления с подписями сотрудников непосредственно к штатному расписанию. Рекомендуется указывать конкретную заработную плату и надбавки каждого работника непосредственно в его трудовом договоре и не знакомить с полным штатным расписанием.

    В предыдущем номере журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“ были рассмотрены вопросы о порядке составления штатного расписания и внесении в него изменений, ответственных за это лицах. В качестве примеров представлены образцы заполнения бланка формы Т-3 (штатное расписание) и приказов об утверждении и изменении штатного расписания.

    В этом номере определено понятие штатной расстановки и указаны ее отличия от штатного расписания, рассмотрен порядок установления наименований должностей, а также обоснована необходимость составления бюджетными учреждениями штатного расписания в соответствии в формой, приведенной в Постановлении*(1).

    Отличия штатного расписания от штатной расстановки

    Штатное расписание является обезличенным документом, оно показывает общее количество штатных единиц (должностей) на предприятии и должностные оклады, но не дает возможности определить, вакантна должность или занята и кем из сотрудников. Указанные данные содержит штатная расстановка, иначе называемая замещением должностей, представляющая собой форму штатного расписания с дополнительной графой, в которую внесены фамилии и инициалы и, если используются на предприятии, табельные номера сотрудников. Штатная расстановка отличается от штатного расписания по двум основаниям: во-первых, штатная расстановка, как документ, зависит от изменений, происходящих в личном составе предприятия, и, во-вторых, не требует издания приказа о ее утверждении.

    Изменения в штатную расстановку рекомендуется вносить с такой периодичностью, чтобы представленная в ней информация была актуальна на конкретный период времени, то есть содержала фамилии только действующих работников. Поэтому нумерация и даты составления штатных расстановок и штатных расписаний, как правило, не совпадают.

    Хранение штатного расписания и штатных расстановок

    После внесения изменений в штатное расписание или составления новой штатной расстановки утратившие силу документы хранятся в архиве работодателя. В соответствии с утвержденным Росархивом 06.10.2000 Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения штатные расписания подлежат хранению в течение 3 лет, а штатные расстановки - в течение 75 лет начиная с года, следующего за тем, в котором указанные документы были изменены. Согласно п. 2.9 Перечня исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 1999 году, начинается с 1 января 2000 года.

    Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности урегулированы Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации“. Следует также назвать Основные правила работы архивов организаций*(2), распространяющиеся на архивы государственных организаций, а также обязательные для всех негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности, и являющиеся нормативно-методическим документом, определяющим деятельность архивов организаций.

    Кто определяет наименования должностей

    При составлении штатного расписания работодателю следует обратить особое внимание на наименование должностей. Способ определения трудовой функции через наименование должности, специальности или профессии известен еще с 60-х годов ХХ века, когда были унифицированы все известные на тот момент наименования профессий и должностей, было произведено описание работ, а также их распределение и закрепление за конкретными профессиями рабочих и должностей служащих. В результате были созданы Единая номенклатура должностей служащих (утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1967 N 443) и Общесоюзный классификатор. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды (утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016).

    В настоящее время действуют:

    - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367, в редакции от 18.07.2007;

    - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, в редакции от 29.04.2008;

    - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787, в редакции от 20.12.2003.

    Также стоит обратить внимание на Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9, содержащий разъяснения отдельных вопросов, связанных с применением указанного справочника на практике.

    Созданные тарифно-квалификационные справочники позволили предусмотреть условие о поручаемой работнику работе путем лишь указания в договоре наименования должности, специальности или профессии. Конкретный перечень обязанностей работника устанавливался по характеристике соответствующей должности или профессии, содержавшейся в справочнике.

    В настоящее время в условиях рыночной экономики, быстрого развития сферы производства, разделения труда наблюдается тенденция к сужению специализации рабочих и служащих, а иногда частичного совмещения одним сотрудником обязанностей, ранее закрепленных за различными должностями, что приводит к необходимости более точного определения выполняемых тем или иным работником функций и, как следствие, к возникновению новых наименований должностей. Поскольку государственные органы нормативными актами устанавливают порядок регулирования уже сложившихся отношений, естественно, что обновление тарифно-квалификационных справочников и включение в них новых наименований должностей происходит после того, как соответствующее наименование должности будет апробировано на практике для обозначения определенной трудовой функции.

    В связи с этим возникают закономерные вопросы: допустимо ли установление в штатном расписании наименований должностей, не указанных ни в одном тарифно-квалификационном справочнике, и как правильно это сделать, чтобы впоследствии у работника не возникло проблем при дальнейшем трудоустройстве и назначении пенсии?

    Ответы на данные вопросы содержатся в ч. 2 ст. 57 ТК РФ. В частности, наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационные требованиям к ним, указываемые в трудовом договоре с работником (как следствие, в трудовой книжке), должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, в том случае, если в соответствии с федеральными законами выполнение работ по данным должностям, профессиям или специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений. Из этого положения можно сделать вывод, что сотруднику, ответственному за составление штатного расписания, необходимо знать нормативные акты, содержащие перечни должностей, профессий и работ, занятие или выполнение которых дает право на льготы и гарантии или связано с какими-либо ограничениями. Лишь установив отсутствие указанных льгот, гарантий или ограничений, работодатель может самостоятельно определять наименования должностей.

    Тем не менее не стоит злоупотреблять заимствованием иностранных слов для обозначения должностей, поскольку новое название не всегда отражает действительное содержание исполняемых работником обязанностей (например, хедхантер, что дословно обозначает “охотник за головами“, или эйчар-менеджер (HR manager) - “управляющий человеческими ресурсами“). Впоследствии при трудоустройстве или назначении пенсии подобное приводит к необходимости представления сотрудником дополнительных сведений (трудового договора, должностной инструкции), а в некоторых случаях и к судебному разбирательству для подтверждения выполнявшихся им функций. В связи с этим рекомендуется при обозначении трудовой функции работника указывать общепринятые наименования должностей.

    Также желательно в трудовой договор, кроме самого наименования должности, включить все обязанности работника с целью исключения возможных в дальнейшем споров о содержании указанной трудовой функции. Возможно перечислить должностные обязанности работника в должностной инструкции, однако простого указания в трудовом договоре “С должностной инструкцией ознакомлен“ недостаточно. Необходимо приложить экземпляр такой инструкции с подписью работника к трудовому договору.

    Подводя итог, отметим главные моменты: штатное расписание, закрепляющее структуру и штат организации, является необходимым в практической деятельности документом. Рекомендованная к использованию форма штатного расписания содержится в Постановлении Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты“ и при необходимости может быть изменена. Форма штатного расписания, дополненная графой, содержащей фамилии и инициалы сотрудников, называется штатной расстановкой и не требует утверждения со стороны руководства. Внесение в штатное расписание наименований должностей, не указанных в тарифно-квалификационных справочниках, допускается в случае, если занятие данной должности не связано федеральными законами с правом на получение каких-либо льгот и гарантий.

    Следует помнить, что все вышесказанное относится как к работодателям-организациям, так и к приравненным к ним в 2006 году работодателям-индивидуальным предпринимателям.

    Составление штатного расписания в бюджетных учреждениях

    Для бюджетных учреждений штатное расписание является обязательным документом, поскольку позволяет обосновать расходование выделенных вышестоящей организацией (органом) на заработную плату денежных средств. Штатное расписание в бюджетных организациях составляется, как правило, сотрудниками планово-экономического отдела на основании сведений о сумме ассигнований на заработную плату на соответствующий год, а также с учетом определенных законом норм обслуживания на одного работника и расчета общей численности сотрудников.

    Приказами отдельных министерств*(3) установлены предлагаемые для использования в подведомственных им бюджетных учреждениях примерные формы штатных расписаний, содержащие лишь наименования должностей и количество штатных единиц. Подобное оформление штатного расписания было возможно ввиду того, что оплата в бюджетных учреждениях установлена на основе единой тарифной сетки*(4), где для каждой должности определен свой тарифный разряд, и соответственно, оплата труда производится относительно размера тарифной ставки 1-го разряда, которая составляет в настоящее время 1 221 руб.*(5)
    Вместе с тем п. 2 Постановления указывает, что унифицированные формы первичной учетной документации, перечисленные в п. 1.1 Постановления (в том числе и форма штатного расписания Т-3), распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. В Письме Рособразования от 07.02.2005 N 10-55-388/10-03 “О порядке и форме представления штатных расписаний в 2005 году“ в качестве образца составления штатных расписаний была приведена форма Т-3, немного измененная в соответствии со сферой применения.

    Следует помнить также о Постановлении Правительства РФ от 22.09.2007 N 605*(6), утвердившем Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, цель которого - уход от единой тарифной сетки и оплата труда работников указанных учреждений в соответствии с их квалификацией. Пунктом 10 данного положения предусмотрено утверждение штатного расписания руководителем учреждения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

    В связи со всем сказанным рекомендуем в бюджетных учреждениях составлять штатные расписания по форме Т-3 (образец приведен в N 1 журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“), наименования должностей указывать в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками.

    эксперт журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“

    “Отдел кадров бюджетного учреждения“, N 1, 2, июль, август 2008 г.

    -------------------------------------------------------------------------
    *(1) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты“.

    *(2) Основные правила работы архивов организаций, одобренные Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002.

    *(3) Приказ Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16 “О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения“.

    *(4) Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки“ (в ред. от 20.12.2003).

    *(5) Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N 256 “О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“ (в ред. от 30.09.2006 N 590).

    *(6) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“ (в ред. от 28.03.2008 N 221).

    ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
    Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

    Положение о структурных подразделениях: общие положения, права и полномочия

    Положение о структурных подразделениях: общие положения, права и полномочия

    На многих государственных и коммерческих предприятиях в качестве одного из локальных документов разрабатывается Положение о структурных подразделениях. В этом акте, кроме вопросов, касающихся развития коллектива, могут освещаться правила общения персонала, порядок участия сотрудников в распределении прибыли, особенности повышения квалификации служащих и так далее. Рассмотрим далее подробно, как составляется Положение о структурном подразделении. Образец документа также будет представлен в статье.

    Особенности

    Рассматриваемый документ выступает как организационно-технологический акт. В нем определяются:

    1. Место отдела в системе предприятия.
    2. Функциональная нагрузка, технологическая ответственность.
    3. Взаимодействие с другими отделами.
    4. Нормативные документы, которыми регламентируется деятельность подразделения организации.

    Составление акта осуществляется непосредственно в отделе предприятия. Ответственность за это несет его начальник. Руководитель организации должен рассмотреть и подписать документ. Не предприятии может быть один отдел или несколько. Создание подразделений должно осуществляться по принципу целесообразности. Их деятельность должна быть обоснована и эффективна.

    Разделы

    Структурное подразделение (примеры: кадровая служба, бухгалтерия, финансовый отдел и пр.) выполняет определенные функции. При составлении документации учитывается специфика деятельности, график, наличие/отсутствие материальной ответственности служащих. В рассматриваемом акте присутствуют следующие разделы:

    1. Общие положения.
    2. Задачи.
    3. Структура.
    4. Функции.
    5. Взаимодействие с другими отделами.
    6. Обязанности, права и полномочия.
    7. Ответственность.

    Раздел «Общие положения» устанавливает подчиненность отдела конкретному лицу. В нем может также определяться область распространения документа. В частности, речь идет о требованиях к содержанию, правилах составления, принятия, регистрации, внесения дополнений/изменений акта. Здесь же устанавливается правовое положение подразделения. В разделе «Задачи» формулируются ключевые направления деятельности отдела. На любое обособленное подразделение возлагаются обязанности решать вопросы с учетом требований современности. Так, задачи отдела кадров могут предполагать не только прием и увольнение сотрудников. В его обязанности может входить комплексное решение вопросов по формированию эффективно действующего коллектива.

    Система и функции

    В этом разделе освещается организация работы отдела. В частности, устанавливается численный состав, конкретные обязанности сотрудников. В процессе составления этого раздела может применяться матрица распределения управленческих функций. Если же она отсутствует, то применяются сведения из Квалификационного справочника должностей начальников, специалистов и иных служащих. При установлении функций сотрудников можно воспользоваться также нормами ГОСТ.

    Служебные связи с прочими отделами

    Организация работы должна осуществляться таким образом, чтобы взаимоотношения между разными участками предприятия были максимально эффективными. При составлении раздела необходимо учесть, что описывать нужно не взаимодействие отдельных сотрудников, а целых отделов. Поэтому ориентироваться необходимо, в первую очередь, на служебные связи между начальниками. В разделе можно указать на необходимость согласования взаимодействий между рядовыми сотрудниками разных отделов. То есть, Положение о структурных подразделениях определяет, нужно ли служащему получать разрешение на взаимодействие с другими специалистами. Отдельно оговаривается, с кем именно следует согласовывать те или иные мероприятия: со своим начальником или должностным лицом другого отдела.

    Компетенция и ответственность

    Разделы «Ответственность» и «Права и обязанности» составляется в соответствии с возложенными на отдел функциями. Содержание этих разделов можно взять из должностных инструкций. Однако при этом следует учитывать, что Положение о структурных подразделениях наделяет возможностями, устанавливает ответственность и обязанности не конкретного сотрудника, а весь отдел в целом. При желании можно расписать их и относительно каждого служащего. Однако целесообразнее установить полномочия, обязанности для всех работников, выделив отдельно их для начальника отдела. Ответственность можно установить индивидуальную и коллективную. Первая, соответственно, будет относиться к начальнику, а последняя — к сотрудникам. Утверждение Положения о структурном подразделении осуществляется после его согласования с юристом предприятия.

    Требования к содержанию

    Положение о структурных подразделениях не считается обязательным документом, предусмотренным трудовым законодательством. Но именно в этом акте закрепляется распределение задач, обязанностей и функций между отделами и служащими внутри одного предприятия. Требования к содержанию могут устанавливаться локальными документами (стандартами). Если они отсутствуют на предприятии, то можно использовать «шаблонное» Положение о структурном подразделении — образец. В любом случае в процессе составления документа необходимо исходить из того, что в нем должны присутствовать следующие сведения:

    1. Место в системе предприятия (обособленное подразделение или входящее в состав управления, департамента и пр.).
    2. Нормативная база. Здесь указываются документы, регламентирующие деятельность (ФЗ, Устав и пр.).
    3. Структура отдела.
    4. Непосредственный начальник.
    5. Ключевые задачи.
    6. Ответственность, обязанности, права.

    Во избежание возникновения споров по вопросам компетенции необходимо тщательно продумать содержание документа, постараться составить его емким и подробным.

    Положение о структурном подразделении организации: назначение

    Документ выступает внутренним (локальным) актом. Он составляется для организационно-юридического закрепления за отделом управленческих функций, рационального разделения компетенции между сотрудниками. Акт определяет ответственность и обязанности начальника. Положение выступает как составной элемент документации предприятия. Он является основанием для разработки типовых, персональных (при необходимости) должностных инструкций служащих. Документ разрабатывается согласно действующим организационно-управленческим актам.

    Элементы

    Положение включает в себя:

    1. Титульный лист.
    2. Название.
    3. Основное назначение.
    4. Нормативное основание деятельности отдела.
    5. Описание структуры.
    6. Функции отдела и распределение ответственности.
    7. Информационное и материальное обеспечение.
    8. Взаимодействие.
    9. Конфиденциальность и делопроизводство.
    10. Обеспечение безопасности и надлежащих условий труда.

    Состав и порядок разделов, названия отдельных блоков могут изменяться в соответствии со спецификой подразделения.

    Характеристика отдела

    Раздел «Основное назначение» описывает:

    1. Место подразделения в системе предприятия.
    2. Подчиненность.
    3. Целевое назначение.
    4. Правила формирования и ликвидации отдела.

    В блоке «Нормативное основание деятельности» приводится перечень документов, в соответствии с которыми разрабатывается Положение, и будет функционировать подразделение. В следующем разделе указывается информация с учетом специфики отдела. В нем, в частности, описывается:

    1. Структура подразделения, порядок, в соответствии с которым она формируется и утверждается.
    2. Правила назначения на должность начальника, освобождения и замещения. При необходимости описываются квалификационные требования (стаж, категория, образование).
    3. Задачи руководителя отдела.
    4. Наличие и количество заместителей, порядок, в соответствии с которым между ними распределяются должностные обязанности.
    5. Правила утверждения Положений, регламентирующих деятельность структурных единиц подразделения, служебных инструкций для сотрудников.
    6. Порядок, в соответствии с которым формируется штат отдела.
    Способы отражения информации

    Структура подразделения может описываться:

    1. Графическим методом. Он представляет собой схематичное отражение структурных единиц. Административные взаимосвязи выделяются сплошными линиями, функциональные — пунктирными.
    2. Текстовым способом. В этом случае используется перечисление структурных единиц (групп сотрудников, исполняющих обязанности по конкретным направлениям, или отдельных служащих), приводится описание взаимодействий.
    Функции и распределение ответственности

    В данном разделе описывают:

    1. Основные виды деятельности или работы, которые должен выполнять отдел для реализации задач, поставленных перед ним.
    2. Порядок распределения ответственности и функций между сотрудниками.
    3. Должностные обязанности, индивидуальные права начальника в соответствии с действующими нормативными актами. Здесь же описывается его ответственность.

    Функции излагаются в порядке очередности исполнения или их значимости. В Положении, как правило, оговаривается, что ответственность сотрудников определяется их должностными инструкциями.

    Взаимодействие

    В этом разделе определяются:

    1. Взаимоотношения подразделения с прочими отделами и должностными лицами на уровне информационных и материальных потоков. К последним относят связи, касающиеся деятельности, движения ценностей. Информационное взаимодействие осуществляется посредством передачи документации.
    2. Сроки и периодичность выполнения работ, предоставления сведений, материальных ценностей и пр.
    3. Порядок, в соответствии с которым осуществляется разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между отделами.
    Информационное и материальное обеспечение

    Этот раздел содержит сведения о:

    1. Внутренних и внешних источниках, порядке оснащения отдела мебелью, оборудованием, организационно-техническими средствами и так далее.
    2. Ведении учета и обеспечении сохранности ценностей.
    3. Порядке предоставления нормативных документов, литературы и прочих информационных ресурсов.
    Конфиденциальность и делопроизводство

    Этот блок включает в себя сведения о номенклатуре тех дел, которые ведет подразделение. Также в этом разделе указывается лицо, которое несет ответственность за их производство. В случае большого объема номенклатура дел приводится в отдельном документе (приложении). При необходимости в раздел включают виды конфиденциальных сведений, правила обращения с ними и ответственность за разглашение.

    Обеспечение безопасных условий труда

    В этом разделе приводятся правила поддержания надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений, закрепленных за подразделением. В нем также описывается порядок обеспечения безопасности деятельности. В разделе могут приводиться ссылки на нормативные документы, устанавливающие такие правила. В обязательном порядке указываются ответственные лица.

    Составление и согласование документа

    Разработка Положения осуществляется подразделением самостоятельно. Как правило, эта задача возлагается на начальника отдела. Сначала составляется проект документа. Он согласовывается с вышестоящей администрацией и заинтересованными служащими. К последним, в частности, могут относиться:

    1. Руководители подразделений, с которыми взаимодействует отдел.
    2. Начальник кадровой службы.
    3. Руководитель юридического отдела.

    Конкретный перечень согласующих единиц и служащих устанавливается начальником. Он же организует ознакомление сотрудников с Положением.

    Изменения, отмена и пересмотр документа

    Корректировки в Положение вносятся начальниками отделов в следующих случаях:

    1. При плановом пересмотре документа.
    2. При переименовании, реорганизации отдела, изменении его подчиненности, корректировках штатного расписания.
    3. По инициативе сотрудников и начальника подразделения для повышения эффективности деятельности.
    4. При изменении нормативной базы.

    Порядок, в соответствии с которым согласуются изменения, аналогичен тому, что установлен для принятия самого Положения. Срок для внесения корректировок — 1 мес. В случае если необходимо внести большое количество изменений, составляется новая редакция Положения. Плановый пересмотр документа осуществляется не реже 1 раза в 5 лет. Отмена Положения производится при принятии новой редакции либо в случае ликвидации отдела. В случае необходимости изменения вносятся в уставные или учредительные документы предприятия.

    Визирование

    Руководитель предприятия определяет перечень сотрудников, которые должны поставить грифы согласования в Положении, в соответствии с приказом о распределении обязанностей. Во избежание неточностей, также дублирования тех или иных служебных взаимодействий, функций и, соответственно, для предотвращения вероятных разногласий между начальниками отделов впоследствии, практикуется визирование документов для конкретных служб администрацией тех участков предприятия, с которыми они находятся в постоянной служебной связи. Если грифов больше трех, то они оформляются на отдельной странице или создается «Лист согласования». На некоторых предприятиях предусматривается визирование Положений начальником юридической службы или юрисконсультом. Подписание документа производится, как выше было сказано, генеральным директором. Этим правом, однако, могут также наделяться и другие руководящие сотрудники. Ими могут быть заместители директора, обеспечивающие функционирование групп отделов.

    Дополнительно

    С утвержденным Положением о подразделениях должны ознакомиться все сотрудники предприятия. Служащие обязаны поставить свои подписи в документе. Для этого предусматривается специальная графа о доведении или ознакомлении сотрудников с Положением. Подписи ставятся по старшинству — сначала расписывается начальник отдела, затем все служащие. Для фиксации ознакомления с документом может использоваться метод, предусмотренный для должностных инструкций. Он заключается в составлении отдельного листа доведения Положения до сведения служащих. В качестве основания для внесения изменений в документ выступает приказ директора предприятия.

    Способы и порядок его оформления аналогичны тем, что установлены для корректировок должностных инструкций. Вместе с этим необходимо учесть важный момент. Внесение корректировок в Положение о подразделениях может, а в ряде случаев обязательно должно повлечь изменение должностных инструкциях сотрудников. В противном случае возникнет несогласованность в деятельности всего предприятия. Положение о подразделениях не обязательно, но крайне желательно разработать, поскольку оно существенно оптимизирует деятельность отделов. С помощью этого документа становится более четким и слаженным взаимодействие между сотрудниками предприятия, начальниками и заместителями. Этот документ значительно упрощает контроль и управление предприятием.

    Поделиться в соц. сетях