Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по инкассации и перевозке ценностей росинкас img-1

инструкция по инкассации и перевозке ценностей росинкас

Рейтинг: 5.0/5.0 (1927 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Объединение РОСИНКАС - Услуги - Инкассация, перевозка (доставка) наличных денег и других ценностей

Объединение «РОСИНКАС» выступит генеральным партнером II Международной конференции «Актуальные вопросы развития наличного денежного обращения», которая состоится в Санкт-Петербурге с 18 по 20 октября 2016 года

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Правительство Санкт-Петербурга провели XXV Международный финансовый конгресс (МФК-2016) «Перспективы развития финансового рынка», который состоялся 29 июня - 1 июля 2016 года в Санкт-Петербурге

ЭВЦ ФГУП «Гознак» открыл экспозицию "История денег" - в Петропавловской крепости в здании Аннинского кавальера собраны уникальные предметы из коллекции Спецфонда Гознака и Мюнцкабинета Санкт-Петербургского монетного двора.

Всего новостей: 25

Инкассация, перевозка (доставка) наличных денег и других ценностей

Объединение «РОСИНКАС» - это крупная специализированная организация, действующая во всех субъектах Российской Федерации и предоставляющая следующие виды услуг по инкассации, перевозке (доставке) наличных денег и других ценностей.

Для предприятий,организаций и физических лиц:

  • инкассацию наличных денег и иных ценностей
  • перевозку наличных денег клиента, в том числе заработной платы, из банка по указанному адресу
  • доставку клиенту разменной монеты и банкнот мелкого достоинства по указанному адресу
  • кассовое обслуживание
  • перевозку ценных документов, векселей, платежных и расчетных документов по указанному клиентом адресу
  • перевозки коммерческих грузов и других ценностей, в том числе в присутствии представителей клиентов
  • обслуживание платежных терминалов, автоматических сейфов
  • межрегиональные перевозки ценностей
  • перевозки ценностей под таможенным контролем

Для кредитных учреждений:

  • перевозку ценностей банка из учреждения (в учреждение) Банка России
  • подкрепление операционной кассы банка, вывоз излишек из операционной кассы, подкрепление внутренних структурных подразделений банка
  • перевозку ценностей из одного банка в другой банк
  • кассовое обслуживание
  • обслуживание банкомата и других программно-технических средств
  • получение от имени банка наличных денег с корреспондентского счета банка и последующая их доставка в кассовый узел банка
  • доставку разменной монеты
  • доставку документов, межбанковских расчетных документов, экспедирование расчетных документов и корреспонденции
  • межрегиональные перевозки ценностей
  • перевозки ценностей под таможенным контролем

Многолетний опыт и высокий профессионализм наших сотрудников позволяет квалифицированно и качественно предоставлять комплексную услугу в виде инкассации (перевозки) денежной наличности, пересчета денежной наличности (включая пересчет и формирование кассет банкоматов) и сервисного обслуживания (ремонта) банкоматов и терминалов. При этом Объединение «РОСИНКАС» предоставляет все виды инкассации, перевозки (доставки) денежной наличности не только в рублях, но и в иностранной валюте. Кроме того Объединение «РОСИНКАС» осуществляет перевозку денежной наличности и иных ценностей по всей территории Российской Федерации.

Следуя пожеланиям клиентов, мы предлагаем удобный график инкассации, от разовой (по заказу) до инкассации в круглосуточном режиме.

При заключении договора с Объединением «РОСИНКАС» клиент получает возможность покупки одновременно нескольких услуг по оптимальному тарифу:

  • перевозки ценностей на бронеавтомобиле
  • вооруженной охраны перевозимого груза
  • страхования перевозимых ценностей
  • доставки документов и корреспонденции

Клиент снимает с себя заботы, связанные:

  • с созданием собственной автотранспортной службы
  • с ремонтом и обслуживанием техники
  • с подбором квалифицированных кадров
  • с другими организационными вопросами и проблемами

Объединение «РОСИНКАС» гарантирует своим клиентам:

  • высокое качество обслуживания
  • полную конфиденциальность выполняемых операций
  • сохранность транспортируемых и взятых под охрану ценностей
  • четкое соблюдение графика заездов и своевременную доставку груза
  • исключительную безопасность предоставляемых услуг
  • индивидуальный подход при выборе режимов обслуживания и установлении платы за услуги

Тарифы на услуги инкассации рассчитываются индивидуально для каждого клиента в зависимости от условий оказания услуг: объема перевозимых ценностей, времени проведения операции, места расположения объекта, регулярности (периодичности) доставок, а также других особенностей перевозки (доставки).

Объединение «РОСИНКАС» принимает исчерпывающие меры для обеспечения сохранности перевозимых ценностей, включая подбор персонала, защиту информации, использование специализированного бронированного транспорта, обеспечение вооруженной охраны ценностей и взаимодействия с правоохранительными органами на всех этапах перевозки.

© 2011 Объединение "РОСИНКАС".

Другие статьи

Инструкция по инкассации и перевозке ценностей росинкас

Инструкция по инкассации и перевозке ценностей росинкас

На нашем веб-сайте Вы найдете и можите скачать самые разные инструкции.
Сохранить инструкцию с нашего портала - озночает уменьшить время, денежки и обучиться чему-то новому. На нашем сайте Вы найдете и можите загрузить самые разные практические руководства, схемы, сервисные руководства, руководство по ремонту, описание устройства и принципов работы принтеров, сканеров, факсов и многофункциональных устройств, а так же инструкции по заправке картриджей к ним. Так же в нашем архиве представлены схемы для ремонта повседневный электроники - телевизоров, DVD-плееров, видео, мелодических центров и прочего. Для владельцев и приверженцев компьютеров тут есть схемы и сервисные описания для ремонта, настройки и использованию как десктопных ПК, так и нетбуков. Особый отдел посвящен устройствам сотовой связи - характеристики и схемы практически к любым современным сотовым мобильным телефонам Nokia, Sony, Pantech, Philips, Alkatel, Siemens и других популярных марок.

Farm-village.ru © 2016

Должностная инструкция инкассатора

Должностная инструкция инкассатора

Скачать должностную инструкцию
инкассатора (.doc, 86КБ)

I. Общие положения
  1. Инкассатор относится к категории технических исполнителей.
  2. На должность инкассатора назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.
  3. Инкассатор должен знать:
    1. 3.1. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 25 марта 1997 года № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
    2. 3.2. Нормативные правовые акты, положения инструкции, другие руководящие материалы и документы, определяющие сроки и порядок приема, транспортировки и сдачи денежных средств.
    3. 3.3. Правила обеспечения сохранности при доставке денежных средств.
    4. 3.4. Правила ношения и использования оружия и боеприпасов при исполнении своих обязанностей по обеспечению сохранности денежных средств.
    5. 3.5. Законодательство о труде.
    6. 3.6. Правила внутреннего трудового распорядка.
    7. 3.7. Правила и нормы охраны труда.
  4. Инкассатор подчиняется непосредственно руководителю подразделения инкассации.
II. Должностные обязанности
  1. Получает в соответствии с установленным порядком в кассе организации денежные средства и ценные бумаги в строгом соответствии с правилами.
  2. При приеме сумок с денежными средствами и ценными бумагами проверяет целость упаковки, четкость оттисков пломбиров, соответствие суммы, указанной на ярлыке, сумме указанной в расходном ордере и в описи ценностей.
  3. Доставляет денежные средства и ценные бумаги в учреждения банка по месту нахождения расчетного или текущего счета с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.
  4. Сдает денежные средства и ценные бумаги в учреждения банка.
  5. Лично участвует в проведении необходимых инкассационных процедур и подписывает все необходимые документы.
  6. Принимает все меры для обеспечения сохранности вверенных ему денежных средств и ценных бумаг и предотвращению ущерба.
  7. Нигде, никогда и ни в какой мере не разглашает известные ему сведения об операциях по хранению ценностей, их отправке, перевозке, охране, сигнализации, а также служебных поручениях по кассе.
III. Права

Инкассатор имеет право:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.
  2. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
  1. Инкассатор несет ответственность:
    1. 1.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
    2. 1.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
    3. 1.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  2. Инкассатор несет полную материальную ответственность за сохранность вверенных ему ценностей в соответствии с действующим законодательством.

Новое в российском законодательстве \ Выпуск за 28 сентября 2015 года \ Обзоры законодательства \ Консультант Плюс

28 сентября 2015 года БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Предлагаются стандартные требования к условиям, методам и технологиям, применяемым при предоставлении услуг в сфере инкассации и кассового обслуживания

Согласно проекту организации, осуществляющие инкассацию и перевозку ценностей, должны соответствовать определенным требованиям, в числе которых:

- операции по инкассации проводятся на основании банковской лицензии, выдаваемой Банком России;

- операции осуществляются на спецавтомобилях;

- операции инкассации и перевозки осуществляются вооруженной бригадой в специализированной форме сотрудников инкассации и перевозки ценностей, которые имеют соответствующий уровень профессиональной подготовки;

- инкассация и перевозка ценностей должны быть максимально защищены, например, через применение спецконтейнеров, оснащенных устройствами по приведению банкнот в неплатежеспособное состояние при несанкционированном проникновении;

- для понижения рисков Службы инкассации при инкассации и перевозке ценностей может применяться страхование инкассируемых и перевозимых ценностей.

основные процессы инкассации и перевозки ценностей;

вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов;

процессы менеджмента (управления), направленные на оценку рисков, планирование, исполнение, контроль и улучшения;

система документооборота организаций, предоставляющих услуги инкассации и перевозки ценностей;

обязанности клиентов и сотрудников организации, осуществляющей инкассацию и перевозку ценностей;

порядок действий в чрезвычайных и нештатных ситуациях;

вопросы взаимодействия с представителями других служб и государственными органами.

Стандарт рекомендован для применения путем включения ссылок на него и (или) прямого использования устанавливаемых в нем положений во внутренних документах служб инкассации, а также в договорах.

Проектом предусматривается, что Стандарт применяется на добровольной основе, если только в отношении отдельных положений обязательность их применения не установлена законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России.

Центробанк разработал стандарты для инкассаторов

Центробанк разработал стандарты для инкассаторов Регулятор и участники рынка определили критерии оценки для сотрудников, перевозящих и охраняющих большие суммы

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов

Центробанк, Ассоциация российских банков и «Росинкас» разработали проект стандарта для инкассаторов. До сих пор регламентирующего документа для сотрудников осуществляющих перевозку средств и ценностей не было. В документе «Инкассация и перевозка ценностей» (СТО 1.0-2015) не только закрепляются уже сложившиеся на рынке правила работы инкассаторов, но и особо выделяется запрет инкассаторам превышать пределы необходимой обороны.

В подготовленном стандарте зафиксировано, что будущие перевозчики наличности должны быть совершеннолетними (от 18 лет), психологически устойчивыми, уравновешенными и адекватными в принятии решений при выполнении своих функциональных обязанностей, не иметь алкогольной/наркотической зависимости.

Инкассаторы могут, как и ранее, применять оружие для защиты денежных средств и ценностей от преступных посягательств; для отражения нападения, когда жизнь и здоровье работников инкассации подвергаются непосредственной опасности; для задержания преступников, совершивших нападение на работников инкассации или охраняемые ими ценности и объекты; для отражения нападения с целью завладения оружием.

По стандарту ЦБ, инкассаторы должны проявлять максимальную осторожность при перевозке наличности: на бронированных спецавтомобилях, вооруженной бригадой с уровнем профподготовки, подтвержденном МВД. Купюры должны перевозиться в специальных боксах.

Для получения права носить оружие инкассаторы сдают экзамен из двух частей. Первая — теоретическая: нужно ответить на вопросы (тактико-технические характеристики оружия, правила ношения и применения оружия и спецсредств — наручники, дубинки, слезоточивый газ), а также проверка знания определенных статей Уголовного кодекса (например, о необходимой самообороне: ст. 37, 38, 39 и др.). Вторая часть — стрельба.

Особо выделен в стандарте запрет инкассаторам превышать пределы необходимой обороны.

Источник, близкий к ЦБ, отмечает, что под превышением пределов необходимой обороны понимать применение оружия, которое может повлечь телесные повреждения человека или явиться причиной его смерти, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций и пр. Как пояснил источник, всё это — уголовно наказуемые деяния (ст. 105; 111; 112; 115 УК РФ, максимальное наказание по ним — пожизненное лишение свободы, минимальное — штраф до 40 тыс. рублей плюс исправительные работы на срок до четырех месяцев).

Как показывает практика, инкассаторы не только становятся жертвами грабителей, но и сами могут нанести вред здоровью людей. В Тюмени 23 апреля 2015 года инкассатор компании «Росинкас» избил паралимпийского чемпиона Николая Полухина, инвалида по зрению. Знаменитому биатлонисту нанесли травму головы и разбили очки. В компании «Росинкас» тогда официально заявили, что сотрудники службы перевозки наличности действовали в рамках своих должностных инструкций и полномочий не превышали. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что нарушитель написал заявление об увольнении по собственному желанию, а по факту прошло уже несколько проверок. Вопрос о возбуждении уголовного дела может быть поставлен по их итогам.

Официальные представители ЦБ отметили, что пояснения по стандарту СТО 1.0-2015 дает «Росинкас».

— Разработка стандарта — это стремление сделать рынок перевозки наличности более цивилизованным, — заявил «Известиям» президент «Росинкаса» Олег Крылов. — С него должны уйти компании — ЧОПы, которые занимаются перевозкой наличности/ценностей без лицензии. Соблюдение стандарта банками будет говорить о том, что их инкассаторы работают законно, по правилам и имеют должный уровень подготовки.

Начальник управления физической безопасности Бинбанка Сергей Сорокин считает, что любой участок работы, в том числе и в банковской сфере (проведении инкассации), должен быть строго регламентирован, поэтому разработка стандартов для инкассаторов от ЦБ — позитивная новация. Эксперт уверяет: факты превышения пределов необходимой обороны со стороны инкассаторов на рынке единичны.

— Случай с Полухиным стал прецедентом, — говорит Сорокин. — Инкассаторы действовали неправильно. И аптеку при инкассации можно было бы закрыть на «технический перерыв»: не пострадал бы ни человек, ни инкассируемые средства. Поэтому цель разработки стандарта для инкассаторов — это совершенствование самой работы перевозки наличности, а также избежание определенных рисков. Стандарт будет применяться особенно тщательно в тех банках, которые имеют штатную службу инкассации. Документ носит превентивный характер, позволяющий банкам оценивать своих сотрудников по перевозке ценностей на профпригодность.

Впрочем, и сами инкассаторы в кризис несут повышенные риски.

— По приблизительным оценкам, число нападений на инкассаторов выросло в 2–2,5 раза в кризисный период, — отмечает партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — В 2013 году таких преступлений было 148, а в 2014 году уже 345 (согласно данным инкассаторской компании «Росинкас», принадлежащей ЦБ РФ). Только в Москве за восемь месяцев 2015 года ущерб от нападений на инкассаторов составил более 150 млн рублей (согласно данным Московского уголовного розыска МВД РФ). В 2015 году было много громких дел с нападением на инкассаторов, например в Нижнем Новгороде, Уфе, Санкт-Петербурге. Едва ли не каждое нападение на инкассаторов заканчивалось трагически.

Профессор академии управления МВД РФ Иван Соловьев считает, что инкассатор в любой ситуации должен действовать так, чтобы характер его действий по отражению нападения соответствовал бы степени и характеру самого нападения.

— При этом нападение должно быть реальным, а не существовать в воображении инкассатора, быть им домысленным, — говорит Соловьев. — Кроме того, инкассатор в любом случае должен быть лицом защищающимся, а защита в данном случае — это активное действие, направленное на причинение вреда посягающему. При этом главная цель обороняющегося — защитить охраняемые интересы, а не причинить вред.

Как отмечает вице-президент СМП-банка Ирина Данилина, банки сами будут заинтересованы в использовании положений Стандарта, так как они достаточно детально прописывают «правила игры» для кредитных организаций и их клиентов.

— Вместе с тем, Банк России в ходе проведения комплексных или тематических проверок может осуществлять, в том числе, проверку оказания кредитной организацией услуг по инкассации и перевозке ценностей, — предполагает Данилина.

Постановление от 27 сентября 2013 г

Постановление от 27 сентября 2013 г. по делу № А33-18110/2012

Суть спора: 31. об оспаривании ненорм. прав. актов, реш-ий и действий (бездейств.) гос. органов, органов мест. самоупр. иных органов, организаций, наделенных федер. законом отдельными гос. или иными публичными полномочиями, должностных лиц

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


27 сентября 2013 года


Резолютивная часть постановления объявлена «19» сентября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «27» сентября 2013 года.


Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Морозовой Н.А.

судей: Борисова Г.Н. Колесниковой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,

от заявителя (Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России)): Гнатюка П.Р. представителя по доверенности от 19.10.2010, Уракова А.В. представителя по доверенности от 13.01.2011,

от ответчика (Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю): Тюльменкова Е.В. представителя по доверенности от 14.12.2012 № 9/14-66,

от третьего лица (Центрального банка Российской Федерации): Казаковой Л.А. представителя по доверенности от 17.12.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «28» мая 2013 года по делу № А33-18110/2012, принятое судьей Болуж Е.В.

Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (ИНН 7703030058, ОГРН 1027739529641) (далее - объединение «РОСИНКАС») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466050868, ОГРН 1022402662204) (далее - ГУ МВД России по Красноярскому краю) о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания об устранении выявленных нарушений от 26.10.2012.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 17 января 2013 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечен Центральный банк Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2013 года требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 3, 4 предписания ГУ МВД России по Красноярскому краю об устранении выявленных нарушений от 26.10.2012.

Суд обязал ГУ МВД России по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов объединения «РОСИНКАС».

С ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу объединения «РОСИНКАС» взыскано 4000 рублей государственной пошлины.

Не согласившись с решением арбитражного суда, ГУ МВД России по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ГУ МВД России по Красноярскому краю указывает следующее:

- вывод суда первой инстанции о правомерности использования дежурными инкассаторами-охранниками боевого оружия при охране мест хранения ценностей Красноярского участка инкассации является необоснованным, поскольку места временного хранения ценностей на участках инкассации не подлежат охране силами работников инкассации, так как на участках инкассации отсутствуют хранилища ценностей кредитных организаций. Такой вид деятельности как охрана мест временного хранения ценностей на участках инкассации не предусмотрен уставом объединения «РОСИНКАС»;

- объединение «РОСИНКАС» фактически осуществляло такой вид деятельности как постовая охрана, однако посты охраны не располагаются на участках инкассации;

- ссылка на Инструкцию по инкассации и перевозке ценностей, утвержденную 14.04.2011 генеральным директором Российского объединения инкассации Виноградовым А.В. (далее – Инструкция от 14.04.2011), не обоснованы, так как указанная инструкция не регламентирует охрану мест временного хранения ценностей на участках инкассации, кроме того инструкция не отражает фактические обязанности дежурных инкассаторов-охранников Красноярского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) (далее - Красноярское краевое управление инкассации);

- охранная деятельность организуется в целях оказания хозяйствующим субъектам на договорной основе услуг по охране мест хранения ценностей и охране ценностей при транспортировании. В судебном заседании установлено, что Красноярское краевое управление инкассации не осуществляло охрану ценностей при транспортировании, не заключало договоров на предоставление такого вида услуг;

- пункт 7.2 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации утвержденного Банком России от 24.04.2008 № 318-П (далее – Положение от 24.04.2008 № 318-П), предусматривающий обеспечение инкассаторских работников служебным оружием, относится только к инкассаторам объединения «РОСИНКАС» а не к кредитным организациям, противоположный вывод суда первой инстанции в данной части является неверным;

- действующее законодательство не предусматривает возложения на объединение «РОСИНКАС» обязанностей по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также по транспортированию денежных средств и ценностей, следовательно, использование боевого оружия для этих целей является недопустимым;

- вывод суд о неисполнимости предписания является необоснованным.

Объединение «РОСИНКАС» в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Центральный банк Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу также не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В том числе указывает, что объединение «РОСИНКАС» при осуществлении деятельности должно руководствоваться Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а не Положением от 24.04.2008 № 318-П.

В соответствии со статьей Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 19. Судебное разбирательство > Статья 163. Перерыв в судебном заседании' target='_blank'>163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.09.2013 объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 19 сентября 2013 года. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей лиц участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

На основании приказа ГУ МВД России по Красноярскому краю от 13.09.2012 № 332 «Об инспектировании Красноярского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС)» в период с 01.10.2012 по 26.10.2012 должностными лицами проведена плановая выездная проверка Красноярского краевого управления инкассации.

По результатам проверки составлен акт от 26.10.2012 № 3 в котором зафиксированы, в том числе следующие нарушения:

- в нарушение статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», в части запрета на использование боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, инкассаторы-охранники при выполнении обязанностей (осуществление пропускного и внутриобъектового режимов), предусмотренных инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, утвержденной 31.12.2010, не осуществляя функций охраны мест хранения денежных средств и ценностей, вооружаются боевым ручным стрелковым оружием (пистолетом «Макарова»);

- в нарушение статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», в части запрета на использование боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, раздела 7 Положения от 24.04.2008 № 318-П, письма Центрального банка Российской Федерации от 23.03.2009 № 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег», при перевозке и инкассации наличных денег и иных ценностей работники Красноярского краевого управления инкассации вооружаются боевым оружием.

Предписанием от 26.10.2012 об устранении выявленных нарушений ГУ МВД России по Красноярскому краю обязало Красноярское краевое управление инкассации - в срок до 23.11.2012 устранить, в том числе следующие нарушения (осуществить действия):

- инкассаторов-охранников при выполнении обязанностей (осуществление пропускного и внутриобъектового режимов), предусмотренных инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, утвержденной 31.12.2010 начальником Красноярского краевого управления инкассации, вооружить в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (пункт 3 предписания);

- при перевозке и инкассации наличных денег и иных ценностей обеспечить вооружение работников Красноярского краевого управления инкассации в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», раздела 7 Положения «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 24.04.2008 № 318-П, письма Центрального банка Российской Федерации от 23.039.2009 № 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег» (пункт 4 предписания).

Считая, что указанное предписание в части пунктов 3, 4 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, объединение РОСИНКАС обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц' target='_blank'>200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 № 288, суд первой инстанцией сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое предписание вынесено ГУ МВД России по Красноярскому краю в пределах предоставленных ему полномочий.

Данный вывод сторонами не оспаривается.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

В силу статьи 2 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

3) боевое ручное стрелковое и холодное.

Согласно положениям абзаца 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.

Использование юридическими лицами с особыми уставными задачами отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, запрещается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием» утверждены:

- Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами;

- Перечень отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, получаемых в органах внутренних дел во временное пользование Центральным банком Российской Федерации (в том числе российским объединением инкассации), Сберегательным банком Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятием «Главный центр специальной связи», находящимся в ведении Федерального агентства связи, и их территориальными подразделениями

- Нормы обеспечения отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему Центрального банка Российской Федерации (в том числе российского объединения инкассации), Сберегательного банка Российской Федерации, федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи», находящегося в ведении Федерального агентства связи, и их территориальных подразделений.

Согласно статье 83 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Из приведенных норм права, рассматриваемых во взаимосвязи, следует, что право использование работниками объединения РОСИНКАС отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных случаях, кроме как для осуществления деятельности Банка России, федеральным законом не предусмотрено, то есть прямо запрещено.

Как следует из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемого в рамках настоящего дела предписания послужил вывод ГУ МВД России по Красноярскому краю об использовании Красноярским краевым управлением инкассации боевого стрелкового оружия не для целей, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а именно:

- при выполнении инкассаторами-охранниками обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации по осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов (пункт 3 предписания);

- при перевозке и инкассации работниками Красноярского краевого управления инкассации наличных денег и иных ценностей (пункт 4 предписания).

Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным пункта 3 предписания, суд первой инстанции посчитал, что оружие используется для охраны мест хранения ценностей Красноярского участка инкассации, что соответствует действующему нормативно правовому регулированию.

ГУ МВД России по Красноярскому краю не согласно с решением суда первой инстанции, полагает пункт 3 предписания законным.

Оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в здании по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, расположены Красноярское краевое управление инкассации и Красноярский участок инкассации.

В целях установления порядка организации и осуществления инкассации, внутрирегиональных перевозок ценностей в интересах коммерческих организаций и хранения ценностей структурными подразделениями объединения РОСИНКАС генеральным директором объединения РОСИНКАС 14.04.2011 утверждена Инструкция по инкассации и перевозке ценностей.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Инструкции от 14.04.2011 (т.3 л.д. 16-23) временное хранение ценностей производится в комнате временного хранения ценностей (месте временного хранения ценностей) участка инкассации в течение срока, определенного документами РОСИНКАС, под ответственностью должностных лиц участка. Временное хранение ценностей осуществляется только в производственных подразделениях управления инкассации (участка инкассации).

Из пояснений объединения РОСИНКАС следует, что участок инкассации является структурным подразделением Красноярского краевого управления инкассации. При этом в функции дежурного инкассатора-охранника (на неправомерность использования боевого оружия которым указывает ГУ МВД России по Красноярскому краю) входит именно охрана мест хранения ценностей, находящихся в Красноярском участке инкассации. Фактически дежурный инкассатор-охранник с использованием боевого оружия обеспечивает безопасность при выгрузке инкассаторских сумок с денежными средствами из инкассаторских транспортных средств и их перенесение в помещения Красноярского участка инкассации.

Кроме того, дежурный инкассатор-охранник осуществляет охрану места временного хранения ценностей, расположенного внутри Красноярского участка инкассации, при этом в должностные функции иных инкассаторов данные функции по охране места временного хранения ценностей не входят. Дежурный инкассатор-охранник осуществляет охрану посредством использования видеоконтрольной аппаратуры, расположенной перед входом в помещения Красноярского участка инкассации и внутри участка инкассации перед входом в помещения временного хранения ценностей, а также ведет постоянное наблюдение за прилегающей территорией к зданию, на которой происходит выгрузка ценностей из инкассаторских транспортных средств.

ГУ МВД России по Красноярскому краю не опровергло указанные доводы.

В должностной инструкции дежурного инкассатора-охранника, утвержденной начальником Красноярского краевого управления Гнатюком П.Р. 31.12.2010, предусмотрено, что на инкассатора-охранника возлагаются задачи по осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов в Красноярском краевом управлении инкассации и охрану находящихся в нем ценностей.

Из технического паспорта на здание по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3 (т.3. л.д. 89-97) следует и подтверждено лицами, участвующими в деле, что в здании имеется один вход, через который осуществляется допуск лиц, как в помещения, занимаемые Красноярским краевым управлением инкассации, так и в помещения Красноярского участка инкассации.

Согласно плана и экспликации этажа помещения, утвержденного начальником Красноярского краевого управления Гнатюком П.Р. 28.12.2012 (т.3 л.д. 88), здание имеет один центральный вход, напротив которого располагается помещение охраны, далее по коридору находится вход в помещения Красноярского участка инкассации, в том числе хранилище ценностей.

В материалы дела представлено Положение о Красноярском участке инкассации Красноярского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС), утвержденное 23.07.2009, согласно которому Красноярский участок инкассации является структурным подразделением в составе Красноярского краевого управления инкассации. Местонахождение участка совпадает с адресом Красноярского краевого управления инкассации.

Из представленного штатного расписания Красноярского краевого управления инкассации по состоянию на 01.10.2012, следует, что в составе подразделения «Красноярский участок инкассации» имеется 4 должностные единицы инкассаторов-охранников. В иных подразделениях самого Красноярского краевого управления инкассации должностные единицы инкассаторов-охранников отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что дежурные инкассаторы-охранники с использованием боевого оружия осуществляют охрану места хранения ценностей Красноярского участка инкассации.

ГУ МВД России по Красноярскому краю указывает, что места временного хранения ценностей на участках инкассации не подлежат охране силами работников инкассации, так как на участках инкассации отсутствуют хранилища ценностей кредитных организаций. Такой вид деятельности как охрана мест временного хранения ценностей на участках инкассации не предусмотрен уставом объединения «РОСИНКАС». Отмечает, что объединение «РОСИНКАС» фактически осуществляло такой вид деятельности как постовая охрана (Наставление по организации охранной деятельности на стационарных постах Российского объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) утвержденное приказом объединения «РОСИНКАС» от 03.09.2012 № 162), однако посты охраны не располагаются на участках инкассации. Считает ссылки на Инструкцию от 14.04.2011 не обоснованными, так как указанная инструкция не регламентирует охрану мест временного хранения ценностей на участках инкассации, и не отражает фактические обязанности дежурных инкассаторов-охранников Красноярского краевого управления инкассации.

Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы.

Как уже отмечалось, из материалов дела следует, что в спорном случае с использованием боевого оружия инкассаторами-охранниками осуществлялась именно охрана места хранения ценностей Красноярского участка инкассации, что, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует требованиям абзаца 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (охрана мест хранения денежных средств и ценностей юридическим лицом с особыми уставными задачами).

Из положений пункта 2.2.2 Устава Российского объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации (Банка России) 18.09.2003 следует, что объединение «РОСИНКАС» в том числе осуществляет: инкассацию денежной наличности и других ценностей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; хранение ценностей под ответственностью. При этом Инструкция от 14.04.2011 допускает временное хранение ценностей на участке инкассации в производственных подразделениях управления инкассации под ответственностью должностных лиц участка.

Из наставления по организации охранной деятельности на стационарных постах Российского объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного приказом объединения «РОСИНКАС» от 03.09.2012 № 162, на которое ссылается ГУ МВД России по Красноярскому краю, не следует, что стационарные посты охраны не могут располагаться на участках инкассации.

Таким образом, ГУ МВД России по Красноярскому краю не доказало несоответствие действий объединения «РОСИНКАС» указанным документам.

При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, приведенные в апелляционной жалобе ссылки ГУ МВД России по Красноярскому краю, не опровергают доводы объединения «РОСИНКАС» и не свидетельствуют о законности пункта 3 предписания от 26.10.2012.

При проведении проверки ГУ МВД России по Красноярскому пришло к выводу о неправомерности использования Красноярским краевым управлением инкассации боевого стрелкового оружия при перевозке и инкассации работниками Красноярского краевого управления инкассации наличных денег и иных ценностей (пункт 4 предписания от 26.10.2012).

В обоснование своей позиции ГУ МВД России по Красноярскому краю, в том числе в апелляционной жалобе, ссылается на положения статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», которыми установлено, что использование юридическими лицами с особыми уставными задачами отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, запрещается. На пункт 7.2 Положения от 24.04.2008 № 318-П, письмо Центрального банка Российской Федерации от 23.039.2009 № 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег».

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы ГУ МВД России по Красноярскому краю в связи со следующим.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по установлению правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.

На основании указанной нормы Банком России утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (Положение от 24.04.2008 № 318-П).

Пунктом 7.2 Положения от 24.04.2008 № 318-П предусмотрено, что для перевозки наличных денег, инкассации наличных денег кредитные организации, внутренние структурные подразделения кредитной организации (ВСП) применяют технически исправный автотранспорт, оборудованный броневой защитой в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации, а также средствами радиосвязи, переговорными устройствами и другими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности инкассаторских, кассовых работников, водителей автотранспорта и обеспечения сохранности перевозимых ценностей.

Инкассаторские работники в целях самообороны и для обеспечения сохранности наличных денег снабжаются служебным оружием в соответствии с Федеральным законом «Об оружии».

Вместе с тем статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на Банк России возлагается функция по установлению правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег именно для кредитных организаций. В Положении от 24.04.2008 № 318-П также закреплено, что настоящее Положение устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

Таким образом, Положение от 24.04.2008 № 318-П не определяет правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег объединения «РОСИНКАС», входящего в систему Банка России и не являющегося кредитной организацией, следовательно, неприменимо к спорным отношениям.

Ссылка ГУ МВД России по Красноярскому краю на письмо Центрального банка Российской Федерации от 23.03.2009 № 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег» судом также не принимается. Указанное письмо носит информационный характер и ссылается на Положение от 24.04.2008 № 318-П, которое к настоящим правоотношением неприменимо.

Как уже отмечалось в силу абзаца 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» объединение «РОСИНКАС», как лицо с особыми уставными задачами имеет право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе при транспортировании денежных средств и ценностей.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что применению подлежат положения статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» прямо предусматривающие право объединения «РОСИНКАС» при транспортировании денежных средств и ценностей вооружать сотрудников боевым оружием.

В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю указывает, что охранная деятельность организуется в целях оказания хозяйствующим субъектам на договорной основе услуг по охране мест хранения ценностей и охране ценностей при транспортировании, при этом Красноярское краевое управление инкассации не осуществляло охрану ценностей при транспортировании, не заключало договоров на предоставление такого вида услуг.

Суд апелляционной инстанции считает, что при перевозке и инкассации работниками Красноярского краевого управления инкассации наличных денег и иных ценностей происходит их транспортирование, следовательно, при осуществлении указанных операций объединение «РОСИНКАС» имеет право использовать боевое оружие.

Учитывая изложенные выводы, суд апелляционной инстанции также не принимает доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает возложения на объединение «РОСИНКАС» обязанностей по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также по транспортированию денежных средств и ценностей, и недопустимости в связи с этим использование боевого оружия для указанных целей.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительными пунктов 3, 4 предписания от 26.10.2012, суд первой инстанции также указал на неисполнимость предписания.

ГУ МВД России по Красноярскому краю не согласно с указанным выводом, указывает на его необоснованность.

Из пунктов 3,4 предписания от 26.10.2012 буквально следует, что объединение «РОСИНКАС» в срок до 23.11.2012 должно совершить следующие действия:

- инкассаторов-охранников при выполнении обязанностей (осуществление пропускного и внутриобъектового режимов), предусмотренных инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, утвержденной 31.12.2010 начальником Красноярского краевого управления инкассации, вооружить в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»;

- при перевозке и инкассации наличных денег и иных ценностей обеспечить вооружение работников Красноярского краевого управления инкассации в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», раздела 7 Положения «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 24.04.2008 № 318-П, письма Центрального банка Российской Федерации от 23.039.2009 № 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег».

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что указание в оспариваемом предписании на необходимость вооружения сотрудников в соответствии с требованиями указанных выше актов (которые содержат большое количество норм и частично не относятся к объединению «РОСИНКАС») не позволяет однозначно определить, каким образом надлежит устранить нарушение.

Поскольку неисполнение предписания может влечь привлечение к административной ответственности то критерии оценки исполнения должны быть четко определены и вытекать из текста самого предписания. Неопределенность содержания предписания порождает ситуацию правовой неопределенности между органом и лицом, которому предписание адресовано, что, в свою очередь, не соответствует принципу законности в действиях государственных органов.

Следовательно, оспариваемые пункты предписания неисполнимы ввиду неуказания конкретных мероприятий, которые должно выполнить объединение «РОСИНКАС».

Таким образом, основания для признания недействительным пунктов 3, 4 предписания от 26.10.2012 имеются.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи Раздел VIII. Федеральные налоги > Глава 25.3. Государственная пошлина > Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды' target='_blank'>333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ МВД России по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.

решение Арбитражного суда Красноярского края от «28» мая 2013 года по делу № А33-18110/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.


Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.