Руководства, Инструкции, Бланки

образец бланк структурного подразделения img-1

образец бланк структурного подразделения

Рейтинг: 4.9/5.0 (1840 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Позитивная характеристика руководителя обособленного структурного подразделения компании (филиала, представительства) (примерный образец): образец, бл

Позитивная характеристика руководителя обособленного структурного подразделения компании (филиала, представительства) (примерный образец) Пример позитивной характеристики руководителя обособленного структурного подразделения компании (филиала, представительства)

В должности управляющего филиалом - с июля 2009 г. Полномочия осуществляет исключительно добросовестно, на высоком профессиональном уровне, в точном соответствии с должностным регламентом, систематически проявляя разумную инициативу.

Руководит деятельностью филиала умело и эффективно, постоянно обеспечивая достижение им высоких финансово-экономических результатов. Так, по итогам второго полугодия 2010 г. рост объема прибыли филиала (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.) составил 6,9% (по плану - 4,5%).

Управленческие решения принимает обоснованные, быстро, на основе законодательства, иных нормативных правовых актов и интересов компании. Упор в повседневной работе делает на поддержание эффективного взаимодействия подразделений и ведущих специалистов филиала, уделяя особое внимание совершенствованию методов управления филиалом, их надлежащему организационно-правовому обеспечению.

Постоянно обеспечивает своевременное и полное выполнение филиалом всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также кредитными организациями. Возглавил разработку и последующую реализацию среднесрочной программы, направленной на опережающий рост экономической эффективности производства, более рациональное и обоснованное расходование финансовых и материальных ресурсов филиала.

Экономический эффект от реализации программы по итогам 2010 г. составил свыше 0,5 млн руб. В настоящее время осуществляет энергичное руководство масштабным проектом по расширению деловых связей филиала.

Принимает действенные меры по обеспечению филиала персоналом требуемой численности и квалификации. Особые усилия прилагает к привлечению и закреплению в основных подразделениях филиала менеджеров среднего звена и высококлассных специалистов с опытом работы от пяти лет и более.

Поддерживает условия, способствующие поступательному развитию карьеры сотрудников, а также заблаговременному формированию внутреннего кадрового резерва филиала. Умело координирует и контролирует работу, направленную на укрепление дисциплины персонала.

Руководит работой по обеспечению на объектах филиала безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда. Проявляет должную заботу об охране окружающей среды от воздействия неблагоприятных производственных факторов.

В 2009 г. обеспечил успешную разработку и внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение сотрудниками филиала сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну компании. Своевременно, в полном объеме и с высоким качеством осуществляет иные должностные полномочия, возложенные на управляющего филиалом.

Личную профессиональную подготовку совершенствует систематически. Стремится к получению новых знаний в области менеджмента, права, информационных технологий.

Отлично знает передовой отечественный и зарубежный опыт по профилю деятельности компании. Грамотно применяет эти знания в повседневной работе.

При выполнении должностных обязанностей проявляет высокую компетентность и самостоятельность, подавая пример коллегам по филиалу.

Обладает высокой работоспособностью. Аккуратен, опрятен. Физически здоров.

На изменения в деловой обстановке реагирует грамотно. Способен в короткие сроки самостоятельно вырабатывать и применять новые подходы к решению внезапно возникающих проблем в деятельности филиала.

В отношениях с коллегами деловит, корректен, благожелателен. Неукоснительно придерживается правил и норм деловой этики и порядочности.

Не склонен к совершению неблаговидных и недостойных поступков. Критику в свой адрес воспринимает конструктивно, недостатки в работе стремится устранять быстро.

1. Занимаемой должности соответствует.

2. Достоин назначения на пост управляющего компанией.

Другие статьи

Приказ о создании нового структурного подразделения - образец РБ 2016

Приказ о создании нового структурного подразделения Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Приказ»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 29 сентября 2016

  • Внесены корректировки в

    Договоры по тегам

    Советы работнику офиса

    Плохие привычки, которые способны стать хорошими

  • Почему вы не любите свою работу?

  • Образец Положения о структурном подразделении

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Секретариат является подразделением Управления делами банка, осуществляющим организацию работы председателя Правления банка, его заместителей и коллегиальных органов банка - Общего собрания акционеров, Совета директоров, Правления банка и действующим на основании настоящего положения.

    1.2. Секретариат возглавляется заведующим и непосредственно подчиняется управляющему делами.

    1.3. В своей деятельности Секретариат руководствуется: законодательством в сфере информации и документации, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, Госстандарта России и Росархива по вопросам документационного обеспечения и архивного хранения, Уставом банка, решениями Совета директоров и Правления банка, приказами и распоряжениями председателя Правления банка, Инструкцией по делопроизводству банка и другими нормативными и методическими документами по делопроизводству, положением об Управлении делами и настоящим положением.

    Задачами Секретариата являются:

    2.1. Организация документационного обеспечения деятельности коллегиальных органов управления банка.

    2.2. Техническое обеспечение работы председателя Правления банка и его заместителей.

    Секретариат выполняет следующие функции:

    3.1. Принимает, рассматривает и готовит к докладу документы, поступившие в адрес руководства банка.

    3.2. Готовит по поручению руководства банка проекты отдельных приказов, распоряжений, писем, справок и других документов, согласовывает их с руководством структурных подразделений.

    3.3. Осуществляет редактирование документов по поручению руководства банка.

    3.4. Обеспечивает машинописное изготовление, копирование и оперативное размножение документов, используемых в деятельности руководства банка.

    3.5. Осуществляет контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству банка.

    3.6. Организует планирование рабочего дня председателя Правления банка и его заместителей.

    3.7. Осуществляет телефонное обслуживание председателя Правления банка и его заместителей.

    3.8. Осуществляет прием, передачу и учет факсограмм, телефонограмм, телеграмм, электронных сообщений, поступающих в адрес руководства банка и отправляемых от имени руководства.

    3.9. Составляет проекты планов работы коллегиальных органов банка.

    3.10. Готовит материалы к заседаниям коллегиальных органов банка, обеспечивает их своевременную рассылку заинтересованным организациям и лицам.

    3.11. Своевременно информирует о проведении заседаний коллегиальных органов банка.

    3.12. Подготавливает и организует проведение оперативных совещаний, заседаний у руководства банка.

    3.13. Проводит мероприятия по материально-техническому обеспечению заседаний и совещаний, проводимых руководством банка.

    3.14. Осуществляет оформление протоколов заседаний руководства банка и коллегиальных органов банка, их рассылку.

    3.15. Осуществляет контроль за выполнением решений коллегиальных органов банка.

    3.16. Организует прием посетителей руководством банка.

    3.17. Обеспечивает формирование дел и их хранение, своевременную передачу дел в архив банка.

    Заведующий Секретариатом имеет право:

    4.1. Требовать от руководителей подразделений и работников банка своевременного представления документов и информации руководству банка.

    4.2. Привлекать по согласованию с руководителями подразделений работников для подготовки проектов приказов, распоряжений и других документов по поручению руководства банка.

    4.3. Возвращать работникам банка проекты документов, оформленные с нарушением действующих норм и правил.

    4.4. Вносить руководству Службы делопроизводства предложения по совершенствованию работы Секретариата.

    5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Заведующий Секретариатом несет ответственность за;

    5.1. Несвоевременное и некачественное выполнение обязанностей, возложенных на подразделение.

    5.2. Подготовку документов с нарушением действующих норм и требований.

    5.3. Утрату или порчу документов, несоблюдение условий их хранения.

    5.4. Разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.

    6.1.С руководством банка:

    Представляет: проекты распорядительных и других документов на подписание, поступившую в банк корреспонденцию на рассмотрение, проекты планов работы подразделений и коллегиальных органов банка, проекты нормативных и инструктивных документов на утверждение, докладные записки, предложения, справки, информационные и иные материалы.

    Получает: поступившие в банк документы, а также предложения, докладные записки, справки подразделений банка с резолюцией руководства, подписанные приказы, распоряжения, протоколы, письма и другие документы, утвержденные нормативные и инструктивные документы, задания и поручения.

    6.2. С подразделениями банка:

    Направляет: копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний коллегиальных органов банка на исполнение, обращения граждан на исполнение, запросы о предоставлении информации по поручениям руководства банка и др.

    Получает; проекты писем, распорядительных документов, информационные и справочные материалы.

    6.3. С другими организациями:

    Направляет: письма, информационные материалы. Получает: письма, информационные материалы.

    Управляющий делами Подпись И.О. Фамилия

    Виды бланков - Студопедия

    Виды бланков

    Для организации, ее структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов:

    · свой бланк конкретного вида документа.

    Самым распространенным является бланк письма. В зависимости от учредительных документов организации, бланк письма включает следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации; герб субъекта Российской Федерации; эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания); код организации по ОКПО; код формы документа по ОКУД; наименование организации; справочные данные об организации. Кроме того, бланк письма содержит ограничительные отметки (черточки, уголки) для таких реквизитов, как: дата, индекс, ссылка на индекс и дату входящего документа, место адресата, заголовок к тексту, отметка о контроле.

    Общий бланк используется для изготовления любых документов, кроме писем. В зависимости от учредительных документов организации, включает следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации; герб субъекта Российской Федерации, эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания); код организации по ОКПО; наименование организации; место составления или издания документа.

    Образец бланка письма:

    Кроме того, допускается размещение ограничительных отметок для реквизитов: код формы документа по ОКУД; дата и регистрационный номер документа; заголовок к тексту; отметка о контроле. Реквизит – место составления или издания документа – должен оформляться в соответствии с наименованиями объектов административно-территориального деления, но может не указываться, если входит в состав наименования организации.

    Образец общего бланка организации:

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Московский государственный университет культуры и искусств

    Бланки структурного подразделения или должностного лица изготавливаются в том случае, если руководитель подразделения или должностное лицо имеют право подписи.

    Образец бланка письма структурного подразделения:

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

    Всероссийский научно-исследовательский институт

    документоведения и архивного дела

    Отдел документационного обеспечения управления

    103102, Москва, Центр, Б. Черкасский пер. д.5/2/6. Тел. 923 50 20. Факс: 9232360

    ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РБ: Запись в трудовой о переименовании должности образец

    Переименование и реорганизация структурных подразделений

    Образец приказа о переименовании структурного подразделения смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала. Шаг 3. Вносим соответствующие изменения в Положение о структурном подразделении и штатное расписание.

    Рассмотрим, какие же вопросы возникают в ходе различных видов реорганизации структурных подразделений организации. Исходя из общепринятой практики организационная структура, штатный состав и штатная численность организации закрепляются в штатном расписании организации. Обычно обособленные структурные подразделения составляют и утверждают штатные расписания самостоятельно.

    Алгоритм оформления трудовых отношений при реорганизации структурных подразделений организации. Григорьев В.

    Определяя наименование, а также состав и численность работников структурных подразделений, штатное расписание не затрагивает правовые вопросы деятельности подразделений.

    В нем определяют цели, задачи, органы управления, права и обязанности подразделения, его взаимодействие с другими подразделениями организации, организациями. В таком случае происходит создание новых или изменение уже существующих подразделений.

    При переименовании структурного подразделения порядок юридических действий зависит от того, какой смысл планирует вложить наниматель в данное действие. Указанный срок должен составлять не менее 1 месяца с момента предупреждения работников об изменении условий труда, связанных с таким переименованием.

    Переименование должности

    Шаг 4. Подготавливаем документы, вносящие соответствующие изменения в кадровую документацию, и передаем их на подпись руководителю организации. Шаг 5. Получаем согласие работников на продолжение трудовых отношений в изменившихся условиях труда и подписываем соответствующие документы.

    Условно алгоритм действий при реорганизации можно изложить в виде таблицы. При реорганизации, не связанной с изменением наименования подразделения, осуществить перемещение возможно, но не в отношении всех работников.

    Так, при исключении одного подразделения и введении в штатное расписание организации другого наниматель обязан предложить работникам перевестись на возникшие вакантные должности. Если работники отказываются от перевода на вакантную должность (подп. 2.1 п. 1 таблицы), то наниматель расторгает с ними трудовой договор.

    Вопрос: Принята в учреждение образования на работу сторожа. ВОПРОС: Я работаю учителем в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. К учреждениям образования относятся и учреждения специального образования, в частности центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Приказом начальника отдела образования мне установлена надбавка за сложность и напряженность труда в размере 30% оклада.

    При этом наличие штатного расписания необходимо для организаций любых организационно-правовых форм, хотя его форма может быть различной. При этом локальными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена обязанность согласования штатного расписания с руководством организации.

    Приказ о переименовании структурного подразделения является первичным документом и в этом случае. Шаг 2. Ознакамливаем работников с приказом о переименовании структурного подразделения. В данной статье вниманию читателей предложены 2 способа оформления кадровых документов при переименовании структурного подразделения. Реорганизация структурного подразделения, не связанная с переименованием, может затронуть более широкую сферу прав работников, чем переименование.

    Читайте еще:

    Номенклатура дел структурного подразделения- образец

    Номенклатура дел структурного подразделения

    Номенклатура дел – это документ, в котором определяется состав дел, формируемых в структурных подразделениях организации.

    Этот документ является основным учетным документом для составления описей дел постоянного и временного хранения (п.3.4.3 "Основных Правил работы архивов организаций").

    Документ может составляться в отношении целой организации (сводная) или только в отношении структурного подразделения.

    Правила заполнения граф таблицы в номенклатуре дел структурного подразделения

    Образец номенклатуры дел структурного подразделения содержит в себе таблицу, состоящую из 5 граф. Графы содержат следующую информацию:

    - в первой графе проставляются индексы;

    - во второй графе включаются заголовки дел (томов, частей), которые точно отображают основное содержание документов;

    - в третьей графе указывается количество дел (томов, частей). Данная графа заполняется по окончании календарного года.

    Согласно п. 3.5.3 "Основных Правил работы архивов организаций". в одну папку должны помещаться не более 250 листов. Если документов образуется больше, заводится следующая папка с этим же заголовком и индексом.

    - в четвертой графе указываются срок хранения дел, номера статей по перечню (типовому или ведомственному). Срок хранения может быть определен по типовой или примерной номенклатурам дел.

    Если срок хранения документа не предусмотрен типовыми или ведомственным перечнями, то срок устанавливается ЭПК архивного учреждения.

    - в пятой графе "Примечание" ставятся отметки о переходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию и т.д.

    Правила оформления номенклатуры дел структурного подразделения

    В конце календарного года в выписке номенклатуры дел организации структурные подразделения составляют итоговую запись о количестве заведенных дел (томов) внутри структурного подразделения.

    Итоговые записи для структурных подразделений составляются по той же форме, что и для сводных номенклатур.

    Номенклатура должна подписываться руководителем структурного подразделения, лицами ответственными за документационное обеспечение и архив организации.

    Если в организации существует экспертная комиссия (ЭК) структурного подразделения, то номенклатура дел должна согласовываться с данной экспертной комиссией.

    Решения ЭК структурного подразделения организации протоколируются. Номер и дата протокола ЭК структурного подразделения организации указывается на самой номенклатуре дел.

    Номенклатура дел структурного подразделения составляется в трех экземплярах. один экземпляр хранится в службе документационного обеспечения, второй — в архиве, третий хранится в структурном подразделении.

    Срок хранения

    Номенклатура хранится до замены новой и не менее 3 лет после передачи дел в архив или уничтожения учтенных по номенклатуре дел (приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 ).

    Техподдержка 8-800-333-14-84 Звонок по РФ бесплатный ICQ: 609-394-313 E-mail: support@freshdoc.ru Skype: freshdoc.support Отдел продаж +7 (495) 212-14-84 sales@freshdoc.ru Заказать звонок

    • Тарифы
    • Интеграция с 1С
    • Партнерам
    • Для СМИ
    • Проекты
    • О компании
    • Видеогид
    • Блог
    • Способы оплаты
    • Лицензии и сертификаты
    Конфиденциальность и безопасность
    • Правила использования сервиса
    • Правила использования информации с сайта
    • Политика конфиденциальности

    Копирование и дальнейшее распространение любых текстов с сайта freshdoc.ru без разрешения авторов или администрации сайта, а также заимствование фрагментов текстов будет рассматриваться как нарушение авторских прав. Помните об ответственности, предусмотренной ст.146, п.3 УК РФ. Смотрите правила.
    © 2016 DocLab

    Алгоритм оформления трудовых отношений при реорганизации структурных подразделений организации

    Полагаем, многие сталкивались с изменением организационной структуры нанимателя и пытались выяснить, что необходимо делать и в какой последовательности, но ни в Трудовом кодексе (далее – ТК), ни в иных нормативных правовых актах конкретных ответов не находили.

    В данной статье вниманию читателей предложены 2 способа оформления кадровых документов при переименовании структурного подразделения. Кроме того, алгоритм оформления кадровых документов при реорганизации структурного подразделения, не связанной с переименованием, изложен в табличной форме, благодаря которой наниматель сам сможет определить, какие именно юридические действия должны быть выполнены.

    Правоотношения между сторонами трудового договора при переподчинении, реорганизации организации описаны непосредственно в ст. 36 ТК. Однако на практике значительно чаще возникают вопросы, не урегулированные ни ТК, ни другим нормативным правовым актом, – отношения, связанные с изменением организационной структуры нанимателя.

    Рассмотрим, какие же вопросы возникают в ходе различных видов реорганизации структурных подразделений организации.

    Обычно под структурным подразделением организации понимают официально выделенную ее самостоятельную часть, возглавляемую руководителем, подчиненным руководителю организации, его заместителям, главным специалистам или иным уполномоченным должностным лицам организации.

    При этом указанная часть может быть выделена в качестве обособленного подразделения (филиала, представительства) либо в качестве внутриорганизационного или, иными словами, структурного подразделения (отдела, цеха и др.).

    Юридические формы реорганизации подразделения (обособленного, необособленного)

    Исходя из общепринятой практики организационная структура, штатный состав и штатная численность организации закрепляются в штатном расписании организации. При этом наличие штатного расписания необходимо для организаций любых организационно-правовых форм, хотя его форма может быть различной. Обычно обособленные структурные подразделения составляют и утверждают штатные расписания самостоятельно. При этом локальными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена обязанность согласования штатного расписания с руководством организации.

    Определяя наименование, а также состав и численность работников структурных подразделений, штатное расписание не затрагивает правовые вопросы деятельности подразделений.

    Основным документом для структурных (обособленных) подразделений выступает Положение о соответствующем подразделении. В нем определяют цели, задачи, органы управления, права и обязанности подразделения, его взаимодействие с другими подразделениями организации, организациями. В Положении о подразделении помимо прочего определяют права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя подразделения (часть третья п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32).

    В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, при проведении мероприятий по совершенствованию организационной структуры и повышению эффективности управления, оптимизации структуры управления или сокращению лишних звеньев управления структура организации может изменяться.

    В таком случае происходит создание новых или изменение уже существующих подразделений. Изменение существующих структурных (обособленных) подразделений по аналогии с юридическими лицами принято называть реорганизацией.

    Реорганизация структурных (обособленных) подразделений может происходить путем разделения, выделения, слияния, присоединения и преобразования (в т.ч. переименования).

    Алгоритм оформления кадровых документов при переименовании структурного подразделения

    При переименовании структурного подразделения порядок юридических действий зависит от того, какой смысл планирует вложить наниматель в данное действие. Можно выделить 2 способа действий:

    – если переименование связано только с изменением наименования структурного подразделения и не затрагивает прав и обязанностей работников;
    – если переименование связано как с изменением наименования структурного подразделения, так и с изменением его задач и функций, а как следствие, прав и обязанностей работников.

    Если переименование связано только с изменением наименования структурного подразделения и не затрагивает прав и обязанностей работников, то его оформление может быть произведено значительно проще и быстрее.

    Алгоритм действий следующий.

    Алгоритм действий при переименовании структурного подразделения без изменения его задач и функций

    Шаг 1. Подготавливаем проект приказа о переименовании структурного подразделения и передаем на подпись руководителю.

    Образец приказа о переименовании структурного подразделения смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.

    Шаг 2. Ознакамливаем работников с приказом о переименовании структурного подразделения.

    Шаг 3. Вносим соответствующие изменения в Положение о структурном подразделении и штатное расписание.

    При изменении наименования структурного подразделения вносятся соответствующие изменения (утверждаются новые) в Положение о структурном подразделении и штатное расписание.

    Шаг 4. Подготавливаем документы, вносящие соответствующие изменения в кадровую документацию, в которой упоминается наименование структурного подразделения, и передаем на подпись руководителю организации.

    К документам, которые нужно будет подготовить, относят: дополнительные соглашения к трудовым договорам, должностные (рабочие) инструкции и др.

    Примечание. Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30, не предусмотрено внесения записи в трудовую книжку работника при реорганизации структурного подразделения, в т.ч. при переименовании, а также перемещении работника в другое структурное подразделение.

    Шаг 5. Подписываем документы, вносящие соответствующие изменения, у работников.

    После подготовки соответствующая документация подписывается у работников. Последние не вправе отказаться от подписания документов, поскольку изменение наименования структурного подразделения не затронуло изменения их прав. Однако в случае отказа работника от подписания одного или нескольких документов, связанных с рассматриваемой процедурой, рекомендуем составить соответствующий акт, чтобы в дальнейшем иметь возможность подтвердить правомерность действий нанимателя.

    Если переименование связано как с изменением наименования структурного подразделения, так и с изменением его задач и функций, а как следствие, прав и обязанностей работников, то его оформление может повлечь за собой изменение существенных условий труда работников.

    Алгоритм действий будет следующий.

    Алгоритм действий при переименовании структурного подразделения с изменениями его задач и функций

    Шаг 1. Подготавливаем проект приказа о переименовании структурного подразделения и передаем на подпись руководителю.

    Приказ о переименовании структурного подразделения является первичным документом и в этом случае. Однако здесь в прилагаемых документах (Положении о структурном подразделении и штатном расписании), а возможно и непосредственно в самом приказе, должен быть определен срок, с которого вводится новое наименование структурного подразделения.

    Указанный срок должен составлять не менее 1 месяца с момента предупреждения работников об изменении условий труда, связанных с таким переименованием.

    Наверняка при изменении задач и функций структурного подразделения будут изменены права и обязанности руководителя, возможно, изменится круг подчиненных работников, добавится дополнительная отчетность или ответственность.

    Поскольку перечень существенных условий труда, установленный частью второй ст. 32 ТК, открыт, а изменение прав и обязанностей работников влечет за собой, по сути, изменение условий трудового договора, определенных ст. 19 ТК, изменение прав и обязанностей работников относят к изменению существенных условий труда.

    Шаг 2. Ознакамливаем с приказом о переименовании структурного подразделения и предупреждаем об изменении существенных условий труда всех работников, чьи существенные условия труда будут изменены.

    Следовательно, после приказа о переименовании структурного подразделения необходимо письменно предупредить всех работников, чьи существенные условия труда будут изменены.

    Шаг 3. Вносим соответствующие изменения в Положение о структурном подразделении и штатное расписание.

    Шаг 4. Подготавливаем документы, вносящие соответствующие изменения в кадровую документацию, и передаем их на подпись руководителю организации.

    Шаг 5. Получаем согласие работников на продолжение трудовых отношений в изменившихся условиях труда и подписываем соответствующие документы.

    Все документы, связанные с такими изменениями, обязательно нужно подписать у работников. Или же необходимо иным способом получить согласие работника на продолжение работы, поскольку в случае отказа от продолжения трудовых отношений в связи с изменением существенных условий труда они должны быть уволены по п. 5 ст. 35 ТК. При прекращении трудового договора по данному основанию работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).

    Шаг 6. Производим увольнение работников, отказавшихся продолжить трудовые отношения в изменившихся условиях труда.

    Алгоритм оформления кадровых документов при реорганизации структурного подразделения, не связанный с переименованием

    Реорганизация структурного подразделения, не связанная с переименованием, может затронуть более широкую сферу прав работников, чем переименование.

    В ходе реорганизации структурных подразделений работники могут быть перемещены из одного структурного подразделения в другое, переведены на другую должность, у них могут быть изменены существенные условия труда, а также они могут подлежать увольнению по п. 1 ст. 42 ТК.

    Кроме того, в ходе реорганизации могут изменяться перечень вверенных работникам материальных ценностей, а также содержание гарантий работников, связанных с перечнем выдаваемых им средств индивидуальной защиты, продолжительностью предоставляемого им трудового отпуска, оплатой труда, режимом рабочего времени и другими условиями труда.

    В связи с вышеизложенным перед началом процедуры реорганизации необходимо ответить на следующие вопросы:

    1) какие условия функционирования вновь создаваемого(ых) подразделения(ий) отличаются от условий функционирования ранее действовавшего(ых) подразделения(ий), включая:

    – штатную численность работников,
    – внутренний трудовой распорядок,
    – наличие ненормированного рабочего дня,
    – круг материально ответственных лиц и перечень имущества,
    – круг руководящих работников, а также уполномоченных лиц (в т.ч. на основании доверенностей),
    – формы системы оплаты труда и др.?

    2) какие условия труда отдельных работников изменятся в связи с реорганизацией, включая:

    – осуществление перевода или перемещения,
    – наименование профессии (должности),
    – наличие вредных или опасных условий труда, а также особый характер работы,
    – наличие подвижного и разъездного характера работ, выполнение работ вахтовым методом,
    – размер оплаты труда,
    – продолжительность отпуска и др.?

    После ответа на вопросы наниматель может определить для себя, какие именно юридические действия должны быть выполнены. Условно алгоритм действий при реорганизации можно изложить в виде таблицы.

    Образец приказа о реорганизации действующей структуры организации путем слияния некоторых структурных подразделений в одно новое смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.

    Пояснения к алгоритму

    При перемещении работника из одного (ранее существовавшего) подразделения в другое (вновь создаваемое) наниматель не изменяет ни содержания трудовой функции работника, ни существенных условий труда. Следовательно, условия пп. 2, 3 таблицы наниматель не обязан выполнять, а перемещение может осуществить в день реорганизации. Однако в таком случае наниматель обязан сохранить все условия труда работника в прежнем виде и не изменить содержания трудового договора и должностной (рабочей) инструкции, за исключением наименования подразделения. При реорганизации, не связанной с изменением наименования подразделения, осуществить перемещение возможно, но не в отношении всех работников.

    Образец приказа о перемещении работников во вновь созданное структурное подразделение смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 27 журнала.

    Отметим, что если перемещение работника из одного структурного подразделения в другое осуществить невозможно, а действия нанимателя должны быть оформлены в порядке перевода, то работник должен быть сокращен на основании п. 1 ст. 42 ТК.

    Так, при исключении одного подразделения и введении в штатное расписание организации другого наниматель обязан предложить работникам перевестись на возникшие вакантные должности. Если работник согласится, то осуществляется перевод с заключением нового трудового договора с соблюдением требований ст. 18, 19 ТК. Заключение трудового договора наниматель оформляет изданием приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу.

    Образец приказа о переводе руководителя на другую должность во вновь созданное структурное подразделение смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 27 журнала.

    Если работники отказываются от перевода на вакантную должность (подп. 2.1 п. 1 таблицы), то наниматель расторгает с ними трудовой договор.

    При увольнении по рассматриваемому основанию наниматель обязан не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении (часть третья ст. 43 ТК) и выплатить выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка (часть четвертая ст. 48 ТК).

    Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка (часть четвертая ст. 43 ТК).

    ЭТО ВАЖНО! При увольнении работника в связи с сокращением численности или штата работников наниматель при наличии вакансий должен предложить работнику любую другую должность, работу, в т.ч. с переобучением (часть первая ст. 43 ТК).

    Образец написания положения - Сопроводительные документы - Каталог шаблонов бланков

    Организационно-распорядительные документы Положение, основные виды, правила составления

    Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, права и обязанности организации, структурного подразделения, коллегиального органа (комиссии) [5].

    Положения бывают двух видов:

    1) типовые (разрабатываемые государственными или отраслевыми органами управления для однотипных предприятий, структурных подразделений, комиссий (например, Типовое положение об отделе кадров)

    2) индивидуальные (разрабатываемые для конкретного предприятия, структурного подразделения, комиссии (например, Положение о персонале ЗАО «ЦУМ»).

    Отдельную группу составляют положения о проведении каких-либо конкретных мероприятий: смотров-конкурсов аукционов тендеров (например, Положение ООО «АиТ» о конкурсе «Лучший программист»). Распространенный вид положения – документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности организации. концепции сущности культуры

    Положение об организации – правовой акт, на основании которого действуют государственные бюджетные организации. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации. В структуре таких положений обычно в отдельный раздел выделяется контроль, проверка и ревизия деятельности. При оформлении таких положений обязательно указывается наименование вышестоящей организации, наименование организации, вид документа, дата и номер, гриф утверждения, заверенный печатью той организации, которая утверждает документ. В практике администрирования организаций, имеющих внутреннюю организационную структуру, используется иная разновидность положений. В этом случае положение является основным документом, предназначенным для закрепления и разграничения функций каждого структурного подразделения.

    Положения об отделе

    Положение об отделе – это внутренний организационно-распорядительный документ, устанавливающий статус, функции, права, обязанности, ответственность и связи структурного подразделения предприятия (организации). В данном определении и далее под отделом подразумевается любое структурное подразделение, включая службу, группу, бюро, часть, лабораторию и др.

    Типовые положения об отделе могут влючать следующие разделы:

    1. Общие положения. где указываются полное наименование отдела, дата, номер и наименование документа, на основании которого он создан и действует, чем руководствуется в своей деятельности, кому подчинено, порядок назначения и освобождения от должности руководителя и др.

    2. Основные задачи. определяющие цель и направление деятельности подразделения.

    3. Функции. т.е. виды работ (действий), которые должен выполнять отдел для осуществления поставленных перед ним задач.

    4. Права. которыми должно обладать руководство для эффективного функционирования этого структурного подразделения.

    5. Ответственность - виды дисциплинарной, административной и др. ответственности, которую несет руководитель при выполнении обязанностей (функций).

    6. Связи (взаимоотношения) отдела с другими подразделениями.

    Типовые положения о подразделениях (отделах, службах и т.п.)

    Ниже приведены примеры и типовые образцы положений о подразделениях (отделах). разработанные в разных организациях и для различных отраслей и сфер деятельности, включая сельское хозяйство, строительство, образование, производство, торговлю, медицину и др. За содержание документов администрация сайта ответственности не несет.

    Для чего нужны положения о структурных подразделениях

    Начнем с того, что отметим две важных детали:

    1. Написание положений актуально, если есть реальное деление организации на эти самые подразделения.

    2. Наличие рассматриваемых положений не обязательно для организации.

    Структурное подразделение организации - выделенная в установленном порядке, но не обладающая признаками юридического лица и не являющаяся обособленной, часть предприятия, на которую возлагаются самостоятельные задачи, функции и ответственность.

    Основным критерием для выделения части предприятия (работников) в отдельную структуру является возложение на неё особых задач и функций, а также придание особых полномочий, необходимых для решения этих задач.

    Практика управления показывает, что эффективно организовать работу и осуществлять контроль возможно, если в непосредственном подчинении у одного руководителя находится не более 8-10 работников. Следовательно, желательно деление крупных подразделений на более мелкие структурные единицы:

  • управления - отделы, службы
  • цеха - секторы, участки
  • отделы - отделения, секторы, участки. Наиболее важной составной частью положений является разграничение зон ответственности и упорядочение взаимосвязей между подразделениями. Попробуйте свои существующие "прямоугольники" (структурные подразделения) соединить между собой линиями, указывающими на их связи. Получится картинка напоминающая паутину. А если Вы проанализируете круг вопросов, по которым идет взаимодействие, то я уверен, что обнаружите массу "пустых" (информация просто не нужна тому отделу, куда она поступает) и дублирующих друг друга связей. А ведь организационное построение и в частности разрабатываемые положения направлены именно на то, чтобы упорядочить эти информационные потоки, уменьшить время их прохождения от исполнителя до руководителя и обратно, и в конечном счете повысить качество и скорость принятия решений. Разработка положения о структурном подразделении

    Во-первых. определите задачи, для решения которых создается структурное подразделение. Задачи, ставящиеся перед ним, должны быть реальными, пусть даже и кажущимися невыполнимыми на данном этапе, но выполнимыми в принципе. В дальнейшем, в процессе комплектации этого подразделения сотрудниками, Вы будете оценивать людей на предмет их способности к решению поставленных задач, определять, есть ли необходимость привлечения специалистов со стороны или достаточно собственного кадрового ресурса, а также планировать обучение персонала.

    Во-вторых. определите функции (действия), которые должно выполнять подразделение для решения поставленных задач.

    В-третьих. сгруппируйте однотипные функции по отдельным направлениям, определите количество необходимого персонала, путем распределения функций среди виртуальных работников и расчетом норм времени на их выполнение (либо другим способом), проанализируйте возможность контроля руководителем подразделения за выполнением всех возложенных на подразделение функций и определите, нет ли необходимости создания внутри подразделения более мелких структурных единиц.

    Далее, вставьте "кирпичик" в существующую структуру и определите служебные взаимосвязи с другими подразделениями.

    После завершения данной работы отдайте проект "Положения" на согласование в заинтересованные подразделения (они определены на предыдущем этапе работы). Соберите замечания и предложения. Проанализируйте их, если они существенные и конструктивные (будьте аккуратны, ведь вы отбираете у других руководителей часть полномочий, что может лишить их статуса незаменимости), то соберите, так называемую "согласительную комиссию", решите все разногласия по содержанию.

    Передайте в юридический отдел на проверку соответствия действующему законодательству и после получения положительного ответа, утвердите документ у руководителя.

    В отдельных организациях, чаще это присуще государственным и муниципальным органам или бюджетным учреждениям, порядок разработки и утверждения Положений закрепляется отдельным документом "Инструкция о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях".

    Можно при разработке Положения пойти другим, более простым путем. И взять за основу "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", так как основные задачи и функции подразделения могут являться производными от должностных обязанностей соответствующих руководителей и специалистов, и наоборот. При этом задачи и функции структурного подразделения должны быть обязательно уточнены и дополнены применительно к вашей организации. К примеру, функции отдела маркетинга и рекламы будут определяться путем сложения должностных обязанностей начальников отдела маркетинга и рекламы, в соответствии с задачами, возлагающимися на данный отдел, и с учетом специфики структурного построения и деятельности данного предприятия.

    Главное - неформальный подход к разработке Положения. Излишний бюрократизм, применение типовых, штампованных формулировок, приведет к тому, что единожды ознакомившись при приеме на работу с таким документом сотрудник к нему больше никогда не обратиться и соответственно не будет в дальнейшем опираться на него в работе.

    Обязанность разработки Положений о структурных подразделениях обычно возлагается на отдел организации и оплаты труда, а при его отсутствии, на отдел кадров или юридический отдел.

    В положении должны быть определены: порядок создания и правовое положение подразделения в ионизационной структуре предприятия структура подразделения и его штатная численность задачи, функции, права и ответственность, а также порядок взаимодействия подразделения с иными структурами организации.

    Как следует из определения, Положение может состоять из следующих разделов:

    1. Общие положения.
    2. Структура и штатная численность.
    3. Задачи.
    4. Функции.
    5. Права.
    6. Взаимодействие.
    7. Ответственность.
    Приведенная структура документа является рекомендуемой. На практике разделов в Положении может быть как больше (могут добавляться: имущество и средства (бюджет), условия оплаты труда, организация работы, порядок утверждения и внесения изменений и т. д.), так и меньше.

    В качестве примера приведем несколько образцов типовых положений:

    Положение как организационно-правовой документ

    Е.Н. Кожанова, специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

    Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

    В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

    К организационно-правовым документам относятся:

  • устав
  • учредительный договор
  • положение об организации
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.
  • регламент
  • штатное расписание
  • инструкция
  • должностная инструкция
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

    Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) - советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

    Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

    Положения о подразделениях и должностные инструкции важны не только для структурирования управления организацией. Являясь инструментом правовой защиты как работника, так и работодателя, они должны быть выверены с юридической точки зрения. Эти документы должны быть доступны пониманию работников и обладать определенной гибкостью. К сожалению, так называемые «типовые образцы» либо содержат ошибки, либо нуждаются в серьезной адаптации. Эта статья – для тех, кто критически относится к имеющимся образцам и кто хочет разработать указанные документы самостоятельно, с пониманием дела.

    Для чего нужны положения о подразделениях и должностные инструкции

    Как и всякие «бумаги» подобного рода, нужны они для того, «чтобы были» – не дай Бог, случится какое-нибудь разбирательство и тогда… Да и вообще, по отечественной традиции, всякие инструкции читают (или даже пишут) после того, как неприятность уже случилась. А вообще закон не требует их обязательного наличия…

    Полагаем, что примерно так ответит на поставленный вопрос большинство читателей. Отсюда и отношение к написанию указанных документов складывается соответствующее: при нежелании тратить чересчур много времени на такие пустяки в большинстве случае пользуются какими-нибудь готовыми образцами. Либо включают описание должностных обязанностей, прав и ответственности работника непосредственно в трудовой договор.

    Принцип ubi homines sunt modi sunt (где люди, там и правила), тем не менее, действует, и чем больше людей в организации, тем определеннее должны быть выражены правила их совместной работы 1.

    Положения о структурных подразделениях 2 (далее – ПП) и должностные инструкции (далее – ДИ) нужны:
  • для понимания того, кто чем занят на рабочем месте (анализ)
  • для объяснения работникам, чем они должны заниматься и где находятся пределы их компетенций, прав и ответственности (руководство)
  • для контроля текущей деятельности организации (контроль)
  • для оценки (и самооценки) деятельности работников и последующего принятия решения об обучении, о перемещениях, поощрениях и взысканиях (стимулирование и управление карьерой работников)
  • для отбора кандидатов (привлечение работников)
  • для защиты работников, работодателя и организации в целом (безопасность)
  • для поддержания позитивной корпоративной культуры.

    Как видим, все стадии классического управленческого цикла в той или иной степени требуют информации, содержащейся в ПП и ДИ. Значит, если организация должна быть управляемой, то и эти основополагающие документы должны быть в порядке.

    Отсюда же следует, что ПП и ДИ организации должны образовывать внутренне согласованную систему, тогда как совокупность трудовых договоров такой системности не предполагает.

    ПП и ДИ являются законом не только для работника, но и для работодателя, а потому должны соответствовать требованиям действующего российского законодательства и защищать законные интересы обеих сторон. В связи с этим увлечение «управленческим» аспектом этих документов в ущерб правовому может привести к негативным последствиям. То, что с точки зрения теорий общего менеджмента или управления персоналом должно быть отражено в характеристиках рабочих мест или подразделений, далеко не всегда будет уместным в ПП или ДИ с точки зрения требований законодательства 3. Поэтому структура, форма, содержание и отдельные формулировки в ПП и ДИ должны быть выверены с точки зрения закона, а возможные правовые коллизии, связанные с трактовкой положений этих документов, должны быть заранее оценены.

    На что можно опереться при разработке положений о подразделениях и должностных инструкций?

    Законодательство Российской Федерации (в том числе и трудовое) никак прямо не определяет исчерпывающие требования к содержанию указанных документов. В ст. 5 Трудового кодекса РФ отмечено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, помимо нормативно-правовых актов регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем, нигде в кодексе не раскрывается хотя бы примерный перечень таких локальных нормативных актов. Но в силу сложившейся еще в советское время традиции под ними понимаются, в том числе, ДИ и ПП, о чем свидетельствуют нижеприведенные письма федеральных ведомств, регулирующих трудовые отношения.

    В письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» [26] читаем:

    «Несмотря на то, что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

    Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.»

    Роструд, однако, предупреждает (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3042-6-0 «О должностных инструкциях работников» [25]):

    «Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника. Так, отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

    Само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с ее отсутствием.»

    Тем не менее, в судебной практике ссылки на ПП и ДИ при оценке действий работодателя и работника используются широко. Так, в соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [29],

    «…неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).»

    Некоторые требования к содержанию ДИ установлены п. 4 раздела «Общие положения» Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 с последующими изменениями) [15]:

    «Квалификационные характеристики (приведенные в указанном справочнике – авт.) на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.»

    Тот же справочник содержит рекомендуемые перечни должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации работников определенных должностей. Объем прав и ответственности, а также ряд других важных характеристик конкретной должности в негосударственной организации законодательством не устанавливается даже на уровне рекомендаций. Это и понятно: сказываются «особенности организации производства, труда и управления». Кроме того, организация вправе формировать должности, исходя из собственной логики бизнеса. Поэтому соответствующие документы в ряде случаев надо разрабатывать самостоятельно либо использовать какие-либо образцы.

    Интернет пестрит образцами ПП и ДИ, значительная часть которых написана на основе Квалификационного справочника [15], меньшая же часть представляет собой свободное творчество. При ближайшем рассмотрении оказывается, что для иных должностей образцов вовсе нет, для других – в образцах идет речь совсем не о том, для третьих же – образцы содержат смешные или опасные ошибки. Например:

    Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия

    Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.

    Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.

    Это, так сказать, позднесоветское барокко, переделанное в соответствии с довольно примитивными представлениями о рыночной экономике. Между прочим, это точное воспроизведение соответствующего раздела из [15].

    Далее Директор по развитию

    Разрабатывает методики по оперативному реагированию на кризисные и нестандартные ситуации, которые могут привести к срыву плана развития предприятия, иным неблагоприятным для предприятия последствиям.

    Это просто досадная неоднозначность прочтения. А следующее стоит считать более серьезной ошибкой: Директор по развитию

    Назначает работников, ответственных за реализацию проектов, дает общие указания, осуществляет непосредственное руководство ими и координацию их деятельности.

    «Назначают» приказом, приказы издает генеральный директор – это указывается в Уставе организации. Так что данная формулировка, означающая фактическое превышение полномочий, – прямое нарушение Устава. Впрочем, на достигнутом автор должностной инструкции не останавливается, смело вменяя в обязанности директора по развитию функции учредителей (ср. со ст. 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [36]): Определяет общую концепцию политики развития предприятия.

    «Общая концепция политики» сама по себе звучит изрядно. Впрочем, авторы должностных инструкций любят слова «общее», «осуществлять», и т.п. «Общее руководство договорной работой и общий контроль за ее осуществлением осуществляет управляющий директор Общества или иное уполномоченное лицо.»

    А здесь просто загадка-матрешка (снова из [15]): догадайтесь, ради чего трудится начальник планово-экономического отдела: Осуществлять руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.

    Образцы упомянутого «свободного творчества», выложенные на разных Интернет-сайтах, также вызывают улыбки, смущение, недоумение и опасения: Администратор магазина:

    Администратор магазина несет коллективную материальную ответственность за сохранность товара в магазине.

    Администратор салона красоты:

    Принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.

    Изучает рейтинги средств массовой информации.

    [Имеет право] требовать от заказчика обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения условий договора на поиск и привлечение высокопрофессиональных специалистов.

    Итак, имеющиеся образцы следует использовать с большой осторожностью. Вдруг, они будут читать и вчитываться в написанное? Значит, уполномоченный работодателем разработчик ПП и ДИ должен хорошо знать назначение всех «винтиков» и иных деталей, из которых собираются эти документы. Тем более важным будет такое знание при разработке документов для нетиповых подразделений или должностей.

    Теории и практике написания ПП и ДИ посвящен целый ряд статей ([4], [5], [9], [10], [13], [14], [17], [19], [20], [23], [31]). К сожалению, некоторые из них содержат заведомо некорректные утверждения (см. ниже). Наиболее полным и выверенным источником по данному вопросу стоит признать серии книг Л.В.Труханович и Д.Л.Щура «Кадры предприятия», «Персонал организации», среди которых отметим [33], а также книгу [34].

    В настоящей статье автор дает читателю рекомендации по самостоятельной разработке ПП и ДИ. Мы не будем спешить, преподнося готовые решения, а постараемся обсудить каждый шаг, чтобы уберечься от досадных ошибок.

    Ввиду серьезности предмета начнем с небольшого отступления, который нетерпеливый читатель может пропустить.

    Вокруг положения о подразделении и должностной инструкции Немного философии: ПП и ДИ как альфа и омега…

    Альфа – потому, что кандидат в работники организации лучше определит свое место в ней, если предварительно ознакомится с кругом своих обязанностей или если предложит работодателю свое видение этого места. Так или иначе, предметом обсуждения на собеседовании будет состав функций работника и обеспечивающий их выполнение баланс прав и ответственности.

    Омега – потому, что ПП и ДИ являются венцом серьезного процесса под названием «организационное проектирование»: сначала определяются объекты управления, потом – методы и функции, далее – процессы, затем – необходимые роли участников процессов, и лишь в заключение из ролей формируются должности, а из должностей – подразделения. Таким образом, совокупность задач и функций подразделений, обязанностей, прав и ответственности должностей складывается только тогда, когда деятельность организации представлена достаточно подробно (ср. [20], [23]).

    Подчеркнем, что ДИ следует отличать от рабочих (операционных) инструкций, которые описывают последовательность действий на данном рабочем месте при исполнении той или иной функции, а также от методических инструкций, которые описывают методы работы вне зависимости от позиции исполнителя.

    Строго говоря, ПП и ДИ будут некорректными до тех пор, пока не будет отработана вся описанная логическая цепочка. Однако, по счастливой случайности (или в результате эволюционного отбора) сложились достаточно стабильные представления о комплексах функций, которые традиционно поручаются подразделению или работнику определенного профиля. Все прекрасно понимают, чем занимаются бухгалтер, юрист, главный механик, производственно-технический или конструкторско-технологический отделы. Отраслевая специфика начинает серьезно сказываться, когда речь заходит о функциональной нагрузке рабочих или служащих и специалистов низшего звена. Но уже функции работников логистических подразделений в меньшей степени зависят от отраслевой принадлежности предприятия, а функции финансово-экономических, юридических, кадровых служб практически не зависят от нее.

    Это обстоятельство и позволяет говорить об «образцах» для ПП и ДИ работников высшего звена управления или работников вспомогательных и поддерживающих подразделений.

    Немного истории

    Институт ПП и ДИ берет начало в идее разделения труда. Так как помимо управленческой ПП и ДИ выполняют правовую функцию, их развитие обусловлено развитием борьбы работников (и ответной реакцией работодателей) за свои права.

    В 1960 – 1980 годах в СССР ПП и ДИ были одними из обязательных документов в системе администрирования труда. Эта обширная система основывалась на четком определении круга функциональных обязанностей по различным профессиям и должностям, перечень которых был унифицирован для всей страны, нормировании труда и определении тарифных ставок и должностных окладов (а также различных поправочных коэффициентов). Поэтому всякое изменение в номенклатуре профессий и должностей, в их функциональных обязанностях приводило к изменению значительного массива нормативных данных в масштабах страны.

    В начале 1990-х годов ПП и ДИ оставались обязательными только в системе государственных органов и организаций. Руководители частных компаний считали разработку ПП и ДИ нецелесообразным занятием, поскольку условия ведения бизнеса менялись (и продолжают меняться и поныне) с гораздо большей быстротой, чем требуется для «вынашивания», разработки и внедрения осмысленных и действительно рабочих документов.

    В 2000-х годах с укрупнением частного бизнеса, ростом участия государства в упорядочении трудовых отношений, развитием судебной практики в области трудовых споров потребность в ПП и ДИ стала возрастать. Однако в связи с изменением организационно-технических условий труда, появлением совершенно новых профессий и должностей прямое перенесение из советского прошлого функций, норм, уровней оплаты оказалось невозможным. Повторение подвига советских трудовиков в настоящее время не представляется возможным, да и не целесообразно, поскольку частный бизнес должен сам для себя определить наиболее эффективные «правила игры», в том числе и оптимальную «компоновку» должностей. Поэтому в последнее время общегосударственные правила разработки ПП и ДИ были обновлены и вновь утверждены для довольно ограниченного круга должностей государственных служащих [11]. Уже упоминавшийся Квалификационный справочник [15], обновляемый достаточно регулярно (последняя редакция на момент написания статьи датируется 14.03.2011), следует считать в большей степени наследием советской эпохи.

    Попытка переноса на отечественную почву зарубежной практики разработки ПП и ДИ наталкивается на различия в правовых последствиях тех или иных формулировок.

    В настоящее время сложились более или менее устоявшиеся представления о форме и содержании ПП и ДИ, которые, пользуясь терминологией Гражданского кодекса РФ, можно отнести к «обычаям делового оборота». Ожидать в ближайшем будущем определения требований к ПП и ДИ на уровне федерального законодательства, скорее всего, не стоит.

    Немного географии

    Зарубежный аналог наших ДИ – job description (далее – JD) – представляет собой менее формализованный, но более емкий документ ([1], [2]).

    Формат JD соответствует формату ДИ:
  • Job Title – наименование должности
  • Job Location – место должности в организационной и территориальной структуре организации
  • Reporting To – подчинение, подотчетность
  • Job Summary – основные задачи должности (не более двух предложений)
  • Job Duties and Responsibilities – обязанности и области ответственности должности (от 8 до 16)
  • Education and qualification – требования к уровню знаний и наличию соответствующих документов
  • Skills and specifications – требования к навыкам.

    Однако в содержательной части между JD и ДИ имеются различия.

    Во-первых, составителям JD рекомендуется указывать не более 8 (для работников низшего звена) – 16 (для работников высшего звена) должностных обязанностей. Если в JD оказывается 25 и более функций, то такой документ «переквалифицируется» в рабочую инструкцию. Отечественные же образцы могут содержать и 30, и 40 функций – и это для работников высшего звена! При внимательном рассмотрении оказывается, что большинство этих функций – контрольные. Это значит, что функции (вместе с правами и ответственностью) фактически не делегируются подчиненным. Либо свидетельствует о том, что автор ДИ оказался не в состоянии отделить главные функции от второстепенных или склонен предпочесть процесс результату (вот ведь как может исказиться идея процессного управления!).

    Во-вторых, при описании функций JD уделяет больше внимание результатам (или, точнее, требованиям к результатам) деятельности работника, чем способам, которыми эти результаты достигаются. Обратим внимание на то, что это – еще одно проявление настоящего делегирования: подчиненный свободен в части выбора средств, но обязан обеспечить требуемый руководителем результат. Интересно отметить, что составителям не рекомендуется формулировать в JD цели деятельности работника (ни в количественном, ни даже в качественном выражении), поскольку считается, что если работник стандартно выполняет свои обязанности, то цели организации достигаются при этом автоматически.

    В-третьих, в JD уделяется больше внимания требованиям к уровню знаний и навыкам работника, чем описанию его деятельности. Что не удивительно, поскольку платят работнику за результаты и за способности, а не за его деятельность как таковую.

    В-четвертых, JD оказываются «легче», чем отечественные ДИ, поскольку широко используют ссылки на другие локальные нормативные акты организации (методики, регламенты, рабочие инструкции и т.п.). Использование таких нормативных гипертекстов облегчается тем, что они представлены в электронном виде, и по ссылке всегда можно найти нужное положение того или иного документа. У нас в большинстве случаев дело осложняется тем, что локальных нормативных актов разного уровня в организации просто нет или технически невозможно обеспечить компьютерный доступ к их массиву с учетом взаимных ссылок.

    Всё это вместе еще раз показывает, насколько тщательно зарубежные менеджеры отслеживают баланс между сложностью (и, следовательно, стоимостью) работ и квалификаций (знаниями и умениями) выполняющего их работника.

    Взять на вооружение из зарубежной практики необходимо следующее:
  • настоящее, а не мнимое делегирование функций
  • повышенное внимание к знаниям и навыкам работника, занимающего данную должность
  • конкретность и краткость формулировок как требований к результатам деятельности, так и областей ответственности работника. Немного юриспруденции

    При всей обиходной простоте понятий «функция», «обязанность», «право», «полномочие», «ответственность» юридическое сообщество до сих пор обсуждает тонкости их содержания.

    Например, некоторые проводят различие между правами и полномочиями, полагая, что права предоставляются сотруднику на доступ к ресурсам компании (чему-либо, кому-либо), а полномочия это особый вид прав, связанный с распорядительными функциями и принятием решений [20].

    Одни [19], [24] предлагают вкладывать в понятие «ответственность» не обязательное применение определенных санкций к виновному нарушителю установленных норм (что обычно отражается в формулировках типа: «несет ответственность за невыполнение указаний непосредственного руководителя»), но «такой аспект социальных связей и отношений людей, которые характеризуют процесс осуществления предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, основанный на выборе поведения и его оценке с учетом интересов общества» (что может быть выражено словами: «несет ответственность за полное и своевременное выполнение указаний непосредственно руководителя»). Как видим, разные точки зрения приводят к различным словесным описаниям одного, по сути, явления. Другие же выступают против отождествления юридической ответственности с нрав­ственным или правовым долгом [3], [16].

    Жизнь разработчика ПП и ДИ затрудняет также непроясненность на законодательном уровне ряда широко используемых терминов. К таковым, например, относятся термины «поручение» и «указание» – даже применительно к Президенту Российской Федерации [7].

    Поэтому на практике зачастую наблюдается путаница, выражающаяся в том, что обязанности записываются в права, среди функций можно встретить формулировку «отвечает за …» и т.п. Понимая, что всё это суть проявления неоднозначности трактовки базовых понятий, для практической работы над ПП и ДИ следует выбрать (и, желательно, изложить в соответствующем документе) один вариант.

    Немного налогообложения

    ДИ может являться основанием для уменьшения доходов организации на сумму некоторых расходов, производимых организацией в связи с обеспечением деятельности работника при выполнении им трудовых функций, указанных в его ДИ [12]. К таким расходам могут быть, например, отнесены: транспортные расходы работника, услуги сотовой связи, оплата обучения.

    Разработчик ДИ должен учесть налоговые аспекты при подготовке документа и согласовать их с бухгалтером.

    Немного управления качеством

    ПП и ДИ являются важными элементами комплекса документов, описывающих систему управления качеством в стиле ISO 9000. Хотя, как всегда, стандарт не определяет необходимость, форму и содержание таких документов.

    Если в документации системы управления качеством предусмотрены ПП и ДИ, то на них будут распространяться правила управления документацией (в части формы, содержания, а также порядка разработки, введения в действие, внесения изменений и дополнений, отмены), принятые в организации для документов системы управления качеством.

    Для кого разрабатываются ПП и ДИ

    Действующим законодательством РФ предусмотрена обязательность составления ПП и ДИ лишь для работников определенного профиля (муниципальные служащие, отдельные категории государственных служащих, служащих таможенных органов, некоторых категорий персонала учебных заведений, частных охранников) [11]. Для прочих категорий работников детальное описание их трудовой функции, права и обязанности в рамках трудовых отношений могут быть включены непосредственно в трудовой договор. Составление должностной инструкции в этом случае не требуется. Итак, организация сама определяет целесообразность разработки ПП и ДИ.

    Организацией может быть принято решение об использовании ПП и ДИ для всех или для части должностей. В последнем случае должностные обязанности, права и ответственность работника должны определяться трудовым договором. Насколько широк должен быть круг подразделений и должностей, деятельность которых регламентируется ПП и ДИ, и насколько подробными должны быть эти документы – предмет отдельного обсуждения. Необходимо иметь в виду, что как отсутствие, так и чрезмерность локальных нормативных актов влечет излишние затраты на управление организацией.

    ДИ разрабатываются для работников, относящихся к категориям руководителей, специалистов и служащих в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием организации.

    Для рабочих разрабатывается аналогичный документ, который, однако, не называется должностной инструкций, но и устоявшегося наименования тоже не имеет. Названия «рабочая инструкция», «производственная инструкция» использовать нежелательно, поскольку они уже заняты для документов, описывающих порядок и/или конкретные приемы работы на одном или нескольких рабочих местах, например: «Рабочая инструкция по контролю и утверждению, организации рассылки, архивированию, порядку внесения изменений» или «Производственная инструкция по эксплуатации заземляющих устройств электроустановок». Название «квалификационная характеристика» тем более не подойдет, поскольку используется и однозначно трактуется в [15].

    Тем не менее, в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 24.11.2008 № 6234-Т3 [27] рекомендуется: «…для определения содержания выполняемой трудовой функции работников, замещающих определенные должности, следует составлять и утверждать должностные инструкции, а для определения содержания выполняемой трудовой функции работников, принимаемых на работу по профессиям рабочих, следует разрабатывать и утверждать производственные (по профессии) инструкции. Полагаем, что в справочно-правовых системах можно использовать различные наименования инструкций применительно к категориям работников».

    Статьей 57 Трудового кодекса РФ установлено: «Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

    Согласно 143 статье Трудового кодекса РФ, «Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

    Таким образом, при установлении наименований должностей и составлении отвечающих им ДИ следует свериться с законодательством, в том числе, со справочниками и классификаторами [15], [21], [22], а также с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) по различным отраслям экономики. Например [23], постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 утвержден список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Следовательно, работодатель обязан в трудовых договорах всех работников (и соответственно в должностных инструкциях), которые выполняют соответствующие трудовые функции, наименования профессий и должностей определять в соответствии с квалификационными справочниками.

    Нередко возникает вопрос о необходимости ДИ для генерального директора, а также членов органов управления акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Поскольку порядок назначения, подчинение, функции, права и ответственность указанных лиц определяется соответствующими федеральными законами, Уставом организации и трудовыми договорами, нет прямой необходимости разрабатывать для этих лиц ДИ.

    Для исполнительных/управляющих директоров организаций, в которых полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющей компании, а также работников, находящихся в прямом подчинении совета директоров или общего собрания акционеров (участников), ДИ должны быть разработаны. Эти ДИ должны учитывать особенности трудовых отношений с руководителями организаций [18].

    Для всех работников следует разграничить области трудовых отношений, регулируемые ПП и ДИ и трудовым договором. Так, например, положение об обязанности увольнения по определенным основаниям (в том числе по собственному желанию) не является предметом ДИ, поскольку не относится к трудовой функции работника [28].

    Структура ПП и ДИ

    Действующее законодательство РФ не определяет требований к структуре ПП и ДИ. Таким образом, организация вправе самостоятельно определить такие требования. Поэтому на практике ПП и ДИ весьма разнообразны по своей структуре.

    Можно, однако, выделить минимальное «ядро» каждого документа:

    Положение о структурном подразделении
    1. Общие положения
    2. Основные задачи
    3. Функции
    4. Структура
    5. Взаимодействие
    Должностная инструкция
    1. Общие положения
    2. Должностные обязанности
    3. Права
    4. Взаимодействие
    5. Ответственность

    В ряде случаев в ПП включают разделы «Права» и «Ответственность», описывая в них права и ответственность руководителя подразделения. Иногда же формулируются некие «общие» права и ответственность подразделения.

    На наш взгляд, первое нецелесообразно, поскольку права и ответственность руководителя подразделения уместно изложить в его ДИ. Второе же представляется некорректным, поскольку реализация права определяется волей субъекта и если речь идет о подразделении в целом, то должен быть определен механизм формирования и выражения этой коллективной воли, а если речь идет о совокупности отдельных работников подразделения, то, как правило, далеко не все из них на деле обладают одинаковыми правами кроме того, работник, как правило, несет персональную ответственность, а потому состав его должностных обязанностей и прав так же должен быть определен персонально.

    Форма ПП и ДИ

    Формы ПП и ДИ рекомендуется разрабатывать в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) [8].

    Обязательными реквизитами ПП и ДИ являются: наименование организации, наименование вида документа об утверждении, его дата и номер, место составления, гриф утверждения. Они помещаются в начале текста документа.

    Подписи лиц, согласующих проекты ПП и ДИ, помещаются либо в конце текста документа, либо на отдельном листе согласования, реквизиты которого должны однозначно определять, какой документ был согласован.

    В конце текста ПП или ДИ или на отдельном листе ознакомления работники проставляют свои подписи об ознакомлении с документом и получении его копии на руки.

    Содержание ПП

    В этом разделе мы в подробностях рассмотрим содержание ПП. Для определенности будем считать, что данный документ разрабатывается для акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (в примерах формулировок организация будет именоваться «Обществом»). Примерная форма ПП приведена в приложении 1 к статье.

    Раздел 1. «Общие положения»

    1.1. Дается полное и сокращенное наименование структурного подразделения (далее – Подразделения).

    1.2. Указывается, какому работнику Общества непосредственно подчиняется Подразделение.

    В этом пункте раскрывается принцип единоначалия применительно к рассматриваемому Подразделению.

    Подразделение может:
  • являться самостоятельным структурным подразделением Общества и подчиняться непосредственно генеральному директору Общества (например: служба безопасности, юридический отдел, секретариат)
  • подчиняться непосредственно какому-либо работнику Общества (например: производственно-технический отдел непосредственно подчиняется директору по производству или отдел материально-технического обеспечения непосредственно подчиняется директору по логистике)
  • входить в состав какого-либо структурного подразделения и подчиняться непосредственно руководителю этого подразделения (например: отдел расчетов с персоналом входит в состав бухгалтерии и подчиняется непосредственно главному бухгалтеру).

    Подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита или иные аналогичные контрольные функции, может быть непосредственно подчинено Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров.

    1.3. Описывается порядок создания и расформирования Подразделения.

    Здесь можно ограничиться такой формулировкой: «Подразделение создается и расформировывается в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием Общества, в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации».

    Для подразделений, подчиняющихся непосредственно Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров, необходимо указать: «по согласованию с Общим собранием акционеров (участников) (Советом директоров)».

    1.4. Указывается полное наименование должности руководителя Подразделения. Указываются полные наименования должностей оперативного, методических или иных руководителей Подразделения (при их наличии) 4.

    Руководитель Подразделения – это работник Подразделения, руководящий его текущей деятельностью. Компетенция Руководителя Подразделения определяется его ДИ.

    Методический руководитель Подразделения – работник Общества или сторонней организации (например, управляющей компании), не являющийся непосредственным или вышестоящим прямым начальником структурного подразделения или работника Общества, но в установленном в Обществе порядке дающий структурному подразделению или работнику Общества обязательные для исполнения указания, разъяснения, иные документы (в том числе, типовые документы), касающиеся методов и способов осуществления деятельности структурным подразделением или работником.

    Вышестоящий прямой руководитель не указывается как методический, поскольку его указания, как по текущей деятельности, так и методического характера, транслируются работникам Подразделения по «вертикали управления» через Руководителя подразделения.

    Методическое руководство возможно при матричной организационной структуре. Возможно (в редких случаях) наличие нескольких методических руководителей. Другой распространенной ситуацией является методическое руководство из корпоративного центра (управляющей компании). Например, главный бухгалтер организации непосредственно подчиняется управляющему директору, а методическое руководство его деятельностью осуществляет руководитель департамента методологии бухгалтерского и налогового учета управляющей компании.

    Оперативный руководитель Подразделения – работник Общества, координирующий в оперативном порядке деятельность Подразделения и некоторых других подразделений и/или работников, дающий Подразделению обязательные для исполнения указания, касающиеся оперативной деятельности Подразделения. Например, под оперативным руководством начальника удаленного участка может находиться расположенное на территории этого участка подразделение транспортного обеспечения, подчиненное непосредственно директору по логистике. Начальник участка дает задания подразделению, определяет расстановку транспортных средств и т.п. однако не вправе давать указания, касающиеся методов работы, давать предложения по кадровому составу подразделения без согласования с директором по логистике и т.п.

    При наличии методического или оперативного руководства необходим локальный нормативный акт, в котором определялись бы правила поведения работника в случае, когда указания непосредственного руководителя противоречат указаниям методического или оперативного руководителя. Если непосредственный, методический и оперативный руководители работника не согласовали свои указания, то решение должен принимать работник, в прямом подчинении которого находятся все эти руководители (как правило, генеральный директор).

    1.5. Указывается порядок замещения должности руководителя Подразделения в случае его отсутствия.

    конкретная должность работника, замещающего руководителя Подразделения (например: заместитель, один из руководителей подчиненных подразделений), или

    назначение работника, замещающего руководителя Подразделением, приказом (распоряжением) генерального директора Общества.

    1.6. Перечисляются нормативные акты, которыми работники Подразделения руководствуются в своей деятельности.

    Обычно даются указания на:
  • действующее законодательство Российской Федерации
  • траслевые нормативно-методические документы по профилю деятельности Подразделения (по возможности, указываются конкретные документы)
  • Устав Общества (для подразделений, которые обязаны руководствоваться Уставом (например: юридический отдел, служба внутреннего аудита)
  • Решения Общего собрания участников (акционеров) (Совета директоров) (для подразделений, подчиняющихся непосредственно Общему собранию акционеров (участников) или Совету директоров)
  • положение о Подразделении
  • коллективный договор
  • приказы и распоряжения генерального директора Общества
  • указания непосредственного руководителя, оперативного и методических руководителей (при их наличии)
  • правила внутреннего трудового распорядка Общества
  • иные локальные нормативные акты Общества.

    В зависимости от характера деятельности Подразделения указываются:

    нормативные акты по охране труда и промышленной безопасности, правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, противопожарной защиты, экологической безопасности.

    Приведенный перечень нормативных актов может быть расширен.

    1.7. Определяется режим работы Подразделения.

    Можно ограничиться формулировкой: «Режим работы Подразделения определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе» при наличии таких правил.