Категория: Бланки/Образцы
Как написать речь на Защиту своей работы
Ни для кого не секрет, что в настоящее время редкий диплом читает кто-то, кроме его автора-дипломника и руководителя. Как высказался полушутя один дипломный руководитель: «На защиту выносится не работа, а речь и раздатка». И доля истины в этом есть. Как бы ни была хороша дипломная или выпускная квалификационная работа, но, по всей вероятности, никто из членов ГАК (Государственной Аттестационной Комиссии), перед которой за неделю проходит сотня дипломников, читать его, увы и ах. не будет.
Поэтому ближе к моменту защиты на первый план выходит необходимость написать доклад для выступления перед комиссией (она же – «речь на защиту», «доклад на защиту» и даже «защитная речь»). И студент, который героически преодолел всю эпопею с написанием работы, вдруг теряется. Что говорить на защите, чтобы максимально полно и четко отразить содержание дипломной работы и в то же время уложиться в жесткий лимит времени, отведенный для выступления?
Постараемся набросать план действий, в результате которых любой счастливый обладатель завершенной дипломной работы может получить достойную речь для выхода на защиту.
Перво-наперво копируем из диплома введение и заключение (исходим из того, что они были написаны правильно). И, используя их, компонуем речь по следующей канве.
1. «Уважаемый Председатель и члены государственной экзаменационной комиссии, вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему. » Вариант: «Уважаемая комиссия! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «…».
Тема пишется полностью, как она была утверждена в свое время на выпускающей кафедре. Если присутствует практический раздел, обязательно упоминается, на примере чего.
2. Потом из введения 1-2 абзаца «подводки» к теме: текущая ситуация в стране и мире, поднятие проблематики, соответствующей теме работы.
3. «. Вот почему тема моего диплома достаточно актуальна в настоящее время/в современных условиях…»
4. Потом цели и задачи (из введения, можно подсократить).
5. Объект и субъект исследования (если есть), источники информации, методы, использовавшиеся при написании работы (из введения).
6. «Моя дипломная работа состоит из введения, 3-х глав. заключения, списка литературы», кратко описание каждой части работы (из плана).
7. «В первой главе работы я рассмотрел(а) теоретические аспекты. тра-та-та»
8. «Во второй главе мною были проанализированы. тра-та-та. результаты анализа вы можете увидеть в таблице 3 раздаточного материала. Были вскрыты следующие проблемы…»
9. «В результате с целью разрешения выявленных проблем/совершенствования деятельности. в третьей главе мною была предложена методика/выдвинуты предложения/высказаны рекомендации. » снова ссылка на раздаточный материал, если таковой имеется.
10. «В связи со всем сказанным настоящая работа имеет практическое значение. тра-та-та. Результаты проведенных исследований/положения методики могут использоваться…»
11. «Студент(ка) Фамилия Имя Отчество доклад по выпускной квалификационной работе на тему: «…» закончил/а. Спасибо за внимание!»
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОКЛАДА ПРИ ЗАЩИТЕ РАБОТЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
1. Представление студента и темы работы.
2. Причины выбора и актуальность темы.
3. Цель работы и ее задачи.
4. Предмет, объект и хронологические рамки исследования.
5. Логика построения работы в первой и второй главах (вопросах).
6. Обоснование каждого вывода и предложения, содержащегося в третьей главе (вопросе).
7. Основные положения новых документов, опубликованных после представления работы к защите.
8. Работа, проделанная студентом, по замечаниям руководителя и рецензента.
9. Заключительная часть (перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы).
Расчет времени для дипломной работы:
п. 1-4 — до 2 мин;
п. 5 — до 2 мин;
п. 6 — до 5 мин;
п. 7-9 — до 1 мин.
Объем: 5-6 листов текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал.
Лилия Молокоедова
Ирина Самарина
Источник: http://studentochka.ru/
ПОКАЖЕМ СЕБЯ В ДЕЛЕ
Рано или поздно наступает момент, когда необходимо продемонстрировать полученные знания. С практическими навыками (вождение автомобиля, управление станком, вязание или программирование) такой проблемы не возникает — учебная практика плавно переходит в повседневную деятельность. А как быть, когда надо продемонстрировать теорию?
Готовимся к экзамену
От сессии до сессии живут студенты, как мы знаем, весело, а потом начинается аврал и цейтнот. Так что, запомните главное правило любого обучения и подготовки к экзаменам: процесс должен протекать стабильно и непрерывно. Тому, кто учился в течение всего семестра, гораздо проще подготовиться к экзамену, чем тому, кто решил взяться за ум за неделю до часа Х. Но, независимо от того, насколько загодя вы приступили к подготовке, вам пригодятся следующие правила:
— Подсчитайте количество дней до экзамена и равномерно распределите билеты так, чтобы на каждый день приходилось энное «обязательное» количество. Перед датой экзамена оставьте один день на общее повторение и один — на полноценный отдых.
— Привлекайте своих однокурсников и приятелей к процессу подготовки. Рассказывайте и отвечайте друг другу на вопросы из билетов, пересказывайте содержание дополнительных источников по изучаемой теме. Это поможет вам не только лучше выучить материал, но и прибавит уверенности при устном ответе — к моменту сдачи экзамена у вас уже будет некоторый опыт обсуждения темы.
— Пишите шпаргалки — это поможет лучше запомнить информацию, а также позволит повторить самые сложные темы перед тем, как зайти в аудиторию. А вот использовать шпаргалки по прямому назначению не стоит.
Научная работа
Даже если вы не планируете строить научную карьеру, без написания рефератов, курсовых и дипломных работ не обойтись. Если последуете нашим советам, то работа над ними покажется не такой уж сложной. А полученные навыки пригодятся, например, при составлении отчетов для шефа.
— Определитесь с темой. Не стоит брать очень популярную, рассчитывая на обилие полезных источников. Работ и разработок может оказаться так много, что вам уже просто нечего будет написать. В то же время, если возьметесь писать по редкой тематике, могут возникнуть проблемы с дополнительной литературой. Так что, перед тем, как определиться с темой, проведите «разведку» в сфере первоисточников. И самое главное — постарайтесь сохранить интерес к выбранной теме.
— Перед началом работы поинтересуйтесь у преподавателя/научного руководителя требованиями: каков должен быть объем, правила оформления, сколько необходимо использовать источников и каков допустимый процент ссылок. Если не учтете эти нюансы, рискуете перекраивать уже полностью готовую работу.
— Составьте для себя четкий план изложения: вступление, главы, выводы и рассортируйте материал в соответствии с планом.
— Старайтесь написать работу раньше заданного срока. В этом случае у вас всегда будет запас времени, чтобы при необходимости что-то подправить.
Оратория
Публичные выступления — это целое искусство. Недаром в древние времена послушать знаменитых ораторов собирались сотни и тысячи людей. Конечно, уровня древнегреческих ораторов за несколько дней подготовки вам не достичь, но обещаем, что если воспользуетесь нашими советами — выступление прозвучит достойно.
— Оратор, читающий с листа, выглядит не очень красиво. К тому же, при таком выступлении теряется самое главное — контакт со слушателями. Поэтому постарайтесь продумать и запомнить текст. А на шпаргалке составьте план и напишите опорные пункты доклада.
— Не будем советовать вам уподобляться Демосфену — набирать в рот морские камни. Но если у вас проблемы с дикцией, постарайтесь над ними поработать. В этом вам помогут скороговорки и фонетические упражнения.
— Проверьте по словарю постановку ударений в сомнительных для вас словах и потренируйтесь правильно произносить имена собственные и сложные термины.
— Постарайтесь продумать возможные вопросы аудитории и то, как вы будете на них отвечать.
— Проговорите вслух ваш доклад несколько раз, хорошо, если при этом найдется, кому вас послушать и сделать замечания.
о жёлтой собачке
Много лет назад коллега рассказал мне про художника и маленькую желтую собачку.
О каком конкретно художнике шла речь -- он, кажется, не говорил, сам не помнил, или сказал, а я забыла, но это был модный светский художник, писавший картины на заказ. И на всех своих картинах он рисовал маленькую желтую собачку. Например, дочери заказчика, одетые пастУшками, повязывают розовый бантик на козочку, а сбоку резвится маленькая желтая собачка. Или заказчица, вся такая томная и подфотошопленная, белоснежными зубками задумчиво грызет кончик пера, сочиняя любовное послание, -- а возле ее подола прилегла маленькая желтая собачка. Или заказчик вместе с Никитой Сергеичем обозревает бескрайние кукурузные поля, а к их ботинкам жмется. Ну, вы поняли.
Однажды в мастерскую к художнику пришел его друг и увидел множество незаконченных или почти законченных картин, и на всех была эта маленькая желтая собачка. Чья это собачка, чем она так дорога тебе, спросил друг, что ты рисуешь ее на всех своих полотнах?
И художник ответил, что не знает он эту собачку и ничуть она ему не дорога, потому и рисует. Ведь клиент, сказал он, не может сказать -- да, чувак, ты гений, всё зашибись, и сразу отсчитать бабки. Он должен покочевряжиться, обозначить, кто тут главный, показать свой художественный вкус. Вот тут ему и попадается на глаза эта маленькая желтая собачка. А это что за шавка? -- спрашивает клиент. О'кей, отвечает художник, собачку можно убрать, и так и быть -- я сделаю это совершенно бесплатно. Других претензий у клиента обычно не находится.
Так что это очень полезный зверь, маленькая желтая собачка .
СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДИКЦИИ
Дикция – необходимое качество хорошей речи; она является основой для других качеств речи: темпа, громкости, тембра. Для исправления дикции применяется такое средство, как чтение скороговорок.
Произнесите скороговорки несколько раз подряд, добиваясь четкости артикуляции.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова.
Шли три попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.
Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку – цап!
Петр Петрович Петров, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак – он и продал так.
Осип орет, Архип не отстает – кто кого переорет, Осип осип, Архип охрип.
Купи кипу пик.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!
Променяла Парасковья карася на три пары чернобурых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про такие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Жили-были три японца: Як, Як Цедрак, Як Цедраки Дрони, жилибыли три японки: Цыпа, Цыпа Дрипа, Цыпа Дрипа Лимпопони. Вот родились у них детки: у Яка с Цыпой Шах, у Яка Цедрака с Цыпой Дрипой – Шах Шахмат, У Яка Цедрака Дрони с Цыпой Дрипой Лимпопони – Шах Шахмат Шахмони.
Уважаемый председатель государственной Аттестационной комиссии! Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!
Разрешите представить вашему вниманию квалификационную работу на тему: Влияние эмоционального состояния детей младшего школьного возраста на их успеваемость.
Ребёнок младшего школьного возраста овладевает навыками ориентировки в своём внутреннем мире, где происходит формирование эмоциональной сферы. Нормальному эмоциональному самочувствию ребёнка в школе препятствует переживания, тревожность, страх в тех или иных ситуациях. Своевременное выявление и 'Определение причин влияющих на дисгармонию эмоциональной сферы, что безусловно имеет влияние на всю жизнедеятельность ребёнка, проведение своевременных коррекционных мероприятий актуально и на сегодняшний день.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей эмоциональных состояний младших школьников влияющих на их учебную деятельность.
Предметом исследования: влияние эмоционального состояния младшего школьника на его успешную учебную деятельность. Объектом исследования выступила эмоциональная сфера младших школьников.
Выдвинута гипотеза: Эмоциональное состояние младших школьников связано с их успешной учебной деятельностью.
Согласно цели и гипотезы исследования определены задачи:
1. Анализ, обзор теоретической научной литературы по проблеме влияния эмоционального состояния детей младшего школьного возраста на их успеваемость.
2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального состояния младших школьников на их успешную учебную деятельность с применением математического метода исследования.
3. Разработка рекомендации для родителей, учителей.
В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (4 класс), где 13 девочек и 17 мальчиков. Все дети обучаются по традиционной программе «1-4».
Базой для исследования была определена МБОУ СОШ № 8 г. Октябрьского Республики Башкортостан. Исследование проводилось поэтапно. На подготовительном этапе определена база исследования, количество детей младшего школьного возраста для проведения исследований. На 1 этапе подобраны методики с учётом возрастных особенностей детей, с целью изучения особенностей эмоционального состояния младших школьников, влияющих на их успешную учебную деятельность. На 2 этапе произведён анализ школьной документации, с целью выяснения успеваемости исследуемых детей младшего школьного возраста. На 3 этапе проведено исследование особенностей эмоциональной сферы младших школьников при искусственно созданной отрицательной ситуации, где проведён предупредительный диктант. На 4 этапе создана положительная ситуация, где проведено повторное исследование особенностей эмоциональной сферы младших школьников и детьми написан дополнительный предупредительный диктант. На 5 этапе произведён анализ результатов, с целью выявления особенностей эмоциональных состояний, имеющих влияние на учебную деятельность младшего школьника.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Методы изучения эмоционального состояния младших школьников в школе. ( Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации "Домики" автор О.А.Орехова. Методика Прихожан A.M. "Личностная тревожность")
2. Архивный и математический метод исследования
(Метод ранговой корреляции по Спирмену).
Квалификационной работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, рекомендаций, приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проблемы влияния эмоционального состояния детей младшего школьного возраста на их успеваемость.
Вторая глава посвящена эмпирическим исследованиям особенностей эмоционального состояния младших школьников, имеющих влияние на успешную учебную деятельность, где изложены используемые методики, процедура и анализ исследований.
Выводы по проведённым исследованиям:
1. На успешную учебную деятельность влияет эмоциональное состояние младших школьников.
2. Отрицательные ситуации в классе влияют на повышение общей тревожности младших школьников, что снижает эффективность учебной деятельности.
3. Учитель, обучающий детей младшего школьного возраста, имеет влияние как на эмоциональное состояние ребёнка, так и на социально- психологический климат в целом.
Каким бы великолепным не был ВКР, без квалифицированного его представления невозможно получить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник его представит.
В тексте выступления студент-выпускник должен обосновать актуальность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме (проблеме), показать научную новизну и практическую значимость исследования, дать краткий обзор глав выпускной квалификационной работы и, самое главное, представить полученные в процессе результаты.
Первоначально остановимся на содержании выступления и использовании результатов исследования.
Во-первых, текст выступления должен быть максимально приближен к тексту ВКР, поэтому основу выступления составляют Введение и Заключение, которые используются в выступлении практически полностью. Также практически полностью используются выводы в конце каждой из глав.
Во-вторых, в выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в выпускной квалификационной работе. Использование в выступлении данных, не использованных в ВКР, недопустимо.
5. Критерии оценки выпускной квалификационной работыВ соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации итоговая государственная аттестация студентов-выпускников проводится в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, по направлениям и специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и завершается выдачей диплома государственного образца.
Защита ВКР заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется за ВКР, который носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий анализ практики управления, финансово-хозяйственной деятельности организации, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями; работа имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента.
При защите студент-выпускник показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, во время доклада использует наглядность (презентация, таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за ВКР, который носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными проектными предложениями. Работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При защите студент-выпускник показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядность (презентация, таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется за ВКР, который носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные проектные предложения. В отзывах рецензентов имеются серьезные замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется за ВКР, который не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются серьезные критические замечания и претензии к содержанию и/или процессу подготовки. При защите выпускной квалификационной работы студент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки; к защите не подготовлены наглядные пособия или раздаточный материал.
5. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙРАБОТЫ
5.1. Оценка работы руководителем, предзащита, рецензирование
Отзыв руководителя ВКР. После завершения студентом работы и окончательного оформления ВКР руководитель дает развернутый отзыв (см. Приложение Ж), в котором всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления ВКР в ГАК.
В отзыве необходимо охарактеризовать актуальность рассмотренных вопросов, теоретический уровень и практическое значение результатов и выводов по работе, логику переходов от раздела к раздела, обоснованность выводов и предложений, ритмичность выполнения работы в соответствии с графиком, добросовестность и дисциплинированность студента в выполнении общего графика дипломного проектирования и соблюдение им сроков представления отдельных разделов в соответствии с заданием на ВКР, степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленных студентом в период написания ВКР, степень соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР. Руководитель оценивает целесообразность проведенного внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на производстве и в учебном процессе; дает предварительные рекомендация на конкурс или выставку ВКР; к продолжению исследования, дальнейшему обучению в аспирантуре или возможному трудоустройству на выпускающей кафедре и другую необходимую информацию.
В заключительной части отзыва руководитель рекомендует оценку по четырехбалльной системе и рекомендует или не рекомендует присвоить квалификацию.
По желанию руководителя могут быть внесены в отзыв некоторые нестандартные подразделы и сведения о ВКР, но их согласование с заведующим выпускающей кафедрой обязательно.
Нормоконтроль. Цель нормоконтроля — проверить соответствие оформления работы требованиям кафедры и института, а также комплектность всех предоставляемых материалов. Нормоконтроль осуществляет научный руководитель студента, который несет ответственность за соответствие ВКР требованиям к написанию и оформлению работы. После этого научный руководитель подписывает титульный лист ВКР. Подпись научного руководителя является подтверждением соответствия ВКР требованиям нормоконтроля.
Анализ работы на соответствие требованиям нормоконтроля длится не более трех дней.
При несоблюдении требований нормоконтроля студент не допускается к защите до момента исправления отмеченных недостатков.
Предзащита ВКР. Предзащиты проводятся по графику утвержденному заведующим кафедрой. Процедура предзащиты в целом аналогична процедуре защиты. Предзащита происходит перед комиссией кафедры.
Предзащита проводится на открытом заседании кафедры в два этапа: -
1тап — защита теоретической части ВКР до начала прохождения преддипломной практики. Результаты этого этапа предзащиты оформляются в сборник научных статей студентов института. Кроме того, успешной прохождение студентом этого этапа является допуском к зимней сессии;
2 этап — защита практической части ВКР, которая проходит после защита отчета по преддипломной практике.
В качестве предзащиты может быть принято выступление студента на студенческой научной конференции, если текст его выступления в целом совпадает с темой ВКР.
После устранения замечаний завершенная и полностью оформленная работа за две недели до защиты передается студентом на кафедру.
В случае если предоставленная работа не соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, обсуждение вопроса о допуске к защите в ГАК выносится на заседание кафедры с приглашением студента и научного руководителя.
Допуск к защите. Допуск к защите ВКР производится выпускающей кафедрой не позднее, чем неделю до начала работы ГАК на основании предварительного рассмотрения работы.
Заведующий кафедрой в установленные сроки (после ознакомления с ВКР, отзывом руководителя, результатами предзащиты, а также выяснения некоторых вопросов проектирования) определяет возможность допуска данного проекта к защите и ставит свою подпись на титульном листе проекта и дает указание о направлении ВКР на рецензирование.
К защите не допускаются студенты: не выполнившие учебный план; не сдавшие в срок все требуемые для защиты материалы; представившие ВКР, не отвечающую требованиям по своему содержанию; представившие небрежно оформленную работу; не сдавшие государственный экзамен. Студенты, не выполнившие без уважительных причин ВКР, отчисляются из института за неуспеваемость.
Отзыв рецензента. Для получения дополнительной оценки труда, студента проводится внешнее рецензирование ВКР специалистами в соответствующей области.
В качестве рецензента выступают работники предприятий (организаций), являющиеся высококвалифицированными специалистами по разрабатываемой теме, имеющие высшее образование. В качестве рецензентов могут привлекаться также преподаватели других вузов или института, если они не работают на выпускающей кафедре.
Сведения о рецензентах должны быть поданы студентами на кафедру за шесть недель до защиты. Список рецензентов согласуется заведующим выпускающей кафедры. В дальнейшем состав рецензентов утверждается директором филиала института по представлению заведующего кафедрой.
Студент обязан представить рецензенту расчетно-пояснительную записку к ВКР в переплетенном виде.
В рецензии (см. Приложение И) должны быть даны квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию, наличия собственной точки зрения автора, умения пользоваться методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки, в частности, указываются отступления от логичности и грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне ВКР.
В заключительной части отзыва рецензент рекомендует оценку по четырехбалльной системе и рекомендует или не рекомендует присвоить квалификацию.
После этого рецензент ставит подпись на титульном листе ВКР.
После рецензии в ВКР исправления не допускаются. Рецензия должна быть подписана, подпись должна быть скреплена печатью.
Рецензия должна быть получена не позднее, чем за три дня до защиты.
Заведующий кафедрой знакомит с рецензией руководителя ВКР и студента и направляет ВКР с рецензией в ГАК для защиты.
В случае, если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзывов руководителя и рецензента, не считает возможным допустить студента к защите ВКР в ГАК, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора работы.
Таким образом, все материалы, необходимые для защиты ВКР должны быть представлены на кафедру не позднее чем за три дня до защиты.
В случае, если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзывов научного руководителя и рецензента, не считает возможным допустить студента к защите ВКР перед ГАК, вопрос об этом должен рассматриваться на заседании кафедры с участием научного руководителя и автора работы. Решение кафедры доводится до декана факультета.
5.2. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы
Студент должен ознакомиться с рецензией и подготовиться к защите ВКР, которая заключается в работе над тезисами доклада по теме ВКР, редактировании графических (раздаточных) материалов, в подготовке ответа по существу замечаний, сделанных руководителем и рецензентом.
Перечень материалов, предоставляемых государственной аттестационной комиссии перед защитой. В ГАК перед защитой студентом должны быть предоставлены следующие материалы:
графический (раздаточный) материал;
4)электродная версия ВКР и раздаточных материалов.
Могут быть представлены, материалы, характеризующие научную и тактическую ценность ВКР (опубликованные по теме работы статьи; отзыв идущей организации; «правка, о внедрении результатов ВКР; прочие документы подтверждающие практическое использование работы). Перед окончательной сдачей материалов следует проверить: „ соответствие названия темы ВКР названию, утвержденному приказом ректора института;
- наличие всех необходимых подписей на документах, а также наличие всех необходимых отметок в зачетной книжке;
- наличие печати организации на отзыве рецензента. Таким образом, все материалы, необходимые для защиты ВКР должны быть представлены на кафедру за три дня до заседания ГАК.
Правила оформления и предоставления на кафедру электроннойверсии материалов ВКР. Электронная версия материалов ВКР должна полстью соответствовать бумажной версии материалов ВКР. Электронная версия должна быть также у материалов, представляемых в рукописной форме Материалы должны предоставляться на CD-диске. Электронная версия должна предоставляться в форматах *.doc, *.rtf.
Графические (раздаточные)материалы. Графические (раздаточные) материалы должны иллюстрировать важнейшие принципиальные вопросы работы которые студент должен осветить при защите, Следует стремится к тому, чтобы материалы отражали сущность работы, наглядно демонстрировали цель проектирования, методику и технику ее достижения и полученные вали цель проектирования результаты. Не рекомендуется воспроизводить стандартные схемы решения отдельных частных задач, которые использовав ВКР но не были предметом самостоятельной разработки. Следует избегать ненужного перечерчивания форм ранее существующих документов, не используемых в предлагаемом варианте.
В общем случае в графических материалах могут быть представлены: существующие и рекомендуемые структурные схемы управления организацией схема организационной структуры подразделения, схема взаимосвязи решаемой задачи с другими задачами системы в целом, технико-экономические показатели эффективности проектных решений и др.
Рекомендуется представить дерево целей или алгоритм исследования, показывающие структуру разделов ВКР, место и роль каждого раздела в общей структуре, приоритетность поставленных целей и задач. Особенно целесообразен лист с динамикой основных показателей деятельности организаций и коэффициентами пересчета экономических показателей для сравнимости по годам.
Ценится наличие в ВКР не только качественного описания процессов, но и методов оценки количественных показателей: наличие формул и условных обозначений в них для расчета основных показателей, а также глоссарий основных специальных терминов по проблеме.
Очень важен материал по оценке экономической эффективности выпускной квалификационной работы, включающий краткое описание предложенного методического аппарата, количественную оценку и графическую интерпретацию теоретического материала, а также основные выводы по разделу «Экономическое обоснование проектного решения».
Заключительным материалом логически является иллюстрация о внедрении разработок выпускной квалификационной работы на производстве, в учебном или научном процессе выпускающей кафедры. Лист должен содержать перечень методических рекомендаций по проблеме и названия выходных документов, а также меры по расширению масштаба внедрения представленных к защите разработок.
Таким образом, в содержание графических материалов могут быть включены рисунки, схемы, графики, таблицы, формульные зависимости, краткий текст, отражающие основные положения и результаты ВКР и сопровождающие доклад при ее защите. Причем, общая структура доклада студента должна соответствовать структуре представленных графических материалов, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.
Графические материалы, используемые при защите ВКР должны изготавливаться в виде раздаточного материала формата А4 для членов ГАК.
Желательно, чтобы общее число листов раздаточного материала не превышало пятнадцати. На каждый лист раздаточных материалов должныбыть ссылки в докладе.
Каждый лист раздаточных материалов должен иметь номер и наименование. Листы раздаточных материалов должны скрепляться при помощи пластикового скоросшивателя. Все материалы, выносимые на защиту, должны быть оформлены в строгом деловом стиле.
Защита ВКР может сопровождаться демонстрацией дополнительного иллюстративного материала в любой форме (брошюры, буклеты, рисунки, образцы продукции и т. п.).
Все материалы, выносимые на наглядную графику, должны быть оформлены так, чтобы студент мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны (доступны для ознакомления) всем присутствующим в аудитории: членам ГАК и другим присутствующим лицам.
Возможно оформление иллюстративного материала в виде презентации, выполненной с помощью программных средств (например, MS PowerPoint).
Рекомендуемый план доклада перед государственной аттестационной комиссией. При подготовке к защите ВКР очень важно наметить план, составить конспект доклада с изложением основных положений, посоветоваться с руководителем. Необходимо обратить внимание на логичность и последовательность изложения. Выступление следует предварительно продумать, для того чтобы речь была ясной и понятной, а материал доклада изложить в отведенное для выступления время.
Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.
Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания научной проблемы и формулировки цели работы, а затем, в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты, критические сопоставления и оценки. Заключительная часть доклада строится по тексту заключения ВКР, перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанный при характеристике глав основной части, собираются воедино основные рекомендации.
Рекомендуемая структура доклада:
Обращение к членам ГАК: «Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, присутствующие. Представленная выпускная квалификационная работа посвящена (разработке, анализу, исследованию и т. п.) Работа выполнялась на базе предприятия «Название предприятия». ».
Обоснование необходимости и актуальности решения проблемы, а также темы работы.
Содержание работы: объект, для которого ведется разработка; его характеристика; краткое содержание анализа состояния дел по проблеме и основные недостатки; проектные решения по разработке темы (структурным преобразованиям, технологии управленческих работ и т. п.); полученные результаты, ожидаемый эффект от их реализации; заключение.
4)«Доклад окончен. Благодарю за внимание». Продолжительность доклада —7-10 минут.
Текст должен быть написан, и его можно читать. Однако, если студент, не отрываясь зачитывает текст выступления, это производит неблагоприятное впечатление. Поэтому текст нужно хорошо знать для общения с аудиторией глазами.
5.3. Порядок защиты выпускной квалификационной работы на заседании государственной аттестационной комиссии
Государственная аттестационная комиссия: состав. Защита ВКР осуществляется на заседании ГАК. Состав ГАК утверждается ректором института не позднее, чем за месяц до начала итоговой государственной аттестации выпускников.
ГАК возглавляет председатель. Председателем ГАК утверждается как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии — кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. Кандидатура председателя ГАК утверждается Федеральным агентством по образованию по предложению университета не позднее, чем за два месяца до начала работы комиссии.
Государственная аттестационная комиссия: функции. Основными функциями ГАК являются:
определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;
разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы ГАК.
Государственная аттестационная комиссия:заседания. Защита ВКР проводится на открытых заседаниях ГАК с участием не менее двух третей состава.
Кроме членов ГАК на защите желательно присутствие научного руководителя и рецензента ВКР, а также возможно присутствие других студентов, преподавателей, администрации института и прочих заинтересованных в существе защищаемой работы лиц.
Государственная аттестационная комиссия: график работы. График работы ГАК составляется учебно-методическим управлением по предложению факультетов (формируются председателем ГАК и заведующим выпускающей кафедрой.
Выпускающая кафедра не позднее, чем за месяц до начала работы ГАК объявляет студентам график зашит ВКР, график проведения государственного экзамена и график проведения консультаций.
Изменение графика заседаний производится в исключительных случаях.
Процедура защиты. Публичная защита ВКР должна носить характер дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной (академической) этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций, содержащихся в ВКР.
Процедуру защиты ВКР перед ГАК можно представить в виде последовательности следующих шагов.
1)Секретарь ГАК дает краткую информацию по личному делу студента: представляет студента, отмечает полноту поданных в комиссию материалов.
2) Студент предоставляет членам комиссии графические (раздаточные) материалы.
3) Публичная защита ВКР начинается с доклада студента по теме ВКР. Студент в докладе (7—10 минут) излагает цели и задачи ВКР, дает характеристику объекта исследования, освещает результаты самостоятельно выполненного объема работ (исследования), приводит главные выводы теоретического и практического значения, а также важнейшие показатели экономической эффективности и практические рекомендации по использованию результатов и выводов ВКР.
4) После завершения доклада по предложению председателя члены ГАК задают студенту вопросы, как непосредственно связанные с темой ВКР, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой. Студент должен дать полные, четкие ответы.
5) Председатель предлагает всем присутствующим на заседании задать студенту вопросы по теме ВКР. Следуют вопросы присутствующих и ответы студента.
6) Не нужно торопиться отвечать на вопрос. Его необходимо выслушать до конца и понять. В случае, если вопрос не понят, надо попросить повторить его. Обычно второй раз тот же вопрос звучит уже в другой форме, которая может быть более понятной. Желательно отвечать спокойно, без лишней эмоциональности, немногословно.
После ответов студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю. В конце своего выступления научный руководитель дает свою оценку ВКР. В случае отсутствия последнего на заседании ГАК его отзыв зачитывает секретарь ГАК.
Студенту предоставляется слово для ответа на замечания руководителя (следует заранее продумать ответ).
После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В случае отсутствия последнего на заседании ГАК его отзыв зачитывает секретарь ГАК.
10) Студенту предоставляется слово для ответа на замечания рецензента, соглашаясь с ним или давая обоснованные возражения (следует заранее продумать ответ).
11) Секретарь ГАК зачитывает отзывы предприятий, организаций и учреждений, а также частных лиц, если таковые представлены в ГАК. Неофициальная дискуссия: допускаются краткие выступления членов ГАК, руководителя ВКР, рецензента ВКР, присутствующих на защите лиц.
12) Студенту предоставляется заключительное слово. Здесь студент может сказать о том, чем привлекла его именно эта тема, что было особенно интересным в процессе выполнения дипломного исследования и т.д. Правила публичной защиты требуют поблагодарить 1) научного руководителя (возможно, кого-то еще) за чуткое руководство, время и терпение, которые были уделены студенту в процессе выполнения им работы и т. п.; 2) председателя и членов ГАК за внимательное рассмотрение работы и сделанные замечания и т.п.
13)В целом на всю процедуру публичной защиты отводится не более 15 минут.
После того, как прошла защита последней ВКР, запланированной на данное заседание ГАК, начинается закрытое заседание ГАК. На закрытом заседании ГАК имеют право присутствовать только председатель ГАК, члены ГАК и секретарь ГАК.
На закрытом заседании члены ГАК обсуждают результаты защиты. При этом должны учитываться:
- теоретическая и практическая ценность ВКР;
- качество выполнения расчетно-пояснительной записки и графического материала;
- качество и форма изложения доклада на заседании ГАК, защита своих рекомендаций и ответы на вопросы;
отзывы рецензента и руководителя ВКР;
академическая успеваемость студента;
научная и общественная работа.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
«Отлично» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую часть, глубокий анализ, критический разбор деятельности предприятия, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы руководителя и рецензента. При ее защите студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по улучшению экономического положения предприятия, эффективному использованию ресурсов предприятия, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий анализ, критический разбор деятельности предприятия, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. При ее защите студент показывает знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по улучшению экономического положения предприятия, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы. Ответы на вопросы комиссии и замечания рецензента содержат малозначительные неточности.
«Удовлетворительно» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор деятельности предприятия, в ней просматривается непоследовательное изложение материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется за ВКР, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа и практического разбора деятельности предприятия (организации), не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания. При защите ВКР студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.
ГАК принимает решение о присвоении квалификации менеджер по специальности 080507 «Менеджмент организации» и выдаче диплома (с отличием или без отличия) студентам, защитившим ВКР и сдавшим государственный экзамен.
Отметка за ВКР вместе с названием темы работы заносится в приложение к диплому.
Студентам, сдавшим курсовые экзамены с оценкой «отлично» не менее 75% всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам с оценкой «хорошо», защитивших ВКР с оценкой «отлично», а также проявивших себя в научной и общественной работе выдается диплом с отличием.
Решение ГАК о присвоении квалификации и выдаче диплома принимается открытым голосованием большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Постановления ГАК оформляются протоколом а порядке установленном в университете и объявляются секретарем ГАК в день защиты после оформления протоколов. В протоколе фиксируется: итоговая оценка ВКР, вопросы и особые мнения членов комиссии. Также в протоколы вносятся предложения членов ГАК, руководителя, рецензента ВКР о практическом внедрении рекомендаций студента, а также рекомендации в аспирантуру лицам, получившим диплом с отличием.