Категория: Бланки/Образцы
Рекомендации по подготовке к экзамену по обществознанию. Написание эссе.
Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.
Требования, предъявляемые к эссе:
В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться:
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания.
Алгоритм написания эссе:
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе.
Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена.
Методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию.
Методические рекомендации для учащихся по написанию эссе.
В материале описано использование ПОПС-формулы по написанию эссе по обществознанию (выполнение задания С9).
советы по написанию эссе по обществознанию
Презентация содержит соеты по выполнению задания 39 на ЕГЭ по обществознанию.
Памятка. Правила написания эссе по истории
Памятка. Правила написания эссе по истории.
Памятка. Правила написания эссе по истории.
Памятка. Правила написания эссе по истории.
Эссе - это небольшое сочинение-рассуждение, признаками которого являются краткость, свобода в выборе темы и изложении материала. Поговорим подробнее о том, как писать эссе по обществознанию.
Целью эссе является донесение сведений о чем-либо и разъяснение описываемых явлений. В эссе отсутствуют сюжетная линия и персонажи. Точка зрения, которую излагает автор в эссе, может быть индивидуальной и новаторской. Его мнение, согласно традиции жанра, может касаться философии, социологии, критики и других отраслей.
Основные особенности жанраЭссе по обществознанию имеет свои особенности, которые отличают его от остальных предметов. Самой главной особенностью является то, что это творческое сочинение по конкретной проблеме. Рассматриваемые в работе вопросы могут иметь отношение к базовым обществоведческим наукам. Учащийся должен внимательно изучить проблематику каждой отдельной отрасли науки. В частности:
Ученику нужно в краткой форме изложить свое понимание проблемы и подтвердить свою точку зрения фактами. В работе желательно предоставлять весомые аргументы, оперировать терминами по обществознанию, а также показать хорошие теоретические знания.
Прежде всего, каждый ученик должен понимать, что ему потребуется достаточно много времени для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию. Если он предварительно не подготовится, то не сможет написать эссе по этому предмету. Хорошие результаты могут появиться только после двух или трех месяцев усердной работы. Только систематические занятия и устойчивость помогут справиться с этой задачей.
При подготовке к экзамену школьных учебников по обществознанию будет недостаточно. Обществознание – это наука, которая изучает общество и общественные процессы, происходящие в нем. Она включает также и другие отрасли науки. Поэтому, понадобится литература, обобщающая пройденный материал.
Список рекомендованной литературы для подготовки к экзамену:Готовясь к ЕГЭ, изучите основные термины и понятия по обществознанию. Например, можно сделать это в виде таблицы. В левой колонке записывайте понятия и термины, в правой - их значения.
Чтобы быть в курсе всех общественных событий, ежедневно интересуйтесь новостными итогами дня. Необходимо завести привычку каждый день интересоваться событиями в мире. Например, читайте газеты, смотрите новостные и аналитические передачи. Все это, несомненно, поможет справиться с экзаменом по обществознанию.
Как написать эссе по обществознаниюРабота по написанию эссе по обществознанию начинается с выбора темы. Темы, которые предоставляются на экзамене, – это, своего рода, афоризмы. Реакция человека на них может быть неоднозначной. Они могут побуждать к дискуссии, к определенным рассуждениям.
В помощь вам еще одна статья из нашего сайта Как писать эссе .
Теперь вы знаете, как писать эссе по обществознанию. Хороших вам учебных результатов.
В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.
Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя. 5-ege.ru поможет вам в написании.
Видео – как написать эссе по обществознаниюЕсли вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.
В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.
Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.
Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ
Примеры эссе на тему:
Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)
Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.
Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.
Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.
Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.
А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.
Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.
И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!
В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.
План эссеВведение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе
P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)
Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни
Заключение :
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.
Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.
«Всякое право человека, прямо и косвенно, сводится к обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности» С.Л.Франк
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание, которое озвучил философ и религиозный мыслитель Семен Людвигович Франк: «Всякое право человека, прямо и косвенно, сводится к обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности». Попробую разобраться в сути этого высказывания.
Человек, живущий в обществе, всегда следовал тем или иным нормам. В современном обществе право стало важнейшим видом этих норм. Права человека- это правовые нормы, которые защищают достоинство человека. Они принадлежат каждому человеку в его взаимоотношениях с людьми и властью. В нашем государстве не все права человека замечают, унижая при этом человеческое достоинство. Права человека закреплены в основном законе- Конституции Российской Федерации. В нем записаны основополагающие понятия, закрепляющие за человеком право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни. Но осуществление основных прав не должно нарушать права других лиц. Это имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Нет такого общества, которое могло бы предоставить человеку безграничную свободу, ведь это привело бы к вечным столкновениям и конфликтам.
Французский писатель- романтик Виктор Гюго говорил: «Для меня важно не то, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право». Да, действительно право- равенство людей, смысл которого состоит в том, чтобы естественное право имело силу всего человечества. Ведь закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.
Из средств массовой информации мы узнаем, что во многих детских домах, специальных интернатах, домах престарелых, унижению и всевозможным тяготам подвергаются сироты, душевнобольные, старики в домах- интернатах для умственно отсталых детей практикуют привязывание воспитанников к батарее отопления, сокращают обеденные порции, не обеспечивают надлежащего медицинского обслуживания. Разве эти люди не обладают такими же правами? Обладают. Каждый гражданин вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств.
Таким образом, будущее нашего государства в наших руках. И каждый человек должен знать свои права, уметь ими пользоваться и защищать себя. Чтобы любой гражданин России со дня своего рождения и до последнего своего дня мог с гордостью заявить: «Я имею право!».
Образец написания эссе по обществознанию
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
January 21, 2016
Эссе по ЕГЭ по обществознанию считается одним из наиболее сложных заданий при сдаче экзамена. По статистике только каждый шестой выпускник справляется с ним. За выполнение задания можно набрать от 3 до 5 баллов. Чтобы их не потерять, крайне важно тщательно подготовиться к сдаче письменной части экзамена. Рассмотрим далее некоторые примеры эссе по обществознанию, план, типичные ошибки при выполнении этого задания.
Критерии проверкиЭссе по ЕГЭ по обществознанию пишется по одному из выбранных высказываний. В задании представлено шесть цитат. Готовые эссе по обществознанию оцениваются поэтапно. Самым первым и самым важным критерием считается К1. Оценивается раскрытие смысла выбранного высказывания. Если выпускник не обозначил проблему, поставленную автором, проверяющий ставит по критерию К1 ноль баллов. Готовые эссе по обществознанию в таких случаях дальше не оцениваются. По остальным критериям проверяющий автоматически ставит ноль баллов.
Структура эссе по обществознаниюЗадание выполняется по следующей схеме:
Определяя тему, по которой будет выполняться эссе по ЕГЭ по обществознанию, выпускник должен быть уверен, что он:
Здесь следует сразу привести примеры. Эссе по обществознанию (ЕГЭ) может раскрывать проблемы из областей:
Проблемы в философском аспекте:
При написании можно раскрыть следующие проблемы:
В рамках написания эссе по обществознанию человек может выступать как ключевой объект исследования. В этом случае раскрываются такие проблемы, как:
Эссе по обществознанию может также затрагивать конкретные функции рассматриваемой науки.
ПолитологияВ рамках этой темы для эссе по обществознанию могут раскрываться проблемы:
Еще одна распространенная наука, по которой могут раскрываться проблемы в эссе по обществознанию, - экономика. В этом случае поднимаются такие вопросы, как:
В рамках науки можно выделить ряд ключевых проблем и раскрыть любую из них в эссе по обществознанию:
Кроме раскрытия проблемы, структура эссе по обществознанию предполагает указание на ее актуальность в современном мире. Для эффективной реализации этой задачи можно внедрить в свой текст фразы-клише: "Данная проблема актуальна в условиях…
В эссе по ЕГЭ по обществознанию, как, впрочем, и в письменных заданиях по другим предметам, следует периодически возвращаться к поднятой проблеме. Это необходимо для наиболее полного ее раскрытия. Кроме этого, периодическое упоминание о проблеме позволит находиться в рамках темы, предотвратит рассуждения и использование терминов, не относящихся к выбранному высказыванию. Последнее, в частности, является одной из распространенных ошибок выпускников.
Основная мысльВ этой части эссе по ЕГЭ по обществознанию следует раскрыть суть высказывания. Вместе с этим не следует повторять его дословно. Здесь также можно использовать фразы-клише:
В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с мнением автора частично или полностью. В первом случае необходимо аргументированно опровергнуть часть, с которой возникло противоречие мнения. Также пишущий может полностью отрицать высказывание, поспорить с автором. Здесь также можно использовать клише:
Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно содержать обоснование выраженного мнения пишущего. В этой части необходимо вспомнить ключевые термины, относящиеся к проблеме, теоретические положения. Аргументацию следует проводить по двум уровням:
В процессе отбора фактов, которые послужат аргументацией к собственной позиции, необходимо ответить на следующие вопросы:
Следуя такой схеме, можно контролировать адекватность примеров и предотвратить отклонение от темы.
ВыводОн обязательно должен завершать эссе. Вывод обобщает основные идеи, подводит итог рассуждениям, подтверждает правильность или неверность высказывания. Он не должен дословно передавать цитату, ставшую темой эссе. При формулировании можно использовать такие клише:
Не следует забывать о том, что эссе - это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы. Также не следует забывать о грамотном написании терминов. Текст целесообразно разбить на абзацы, в каждом из которых отражается отдельная мысль. Необходимо соблюдать красную строку.
Дополнительные сведенияВ эссе можно включить:
Среди всего разнообразия существующих подходов к технологии написания следует выделить ряд условий, которые должны быть соблюдены:
Какие-либо жесткие рамки по объему эссе не устанавливаются. Он зависит от сложности темы, характера мышления, опыта, уровня подготовки выпускника.
Ошибки при формулировании проблемыЧаще всего встречаются следующие недочеты:
Отсутствие аргументов, подтверждающих позицию выпускника, говорит о незнании или игнорировании им требований к структуре эссе. Частыми ошибками при использовании понятий выступают неоправданное сужение или расширение значения термина, подмена одних определений другими. Неправильная работа с информацией указывает на неумение анализировать опыт. Зачастую примеры, которые приводятся в тексте, слабо связаны с проблемой. Отсутствие критического восприятия сведений, полученных из Интернета, СМИ приводит к использованию непроверенных и недостоверных фактов в качестве обоснований. Еще одной распространенной ошибкой является односторонность взгляда на те или другие социальные явления, свидетельствующая о неумении выявлять и формулировать причинно-следственные связи.