Руководства, Инструкции, Бланки

как открыть общественную организацию пошаговая инструкция img-1

как открыть общественную организацию пошаговая инструкция

Рейтинг: 4.0/5.0 (1819 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Как пройти регистрацию некоммерческой организации

Как пройти регистрацию некоммерческой организации. Пошаговая инструкция. Регистрация НКО: Пошаговая инструкция. Как пройти регистрацию некоммерческой организации.

Что такое Некоммерческая организация?

Некоммерческие организации не извлекают прибыль, не должны получать доход, в противоположность иным организациям коммерческого характера. Некоммерческие организации могут действовать в разных направлениях, разрешенных на законном уровне, виды должны строго соответствовать целям деятельности НКО, которые предусмотрены их Уставами.


Некоммерческие организации представлены в разнообразных формах, одни основаны на членстве, другие наоборот членства не имеют. К некоммерческим организациям, основанных на членстве относятся:

К некоммерческим организациям, которые не имеют членства в своей основе относятся:


Как видно, некоммерческие организации отличаются своей нестандартностью, многообразием форм, в которых регистрируются. В этой связи, не практике часто возникают сложности в выборе формы некоммерческой организации для своего направления деятельности, формировании учредительных документов, устава, и соответственно в прохождении процедуры государственной регистрации.

Порядок регистрации некоммерческой организации:

1. Важная задача - определить предмет, направление, цель деятельности регистрируемой некоммерческой организации. Здесь необходимо грамотно, без противоречий с действующим законодательством выбрать виды экономической деятельности, цели, ради которых планируется создание некоммерческой организации. Напомним что в отличии от других форм организаций, некоммерческие могут заниматься далеко не всеми категориями деятельности, указанными в каталоге видов экономической деятельности (ОКВЭД). Ведь, некоммерческие организации не извлекают прибыль, как иные компании.

2. Определить место (юридический адрес), где планируется работа некоммерческой организации. Согласно отечественному гражданскому законодательству, зарегистрировать организацию необходимо по месту нахождения его действующего исполнительного органа (Директора, Председателя, Президента), т.к. адрес организации всегда указывается в государственном реестре (ЕГРЮЛ). Более того, некоммерческие организации контролируются Министерством Юстиции Российской Федерации и место работы организации может быть фактически проверено уполномоченными органами, и если выявятся нарушения, на некоммерческую организацию могут быть наложены штрафы, и ограничения, вплоть до написания в суд с требованиями принять решение о принудительной ликвидации организации.

3. Наименование некоммерческой организации. Основываясь на законодательстве Российской Федерации о некоммерческих организациях, название обязательно содержит ссылку на ее правовую модель и тип деятельности. Здесь важным является соответствие формы некоммерческого общества и направления ее деятельности. Правильное указание этих сведений является важным для принятия положительного решения о регистрации некоммерческой организации. Приведем пример с названием некоммерческого партнерства. Так как некоммерческое партнерство имеет целью поддерживать своих участников осуществлять деятельность, которую они выполняют ради достижения целей организации, то и в наименовании партнерства должно быть отображено соответствующее направление. Например: некоммерческое партнерство содействия строительным организациям в их профессиональной деятельности "ЦентрСтрой".

4. Формирование Устава некоммерческой организации. Устав некоммерческой организации помимо основных сведений о названии (наименовании), месте нахождении, так же содержит информацию: об руководящих органах организации, о порядке приема и выхода учредителей, членов организации, о филиалах и представительствах, об источнике формирования имущества и порядок распоряжения им, о том, как вносить правильно изменения в учредительные документы, реорганизации, ликвидации, о порядке прохождения, проведения, созыва собраний, о правах и обязанностях участников (членов) и иную информацию, которую необходимо отразить в Уставе.

5. Пройти порядок подачи заявления, т.е. составить согласно требованиям и заверить нотариально по установленной форме о регистрации создаваемой некоммерческой организации. Когда оформляется заявление, рекомендуется неукоснительно соблюдать установленные требования, которые применяются к оформлению документов. Затем заверенные документы направляются в регистрирующий орган. Несоответствие требованиям, ошибки и неточности, допущенные при составлении заявления будут являться причиной в отказе регистрации некоммерческой организации.

6. Оплата государственной пошлины. На основании действующего налогового законодательства, при регистрации организации Организации, Общества, Учреждения, так же и Некоммерческого, уплачивается пошлина в сумме или размере 4000 рублей, а если Вы решите зарегистрировать отделение (региональное) политической партии или, непосредственно политическую партию, то придется оплатить в бюджет 3500 рублей.

7. Направление или представление документов в соответствующий орган для государственной регистрации. Большинство некоммерческих организаций регистрируются в Главном управлении Министерства Юстиции РФ, если это московские некоммерческие организации, и в Региональных управлениях Министерства Юстиции если некоммерческие организации регистрируются в иных субъектах и регионах России. Как правило, срок рассмотрения документов представленных в регистрирующий орган, составляет 21 день. За это время, которое документы должны находиться на регистрации, они рассматриваются не только в Министерстве Юстиции, но и налоговых органах. Поэтому на регистрацию некоммерческой организации уходит значительное время, коммерчески же компании регистрируются всего лишь несколько дней, а именно три. Заключительным этапом регистрации некоммерческой организации является постановка в Пенсионном фонде на учет, и обязательное уведомление и учет в Фонде Социального страхования РФ, открытие расчетного счета в банке.


Более подробную информацию Вы можете получить,
обратившись к специалисту по телефону:

8 (495) 638-09-60 или8 (926) 189-93-19

Другие статьи

Как создать общественную организацию? Общественная палата Тверской области

Вы занимаетесь общественно-полезным делом и желаете сделать свой труд профессиональным, объединить усилия с другими гражданами и создать общественную организацию? Мы можем дать Вам совет, как сберечь свое время и без лишней нервотрепки создать НКО.

Общественные отношения граждан регулируются действующим законодательством Российской Федерации, и при реализации прав граждан на объединение, создание, ликвидацию и (или) реорганизацию общественных объединений существуют определенные условия, определяемые законом. В этом множестве законодательных актов трудно разобраться без консультанта. Но первый шаг – желание, объединившись с другими, сделать нашу жизнь чуть лучше, Вы уже сделали.

Для государственной регистрации общественных объединений необходимы следующие документы:
  • 1. Устав общественной организации.
  • 2. Протокол общего собрания учредителей.
  • 3. Заявление о регистрации, включая сведения о руководящем органе.
  • 4. Сведения об учредителях-инициаторах создания НКО.
  • 5. Положение о филиалах (если есть).
  • 6. Квитанция об уплате регистрационного сбора.

Все указанные документы представляются в 2 экземплярах в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области, где регистрируется организация.

Прочие некоммерческие организации представляют следующие документы:
  • 1. Устав некоммерческой организации.
  • 2. Учредительный договор (если требуется).
  • 3. Протокол общего собрания учредителей.
  • 4. Заявление о регистрации.
  • 5. Сведения об учредителях-инициаторах создания НКО.
  • 6. Квитанция об уплате регистрационного сбора.

Все указанные документы подаются в администрацию муниципального образования, где регистрируется организация.

Но порядок регистрации – не главное, потому что есть некоторые моменты, которые необходимо знать с самого начала.

Согласно ГК РФ коммерческой считается организация, имеющая цель извлечение прибыли, занимающаяся предпринимательской деятельностью и распределяющая полученный в результате этой деятельности доход между своими участниками (акционерами, пайщиками и т.д.). Общественной же, или по другому некоммерческой организацией (НКО), называется организация, созданная для достижения уставных целей (интеграция, реабилитация, защита прав и т.д.), не имеющая целью извлечение прибыли, но занимающаяся предпринимательской деятельностью и использующая полученный в ее результате доход для достижения этих самых уставных целей. То есть основной целью деятельности НКО не может быть извлечение прибыли, а если в результате осуществления предпринимательской деятельности НКО и получила прибыль, то она не может быть распределена между учредителями и (или) членами.

НКО могут создаваться для достижения различных общественно-полезных целей. Не допускается создание организаций, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Деятельность НКО может осуществляться как в интересах всего общества, так и каких либо отдельных его групп или категорий.

Еще один очень важный момент, отличающий коммерческие организации от некоммерческих – акционеры или пайщики являются собственниками имущества АО, ООО и т.д. Члены же общественной организации собственниками ее имущества не являются и теряют свое право собственности при его передаче общественной организации, если иное не установлено законом или договором аренды, пользования и т.д.

Некоторые формы НКО (всех общественных объединений) могут быть неформальными, т.е. допускается их деятельность без государственной регистрации, но при этом организация, не приобретая статуса юридического лица, не может иметь в собственности или на основании иного вещного права обособленное имущество, нести права и обязанности, выступать от своего имени в суде. Только имея статус юридического лица, организация может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, выполнять обязанности (быть участником гражданского оборота, вести хозяйственную деятельность), быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс, бюджет или смету, состоять на учете в налоговых и других контролирующих и учетных государственных органах. Также они могут открыть и пользоваться счетом в банке.

НКО может вести предпринимательскую деятельность. К ней относятся, в частности: купля–продажа ТНП, оказание услуг (в том числе платных, по себестоимости или ниже себестоимости), сдача в аренду помещений, хранение денежных средств на депозитных счетах, приобретение и реализация ценных бумаг, участие в хозяйственных обществах и товариществах. Законодательство не разъясняет, что значит «предпринимательская деятельность, соответствующая целям организации». Принятие решения всегда остается за руководителем (руководящим органом) организации, а в спорных, конфликтных ситуациях решение о соответствии осуществляемой деятельности уставным целям организации будет принимать суд.

В своей предпринимательской деятельности НКО руководствуются теми же законами, что и коммерческие организации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень лицензируемых видов деятельности постоянно дополняется, поэтому руководителю НКО необходимо постоянно следить за изменениями в законах РФ.

НКО может быть учреждена только в тех организационно-правовых формах, которые определены федеральным законодательством.

На данный момент в России существует возможность создания организаций, не имеющих основной целью своей деятельности извлечение прибыли, в следующих формах:
  • 1. Общественная организация.
  • 2. Общественное движение.
  • 3. Общественный фонд.
  • 4. Общественное учреждение.
  • 5. Орган общественной самодеятельности.
  • 6. Некоммерческое партнерство.
  • 7. Учреждение.
  • 8. Автономная некоммерческая организация.
  • 9. Фонд.
  • 10. Ассоциация (союз).
  • 11. Религиозная организация.
  • 12. Товарищество собственников жилья.
  • 13. Потребительское общество.
  • 14. Союз потребительских обществ.
  • 15. Потребительский кооператив.
  • 16. Сельскохозяйственный кооператив.
  • 17. Союз сельскохозяйственных кооперативов.
  • 18. Профессиональный союз.

Членские организации более демократичны, подвижны, чем другие некоммерческие организации: высшим органом управления в членской организации всегда являются только общее собрание (конференция, съезд) членов, другие органы управления и контроля обязательно ему подотчетны; любой член организации может претендовать на участие в работе в выборных органах; информация о деятельности организации должна быть доступна для всех членов. Учредители такой организации ни в чем не отличаются от вновь принятых членов: учредителей-членов могут точно так же, как и других, исключить из организации; при голосовании члены-учредители могут остаться в меньшинстве, и будет принято решение, не отвечающее интересам учредителей. Законодательство запрещает давать членам-учредителям больше прав, чем другим членам организации. Для того чтобы защитить интересы учредителей, не допустить принятия решений, ведущих к изменению политики организации, но и, с другой стороны, искусственно не ограничивать приток новых членов, многие членские организации устанавливают «испытательный срок» для будущих членов. При наличии такой процедуры любое лицо, желающее вступить в члены организации, вначале становится кандидатом в члены (ассоциированным членом) на определенный заранее срок, и только потом, при условии отсутствия претензий к кандидату, его принимают в члены (действительные члены). В период кандидатства будущий член организации принимает участие во всех собраниях, мероприятиях, платит взносы и выполняет другие обязанности, но круг прав кандидата обычно значительно уже, чем у члена организации, и самое главное – он может не иметь права голоса при принятии решений на общих собраниях или не может быть избран в руководящие органы.

Правовой статус у рассматриваемых некоммерческих организаций в Российской Федерации регулируется:

«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое–либо объединение или пребыванию в нем»

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения);

Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда;

  • Федеральный Закон Российской Федерации № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (принят Государственной Думой РФ 18 декабря 1995 г. вступил в силу 12 января 1996 г.).
  • Федеральный Закон Российской Федерации № 82–ФЗ «Об общественных объединениях» (принят Государственной Думой РФ 14 апреля 1995 г. вступил в силу 19 мая 1995 г.).
  • Федеральный Закон № 135–ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят Государственной Думой РФ 7 июля 1995 г. вступил в силу 11 августа 1995 г.).

Очень важно знать порядок и правила регистрации общественных объединений который регламентируется:

  • Приказом Минюста РФ № 19–01–122–97 «О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.1997 N 1392)

Министерство юстиции Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет среди ряда основных функций государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Ликвидация общественных объединений Верховным Судом РФ осуществляется на основании ст. 29 и 52 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это значит, что объединения ликвидируются не только как не прошедшие государственную перерегистрацию в установленный срок (ст. 52 Федерального закона), но и как не выполняющие требования ст. 29 Закона о ежегодном представлении в регистрирующий орган сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Часть 2 ст. 29 указанного Федерального закона указывает на то, что непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр в течение 3 лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Надеемся, что предоставленные нами сведения помогут Вам начать свою деятельность. Если Вы нам напишите о своем опыте, то мы с удовольствием разместим эту информацию о себя на сайте.

Как открыть некоммерческую организацию

Как открыть некоммерческую организацию

Перед тем, как открыть некоммерческую организацию, необходимо определиться с ее формой. Это может быть автономная некоммерческая организация (АНО), фонд, союз, ассоциация, учреждение, некоммерческое партнерство, потребительский кооператив и др.
Выбор организационно-правовой формы определяется целями создания организации.
Для открытия некоммерческой организации необходимо подготовить следующую информацию и документы:

1. Цели создания, предмет и виды деятельностей

2. Варианты наименования некоммерческой организации

3. Структура органов управления некоммерческой организации

4. Желание использовать упрощенную систему налогообложения

5. Ксерокопии паспортов Учредителей. В случае, если некоммерческая организация учреждается юридическим лицом, для регистрации необходимо представить также:

  • ксерокопию Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • ксерокопию Свидетельства о присвоении ИНН;
  • ксерокопию Выписки и ЕГРЮЛ.

6. Ксерокопия паспорта Генерального директора

7. Ксерокопия паспорта Главного бухгалтера

8. Гарантийное письмо о предоставлении адреса (местонахождения) постоянно действующему руководящему органу некоммерческой организации, а также копия документа подтверждающего право распоряжения указанным помещением.

После подготовки этих сведений, некоммерческую организацию необходимо зарегистрировать. Чтобы открытие некоммерческой организации прошло без лишних бюрократических проволочек, лучше довериться профессионалам. Специалисты нашей фирмы готовы оказать услуги по открытию различных форм некоммерческих организаций.

Благотворительный фонд

Благотворительный фонд

Фонд так же, как и автономная некоммерческая организация, не имеет членства. Учреждается физическими или юридическими лицами, которые добровольно передают фонду свое имущество для достижения какой-либо (социальной, благотворительной, культурной, образовательной) общественно-полезной цели. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, но при этом все средства, вырученные фондом, должны использоваться для целей, указанных в его Уставе.

Фонд – некоммерческая организация, но в отличие от прочих некоммерческих организаций является не объединением граждан или юридических лиц, а объединением их имущества для достижения общеполезных целей.

Порядок создания и дальнейшей деятельности фонда регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом "О некоммерческих организациях", а также Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Фонд не основан на членстве, следовательно, участие учредителей в деятельности фонда и в управлении им не предполагается. В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, которые могут иметь определенные особенности в правовом статусе. Например, допускается учреждение благотворительных фондов, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 11.08.95 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Законодательство не предъявляет каких-либо особых требований к составу участников фонда. Учредить фонд может как физическое, так и юридическое лицо (как коммерческая, так и некоммерческая организация). Однако специальными законами могут устанавливаться определенные ограничения в отношении учредителей. Так, Федеральный закон от 19.05.95 «Об общественных объединениях» допускает учреждение общественного фонда физическими лицами, а юридическими лицами – только в том случае, если они созданы в форме общественных объединений. Закон прямо запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Общее число учредителей фонда законом не ограничено.

Поскольку фонд представляет собой организацию — специалиста по трате денежных средств, поэтому круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более — прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав. Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд — автономная организация и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого соблазна заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же — орган управления в фонде. Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. В гражданском кодексе Российской федерации существует 2 статьи о фондах (глава четвертая) - 118 и 119. 118 Статья об основных положениях о фонде, статья 119 об изменении устава и ликвидации.

Учредительным документом фонда является Устав. В нем должны определяться порядок формирования органов фонда и их компетенция. В фондах в обязательном порядке предусмотрено создание особого органа – попечительского совета, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.

Допускается изменение устава фонда его органами, если уставом предусмотрена такая возможность. В противном случае изменения могут быть внесены по решению суда. С таким требованием вправе обратиться в суд любой орган фонда, а также государственные органы, осуществляющие надзор за деятельностью фонда.

Учредители фонда после его создания утрачивают возможность расширить свой состав, так как учредительным документом фонда является устав. Кроме того, они утрачивают возможность влиять на деятельность фонда, если только они не участвуют в работе его высшего органа.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда. Порядок управления фондом (формирования высшего и исполнительных органов фонда) также определяется его Уставом.

Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд».

В качестве адреса местонахождения может выступать арендованное либо собственное нежилое помещение.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Нельзя обратить судебное взыскание на имущество лица, внесенное в фонд.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Фонд относится к числу организаций, подлежащих обязательному ежегодному аудиту в соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности".

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Федеральный закон от 12.01.96 «О некоммерческих организациях» в значительной степени ограничивает формы предпринимательской деятельности фонда. Например, благотворительные фонды не вправе участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, они не могут использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Ликвидация фонда возможна исключительно в судебном порядке. Суд принимает решение о ликвидации фонда исключительно по заявлению заинтересованных лиц. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность. Фонд может быть признан банкротом.

При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определенные в уставе фонда. Если использование имущества в соответствии с уставом фонда невозможно, то оно обращается в доход государства.

Регистрация фонда.

Регистрацию осуществляет Управление Министерства юстиции РФ.

Для регистрации фонда необходимы следующие документы и сведения:

  • Наименование благотворительного фонда, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности.
  • Номер налоговой инспекции, в которой необходимо зарегистрировать фонд
  • Документы, подтверждающие место нахождения фонда (юридический адрес)
    в случае предоставления адреса заказчиком:
    Нотариально заверенная копия свидетельства на право собственности арендодателя
    Договор (нотариальная копия либо оригинал)
    Гарантийное письмо (Оригинал гарантийного письма Собственника помещения, о согласии предоставить нежилое помещение в пользование после регистрации организации, с точным указанием адреса, сторон по договору аренды, площади и срока, на которые предоставляется помещение).
    Либо: В случае регистрации фонда на домашний адрес одного из учредителей, вместо вышеперечисленных документов предоставляется выписка из домовой книги и финансового лицевого счета.
  • Наименование банка (с указанием местонахождения филиала или контактного телефона банка), в котором необходимо открыть расчетный счет.
  • Сведения о Руководстве фонда: Должность руководящего органа (Президент, ген. директор, директор и т.д.) и копия его паспорта.
  • Основные цели и виды деятельности фонда.
  • Контактный телефон фонда.
  • Для учредителей граждан РФ:
    Копии паспортов учредителей.
  • Для учредителей фонда - иностранных граждан:
    Переведенный (и заверенный российским нотариусом) паспорт.
  • Для учредителей фонда - российских юридических лиц:
    нотариальные копии или копии с оригиналами для сверки:
    Свидетельство о государственной регистрации.
    Свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц для предприятий, зарегистрированных до 01.07.02 года.
    Устав.
    Учредительный договор.
    Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
    Реквизиты организации.
    ФИО руководителя (представителя) организации, должность.
  • Для учредителей фонда - иностранных юридических лиц
    представляются апостилированные документы, заверенные нотариально с переводом на русский язык (Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, либо заверенные апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным нотариально переводом на русский язык):
    Выписка из реестра юридических лиц.
    Справка из налогового органа о наличии номера налогоплательщика.
    Справка из банка о наличии счета.
    Устав.
    Доверенность на представителя юридического лица.

В нашей компании Вы можете заказать услуги по регистрации фонда.

Для чего и как зарегистрировать общественную организацию

Для чего и как зарегистрировать общественную организацию Правовой статус общественной организации

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации могут создаваться юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Одним из видов некоммерческих организаций в соответствии с Кодексом являются общественные организации.

Статьей 117 Гражданского кодекса РФ определено, что общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Таким образом, общественные организации создаются для достижения любых целей граждан, связанных с нематериальными потребностями. Такие организации могут создаваться для общения по интересам, для защиты прав отдельных категорий граждан, для выявления и защиты общих гражданских интересов и тому подобное.

Общественные организации являются некоммерческими организациями, поэтому вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Особенности правового положения общественных организаций определяются Федеральным законом Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон № 82-ФЗ).

Цели общественной организации

Статьей 8 Закона № 82-ФЗ определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Деятельность общественных организаций основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные организации свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных организаций должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Учредители и учредительные документы общественной организации

Порядок учреждения общественной организации установлен главой 2 Закона № 82-ФЗ.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Следовательно:

- один гражданин единолично не может учредить общественную организацию;

- юридическое лицо - коммерческая организация не может быть учредителем общественной организации.

Решения о создании общественной организации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно - ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия таких решений общественная организация считается созданной: она осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством.

Это важно! Общественная организация приобретает права и обязанности юридического лица только с момента государственной регистрации организации.

Следовательно, общественная организация имеет право функционировать и без государственной регистрации. Однако в этом случае она не будет юридическим лицом, а следовательно, и не сможет осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Если изначально общественная организация планируется как организация, которая не ведет хозяйственную деятельность, для ее легитимной деятельности права юридического лица (то есть государственная регистрация) не обязательны.

Учредителями, членами и участниками общественных организаций могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных организаций.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных организаций по возрасту, определяются уставами самих общественных организаций.

При создании общественных организаций их учредители автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Устав общественной организации должен предусматривать:

1) название, цели общественной организации, его организационно-правовую форму ("Общественная организация");

2) структуру общественной организации, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой организация осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественной организации, права и обязанности членов организации (если организация предусматривает членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественной организации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественной организации;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественной организации, права общественной организации и ее структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественной организации.

Принадлежность общественной организации к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в уставе.

Устав общественной организации может содержать описание фирменной символики.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественной организации, не противоречащие законам.

Официальное название общественной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности.

В названии общественной организации не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации.

Общественная организация имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина. Это осуществляется только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей.

Права и обязанности общественной организации

Для осуществления уставных целей общественная организация, являющаяся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей общественная организация, не являющаяся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Осуществление указанных прав общественными организациями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Общественная организация обязана:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественной организации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественной организации, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественной организацией мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественной организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Общественная организация также обязана информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данной организации, об изменении регистрационных сведений (наименование, место нахождения, сведения об учредителях, сведения о лице, которое может действовать от имени организации без доверенности), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Государственная регистрация общественной организации

Решение о государственной регистрации общественной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных организаций осуществляется налоговыми органами (органами, которые в настоящее время уполномочены регистрировать юридические лица) на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации региональной или местной общественной организации принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации. Следовательно, если в уставе общественной организации указано, что она планирует вести свою деятельность на определенной территории (например, Свердловская область), то документы для государственной регистрации необходимо подать в региональный орган юстиции.

Для государственной регистрации общественной организации в федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественной организации, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

устав общественной организации в трех экземплярах;

выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественной организации, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

сведения об учредителях;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественной организации, по которому осуществляется связь с общественной организацией;

протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений (для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений);

при использовании общественной организацией личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Изменения, вносимые в уставы общественных организаций, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных организаций, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественной организации обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественной организации в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации общественной организации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

В государственной регистрации общественной организации быть отказано по следующим основаниям:

если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, нормам федерального законодательства;

если представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

если ранее зарегистрированная общественная организация с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

если название общественной организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественной организации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественной организации заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации общественной организации, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.

Хозяйственная деятельность общественной организации

Это важно! Общественная организация, не являющаяся юридическим лицом, не вправе осуществлять хозяйственную деятельность.

Общественная организация, являющаяся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

Имущество общественной организации может формироваться на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

Дополнительные сведения

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2005-1 "О государственной пошлине" (в редакции, действующей в 2003 году) за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, уплачивается до подачи соответствующего заявления.