Руководства, Инструкции, Бланки

общее руководство го российской федерации осуществляет img-1

общее руководство го российской федерации осуществляет

Рейтинг: 4.0/5.0 (1828 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Гражданская оборона и её задачи - Студопедия

Гражданская оборона и её задачи

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, была и остается весьма актуальной задачей.

При этом возникающие по ходу развития цивилизации угрозы и опасности обусловливают появление соответствующих средств и способов защиты, а на современном этапе развития — создание целых государственных систем защиты.

Так, бурное развитие авиации в первой половине XX в. усиление опасности бомбардировок с воздуха обусловило создание в 1932 г. системы местной противовоздушной обороны (МПВО), призванной защищать население и объекты народного хозяйства. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин, спасены от гибели миллионы граждан.

Появление в середине века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки резко обострили проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения, потребовали новых средств и способов защиты от него, что привело к преобразованию МПВО в Гражданскую оборону (ГО) СССР.

Крупные катастрофы XX в. (авария на Чернобыльской АЭС, спитакское землетрясение и др.) также подвели к пониманию необходимости решения вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне.

25 ноября 1992 г. Правительство РФ утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).

Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

1993 год можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. В январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1 500 крупных чрезвычайных ситуаций. Их количество ежегодно остается практически неизменным.

Формирования, войска МЧС России устраняли последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, оказывали гуманитарную помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, аварий и катастроф, восстанавливали разрушенные коммуникации в различных районах России.

Как отмечалось выше, гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В настоящее время цели и задачи ГО определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны, с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.
Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс организационных, инженерно-технических и других мероприятий ГО.

Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника Гражданской обороны Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Указанные руководители являются по должности начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство Гражданской обороной РФ возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и обеспечивает ее развитие и совершенствование.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.

Новым для гражданской обороны стала целевая установка на решение задач в интересах Вооруженных Сил, а именно: обеспечение боевым составом мирного времени надежной защиты страны от воздушного нападения, отражение совместно с другими войсками, воинскими формированиями, органами и т. д. агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также обеспечение стратегического развертывания Вооруженных Сил для решения задач в крупномасштабной войне.

В XXI в. гражданская оборона должна строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства, то есть по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в зависимости времени и объема мероприятий гражданской обороны от уровня военной угрозы, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории. Кроме того, он предусматривает наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

В последние годы значительную угрозу для России представляют международный и внутренний терроризм. Начиная с сентября 1999 г. страну потрясли взрывы в Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Москве, Пятигорске, Беслане, оборвавшие сотни человеческих жизней, вторжение боевиков (незаконных военных формирований) из Грузии, подрывы военной техники на фугасах в Чечне. Однако гарантировать, что взрывы не прозвучат еще, никто не может.

Для России наибольшую опасность представляет деятельность целого ряда исламистских организаций, прежде всего ваххабитского толка, которые не только оказывают чеченским сепаратистам финансовую помощь, но и непосредственно участвуют в вооруженных конфликтах, осуществляют подготовку диверсантов и террористов в специальных лагерях. Последние события в Ингушетии и Нальчике — тому доказательство. В этих условиях сохраняются роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Совершенно ясно, что решение оборонных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества.
Однако надо помнить, что в сложившихся экономических условиях ГО определенное время будет вынуждена довольствоваться ограниченным финансированием. Поэтому в создавшихся условиях представляется важным:

  • обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий ГО;
  • максимально учитывать при разработке и накоплении средств защиты, имущества, материально-технических средств их возможное комплексное использование в мирное и военное время как в интересах ГО, так и для социально-экономических целей и нужд предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного характера.

Другие статьи

Гражданская оборона Российской Федарации

Гражданская оборона РФ

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» гражданская оборона организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

В мирное время се органы управления, силы и средства выполняют часть задач РСЧС. связанных с защитой и ликвидацией последствий ЧС.

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие них;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие них;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие них, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие них;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие них;
  • восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Структура и органы управления ГО. Гражданская оборона организуется но территориально-производственному принципу на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению РФ.

Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти.

Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, являющиеся но должности начальниками гражданской обороны.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. Начальники органов управления по ГОЧС являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны (НГО).

По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление ГО па территориях субъектов РФ и отнесенные к группам.

Для решения специальных задач наряду со штатными органами управления ГОЧС на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики. Для координации деятельности территориальных органов в пределах нескольких республик, краев или областей используются региональные центры ГОЧС, являющиеся полномочными представителями МЧС России в регионах.

Силы ГО. Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач гражданской обороны, создаются силы ГО. Силы ГО в соответствии с законодательством включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО (войска ГО), и гражданские организации ГО. Также в соответствии с законодательством РФ привлекаются Вооруженные Силы России, другие войска и воинские формирования и аварийно-спасательные формирования. Войска ГО объединены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, вертолетные отряды и другие части и подразделения. Управляет войсками министр МЧС России.

Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские организации ГО. В них могут зачисляться граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на соответствующих территориях: выявляют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования; определяют по согласованию с организациями виды, состав и численность создаваемых формирований; ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет последних; организуют подготовку формирований; осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

Организации, создающие формирования: разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом; осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований; поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами ГО к выполнению АСДНР.

Задачи гражданской обороны

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны — формирования, создаваемые на базе организаций но территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий но световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
  • оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Для выполнения мероприятий но гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в Войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На вооружении Войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или ill группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников способам зашиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника гражданской обороны — руководителя организации.

Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника гражданской обороны организации и несет полную ответственность за выполнение возложенных на штаб задач.

Обычно в организации создаются следующие службы: оповещения и связи, противорадиационной и противохимической защиты, медицинская, аварийно-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка и др.

В средних образовательных учреждениях в зависимости от профиля обучения, количества преподавателей и учащихся, а также наличия учебно-материальной базы могут создаваться: спасательные группы, посты радиационного и химического наблюдения, группы охраны общественного порядка, звенья ГО по обслуживанию убежищ и укрытий. Они комплектуются из числа преподавателей, обслуживающего персонала и учащихся.

  • Безопасность жизнедеятельности
  • Гражданская оборона

    Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных, действий или вследствие этих действий.

    Основными задачами гражданской обороны являются:

    - обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    - оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    - эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    - предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    - проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    - первоочередное обеспечение населения, пострадавшего приведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    - борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    - обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    - восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    - обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    Структура гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам по всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, учреждений и организаций.

    Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов РФ, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с административно-территориальным делением РФ.

    Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте и т.д.

    Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ, первым заместителем которого является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (рис. 5.2).

    Рис. 5.2. Структура Гражданской обороны РФ

    Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

    Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии, независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.

    На МЧС России Правительством РФ возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО.

    Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются федеральные, территориальные, местные и объектовые службы ГО, а также силы и средства ГО, включающие военизированные и невоенизированные формирования различного уровня.

    Служба гражданской обороны – служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Службы ГО функционируют на четырех уровнях: федеральном, территориальном, местном и объектовом. На каждом уровне руководство действиями служб ГО осуществляют начальники ГО, координацию действий – органы управления по делам ГО, непосредственное руководство – начальники служб ГО, при которых создаются штаты служб ГО, состоящие (при необходимости) из отделов и групп.

    Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются службы оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения и др.

    Служба оповещения и связи, создаваемая на базе узла связи и возглавляемая его начальником, имеет следующие задачи: передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и т.п.

    Служба радиационной и химической защиты, создаваемая на основе химических и центральных заводских лабораторий, осуществляет мероприятия по защите персонала ОЭ, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием СИЗ, СКЗ и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвида­ции радиоактивного и химического заражения.

    Противопожарная служба, организуемая на базе подразделений ведомственной пожарной охраны, разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе радиационной и химической защиты в дезактивации и дегазации уча­стков заражения.

    Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, осуществляет неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.

    Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные заведения, обеспечивает медицинское обслуживание семей, работающих в местах их расположения.

    Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Задачей службы является разработка плана размещения персонала объекта в СКЗ, организация строительства, обеспечение готовности убежищ и контроля за правильностью их эксплуатации, участие в спасательных работах.

    Служба материально-технического снабжения создается на базе отдела материально-технического снабжения ОЭ и возглавляется его начальником. Задачей службы являются: разработка плана материально-технического снабжения; своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения; организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работы; обеспечение продовольствием и предметами первой необходимо­сти персонала на объекте и местах рассредоточения.

    Служба энергоснабжения и светомаскировки, создаваемая на базе отдела главного энергетика и им возглавляемая, разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей системами и средствами защиты; осуществляет аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке.

    Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагам поражения, эвакуации пораженных и других целей ГО.

    Служба охраны общественного порядка, создаваемая на базе подразделений ведомственной охраны и возглавляемая ее начальником, должна обеспечить надежную охрану объекта и поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСиДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

    Количество и состав служб ГО определяется начальником ГО и может меняться в зависимости от специфики объекта и наличия необходимой базы. В частности, могут создаваться службы защиты животных, продовольствия, воды и т.п.

    Силы гражданской обороны – это воинские формирования, предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

    Войска ГО РФ – соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по ЗНиТ при угрозе возникновения ЧС не только в военное, но и в мирное время.

    В военное время руководство войсками ГО осуществляет Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент РФ через начальника ГО РФ. Непосредственное управление ими осуществляет первый заместитель начальника ГО – министр РФ по делам ГОЧС (рис. 76).

    Войска ГО могут решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с воинскими формированиями Вооруженных сил, МВД, ФСБ, воинскими формированиями и силами других министерств и ведомств, а также территориальными и объектовыми формированиями ГО.

    Гражданские организации гражданской обороны – формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Основные задачи формирований ГО: а) в мирное время:

    - сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей при угрозе возникновения стихийных бедствий, а также последствий аварий и катастроф, б) в военное время:

    - проведения АСиДНР в условиях разрушений, пожаров, радиоактивного, химического, бактериологического заражения после применения противником СМП;

    - участие в ликвидации последствий возникших аварий, катастроф и стихийных бедствий.

    Формирования ГО обычно создаются в виде отрядов (200 – 400 чел.), команд (50 – 150 чел.), групп (15 – 40 чел.) и звеньев (3 – 10 чел.). На небольших предприятиях (до 500 чел.) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На ОЭ с численностью 500 – 3 000 чел. создаются сводные группы, 3 000 – 5 000 чел. – одна сводная команда, 5 000 – 8000 чел. – две сводные команды и 8000 – 15 000 чел. – один сводный отряд.

    Единая государственная система гражданской защиты (РСГЗ) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное и военное время защиту населения, территорий и ОПС, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС техногенного, природного, экологического и иного другого характера, а в военное время, кроме того, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    В соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в стране.

    Гражданская оборона - это

    Гражданская оборона это:

    Международный символ гражданской обороны

    Гражданская оборона  — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства. составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

    Содержание Основные задачи

    Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

    • защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров. взрывов. выбросов сильнодействующих ядовитых веществ. эпидемий и т. д.);
    • координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
    • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой ;
    • повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ ;
    • поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов. вертолётов и других летательных аппаратов;
    • специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
    • накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
    • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
    • эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
    • организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
    • обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
    Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

    Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

    • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения. опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
    • укрытие населения в защитных сооружениях;
    • использование средств индивидуальной защиты ;
    • эвакуация. рассредоточение. а также [переброс] населения в безопасные районы;
    • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов. сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
    • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
    • защита населения на всей территории страны;
    • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
    • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
    • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
    Принципы организации и ведения Гражданской Обороны
    • Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
    • Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.
    Система гражданской обороны

    Систему гражданской обороны составляют:

    • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
    • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
    • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
    • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

    Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

    Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

    История в СССР и РФ

    Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года. когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

    В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД -МВД СССР.

    В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР. повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

    Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов. министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

    В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС ) [1]

    Войска гражданской обороны

    Нарукавный знак по роду войск (службе): Войска Гражданской обороны.

    В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. [2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР ), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха ).

    С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.

    На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

    • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
    • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
    • проведение пиротехнических работ;
    • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
    • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

    В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями. [3]

    Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

    Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году 18 000 человек

    Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР Начальники ГО СССР Начальники (Руководители) ГО России

    Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации [4]

    Смотреть что такое "Гражданская оборона" в других словарях:

    «Гражданская оборона» — Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

    Гражданская Оборона — Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

    ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — система общегосударственных мероприятий, проводимых для защиты населения от оружия массового поражения и др. средств нападения противника. В 50 60 х гг. 20 в. создана в большинстве крупных государств, имеются специальные органы управления… … Большой Энциклопедический словарь

    гражданская оборона — ГО Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [Федеральный закон… … Справочник технического переводчика

    Гражданская оборона — (ГО) 1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами в области ГО… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий … Юридический словарь

    Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при… … Официальная терминология

    Гражданская оборона — (англ. civil defence) в РФ система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правовое регулирование в… … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — комплекс мер, направленных на защиту населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Задачи и организация ГО определяются федеральным законом … Юридическая энциклопедия

    гражданская оборона — 3.3 гражданская оборона; ГО: По ГОСТ Р 22.0.02. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — Игорь Летов с самого детства слушал много хорошей музыки, которой его снабжал старший брат Сергей, и читал много умных книжек, т. е. наполнял себя информацией. В 16 лет он решил собрать свою группу и начал писать тексты. Так летом 1982 года… … Русский рок. Малая энциклопедия

    Книги
    • Гражданская Оборона (группа). Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!«Гражданская Оборона» — советская и российская рок-группа. Основатель, бессменный лидер и единственный постоянный участник коллектива — Игорь Летов,… Подробнее Купить за 1147 руб
    • Гражданская оборона. Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,… Подробнее Купить за 1125 руб
    • Гражданская оборона и стихийные бедствия. Комплект плакатов. ФГОС ДО. Комплект"Гражданская оборона и стихийные бедствия"состоит из 4 плакатов формата А2: - Что такое стихийное бедствие? - Землетрясение и наводнение; - Природный пожар; - Оползни, сели, обвалы,… Подробнее Купить за 228 руб
    Другие книги по запросу «Гражданская оборона» >>