Руководства, Инструкции, Бланки

долгосрочная программа развития акционерного общества образец img-1

долгосрочная программа развития акционерного общества образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правительство России

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ
О порядке рассмотрения долгосрочных программ развития стратегических предприятий и акционерных обществ, включённых в специальный перечень

31 января 2014 17:00

В целях повышения эффективности деятельности стратегических предприятий и акционерных обществ, включённых в специальный перечень, необходима разработка среднесрочных (на период 3–5 лет) или долгосрочных (на период 5–10 или более лет) программ их развития.

В перечень наиболее значимых предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утверждённый распоряжением Правительства от 20 июня 2011 года №1060-р. включено 13 федеральных государственных унитарных предприятий.

В специальный перечень акционерных обществ, в отношении которых определение позиции Российской Федерации как акционера осуществляется Правительством, утверждённый распоряжением Правительства от 23 января 2003 года № 91-р. включено 63 акционерных общества.

Нормативно-правовая база подготовки программ развития унитарных предприятий определена:

- приказом Минэкономразвития от 18 ноября 2011 года №683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет».

Утверждение долгосрочных программ развития указанных унитарных предприятий осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Правительством.

Долгосрочная программа развития акционерного общества должна разрабатываться с учётом отраслевой стратегии, стратегии развития общества, целей и задач развития бизнеса, показателей финансово-хозяйственной деятельности, показателей и прогнозов, отражающих инвестиционную, инновационную и дивидендную политику компании, и системы мотивации менеджмента в зависимости от достигнутых показателей долгосрочной программы развития.

Проект долгосрочной программы развития акционерного общества, подготовленный менеджментом и предварительно одобренный специализированным комитетом при совете директоров акционерного общества (при его наличии) или советом директоров, направляется на согласование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и координацию деятельности акционерного общества, включённого в специальный перечень.

Согласованная соответствующим федеральным органом исполнительной власти долгосрочная программа развития акционерного общества направляется в Минэкономразвития, Росимущество и Минфин для проведения всестороннего анализа.

После получения позиций указанных федеральных органов исполнительной власти указанная программа направляется в Правительство для рассмотрения.

Утверждение программы развития акционерного общества осуществляется решением совета директоров акционерных обществ, включённых в специальный перечень.

Утверждение программы развития стратегического предприятия осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок направлен на совершенствование системы управления стратегическими предприятиями и акционерными обществами, включёнными в специальный перечень, в целях повышения эффективности их деятельности.

Правительство Российской Федерации

Другие статьи

Долгосрочная программа развития акционерного общества образец

Методические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития Стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов

В рамках исполнения перечня Поручений Президента Российской Федерации от 27.12.2013 № Пр-3086, а также решений принятых на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30.01.2014 № 3) представляем проект Методических рекомендаций по разработке долгосрочных программ развития стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Методические рекомендации описывают ключевые факторы, связанные с разработкой и утверждением Программы.

Программа разрабатывается менеджментом организации и утверждается органами управления госкомпании или федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится ФГУП.

При разработке Программы необходимо учитывать стратегические, программные и иные документы, влияющие на сферу деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов и отрасли в целом, в том числе:

  • концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
  • стратегии долгосрочного социально-экономического развития регионов, в которых организация осуществляет деятельность;
  • планы (программы) приватизации федерального, государственного и муниципального имущества;
  • федеральные целевые программы;
  • федеральную адресную инвестиционную программу;
  • региональные целевые программы;
  • схемы территориального планирования;
  • иные стратегические и/или программные документы и поручения, касающиеся развития отрасли, в которой организация осуществляет деятельность, утвержденные Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами государственной власти субъектов и местного самоуправления.

В Программе должны быть отражены:

- комплекс инновационных и инвестиционных проектов со сроками их осуществления, ресурсами, исполнителями, объемами и источниками финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач, определенных стратегией развития организации (инновационная и инвестиционная программы);

- соответствующие перечни мероприятий, сроки их реализации и значения показателей ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов, касающиеся ее развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, содержащиеся в иных утвержденных программных документах организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов.

- плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности организации, определенных стратегическими целями ее развития.

Программы развития госкомпаний пройдут экспертный аудит

Программы развития госкомпаний пройдут экспертный аудит

Долгосрочные программы развития компаний с госучастием должны стать интегральной частью комплекса мер по совершенствованию системы корпоративного управления в России. Такая точка зрения Экспертного совета при Правительстве изложена 30 января на заседании кабинета министров.

Разработка долгосрочных программ развития крупных компаний с участием государства и ряда федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) ведется в соответствии с задачами, изложенными в послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Михаилу Абызову и Минэкономразвития обеспечить принятие госкорпорациями и компаниями с госучастием (доля более 50%) таких программ, включающих в себя механизм персональной ответственности руководителей. Подобные документы должны быть приняты также компаниями, перечисленными в постановлении Правительства от 23 января 2003 года №91-р. Министру экономического развития Алексею Улюкаеву и Михаилу Абызову поручено обеспечить не только принятие этих программ, но и их аудит.

Данные меры касаются 63 акционерных обществ и 13 ФГУПов. Минэкономразвития разработало порядок, по которому должны разрабатываться и утверждаться программы развития этих предприятий.

Долгосрочные планы развития таких компаний, как известно, мы уже начали рассматривать в Правительстве, причем после экспертного обсуждения. Этот процесс будет продолжен», — напомнил Дмитрий Медведев.

В Экспертном совете предложили более комплексный подход. Соответствующий доклад уже передан в Правительство.

Мы предложили бы Правительству сделать 2014 год годом существенных преобразований в корпоративном управлении госкомпаний», — сказал Василий Сидоров, представивший видение экспертов Правительству. В этой связи предстоит совершенствовать три сферы, указал эксперт и напомнил о необходимости повышения роли советов директоров. По словам Василия Сидорова, к разработке долгосрочных программ развития компаний с госучастием нужно более активно привлекать членов советов директоров, руководителей тех или иных комитетов компаний, а также независимых директоров.

Такая работа уже начата, напомнил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В этом году мы хотим по-другому работать с советами директоров… Нашими основными контрагентами являются исполнительные органы, руководители компании», — отметил он.

Дмитрий Медведев же поручил профильным министрам обязательно обсуждать вопросы развития госкомпаний с советами директоров.

Это не вмешательство в дела компании, но необходимый элемент государственного контроля за тем, как принимаются решения в компании с госучастием, это контроль собственника», — сказал премьер.

По словам Игоря Шувалова, для Правительства важно не только утвердить качественные инвестиционные программы компаний с госучастием, но и поднять на более высокий уровень их корпоративные процедуры. «Мы хотим сделать так, чтобы в 2014 году мы научились работать не только с предприятиями с госучастием, но и с компаниями, которые являются исключительно частными, но в силу разных причин работают с государством», — рассказал первый вице-премьер.

Сами долгосрочные программы развития должны стать «живыми» документами корпоративного управления и инструментами управления и планирования, добавил Василий Сидоров.

Стратегические цели, изложенные там, должны подкрепляться годовыми планами, а эти годовые планы — распадаться на конкретные натуральные показатели эффективности, на основании которых будет оцениваться деятельность менеджмента и выстраиваться система мотивации», — изложил он позицию Экспертного совета.

Согласно предложению Минэкономразвития, долгосрочные программы развития компаний с госучастием должны максимально реализовывать их роль в развитии профильных отраслей, смежных отраслей и экономики России в целом. Для этого горизонт планирования необходимо расширить до 5–10 лет.

Долгосрочные программы развития в этой связи должны включать в себя и основные цели, задачи, основные направления развития бизнеса, целевые показатели финансово-хозяйственной деятельности, прогнозы, отражающие инвестиционную, дивидендную политику компаний, меры ответственности менеджмента за эффективность реализации программ», — сказал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Такие программы должны разрабатываться менеджментом и учитывать не только цели самой компании, но также отраслевые госпрограммы, стратегии развития различных отраслей экономики, прогнозы научно-технического развития страны, стратегические решения Президента и Правительства. Затем программа должна быть рассмотрена в профильном комитете совета директоров акционерного общества, а для ФГУПов — в отраслевом министерстве, после чего она должна быть внесена в Правительство.

В зависимости от структуры компании, ее программы могут утверждаться на уровне либо заседаний Правительства, либо совещаний у Председателя Правительства, либо в Правительственных комиссиях, либо в министерствах. Так, на заседания кабинета министров Алексей Улюкаев предложил выносить программы развития Федеральной сетевой компании, «Россетей», «Ростелекома», РЖД, «Почты России», а на совещания у премьера — «Аэрофлота», АИЖК, «Транснефти», «Газпрома», ОАК, ОСК, «Роснефтегаза», Россельхозбанка, Уралвагонзавода, «Гознака», госкорпорации по ОрВД. Программы других компаний будут выноситься на утверждение Правительственных комиссий, вице-премьеров, министров.

В Экспертном совете с предложениями Минэкономразвития согласились, но признали, что актуализацию стратегий развития тех или иных отраслей не всегда удастся увязать с принятием долгосрочных программ развития конкретных компаний.

Предлагаем не подчинять одно другому, а приступить к работе по стратегическому планированию прямо сейчас… с тем, чтобы в 2015 году мы вышли бы уже с живыми, реальными, настоящими программами развития этих компаний», — сказал Василий Сидоров.

Вместе с тем, принятием программ развития госкомпаний работа министерств и ведомств не должна завершиться. «Должен осуществляться регулярный аудит программ развития акционерных обществ, которые включены в стратегический перечень. Мы считаем, что это позволит серьезно повысить эффективность работы компаний», — подчеркнул Алексей Улюкаев.

Причем, как говорил в послании глава государства, такой аудит должен быть независимым. В связи с этим ранее Дмитрий Медведев поручил Алексею Улюкаеву и Михаилу Абызову до 31 марта утвердить порядок разработки и принятия стандартов аудита реализации долгосрочных программ развития компаний из так называемого спецперечня 91-р.

Таким образом, предложенные Минэкономразвития и Экспертным советом меры будут способствовать повышению эффективности и прозрачности компаний с госучастием. В рамках этой работы под эгидой Открытого правительства уже реализуются несколько проектов, в частности, по внедрению механизмов общественного контроля за инвестпрограммами естественных монополий, независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) инвестпроектов с госучастием, апробации этих механизмов в пилотном режиме. Так, Экспертный совет с привлечением широкого круга экспертов уже рассмотрел результаты ТЦА проекта реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба. Кроме того, Экспертный совет сопровождает проект строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).

Формирование вертикальной системы стратегического планирования в госкомпаниях

Формирование вертикальной системы стратегического планирования в госкомпаниях. Предпосылки и этапы разработки стратегии и долгосрочной программы развития

Авторская статья ведущего специалиста-эксперта Управления корпоративных технологий Росимущества Михаила Штенникова в журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления»

В условиях современной рыночной экономики у собственника (акционера) постоянно появляется необходимость повышать эффективность управления своими активами, применять и использовать инновационные практики управления с целью максимизировать прибыль от вложенных средств.

Российская Федерация как акционер в лице Росимущества не является исключением, а организации государственного сектора зачастую представляют собой ориентиры для всего бизнес-сообщества.

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности обществ с государственным участием является выполнение целей и задач, возложенных на них при создании, и достижение положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД).

Современная российская экономика постоянно сталкивается как с новыми внешними вызовами, так и с внутренними проблемами. При этом компании с государственным участием нередко демонстрируют неудовлетворительные показатели ФХД, что приводит к низким дивидендам, сокращению рабочих мест и снижению показателей производства в ряде ключевых отраслей экономики. Вместе с этим отрицательные результаты ФХД не всегда являются следствием неверного подхода к управлению госкомпанией. Зачастую низкие показатели ФХД связаны с «непродуманным» стратегическим планированием деятельности.

Учитывая нынешнюю финансово-экономическую ситуацию в Российской Федерации и, как следствие, острую необходимость в изменении, совершенствовании и развитии стратегического планирования в госкомпаниях, представляется весьма актуальным детализировать определенные аспекты данного процесса. Использование современных практик корпоративного управления и опыта зарубежных компаний позволяет сформулировать принципы стратегического планирования в госкомпаниях, в том числе при подготовке стратегии и других базовых стратегических документов госкомпаний.

Стратегия развития акционерных обществ с государственным участием: необходимость разработки, источники информации и требования к устанавливаемым целям

В целях повышения эффективности деятельности госкомпаний и совершенствования системы управления ими со стороны акционера обеспечивается методическая поддержка при формировании в таких компаниях прозрачной системы стратегического планирования.

Формирование вертикальной системы стратегического планирования в госкомпаниях необходимо осуществлять на основе:

стратегии развития (далее - Стратегия);
долгосрочной программы развития;
аудита реализации долгосрочной программы развития;
системы ключевых показателей эффективности.

Стройную систему планирования «сверху вниз пронизывают» стратегические цели, которые ставит перед собой госкомпания. Каждый из элементов системы заслуживает отдельного внимания, но все же ключевой составляющей является Стратегия.

Что же представляет собой стратегия?

Стратегия является самым важным документом стратегического планирования, которому необходимо уделить максимальное количество внимания со стороны руководства госкомпании.

Большинство организаций государственного сектора построили работу на выполнении государственного заказа или обслуживании других предприятий, не задумываясь о дальнейшем развитии. Приход на рынок конкурентов, использующих новые технологии, методы, управленческие решения, лишает организации государственного сектора всех конкурентных преимуществ и вытесняет их с рынка.

Неспособность компаний подстроиться к меняющимся условиям рыночной экономики является следствием неверного стратегического планирования и неправильного определения стратегических целей.

Основные проблемы, встающие перед компаниями и их советами директоров при формировании Стратегии, можно свести к следующему:

проблема выбора стратегических целей и их формулировки;
проблема анализа внутренней структуры, выявления сильных сторон, потенциальной основы для конкурентоспособности;
проблема оценки текущего положения компании в отрасли.
Рекомендации Росимущества определяют Стратегию как внутренний документ госкомпании, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации (включая сеть ее дочерних и зависимых обществ), информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет.

Стратегия госкомпании разрабатывается менеджментом госкомпании в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом стратегических, программных и иных документов, влияющих на сферу деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов и отрасли в целом, и окончательно утверждается советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании.

В соответствии с рекомендациями Росимущества, стратегические цели должны быть четко сформулированы (необходимо установить перечень показателей для достижения), измеримы (должно быть указано числовое значение для каждого показателя) и иметь срок достижения, а одной из важнейших целей должна быть высокая финансовая эффективность и устойчивость компании.

Среди стратегических целей важно выделить следующие:

доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;
модернизация и инновационное развитие;
себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
финансовая эффективность и устойчивость (на основе консолидированной бухгалтерской отчетности);
рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
умеренная долговая нагрузка;
энергоэффективность и энергосбережение.

Данные цели необходимо устанавливать в динамике по годам на весь период стратегического планирования.

Долгосрочная программа развития

Одним из ключевых этапов стратегического планирования является процесс разработки и утверждения долгосрочных программ развития (далее - ДПР).

В целях оказания методической и консультационной поддержки госкомпаниям Росимуществом совместно с федеральными органами исполнительной власти, крупными аудиторскими компаниями, общественно-профессиональными организациями с учетом предложений и мнений самих госкомпаний разработаны «Методические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов» (одобрены Поручением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № ИШ-П13-2583).

В соответствии с Методическими рекомендациями ДПР - внутренний программный документ, содержащий перечень средств и кон­кретных мероприятий, обеспечивающих до­стижение целей компании, определенных стратегией ее развития, к поставленным сро­кам с указанием объема и источников их фи­нансирования. Он включает в себя значения показателей текущих и ожидаемых результа­тов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов.

Согласно Методическим рекомендациям ДПР должна быть разработана на период от 5 лет. При разработке ДПР следует учитывать стратегические, программные и иные документы, влияющие на сферу деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов и отрасли в целом, в том числе:

концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
стратегии долгосрочного социально-экономического развития регионов, в которых организация осуществляет деятельность;
планы (программы) приватизации федерального, государственного и муниципального имущества;
федеральные целевые программы;
федеральную адресную инвестиционную программу;
региональные целевые программы.

В ДПР необходимо выделить следующие блоки:

1. Оценка степени достижения плановых значений показателей результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов, определенных ранее утвержденными программными документами организации.

2. Анализ перспектив экономического развития организации в отрасли с учетом текущих результатов ее деятельности.

3. Перечни программных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, к поставленным срокам.

4. Анализ рисков и возможностей, связанных с реализацией мероприятий ДПР.

Таким образом, долгосрочная программа развития представляет собой подробное описание мер и методик по достижению стратегических целей компании с указанием целевых значений и результатов по каждому программному мероприятию. ДПР как инструмент управления имеет значительный потенциал повышения эффективности деятельности акционерного общества.

Важная роль в реализации процесса повышения эффективности деятельности госкомпании отведена контролю над выполнением и достижением целевых показателей ДПР.

Контроль должен осуществляться как внутренними органами управления общества, так и внешними аудиторами. Руководство и менеджмент организации в оперативном режиме, основываясь на данных финансовых и управленческих отчетов, анализируют достижения и причины недостижения целевых показателей программных мероприятий ДПР. Своевременно вводят корректировки в деятельность организации, отталкиваясь от постоянно меняющихся экономических условий, что обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленных стратегических целей.

По результатам финансового года рекомендуется проводить мониторинг реализации ДПР сторонним аудитором.

С целью методической поддержки госкомпаний и обеспечения стандартизации процессов контроля за реализацией ДПР на официальном сайте Росимущества в разделе «Корпоративное управление» размещены Типовой стандарт проведения аудиторской проверки реализации ДПР открытых акционерных обществ, а также примерное техническое задание для проведения аудиторской проверки реализации ДПР.

Предметом аудита реализации ДПР определено проведение экспертной оценки следующих составляющих:

достоверности значений фактических показателей результатов деятельности госкомпании по итогам аудируемого периода и степени достижения их плановых значений;
эффективности целевого использования госкомпанией средств соответствующих бюджетов в течение аудируемого периода;
причин отклонения фактических значений показателей результатов деятельности госкомпании от запланированных долгосрочной программой развития.

Типовой стандарт является образцом внутреннего документа акционерного общества, устанавливающего порядок обеспечения проведения аудита реализации долгосрочной программы развития.

Техническое задание разработано в целях определения минимального перечня требований к проведению аудита в части реализации госкомпанией ДПР, способствующего выработке необходимых управленческих решений. Данные решения направлены на повышение эффективности деятельности и определяют состав задач и подзадач, необходимых для выполнения аудитором.

Результаты аудита ДПР обеспечивают возможность оперативного контроля за процессом выполнения поставленных стратегических целей с учетом заключения внешнего аудитора о выполнении ДПР, что, в свою очередь, позволяет сформировать более подробное представление о деятельности организации.

Особенности процесса утверждения и корректировки ДПР

Методическими рекомендациями определена процедура согласования и утверждения ДПР, которая включает в себя согласование проекта ДПР с курирующим деятельность общества федеральным органом исполнительной власти, Росимуществом, а также с Правительством Российской Федерации.

Окончательный проект ДПР утверждается на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества. Данная процедура занимает большое количество времени.

Часто у руководителей обществ возникает вопрос: есть ли необходимость повторно проходить процедуру согласования в случае внесения корректировок в ДПР?

Системные документы, определяющие деятельность обществ (некоторые из них являются регуляторами целых отраслей экономики), нуждаются в обязательном согласовании с органами государственной власти. Это отчасти усложняет процесс утверждения ДПР, но и усиливает акционерный контроль и позволяет акционеру эффективно и своевременно контролировать процесс долгосрочного планирования, что способствует увеличению прозрачности корпоративной структуры.

Создание прозрачного механизма стратегического планирования и повышение инвестиционной привлекательности обществ с государственным участием

Важной предпосылкой для развития института стратегического планирования в государственном секторе является повышение инвестиционной привлекательности. Большая часть госкомпаний включена в прогнозный план приватизации. Государство таким образом стремится стимулировать спрос на ликвидные государственные активы и, реализовав их по рыночной цене, извлечь прибыль от вложений. Формирование в приватизируемых организациях прозрачной системы стратегического планирования, качественного корпоративного управления существенно повышает их привлекательность в глазах инвестиционного сообщества.

Динамичности в реализацию данного процесса добавило поручение Росимущества акционерным обществам включить в годовой отчет информацию о выполнении мероприятий ДПР и о достижении целевых значений показателей эффективности, в том числе:

информацию о наличии в АО стратегии развития;
информацию о наличии в АО долгосрочной программы развития;
информацию об изменениях в стратегии развития и ДПР по сравнению с предыдущим годом;
информацию о наличии в АО иных программ (в том числе инвестиционных, инновационных и прочее) в рамках реализации стратегии развития и ДПР;
информацию о наличии в АО утвержденной программы отчуждения непрофильных активов;
информацию о наличии в АО заключения аудитора о реализации ДПР;
информацию о наличии в АО утвержденной системы ключевых показателей эффективности;
краткое описание рисков АО и деятельности по управлению рисками;
описание принципов и подходов к организации системы управления рисками и внутреннего контроля.

Годовой отчет является публичным документом акционерных обществ и привлекает особое внимание инвестиционного сообщества; как следствие, у потенциальных инвесторов появляется более подробная информация о деятельности госкомпании, о ее внутренней структуре, что, несомненно, повышает инвестиционную привлекательность такого общества и, соответственно, будет способствовать реализации планов по приватизации.

Таким образом, актуальность и необходимость формирования в организациях с государственным участием прозрачной вертикальной системы стратегического планирования являются важнейшим фактором повышения эффективности управления активами.

Переформатирование устоявшихся принципов стратегического планирования с использованием лучших современных практик корпоративного управления и опыта зарубежных компаний призвано обеспечить самое положительное влияние на развитие и эффективную работу компаний в государственном секторе.

Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными ун

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов

Обзор документа

Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов 1. Общие положения

1.1 Настоящие Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 5 июля 2013 г. N Пр-1474.

1.2 Настоящие Методические указания:

1.2.1 устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования;

1.2.2 определяют перечень основных КПЭ для различных госкомпаний, с учетом сегментации, а также особенности применения КПЭ.

1.2.3 Определяют алгоритм утверждения КПЭ, алгоритм мониторинга и контроля за исполнением КПЭ, а также основные положения о взаимосвязи КПЭ с мотивацией членов органов управления компаний с государственным участием.

2 Основные термины и определения

Абсолютный показатель - показатель в форме абсолютной величины, отражающий временные или стоимостные характеристики процессов.

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Бизнес-план - документ, описывающий бизнес-процессы и механизмы их реализации с целью достижения целей, заявленных менеджментом в стратегии развития госкомпании.

ГД - генеральный директор.

Госкомпания - исходя из целей настоящих Методических указаний под термином "госкомпания" понимаются следующие организации:

- акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного*(1) участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в совокупности превышает пятьдесят процентов;

- общества с ограниченной ответственностью с государственным участием, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в совокупности превышает пятьдесят процентов;

- федеральные государственные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия;

- иные хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также созданные в соответствии с указами Президента Российской Федерации компании, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Долгосрочная программа развития - внутренний программный документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов.

Исполнительный орган общества - орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению обществом (единоличный исполнительный орган/коллегиальный исполнительный орган).

Ключевой показатель эффективности (КПЭ) - оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач. Показатели КПЭ являются измерителями целей определенных стратегией развития и плановых значений, заложенных в долгосрочной программе развития госкомпании.

Комитет по стратегии - комитет, созданный при совете директоров (наблюдательном совете) госкомпании, для подготовки предложений совету директоров (наблюдательному совету) госкомпании по определению направления деятельности госкомпании и выработки стратегии развития госкомпании.

Матрица полномочий и ответственности - документ, отражающий распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями компании.

Менеджмент/руководители госкомпаний - высшие должностные лица компаний, которые определяют общую стратегию компании, принимают решения на высшем уровне, выполняют представительские обязанности.

МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.

Общество с ограниченной ответственностью - общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

ОСА - общее собрание акционеров.

Относительные показатели - экономические показатели, определяемые в виде отношения абсолютного показателя к базисному значению или в виде соотношения двух разнородных показателей.

Публичная компания - акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.

РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета.

СД/НС - совет директоров/наблюдательный совет (далее по тексту - СД).

Система ключевых показателей эффективности (система КПЭ) - совокупность взаимосвязанных индивидуальных численных показателей, сформированных на основе стратегии развития госкомпании, с помощью которых оценивается эффективность деятельности менеджмента госкомпании.

Стратегия развития - документ, утвержденный органами управления госкомпании или федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится ФГУП, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации, информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет для госкомпаний и не менее 3-5 лет для ФГУП.

Чистая прибыль - часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).

Эффективность деятельности - это соотношение полученного результата, отражающего достижение поставленной цели, и использованных ресурсов.

CIR (Cost income ratio) - соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке.

EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - прибыль до вычета расходов по процентам, по налогу на прибыль (в том числе отложенного) и амортизационных отчислений. EBITDA служит для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности компании вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений.

NetDebt - сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств. При этом, кредиты и займы должны быть в оценке согласно стандарту МСФО (IAS) 23.

NPL (Non-performing loan) - доля просроченной задолженности сроком 90 дней и более в кредитном портфеле общества финансового сектора.

ROE (Return on equity) - коэффициент рентабельности собственного капитала - отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.

ROIC (Return on Invested Capital) - коэффициент рентабельности инвестированного капитала - отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой величине суммарного инвестированного капитала.

TSR (Total shareholders return) - совокупная акционерная доходность (обобщающий показатель для оценки годовых результатов создания благосостояния акционеров). Данный показатель представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов.

3. Цели, задачи, принципы и структура системы КПЭ 3.1. Основные цели системы КПЭ

3.1.1. Настоящие Методические указания определяют перечень основных требований к ключевым показателям эффективности (далее - КПЭ), необходимым к принятию госкомпаниями.

3.1.2. Настоящие Методические указания разработаны с целью методической и консультационной поддержки госкомпаний при формировании и внедрении системы КПЭ.

3.1.3. Требования к системе КПЭ госкомпаний, указанные в настоящих Методических указаниях, предусматривают всесторонний анализ деятельности госкомпании и позволяют провести оценку работы менеджмента и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об оплате труда, а также кадровых решениях.

3.1.4. Методические указания содержат типовую структуру системы КПЭ госкомпании, соответствующую целям госкомпании, стратегии и долгосрочной программе развития госкомпании, и предназначенную для регулярного планирования и контроля исполнения и достижения, определенных стратегией госкомпании, целей и реализации мероприятий, определенных долгосрочной программой развития.

3.1.5. Основной целью внедрения КПЭ является перевод стратегии и долгосрочной программы развития госкомпании в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

3.2. Основные задачи системы КПЭ

3.2.1. оценка достижения стратегических целей госкомпании;

3.2.2. мониторинг и контроль реализации стратегии госкомпании;

3.2.3. создание должной мотивации менеджмента госкомпании с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей госкомпании.

3.3. Основными задачами для госкомпании в рамках разработки и внедрения системы КПЭ являются следующие:

3.3.1. разработка перечня КПЭ в соответствии со стратегическими целями, определенными в стратегии развития госкомпании, а также методики расчета их значений;

3.3.2. разработка механизма установления целевых значений КПЭ;

3.3.3. разработка процедур, обеспечивающих реализацию процесса подготовки инициатив для достижения стратегических целей ("план стратегических инициатив");

3.3.4. разработка матрицы полномочий и ответственности за реализацию КПЭ на уровне структурных подразделений (бизнес-единиц и бизнес-функций) и должностных лиц;

3.3.5. разработка процедур, обеспечивающих мониторинг фактических значений КПЭ.

3.4. Система КПЭ госкомпании должна строиться на следующих принципах

3.4.1. прозрачность и измеримость КПЭ;

3.4.2. минимальная достаточность КПЭ;

3.4.3. комплексная характеристика деятельности госкомпании;

3.4.4. наличие оперативных показателей длительности и стратегических показателей развития госкомпании (краткосрочные и долгосрочные цели);

3.4.5. непротиворечивость показателей КПЭ;

3.4.6. ориентированность на рост финансовых и производственных результатов госкомпании.

4. Сегментация госкомпаний по признакам, влияющим на определение КПЭ 4.1. Настоящие Методические указания предусматривают следующую сегментацию госкомпаний, влияющую на определение системы КПЭ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

4.4.1. акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, пакеты акций (доли) которых находятся в федеральной собственности, и в уставном капитале которых доля прямого или косвенного*(2) участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в совокупности превышает пятьдесят процентов (далее - Общества);

4.4.2. федеральные государственные унитарные предприятия и государственные унитарные предприятия (далее - унитарные предприятия);

4.4.3. государственные корпорации, государственная компания (далее - ГК) и их дочерние и зависимые организации.

5. Ключевые показатели эффективности 5.1. Рекомендации по формированию системы КПЭ для Обществ

Для Общества применяются:

- финансово-экономические показатели (по перечню показателей, указанному в п. 5.1.1 настоящих Методических указаний);

- отраслевые показатели (по перечню показателей, указанному в п. 5.1.2 настоящих Методических указаний);

- для обществ (за исключением финансового сектора);

- для обществ финансового сектора;

- показатели депремирования менеджмента Общества (по перечню показателей, указанному в п. 5.1.3 настоящих Методических указаний).

Показатели КПЭ и их веса могут изменяться от одного планового периода к другому, стимулируя развитие бизнеса госкомпании в необходимом направлении.

5.1.1. Финансово-экономические показатели эффективности (КПЭ) для Обществ

Система КПЭ должна основываться на краткосрочных (от 1-3 лет), среднесрочных (с 3-5 лет) и долгосрочных (с 5-10 лет и более) показателях, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности Общества на основе консолидированной финансовой отчетности Общества, подготовленной в соответствии с МСФО. При отсутствии МСФО в качестве основы используется сводная отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ.

Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до 70% от суммы весов всех показателей. При этом в рамках утверждения системы КПЭ для Обществ, являющихся институтами развития (ОАО "АИЖК", ОАО "Росагролизинг", ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО"), допускается снижение веса финансово-экономических показателей до 30% от суммы всех КПЭ Общества.

Общее количество финансово-экономических показателей рекомендуется установить в размере не более 7 показателей. При этом показатели N 1 и N 2 (см. таблицу 1 и 2 ) являются обязательными к применению в Обществах и должны иметь общий вес не менее 30% от суммы общего веса всех показателей Общества и положительную динамику значений*(3) .

К показателям на усмотрение СД Общества при необходимости можно отнести в том числе экономические показатели - создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда и пр.

Целевые значения соответствующих показателей утверждаются для каждого Общества советом директоров с учетом требований, установленных настоящими Методическими указаниями. Установленные целевые значения показателей на текущий календарный год корректировке не подлежат (если иное не установлено действующим законодательством либо нормативными правовыми актами), при этом отклонения от целевых значений показателей подлежат детальному объяснению менеджментом госкомпании членам СД.

Общий вес финансово-экономических КПЭ для Обществ:

- институты развития (ОАО "Росагролизинг", ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО", ОАО "АИЖК") - 30-50%;

- прочие хозяйственные общества - 50-70%.

Финансово-экономические показатели для Обществ (за исключением финансового сектора) включают в себя:

Показатель на усмотрение СД

На усмотрение СД

5.1.2. Показатели эффективности (КПЭ), учитывающие отраслевую специфику

В части отраслевых КПЭ для Обществ, необходимо предусмотреть не более 4 показателей, учитывающих специфику деятельности Общества, политику государства в отношении развития конкретного Общества и отрасли в целом, положения существующих госпрограмм, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и курирующих федеральных органов исполнительной власти в части развития Общества.

Наименование и порядок расчета отраслевых показателей подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере (госкорпорациями), до утверждения целевых значений КПЭ СД.

Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется определить:

- общий вес отраслевых показателей в диапазоне от 30% до 50% от суммы всех КПЭ Общества;

- для обществ, являющихся институтами развития (ОАО "АИЖК", ОАО "Росагролизинг", ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО"), допустимо увеличение веса отраслевых показателей до 70% от суммы всех КПЭ Общества.

5.1.3. Показатели эффективности (КПЭ), используемые для депремирования менеджмента Обществ

Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется совету директоров утвердить показатели депремирования менеджмента Общества, пример которых представлен в таблице 3 .

Наименование показателя депремирования

На усмотрение СД

Вес показателей (КПЭ), целевое значение КПЭ, а также размер (%) депремирования определяются решением СД Общества.

5.2. Ключевые показатели эффективности для унитарных предприятий

Для унитарных предприятий устанавливаются финансовые ключевые показатели эффективности, если иное не установлено СД ГК (для ГУП, полномочия собственника в отношении которых от имени Российской Федерации осуществляет ГК):

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС и других обязательных платежей);

2. Чистая прибыль (убыток);

3. Чистые активы;

4. Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет или в доход ГК по итогам деятельности предприятия за предшествующий год;

5. Другие показатели, установленные в программах деятельности предприятия.

Вес, целевые показатели и значения КПЭ для предприятий устанавливаются программой деятельности и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с подведомственной принадлежностью.

5.3. Ключевые показатели эффективности для государственных корпораций и государственных компаний (ГК)

С учетом специфики деятельности ГК, являющихся некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией на основе имущественного взноса, целесообразно использование индивидуального подхода к определению ГК перечня КПЭ, достижение целевых (плановых) значений которых продиктованы долгосрочной программой развития ГК (стратегией развития ГК), программой деятельности ГК на среднесрочный период, утверждаемыми СД ГК и нормативно-правовыми актами регулирующими их деятельность.

- Государственная корпорация "Ростехнологии";

- Государственная корпорация "Росатом";

- Государственная корпорация "Олимпстрой";

- Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

- Агентство по страхованию вкладов;

- Государственная компания "Автодор".

Для организаций, в которых ГК в силу преобладающего участия в их уставных капиталах либо иным образом имеют возможность влиять на принимаемые этими организациями решения (дочерние и зависимые организации ГК, далее - организации ГК), необходимо применять КПЭ, предусмотренные п. 5.1 и 5.2 настоящих Методических указаний, если иное не установлено СД ГК (государственной компании).

По решению ГК для дочерних и/или зависимых компаний данных ГК могут устанавливаться альтернативные КПЭ, не предусмотренные п. 5.1 и п. 5.2 настоящих Методических указаний, достижение целевых (плановых) значений которых продиктовано стратегией развития ГК, утвержденной СД ГК, и нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Вид, наименование, вес, целевые показатели и значения КПЭ утверждаются соответствующими ГК.

6. Использование базы для сравнения

Менеджмент компании, а также СД может использовать следующую базу сравнения:

6.1. Ретроспективный анализ, в случае если это позволяют данные (в денежном и процентном выражении);

6.2. Сравнение факт/план значений в рамках исполнения ежегодного бизнес-плана, программы деятельности, программы реструктуризации, инвестиционной программы, финансовых моделей, стратегий и пр./бюджета отчетного периода, утвержденных СД;

6.3. Сравнение со среднеотраслевыми показателями.

7. Относительные/абсолютные показатели

7.1. Абсолютные величины используют при характеристике общей численности совокупности (численность работников, объемные, стоимостные величины и пр.) а также при оценке явлений (число аварий, смертность и пр.).

Выбор единицы измерения в каждом конкретном случае зависит от свойств признака, сущности его и задач и определяется самостоятельно госкомпанией.

7.2. Относительные величины дают числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин.

По способу получения относительные показатели всегда величины производные, определяемые в форме коэффициентов, процентов и пр.

7.3. Основная ставка должна быть сделана на относительные показатели, рассчитанные исходя из динамики изменения показателей в денежном и процентном соотношении, в части норм рентабельности собственного капитала (ROE ), совокупной акционерной доходности (TSR ), соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке (CIR ) и пр.

8. Источник получения информации

8.1. Для расчета планового значения КПЭ используется бизнес-план, программа деятельности, программа реструктуризации и инвестиционная программа госкомпании, индивидуальная, а также отраслевая стратегия развития, действующие государственные и федеральные целевые программы, федеральный закон о федеральном бюджете в части дивидендных выплат, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность госкомпании, а также в отдельных случаях решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, курирующих федеральных органов исполнительной власти в части развития госкомпании.

8.2. Для расчета фактического значения КПЭ используется финансовая (бухгалтерская) и иные отчетности, в том числе отчеты об исполнении бизнес-планов, программы деятельности, программы реструктуризации и инвестиционной программы, а также официальная статистика.

Основу расчета фактических значений показателей, характеризующих результат финансово-хозяйственной деятельности госкомпании, должна составлять аудированная консолидированная финансовая отчетность госкомпании, подготовленная в соответствии с МСФО, или аудированная сводная отчетность, подготовленная в соответствии РСБУ госкомпаний.

9. Алгоритм утверждения КПЭ для госкомпаний

9.1. Для целей настоящих Методических указаний в случае отсутствия СД компетенция СД переходит к ОСА.

9.2. Члены СД обеспечивают утверждение бизнес-плана, программы деятельности, программы реструктуризации и инвестиционной программы Общества с финансовой моделью, а также стратегию развития общества и долгосрочную программу развития, учитывающую отраслевую специфику. Горизонт, на который устанавливаются КПЭ, совпадает со сроком, на который разрабатывается стратегия, долгосрочная программа развития и соответствующая финансовая модель.

9.3. Менеджмент акционерного общества, на основе выбранной стратегии, с учетом долгосрочной программы развития, обеспечивает формирование КПЭ (перечень КПЭ, методику их расчета, целевые значения КПЭ с разбивкой по годам действия утвержденной стратегии (при первичном формировании КПЭ), а также в поквартальной разбивке значений КПЭ на отчетный год), с предварительным рассмотрением их комитетом по стратегии Общества (в случае наличия).

9.4. На уровне СД акционерного общества проводится утверждение КПЭ в соответствии с утвержденными целями стратегии и долгосрочной программы развития Общества.

9.5. Руководители Общества обеспечивают определение фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности за отчетный год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а также предложения по целевым значениям показателей на три последующих года (либо на срок формирования стратегии) в годовой отчет. В случае отклонения фактически достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений, в годовом отчете приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения.

9.6. При рассмотрении СД Общества годового отчета, утверждаются целевые значения показателей на три последующих года (либо на срок формирования стратегии). При этом ранее установленные целевые значения показателей за истекший год и на текущий календарный год корректировке не подлежат, если иное не установлено действующим законодательством и нормативными правовыми актами.

9.7. При рассмотрении СД акционерного общества вопросов распределения чистой прибыли и вопросов выплаты вознаграждения единоличному исполнительному органу, учитываются фактически достигнутые в отчетном году значения утвержденных КПЭ, а также причины отклонений от целевых значений в случае невыполнения/перевыполнения целевых значений.

9.8. В случае невыполнения целевых значений КПЭ, утвержденных СД, менеджмент Общества представляет СД обоснование причин, повлекших отклонение.

9.9. Алгоритм утверждения КПЭ в обществе с ограниченной ответственностью зависит от органа управления, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса.

9.10. В случае если уставом общества с ограниченной ответственностью предусмотрено наличие СД, то алгоритм утверждения КПЭ аналогичен алгоритму утверждения КПЭ в акционерном обществе.

9.11. При отсутствии в обществе с ограниченной ответственностью СД, решение об утверждении КПЭ принимаются на общем собрании участников общества.

9.12. Руководители унитарных предприятий обеспечивают определение фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности за отчетный год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а также предложения по целевым значениям показателей на 3 последующих года в проект программы деятельности унитарного предприятия. В случае отклонения фактически достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений, в программе деятельности приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения.

9.13. При рассмотрении проекта программы деятельности предприятия органом исполнительной власти (ГК), осуществляющим полномочия собственника имущества предприятия, орган исполнительной власти утверждает целевые значения показателей на три последующих года в составе программы деятельности предприятия в соответствии с порядком и сроками, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228. По истечении сроков, установленных данным нормативно-правовым актом, ранее установленные целевые значения показателей за истекший год и на текущий календарный год корректировке не подлежат.

9.14. При рассмотрении органом исполнительной власти (ГК) вопросов распределения чистой прибыли унитарного предприятия и вопросов выплаты вознаграждения руководителю предприятия учитываются фактически достигнутые в отчетном году значения показателей, указанных в пункте 5.2 настоящих Методических указаний.

9.15. По решению наблюдательных советов ГК, указанных в п. 5.2 настоящих Методических указаний, для предприятий, в отношении которых ГК осуществляет полномочия собственника, может быть предусмотрен иной алгоритм утверждения КПЭ. Указанный алгоритм утверждается соответствующими ГК.

Для ГК и иных созданных по решению Президента Российской Федерации компаний, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов:

9.16. Алгоритм утверждения КПЭ ГК может (по усмотрению ГК) быть идентичен алгоритму утверждения КПЭ Общества, но устанавливается индивидуально в соответствии с нормативными актами, регулирующими их деятельность.

10. Алгоритм мониторинга и контроля за исполнением показателей эффективности госкомпаний

10.1 Анализ достижения КПЭ руководством акционерных обществ проводится членами СД на ежеквартальной и ежегодной основе совместно с анализом годового отчета о деятельности, отчетов об исполнении бюджета, бизнес-плана, выполнения стратегических целей с предварительным рассмотрением на комитете по стратегии/кадрам и вознаграждениям при СД (в случае наличия), а также с привлечением представителей внутреннего аудита (в случае наличия).

10.2 Ежеквартально результаты выполнения КПЭ акционерных обществ оцениваются комитетом по стратегии/кадрам и вознаграждениям при СД (при наличии).

10.3 С целью обеспечения достоверности, не реже чем ежегодно, членам СД необходимо обеспечить проверку корректности расчетов КПЭ и соответствующих корректировок, а также обоснованность премирования руководства акционерного общества (с учетом выполнения КПЭ), с привлечением членов ревизионной комиссии и представителей внутреннего и/или внешнего аудита.

10.4 В отношении иных госкомпаний (не являющихся акционерными обществами) мониторинг и контроль за исполнением показателей эффективности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании действующих нормативно-правовых актов и внутренними нормативными актами госкомпаний.

10.5 По решению СД ГК, указанных в п. 5.3 настоящих Методических указаний, для их дочерних и/или зависимых компаний, а также подведомственных им ГУП, может быть предусмотрен иной алгоритм мониторинга и контроля за исполнением показателей эффективности. Указанный алгоритм утверждается соответствующими ГК.

10.6 Контроль за деятельностью ГК осуществляет Правительство Российской Федерации (и иные в случаях, установленных законом) на основе ежегодного предоставления следующих документов, подготовленных правлением и утвержденных СД (в случае наличия) ГК:

- заключения ревизионной комиссии (в случае наличия).

11. Связь показателей эффективности и мотивации менеджмента и членов СД

11.1 На основании утвержденных СД КПЭ необходимо обеспечить внесение изменений в действующие положения о вознаграждении исполнительных органов Обществ, членов СД Обществ (далее также - Положение о вознаграждении) и трудовой договор (контракт) с единоличным исполнительным органом госкомпании, в части включения в них обязанности по достижению утвержденных СД КПЭ.

11.2 Положение о вознаграждении должно содержать порядок расчета вознаграждения исполнительных органов и членов совета директоров Обществ за исполнение КПЭ, а также в случае невыполнения - необходимость предоставления исполнительным органом Общества членам СД подробной информации о причинах отклонений от утвержденных целевых значений.

11.3 Утвержденное Положение о вознаграждении должно быть общедоступно и подлежит обязательному размещению на официальном сайте Общества в сети Интернет.

*(1) Определяется наличием доли (вклада) в уставном капитале каждого акционерного общества в цепочке владения вплоть до Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в размере более 50%

*(2) Определяется наличием доли (вклада) в уставном капитале каждого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в цепочке владения вплоть до Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в размере более 50%

*(3) Для Обществ, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в соответствии с подведомственностью осуществляется утверждение единой/типовой отраслевой финансовой и инвестиционной политики, применение показателей N 1 и N 2 (таблица 1 и 2 ) не является обязательным. Установление альтернативных КПЭ для таких Обществ осуществляется по согласованию с ГК или СД госкомпаний.

*(4) При установлении целевого значения данного показателя рекомендуется учитывать/использовать динамику изменений отраслевого индекса

*(5) При установлении целевого значения данного показателя рекомендуется использовать динамику изменений отраслевого индекса

Формулы расчета финансовых КПЭ

сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств

Обзор документа

Даны методические указания по применению ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ) государственными корпорациями и компаниями, ГУПами, а также хозобществами, в уставном капитале которых доля участия России, региона в совокупности превышает 50%.

Здесь закреплены основы системы КПЭ. Определены ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования.

Перечислены основные КПЭ для различных госкомпаний с учетом сегментации, а также особенности их применения. Прописаны алгоритмы утверждения КПЭ, мониторинга и контроля за их исполнением, а также основные положения о взаимосвязи показателей эффективности и мотивации менеджмента и членов органов управления компаний.

Так, основной целью внедрения КПЭ является перевод стратегии и долгосрочной программы развития госкомпании в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

К основным задачам системы КПЭ отнесены следующие. Это оценка достижения стратегических целей госкомпании. Мониторинг и контроль реализации стратегии госкомпании. Создание должной мотивации менеджмента госкомпании с учетом ориентации сотрудников на достижение ее приоритетных целей.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter