Руководства, Инструкции, Бланки

повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной дает img-1

повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной дает

Рейтинг: 5.0/5.0 (1821 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Электронное правительство


Главная | О нас | Обратная связь

Электронное правительство.

Электронное правительство — способ взаимодействия между гражданами и государством, при котором личное взаимодействие между гражданами и чиновниками минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. В перспективе – это новая, более эффективная система государственного управления. Эта система носит иерархический характер, взаимодействие между органами власти на одном и разных уровнях, а также между органами власти и гражданами, формализовано, компьютеризованно и носит максимально открытый характер.

В функции Электронного правительства будет входить:

  1. контроль законности принимаемых чиновниками решений;
  2. оптимизация предоставления органами власти услуг населению и бизнесу;
  3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  4. осведомленность граждан о принимаемых чиновниками решениях;
  5. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  6. снижение воздействия фактора географического местоположения;

В целом можно сказать, что развитие электронного правительства обеспечит:

высокое качество обслуживания клиентов безотносительно к тому, как граждане вступают в контакт с государственными органами - по телефону, лично или через веб-сайт; сокращение расходов на управление на всех уровнях; предоставление доступа к информации о решениях чиновников и органов власти всем гражданам, в том числе людям с ограниченными возможностями; повышение прозрачности и ответственности органов государственного управления и отдельных чиновников: гражданин избавляется от непосредственного визита в государственную организацию, стояний в очередях, в непосредственном контакте с чиновником.

УЭК планируется как основное средство осуществления денежных расчётов, а также паспортного контроля (включая биометрические данные), хранения личной информации (например, медицинской) и т.д.

УЭК станет единой для жителей всех регионов страны и заменит существующие социальные карты, объединив в себе ряд функций — полиса обязательного медицинского и пенсионного страхования, студенческого билета, читательского билета, средства оплаты школьного питания, средства контроля посещения школ учащимися, проездных билетов и банковских карт, удостоверения личности.

В дальнейшем широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, так же средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми.

От Умного Дома к Умной Окружающей Среде.

Ещё одним этапом в развитии информатизации и автоматизированных систем может быть создание распределённых иерархических интеллектуальных систем на базе технологий, известных под названием «Умный дом».

Умный дом – это комплекс технологий, позволяющий объединить множество разнообразных устройств в единый, слажено работающий организм. Основная задача данной системы – управление системами жизнеобеспечения (отопление, кондиционирование, безопасность и другое).

Плюсы «Умного дома» заключаются в следущем:

· вы сами можете составить программу поведения домашних устройств – указать каким должен быть свет, температура, громкость звука.

· Безопасность: дом оснащён видеонаблюдением, пожарной сигнализацией, реагирование на хозяина – всё это направлено на обеспечение безопасности жилища. В случае аварии он сам устраняет её, а потом посылает сообщение о случившемся и т.д.

· Надёжность: В умном доме объединены все системы воедино. Проблемы с проводкой или протечкой воды, плач ребёнка, внезапно открывшееся окно – обо всех этих проблемах будет известно сразу же.

Данный дом экономичен и престижен. Несмотря на то, что данная технология для многих представляется фантастической, она уже реализована и работает в развитых странах и кое-где в нашей стране. Нужно её внедрить в нашей стране в массовом порядке через стимулирование производителей соответствующей аппаратуры и программ, а также населения.

В дальнейшем, процесс управления соответствующими устройствами должен быть выстроен в виде иерархии, на нижнем уровне должны быть под контролем устройства отдельной квартиры или загородного дома, на следующем уровне осуществляется управление и в масштабе многоквартирного дома, дальше – на уровне улицы, района, города и до всей страны. В итоге, мы сможем создать развитую, информатизированную и автоматизированную систему, осуществляющую управление энергетическими и иными потоками, осуществляющую экономию энергии и обеспечение безопасности в масштабах всего государства.

Оптимизация структуры российского общества, как способ решения социальных проблем.

Другие статьи

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Экономические науки

В данной статье рассматривается внедрение электронного правительства, а также его преимущества и недостатки.

Похожие материалы

Электронное правительство представляет собой систему электронного документооборота государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и нацеленную на существенное повышение эффективности государственного управления и снижение издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан.

Средством для достижения поставленных целей являются новые технологии, а именно глобальная сеть Интернет, использование которой поможет взаимоотношению и развитию связей между государственными службами и гражданами.

Внедрение электронного правительства в стране улучшит отношение власти и населения, уменьшит недовольство властью. В итоге, сформируется новый взгляд государственного управления, основанный на взаимодействии всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации и т.д.

Актуализация вопроса внедрения электронного правительства в России связана на сегодняшний день не просто с модой на «электронный» образ жизни, а прежде всего с тем фактом, что это несет за собой экономию средств для государственной казны и экономические преимущества для всей страны.

Проекты электронных государств действуют во многих странах. Простым примером является Эстония, где с помощью идентификационной карты через Интернет можно получить доступ к социальным пособиям, водительские права и другие государственные услуги.

Несмотря на очевидные преимущества электронного правительства, существуют и определенные проблемы, связанные с его деятельностью.

Существует проблема конфиденциальности информации: сейчас «краденые» базы данных многих государственных служб (например, паспортных столов) продаются открыто. Если всю имеющуюся у государства информацию объединить в рамках единых информационных систем и базы данных, то ее кража может привести к еще наибольшему нарушению защищенности информации о частной жизни граждан.

Необходимо также решить проблему правильной организации взаимодействия собственных информационных систем, используемыми ведомствами, со сферой электронных услуг, которые находятся в интернете и доступны гражданам. Следует иметь ввиду, что напрямую к электронному правительству могут обращаться только те, кто имеют выход в Интернет. А в России это всего лишь половина населения. Необходимо также принять во внимание, что пожилые люди не имеют опыта работы с Интернетом, следовательно, они не подготовлены к электронному общению с властью.

Ещё одной проблемой является то, что электронные услуги дороже обычных. Как минимум, пользователь должен иметь компьютер, подключенный к Интернету.

В настоящее время основная работа по внедрению электронного документооборота сводится к модернизации канцелярии, т.е. к переводу данных с бумажных носителей в электронный формат.

Её осуществление зависит от степени вовлеченности всех структур в этот процесс. Какие-то данные уже перенесены, например, фактически все данные налоговой службы уже существуют в электронном виде, в отличие от паспортной службы, переданной в ведение миграционной службы, где базы данных на всех жителей России пока нет. Создать базу данных нужно также многим другим ведомствам, что займет достаточно много времени и средств.

Специалисты отмечают, что для развития электронной системы обмена информацией между министерствами необходимы единые стандарты в сферах справочной информации и документооборота.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конце концов, это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Список литературы
  1. Информационные технологии XXI века Абхалимова Р.С. Шарафутдинов А.Г. Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 234-236.
  2. Реформирование как основа становления сельского хозяйства Шарафутдинов А.Г. В сборнике: Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 171-172.
Журнал © NovaInfo.Ru, 2009–2016гг.

Реферат: Реферат: Электронное правительство

Реферат: Электронное правительство

1. Понятие электронного правительства

2. Три стадии электронного правительства

3. Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства

4. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений

Список использованной литературы

Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политики связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества. Существует множество определений этого термина. Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство - это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая - взаимоотношения власти и общества, и вторая - внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. По сообщениям российской прессы, по состоянию на июль 2010 года близко к идеалу электронное правительство работает только в Сингапуре и Эстонии.[1]

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство "одного окна" станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношение власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации.

Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяют три стадии.

Стадия 1 (публичность ). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним "через одно окно". Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.

Стадия 2 (онлайн-транзакции ). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через "одно окно" (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие ). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.

Законодательные и регуляторные барьеры.

Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им "бумажные" процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачности и ограничений в распространении информации, что препятствует взаимодействию. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.

Другая проблема - неоднозначность юридических норм. Действующие структуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого упоминания заслуживают малые структурные подразделения с ограниченными ресурсами, нерациональное использование которых при разработке проекта по электронному правительству вкупе с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором.

Бюджетные нормативы могут ограничивать инициативы по электронному правительству

Во многих странах ОЭСР бюджетные проекты в реальности оказываются противодействующими введению эффективного электронного правительства в силу традиционных подходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можно достичь за счет полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.

Финансирование бесперебойных правительственных услуг и общей инфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое способствует созданию механизмов совместного финансирования, таких как скоординированные финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования. Вложения в ИКТ, таким образом, будут осуществляться с акцентом на выработку экономически эффективных решений.

Решения по электронному правительству могут не отвечать темпам научно-технологического прогресса.

Органы управления сталкиваются с проблемой стимулирования развития электронного правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная неопределенность, касающаяся научно-технологических подвижек и негативных последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности). Технологические разработки прогрессируют очень быстро, поэтому трудно точно спрогнозировать будущие последствия в деталях.

Обширный ряд подходов, обеспечивающих жизнеспособность новых технологий, включает: нейтральные законодательство и нормы, регулирующие сферу технологий; гибкость в пределах широких регуляторных нормативов и адаптацию действующих законов к "цифровому миру"; первоочередное внимание рабочим характеристикам при внедрении новых технологий в сравнении с техническими спецификациями; усиленное внимание международному сотрудничеству с целью гармонизации подходов, относящихся к транснациональным проблемам.

Цифровое неравенство - тормоз для использования преимуществ электронного правительства. Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между странами - членами ОЭСР существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.[2]

Российский вариант электронного правительства.

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция "электронное правительство". Согласно этой концепции "электронное правительство" будет создаваться в два этапа:

2008 год - разработка и утверждение необходимых документов

2009-2010 годы - практическое внедрение

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы) “".

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Согласно, положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП "Почта России", ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС "Управление"), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.[3]

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Официальное определение "Электронного правительства Российской Федерации"

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Готова ли Россия сегодня к переходу на электронные формы взаимодействия в самых важных сферах жизни государства - государственного управления и обеспечения основных конституционных прав граждан? Чем могут обернуться для нас предлагаемые извне изменения?

СМИ активно пропагандируют удобства и преимущества электронной формы существования гражданина и работы ведомств. Мотивация внедряемых изменений - весьма туманна. Из публикаций и даже официальных выступлений руководителей государства трудно понять, чем вызвана "штурмовая" форма модернизации и коренного реформирования нашего общества и деятельности власти. Называется набор причин - "очереди за справками, коррупция, оплата штрафов, получение разрешений, работа медучреждений". Как говорится, все в "одном флаконе". В качестве панацеи для решения всех проблем предлагается одно общее лекарство, по рецепту Евросоюза. Ведь у этой наднациональной организации в период кризиса "нет других забот", кроме как "избавить граждан России от стояния в очередях и искоренить коррупцию именно в России". Очень настораживает тотальное "пожарное" и, по сути, принудительное внедрение систем, об опасности которых предупреждают российские специалисты.

Заседание Госсовета, 23 декабря, Президент Дмитрий Медведев: "К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госсуслуги в электронный вид".

По сообщению газеты Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г. на совместном заседании Госсовета по развитию информационного общества Дмитрий Медведев пригрозил увольнять губернаторов, если не будут заниматься переводом системы государственных услуг в электронную форму.[4]

В "Концепции формирования информационного общества в России" от 28 мая 1999 года 32 заявлено: "В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, и неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество".

Несмотря на полную неготовность России к "тотальной электронизации", мы как всегда "впереди планеты всей".

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года: "Россия призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре. В следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг.

Интернет уничтожает расстояния и резко расширяет горизонт привычного рынка. Что может дать использование Web-технологий экономике России?

Минимизация прибыли поставщиков.

Такие механизмы закупок, как обратные аукционы в Интернет, "дожимают" поставщика, вынуждая его принимать близкие к убыточным условия поставок, лишь бы остаться в бизнесе. При нормальном аукционе покупатели конкурируют за право приобрести товар, азартно повышая предлагаемую за него цену. На обратном аукционе соревнование идет между продавцами, стремящимися выиграть контракт, понижая запрашиваемую ими за поставку товара или услуги цену. Интернет позволяет участвовать в обратном аукционе конкурирующим поставщикам со всего мира в реальном масштабе времени.

Экономия на сокращении бюрократии.

Главная затратная статья в бюджете большинства корпораций развитых стран - оплата квалифицированного персонала. Перевод закупок на Интернет позволяет автоматизировать процесс, резко сократив число необходимых сотрудников и объем бумажного делопроизводства.

Двигателем электронной коммерции в западных странах стал так называемый В2В-сектор, а перевод госзакупок в электронную форму только начинается. К 2005 году оборот от сектора В2В на Западе, по разным оценкам, составит от 3 до 6 трлн. долларов. И лишь 70 млрд. долларов составят правительственные закупки. Это соотношение миллиардов и триллионов показывает насколько относительно малой является роль государственных закупок в общем объеме электронной коммерции в западном Интернет-бизнесе. В нашей стране иная ситуация. В России столь же логично "запускать" механизм электронной коммерции из сектора В2G. Бюджетные средства для этого не нужны - их вполне можно привлечь из частных источников. Необходима ясная государственная политика в этой сфере, политическая воля, которая позволила бы прорвать неизбежное сопротивление коррумпированного чиновничества, которое при внедрении обратных аукционов в реальном масштабе времени и других подобных инноваций потеряет немало незаконных доходов.

Преимущества перевода ряда правительственных функций в Интернет не сводятся лишь к экономии расходов. Налицо возможность достичь значительного выигрыша и в доходной его части. Не случайно уже не первый год американскому налогоплательщику не просто дают возможность внести подоходный налог электронным путем, но и поощряют его за это материально. Большая экономия средств и значительные удобства для населения возможны и при электронной уплате различных сборов, штрафов, коммунальных платежей.

Чрезвычайно важен и антикоррупционный потенциал электронного правительства (e-government). С взрывным развитием Интернет возникла озабоченность судьбой приватности, неприкосновенности частной жизни. Коммерческие структуры имеют право на коммерческую тайну, но никак не на неприкосновенность их "частной жизни". Прозрачность их взаимоотношением с законом - в интересах общества. Электронное правительство, считает докладчик, значительно улучшит возможности правоохранительных органов по предупреждению и выявлению коррупции и правонарушений.

Юридическими лицами являются и правительственные учреждения. Поэтому важна прозрачность также и "в обратную сторону" - прозрачность деятельности правительства для граждан, которая также выйдет на качественно новый уровень с введением элементов электронного правительства. Доступ по Интернет к информации, которой располагают государственные учреждения, - от подзаконных нормативных актов и ведомственных инструкций до текущей информации о пробках на дорогах - изменит не только условия жизни граждан, но и само их отношение к властям.

Известно, что первыми получили преимущества от перевода своего бизнеса в Интернет, компании, продающие компьютерные и телекоммуникационные услуги и оборудование. В силу самой природы их бизнеса, сотрудники и клиентура этих компаний освоили соответствующие технологии первыми. Представляется логичным и в России начать с централизации и перевода в Интернет всех государственных закупок компьютерного, телекоммуникационного и иного подобного оборудования (например, сложного медицинского).

Каковы наиболее очевидные ожидаемые последствия такого старта? Прежде всего, ранняя стандартизация методов электронной коммерции. Если финансово заинтересованное государство начнет процесс по определенным правилам, можно ожидать что частные хозяйствующие субъекты примут именно эти стандарты и правила также и для В2В-сектора.

Ранняя стандартизация важна критически. Сегодня ни в России, ни в мире еще нет устоявшихся стандартов для электронной торговли. Более того, возможность быстро и без организованного сопротивления развернуть именно свой стандарт в масштабах всей России, и даже СНГ, окажется весьма привлекательной для любой западной корпорации, пытающейся продвинуть свое решение на международные рынки. Привлекательной настолько, что при грамотном ведении переговоров, все необходимые инвестиции в эту новейшую технологическую революцию в государственном управлении могут быть привлечены извне.

Если Россия не упустит времени и станет пионером развертывания электронных государственных закупок, велика вероятность, что страны бывшего советского блока примут именно выбранные Россией стандарты, что стало бы важным фактором в деле консолидации околороссийского экономического пространства.

Скептики могут сказать, что все это не более чем "электронные мечтания" в стране, до сих пор имеющей лишь 20% -ю телефонизацию. Однако относительная отсталость инфраструктуры связи в условиях стремительного развития телекоммуникационных технологий вполне может обернуться национальным преимуществом. Нет никаких причин, препятствующих тому, чтобы большая часть российских граждан получила скоростной доступ в Интернет раньше, чем они услышат гудок в трубке своего телефона. Более того, телефон и модем могут быть и вовсе не нужны. Их способна заменить более дешевая и приспособленная к технологическому будущему голосовая связь по интернетовскому протоколу. Однако для этого надо строить национальную сеть передачи данных, а вовсе не телефонную. Отраслью связи же по-прежнему руководят телефонисты, и это может дорого обойтись стране: возможность скачка в телекоммуникациях утекает между пальцев прямо на глазах.

Перевод на электронные начала бюджетных закупок сначала, в качестве пилотного проекта, в одном-двух субъектах федерации, а затем федерального бюджета и бюджетов остальных губерний сэкономит немало средств, поможет преодолеть коррупцию и неэффективность, сформирует новый стандарт как для всей электронной коммерции, так и для отвечающего за госзакупки чиновничьего корпуса и таким образом поможет "запустить" маховик электронного правительства и электронной коммерции в масштабах России и части всего пост-советского экономического пространства.

Немало разногласий возникает в самой трактовке термина "Электронное правительство" (e-government). Начальник Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, советник генерального секретаря ООН по коммуникационным и информатизационным технологиям Андрей Коротков в докладе "Преодоление цифрового неравенства как основное условие для эффективной работы электронного правительства России" дал следующее определение: "Электронное правительство - это коммуникационная среда, где взаимодействуют властные структуры и гражданское общество".

Одна из проблем, препятствующих распространению электронной торговли и развитию электронного правительства у нас в стране, - это проблема цифрового неравенства, иными словами, неравные возможности получать информацию, используя средства электронных коммуникаций. В России цифровое неравенство будет возрастать. По мнению докладчика, трудно рассчитывать на серьезный успех различных Интернет-проектов, в том числе и таких как электронное правительство, не решив проблему доступа в Сеть.

По оценкам различных исследовательских агентств только 7 млн. россиян хотя бы один раз использовали Сеть. По данным компании Комкон[5]. аудитория Интернет в России за 1999-2000 гг. выросла более чем в 2 раза. Согласно исследованиям РОЦИТ не менее 12 млн. россиян желают стать пользователями Сети.

По данным других исследований, в России сегодня насчитывается 8-10 млн. персональных компьютеров, из них не менее 5 млн. способны работать с самым современным программным обеспечением. По данным Минсвязи РФ, реальная телефонная плотность в России составляет 42 человека из 100. Наиболее быстрыми темпами развитие Интернет происходит в Москве и Санкт-Петербурге. В последнее время наметилась тенденция к преобладанию в среде пользователей Интернет людей со средним достатком. Факт обнадеживающий - Интернет перестает быть игрушкой для новых русских.

По данным исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), 11% россиян по своему материальному положению могли бы пользоваться Интернет, но не делают этого, из них только 7% россиян, у которых есть материальная возможность, станут пользоваться Интернет в будущем, остальные 4% или не имеют желания или даже не слышали об Интернет и его возможностях. Многие даже не понимают, какие преимущества они могут получить от использования Сети. Возможно, что многих пугает широта выбора, которую предоставляет Интернет. Людям не так просто сменить привычки. Ни для кого не секрет, что многие предпочитают получать информацию из одной газеты, по одному каналу ТВ.

В России только 3% пользователей Сети делают покупки через Интернет-магазины, но при этом уже более 30% пользуются Интернет для поиска информации о товаре или услуге. Чтобы серьезные Интернет-проекты, например, электронное правительство смогли нормально развиваться в нашей стране, необходимо урегулировать правовую базу, судебную систему и т.п.

И все-таки "электронизация" постепенно проникает во все сферы жизни. Совсем недавно и аппарат правительства РФ перешел к безбумажной форме работы с документами. Теперь для этих целей используется электронная почта.

Как отметил заместитель руководителя департамента торговой политики и многосторонних переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ Александр Ананьев в докладе "Деятельность органов государственной власти по развитию электронного правительства", для того чтобы в нашей стране нормально смогли развиваться Интернет-проекты, например, e-government, нужны государственные программы, поддерживающие развитие новых технологий. Только на базе новых технологий возможен скачок вперед, развитие электронной торговли и электронного правительства в России.

Российский портал развития (РПР) является продолжением другой инициативы Всемирного банка - Глобального портала развития (ГПР). В Институте развития информационного общества рассматривают РПР как проект, который будет способствовать ускоренному развитию России через использование информационных и коммуникационных технологий. В ГПР существенная роль принадлежит именно инициативам стран.

Планируется, что к 2003 году в Глобальном Портале Развития примут участие 50 стран. Финансирование ГПР на первом этапе будет производиться из Всемирного Банка и составит 39 млн. долларов. В Российский Портал развития на первом этапе планируется вложить 100 тыс. долларов. Необходимо учитывать, что эта сумма рассчитана лишь на стадию планирования, которая продлится полгода. Дальнейшее финансирование будет во многом зависеть от того, насколько качественно производилась работа. При благоприятных условиях ожидаются гранты и кредиты, коммерческие поступления и т.п.

С самого начала РПР предполагалось создавать как независимый проект. И хотя в его названии присутствует слово "портал", проект подразумевает не только создание Web-сайта. Никогда не подразумевалось, что это будет второй Yahoo! Конечно, Web-портал будет важным элементом, но главное не в этом. В понимании создателей проекта, РПР станет общей платформой для партнерства с правительством, донорами, частным сектором, гражданским обществом и т.п. Одновременно портал должен стать мощным Web-сайтом, содержать информацию по всем включенным в него разделам, стать своеобразным координатором деятельности, вовлеченных в его создание людей, но при этом Web-портал - всего лишь инструмент, рамочная структура, которая никогда собой не заменит взаимодействие людей. Суть и содержание портала будут определять партнеры и пользователи.

Доклад - Электронное правительство - Государство и право

Доклад: Электронное правительство

1. Понятие электронного правительства

2. Три стадии электронного правительства

3. Трудности и проблемы на пути развития электронногоправительства

4. Электронное правительство вматрице виртуальных взаимоотношений

Список использованной литературы


1. Понятие электронного правительства

Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политикисвязывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества.Существует множество определений этого термина. Суть их всех сводится к следующему:электронное правительство — это есть новые возможности управления государством,созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госоргановна благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительствоимеет две стороны: первая — взаимоотношения власти и общества, и вторая — внутреннеевзаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей(исполнительная, законодательная, судебная) власти.

Электронное правительство — способ предоставления информациии оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу,другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личноевзаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможноиспользуются информационные технологии. По сообщениям российской прессы, по состояниюна июль 2010 года близко к идеалу электронное правительство работает только в Сингапуреи Эстонии.[1]

Электронное правительство — система электронного документооборотагосударственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческихпроцессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективностигосударственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждогочлена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственнойраспределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектразадач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство не является дополнением или аналогомтрадиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основеактивного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целяхповышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станетболее актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальныхсетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политическойкоммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесоми гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронногоправительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых гражданеи бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категориипотребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступак информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействиес государственными органами более простым, быстрым и комфортным."

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управлениястраной;

3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только болееэффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношениймежду обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованиюдемократии и повышению ответственности власти перед народом.

Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношениевласти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояниеблагодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итогеформируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействиипосредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активныеграждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданскиеорганизации.

2. Три стадии электронного правительства

Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяюттри стадии.

Стадия 1 (публичность ). На данной стадии средства ИКТрасширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятийк информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создаютсвои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовыеакты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основнойэлемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственноговеб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляетдоступ к ним «через одно окно». Данную стадию в Беларуси фактически реализуетвеб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомови других органов власти.

Стадия 2 (онлайн-транзакции ). На второй стадии государственныеуслуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций,подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на даннуюстадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращаетмасштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогатьвзятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электроннойформе (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через«одно окно» (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие ). На третьей стадии обеспечивается участиеобщества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждани фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственнойполитики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаютсяпроекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичныйпример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусскойгосударственной идеологии.

3. Трудности и проблемы на пути развития электронногоправительства

Законодательные и регуляторные барьеры.

Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, онидолжны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные»процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономностиорганизаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачностии ограничений в распространении информации, что препятствует взаимодействию. Необходимообеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-lineсмогут успешно развиваться.

Другая проблема — неоднозначность юридических норм. Действующиеструктуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего всферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого упоминаниязаслуживают малые структурные подразделения с ограниченными ресурсами, нерациональноеиспользование которых при разработке проекта по электронному правительству вкупес применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором.

Бюджетные нормативы могут ограничивать инициативы по электронномуправительству

Во многих странах ОЭСР бюджетные проекты в реальности оказываютсяпротиводействующими введению эффективного электронного правительства в силу традиционныхподходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций.Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов имеханизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можнодостичь за счет полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронногоправительства и получаемой в результате его функционирования экономии.

Финансирование бесперебойных правительственных услуг и общейинфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое способствуетсозданию механизмов совместного финансирования, таких как скоординированные финансовыепредложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должнырассматриваться в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантийбудущего финансирования. Вложения в ИКТ, таким образом, будут осуществляться с акцентомна выработку экономически эффективных решений.

Решения по электронному правительству могут не отвечать темпамнаучно-технологического прогресса.

Органы управления сталкиваются с проблемой стимулирования развитияэлектронного правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная неопределенность,касающаяся научно-технологических подвижек и негативных последствий (например, уязвимостьсистем и незаконные виды деятельности). Технологические разработки прогрессируюточень быстро, поэтому трудно точно спрогнозировать будущие последствия в деталях.

Обширный ряд подходов, обеспечивающих жизнеспособность новыхтехнологий, включает: нейтральные законодательство и нормы, регулирующие сферу технологий;гибкость в пределах широких регуляторных нормативов и адаптацию действующих законовк «цифровому миру»; первоочередное внимание рабочим характеристикам привнедрении новых технологий в сравнении с техническими спецификациями; усиленноевнимание международному сотрудничеству с целью гармонизации подходов, относящихсяк транснациональным проблемам.

Цифровое неравенство — тормоз для использования преимуществэлектронного правительства. Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которыене могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение информации,возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам.Однако между странами — членами ОЭСР существует значительное различие в уровняхобеспечения доступа к ИКТ и Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающихтрудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налаженаобратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугамэлектронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемыхим. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователейуслуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизацииусилий по сокращению цифрового неравенства.[2]

Российский вариант электронногоправительства.

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция«электронное правительство». Согласно этой концепции «электронноеправительство» будет создаваться в два этапа:

2008 год — разработка и утверждение необходимых документов

2009-2010 годы — практическое внедрение

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесенииизменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы) “».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия,цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронногоправительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерацииэлектронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерацииот 6 мая 2008 г. № 632-р)

Согласно, положениям Программы построение инфраструктуры электронногоправительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путемобъединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов- информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественногодоступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «ПочтаРоссии», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтовгосударственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центровоказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачиинфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитическихсистем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономическогоразвития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условноеназвание ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросысовершенствования и административной реформы государственного управления в России.[3]

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорацииOracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационныхтехнологий.

Официальное определение «Электронного правительства РоссийскойФедерации»

Под электронным правительством понимается новая формаорганизации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счётширокого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественноновый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственныхуслуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Готова ли Россия сегодня к переходу на электронные формы взаимодействияв самых важных сферах жизни государства — государственного управления и обеспеченияосновных конституционных прав граждан? Чем могут обернуться для нас предлагаемыеизвне изменения?

СМИ активно пропагандируют удобства и преимущества электроннойформы существования гражданина и работы ведомств. Мотивация внедряемых изменений- весьма туманна. Из публикаций и даже официальных выступлений руководителей государстватрудно понять, чем вызвана «штурмовая» форма модернизации и коренногореформирования нашего общества и деятельности власти. Называется набор причин — «очереди за справками, коррупция, оплата штрафов, получение разрешений, работамедучреждений». Как говорится, все в «одном флаконе». В качествепанацеи для решения всех проблем предлагается одно общее лекарство, по рецепту Евросоюза.Ведь у этой наднациональной организации в период кризиса «нет других забот»,кроме как «избавить граждан России от стояния в очередях и искоренить коррупциюименно в России». Очень настораживает тотальное «пожарное» и, посути, принудительное внедрение систем, об опасности которых предупреждаютроссийские специалисты.

Заседание Госсовета, 23 декабря, Президент Дмитрий Медведев:«К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного обществав России мы обязаны перевести все госсуслуги в электронный вид».

По сообщению газеты Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г. насовместном заседании Госсовета по развитию информационного общества Дмитрий Медведевпригрозил увольнять губернаторов, если не будут заниматься переводом системы государственныхуслуг в электронную форму.[4]

В «Концепции формирования информационного общества в России»от 28 мая 1999 года 32 заявлено: «В настоящее время осознаны предпосылки иреальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процессимеет глобальный характер, и неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационноесообщество».

Несмотря на полную неготовность России к «тотальной электронизации»,мы как всегда «впереди планеты всей».

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года:«Россия призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре.В следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналысвязи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачиводительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учети получения библиографической информации из государственных фондов. Через два годав такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственныхуслуг.

Интернет уничтожает расстояния и резко расширяет горизонтпривычного рынка. Что может дать использование Web-технологий экономике России?

Минимизация прибыли поставщиков.

Такие механизмы закупок, как обратные аукционы в Интернет,»дожимают" поставщика, вынуждая его принимать близкие к убыточным условияпоставок, лишь бы остаться в бизнесе. При нормальном аукционе покупатели конкурируютза право приобрести товар, азартно повышая предлагаемую за него цену. На обратномаукционе соревнование идет между продавцами, стремящимися выиграть контракт, понижаязапрашиваемую ими за поставку товара или услуги цену. Интернет позволяет участвоватьв обратном аукционе конкурирующим поставщикам со всего мира в реальном масштабевремени.

Экономия на сокращении бюрократии.

Главная затратная статья в бюджете большинства корпораций развитыхстран — оплата квалифицированного персонала. Перевод закупок на Интернет позволяетавтоматизировать процесс, резко сократив число необходимых сотрудников и объем бумажногоделопроизводства.

Двигателем электронной коммерции в западных странах стал такназываемый В2В-сектор, а перевод госзакупок в электронную форму только начинается.К 2005 году оборот от сектора В2В на Западе, по разным оценкам, составит от 3 до6 трлн. долларов. И лишь 70 млрд. долларов составят правительственные закупки. Этосоотношение миллиардов и триллионов показывает насколько относительно малой являетсяроль государственных закупок в общем объеме электронной коммерции в западном Интернет-бизнесе.В нашей стране иная ситуация. В России столь же логично «запускать» механизмэлектронной коммерции из сектора В2G. Бюджетные средства для этого не нужны — ихвполне можно привлечь из частных источников. Необходима ясная государственная политикав этой сфере, политическая воля, которая позволила бы прорвать неизбежное сопротивлениекоррумпированного чиновничества, которое при внедрении обратных аукционов в реальноммасштабе времени и других подобных инноваций потеряет немало незаконных доходов.

Преимущества перевода ряда правительственных функций в Интернетне сводятся лишь к экономии расходов. Налицо возможность достичь значительного выигрышаи в доходной его части. Не случайно уже не первый год американскому налогоплательщикуне просто дают возможность внести подоходный налог электронным путем, но и поощряютего за это материально. Большая экономия средств и значительные удобства для населениявозможны и при электронной уплате различных сборов, штрафов, коммунальных платежей.

Чрезвычайно важен и антикоррупционный потенциал электронногоправительства (e-government). С взрывным развитием Интернет возникла озабоченностьсудьбой приватности, неприкосновенности частной жизни. Коммерческие структуры имеютправо на коммерческую тайну, но никак не на неприкосновенность их «частнойжизни». Прозрачность их взаимоотношением с законом — в интересах общества.Электронное правительство, считает докладчик, значительно улучшит возможности правоохранительныхорганов по предупреждению и выявлению коррупции и правонарушений.

4. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений Граждане Правительство Бизнес

Наука Граждане (С) C2C C2G C2B C2N C2S Правительство (G) G2C G2G G2B G2N G2S Бизнес (В) B2C B2G B2B B2N B2S Третий сектор (N) N2C N2G N2B N2N N2S Наука (S) S2C S2G S2B S2N S2S

Юридическими лицами являются и правительственные учреждения.Поэтому важна прозрачность также и «в обратную сторону» — прозрачностьдеятельности правительства для граждан, которая также выйдет на качественно новыйуровень с введением элементов электронного правительства. Доступ по Интернет к информации,которой располагают государственные учреждения, — от подзаконных нормативных актови ведомственных инструкций до текущей информации о пробках на дорогах — изменитне только условия жизни граждан, но и само их отношение к властям.

Известно, что первыми получили преимущества от перевода своегобизнеса в Интернет, компании, продающие компьютерные и телекоммуникационные услугии оборудование. В силу самой природы их бизнеса, сотрудники и клиентура этих компанийосвоили соответствующие технологии первыми. Представляется логичным и в России начатьс централизации и перевода в Интернет всех государственных закупок компьютерного,телекоммуникационного и иного подобного оборудования (например, сложного медицинского).

Каковы наиболее очевидные ожидаемые последствия такого старта?Прежде всего, ранняя стандартизация методов электронной коммерции. Если финансовозаинтересованное государство начнет процесс по определенным правилам, можно ожидатьчто частные хозяйствующие субъекты примут именно эти стандарты и правила также идля В2В-сектора.

Ранняя стандартизация важна критически. Сегодня ни в России,ни в мире еще нет устоявшихся стандартов для электронной торговли. Более того, возможностьбыстро и без организованного сопротивления развернуть именно свой стандарт в масштабахвсей России, и даже СНГ, окажется весьма привлекательной для любой западной корпорации,пытающейся продвинуть свое решение на международные рынки. Привлекательной настолько,что при грамотном ведении переговоров, все необходимые инвестиции в эту новейшуютехнологическую революцию в государственном управлении могут быть привлечены извне.

Если Россия не упустит времени и станет пионером развертыванияэлектронных государственных закупок, велика вероятность, что страны бывшего советскогоблока примут именно выбранные Россией стандарты, что стало бы важным фактором вделе консолидации околороссийского экономического пространства.

Скептики могут сказать, что все это не более чем «электронныемечтания» в стране, до сих пор имеющей лишь 20% -ю телефонизацию. Однако относительнаяотсталость инфраструктуры связи в условиях стремительного развития телекоммуникационныхтехнологий вполне может обернуться национальным преимуществом. Нет никаких причин,препятствующих тому, чтобы большая часть российских граждан получила скоростнойдоступ в Интернет раньше, чем они услышат гудок в трубке своего телефона. Болеетого, телефон и модем могут быть и вовсе не нужны. Их способна заменить более дешеваяи приспособленная к технологическому будущему голосовая связь по интернетовскомупротоколу. Однако для этого надо строить национальную сеть передачи данных, а вовсене телефонную. Отраслью связи же по-прежнему руководят телефонисты, и это можетдорого обойтись стране: возможность скачка в телекоммуникациях утекает между пальцевпрямо на глазах.

Перевод на электронные начала бюджетных закупок сначала, в качествепилотного проекта, в одном-двух субъектах федерации, а затем федерального бюджетаи бюджетов остальных губерний сэкономит немало средств, поможет преодолеть коррупциюи неэффективность, сформирует новый стандарт как для всей электронной коммерции,так и для отвечающего за госзакупки чиновничьего корпуса и таким образом поможет«запустить» маховик электронного правительства и электронной коммерциив масштабах России и части всего пост-советского экономического пространства.

Немало разногласий возникает в самой трактовке термина«Электронное правительство» (e-government). Начальник Департамента правительственнойинформации Аппарата Правительства РФ, советник генерального секретаря ООН по коммуникационными информатизационным технологиям Андрей Коротков в докладе «Преодоление цифровогонеравенства как основное условие для эффективной работы электронного правительстваРоссии» дал следующее определение: «Электронное правительство — это коммуникационнаясреда, где взаимодействуют властные структуры и гражданское общество».

Одна из проблем, препятствующих распространению электронной торговлии развитию электронного правительства у нас в стране, — это проблема цифрового неравенства,иными словами, неравные возможности получать информацию, используя средства электронныхкоммуникаций. В России цифровое неравенство будет возрастать. По мнению докладчика,трудно рассчитывать на серьезный успех различных Интернет-проектов, в том числеи таких как электронное правительство, не решив проблему доступа в Сеть.

По оценкам различных исследовательских агентств только 7 млн.россиян хотя бы один раз использовали Сеть. По данным компании Комкон[5], аудитория Интернет в России за 1999-2000гг. выросла более чем в 2 раза. Согласно исследованиям РОЦИТ не менее 12 млн. россиянжелают стать пользователями Сети.

По данным других исследований, в России сегодня насчитывается8-10 млн. персональных компьютеров, из них не менее 5 млн. способны работать с самымсовременным программным обеспечением. По данным Минсвязи РФ, реальная телефоннаяплотность в России составляет 42 человека из 100. Наиболее быстрыми темпами развитиеИнтернет происходит в Москве и Санкт-Петербурге. В последнее время наметилась тенденцияк преобладанию в среде пользователей Интернет людей со средним достатком. Факт обнадеживающий- Интернет перестает быть игрушкой для новых русских.

По данным исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), 11%россиян по своему материальному положению могли бы пользоваться Интернет, но неделают этого, из них только 7% россиян, у которых есть материальная возможность,станут пользоваться Интернет в будущем, остальные 4% или не имеют желания или дажене слышали об Интернет и его возможностях. Многие даже не понимают, какие преимуществаони могут получить от использования Сети. Возможно, что многих пугает широта выбора,которую предоставляет Интернет. Людям не так просто сменить привычки. Ни для когоне секрет, что многие предпочитают получать информацию из одной газеты, по одномуканалу ТВ.

В России только 3% пользователей Сети делают покупки через Интернет-магазины,но при этом уже более 30% пользуются Интернет для поиска информации о товаре илиуслуге. Чтобы серьезные Интернет-проекты, например, электронное правительство смоглинормально развиваться в нашей стране, необходимо урегулировать правовую базу, судебнуюсистему и т.п.

И все-таки «электронизация» постепенно проникает вовсе сферы жизни. Совсем недавно и аппарат правительства РФ перешел к безбумажнойформе работы с документами. Теперь для этих целей используется электронная почта.

Как отметил заместитель руководителя департамента торговой политикии многосторонних переговоров Министерства экономического развития и торговли РФАлександр Ананьев в докладе «Деятельность органов государственной власти поразвитию электронного правительства», для того чтобы в нашей стране нормальносмогли развиваться Интернет-проекты, например, e-government, нужны государственныепрограммы, поддерживающие развитие новых технологий. Только на базе новых технологийвозможен скачок вперед, развитие электронной торговли и электронного правительствав России.

Российский портал развития (РПР) является продолжением другойинициативы Всемирного банка — Глобального портала развития (ГПР). В Институте развитияинформационного общества рассматривают РПР как проект, который будет способствоватьускоренному развитию России через использование информационных и коммуникационныхтехнологий. В ГПР существенная роль принадлежит именно инициативам стран.

Планируется, что к 2003 году в Глобальном Портале Развития примутучастие 50 стран. Финансирование ГПР на первом этапе будет производиться из ВсемирногоБанка и составит 39 млн. долларов. В Российский Портал развития на первом этапепланируется вложить 100 тыс. долларов. Необходимо учитывать, что эта сумма рассчитаналишь на стадию планирования, которая продлится полгода. Дальнейшее финансированиебудет во многом зависеть от того, насколько качественно производилась работа. Приблагоприятных условиях ожидаются гранты и кредиты, коммерческие поступления и т.п.

С самого начала РПР предполагалось создавать как независимыйпроект. И хотя в его названии присутствует слово «портал», проект подразумеваетне только создание Web-сайта. Никогда не подразумевалось, что это будет второй Yahoo!Конечно, Web-портал будет важным элементом, но главное не в этом. В понимании создателейпроекта, РПР станет общей платформой для партнерства с правительством, донорами,частным сектором, гражданским обществом и т.п. Одновременно портал должен статьмощным Web-сайтом, содержать информацию по всем включенным в него разделам, статьсвоеобразным координатором деятельности, вовлеченных в его создание людей, но приэтом Web-портал — всего лишь инструмент, рамочная структура, которая никогда собойне заменит взаимодействие людей. Суть и содержание портала будут определять партнерыи пользователи.

Координация и внедрение государственной политики, предоставление услуг в онлайн-режиме Составляющая управления государственным сектором Стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики Разработка программ, ориентированных на интересы граждан Стратегическое планирование перехода к электронной форме предоставления услуг Технологии (в частности, Интернет) преобразовывают процесс государственного управления Стимулирование и усовершенствование участия граждан в обсуждении проблем государства Количественная оценка эффективности электронной формы предоставления услуг по затратам Электронная вертикаль (изменение взаимоотношений между разными уровнями власти); электронная демократия (повышение степени гражданского участия, онлайн-голосования, вопросы этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, повышение уровня прозрачности) Совершенствование предоставления услуг в онлайн-режиме методами анализа и оценки, измерение эффективности по сравнению с другими формами предоставления услуг и установление целевых ориентиров Установление целевых ориентиров и оценка результатов деятельности Среда для выработки законодательства и государственной политики: политические инициативы правительств; регуляторная среда; внедрение таких инициатив, как легализация электронной цифровой подписи; большая степень гражданского участия в выработке государственной политики (электронная демократия) Присвоение странам рейтингов (оценка результатов деятельности): анализ правительственных веб-порталов, веб-сайтов Вопросы управления человеческими ресурсами, например, обучение и подбор персонала, его размещение и максимизация доступных ресурсов Изменения на международном уровне: ослабление границ вследствие информационного обмена; утверждение мировых стандартов и лучшего опыта; управление информацией и знаниями в рамках электронных правительств

Зачем такой проект нужен России? Прежде всего, он призван помочьв разрешении таких проблем, как неравномерность информационно-коммуникационной инфраструктуры,устранить существенный разрыв в уровне развития центральных и отдаленных регионовРоссии. Сегодня в нашей стране неразвита практика оказания государственных услуггражданам, низкий уровень прозрачности государственных структур, слабая информированностьнаселения о возможностях информационно-коммуникационных услуг для жизни и работы.По замыслу создателей, РПР должен ликвидировать эти проблемы.

В краткосрочные задачи РПР входит разъяснение правительствомгосударственным организациям и рядовым гражданам потенциала экономики страны, провоцированиедискуссий экспертов по различным вопросам, помощь российским компаниям в выходена международный рынок, помощь при разработке моделей мобилизации частного капитала,государственная поддержка российских предприятий.

Долгосрочные задачи: активизация использования местных ресурсов,создание мощного стимула для обучения и образования через Интернет и самая амбициознаядолгосрочная задача — полноправное участие России в глобальной экономике.

В сервисные функции РПР войдут модули дистанционного обучения(доступ к научным исследованиям, описание достижений), будет размещаться коммерческаяинформация; новости, информация о том, где найти работу, и многое другое. Все этисервисы будут направлены на удовлетворение потребностей специфических групп пользователей:инвесторов и доноров, руководителей и подчиненных, ученых и учащихся. Каждый регионРоссии должен быть представлен в РПР. Уже сейчас активно привлечены 4 региона: Москва,Санкт-Петербург, Ярославль, Казань.

Илья Митричев, руководитель рабочей группы Государственной ДумыРФ по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции, выступилс докладом «О применении законодательства в практике, электронной коммерции».Докладчик считает, что несмотря на то, что Россия сейчас экономически слаба и неспособнаделать серьезные капиталовложения в информационные технологии, она имеет некое существенноепреимущество перед Западом. Как ни парадоксально, то, что мы технологически отстаемот Запада, дает России возможность технологического прорыва. Дело в том, что внедрениепринципиальных новаций в хорошо отлаженную систему, например электронной коммерции,достаточно сложно и очень дорого. Иногда такие изменения могут привести к развалувсей экономики государства. Россия же, еще не имеет хорошо отлаженных систем электроннойкоммерции. Россия все строит заново. Новое строить — даже выгоднее, и этой слабостии состоит преимущество России перед Западом. Кроме того, страна обладает высокиминтеллектуальным потенциалом, в том числе в области информационных технологий. Ноэлектронная коммерция в России сейчас работает в некотором правовом вакууме, балансируяна грани запрещенного и разрешенного. Это во многом сдерживает инвесторов. В настоящеевремя в определенной мере сложилась некоторая законодательная поддержка сферы бизнесаВ2В. В сфере В2С производятся периодически попытки адаптировать, или точнее говоряинтерпретировать существующие законодательные акты к этой области. Однако, дажеесли говорить о В2В в России, электронной можно назвать только часть этого бизнеса.Множество операций по-прежнему приходится выполнять в «бумажном» виде,так как не существует законов, которые позволили бы перенести весь бизнес в Интернет.

Сейчас в Думе на рассмотрении находится 12 законопроектов, 9из которых касаются электронной торговли в чистом виде. Однако Илья Митричев полагает,что «когда законов много — это хуже, чем когда их нет совсем».

Если Россия планирует стать участником ВТО, то необходимо какможно быстрее разрабатывать эти законопроекты. Иначе страна рискует быть отброшеннойза борт в электронном бизнесе.

Эндрю Б. Сомерс, президент Американской Торговой Палаты в России,уверен, что Гражданский Кодекс РФ уже содержит все необходимые положения для развитияэлектронной коммерции в России. Только следует сделать эти законы федеральными.В докладе «Роль американского бизнеса в развитии Интернет-экономики России»Эндрю Б. Сомерс рассказал, что сейчас Американская Торговая Палата создает центрпо электронной коммерции и в рамках деятельности этого центра надеется более тесносотрудничать с Российской Торговой Палатой. Приоритет в сотрудничестве уделяетсядвум направлениям: аутсорсинг (разработчики российского ПО) и электронное правительство.Эндрю Б. Сомерс порекомендовал не слишком увлекаться законотворчеством. По его мнению,основным препятствием для развития электронных форм ведения бизнеса у нас в странеявляется не отсутствие законодательства, а постановления и деятельность различныхорганов власти на местах. А также огромное количество различных документов, которыенеобходимо заполнять и заверять в различных инстанциях при ведении бизнеса, например,такие проблемы возникают с таможней или налоговой инспекцией. Таким образом, этоскорее административные проблемы, чем законодательные.

Таким образом, Россия может получить множество преимуществ отустойчивого и здорового рынка электронной торговли: повсеместный рост предприятийместной экономики вне зависимости от форм собственности, возможность проведениятендеров на закупку товаров для государственных нужд, получение прозрачности бюджетныхрасходов на эти цели, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронныхплатежей.

Для того, чтобы государство могло воспользоваться всеми этимипреимуществами, должны быть разъяснены многие неясные вопросы.

Важные моменты участия государства в электронной торговле:

Госзакупки и возможность проведения тендеров для закупки товаровдля государственных нужд посредство Интернет. Особенности государства, как хозяйствующегосубъекта, определяют осторожность, с которой чиновники относятся к применению электронныхтехнологий в торгово-закупочной деятельности государства. Если Интернет, как информационныйресурс уже давно принят в официальных органах, то использование его средств дляполучения коммерческой выгоды для государства только развивается. Электронная торговляпомогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленностии недостатке информации относительно возможностей рынка. Государству уже не требуетсяподдерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитиеспециалистов.

Прозрачность расходования бюджетных средств. Безусловно, этотаргумент «за» является одновременно и аргументом «против» использованияэлектронных технологий неблагонадежными специалистами (чиновниками). Но государствутакой аспект, как прозрачность расходования бюджетных средств, приносит колоссальныеприбыли. Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российскиепредприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли.Можно упомянуть о том, что электронная торговля помогает малым и средним предприятиямконкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить болееширокий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат.

Тем не менее, важно отметить, что развитие электронной торговлине обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, не гарантированностьфинансовых сделок, сложность проверки благонадежности партнера и т.д. хотя этириски характерны и не только для электронной торговли.

Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально могут статьеще более разнообразными по мере развития электронной торговли, в настоящее времякомпаниям и правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, которыйне дает разрушить электронную торговлю. В целях избежания подобных рисков компаниям,занимающимся развитием электронной коммерции в России, Правительству и заинтересованнымлицам необходимо формировать коалиции с целью совместной выработки соответствующихрешений для урегулирования потенциальных угроз электронной торговле. Учитывая, чтогосударство получает значительные доходы от развития электронной торговли и участияв ней, данное сотрудничество представляется более чем реальным.[6]

Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательнымик такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зренияправительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается,не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые административными органамисегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чёткопросматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживаютиз-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорийвысок уровень ожиданий. Для всех стран — членов ОЭСР переход к электронному правительствудает возможность правительствам продемонстрировать свои способности в адаптациик новым условиям. Отставание в проведении реформ, сопутствующих внедрению электронногоправительства, в нашем конкурентном, быстро меняющемся мире станет платой в экономическомпродвижении.

Вместе с тем традиционное государственное управление медленноадаптируется к информационной революции, рассматривая её как один из множественныхвызовов, с которыми приходится сталкиваться.

…и должны действовать, но — разумно и используя надлежащиеинструменты

Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительныхпоследствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы переходногопериода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясьисключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор,направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное.Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управленияпроисходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государственнымиорганами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценкарезультатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежатьошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг- предмет пристального внимания — лишь часть функций потенциального электронногоправительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТс целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственныхрешений.

До тех пор пока перечисленные меры не будут успешно примененына практике, электронное правительство будет оставаться обманчивым, «косметическим»образованием.


Список использованной литературы

1. Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах: МатериалыVII международной научной конференции, 9 ноября 2005 г. Минск / Отв. ред. Б.Н. Паньшин. — Мн. БГУ, 2001. — с.;

2. ООН, Benchmarking E-government:A Global Perspective — Assessing the UN Member States, pp.54-55, www.unpan.org/egovernment2.asp;

5. Россия может стать третьей страной мира с электронным правительством// Вести.Ru, 16.07.2010;

6. Аналитическое исследование «Необходимость внедрения электронногоправительства: основные выводы» (подготовлено Организацией по экономическомусотрудничеству и развитию).;

7. «Белый дом и Смольный: подключения электроников»«Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на ПравительствоРоссии, 16 августа 2007 года;

8. Газета Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г.;