Руководства, Инструкции, Бланки

структура подвижной игры приемы руководства игрой img-1

структура подвижной игры приемы руководства игрой

Рейтинг: 4.3/5.0 (1815 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Практическое занятие Приемы руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста (закрепление)

Практическое занятие " Приемы руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста (закрепление)"

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Разработка занятия на свежем воздухе

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Тема занятия Приемы руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста (закрепление)

Цель. формировать профессиональную компетенцию студентов-организация и проведение игр

Продолжительность занятия 1ч30мин

Дата проведения 4.09.2014

Преподаватель Глобина Оксана Александровна

МДК 02.01. «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста »

Тема «Приемы руководства игрой»

1 этап.Повторительно - обучающая работа в аудитории:

-Что такое игра?- Игровая деятельность? (рис.1-2. Что такое игра?)

Назовите творческие игры?

2 этап .Совместная деятельность по определению приемов руководства в игре.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру:

-создание игровой обстановки до начала игры.

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру:

- ролевое участие в игре,

-участие в сговоре детей,

- совет по ходу игры,

- предложение новой темы игры и др.

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

3 этап. Работа по осмыслению нового материала:

Цель. отметить методические приемы руководства игровой деятельностью, которые использует преподаватель, проводя дидактическую,подвижную, строительную и театрализованную игру со студентами 3В группы специальности 050144 Дошкольное образование. (рис. 3-4 Работа по осмыслению нового материала)

Рис. 3. Работа по осмыслению новогоматериала

1. Организация и проведение подвижной игры «Соберись!»

-1,2,3 беги! (студенты разбегаются по поляне)

-1,2,3 по два становись! (студенты должны стать группами по указанному количеству по 2, по 5, по1, по 10 и т.д.) предлагаем другие приемы руководства.

Анализируя проведение подвижной игры преподавателем, студенты отметили следующие приемы руководства:

соответствующее эмоциональное состояние преподавателя, похвала, одобрение, активное участие преподавателя в игре. Игра не угасала, требовала продолжения.

2. Организация и проведение строительной игры с природным материалом (сухие веточки, камешки).

1 этап Эмоциональный настрой

-Сегодня чудесный день, у Вас хорошее настроение. Посмотрите, как прекрасен городской парк. А это сухие веточки. Неужели они не могут приносить пользу?

-Прекрасная идея. Давайте конструировать из веточек. Что можно сделать?

-Давайте разделимся на три команды и выполним конструирование из веточек. Ваша работа может называться «Железная дорога», «Кондитерские изделия» и т.д.

2 этап реализация замысла.

1 группа составила композицию «Железная дорога»

2 группа –это «Кондитерские изделия»

Микроитог: студенты последовательно назвали приемы руководства строительной игрой, уточнили какую похвалу, поощрение они получали, как помогали советы, предложения преподавателя.

-Приступая к театрализованной игре, студенты получили задание, использовать приемы руководства игрой в своей группе при распределении ролей, действий. Группы студентов готовили инсценирование сказок «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят».

Волк и семеро козлят

-В аудитории студенты письменно отвечали на следующие вопросы:

1. Сформулируйте цели каждого вида игры

2. Запишите приемы руководства, которые использовал преподаватель при организации и проведении игр. Опишите прием, который коснулся непосредственно Вас.

3. Укажите функции игровой деятельности.

- Как мне удалось сегодня осуществить деятельностный подход в образовательном процессе.

- На формирование каких профессиональных компетенций напраленно сегодня содержание совместной нашей деятельности.

Видео

Другие статьи

Учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме: quot; Методика проведения и организации подвижных игр - quot

Учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме:
"Методика проведения и организации подвижных игр"
Предварительный просмотр:

Методика организации и проведения подвижной игры

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение

Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.

Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап - это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

Сбор детей на игру.

Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры. Собрать детей можно при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Создание интереса к игре.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней, особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть. », или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик. Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой. В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Объяснение правил. Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее с содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.

Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

В целом, руководство воспитателя подвижной игрой состоит в контроле над ходом игры и направлено на выполнение ее программного содержания.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Большинство старших дошкольников хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. Так, в игре «Цветные фигурки», дети делятся на звенья, и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например: придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка). Возможно так же придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников или конькобежцев.

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других. Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, соблюдал правила, а затем анализирует причины нарушения правил. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Следует отметить, что дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. Желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.

Распределять подвижные игры рекомендуется следующим образом:

- в подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями. Они должны требовать от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);

- в основной части, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй – убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно, и лишь изредка - в сочетаниях.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут. Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.

Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Консультация для педагогов «Приемы эффективного руководства подвижной игрой»

Консультация для педагогов «Приемы эффективного руководства подвижной игрой»

Елена Иванцова
Консультация для педагогов «Приемы эффективного руководства подвижной игрой»

Подбирая игру, необходимо прежде всего обратиться к Программе. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр. для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия .

Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы. проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков. уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть. подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Методика проведения подвижной игры включает в себя :

- сбор детей на игру, создание интереса,

- объяснение правил игры,

- распределение ролей, выбор водящего,

- руководство ходом игры ,

Сбор детей на игру создание интереса. Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек (Раз, два, три! Играть скорей беги)Эффективны и сюрпризные моменты. играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.

Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм .

Поэтому руководитель привлекая внимание малышей, должен сам начать с увлечением играть, таинственным голосом предлагает.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам. "Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром. "

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку. "Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть. ".

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение правил. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации .

Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей, и вида игры.

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий.

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников это учить их планировать свои действия. Последовательность объяснения. назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия .

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.

Распределение ролей. Ведущая роль - всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. "Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница. " Все дети в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока. победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т. п.

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты. на кого выпало последнее слово, тот будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям. за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле .

Распределить роли можно при помощи "волшебной" палочки, всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др. при помощи перехваток и т. д.

Руководство игрой. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов .

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников. поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, подсказать действия растерявшемуся, подать необходимые сигналы, не допускать статических поз (сидение на корточках, регулировать физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же касается и правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (помочь воспитателю - подержать второй конец веревочки)

Дети очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго.

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре. который чаще всего сам выполняет главную роль.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, хороши также речитативы.

Подведение итога. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов. оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме.

Варьирование и усложнение подвижных игр. По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно :

– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры) ;

– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают) ;

– изменить размещение играющих на площадке;

– усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать)

К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации. проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4, роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий. красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

Публикации по теме:

«Подвижные игры, их роль в воспитании здорового ребёнка» Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства.

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Методика проведения подвижных игр в доу

Подвижная игра «Докторские салки» (равновесие, бег)

Подвижная русская народная игра «Воевода» (прокатывание, бросание/ловля)

Подвижная игра «Река – ров» (прыжки, ориентировка в пространстве).

Методика проведения подвижных игр в ДОУ.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравствен­ным поведением детей.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенст­вованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усво­енных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как пра­вило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движе­ние по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли ("Солныш­ко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повыше­ние качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (де­ти по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине си­дит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открыва­ет глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназ­ванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать до­статочно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быст­роту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый лов­кий" и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами со­ревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомо­били" и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошколь­ников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют боль­шое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индиви­дуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматриваю­щие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.

Знакомство с новой игрой.

Детей младшего дошкольного возраста целесооб­разнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, иг­ровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчи­вать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой "Солнышко и дождик", воспитатель говорит: "Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потя­нули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой". При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал "Солнышко", разнообразит действия детей между сигналами, а после слова "Дождь" постепен­но исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры че­рез их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Напри­мер, в игре "Цветные автомобили": "Когда можно выезжать из гаража? А по ка­кому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя". Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить за­ранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Создание условий для игры. В младших группах пособия, используемые в иг­ре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается иг­ра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята"). При проведении игры с детьми среднего и старшего воз­раста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поста­вить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальней­шем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

Распределение ролей. Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет иг­рающих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их зада­ча - не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепен­но, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водя­щего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играю­щих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать на­грузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего по­ручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водяще­го, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, де­тям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет пра­вильно ловить, кто ни разу не попался?". И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель бе­рет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым зна­чительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Руководство в ходе игры. В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества по­вторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначе­ния водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших груп­пах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водя­щего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двига­тельной задачи.

Проведение игр соревновательного характера.

Подвижные игры с элемен­тами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлека­ют их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, спо­собностями. В таких играх ребенок мобили­зуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр сорев­новательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо од­ному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", "Подбрось, поймай, не дай упасть на ди­ван" и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды опре­деляется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каж­дый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; доста­точно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выпол­нении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых усло­виях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они на­глядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на ко­манды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составле­нию капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают се­бе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в кото­рых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением дей­ствий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсиру­ются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хо­рошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей ко­манды. Это характерно для игр-эстафет, предус­матривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше вы­бьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через при­косновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последова­тельное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осу­ществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эс­тафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между деть­ми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех коман­ды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физи­ческих качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особеннос­тей (рост, полнота и т.д.).

Название игры:«Повар и котята».

Цель, задачи игры: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Место проведения: Спортивный зал или спортивная площадка.

Подготовка: Большой обруч или шнур, предметы по количеству играющих.

Описание игры: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Правила: Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Варианты: Поваров может быть больше, тогда количество предметов увеличивается.

Название игры:«Колдунчики».

Цель, задачи игры: упражнять детей в подлезании, беге, не наталкиваясь друг на друга, воспитывать умение увертываться, смелости, взаимовыручке, развитие оперативности мышления, находчивости.

Место проведения: Спортивный зал.

Подготовка: Освободить полностью зал от инвентаря.

Описание игры: По считалке выбирается один или несколько детей, которые играют роль «колдунчиков». Дети бегают врассыпную по залу. Те, до кого дотронется колдунчик, должны стоять неподвижно, расставив ноги. Они считаются расколдованными и могут снова бегать, если кто- нибудь из пробегающих детей проползет у них между ног.

Правила: Напомнить детям правила техники безопасности во время бега и подлезания. Нельзя передвигаться по залу и звать на помощь «заколдованным» детям. Колдунчики не могут салить в тот момент, когда ребенок выручает осаленного. Последний или последние становятся колдунчиками. Игра длится не более 45 сек. необходимо перед повтором сделать паузу ( дых.упр-ние).

Варианты: Можно менять способы «расколдовывания», но в этом случае меняются задачи игры.

Название игры:«Докторские салки».

Цель, задачи игры. упражнять детей в сохранении равновесия, беге с увертыванием, развитие находчивости, воспитание умения вступать во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.

Место проведения: Спортивная площадка.

Подготовка: Две повязки на руку: для «доктора» – белая с красным крестом, для микроба – любого яркого цвета.

Описание игры: По считалке выбираются двое ведущих – «доктор» и «микроб». Дети бегают врассыпную, те, кого коснется «микроб», замирают на месте в заранее обговоренной позе на одной ноге (нога назад, в сторону, согнуть в колене и т.д.). «Доктор» подбегает и гладит по плечу «больного», и тот снова возвращается в игру. Игра продолжается 30-40 сек. Если микробов несколько время может быть увеличено до минуты.

Правила: Напомнить детям правила техники безопасности во время бега. Игра продолжается 30-40 сек. Если микробов несколько время может быть увеличено до минуты.

Запрещается салить «доктора». Нельзя прятаться за осаленного игрока. «Доктор» вступает в игру после того, как появляются два осаленных игрока. Не разрешается звать на помощь доктора.

Варианты. Дети сами придумывают позу. Запрещенная поза - «пистолетик» или «микробы» говорят как стоять.

Название игры:русская народная игра «Воевода».

Цель, задачи игры: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Место проведения: спортивный зал

Подготовка: атрибут: мяч

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

-Катится яблоко в круг хоровода,

-Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

-Я сегодня воевода.
-Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

Мяч можно заменить на набивной.

Мяч может быть разного размера, его можно перебрасывать на каждое слово.

Похожие работы:

движения с нагрузкой, т.е. с преодолением сопротивления. Вид. длительность проведения. ме­тодикаиспользования. разныевидыигр. дидактические, подвижные. твор­ческие (строительные, игры -драматизации, сюжетно-ролевые). Дидактические игры. Для этих игр.

движений. спор­тивных упражнений; - соблюдению и контролю правил в подвижныхиграх ; - самостоятельному проведениюподвижныхигр. Игра -драматизация с использованиемразныхвидов театров (театр на банках, ложках и т.п.) - Игры в парах и совместные игры.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

(с 4 до 7 лет) Рекомендовано к использованию в образовательных. проведения. Подвижныеигры. упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений. углублять представления о разныхвидах и жанрах изобразительного.

. решаемые при проведенииподвижныхигр 2 Значение, характеристика подвижныхигр 3 Подвижнаяигра как средство развития психофизических качеств 4 Методика организации и проведенияподвижнойигры

движении. Активное использование. проведения ; организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведенияподвижныхигр. методикипроведения поисково-исследовательской работы; - основы методики.

самостоятельно организовывать подвижныеигры. придумывать собственные игры. варианты игр. комбинировать движения. Поддерживать интерес. Игра -драматизация с использованиемразныхвидов театров (театр на банках, ложках и т.п.) 4.Игры в парах и совместные игры.