Руководства, Инструкции, Бланки

краткое руководство службы бронеавтомобиль ба 64 img-1

краткое руководство службы бронеавтомобиль ба 64

Рейтинг: 4.3/5.0 (1862 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Автомобили: Детская энциклопедия

Автомобилестроение СССР. М. НИИНавтопром, 1967.

Бекман В.В. Гоночные автомобили. М. Машгиз, 1958.

Бенц К. Мой жизненный путь и мои изобретения. М. Госиздат, 1928.

Великанов Д.П. Сорокин Б.Д. Проблемы автомобилизации. М. Знание, 1976.

Гоголев Л.Д. Эволюция автомобиля. Киев, Техника, 1983.

Исаев И.С. От самобеглой коляски до ЗИС-111. М. Московский рабочий, 1971.

Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Изд. 10-е. М. Транспорт, 1983.

Курдзинаускас А. Шугуров Л. Автомобильный спорт в СССР. Вильнюс, Минтис, 1976.

Пасхин Е.Б. Современные тенденции в конструкции легковых автомобилей.

М. Знание, серия «Транспорт», 1985. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М. Время, 1928. Хальфан Ю.А. Первые русские автомобили и их эксплуатационные качества. М. Автотрансиздат, 1960.

Чудаков Е.А. Курс устройства автомобиля. Шасси. М. Гострансиздат, 1933 и 1939. Чудаков Е.А. Развитие конструкции автомобиля. М. Машгиз, 1949. Шпанов Н. Рождение мотора. М.-Л. Энергоиздат, 1934.

Шугуров Л.М. Ширшов В. П. Автомобили Страны Советов. М. ДОСААФ, 1983. Allan Girdler, Ron Hussey. HARLEJ-Davidson. The American Motorcycle. USA: Motorbooks

International Publishers & Wholesalens, 1992. Encyclopedia of American Cars. Over 65 Years of Automotive History. USA: Publications

International, Ltd. 1995.

Motorcycle Classics. USA: Publications International, Ltd. 1995. Suburan, GMC Truck. USA, 1993. Stan Holteman. American Semi Trucks, 1991. AZ Avto Mult es Jelen. Hungary: The Image Bank Inc. 1994. Lanitzki G. Die WASA von 1628. Berlin: Transpress, 1984. Райт Дж. «Дженерал-Моторс» в истинном свете. М. Прогресс, 1985. Шестопалов КС. Легковые автомобили. М. ДОСААФ, 1984.

Фейгин З.Э. Гнатюк-Данилюк Р.П. Справочник автолюбителя. Минск, Урожай, 1984. Лаврус B.C. Источники энергии. К, НиТ, 1997.

«Бронеавтомобиль БА-64. Краткое руководство службы». М. Воениздат, 1943. «Бронемашины». М. НИИБТ Полигон ГБТУ КА, 1944.

Другие статьи

Читать Бронетанковая техника СССР 1939

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1—4 стр. — рис. М.Дмитриева

Вы держите в руках очередной выпуск «Бронеколлекции» — справочник «Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945».

Возврат к боевым машинам этого периода не случаен. Он вызван все возрастающим и пока не удовлетворенным интересом читателей к истории нашей Родины, а также желанием редакции'предоставить читателю пусть краткую, но исчерпывающую информацию о бронетанковой технике Красной Армии тех лет.

В отличие от предыдущего выпуска - «Советские танки второй мировой войны» («Бронеколлекция» № 1, 1995 г.) — настоящее издание охватывает практически всю бронетанковую технику: отечественные танки, самоходно-артиллерийские установки, бронеавтомобили, технику, поступавшую в СССР по ленд-лизу, а также трофейные боевые машины. Информация представлена в традиционной для нашего журнала и полюбившейся читателям лаконичной справочной форме и сопровождается большим количеством схем, выполненных в масштабе 1:72.

Следует особо подчеркнуть, что разделы справочника, посвященные танкам, значительно расширены — в них включены данные о машинах МС-1, Т-27 и Т-80, отсутствие которых в выпуске трехлетней давности читатели справедливо отмечали как недостаток. Остальная информация дополнительно выверена: тактико-технические характеристики откорректированы на основании архивных данных и источников, до самого последнего времени остававшихся недоступными для исследователей; цифры и факты уточнены и дополнены. Этим объясняются встречающиеся расхождения в некоторых данных ряда боевых машин в нынешнем издании и выпуске 1995 года.

Редакция выражает благодарность читателям, чьи письма, отзывы и конструктивная критика помогают нам в работе над выпусками «Бронеколлекции». Надеемся на ваши заинтересованные отклики и в дальнейшем.

БРЭМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, ВАММ —Военная академия механизации и моторизации, ГАЗ — Горьковский автомобильный завод, ГВИУ —Главное военно-инженерное управление, ГКО — Государственный Комитет Обороны, 3QBO — Западный Особый военный округ, ЗСУ — зенитная самоходная установка, КВО — Киевский военный округ, КО - Комитет Обороны, КВЖД - Китайско-Восточная железная дорога, КОВО - Киевский Особый военный округ, ЛКЗ — Ленинградский Кировский завод, НОАЮ — Народно-освободительная армия Югославии, ОКМО — опытный конструкторско-механический отдел, ОСОАВИАХИМ - Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР, ПОВО — Прибалтийский Особый военный округ, РВГК —Резерв Верховного Главнокомандования, РГК—Резерв Главного Командования, РВС — Революционный Военный Совет, РККА — Рабоче-крестьянская Красная Армия, СНК —Совет Народных Комиссаров, СТО — Совет Труда и Обороны, СТЗ — Сталинградский тракторный завод, САУ — самоходная артиллерийская установка, УР — укрепленный район, УВЗ — Уральский вагоностроительный завод, УЗТМ — Уральский завод тяжелого машиностроения, ХПЗ — Харьковский паровозостроительный завод, ЧКЗ — Челябинский Кировский завод.

Схемы выполнены М.Барятинским, М.Дмитриевым, М.Коломийцем и В.Мальгиновым, а также заимствованы из изданий, полные выходные данные которых приведены в списке литературы.

Следующий номер «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»; монография «Шилка“ и другие (отечественные зенитные самоходные установки)».

Бронетанковая техника СССР 1939 — 1945

Количество боевых машин в Красной армии (по состоянию на 1 января)

История создания советских бронетанковых войск восходит к периоду гражданской войны. 31 января 1918 года для «управления всеми броневыми частями Российской Советской Республики» был создан Совет броневых частей, получивший название «Центробронь». Спустя полгода его преобразовали в Броневое управление, а затем в отдел ГВИУ. Развертывание броневых сил Красной Армии и снабжение их боевой техникой — бронеавтомобилями, бронепоездами и танками — осуществлялось по двум направлениям: ремонт и восстановление оставшейся от Русской армии или захваченной у белогвардейцев и интервентов боевой техники и организация выпуска новой. В результате к концу гражданской войны броневые силы республики имели в своем составе 105 бронепоездов, 52 автоброневых и 11 автотанковых отрядов.

В послевоенные годы броневые силы претерпели существенные изменения, связанные в основном с сокращением численности и совершенствованием организационно-штатной структуры. На 1 марта 1926 года бронесилы РККА насчитывали всего 16 броневых частей, в том числе один танковый полк и 6 автоброневых дивизионов, укомплектованных устаревшей бронетанковой техникой.

В 1928 году началось серийное производство легкого танка МС-1 и бронеавтомобиля БА-27, что позволило приступить к замене старой материальной части. Спустя год РВС СССР утвердил масштабную «Систему танко-тракторно-автоброневого вооружения РККА». Для ее реализации было создано Управление механизации и моторизации РККА (с конца 1934 года — автобронетанковое, с июля 1940 — Главное автобронетанковое, в 1941 — 1954 годах — Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками).

Первый пятилетний план военного строительства, утвержденный РВС СССР 13 июня 1930 года, ставил задачи добиться превосходства над противником по решающим видам вооружения, в том числе и по танкам, перевооружить армию новейшими образцами военной техники, создать новые технические рода войск, модернизировать устаревшую технику, обеспечить массовую подготовку технических кадров и овладение новой техникой личным составом армии. План этот начал претворяться в жизнь невиданными темпами.

По мере поступления боевых машин от промышленности началось интенсивное развитие мотомеханизированных войск (с 1934 года — автобронетанковые, с 1942 — бронетанковые и механизированные). В мае 1930 года было сформировано первое постоянное бронетанковое соединение — механизированная бригада, по типу которой стали создаваться механизированные соединения в военных округах. В августе 1938 года механизированные полки, бригады и корпуса были преобразованы в танковые. К концу года в Красной Армии имелось 4 танковых корпуса, 24 отдельные легкотанковые бригады, 4 тяжелые танковые бригады и 3 химические (огнеметные) бригады, а также значительное количество танковых батальонов и полков, входивших в состав стрелковых и кавалерийских дивизий.

Центральный музей Великой Отечественной войны

В 1938–1941 годах германский конструктор-оружейник и одновременно совладелец оружейной фирмы «C.G. Haenel Waffenfabrik» (г. Зуль) Хуго Шмайссер разработал новый тип оружия – автоматический карабин Mkb.42 (H) под 7,92-мм промежуточный патрон. В апреле 1943 года 2 000 единиц автоматических карабинов Mkb.42 фирмы Haenel прошли боевые испытания в 31-й и 34-й пехотных дивизиях на северном участке Восточного фронта в районе г. Холма Новгородской области. Автоматический карабин Mkb.42 (H), хранящийся в коллекции Центрального музея Великой Отечественной войны, был взят в этих боях советскими войсками в качестве трофея и доставлен Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину, который, в свою очередь, передал его известному советскому конструктору-оружейнику В.А. Дегтяреву для изучения и использования при создании более совершенного советского оружия. Тактико-технические характеристики: Калибр, мм 7,92 Масса, кг 4,63 Длина общая, мм 935 Длина ствола, мм 410 Начальная скорость пули, м/с 650 Емкость магазина, патронов 30

Создан на базе станкового пулемета «Виккерс» конструкторами Пражского оружейного завода Франтишеком Брейхом, Франтишеком Сикита, Адольфом Сикора и Вацлавом Зибаром в 1928 году. Производился заводом «Ceska Zbrojovka» в г. Брно, а также на филиале завода в г. Страконице. В 1943 году белорусские партизаны сбили над своим расположением чехословацкий одномоторный самолет Letov S-328, использовавшийся вермахтом для связи, и демонтировали с него 7,92-мм авиационный пулемет CZ-30. Последний был переделан в кустарных условиях партизанской оружейной мастерской в станковый и смонтирован на колесном станке пулемета «Максим» образца 1910 г. Это оружие активно использовалось партизанами на территории Белоруссии для борьбы с немецкими оккупантами в 1943–1944 годах.

Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1904 года в д. Медведки (с 1937 года – в Котласском районе Архангельской области). В 1926 году окончил с отличием Военно-морское училище им. Фрунзе, в 1932 году – Военно-морскую академию. Проходил службу последовательно в должностях вахтенного начальника, помощника и старшего помощника командира крейсера «Красный Кавказ», командира крейсера «Червона Украина». С осени 1936 года – военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании, руководил советскими моряками-добровольцами. С 1937 года – заместитель командующего и командующий Тихоокеанским флотом СССР. В 1939–1947 годах и в 1951–1956 годах возглавлял Военно-Морской Флот СССР. В предвоенный период развернул работу по созданию советской морской школы, организации, строительству и подготовке ВМФ к войне. Создание и внедрение на флоте системы оперативной готовности является исторической заслугой Н.Г. Кузнецова. В годы Великой Отечественной войн – Народный комиссар ВМФ, одновременно, с 1944 года, – главнокомандующий ВМФ СССР, член Ставки Верховного Главнокомандования, ГКО и представитель Ставки ВГК на фронтах. Его флотоводческий талант всесторонне раскрылся при осуществлении взаимодействия флотов с сухопутными войсками при обороне Таллина, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда и других городов и военно-морских баз; при разработке планов ВГК; проведении Керченско-Феодосийской, Новороссийской, Керченско-Эльтигенской десантной и других операций. По его предложению авиация ВМФ в августе 1941 года бомбила Берлин. Уверенно руководил боевыми действиями флотов во всех стратегических операциях, в т.ч. осуществлял взаимодействие Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с сухопутными войсками в войне с Японией. Умер 6 декабря 1974 года в г. Москве. Депутат Верховного Совета СССР 1–4 созывов. Герой Советского Союза. Был награжден 4-мя орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Ушакова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями, а также иностранными орденами.

Сергей Георгиевич Горшков родился 13 (26) февраля 1910 года в г. Каменец-Подольский. В 1931 году окончил Военно-морское училище им. Фрунзе, в 1941 году – Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии. В 1932–1939 годах – на Тихоокеанском флоте на должностях командира сторожевого корабля, командира эсминца, командира бригады эсминцев. С 1940 года – командир бригады крейсеров Черноморского флота. С началом Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях Черноморского флота. При обороне Одессы руководил высадкой первого на Черном море морского десанта в районе Григорьевки. С октября 1941 года – командующий Азовской военной флотилией. Разработал и провел высадку морского десанта в ходе Керченско-Феодосийской, Новороссийской, Керченско-Эльтигенской десантных операций. С 1944 года – командующий Дунайской военной флотилией, принимавшей участие в Ясско-Кишиневской операции. Флотилия под командованием С.Г. Горшкова содействовала войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов в Белградской и Будапештской операциях, участвовала во взятии г. Будапешта и освобождении г. Белграда. С августа 1951 года – командующий Черноморским флотом. С января 1956 года – главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР, заместитель министра обороны СССР. Умер 13 мая 1988 года в г. Москве. Депутат Верховного Совета СССР 4–9 созывов. Герой Советского Союза. Был награжден 5-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4-мя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова I и II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями, а также иностранными орденами и наградным именным оружием.

Нагрудный знак «Отличный строитель» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года одновременно со знаками «Отличный путеец», «Отличный движенец», «Отличный восстановитель», «Отличный паровозник», «Отличный вагонник», «Отличный связист», «Отличный административный работник». Огромные разрушения на бывших оккупированных территориях страны требовали немедленных восстановительных работ. Знак являлся «наградой для особо выдающихся работников» и вручался представителям начальствующего и рядового состава, показавшим четкую организацию труда, сокращение сроков строительства и ремонта железных дорог, внедрение механизации скоростных методов строительства, пропускной способности железных дорог, отличного владения личным инструментом и сбережения железнодорожной техники и инструмента. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Нагрудный знак «Отличный движенец» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года одновременно с другими ведомственными знаками «Отличный путеец», «Отличный восстановитель», «Отличный паровозник», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный связист», «Отличный административный работник». Железнодорожный транспорт являлся кровеносной системой народного хозяйства. От его слаженной и бесперебойной работы зависел жизненный ритм страны. В годы войны его значение возросло во сто крат. Согласно положению знак вручали представителям начальствующего и рядового состава, показавшим образцы дисциплины и отличного выполнения правил технической эксплуатации, быстрого продвижения поездов и точного выполнения графика движения, а также погрузку, выгрузку и передачу поездов. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Нагрудный знак «Отличный связист» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года одновременно с нагрудными знаками «Отличный путеец», «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Согласно положению о знаке его вручали представителям начальствующего и рядового состава служб сигнализации и связи железнодорожного транспорта, показавших образцы дисциплины и отличного выполнения правил технической эксплуатации, бесперебойной работы средств связи и сигнализации, четкого действия автоблокировки, электроцентрализации и горочных устройств, а также высококачественного ремонта средств связи и сигнализации. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Нагрудный знак Отличный паровозник» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года совместно с семью другими ведомственными знаками «Отличный путеец», «Отличный восстановитель», «Отличный движенец», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный связист», «Отличный административный работник». Согласно положению этот знак отличия являлся «наградой для особо выдающихся работников паровозного хозяйства железнодорожного транспорта». Им награждались представители начальствующего и рядового состава, показавшие отличный уход за локомотивом, перевыполнение норм технической и участковой скорости, бесперебойную выдачу паровозов под поезда, отличное безаварийное вождение локомотива, четкое соблюдение графика оборота паровоза, а также культурное содержание паровозного парка и высококачественный ремонт локомотивов. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Родился в 1922 году в Москве в семье служащих. В начале июня 1941 года, окончив среднюю школу, был призван в РККА и до начала 1942 года служил рядовым. В этом же году стал курсантом школы младших лейтенантов в городе Калинине, после окончания которой в звании младшего лейтенанта попал на фронт (п/п № 95803-А). 30 сентября 1943 года был ранен в бою и эвакуирован в один из медсанбатов. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 1946 году Краснознаменский РВК г. Москвы прислал его матери Тимофеевой Анне Степановне извещение о том, что ее сын пропал без вести в 1943 году. В фондах ЦМ ВОВ хранится более шестидесяти писем, любовно сохраненных и подклеенных в подшивки его матерью. В них не найдешь описания боев, военных тягот и страданий, автор вспоминает о мирной жизни, доме, друзьях. Они наполнены удивительной заботой о близких, и прежде всего о матери. Искренние письма простого парня, погибшего в 21 год. Письмо рядового Тимофеева Ивана Петровича матери Тимофеевой Анне Степановне г. Горький. 01.11.1941 г. Бумага, карандаш, рукопись 20,6 × 16,8 см, 1 л. «г. Горький. 01.11.1941 Мама! Вот уже более десяти суток созерцаю я воды Оки. Лишь вчера подъехали к устью – к месту, где Ока впадает в Волгу. Однако последнюю я еще не вижу. Стоим у города, но в город не вступаем. Еще несколько дней путешествия, и мы окончательно обоснуемся в каком-то граде. В каком? Мне не известно. Я написал тебе уже две пары писем. Получила ли ты их? Очень беспокоюсь о тебе. Как ты живешь, мама? Я чувствую себя вполне нормально, ни в чем (кроме табака) не нуждаюсь. Все время в голове Москва – город, где вырос, воспитался, город, в котором оставил тебя, мама, Нину, лучшие дни жизни, любимые аппараты – вообще все прекрасное, к чему стремлюсь вновь вернуться. Я вернусь, мама! Не надо скрывать, что дни настоящие – дни трудные, но они пробегут и станут сказкой. По приезде на место я, может быть, вышлю телеграмму с указанием адреса, чтобы мы могли переписываться. Целую, твой сын В. Тимофеев» Письмо рядового Тимофеева Ивана Петровича подруге Долгополовой Нине (Nenni) г. Горький. 02.01.1942 г. Бумага, чернила, рукопись 20,2 × 14,2 см, 1 л. «Горький. 02.01.42 Совсем недавно я узнал из фототелеграммы, пришедшей от матери моей, что ты покинула Москву и уехала в далекий Магнитогорск. Помнишь ли тот темный московский вечер, когда мы расстались? Я долго стоял, застыв подобно изваянию, позабыв про все, напряженно всматриваясь в темноту, тебя поглотившую. С тех пор прошло немало времени, с тех пор так много пережито, а вечер тот горит ярко в воображении моем! С той поры душа моя замкнулась, улыбка погасла. Им суждено возродиться только при встрече с тобой, Любовь моя! Но много предстоит еще пережить. Когда ты будешь читать эти строки, скупость коих нельзя объяснить отсутствием чувства, которое, на самом деле, одно и поддерживает дух мой энергией своей неистощимой, я уеду из Горького на дымный запад. Настал час, и я поднимаюсь на защиту земли свободного народа, во имя возвращения светлых дней, лишенных зарева кровавых пожарищ, озаренных сиянием мирного, теплого солнца. Пожелай же мне удач, обожаемая подруга, пожелай мне встречи с тобой в будущем, пожелай мне своей любви! Родная, милая! Я люблю тебя еще горячей, еще страстней, чем прежде! Твой Тао» Письмо фронтовое на бланке «Воинское» младшего лейтенанта Тимофеева Ивана Петровича матери Тимофеевой Анне Степановне Действующая армия. Полевая почта № 95803 – Щ. 06.08.1943 г. Бумага, чернила, печать типографская, рукопись 20,4 × 12,9 см, 1 л. «06.08.43. Добрый день, мама! Вот ты спрашиваешь, как я живу. Я живу очень просто – как живут на фронте многие другие мои товарищи. А как живут на фронте? Посмотри в кино, в печати, спроси у Женьки Архангельского, у других фронтовиков, и тебе станет ясным, как я живу. В подробности же буду вдаваться тогда, когда умолкнет гром боев и мир осветится солнцем Победы. Недавно сумел написать двум Вовам и Нине М. по письмецу. Переписываешься ли ты с ними, мама? Ну-ка, напиши им тоже и потребуй с них, чтобы они не сидели там, в тылу, как воды в рот набравши, а нет-нет да и соизволили послать в наши траншеи по письмецу (а то и не грех и по два, по три). Крепко, крепко, целую – твой сын – В.Т.» Письмо младшего лейтенанта Тимофеева Ивана Петровича матери Тимофеевой Анне Степановне Действующая армия. 18.09.1943 г. Бумага, карандаш, рукопись 14,6 × 10 см, 1 л. «18.09.43 Добрый день, мама! Вчера получил твое письмо от 10-го с. м-ца. Пред этим же пришло твое письмо от 28.08.43. Из бандеролей пришла только первая – вторая мне и на глаза не показывалась – видимо, где-то пропала. 16-го числа послал тебе, мама, два перевода – 8 и 9-й по счету. Как они придут – сообщи мне, пожалуйста. За последнее время я имел мало возможности писать, поэтому и произошел перерыв в моих корреспонденциях. А ты (ведь правда) начала уж думать, что со мной чего-нибудь случилось, не надо нервничать – хотя я тебя не раз уже предупреждал, что такие перерывы возможны. Так что, мама, никогда не унывай, если письма мои будут задерживаться. Чувствуй всегда себя спокойно, не нервничай, поправляй неустанно свое здоровье. Для этого я присылаю тебе деньги, для этого я сделал бы многое другое, если б была возможность. Относительно перехода на инвалидность я могу только советовать поступить так, как считаешь лучшим – чувствуешь себя в силах – работай, а коль не можешь – перейди на пенсию – хотя последний выход мне не совсем нравится. На всякий случай посылаю тебе справку (она должна находиться в этом конверте), которая показывает, где я нахожусь и что из себя представляю. Я думаю, что такая справка-удостоверение тебе пригодится. Ну, мама, извини меня, но мне приходится пока прервать на этом свое письмецо, ибо имею мало свободного времени и сегодня принялся писать лишь ради того, чтобы успокоить тебя и послать справку-удостоверение. Если будет больше времени, напишу письмо побольше! Крепко, крепко целую, твой сын В.Т. P.S. Как получишь это мое письмо – сообщи, получила ли справку. Целую – В.Т.» После текста письма рукой матери, Тимофеевой А.С. приписано: «Последнее письмо от Вани. 30.07.69 г.»

Бронеавтомобили семейства БА: легкий бронеавтомобиль – БА-64 - Военное обозрение

Бронеавтомобили семейства БА: легкий бронеавтомобиль – БА-64

БА-64 – это легкий советский бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны. Он был разработан в июле-декабре 1941 года на базе полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как различных советских довоенных решений по полноприводным бронемашинам нового поколения, так и внимательного изучения трофейных немецких образцов. БА-64 стал первым в СССР серийным полноприводным бронеавтомобилем и остался единственным в данном классе, который был принят на вооружение армии в годы войны. Помимо этого он стал последним советским бронеавтомобилем классического типа. Всего с апреля 1942 года и до начала 1946 года советские заводы выпустили 9110 машин данного типа.

Бронеавтомобиль БА-64 достаточно активно использовался Красной Армией, начиная с лета 1942 года и до самого конца войны. Преимущественно данная машина использовалась в разведывательных целях, а также для непосредственной поддержки пехотных соединений на поле боя. После окончания войны, БА-64 выступал в основном в роли учебно-боевой машины и был снять с вооружения советской армии в первой половине 1950-х годов. Данный бронеавтомобиль также поставлялся ряду союзников СССР и в незначительных количествах применялся войсками КНДР в годы Корейской войны.

Новый бронеавтомобиль и внешне и по своим боевым возможностям существенно отличался от ранее производимых в СССР машин данного класса.
Автостроителям пришлось принять во внимание новые ТТХ к бронемашинам, которые возникли на основе вновь приобретенного боевого опыта. Новые бронеавтомобили предполагалось использовать для ведения командирской разведки, управления боем, сопровождения автоколонн и противовоздушной обороны танков во время марша, а также борьбы с авиадесантами противника. Помимо этого определенное влияние на конструкцию нового бронеавтомобиля оказало знакомство советских конструкторов с трофейными немецкими бронеавтомобилями Sd Kfz 221, которые были доставлены на Горьковский автозавод в сентябре 1941 года и были детально изучены.


За основу новой бронемашины было взято шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64, но с целым рядом усовершенствований. В частности было изменено расположение рычагов и рулевого управления, педалей, усилены рессоры, смонтированы амортизаторы от ГАЗ М-1, имеющие торсионный стабилизатор боковой устойчивости на задней подвеске. Помимо этого в машине появился новый бензобак, имеющий повышенный объем.

Несмотря на то, что конструкторам нового бронеавтомобиля Б. Т. Комаревскому, В. Ф. Самойлову, Ю. Н. Сорочкину и другим пришлось впервые в жизни заниматься проектированием бронекорпуса, они сумели учесть опыт своих предшественников и достаточно успешно справились с поставленным заданием. Все бронелисты нового бронеавтомобиля были расположены под рациональными углами наклона, что существенно повышало защищенность всего сварного корпуса от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских и минометных снарядов. В данном отношении новый бронеавтомобиль даже превосходил довоенные тяжелые бронеавтомобили, а также немецкие аналоги, хотя обладал при этом гораздо меньшей массой и гораздо более компактными размерами.

Но до предела «ужав» корпус машины, конструкторы вынуждены были проявить недюжинную изобретательность, для того чтобы рационально разместить в корпусе экипаж. Водитель бронеавтомобиля размешался по центру машины, непосредственно за ним на некотором возвышении находился командир, выполнявший также роль стрелка-пулеметчика. Некоторой доработке подверглась система вентиляции картера, охлаждения, питания,
электрооборудования (включая также фильтры радиопомех), усиленная задняя подвеска автомобиля. Достаточно важным фактором для использования в боевых условиях было то, что стандартный двигатель мог без особых проблем работать на низкосортных бензинах и маслах.


Работа над новой машиной шла достаточно быстро, и уже в конце ноября 1941 года было завершено создание первого бронекорпуса, а 9 января 1942 года первый бронеавтомобиль, получивший индекс БА-64, приступил к ходовым испытаниям. Поскольку в эти сроки на машине не успели смонтировать башню, пулемет ДТ был установлен на открытой турели в верхнем люке корпуса. Уже на следующий день после этого машина была продемонстрирована маршалу К. Е. Ворошилову. В Кремле показ БА-64 и нового легкого танка Т-70 состоялся 3 марта 1942 года. Через 2 недели, 14 марта было выпущено постановление ГКО о принятии данного бронеавтомобиля на вооружение РККА.

Первое время бронекорпуса для данных машин производились на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования, который бы переведен на производство военной продукции. Позднее корпуса начали делать на самом ГАЗе, применяя свое мощное штампово-прессовое хозяйство. К маю 1942 года 3 первых БА-64 приступили к государственным испытаниям, а уже летом серийные машины использовались в боевых действиях на Воронежском и Брянском фронтах, а также под Сталинградом.

БА-64 был первым из советских бронеавтомобилей, который мог похвастаться полным приводом на все колеса. Благодаря этому машина без особых проблем преодолевала на твердом грунте подъемы до 30 градусов, скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов, а также броды глубиной до 0,9 м. БА-64 не только хорошо передвигался по песку и пашне, но и мог уверенно трогаться с данных грунтов после остановки. При массе в 2,36 тонны бронеавтомобиль мог развивать скорость до 80 км/ч.


Характерной особенностью корпуса БА-64 были большие свесы спереди и сзади, которые облегчали бронеавтомобилю преодоление ям, канав и воронок от снарядов. Живучесть машины на поле боя обеспечивали пулестойкие шины ГК (губчатая камера). Впервые в распоряжении водителя оказался сменный смотровой блок пуленепробиваемых стекол «триплекс» (от легкого танка Т-60). Еще 2 таких блока были установлены в боковые стенки башни, в которой размещался пулемет ДТ (боекомплект 1260 патронов). Пулемет имел возможность ведения кругового огня по наземным целям на дистанции до километра, а также воздушным целям на высоте до 500 метров. Несмотря на то, что на бронеавтомобиль просилось более мощное оружие, общая теснота машины свела на нет все попытки установки на БА-64 крупнокалиберных пулеметов СГ-43 или ДШК.

Корпус бронеавтомобиля изготавливался из катаных бронелистов толщиной от 4 до 15 мм. В верхнем лобовом листе находился небольшой по размерам люк прямоугольной формы, который использовался механиком-водителем. Комплект приборов в его распоряжении был минимальным. У водителя имелся лишь спидометр и аэрометр, а также сокращенный набор ЗИП. Единственный 7,62-мм пулемет ДТ располагался в восьмигранной баше, толщина стенок которой составляла 9 мм. Пулемет был прикреплен к тумбе, установленной на полу бронемашины. Для того чтобы обеспечить пулемету максимальные углы наклона (по вертикали до 75 градусов), а также большего удобства при его обслуживании башня БА-64 не имела крыши. В боевой обстановке она прикрывалась специальной противогранатной сеткой, ровно также, как это было реализовано на немецком Sd.Kfz.221\222. Боекомплект к пулемету, состоящий из 20 дисков, располагался в боевом отделении. Часть машин (за годы войны 41,5% получили рации) была оборудована приёмо-передающими радиостанциями 12-РП или РБ-64

Поступив на вооружение Красной Армии, бронеавтомобили БА-64 направлялись в основном в состав танковых подразделений. По штатам того времени управление танкового корпуса должно было иметь 5 БА-64, по 3 и 17 легких бронеавтомобилей должны были находиться в распоряжении танковых и мотострелковых бригад. В это же время недавно сформированные мотоциклетные полки должны были получить по 10 БА-64, а количество бронеавтомобилей в составе отдельных разведывательных батальонов (орб) должно было составлять 12 единиц.

Одним из главных недостатков легкого бронеавтомобиля БА-64 была его недостаточная боковая устойчивость, что было обусловлено достаточно узкой колесной базой ГАЗ-64 в сочетании с высоко расположенным центром тяжести БА-64. Именно поэтому расширение колее бронеавтомобиля стало очевидно для конструкторов машины еще во время проведения испытаний весной 1942 года. Но для достижения как можно скорейшего выпуска бронеавтомобиля было принято решение отложить решение данного вопроса на более поздний срок. Перестройка налаженного производства агрегатов шасси на заводе в это время была неуместна, к тому же ГАЗ и так был полностью загружен освоением выпуска новых образцов боевой техники, в том числе и легкого танка Т-70.

Несмотря на это с 31 августа 1942 года на заводе по инициативе местного КБ инженеры приступили к работам над созданием новой модификации БА-64Б, которая должна была отличаться новой расширенной колеей. Уже 26 сентября на утверждение в ГАБТУ был передан план дельнейшей модернизации машины, а также проведения серии испытаний. Первый прототип новой машины был выпущен в октябре 1942 года и уже к концу этого месяца перешел к испытаниям.

Улучшенная модель бронеавтомобиля под обозначением БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для данной версии применялся советский армейский вездеход ГАЗ-67Б, обладающей большей колесной колеей. Данные меры позволили улучшить боковую устойчивость машины, особенно в сравнении с базовым вариантом. На БА-64Б турельная установка с пулемётом ДТ была заменена на башню. Серийный выпуск данной версии бронеавтомобиля продолжался до 1946 года.

Автор: Юферев Сергей

Ба-64 (СССР) - БТР и БМП - Бронетехника - Каталог статей - WAR FRONT: военные фото, техника, оружие


В довоенный период Горьковский автомобильный завод был основным поставщиком шасси для лёгких пулемётных автомобилей ФАИ, ФАИ-М, Ба-20 и их модификаций. Основным недостатком этих машин была их низкая проходимость по пересечённой местности, а их бронекорпуса не отличались высокими защитными свойствами.

Начало Великой Отечественной войны застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64, разработанного под руководством ведущего конструктора В. А. Грачева в начале 1941 года. Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для Действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе ГАЗ-64.

Руководство завода поддержало инициативу Грачева, и уже 17 июля 1941 года начались конструкторские работы. Компоновку машины вел инженер Ф. А. Лепендин, ведущим конструктором назначили Г. М. Вассермана. Проектируемый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Автостроителям пришлось принять во внимание новые тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. Их предстояло применять для командирской разведки, при управлении боем, в борьбе с авиадесантами, при сопровождении автоколонн и противовоздушной обороне танков на марше. Также, определённое влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем (предположительно Sd Kfz 221), который был доставлен на ГАЗ 7 сентября, для детального изучения.

Несмотря на то, что конструкторам Ю. Н. Сорочкину, Б. Т. Комаревскому, В. Ф. Самойлову и другим впервые пришлось проектировать бронекорпус, они, учтя опыт предшественников, успешно справились с заданием. Все бронелисты (разной толщины) были расположены с наклоном, что существенно повышало стойкость сварного корпуса при попаданиях в него бронебойных пуль и крупных осколков. В этом отношении новая машина превосходила даже довоенные отечественные тяжелые бронеавтомобили и аналогичные немецкие, несмотря на то, что была легче и компактнее их. Однако, до предела "ужав" корпус, конструкторы были вынуждены проявить немало изобретательности, чтобы рационально разместить в нем экипаж. Водитель находился по центру машины, а за ним, несколько выше, располагался командир, он же стрелок-пулеметчик. Некоторой доработке подвергли системы охлаждения, вентиляции картера, питания, электрооборудования (включив фильтры радиопомех), усилили заднюю подвеску. Очень важным для фронтовых условий было то, что несколько измененный стандартный двигатель работал на низкосортных маслах и бензинах.

Работа над "заводским изделием 64-125" шла быстро - уже в конце ноября закончили сварку бронекор-пуса, а 9 января 1942 года бронеавтомобиль, получивший марку БА-64, опробовали на ходу. Поскольку башню смонтировать не успели, пулемет ДТ разместили на открытой турели в верхнем люке. На следующий день машину показали К. Е. Ворошилову.

3 марта состоялся показ БА-64 (армейское название "БА-64" было утверждено наркомом танковой промышленности В.А. Малышевым 17 февраля 1942г.) и лёгкого танка Т-70 в Кремле. ( марта выпустили приказ о проведении доработок по БА-64, а 14 марта вышло постановление ГКО о принятии БА-64 на вооружение Красной армии.

Бронекорпуса для серийных машин первое время делали на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования, переведенном на выпуск военной продукции, а потом и на самом ГАЗе, используя его мощное штампово-прессовое хозяйство. К маю 1942 года первые три ВА-64 вышли на государственные испытания, а уже летом серийные броневики приняли участие в боевых действиях на Брянском, Воронежском фронтах и позднее - под Сталинградом.

БА-64 был первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему он успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30°, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18°. Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с таких грунтов после остановки. Характерная особенность корпуса - большие свесы впереди и сзади облегчали БА-64 преодоление канав, ям и воронок. Живучесть броневика увеличивали пулестойкие шины ГК (губчатая камера). Впервые водитель располагал сменным смотровым блоком пуленепробиваемых стекол "Триплекс" (от танка Т-60). Два таких же блока были вмонтированы и в боковые стенки башни. В последней размещалась универсальная стрелковая установка, позволявшая вести из пулемета ДТ (боекомплект 1260 патронов) круговой обстрел наземных целей на дистанции до 1 тыс. м и воздушных - на высоте до 500 м. Впрочем на такую машину просилось более "серьёзное" оружие, но из за общей тесноты машины, все опыты с установкой ДШК и СГ-43 оказались не удачными.

Часть машин (41,5% за все годы войны) была оборудована приёмо-передающими радиостанциями РБ-64 или 12-РП.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года за создание ГАЗ-61 и БА-64 Грачев был удостоен Сталинской премии третьей степени.

Параллельно с серийным производством завод продолжал совершенствовать конструкцию и создавать новые модификации БА-64. Для охраны бронепоездов и разведки на местности с развитой железнодорожной сетью броневик пробовали поставить на рельсы. В декабре 1942 года испытывался ВА-64в (разработки Выксунского завода) на металлических колесах с ребордами вместо автомобильных и БА-б4г (Горьковского завода) с обычным шасси, но с реверсом и четырьмя роликами с ребордами, попарно расположенными впереди и сзади машины, удерживавшими ее на рельсах. Для того чтобы сойти с колеи, было достаточно поднять ролики.

В марте 1943 году выпустили десантный, безбашенный ВА-64е с кормовым входом в бронекорпус. На эту машину, вмещавшую б бойцов, предполагалось поставить 37-мм пушку.

В январе 1943 года по предложению инженера С. С. Строева изготовили БА-64-З (зимний) с цепным лыжно-гусеничным движителем вместо задних колес. Система представляла развитие идей выдающегося русского инженера С. С. Неждановского. На испытаниях БА-64-З уверенно ходил по любой снежной целине, преодолевал подъемы до 18°, и только недостаточные маневренность, скорость и запас хода помешали принять его на вооружение.

В 1944 году испытывался штабной безбашенный БАШ-646 и его безрамный вариант с несущим корпусом.

Уже после выпуска первых серийных машин конструкторы занялись улучшением боковой устойчивости БА-64. С этой целью колея броневика была расширена до 1446 мм, в переднюю подвеску добавили два амортизатора, внесён ещё целый ряд изменений. В конце октября 1942 года "ширококолейный" БА-64Б успешно прошел испытательный пробег, подтвердив целесообразность нововведения - допустимый крен составлял уже 25°.

Начатое весной 1943 года производство БА-64Б продолжалось по 1946 год. В 1944 году производство БА-64Б по отчётности НКО стабильно составляло 250 машин в месяц-3000 в год (с рацией-1404). Остальные образцы бронемашин, как новых типов, так и модификации БА-64, оказались малоудачными или не очень нужными, особенно к концу войны. Не смотря на свой основной недостаток-малую огневую мощь, бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведрейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность весть стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина. Всего, по данным военных, ими было принято 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б (с рацией-3390). Последние 62 машины завод изготовил в 1946 году.

Всего за период с 1942 по 1946 гг завод выпустил 3901 бронеатомобиль БА-64 и 5209-БА-64Б.

В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались как учебно-боевые, примерно до 1953 года. В других странах их использовали гораздо дольше.Польша получила 81 машину, Чехословацкий корпус-10, в ГДР они хорошо зарекомендовали себя как полицейские машины. Много машин было отправлено в Югославию, КНДР и Китай.