Руководства, Инструкции, Бланки

справка о юридическом и фактическом адресе организации образец img-1

справка о юридическом и фактическом адресе организации образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1825 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица ( юридический адрес) и почтовый адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий "юридический. ", "почтовый. " и "фактический адрес", в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52. п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под "юридическим адресом" подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под "фактическим/почтовым адресом" - адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, - генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, "по которому осуществляется связь с юридическим лицом". Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, "юридический. " и "фактический/почтовый адрес" организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений - за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации", под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8. п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5. глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009 ). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83. п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Видео

Другие статьи

Фактический и юридический адреса

Фактический и юридический адреса

27 марта 2014 3301 просмотр

Как утверждает статистика, более 80 % зарегистрированных предприятий фактически располагаются не по тому адресу, который указан в учредительных документах. Проблема несовпадения юридического адреса и фактического расположения офиса юридического лица появилась практически сразу, как только государство предоставило своим гражданам возможность регистрировать коммерческие организации. И до недавнего времени данный вопрос не вызывал большого интереса со стороны государственных контролирующих органов. Поэтому, несмотря на то, что все необходимые нормы для решения проблемы юридических и фактических адресов действуют, проблема до сих пор является актуальной.

В рамках борьбы с «серыми» налоговыми схемами и отмыванием денег, основная цель которой, - пресечь деятельность, так называемых, компаний-однодневок, используемых для незаконных операций, государственные органы предприняли ряд мер, в результате которых, появились новые инструменты для проверки достоверности юридических адресов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо должно размещаться на месте его государственной регистрации. В свою очередь, государственная регистрация юридических лиц определяется местом нахождения их постоянно действующих исполнительных органов. Если исполнительный орган отсутствует, то местом нахождения иного органа или лица, которое имеет право действовать без доверенности от имени юридического лица. Этот адрес и называется «юридическим» и фиксируется в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) с целью осуществления, в случае необходимости, связи с юридическим лицом. (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ).

С юридической точки зрения, точное местонахождение юридического лица чрезвычайно важно, поскольку именно оно определяет место исполнения обязательств, подсудность споров и место уплаты налогов. Недостоверная или неточная информация, зафиксированная в учредительных документах предприятия, самым непосредственным образом затрагивает интересы лиц, вступающих в коммерческие отношения с юридическим лицом, которое не осуществляет деятельность по указанному юридическому адресу. Кроме этого, несовпадение фактического и юридического адреса предприятия создает определенные препятствия для проведения надлежащего налогового контроля.

Еще один чрезвычайно важный момент, который возникает при несовпадении фактического и юр адреса — невозможность получать важную корреспонденцию и юридически значимые сообщения. Под термином «юридически значимые сообщения» следует понимать уведомления, извещения, заявления, требования и другие документы, которые тем или иным образом связаны с государственными органами РФ. Данные документы вступают в силу и влекут за собой последствия с момента вручения их представителю юридического лица. Таким образом, если юридическое лицо или его представитель фактически не находится по адресу, указанному в ЕРГЮЛ, то оно не может получать документации, а также не имеет законного права вступать в отношения с лицами, которые полагаются на данные Единого государственного реестра юридических лиц. Это указано решением Пленума ВАС, от 30 июля 2013 года.

В соответствии с законом, юридически значимое сообщение может считаться доставленным даже в том случае, если оно было доставлено по адресу, указанному в документах (юридическому адресу), но не было вручено лично адресату, по причинам, зависящим от него. Как правило, такое происходит, если фактический и юридический адрес не совпадает, и на месте юр адреса нет представителя от юридического лица. Адрес, по которому находится юридическое лицо, это может быть помещение, арендованное или находящееся в собственности, принято считать фактическим адресом. Такой адрес не отражается в учредительных документах и не фиксируется в ЕГРЮЛ. Исходя из этого, ни контрагенты, ни налоговые органы, ни другие лица не могут оперировать информацией о точном нахождении юридического лица, что является значительным препятствием в осуществлении взаимосвязи с ним. Законодательством РФ предусмотрено наличие адресов, которые могут не совпадать с юридическим адресом, только в тех случаях, когда если организация ставит на учет новый филиал, обособленное подразделение или представительство.

Следует обратить внимание, что до 30 июня 2013 года регистрирующий орган не имел полномочий осуществлять проверку достоверности сведений, которые отражены в документах, поданных на государственную регистрацию.

28 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — закон №134-ФЗ). Этот законопроект добавил несколько важных пунктов в ГК РФ, Закон №129-ФЗ и Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ).

Проверка достоверности сведений, касающихся регистрации в ЕГРЮЛ, в том числе и адреса юридического лица.

В третьем пункте статьи 51 закона №134-ФЗ указано, что уполномоченный государственный орган в обязательном порядке должен осуществить проверку достоверности данных, которые касаются изменения устава или иных данных, которые не связаны с изменением устава, но предложены к регистрации в ЕГРЮЛ. Такая проверка должна быть проведена до внесения изменений в ЕГРЮЛ, в срок, предусмотренный законодательством.

Сведения о юридическом адресе, которые могут быть признаны недостоверными.

Пленум ВАС 30 июля 2013 года издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — Постановление № 61). Это Постановление гласит, что регистрирующий орган имеет право отказать в регистрации юридическому лицу, если информация, предоставлена для регистрации, оказалась недостоверной. Таким образом, если действительное местонахождение юридического лица не совпадает с юридическим адресом, предложенным для регистрации в ЕГРЮЛ, и эти сведения проверены и могут быть доказаны, в регистрации организации будет отказано. Но каждый отказ в регистрации должен быть мотивирован конкретными обстоятельствами, которые указывают на то, что сведения действительно достоверные.

О недостоверности сведений, предоставленных к регистрации, говорят:

1. Юридические адреса массовой регистрации.

Юридические адреса массовой регистрации, как правило, в соответствии с данными отраженными в ЕГРЮЛ, обозначаются как адреса, где зарегистрировано большое количество других юридических лиц. Но для того, чтобы доказать, тот факт, что данный адрес является массовым, необходимо располагать информацией, что все зарегистрированные там юридические лица или большая их часть по данному адресу не находятся, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и так далее. На сегодняшний день найти информацию об адресах массовой регистрации можно на сайте ФНС России. Подробная инструкция по выполнению проверки адреса на массовость по ссылке .

2. Юридические адреса - «призраки».

Такие адреса могут существовать исключительно «на бумаге». Возможно, раньше на месте такого адреса действительно было здание, но на данный момент объект не существует. Прежде чем, обратиться в магазин юридических адресов и заключить договор аренды, необходимо убедиться в том, что предлагаемый адрес действительно существует.

3. Юридический адрес УДО.

УДО или условные почтовые адреса, присваиваемые незавершенным строительным объектам, а также объектам, которые фактически достроены, но не сданы в эксплуатацию. Такие юридические адреса для регистрации ООО и других юридических лиц не подходят.

4. Властные юридические адреса.

Адреса, которые используются для размещения органов государственной власти, воинские части и прочие государственные объекты не могут быть использованы для аренды юридического адреса.

Отказными адреса считаются, при наличии заявления собственника объекта недвижимости, что он запрещает регистрацию юридического лица по данному адресу.

Сведения о юридическом адресе считаются недостоверными даже при наличии одного из вышеперечисленных обстоятельств. Поэтому прежде чем, арендовать юридический адрес, необходимо тщательно проверить его соответствие всем требованиям законов РФ или обращаться в проверенные магазины юридических адресов, к примеру, в такие как http://www.adres495.ru/ (Adres495.ru), где предоставляется гарантия о том, что арендуемый юридический адрес действительно соответствует всем требованиям, предъявляемым при регистрации юридического лица.

Однако, если заявитель предоставит в регистрирующие органы документы, которые подтверждают, что по предъявленному в качестве юридического адресу, с заявителем может быть осуществлена связь, то отказа в регистрации не последует. Но Пленум ВАС не дает пояснений, какие это могут быть документы, в то время как, в Законе № 120-ФЗ есть перечень документов, которые необходимо предоставить для осуществления государственной регистрации юридического лица. В соответствии с законом, регистрирующие органы не вправе возлагать на заявителя обязанности по предоставлению документации, которая подтверждает подлинность юридического адреса.

Что необходимо знать, так называемым, «безофисным» организациям.

Некоторые предприятия на определенном этапе развития сталкиваются с проблемой, которая заключается в том, что ко времени регистрации юридического лица нет достоверной информации о месте будущего расположения организации. Например, в офисе, как в таковом, нет необходимости, что обусловлено спецификой деятельности организации, или на момент регистрации договор аренды с магазином юридических адресов еще не заключен, или офис с юридическим адресом достраивается, или договор аренды юридического адреса в Москве, а производство находится в Подмосковье и так далее. К счастью, такие ситуации могут быть легализированы в соответствии с новым законом.

Прежде всего, в законе указано, что юридический адрес организации может не совпадать с адресом, где осуществляется ее непосредственная деятельность, включая, хозяйственную, производственную и так далее. Но по юридическому адресу должен быть расположен управляющий орган, который действует на постоянной основе. Таким образом, регистрирующий орган не имеет законного права отказать в регистрации юр лица на основании того, что адрес, указанный в официальных документах для внесения в реестр, не подходит для осуществления той или иной деятельности, которая также указана в документации. (Эта информация указана в пункте 4 Постановления № 61). Следует также помнить, что регистрация организации по адресу жилого объекта допустима, но при условии, что собственник дал на это согласие, оформленное в соответствии с законом. Нет необходимости в предоставлении письменного согласия, если предлагаемый в качестве юридического адрес является местом жительства учредителя или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, например, это может быть домашний адрес генерального директора.

Что произойдет, если юридический адрес окажется недостоверным.

Последствиями недостоверности юридического адреса в Москве, Подмосковье и других регионах Российской Федерации могут быть:

1. Полная ликвидация организации, как юридического лица.

Как правило, когда регистрирующий орган получает информацию, что связь с юридическим лицом по указанному в ЕГРЮЛ адресу, осуществляться не может, то генеральному директору и учредителям направляются уведомления с просьбой предоставить достоверную информацию о месте нахождения исполнительного органа предприятия, с указанием сроков, когда это необходимо сделать. По истечению указанных временных рамок, если информация не будет предоставлена, происходит обращение в арбитражный суд с требованием произвести ликвидацию юридического лица.(Информация предоставлена на основании пункта 6 постановления № 61).

Как гласит пункт 1, статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». банки обязаны осуществлять идентификацию лиц, которые находятся у них на обслуживании, а в отношении юридических лиц устанавливать адрес фактического местонахождения. Кроме этого, информация о Клиентах банка должна систематически обновляться.

На основании вышеперечисленного, наличие достоверной информации о местонахождении юридического лица является одним из основных требований заключения договора с Банком. Таким образом, если Клиент изменяет свои координаты и своевременно не предоставляет эти сведения Банку - это является веским основанием для расторжения договора и закрытия счета.

3. Неполучение писем ИФНС.

Для выполнения своих полномочий в отношении налогоплательщиков, налоговые органы должны направлять все необходимые документы по почте на адрес местонахождения представительства юридического лица. Но в соответствии с пунктом 5 статьи 31 НК РФ, внесенными в Закон № 134-ФЗ, все документы, которые направляются на юридический адрес (официальный адрес), считаются полученными на шестой день со дня их отправления заказным письмом. Даже если фактически налогоплательщик не получил уведомления, на шестой день они будут считаться полученными.

4. Штрафы за нарушение постановки на налоговый учет.

Подразделение, которое территориально обособлено от основной организации, и по местонахождению которого были обнаружены оборудованные стационарные места, официально признается обособленным подразделением организации. Даже если обособленное подразделение не отражено в учредительной документации, оно все равно признается таковым, со всеми вытекающими условиями. Следует учитывать, что рабочее место может считаться стационарным, если оно создано на срок более одного календарного месяца. Штрафы за несоблюдение постановки на налоговый учет назначает налоговая служба РФ.

Если юридическое лицо осуществляет свою непосредственную деятельность не на месте, указанном в учредительной документации, то есть не по юридическому адресу, то фактический адрес и является местонахождением ее обособленного подразделения. В соответствии с законом, об этом обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган не позже чем через месяц своей деятельности по новому адресу. Пункт 2 статьи 116 НК РФ регламентирует, что налоговая ответственность за несоблюдение вышеописанных обстоятельств и не соблюдение постановки на учет в налоговый орган, составляет штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате неправомерной деятельности. Эта сумма не должна быть менее 40 тысяч рублей, как гласит письмо Минфина от 3 сентября 2012 года № 03-02-07/1-211. постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2012 года по делу № А40-123199/11-20-500.

Иногда налоговые органы для пресечения нарушений могут воспользоваться разъяснениями Минфина, зафиксированными в письме от 17 апреля 2013 года № 03-02-07/1/12946. в соответствии с которым на организацию за непредставление в указанный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений, налагается штраф в размере 200 рублей за каждый не предоставленный документ. Такая мера может быть назначена только в том случае, если в деятельности организации не было установлено следов финансовых махинаций. Но рассчитывать на такую лояльность налоговых органов не стоит.

Таким образом, чтобы избежать всех неприятностей не только во время процедуры регистрации, но и в последующей деятельности, необходимо заранее побеспокоиться о предоставлении в регистрационную службу достоверного, качественного юридического адреса. На сегодняшний день существует достаточно много магазинов юридических адресов, которые предлагают качественные услуги в данном секторе рынка, поэтому проблем, как правило, с приобретением юридического адреса в Москве или Подмосковье не возникает. Не следует также забывать, что если юридическое лицо фактически не располагается по адресу, который указан в учредительной документации, наиболее оптимальный вариант в таком случае, не регистрация обособленного подразделения, а полная перерегистрация с обязательным указанием точного адреса. Такое решение будет осуществлено полностью в соответствии с действующими законами РФ и в дальнейшем поможет избежать многих проблем с органами государственного контроля.


Активируйте скорее!

Если фактический адрес не совпадает с юридическим

Если фактический адрес не совпадает с юридическим

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому.

В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации. Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсут-ствия последнего, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом 1. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах 2. В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его уставе.

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса 3. В целях формирования единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе № 129-ФЗ отсутствует требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных документах.

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения 4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность 5. установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.

Дисквалификация

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации» налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения 6. иначе также может быть применена административная ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений. Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Иски о ликвидации юридического лица

Также в качестве примера еще одного из возможных последствий можно привести Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции 7. Инспекцией МНС РФ (далее – Инспекция) был предъявлен иск о ликвидации юридического лица на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона № 129-ФЗ 8 в связи с тем, что были допущены грубые нарушения законодательства РФ, в частности ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении.

Фабула дела

Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует, что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ.

В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат.

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ физические лица и юридические лица – организации обязаны становиться на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Ответственность Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения к ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:
  • на срок менее 90 дней – взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
  • на срок более 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе:
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ:
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органевлечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 1 Юридическое лицо фактически находится и зарегистрировано в одном городе, а в другом городе находятся сотрудники этого юридического лица. Но для них в другом городе не создано хотя бы одного стационарного рабочего места, которое прямо или косвенно находилось бы под контролем этой организации. Становиться ли на учет в другом городе этому юридическому лицу? По мнению Минфина РФ, основания для постановки на налоговый учет юридического лица по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют 9.

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения 10.

Выводы

Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.

Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается.

1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211