Руководства, Инструкции, Бланки

рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра образец img-1

рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1911 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рецензия на дипломную работу: примеры и образцы 2015-2016 г

Рецензия на дипломную работу: примеры и образцы 2015-2016 г.

Образцовая структура внешней рецензии включает от 6 до 9 пунктов:
  • Актуальность темы пишется сразу после "шапки", наименования ВУЗа, ФИО студента и руководителя. Этот пункт рецензионного материала наиболее простой и берется из введения диплома. В 99% случаев можно встретить описание актуальности именно здесь. Но, если вы не нашли похожих слов, тогда придумайте как обосновать важность темы. По объему рекомендуется не превышать одного-двух предложений.

  • Существенные выводы и рекомендации. Эти пункты могут содержаться в каждой из глав, но наиболее ответственные студенты размещают все итоги в заключении к дипломной работе. Так что их стоит поискать там.
  • Новизна полученных результатов. Можно попробовать изложить своими словами, но если затрудняетесь написать что-то толковое, тогда воспользуйтесь заготовками из образцов (они представлены для бесплатного скачивания).

  • Наличие самостоятельных разработок. Здесь стоит указать как много времени студент посвятил изучению вопросов по теме, не будет лишним упомянуть то, что внедряемый проект (предложение) не использовалось ранее фирмой (организацией). Следовательно новизна разработок высока, а проект обладает инновационным потенциалом.
  • Практическая ценность самостоятельных разработок. Укажите, что практическая значимость ВКР высока не только с точки зрения конкретной компании, но и для отрасли в целом. Это подтверждают теоретические выкладки, сделанные в дипломной работе, а также примеры и выводы.

  • Соответствие содержания работы ее теме. Используйте стандартную конструкцию, типа "стоит отметить, что выпускная квалификационная работа полностью соответствует. Можно описать количество глав, страниц, рисунков, таблиц (иллюстрационного материала)".
  • Наличие недостатков. Конечно же вам не захочется указывать существующие недостатки, да и что написать, если работа кажется безупречной? Рекомендуется использовать конструкцию: "в качестве недостатков можно выделить (указываете что-то несущественное), однако это не может считаться недостатком, а только указывает на глубину выбранной темы".
  • Общий вывод и оценка в баллах. Всегда хочется поставить себе "отлично" и вы можете не останавливать себя. Но, если общий уровень диплома низкий, тогда стоит ограничить себя оценкой "хорошо/ удовлетворительно". Здесь же указывается, что бакалавр достоин присвоения звания по изучаемой специальности.

Последний совет. Не стоит забывать, что рецензия должна быть написана от лица руководителя практики и заверена печатью организации. Поэтому при самостоятельном написании отзыва пишите его от первого лица (но не от себя, как студента). Независимо от того в какой сфере вы проходили учебную стажировку: туризм, маркетинг, экономика, менеджмент, таможня, - структура рецензии не изменяется, и вы можете использовать наши образцы:

Похожие материалы:

Видео

Другие статьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Название работы: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Предметная область: Архивоведение и делопроизводство

Описание: Описаны требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации степени бакалавр в форме выпускной квалификационной работы бакалавра; для квалификации дипломированный специалист в форме дипломной работы проекта; Основные цели выпускной квалификационной работы: 1 систематизация закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной.

Дата добавления: 2013-09-30

Размер файла: 365.5 KB

Работу скачали: 8 чел.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ / Сост. А.А. Литвинова, А.А. Карпова, Н.В. Иванова; - Волгоград: ИТК ВГСХА «Нива», 2008. – 52 С.

Рассмотрены и одобрены членами методического совета экономического факультета, в составе д.э.н. Балашовой Н.Н. д.с.-х.н. Муртазаевой Р.Н. д.э.н. Шепитько Р.С. д.э.н. Козенко З.Н. д.т.н. Рогачева А.Ф. к.э.н. Поповой Л.В. к.э.н. Кашинской Е.Н. (Протокол заседания № 8 от «14» апреля 2008 г.)

Рекомендованы общие методические принципы подготовки выпускных квалификационных работ для квалификации (степень) бакалавр менеджмента (направление 521500 «Менеджмент»), бакалавр экономики (направление 521600 «Экономика»), квалификации экономист-менеджер по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК», квалификации экономист по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Описаны требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы. Методические рекомендации предназначены студентам, преподавателям, организаторам учебного процесса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является одним из видов итоговой аттестации студентов, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.

В условиях реализуемой в ВГСХА многоуровневой структуры высшего профессионального образования требования к выполнению и защите ВКР дифференцированы по образовательным уровням (ступеням) и программам подготовки.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования:

- для квалификации (степени) бакалавр - в форме выпускной квалификационной работы бакалавра;

- для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы (проекта);

Основные цели выпускной квалификационной работы:

1) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности;

2) развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов в выпускной квалификационной работе;

3) определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач менеджмента.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения выпускной квалификационной работы должен решить следующие задачи:

  1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
  2. Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
  3. Собрать необходимый статистический материал для проведния конкретного анализа.
  4. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
  5. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки информации.
  6. Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия.
  7. Оформить ВКР в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого производства, научной специализацией кафедры и ее преподавателей.

При выборе темы выпускной квалификационной работы следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью для конкретного предприятия.

Студенту, занимающемуся в научном студенческом кружке, целесообразно подготовить выпускную квалификационную работу по теме, над которой он работал несколько лет. Выпускная квалификационная работа является продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах и в период производственных практик, нашедших отражение в отчетах по практикам. Студент может руководствоваться примерным перечнем тем выпускной квалификационной работы, имеющимся на выпускающей кафедре, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем. Студент, желающий выполнить ВКР на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументированно обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

Выбор темы ВКР и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики у студентов дневной формы обучения или за месяц до окончания зимней сессии у студентов заочной формы обучения. После выбора темы необходимо написать заявление (Приложения 1а, 1б) и получить на кафедре задание. Следует иметь в виду, что формулировка темы выпускной квалификационной работы (с указанием научного руководителя), утвержденная приказом ректора, изменению не подлежит.

Руководитель выпускной квалификационной работы выдает задание на выполнение ВКР (Приложение 2а, 2б), оказывает студенту-выпускнику помощь в разработке календарного графика работы на весь преиод подготовки ВКР, рекомендует необходимую литературу, справочные и архивные материалы и другие источники по теме, проводит систематические консультации, проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Выпускная квалификационная работа должна иметь логическую научную структуру, которая позволяет в систематезированной форме изложить материалы проведенного исследовния, его результаты и практические рекомендации.

Структурными элементами ВКР являются:

  • Титульный лист
  • Задание
  • Содержание (Оглавление)
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение (Выводы и предложения)
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы (Приложение 3а, 3б, 3в, 3г) и заполняется по определенным правилам:

  • в верхнем поле указывается полное наименование вышестоящей организации, учебного заведения и выпускающей кафедры;
    • отметка о допуске к защите и подпись заведующего кафедрой;
    • тема выпускной квалификационной работы;
    • фамилия, имя, отчество, подпись студента (в именительном падеже);
    • фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, подпись научного руководителя;
    • фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, подпись рецензента;
    • в нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

Задание по выполнению выпускных квалификационных работ оформляется по форме установленного образца (Приложение 2а, 2б) и подписывается студентом, научным руководителем и заведующим выпускающей кафедры.

Содержание (или оглавление) выпускных квалификационных работ включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в работе с указанием соответствующих страниц. Обязательное требование - дословное повторение в заголовках содержания (или оглавления) названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.

Введение - это вступительная часть выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируетея существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи работы, определяются объект и предмет исследования, дается характеристика исходной экономико-статистической базы, определяется степенъ разработанности проблемы, перечисляются методы исследования. Объем введения 2-3 стр. машинописного текста.

Основная часть выпускной квалификационной работы должна соотноситься с поставленными задачами. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Возможно деление глав на параграфы. Предварительная структура основной части работы (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые могут не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы и увеличить ее объем. Содержанием основной части исследования является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического фактического материала.

Структура основной части выпускных квалификационных работ соответствует определенным ступеням и направлениям высшего профессионального образования (бакалавр – приложение 4а, специалист – приложение 4б).

Теоретические основы изучения проблемы целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

В разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа. В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Оценка (анализ) фактического состояния изучаемой проблемы на предприятии. В первом параграфе данного раздела необходимо дать краткую организационно-экономическую или финансово-экономическую характеристику исследуемого предприятия.

Далее в этом разделе на основе методики, предложенной в теоретическом разделе исследуется состояние проблемы на предприятии.

Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения производственной и преддипломной практик.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.

Оценка (анализ) фактического состояния изучаемой проблемы на предприятии предполагает обработку собранных материалов по деятельности предприятия за последние 3 года – для бакалавров, за 5 лет – для специалистов. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического анализа.

Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.

Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы излагается в дипломных работах (проектах) специалистов. Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы (проекта).

При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, т.е. учета всех или большинства взаимообусловливающих задач; комплексного подхода с позиций оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы предприятия, содержанием деятельности и с методами выполнения работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

Заключение (Выводы и предложения) содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Необходимо отметить важное правило - заключение, как и введение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме. Следует иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.

Объем заключения примерно равен объему введения.

Список использованной литературы. Все заключенные в списке источники должны найти отражение в выпускной квалификационной работе.

Приложения – это вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основной текст работы. В приложения могут быть включены: таблицы вспомогательных цифровых данных, схемы, диаграммы, графики, необходимые документы и др. Содержание приложений должно иметь непосредственное отношение к теме работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ

3.1. Оформление текста

Объем выпускной квалификационной работы без приложений должен составлять для бакалавров – 50-60, а специалистов – 70-80 страниц. Большие таблицы, иллюстрации и распечатки с ЭВМ следует оформлять в виде приложений, объем которых не ограничивается. Текст выпускной квалификационной работы набирается в Microsoft Word. печатается на одной стороне листа формата А4: шрифт Times New Roman - обычный; размер - 14 пунктов; междустрочный интервал - полуторный; верхнее и нижнее поля - 2,0 см; левое поле - 3,0 см и правое - 1,5 см; абзац должен быть равен 1,25 см. Образец страницы компьютерного текста приведен в Приложении 5.

Каждая структурная часть работы: Содержание, Введение, Тематические главы, Заключение, Список использованной литературы – начинаются с новой страницы. Главы и параграфы работы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «глава» и «параграф» в заголовке не приводятся. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Например, первая глава нумеруется как «1», параграфы первой главы, соответственно, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.; вторая глава – «2», ее параграфы – 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. Расстояние между заголовками структурных частей и следующим за ним текстом составляет один интервал. Такое же расстояние предусматривается между предыдущим текстом и заголовком последующего параграфа.

Заголовки глав, ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ набираются прописными буквами, выделяются жирным шрифтом и располагаются посередине строки. Названия параграфов набираются строчными буквами, выделяются жирным шрифтом и также располагаются посередине строки. Точка в конце заголовка и названия параграфа не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовков и названий параграфов, переносы в словах. Если название тематической главы или параграфа слишком длинное, то для лучшего визуального восприятия, оно печатается не через полуторный, а через одинарный интервал.

Страницы в работе нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в правом верхнем углу страницы (выравнивание по правому краю) без точки в конце номера. Титульный лист работы включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы подшивается после титульного листа и включается в общую нумерацию страниц. Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, выполненные на отдельных листах (Приложения) не засчитываются в объем работы.

В тексте могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка (без точки). Если необходима дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка. Каждый пункт или подпункт перечисления следует записывать с абзацного отступа.

Формулы, содержащиеся в ВКР, располагают на отдельных строках по центру, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пример:

Текущая стоимость С потока ежегодных выгод В через время Т может быть рассчитана по формуле:

где r — процентная ставка.

При цитировании наибольшего внимания заслуживает научная и специальная литература и документальные источники. Обзорную литературу следует цитировать только при необходимости (например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов). Все используемые в ВКР материалы даются со ссылкой на источник. Если ссылка включена непосредственно в текст работы, то после упоминания материала в квадратных скобках приводится порядковый номер источника, под которым он значится в библиографическом списке и номер страницы. Например: [5, с. 42], что означает 5-ый источник, 42 страница. Если чужой текст для подтверждения аргументов автора цитируется дословно, то он заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек, ставят отточие и начинают ее со строчной буквы, например: Е. П. Голубков утверждает, что «. при сегментации рынка потребительских товаров используются географические, демографические, социально-экономические, психографичес-кие и поведенческие признаки». Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами (Цит. по: [ ]). Если в тексте нет необходимости подробно анализировать документ, а упоминание о нем диктуется логикой изложения, то ссылку начинают словами (См. в: [ ]), или (См. об этом: [ ]). Если ссылка затрагивает дополнительную литературу, то в ссылке указывают (См. также: [ ]). Ссылки на разделы, пункты, формулы, следует указывать их порядковым номером, например: «. в разделе 2 указано…», «. в п. 3.1. отмечалось…», «. в формуле (3)…».

Сокращение слов в тексте не допускается, кроме установленных ГОСТ 2.316, ГОСТ Р 21.1101, ГОСТ 7.12. Условные буквенные и графические обозначения должны соответствовать установленньм стандартам (ГОСТ 2.105). Обозначения единиц физических величин необходимо принимать в соответствии с ГОСТ 8.417, СН 528.

Текст ВКР должен быть кратким, четким, логичным и не допускать различных толкований. В тексте ВКР не допускается:

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

- использовать в тексте математический знак минус (—) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово «минус» и «снижение показателя составило…»;

- употреблять знаки (<. >. №. %) без цифр.

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти — словами. Если в тексте ВКР приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1; 1,5; 2 г. Перед обозначением параметра в тексте ВКР дают его пояснение. Например: «…текущая стоимость (С)».

После распечатки выпускную квалификационную работу следует тщательно вычитать. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой корректирующей жидкостью с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом черными чернилами или тушью. Работа должна быть сброшюрована и подписана студентом на титульном листе и на последней странице текста, заключения (выводов и предложений).

3.2. Оформление списка использованной литературы

Обзорный список литературы, использованной при подготовке ВКР должен включать не менее 30 наименований источников, отражая законодательные и нормативные акты, комментарии, документальные источники, монографии, учебно-методические пособия, справочники, статистические сборники, сборники научных трудов, научные статьи из специализированных журналов и сборников, неопубликованные научные документы (диссертации, авторефераты диссертаций, научные отчеты), ресурсы INTERNET. Содержание списка определяет автор работы, исходя из цели и задач ее выполнения. При этом следует точно указывать авторов, не ссылаться на устаревшие и не относящиеся к теме исследования источники. Последовательность расположения литературных источников в списке представляется в алфавитном порядке (Приложение 6).

Библиографическое описание источников информации для оформления списка использованной литературы ведется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа».

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов — Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.).

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Сведения об отчете о НИР должны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово «отчет»), его шифр, инвентарный номер, наименование организации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета.

Пример оформления литературного источника приводится ниже:

Российская Федерация. Законы. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: [федер. закон: принят Гос. Думой 4 июля 2003 г. по состоянию на 11 июня 2006.]. – СПС «Гарант», 2006.

Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. №52 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Консультант Плюс: Версия Проф.

Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2003 года «О дополнительных мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Консультант Плюс: Версия Проф.

Российская Федерация. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22 июля 2003 г. № 67н (с последующими изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Версия Проф.

Алтухов, А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения / А.И. Алтухов – М. ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. – 442 с.

Ковалев, В. В. Управление финансовой структурой фирмы: учеб.-практ. пособие / В. В. Ковалев.– М. Изд-во Проспект, 2006 – 256 с.

Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов. А. Д. Шеремет. – М. Финансы и статистика, 2006. – 288 с.

Управление в АПК. Практикум / Ю.Б.Королев [и др.]; под общ. ред. Ю.Б. Королева. – М. Колос С, 2007. – 328 с.

Гордеев, А. В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги первого года работы / А. В. Гордеев // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. – 2007. - №2. – С.1-4.

Матвеев, И. Государственная поддержка сельского хозяйства в регионе / И. Матвеев, В. Захарова // АПК: экономика и управление. – 2007. - №9. – С.35-38.

Совершенствовать экономический механизм функционирования регионального зернового рынка (с выездного заседания бюро Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии) // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2007. - №6. - С.1-5.

При оформлении списка использованной литературы, библиографическое описание электронных ресурсов – интернет-сайтов, электронных программ (обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или их сочетания в одном ресурсе, в общую нумерацию не включается, но оформляется на том языке и в той графике, на которых приведены данные в ресурсе.

Примеры библиографического описания электронных ресурсов:

Ресурсы локального доступа.

Іnternet шаг за шагом [Электронный ресурс]. Учебник. - Электрон. дан. и прогр. - СПб. ПитерКом, 2007, - 1 электрон. опт. диск (СD-ROМ) + прил. (127 с.). - Систем. требования: ПК от 486 DХ 66 МГц ; RАМ 16 Мб ; Windows 95 ; зв. плата ; динамики или наушники. - Загл. с экрана.

Ресурсы удаленного доступа.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий РГБ ; Ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. - Электрон. дан. – М. Рос. гос. б-ка, 2007. – Режим доступа: http: // www.rsl.ru, свободный.

3.3. Оформление табличного материала

Поскольку при выполении ВКР имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, то цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц (рис. 1).

Рис. 1. Пример оформления таблиц

Таблица должна иметь номер и название, которые следует оформлять строчными буквами (кроме первой прописной), жирным шрифтом 12 размера. Название помещается в середине строки, выровненной по ширине, под словом "Таблица", которое, в свою очередь, выравнивается по правому краю страницы. Если в названии таблицы необходимо указать годы исследования, то записывается начальное и конечное значение периода. Например: в 2003-2007 гг. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Содержимое таблицы заполняется с использованием обычного шрифта 12 размера. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (Приложение 7), например, «Таблица 1». Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть записаны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы должны располагаться в тексте работы сразу после первой ссылки на них или на следующей за первой ссылкой странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте. Например: «…представлены в таблице 5.» или «(табл. 5)».

Чтобы таблица не выходила за границы текста, следует щелчком мыши по полю таблицы выбирать в контекстном меню команду «автоподбор» и задавать параметр – «автоподбор по ширине окна». Если объем содержимого таблицы велик и превосходит формат одной страницы, то ее помещают либо вдоль длинной стороны листа, выбирая в меню «файл» – «параметры страницы» альбомную ориентацию (для выделенного текста таблицы), либо делят на части, помещая одну часть вслед за другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку или боковик. Допускается головку или боковик таблицы заменять соответствующим номером граф. Для этого нумеруют арабскими цифрами графы первой части таблицы. Слово «Таблица. » указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы. » с указанием номера таблицы также слева над ней. Название при этом помещают только над первой ее частью.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части — над каждой ее частью. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости порядковые номера показателей указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками или знаком «– // –». Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается.

К таблицам могут даваться примечания, текст которых должен быть приведен в конце таблицы под линией, обозначающей ее окончание. Примечания следует выполнять с абзаца строчными буквами (кроме первой). Если примечание одно, его не нумеруют и после слова «Примечание» ставится тире и текст примечания следует начинать тоже с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки в конце.

3.4. Оформление иллюстративного материала

Иллюстрации, схемы и графики должны выполняться с применением «Мастера диаграмм» или элементов панели «Рисование» в Microsoft Word. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту ВКР, так и в приложении. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстрации приложений (Приложение 8). Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, например: Рисунок 1.1.

Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование оформляют строчными буквами (кроме первой прописной) жирным шрифтом 12 размера без точки в конце и помещают после пояснительных данных, например: «Рис. 1. Этапы управления кадрами».

Ссылки на иллюстрации дают по типу «. в соответствии с рисунком 2» или « (рис. 2) » при сквозной нумерации, и «. в соответствии с рисунком 1.2» или « (рис. 1.2) » при нумерации в пределах раздела.

Громоздкие и вспомогательные иллюстрации, схемы, рассчеты, таблицы, текст описательного, уточняющего или дополняющего характера рекомендуется давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение ВКР на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху по правому краю страницы слова «Приложение», после которого следует номер без точки в конце, указывающий на его последовательность. Например: «Приложение 1».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. Если в ВКР одно приложение, оно обозначается «Приложение 1».

В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки, например: «. смотреть в приложении 3» или « (Приложение 3) ».

4. Принципы оценки выпускных квалификационных работ

4.1. Руководство выпускной квалификационной работой

В целях оказания студенту теоретической и практической помощи в период подготовки и написания выпускной квалификационной работы выпускающая кафедра выделяет ему научного руководителя. Как правило, им является преподаватель кафедры, под руководством которого студент проходил преддипломную практику.

Руководитель ВКР обязан:

1. Оказать практическую помощь студенту в выборе темы работы и разработке плана его выполнения.

2. Выдать задание на выполнение выпускной квалификационной работы.

3. Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.

4. Дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы.

5. Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения работы в соответствии с разработанным планом.

6. Проводить предзащиту выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к его защите.

Студенту следует периодически (по обоюдной договоренности) информировать научного руководителя о ходе подготовки работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам. Студенту следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ВКР и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в ВКР теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывает студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п. советует, как их лучше устранить.

После получения окончательного варианта работы научный руководитель, выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв (Приложение 9). В отзыве руководитель дипломного проекта:

• обосновывает научную новизну, принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов;

• дает общую оценку содержания работы с описанием его отдельных направлений по разделам: оригинальности решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений и т.д.;

• характеризует дисциплинированность студента в выполнении общего графика работы, а также соблюдение им сроков представления отдельных разделов в соответствии с заданием;

• детально описывает положительные стороны работы и формулирует замечания по ее содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке, перечень устраненных замечаний руководителя в период совместной работы;

• оценивает целесообразность проведенного внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на производстве и в учебном процессе;

• обязательно дает предварительную оценку соответствия квалификации;

• мотивирует возможность или нецелесообразность представления выпускной квалификационной работы в ГАК.

В отзыве руководитель выпускной квалификационной работы отмечает добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания работы. Отзыв научного руководителя обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, ученой степени и звания.

4.2. Рецензирование выпускной квалификационной работы

Для получения дополнительной объективной оценки труда студента проводится внешнее рецензирование ВКР специалистами в соответствующей области (для ВКР бакалавров внешнее рецензирование не предусмотрено).

Состав рецензентов утверждается деканом факультета по представлению выпускающей кафедры. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты производства и НИИ, профессора и преподаватели других вузов или своего вуза, если они работают на другой кафедре.

Законченная выпускная квалификационная работа, подписанная студентом, представляется руководителю, который после просмотра и одобрения подписывает ее. Вместе с письменным отзывом руководителя работа передается заведующему кафедрой, решающему вопрос о направлении работы на внешнее рецензирование.

С целью унификации внутренних и внешних рецензий, поступающих на выпускные работы бакалавров и специалистов можно рекомендовать использовать единую форму рецензии, в которой содержались бы ответы на следующие вопросы (или их часть):

- соответствие выпускной квалификационной работы утвержденной теме, степень раскрытия темы, последовательности и логики изложения материала;

- актуальность темы выпускной квалификационной работы;

- указание разделов в выпускной квалификационной работе, которые выполнены наиболее полно;

- полнота охвата научной литературы, документальных и литературных источников;

- наличие в работе самостоятельных и оригинальных решений;

- достоинства и недостатки, выявленные рецензентом в выпускной квалификационной работе;

- обоснованность выводов, глубину исследования темы, качество проведенного анализа;

- прогрессивность примененных в работе методов исследований, обоснования, планирования, проектирования и др.;

- практическая ценность и возможность использования полученных результатов в практической деятельности;

- качество оформления выпускной квалификационной работы в целом, наличие ошибок и опечаток;

- общая оценка выпускной квалификационной работы, которую должен в рецензии поставить рецензент (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно);

- оценка квалификации студента: заслуживает ли он присвоения искомой квалификации (степени) бакалавра, специалиста. Образец рецензии представлен в Приложении 10.

4.3. Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы

Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы не является обязательным документом для ее защиты на заседании аттестационной комиссии. Однако, наличие такой справки характеризует высокий уровень выполнения выпускной квалификационной работы и готовность будущего специалиста квалифицированно решать профессиональные задачи.

Поэтому в ВГСХА поощряется представление на защиту справки о внедрении тех или иных рекомендаций выпускной квалификационной работы в практику работы конкретного предприятия (организации, фирмы и т.п.). В первую очередь это относится к предприятию, на примере которого выполнялась выпускная квалификационная работа.

Справка пишется в произвольной форме, но с обязательным указанием конкретных рекомендаций студента, которые использованы на предприятии (организации, фирме и т.п.), а также конкретного места (участка, цеха, подразделения, службы, отдела и т.п.), где эти рекомендации были применены.

Справка прилагается к выпускной квалификационной работе и представляется в аттестационную комиссию. Образец справки о внедрении приводится в Приложении 11.

5. Порядок защиты выпускных квалификационных работ

Защита выпускных квалификационных работ проходит в торжественной обстановке, публично, на открытом заседании экзаменационной комиссии. Идентификация выпускников на итоговых аттестационных испытаниях проводится традиционно: визуально и по студенческим документам.

В начале работы комиссии председатель представляет выпускникам и присутствующим всех членов комиссии с указанием фамилии, имени и отчества, ученой степени и звания, должности.

Объявляя защиту каждой выпускной квалификационной работы, председатель называет фамилию, имя и (обязательно) отчество выпускника, тему его работы, а также время, отводимое на доклад. Члены комиссии, задавая вопросы, также обращаются к выпускнику по имени и отчеству.

Процедура защиты включает следующие стадии:

1. Доклад выпускника по теме выпускной квалификационной работы - 7-10 минут.

В докладе кратко излагаются актуальность, цель и задачи работы, освещаются научная и практическая значимость полученных результатов, формулируются рекомендации и выводы. Доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, четко, желательно не зачитывая текст. Доклад необходимо иллюстрировать графиками, таблицами, схемами (созданными в процессе написания работы), подготовленными заблаговременно и согласованными с научным руководителям. Иллюстрационный материал (приложения к докладу) представляется на слайдах, выполненных в программе Power Point и оформляется титульным листом (Приложение 12). Мультимедийное приложение к докладу должно включать 6-9 слайдов.

2. Ответы на вопросы председателя, членов комиссии и других присутствующих.

3. Оглашение рецензии специалиста на выпускную квалификационную работу и справки о внедрении ее результатов на предприятии (если имеется).

4. Ответы выпускника на замечания рецензента.

5. Выступление руководителя выпускной квалификационной работы и других лиц, присутствующих на защите, если они просят слово.

6. Ответы выпускника на критические замечания рецензента и других лиц, принявших участие в обсуждении выпускной квалификационной работы.

7. После публичного заслушивания всех или части выпускных квалификационных работ, представленных на защиту, проводится закрытое (для посторонних) заседание аттестационной комиссии. На закрытом заседании комиссии обсуждаются результаты прошедших защит, выносится согласованная оценка по каждой ВКР: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Оценка выносится простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равенстве голосов, решающим является голос председателя). Одновременно принимаются рекомендации о практическом использовании полученных в выпускной квалификационной работе результатов. Выпускникам, сдавшим экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75% всех изученных за время обучения дисциплин, вносимых в приложение к диплому, а по оставшимся 25% дисциплин - с оценкой «хорошо», при этом получившим отличные оценки на госэкзамене и защите выпускной квалификационной работы, выносится решение о выдаче диплома с отличием. Решения комиссии считаются правомочными, если на заседании присутствовало не менее 2/3 ее состава.

8. По окончании закрытого заседания возобновляется публичное открытое заседание комиссии, на которое вместе с выпускниками приглашаются все желающие. Председатель кратко подводит итоги, объявляет оценки по защищенным на данном заседании выпускным работам и другие результаты, в том числе о присуждении (не присуждении) каждому выпускнику искомой степени (квалификации), о выдаче дипломов с отличием и др.

9. Решения о работе комиссии оформляются протоколами установленной формы, в которых фиксируются заданные каждому выпускнику вопросы, даются оценки выпускным квалификационным работам.

Выпускник, получивший неудовлетворительную оценку при защите ВКР, отчисляется из ВГСХА. При восстановлении ему назначается повторное итоговое испытание, но не ранее, чем через три месяца, и не более, чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации впервые. Повторные итоговые испытания назначаются не более двух раз.

В случае неудовлетворительной оценки, полученной на защите ВКР, государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли к повторной защите представляться та же работа, но с доработкой, или должна быть разработана новая тема.

  1. Глущенко, А.В. Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы студентами специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / А.В. Глущенко, А.П. Слепова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – 95 с.
  2. Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите аттестационных работ: Практическое пособие / Сост. О.А. Долгополова, Н.Ю. Мулялина. – Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2004. – 15 с.
  3. Менеджмент организации: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Э.М. Короткова, С.Д. Резника. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2006. – 378 с.
  4. Программа производственной экономической практики для студентов 3 курса экономического факультета / Сост. Р.С. Шепитько, А.А. Литвинова, И.В. Лучина, Е.Н. Кашинская, Т.В. Овечкина. – Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2005. – 16 с.
Руководитель дипломной работы (проекта) Заведующий кафедрой Руководитель выпускной квалификационной работы бакалавра Заведующий кафедрой

Современный мир быстро меняется. Стремясь соответствовать ему, предприятия все чаще формируют, предпочитают гибкие структуры, отказываясь от строгой иерархичности, вводя временные структуры (на определенный срок, для выполнения конкретного задания, проекта). Наиболее распространенная структура такого рода – матричная – представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Матричная организационная структура

на дипломную работу

(выпускную квалификационную работу бакалавра)

Студента (ки)__ ___________________________________________________________

фамилия, имя. отчество_

1. Актуальность и значимость темы _________________________________

2. Логическая последовательность __________________________________

________________________________________________________________3. Аргументированность и конкретность выводов и предложений ________

4. Использование литературных источников __________________________

5. Качество оформления ВКР, качество таблиц, иллюстраций и пр. _______

6. Уровень самостоятельности при работе над темой ВКР _______________

7. Недостатки работы _____________________________________________

8. Предложения для внедрения _____________________________________

9. ВКР соответствует/не соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и нужное подчеркнуть

может/не может быть рекомендована к защите на заседании Государственной

фамилия, имя, отчество

заслуживает присвоения ему (ей) степени____________________________

бакалавра, специалиста(вписать нужное)

по направлению подготовки_______________________________________

фамилия, и. о. ученая степень, звание, место работы, должность

« ___ »_______________200 _ г. ________________________

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

на дипломную работу (проект)

Студента (ки) _______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Положительные и отрицательные стороны работы _______________________________

Заключения о теоретическом и практическом значении выводов и предложений, возможность их внедрения в производство _________________________________________

Оценка дипломной работы, соответствие предъявляемым требованиям, возможность присвоения квалификации ____________________________________________________

(Ф.И.О. должность, место работы, подпись, дата, печать)

о внедрении рекомендаций, разработанных в выпускной квалификационной работе

студента ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»

Иванова Сергея Александровича

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы на тему: «Маркетинговые исследования деятельности предприятия (на примере ГУП ВОСХП «Заря») студент Иванов С.А. принимал участие в разработке__ (перечисляются разработанные вопросы) _____________________________________________________

Полученные им результаты, включающие в себя (перечисляется то, что конкретно сделано студентом) _______________________________________________

нашли отражение в методических разработках по планированию маркетинговых стратегий в ГУП ВОСХП «Заря» (либо в докладных, аналитических и прочих записках, направленных в Совет директоров предприятия (другой руководящий орган), либо использованы в расчетах эффективности маркетинговой деятельности предприятия и т.п.).

В настоящее время указанные методические разработки распоряжением заместителя директора по коммерческим вопросам и сбыту ГУП ВОСХП «Заря» (№_____от 5 марта 2008 г.) включены в инструктивные материалы, которыми должны руководствоваться работники отдела сбыта.

Директор Ю.Н. Киселев

(На крупных предприятиях (организациях, фирмах) справка может бытъ также подписана началъником департамента, отдела, цеха или другого структурного подразделения.

В таких случаях подписъ специалиста заверяется руководителем отдела кадров (канцелярии) и соответствующей печатъю)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Специальность «Экономика и управление на предприятии АПК»

Кафедра: Управление с.-х. производством

к докладу по дипломной работе

(выпускной квалификационной работе бакалавра)

студентка группы Эк-55

Петрова Мария Михайловна

Руководитель. к.э.н. доцент

Игра в гандбол проходит в высоком темпе. Отличительная особенность этой игры – высокая скорость передвижений игрока, быстрые и внезапные действия с мячом, взаимодействие с партнерами по команде, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации, ведение спортивного единоборства (соприкосновение с соперником), борющимся за мяч).