Руководства, Инструкции, Бланки

под руководством какого скульптора исполнено убранство парфенона img-1

под руководством какого скульптора исполнено убранство парфенона

Рейтинг: 4.2/5.0 (1922 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Билет 5

/ билет 5

5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.). ХРАМ АПОЛЛОНА В БАСАХ середина V в. архитектор Иктин.

Бассы (др. греч. ущелье) в этой гористой местности, на западном склоне горы Котилион, на высоте 1130 метров над уровнем моря, жители города Фигалия основали святилище, посвященное Аполлону Эпикурейскому. Аполлон Эпикурий - Аполлон-спаситель, считалось, что он избавил город от эпидемии чумы. Храм Аполлона Эпикурейского - дорический гексастиль, 15 x 6 колонн. Он традиционно содержит три помещения: пронаос, наос, опистодом – помещение, расположенное за наосом, отделен отнего глухой стеной, сокровищница. Храм ориентирован с севера на юг. Такое расположение нехарактерно для древнегреческих храмов, его можно объяснить местоположением храма (на крутом склоне горы) или тем, что в храм включен более старый маленький храмик, ориентированный с запада на восток, который имеет особую дверь в длинной стене целлы. Целла разделена на два отделения, между которыми помещена в середине свободно стоящая колонна, увенчанная первой известной коринфской капителью. Внутри целлы к ее стенам приставлены поперечные стенки (архаичная черта), оканчивающиеся сливающимися с ними ионическими колоннами (всего десять колонн) с капителью, имеющими волюты с трех сторон, а над ними идет ионический фриз. Фриз, перемещенный с наружных стен в наос, посвящен темам амазономахии и кентавромахии. Главной особенностью храма является соединение в нем трех ордеров: дорического, ионического (колонны и ионический фриз в целле) и коринфская колонна.

5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.).

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР – один из трех основных архитектурных ордеров, в Греции считался разновидностью ионического ордера. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2 пол. V в. до н.э. получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. В период классики применялся архитектором Иктином в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе. Легенда о происхождении коринфского ордера: «изобретение же его капители, согласно преданию, произошло таким образом: одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканта. Акант, придавленный этой тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ назвали Кататехнос, проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинкуи на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера» Витрувий.

5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.).

ТЕОРИЯ ИС-ВА: «КАНОН» ПОЛИКЛЕТА, АРХИТЕКТУРНЫЙ ТРАКТАТ ИКТИНА И КАЛЛИКРАТА, ПОНЯТИЕ КАЛОКАГАТИИ. КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый) — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств - совершенство человеческой личности. Калокагатия была одновременно социальнополитическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить. Первые достоверные письменные свидетельства о Калокагатии связаны с Платоном, который обозначил так идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей.

«КАНОН» ПОЛИКЛЕТА. Поликлет был не только ваятелем, но и теоретиком ис-ва. Он создал трактат о пропорциях человеческого тела, которые находятся друг с другом в цифровом соотношении. Так, например, голова составляла 1/7 человеческого тела, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6 и т.д. Также в этом трактате воплощались идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Например, правая нога и левая рука напряжены, а с левой ноги и правой руки сознательно снята нагрузка, т. е. горизонтальные оси не параллельны, благодаря такому контрасту достигалась гармония и жизненность прямостоящей фигуры. Подобная композиция называлась контрапост. Канон Поликлета был воплощен им в статуе Дорифор ("Копьеносец"), которая стала эталоном. Статуя юноши полна уверенности; уравновешенность частей тела олицетворяет могущество физической силы.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ТРАКТАК ИКТИНА И КАЛЛИКРАТА. После постройки Парфенона архитекторы написали сочинение об этом храме, его пропорциях и стиле как об образце. Огромный и могучий, он возвышался над городом. По торцевым фасадам храм имел по восемь колонн, по боковым — семнадцать. Храм производил впечатление в высшей степени гармоничного сооружения благодаря одновременному использованию двух ордеров — дорического и ионического. Дорическими были наружные колонны храма, а стены храма венчал непрерывный ионический фриз. Если снаружи храм украшали сцены жестоких сражений, исполненные в традициях строгого стиля, то внутренний фриз изображал вполне мирное событие — торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней (праздник в честь богини Афины, проходивший раз в четыре года). Во время праздника на корабле везли новое одеяние для богини — пеплос. Этот дар был знаком ее воскресения. На фризе все афинское шествие было представлено в мерном, праздничном ритме: знатные старцы с ветвями в руках, девушки в новых хитонах и пеплосах, музыканты, жрецы, всадники на вздыбленных, волнующихся конях. Рельеф имел высоту один метр и был высечен на самом здании. По своей красоте, гармоничности, совершенству форм и единству ритма это произведение не имеет себе равных в мировом искусстве

5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.). СКУЛЬПТОРЫ: МИРОН, ПОЛИКЛЕТ, ФИДИЙ, ПРАКСИТЕЛЬ И СКОПАС.

МИРОН греческий скульптор середины V в. до н. э. Величайший реалист и знаток анатомии, мастер круглой скульптуры. Он изображал богов, героев и животных. Скульптор виртуозно воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Произведения Мирона, исполненные главным образом в бронзе, не сохранились и известны лишь по свидетельствам античных авторов и римским мраморным копиям. ПРОИЗВЕДЕНИЯ:1. ДИСКОБОЛ - наиболее знаменитое произведение. Атлет, намеревающийся пустить диск. Тело атлета в движении, мышцы напряжены, но лицо остается спокойным (передача мимики могла бы исказить красоту). Мирон преодолел скованность архаических поз. 2 АФИНА И МАРСИИЙ. 3. КОРОВА. (натуралистичность)

ПОЛИКЛЕТ. Представитель пелопонесской школы, мастер бронзовой скульптуры, не только ваятель, но и теоретик ис-ва (см «Канон»). Герои Поликлета - яркое воплощение идеала греческого свободного гражданина. Они спокойны, уверены в своей силе и красоте. ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1. ДОРИФОР (см. выше). 2.ДИАДУМЕН. Юноша, увенчивающий себя повязкой победителя, отличается от Дорифора более стройными пропорциями и большей одухотворенностью. 3. РАНЕНАЯ АМАЗОНКА. Образ амазонки идеален, она скорее отдыхает, чем страдает от раны. 4. СТАТУЯ ГЕРЫ (утрачена) для храма богини в Аргосе, выполнена в хрисоэлефантской технике (золото + слоновая кость).

Другие статьи

Под руководством какого скульптора исполнено убранство парфенона

Акрополь – священный центр древних Афин. Во времена расцвета Афин здесь был создан грандиозный архитектурно-художественный ансамбль.

Центром Акрополя является Парфенон – один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный богине Афине. Он был построен в 447–437 годах до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом на фундаменте более раннего храма, также посвященного Афине.

Белоснежный силуэт Парфенона царит над Акрополем. Это классический образец древнегреческого храма, но в то же время он обладает целым рядом уникальных особенностей. Парфенон построен в виде периптера – его центральное помещение со всех сторон окружено колоннадой. Согласно нормам греческой архитектуры, число колонн на продольной стороне храма на одну больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне – то есть составляет 8 и 17. Древние архитекторы учли, что прямые линии на расстоянии воспринимаются как слегка вогнутые, и с помощью ряда простых приемов – колонны едва заметно сужаются кверху, угловые колонны несколько наклонены к центру и т. д. – добились того, что Парфенон выглядит идеально четким, гармоничным сооружением.

Стены храма сложены из мраморных блоков и облицованы гладко отполированными мраморными плитами. Из мрамора изготовлены колонны, карниз и фронтоны храма, а также богатое скульптурное убранство Парфенона. Несохранившаяся кровля храма была деревянной.

По периметру внешних стен храма на высоте 12 метров непрерывной лентой тянулся знаменитый фриз Парфенона, детали которого снизу были почти неразличимы. Ранее считалось, что рельефы фриза изображают сцены из традиционной церемонии празднования «дня рождения богини Афины» – Панафинеи, которое проводилось раз в четыре года. Согласно другой версии, получившей признание сравнительно недавно, на фризе Парфенона изображены 192 героя, павших в Марафонской битве с персами в 490 году до н. э. Эти рельефы повествуют об эпизодах посмертной жизни героев Марафона, которые предстают перед богами Олимпа.


Главный, восточный фронтон Парфенона украшала величественная многофигурная композиция «Рождение Афины». По древнегреческой легенде, Афина, богиня мудрости, родилась из головы Зевса. Центр композиции составляли Зевс, сидящий на троне, и стоящая перед ним, только что родившаяся Афина в полном вооружении. Над ними вестница богов Ирида летит известить весь мир о рождении новой богини. Другие олимпийские боги в изумлении взирают на свершившееся чудо. В левом углу фронтона из вод Океана встает бог солнца Гелиос, в правом – в эти же воды спускается богиня ночи Селена.

Тема скульптурной группы западного фронтона – спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Легенда рассказывает, что боги предоставили право решить этот спор старейшинам Афин. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем и из скалы Акрополя забил соленый источник. Афина ударила копьем – и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.

Сегодняшний Парфенон, а точнее, его величественные руины – белого цвета. В древности же фон фронтонов храма был выкрашен в красный цвет, фон фриза – в синий. На этом цветном фоне ярко белели мраморные скульптуры. Их детали были позолочены или выполнены из позолоченной бронзы.

Внутреннее пространство храма было разделено на две неравные части. Западная, меньшая часть, служила местом хранения государственной казны Афинской республики. Главная часть, восточная, разделялось на три нефа двухъярусной колоннадой. Здесь стояла знаменитая статуя Афины Парфенос (Афины Девы) работы великого древнегреческого скульптора Фидия. По имени Афины Парфенос храм и получил свое название – Парфенон.

Центральный зал храма освещался лишь светом, падавшим через дверной проем, и многочисленными светильниками. В этом полумраке высилась двенадцатиметровая статуя Афины, мерцавшая драгоценным убранством. Фидий изобразил Афину в длинных тяжелых одеждах, левой рукой опирающейся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний. В правой ладони Афина держала статуэтку Ники, богини Победы. Голову Афины увенчивал богато украшенный шлем. Лицо и руки богини были изготовлены из слоновой кости, одежда, украшения, вооружение – из листов чистого золота. Перед статуей был устроен небольшой бассейн, куда наливали воду, чтобы ее испарения предохраняли от пересыхания слоновую кость.

На щите Афины были изображены сцены битвы греков с амазонками и Гигантомахии – борьбы богов с гигантами. Среди персонажей первой сцены Фидий поместил самого себя в виде лысого старика, замахивающегося камнем. Подобная смелость была сочтена святотатством. К этому прибавились обвинения в злоупотреблениях, которые якобы совершал Фидий с полученными им для создания статуи Афины золотом и другими драгоценностями. В результате в 431 году до н. э. великий скульптор был заточен в тюрьму. По одним сведениям, Фидий умер в заточении, по другим – был отправлен в изгнание.

Статуя Афины, великое произведение античной скульптуры, просуществовав более девятисот лет, погибла в бурях времени, и судить о ней сегодня можно только по нескольким неудачным копиям. Ныне место, где стояла статуя Афины, отмечено несколькими прямоугольными камнями.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории. С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона – знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.


Парфенон. Статуя Афины. Реконструкция

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада… Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Когда спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги – остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

В 80-е годы XVIII столетия французский посол в Турции вывез в Париж несколько уцелевших рельефов Парфенона. А в 1801–1803 годах лорд Эльджин вывез в Англию 12 фигур с фронтонов, 56 плит с рельефами из фриза Парфенона и ряд других фрагментов памятника. Ныне скульптуры из Парфенона можно увидеть в нескольких музеях мира: так, основная часть фриза хранится в Британском музее.

Сегодня от центрального объема Парфенона осталась лишь западная стена, прорезанная в центре десятиметровой высоты дверью. Из подлинных скульптур сохранились лишь две фигуры западного фронтона и фриз на западной стене.

Реставрация храма началась в XIX столетии. В 1926–1929 годах была восстановлена северная колоннада. Вслед за этим была предпринята попытка восстановить фронтонные скульптуры, подлинники которых частью погибли, частью попали в иностранные музеи. В Британском музее, в частности, находятся скульптуры Гелиоса и Селены – угловые фрагменты фронтона «Рождение Афины». На их месте в сохранившихся углах фронтона установлены слепки, выполненные из цемента с добавлением мраморной крошки, воспроизводящие внешний вид подлинников. В 1950-х годах был отреставрирован пол храма.

В глазах современников Парфенон являлся воплощением славы и могущества Афин. Сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики.

Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия

Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия.

Статуя Афины Девы (Парфенос), скульптор Фидий - двенадцатиметровая, находившаяся в наосе Парфенона (сохранилась уменьшенная мраморная копия римского времени). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея — символ мудрости, на правой вытянутой руке фигурка богини Победы. Величавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками (легендарными девами-воительницами). Среди сражающихся греков Фидии изобразил самого себя и Перикла. За эту дерзкую затею, он был обвинен в безбожии. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости в так называемой хрисоэлефантинной технике (основа статуи — деревянная, одежда и волосы покрыты тонкими листами золота, лицо, руки, ступни ног — пластинками слоновой кости). Сияющая золотом, статуя богини Афины, установленная внутри храма, гармонировала с общим характером красочной гаммы здания.

В полной гармонии с сооружением находилась и скульптура, украшавшая Парфенон с наружной стороны. Она дает полное представление и о творчестве Фидия и о скульптуре периода расцвета классики вообще.

Восточный фронтон Парфенона: рождение Афины из головы Зевса ,скульптор Фидий.

Свободные в своих движениях фигуры создавали группы, естественно размещенные в треугольниках фронтонов, образуя законченное целое. Фидий отказывается от построения симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур. Прямая связь с ритмом колонн, которую получала при таком решении композиция олимпийского фронтона, была заменена более сложной .

Соразмерно уравновешена группировка спокойно стоящих и стремительно движущихся фигур.

Три мойры, богини судьбы, дочери богини Ночи, скульптор Фидий (Лондон, Британский музей) (ил. 34) - выделяются среди статуй восточного фронтона, где был представлен весь Олимп, как однииз самых совершенных творений высокой классики. Непринужденное благородство движений этих фигур подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика живого человеческого тела. Гармония и величественность фронтонных скульптур Парфенона достигнуты отбором тонко прочувствованных естественных движений, свободной целесообразностью и единством композиций, прославляющих красоту и совершенство человека.

Западный фронтон Парфенона, скульптор Фидий: — спор Афины с Посейдоном за обладание Аттической землей .

Все девяносто две метопы Парфенона, скульптор Фидий, были украшены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров (ил. 35). Это двухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед зрителем сцены борьбы. Поражает разнообразие движений и неистощимое богатство их мотивов в каждой паре сражающихся. Композиция каждой метопы подчинена логике движения фигур и сцен в целом, и в то же время она соответствует пределам отведенного архитектурой пространства. Скульптура полностью осуществляет свои образные задачи и не разрушает при этом архитектурного целого.

Фриз, или зофор Парфенона с изображением праздничного шествия, посвященного Афине, скульптор Фидий (ил. 33) - построен на этом же принципе,сплошь покрытый лентой рельефов. Сохранению плоскости стены способствует единое, направленное параллельно ей движение многочисленных фигур — участников шествия. На протяжении около 200 м фриза с рельефами, при размещении фигур на одном уровне, избежав монотонности и пестроты, создатели фриза передали все богатство и многообразие, величие и красоту народного шествия, его торжественную стройность. Здесь и юноши-всадники, и прекрасные девушки в длинных одеждах, и группа участников процессии с жертвенными животными. Волнообразный ритм движения пронизывает композицию .

Фигуры богов над входом в храм, на восточной стороне фриза. скульптор Фидий , смотрящие на торжественную процессию. Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам гордо утверждать эстетическое равенство человека и богов .

Под руководством какого скульптора исполнено убранство парфенона

ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН (Parthenon), главный храм греческой богини Афины на холме Акрополь в Афинах, Греция. Построен в середине 5 века до н. э. и считается кульминацией развития дорического ордера греческой архитектуры — самого простого из трех классических греческих архитектурных ордеров. Название Парфенон относится к кулыу Афины Парфенос (“Афина Девственница”), который был связан с храмом. Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом под руководством скульптора Фидия по приказу афинского государственного деятеля Перикла. Работа началась в 447 году до н. э. а строительство было закончено в 438 году до н. э. В том же самом году была освящена большая статуя Афины из золота и слоновой кости, изваянная Фидием для внутренней части храма. Работы по художественному оформлению внешней части здания продолжались до 432 года до н. э. Несмотря на то что на протяжении веков прямоугольный беломраморный Парфенон многократно получал повреждения, а большинство его скульптур были утеряны, основная структура храма сохранилась. Ряд рифленых, не имеющих оснований колонн с квадратными капителями стоит на трех ступенчатом фундаменте и поддерживает антаблемент (крышу), состоящую из ровного архитрава (каменного обода); фриз из чередующихся триглифов (вертикально рифленых блоков) и метопов (ровных блоков с рельефной скульптурой, теперь частично исчезнувшей), а на восточной и западной сторонах находится низкий треугольный фронтон, также с облегчающей скульптурой (теперь частично исчезнувшей). Колоннада, состоящая из 8 колонн на востоке и западе и 17 колонн на севере и юге, окружает стеной внутреннюю прямоугольную комнату» или целлу, первоначально разделенную на три нефа двумя меньшими дорическими колоннадами, заканчивающимися на западе сразу за большой культовой статуей. Свет проникал только через восточный дверной проем и через мраморные плитки в кровле и потолке. Позади цел лы, но первоначально не связанная с ней, находится небольшая квадратная комната с входом с запада. И восточный, и западный край интерьера здания обращены к галерее из шести колонн. Измеренное по последней ступеньке основы, здание насчитывает 30,89 м в ширину и 69,54 м в длину. Парфенон характеризуется необыкновенно большим числом оригинальных архитектурныхприемов, которые все вместе создают пластический, скульптурный облик здания. Среди них — направленный вверх изгиб основы по краям, повторяющийся в антаблементе; незаметная, тонкая выпуклость (энтазис) колонн, по мере того как они уменьшаются в диаметре к вершине; уплотнение четырех угловых колонн для устранения эффекта утончения, заметного под некоторыми углами зрения на фоне неба. Скульптура, украшающая Парфенон, конкурировала с его архитектурой в своей точной гармонии. Метопы на внешней колоннаде были вырезаны в горельефе и представляли на востоке сражение богов и гигантов; на юге — греков и кентавров; на западе, вероятно, греков и амазонок. На севере почти все скульптуры утеряны. Непрерывный фриз барельефа вокруг вершины стены целлы изображает ежегодную процессию граждан во время панафиней, празднеств в честь Афины, и завершается на восточной стороне изображением жреца и жрицы Афины между двумя группами сидящих богов. Группы на фронтонах, вырезанные в круге, изображают на востоке рождение Афины, а на западе ее соперничество с морским богом Посейдоном в борьбе за господство над областью, прилегающей к Афинам. Вся работа представляет собой чудо композиции и ясности, она была дополнена цветными и бронзовыми аксессуарами. Парфенон остался, по существу, неповрежденным до 5 века н. э.> когда колоссальную статую Фидия удалили, а храм преобразовали в христианскую церковь. К 7 веку также были сделаны некоторые структурные изменения во внутренней части храма. Турки захватили Акрополь в 1458 году, а два года позже они превратили Парфенон в мечеть, не изменив его внешнего вида и лишь возведя минарет в югозападном углу.

В 1687 году во время бомбардировки Акрополя венецианцами, воевавшими с турками, взорвался пороховой погреб, расположенный в храме, и взрывом разрушило центр здания.

В 1801 —1803 годах большая часть сохранившегося фронтона была удалена с разрешения турков британским подданным Томасом Брюсом, лордом Элджи ном, и продана в 1816 году Британскому музею в Лондоне. Другие скульптуры из Парфенона теперь находятся в Лувре, Париж, в Копенгагене и других местах, но многие все еще остаются в Афинах.



Фидий - Энциклопедии & Словари

Фидий

ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. - ок. 432-431 до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

ФИДИЙ (начало 5 в. до нашей эры - около 432 - 431 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины> Промахос на Акрополе (бронза>, около 460 до нашей эры, Зевса Олимпийского и Афины> Парфенос (обе - золото, слоновая кость>) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество> Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и совершенной красотой.

(р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470-450 до н.э. следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э. относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонско.

древнегреческий скульптор 2-й и 3-й четверти 5 в. до н. э. Один из крупнейших мастеров древнегреч. искусства эпохи высокой классики (См. Классика). Среди работ Ф. известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и 2 грандиозные статуи, исполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры (См. Хрисоэлефантинная скульптура): Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение Ф. считалось одним из «семи чудес света») и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.

Наилучшее представление о творчестве Ф. даёт с.

(ок. 490-ок. 415 до н. э.) Афинский ваятель. Автор скульптур из бронзы, кости с золотом и мрамора. До нас дошли оригинальные скульптуры Фидия или выполненные под руководством скульптора его учениками, – мраморные фигуры из афинского Парфенона (Элджинские мраморы). Уцелели также копии некоторых работ Фидия – например, статуи девы Афины. К сожалению, почти невозможно себе представить, какой была знаменитая статуя Зевса работы Фидия, которую Павсаний видел в Олимпии: она сгорела в Константинополе во время пожара 475. Не сохранилось также копий Фидиевой Афины Промахос (Победительницы), стоявшей на пропилеях Акрополя (ее высота достигала 17 м), однако копии статуи Афины, находившейся на острове Лемносе, дошли до наших дней (одна из них сейчас находится в Дрездене). Известно, что в 432 Фидий был изгнан из Афин политическими противниками Перикла, и, возможно, умер он в ссылке.

(Pheidias), сын Хармида, древнегреческий архитектор, скульптор и живописец второй - третьей четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики. Работал в Афинах, Олимпии, Дельфах, Платеях. Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла (444-429 до н. э.) руководил строительством Афинского акрополя - одного из наиболее выдающихся архитектурных комплексов античной эпохи. Среди скульптурных работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на акрополе в Афинах в память побед над персами, и две грандиозные статуи, выполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры, - Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение считалось в древности одним из "семи чудес света") и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Наилучшее представление о творчестве Фидия даёт скульптурн.

(Phidias, ???????). Величайший скульптор древности. Род. в Афинах около 490 г. до Р.Х. Он был современник Перикла, который сделал его руководителем художественных построек в Афинах. Самым великим произведением Фидия считается статуя Олимпийского Зевса. Его обвинили сначала в утайке части золота, отпущенного на статую Афины, а затем, когда он смог оправдаться в этом, он был посажен в тюрьму за то, что на щите Афины изобразил самого себя и Перикла. Он умер в темнице в 431 г. до Р.Х. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

(начало 5 в.- около 432/431 г. до н.э.) - древнегреческий скульптор, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 г.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства.

(???????, Phidias) — древнегреческий скульптор, признаваемый величайшим из всех когда-либо существовавших художников одной с ним специальности, сын афинянина Хармида и родился, вероятно, между 490 и 485 гг. до Р. Хр. Вначале он занимался живописью, но вскоре предпочел ей ваяние и стал учиться ему у Гигея (или Гигесия), от которого перешел потом в Аргос, в школу Агелада, довершившего его художественное образование. Самостоятельная деятельность Ф. по возвращении его в Афины началась при Кимоне (в 470—463 гг.), приступившем к сооружению заново и с большой роскошью святилищ, разрушенных персами. В это время были исполнены Ф. бронзовая группа 13-ти фигур, изображающая Мильтиада в сонме Афины, Феба и первых героев Аттики, — приношение афинян Дельфийскому храму в знак благодарности за по.

известнейший скульптор Эллады, друг Перикла; руководил работами по строительству афинского акрополя, создал рельефы Парфенона, статую Афины Промахос из бронзы и Афины Парфенос из золота и слоновой кости. В Олимпии, в храме Зевса, стояла статуя верховного бога из золота и слоновой кости работы Ф. которую греки относили к семи чудесам античного мира.

Ривкин Б.И. Античное искусство. М.; 1972. С. 133-137; Чубова А.П. Фидий. М.; Л. 1962.

???????, из Афин, сын Хармида, ученик Агелада и Гегия, родился, вероятно, еще до 500 г. если он действительно сделал позже из доли афинян в марафонской добыче бронзовую статую Афины ???????? в 60 футов вышины. Соединяя изящество с величием при изображении идеализированных богов, он положил начало новому периоду в искусстве; сам он ваял преимущественно из золота и слоновой кости колоссальные статуи, но отличался в то же время и как архитектор, литейщик, скульптор и живописец; художественная деятельность его далеко не ограничивалась Афинами. Начиная с 450 г. он руководил художественными постройками Перикла, предпринятыми с целью украсить Афины, и самые разнообразные художники работали по его идеям. Plut. Per. 12. Обвиненный вследствие происков против Перикл.

1. Отец Архимеда. 2. Древнегреческий скульптор, архитектор, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, автор статуи Афина Промахос на Акрополе, Зевс Олимпийский и Афина Парфенос, скульптурного убранства Парфенона. 3. Он создал одно из чудес света - статую Зевса в Афинах. 4. Плутарх утверждает, что этот человек включил самого себя в число персонажей композиции, изображающей битву с амазонками - в храме Парфенон.

(нач. 5 в. до н.э. — ок. 432/431 до н.э.) — величайший др.-греч. скульптор классич. периода. Ф. родился в Афинах, был гл. помощником Перикла при реконструкции афинского Акрополя. В конце жизни Ф. оказался жертвой политич. борьбы, был обвинен в осквернении божества и присвоении свящ. золота и заточен в темницу. Среди учителей Ф. называют скульптора Агелада и живописца Полигнота. Ф. работал в различ. материалах, славился также как мастер торевтики. Его ранние работы — хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Афины для г. Пеленны в Ахайе и акролитная (из золоч. дерева и мрамора) колоссал. статуя Афины в Платеях. В Дельфах по заказу афинян Ф. создал многофигурную мраморную группу в ознаменов. Марафонской победы, изобразив в центре полководца Мильтиада. Ф. принадлеж.

Помощь поисковых систем

Парфенон - чудо античной архитектуры

Войдя на Акрополь, через парадные ворота Пропилеи, мы видим перед собой величественный Парфенон.

Почему Парфенон считается чудом архитектуры?

Немного об истории строительства. Храм построен в 447-438 г.до.н.э архитекторами Калликратом и Иктинием и украшен под руководством зодчия Фидия. Великолепное сооружение представляет собой дорический периптор, имеющее 69,5 метров в длину и 30,9 метров в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, 8 и 17 колонн с каждой стороны фасада. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Кверху диаметр колонны сужается. Сверху Парфенон был покрыт черепичной кровлей. Храм имел богатое внутреннее убранство.

Построен из Храм пентелийского мрамора, добывавшегося в 20 км. от Акрополя на горе Пендели. Цвет мрамора был исключительно белый, но под воздействием солнечных лучей, времени и загрязнения окружающей среды пожелтел.

Парфеноне была выставлена статуя богине Афине – великолепная статуя 12-метровая, выполненная скульптором Фидием из золота и слоновой кости. Во времена Византийской империи статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

Почему Парфенон считается чудом архитектуры?

Парфенон, является уникальным зданием с точки зрения геометрической конструкции. Например, если на один конец ступени или постамента положить предмет высотой 10-15 см и посмотреть на него с другого конца, то этот предмет окажется невидимым, что говорит о наличии кривизны плоских на первый взгляд конструкций.

Все колонны Парфенона не строго параллельны друг другу, а имеют небольшой уклон во внутрь. Оси колонн сходятся в одну точку на высоте нескольких километров. Как утверждают современные сейсмологи, это придает необыкновенную устойчивость зданию при землетрясении.

Кроме того, колонны Парфенона не одинаковы по размеру – угловые более объемны, чем остальные. Они имеют наибольшую освещенность, которая зрительно уменьшает объем предмета, то есть, если бы все колонны были одинаковы, то угловые казались бы меньшими, чем остальные. Архитекторы храма были великими мастерами перспективы. Они очень точно знали, как рассчитать пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.

Метопы опоясывают внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — битва с Амазонками, на западе сцены из Троянской войны, на севере храма – битва Богов с Гигантами. Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо?льшая их часть — с восточной стороны.

Внешнюю сторону храма, на высоте 11 метров, периметр храма опоясывает ионический фриз, 160 м в длину и 1 м в высоту. На барельефах фриза изображено шествие в последний день афинского праздника Панафиней, 150 всадников и около 350 пеших фигур. Сохранилось 96 пластин фриза, 56 из них находятся в Британском музее и 40 в Афинах.

Фронтоны храма сохранились очень плохо до наших дней. Центральные фигуры практически не существуют. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки. Скульптуры восточного фронтона изображали рождение богини Афины из головы Зевса. На западном фронтоне скульптурная группа изображала спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. До нашего времени дошли 30 статуй: 11 из них находятся в Афинах, а 19 хранятся в Британском музее.

Античный храм Парфенон был раскрашен.

Парфенон за свою историю успел побыть и христианским храмом и мечетью. В 1687 году османская армия использовала его под пороховой склад. Взрыв, случившийся во время осады города венецианцами, серьезно повредил этот выдающийся архитектурный памятник.

В 1920 году Парфенон был частично отреставрирован, к сожалению были допущены грубейшие технические ошибки. В 1986 году правительством Греции была подписана программа долгосрочной реконструкции архитектурного комплекса Акрополя. Реконструкцию Парфенона планируют закончить в 2016 году.

Фидий - это

Фидий это:

(Pheidias), сын Хармида, древнегреческий архитектор, скульптор и живописец второй - третьей четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики. Работал в Афинах, Олимпии, Дельфах, Платеях. Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла (444-429 до н. э.) руководил строительством Афинского акрополя - одного из наиболее выдающихся архитектурных комплексов античной эпохи. Среди скульптурных работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на акрополе в Афинах в память побед над персами, и две грандиозные статуи, выполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры, - Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение считалось в древности одним из "семи чудес света") и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Наилучшее представление о творчестве Фидия даёт скульптурное убранство Парфенона (мрамор, 438-432 до н. э. фрагменты - в Британском музее, Лондон, Лувре и Музее Акрополя, Афины), выполненное под руководством и, возможно, при личном участии мастера. Зрелостью и совершенством классического стиля отличается рельеф фриза-зофора, изображающий панафинейское шествие афинских граждан. В спокойном, плавном ритме движения, стройных величеств, фигурах, органически связанных с плоскостью стены (изображения основаны на принципе изокефалии), воплощается победное торжество и достоинство граждан полиса. К числу шедевров древнегреческого искусства относятся скульптуры богов на фронтонах храма, изображающие "Рождение Афины из головы Зевса" и "Спор Афины с Посейдоном за первенство в Аттике". Статуи образуют пространственно свободные, гармонически уравновешенные композиции, отличающиеся богатством гибких линейных ритмов. Естественность и величественность поз, совершенство мягкой обобщённой пластики сочетаются в них с тончайшей обработкой поверхности мрамора, позволяющей воспроизвести светотеневую игру, лёгкость воздушных, свободно ниспадающих одежд, органически связанных с движением фигур. Скульптура Парфенона в сочетании с архитектурой храма является одним из высочайших образцов античного синтеза искусств.


"Мойры". Фрагмент скульптуры восточного фронтона Парфенона. Мрамор. 438 - 432 до н.э. Британский музей. Лондон.

Литература: С. Нюберг, Фидий. М. 1941; Langlotz Е. Phidiasprobleme, Frankfurt am Main, (1947).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(pheidias), древнегреческий скульптор 5 в. до н. э. один из крупнейших мастеров высокой классики. Родился в Афинах. Мастерству скульптора учился в афинской школе Гегия и в школе Агелада в Аргосе. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что он был другом Перикла; в конце жизни из-за происков недоброжелателей был обвинён в святотатстве и умер в изгнании.


Фидий и помощники. «Всадники». Рельеф фриза Парфенона. Мрамор. 438—32 гг. до н.э. Британский музей. Лондон. Фрагмент


Фидий. «Три богини» («Мойры?»). Статуи восточного фронтона Парфенона. Мрамор. 438—32 гг. до н. э. Национальный археологический музей. Афины


Фидий и помощники. «Панафинейское шествие». Рельеф фриза Парфенона. Мрамор. 438—32 гг. до н. э. Британский музей. Лондон. Фрагмент


Многие работы Фидия известны только по поздним копиям и описаниям античных авторов. По утверждению Плутарха, он был автором проекта афинского Акрополя и руководил его застройкой. На священной площади Акрополя возвышалась огромная бронзовая статуя богини Афины Промахос («Воительницы») работы Фидия (ок. 460 г. до н. э. не сохранилась). Под руководством и, вероятно, при личном участии мастера было выполнено скульптурное убранство Парфенона (438—32 до н. э.). В святилище храма была воздвигнута грандиозная статуя Афины Парфенос (Девы) высотой ок. 12 м, выполненная в хрисоэлефантинной технике. Описание историка Павсания и многочисленные копии позволяют представить, что Афина была изваяна в полный рост, на ней был длинный, свисавший тяжёлыми складками хитон. На ладони правой руки богини стояла крылатая богиня победы Ника; в левой руке она держала копьё; грудь Афины прикрывала эгида с головой Медузы Горгоны; а к её ногам был прислонён щит. Около копья лежала свернувшаяся кольцом священная змея богини. На постаменте было изображено рождение Пандоры. Фидий, вероятно, был автором лучших статуй, украшавших фронтоны Парфенона. Многофигурные композиции на фронтонах, дошедшие до нас лишь в обломках, представляли эпизоды мифов, связанных с богиней Афиной. Сохранившиеся фигуры, возможно изображавшие Мойр (богинь судьбы), несмотря на утраты, поражают величавой гармонией и благородством, торжествующей, всепобеждающей красотой. В струящихся складках длинных одежд, которые выявляют очертания прекрасного тела, словно растворяется тяжесть мрамора. В статных фигурах сочетаются величие и женственность. Под руководством Фидия был создан рельефный фриз Парфенона (длиной ок. 160 м и высотой более 1 м), на котором изображена торжественная священная процессия афинян на празднике Панафиней. В уцелевших фрагментах представлены молодые всадники, погоняющие коней, юноши с гидриями (сосудами для воды), грациозные девушки, жрецы, ведущие жертвенных животных. Рельефы Парфенона отличаются необычайным ритмическим богатством, мягкостью моделировки, виртуозными эффектами светотени.
Хрисоэлефантинную 13-метровую статую Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (см. илл. на с. 487) считали одним из семи чудес света. Творения Фидия являются высочайшей вершиной в истории развития скульптуры. Влияние творчества древнегреческого мастера ощутимо в европейской скульптуре с античной эпохи до наших дней.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М. Росмэн; 2007.)