Руководства, Инструкции, Бланки

общее руководство прокуратурой российской федерации осуществляет img-1

общее руководство прокуратурой российской федерации осуществляет

Рейтинг: 4.7/5.0 (1857 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Генеральная прокуратура Российской Федерации - Студопедия

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации является высшим звеном системы органов прокуратуры, возглавляя и координируя деятельность всех вышестоящих прокуратур, обеспечивая единство и централизацию всей системы.

Общее руководство Генеральной прокуратурой РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Генеральным прокурором РФ издаются обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры организационно‑распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников и помощников по особым поручениям, начальников главных управлений, управлений и отделов на правах управлений или в составе управлений, при необходимости – иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ, утверждаются официальные символы и их описание. Генеральный прокурор РФ имеет в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ полномочных представителей, компетенцию и формы деятельности которых, он и определяет.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В состав коллегии по должности входят первые заместители и заместители Генерального прокурора РФ. Кроме того, по решению Генерального прокурора РФ в состав коллегии могут быть введены другие лица. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, организации и осуществления уголовного преследования, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генпрокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров. По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генпрокуратуры РФ и коллегий федеральных органов исполнительной власти.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны. Решение о приглашении на заседание коллегии представителей средств массовой информации и объеме предоставляемой им информации принимает Генеральный прокурор РФ. На заседании ведется протокол, а по указанию председателя коллегии – аудио– (или) видеозапись.

Коллегия правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствовавших на заседании членов коллегии и Генеральный прокурор РФ. Особое мнение члена (членов) коллегии отражается в протоколе заседания, который в этом случае должен быть подписан также лицом, высказавшим особое мнение. В случае возникновения разногласий по обсуждаемому коллегией вопросу окончательное решение принимается Генеральным прокурором РФ. Решения коллегии обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками и реализуются путем издания приказов Генерального прокурора РФ.

Вопросы организации и осуществления прокурорской деятельности, не требующие обсуждения на заседании коллегии, рассматриваются на оперативных совещаниях при Генеральном прокуроре РФ, его первых заместителях и заместителях, а также при начальниках подразделений Генеральной прокуратуры РФ. Оперативные совещания проводятся по мере необходимости. Порядок и сроки их проведения, круг участников определяются в каждом конкретном случае руководителем, который проводит совещание.

Наряду с заседаниями коллегии Генеральной прокуратурой РФ проводятся Координационные совещания руководителей федеральных правоохранительных органов. которые созываются Генеральным прокурором РФ и проходят под его председательством. Координационная деятельность по борьбе с преступностью соответствующих структур правоохранительных органов в федеральном округе осуществляется Главным управлением или управлениями Генпрокуратуры в федеральных округах, которые обеспечивают организацию и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в соответствующих федеральных округах. Созывают и возглавляют такие координационные совещания заместители Генерального прокурора РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В соответствии с утвержденными Генеральным прокурором РФ положениями о подразделениях руководители главных управлений, управлений и отделов организуют их работу, определяют служебные обязанности работников, устанавливают их взаимозаменяемость, организуют исполнение поручений Генерального прокурора РФ и его заместителей, а в необходимых случаях исполняют такие поручения лично. Деятельность подразделений Генпрокуратуры РФ осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно‑зональному принципам в соответствии с планами работы, разработанными на основе изучения положения дел.

Руководители главных управлений, управлений и отделов Генпрокуратуры РФ обязаны организовывать работу с обращениями и приемом граждан, должностных и иных лиц, за что несут персональную ответственность. Непосредственные исполнители несут ответственность за соблюдение требований организационно‑распорядительных документов Генерального прокурора РФ при разрешении конкретных обращений.

Главные управления, управления и отделы, Академия Генеральной прокуратуры РФ осуществляют информационно‑аналитическую работу в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры РФ, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно‑распорядительных и информационно‑справочных документов Генеральной прокуратуры РФ. Для этого они организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности, используя статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов, обращения граждан, сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка.

В частности, Академия Генпрокуратуры РФ осуществляет комплексный анализ состояния законности и правопорядка в стране, действенности прокурорского надзора, дает прогноз основных тенденций в состоянии законности, динамике и структуре преступности и два раза в год представляет Генеральному прокурору РФ информационно‑аналитическую записку с научно обоснованными предложениями о мерах по повышению действенности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и текущего законодательства. Главное организационно‑инспекторское управление осуществляет информационно‑аналитическую деятельность в целях организационного обеспечения Генерального прокурора РФ, готовит предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности работы органов прокуратуры, организует государственное и ведомственное статистическое наблюдение и отчетность Генпрокуратуры, сбор и анализ иной информации по вопросам оперативного управления в системе прокуратуры, оказывает методическую и практическую помощь по этим вопросам подразделениям Генпрокуратуры, прокуратурам субъектов РФ, приравненным к ним специализированным прокуратурам. При этом это управление обеспечивает подготовку проекта ежегодного доклада Генерального прокурора РФ Президенту РФ и палатам Федерального Собрания РФ о состоянии законности и правопорядка в стране, работе органов прокуратуры по их укреплению на основании аналитических материалов, подготовленных главными управлениями, управлениями и отделами Генпрокуратуры, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур. Организационно‑методические (аналитические) подразделения во взаимодействии с иными структурными подразделениями главных управлений и управлений анализируют эффективность и организацию работы этих подразделений, результаты прокурорского надзора и других направлений деятельности органов прокуратуры. Прокурорские работники осуществляют сбор и накопление материалов для их дальнейшей аналитической обработки, систематически обобщают результаты прокурорской работы на основе имеющихся сведений, материалов и документов по закрепленному предмету и зоне деятельности, по результатам обобщения которых, подразделения Генпрокуратуры РФ разрабатывают организационно‑распорядительные и информационно‑методические документы.

В целях проведения проверок или оказания помощи в организации их работы, изучения положительного опыта, проверок обстоятельств чрезвычайных происшествий, разрешения непосредственно на месте обращений о грубых нарушениях закона, участия в судебных заседаниях и в других случаях сотрудники Генпрокуратуры РФ осуществляют выезды в прокуратуры субъектов РФ. Такие выезды могут быть как плановыми, так и осуществляться по поручению Генерального прокурора РФ и его заместителей. Состав группы для выезда определяется организационным управлением по согласованию с начальниками подразделений и утверждается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Группы по проведению комплексных проверок деятельности подчиненных прокуратур возглавляют заместители Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений или самостоятельных управлений, при проведении проверок по отдельным направлениям работы – начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ. По указанию руководства Генеральной прокуратуры РФ для участия в проверках могут привлекаться работники прокуратур субъектов РФ, преимущественно из числа находящихся в резерве на выдвижение.

Осуществление контроля за исполнением приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора РФ, решений коллегии Генеральной прокуратуры, постановлений Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, выполнением плановых мероприятий возлагается на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников структурных подразделений, а также организационное управление Главного организационно‑инспекторского управления. Контроль обеспечивается систематическим истребованием начальниками подразделений, а также организационным управлением информации об исполнении организационно‑распорядительных документов, поручений руководства Генеральной прокуратуры РФ, разрешении обращений.

В Генеральной прокуратуре РФ на правах структурного подразделения существует Главная военная прокуратура. возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная.

В Главной военной прокуратуре образуется также коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Коллегия является совещательным органом, правомочным принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов военной прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора и расследования уголовных дел, участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах, заслушиваются отчеты руководителей структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военных прокуроров окружного звена и других должностных лиц органов военной прокуратуры. По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Главной военной прокуратуры и коллегий Министерства обороны РФ, других войск, воинских формирований и органов. Решения коллегии Главной военной прокуратуры реализуются как непосредственно, так и путем издания приказов, указаний и иных организационно‑распорядительных документов.

Координационные совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах созываются Главным военным прокурором и проходят под его председательством. На совещания, в зависимости от обсуждаемых вопросов, могут приглашаться представители других государственных органов и общественных организаций.

Управления и другие самостоятельные структурные подразделения Главной военной прокуратуры организуют работу всей системы органов военной прокуратуры по закрепленным направлениям деятельности и предметам; контролируют исполнение в нижестоящих военных прокуратурах приказов и указаний Генерального прокурора РФ и Главного военного прокурора; накапливают и анализируют поступающие в Главную военную прокуратуру документы, материалы и информацию по вопросам организации работы подчиненных прокуратур, состояния законности, правопорядка и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, прокурорской практики, прогнозируют развитие ситуации; готовят предложения руководству Главной военной прокуратуры по направлениям деятельности.

Структурные подразделения Главной военной прокуратуры также занимаются информационно‑аналитической работой: обеспечивают систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности.

Как уже отмечалось, в структуру Генеральной прокуратуры РФ как самостоятельные структурные подразделения входят управления в Центральном, Северо‑Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Северо‑Кавказском и Южном федеральных округах. Деятельность управлений в федеральных округах призвана обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на территории федеральных округов. В этих целях управления организуют и контролируют деятельность прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за соблюдением положений Конституции РФ, федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма, исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов, при подготовке и проведении выборов, законов о борьбе с терроризмом и экстремизмом, о государственной и муниципальной службе, о труде в части обеспечения прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд, получение пенсий и пособий, законодательства, регулирующего вопросы тепло– и электроснабжения; осуществляют надзор за исполнением законов в округе, организуют и обеспечивают поддержание государственного обвинения по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены заместителями Генерального прокурора РФ в округах, а также по их поручению – по иным уголовным делам о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях; анализируют и обобщают данные о состоянии законности и правопорядка на территории федеральных округов, участвуют в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры; обеспечивают координацию деятельности федеральных правоохранительных органов в округе по борьбе с преступностью; осуществляют иные функции, вытекающие из возложенных на управления задач.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно‑консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Согласно Положению о научно‑консультативном совете при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 января 1996 г. № 1, целью деятельности научно‑консультативного совета является научное содействие органам прокуратуры РФ в выполнении задач, возложенных на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Следует иметь в виду, что решения Совета носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета. Решения Совета направляются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики. Заседания Совета протоколируются. Научно‑консультативный совет взаимодействует с управлениями и отделами аппарата, учеными советами институтов Генеральной прокуратуры, устанавливает связи и поддерживает контакты с аналогичными советами правоохранительных органов, учеными советами юридических научно‑исследовательских институтов и учебных заведений.

Возглавляет научно‑консультативный совет председатель Совета – Генеральный прокурор РФ, который утверждает состав Совета: заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета из числа ученых юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет.

Предложения о рассмотрении вопросов научно‑консультативным советом вправе вносить руководители Генеральной прокуратуры РФ, подразделений аппарата, директора институтов, прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры, члены научно‑консультативного совета. Для участия в заседаниях Совета могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний, руководящие и иные работники органов прокуратуры, не являющиеся членами Совета.

В рамках своей деятельности научно‑консультативный совет обсуждает и вырабатывает научно‑обоснованные рекомендации по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотворческой деятельности, правоприменительной практики; рассматривает предложения по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации деятельности правоохранительных органов, предварительного следствия, государственного обвинения в суде; обсуждает по поручению Генерального прокурора РФ проекты законодательных и иных актов, по которым в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, вносятся предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене; дает по поручению Генерального прокурора РФ экспертные заключения по поступившим в Генеральную прокуратуру проектам законодательных актов, подготовленных компетентными органами; вырабатывает с другими правоохранительными органами согласованные позиции по законопроектам в сфере борьбы с преступностью и охране правопорядка; проводит по поручению Генерального прокурора РФ научные экспертизы по спорным или недостаточно урегулированным вопросам применения законов, разрабатывает соответствующие рекомендации; оказывает методическую помощь консультативным советам прокуратур субъектов Федерации, военных и других специализированных прокуратур, координирует работу этих советов.

Работа научно‑консультативного совета освещается в Бюллетене Генеральной прокуратуры, журнале «Законность», других изданиях и средствах массовой информации.

Другие статьи

Правоохранительные органы

/ Правоохранительные органы

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

Прокуратура Российской Федерации

Следственный комитет Российской Федерации

Федеральная служба безопасности

Министерство внутренних дел

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная таможенная служба

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Я расскажу о прокуратуре и полиции. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением и исполнением законов, действующих на её территории, начиная от Конституции РФ и заканчивая ГОСТ 21485-94 «Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия». Основана- 17 января 1992 года. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть». (Является независимым органом государственной власти). В структуру прокуратуры России входят:

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Прокуратуры субъектов Российской Федерации

Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

Научные и учебные учреждения прокуратуры

Редакции печатных изданий

На 12 апреля 2013 года штат сотрудников составляет 48 386 человек. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Сейчас Генеральным прокурором является Чайка (Юрий Яковлевич). Заместители генерального прокурора назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению генерального прокурора. В 2011 году, из её состава полностью было выведено в отдельную структуру следствие — Следственный комитет РФ, и у прокуратуры отобрали полномочия по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод гражданРоссийской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействияпреступности, охраныобщественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Структура

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ ) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации.

Департамент — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции. Например Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности. На правах департамента выступает Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ. Оно осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

Главное управление МВД России (ГУ МВД России ) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства).

Управление МВД России (УМВД России ) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД.

Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

Отдел МВД России (ОМВД ). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

Отдел полиции (ОП ) — территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

Главное управление вневедомственной охраны.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения

Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Главное управление по противодействию экстремизму

Главное управление собственной безопасности.

Главное управление на транспорте.

Главное управление уголовного розыска.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

Национальное центральное бюро Интерпола.

Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

Управление оперативно-розыскной информации.

Управление по организации дознания.

В состав полиции входят также:

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ГАИ, ГИБДД)

СОБР(Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

ОМОН(Отряды Мобильные Особого Назначения)

Загадочный Участковый уполномоченный полиции

Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства

В Казани и Москве существует также экологическая полиция.

Надзор за исполнением законов

Надзор за исполнением законов

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

17 ноября 1995 г. 10 февраля, 19 ноября 1999 г. 2 января, 27 декабря 2000 г. 29, 30 декабря 2001 г. 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г. 30 июня 2003 г. 22 августа 2004 г. 15 июля, 4 ноября 2005 г. 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г. 25 декабря 2008 г. 17 июля, 28 ноября 2009 г. 1 июля, 28 декабря 2010 г. 7 февраля, 6, 8, 21 ноября 2011 г. 3, 30 декабря 2012 г. 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г. 3 февраля, 2 апреля, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г. 8 марта, 13 июля, 5 октября, 28 ноября 2015 г. 3 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26. части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

О конституционно-правовом смысле положений абзацев первого и второго пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Федеральным законом от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1

1.1. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства".

4. В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

5. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

6. Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 138-ФЗ в пункт 7 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 12.1

Статья 12.1. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

4. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

5. Сообщения о назначении заместителей Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований

О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

ГАРАНТ:

О процедуре прокурорской проверки см.приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. N 265

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом. возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1. пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26. части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона