Категория: Бланки/Образцы
Слайд 1
Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования«Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове
Портфолио студента
Слайд 2
Портфолио («портфель достижений») студента
может стать одним из эффективных инструментов оценки компетенций в ХХI веке студента От англ portfolio - 1) портфель; папка; 2) портфолио, образцы выполненных работ; a photographer's portfolio — портфолио фотографа; 3) набор; перечень (предметов, качеств и пр. принадлежащих кому-либо)
Слайд 3
Портфолио студента
форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного студента с возможностью дальнейшей коррекции процесса обучения.
Слайд 4
Цели портфолио:
показать все, на что студент способен, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, максимально раскрыть его (её) человеческий, профессиональный, творческий потенциал; привить студенту навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике; сформировать у студента навыки самосознания и адекватной самооценки своих результатов, понимания их динамики.
Слайд 5
Портфолио состоит из трех моделей:
"Портфолио документов" "Портфолио работ" "Портфолио отзывов"
Слайд 6
"Портфолио документов"
Материалы, включенные в данный вариант
Преимущества данного варианта
Ограничения данного варианта
ДипломГрамотаСвидетельствои другие документы подтверждающие достижения ученика
Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).
Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
Слайд 7
"Портфолио работ"
Материалы, включенные в данный вариант
Преимущества данного варианта
Ограничения данного варианта
Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выборуТворческая книжка с приложением работЭлектронные документыМодели, проекты, исследовательские работыОтчеты о социальных практиках
Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.
Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере
Слайд 8
"Портфолио отзывов"
Материалы, включенные в данный тип
Преимущества варианта
Ограничения варианта
Тексты заключений;Рецензии;Отзывы;Резюме;Эссе;Рекомендательные письма и т.п.
форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением.
Сложность формализации собранной информации.
Слайд 9
Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее модели папки достижений.
Слайд 10
Электронное портфолио студента
это технология, при которой студенты самостоятельно, но под руководством преподавателей, собирают структурированный набор "записей" (файлов), состоящий из материалов законченных учебных работ или внеучебных достижений. Эти файлы могут быть любыми - текстовыми, графическими, аудио или видео, и могут содержать конечный учебный продукт (реферат, доклад и т д.), а также процесс работы студента.
Слайд 11
Главная цель программного обеспечения электронного портфолио - обеспечить более легкую организацию и доступ к его содержанию, чем это было бы возможно в бумажном варианте портфолио
Слайд 12
Проблемы внедрения портфолио:
Неясно сформулированы педагогические цели внедрения метода портфолио как для преподавателей, так и для самих оцениваемых (студентов) Отсутствие формулировки принципов отбора содержания, т.е. рубрикации портфолио студента Непродуманность процедуры шкалирования рубрик портфолио и оценки (рейтингования) в целом всего портфолио. Нечетко сформулированы и описаны процедуры выбора документа для включения его в портфолио (или для изъятия документа из портфолио) и процедуры анализа этой процедуры. Отсутствие понимания интерпретации результатов измерения при анализе документов портфолио
Слайд 13
Педагогические и организационные условия внедрения портфолио
Портфолио могут лучше всего использоваться, чтобы оценить способность и готовность студента к профессиональной деятельности, т.е. оценить его компетентность Документы (файлы) для включения в портфолио должны выбираться и студентами, и преподавателями в соответствии со взаимным соглашением
Слайд 14
Портфолио лучше всего используются в критериально-ориентированном смысле, т.е чтобы оценить развитие студентов в течение длительного периода времени по отношению к требованиям ФГОС, т.е. понятным сформулированным критериям, а не в нормативно-ориентированном смысле, т.е. путем сравнения достижений студентов между собой. При обучении гуманитарным специальностям, например, культуры и искусства, с помощью портфолио должен быть оценен творческий потенциал студента
Слайд 15
Студенты должны быть мотивированы составлять, формулировать и представлять разнообразные типы материалов, файлов и документов. Тогда портфолио будет наиболее эффективным как оценочный инструмент. Метод портфолио и совместное (коллективное, групповое) обучение (т.е. процесс обучения, при котором учащиеся (студенты) работают в парах или небольших группах) хорошо сочетаются друг с другом. При желании эти две технологии могут быть легко объединены
Слайд 16
В аттестационных инструментах, когда требуется составление больших письменных документов (типа курсовых проектов, дипломных проектов и т.п.) доказательства целостности и адекватности процесса работы студента более полезны, чем только один конечный продукт – текст диплома. При этом роль портфолио становится весьма значительной.
Слайд 17
Для включения студенческой рефлексии в технологию портфолио (что желательно), необходимо вводить как процедуру самокритического анализа, самооценки студентом своей работы так и критический анализ документа (или процесса), проведенный преподавателем. При этом портфолио должен быть сформирован так чтобы и преподаватели, и студенты могли бы сравнить свои оценки.
Слайд 18
Оценка содержания портфолио требует, по крайней мере, двух уровней организации: 1) четкая рубрикация (разбиение на категории) и организация первичных данных (документов, материалов, доказательств, свидетельств); 2) комплексное оценивание имеющихся данных в каждой рубрике. Если предусматривается рейтингования портфолио, т.е. приписывание оценок, баллов на некоторой шкале, то необходимо для каждой рубрики составить описания шкалирования для данных (документов, файлов), включенных в конкретную рубрику.
Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»
Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе».
ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»
Для получения дополнительных баллов по курсу студенту предоставляется возможность в рамках самостоятельной работы выполнить портфолио.Портфолио – это набор работ студентов, который связывает отдельные.
«Электронное портфолио студента как один из инструментариев оценивания формируемых компетенций»
В презентации описывается значимость электронного портфолио студента при оценивании формирующих компетенций,виды и структура.
Методические рекомендации по формированию портфолио студента к производственной (по профилю) практике (летней практике) для студентов по специальностям: 44.02.01Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОЦЕНКЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН
Методические рекомендации по составлению и оценке портфолио студента-дизайнера.
Портфолио студента
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт иностранных языков и литературы
Кафедра второго иностранного языка
Серия "Языковое и межкультурное образование"
Развитие умения рефлексии в языковом образовании
(на примере изучения второго иностранного языка)
М688 Мифтахутдинова А.Н. Портфолио студента. Развитие умения рефлексии в языковом образовании
(на примере изучения второго иностранного языка):Метод. рекомендации / Под ред. Л.М.Малых; Удм. гос. ун-т. – Ижевск, 2008. – 42 с.
Пособие содержит рекомендации по использованию технологии портфолио в учебном процессе вуза и ставит своей целью развитие рефлексии обучающихся.
Целевая аудитория пособия – студенты, как языковых, так и неязыковых факультетов и преподаватели. Автор предлагает работу над портфолио в курсе второго иностранного языка, однако, технология портфолио может быть применена и к другим учебным курсам.
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета ИИЯЛ УдГУ
© А.Н. Мифтахутдинова, 2008 © ИИЯЛ УдГУ, 2008
© ИДМОО «Полиглот», 2008
ЧТО ТАКОЕ ПОРТФОЛИО?Современная система высшего образования ориентирована на самовоспитание, самообразование, самопознание личности, которые ведут к самосовершенствованию.
Самосовершенствование предполагает стремление личности к достижению высоких результатов своей деятельности. Для этого человек должен уметь ставить перед собой необходимые для него и одобряемые обществом цели; эффективно планировать свою деятельность для достижения намеченных целей; адекватно поставленным целям оценивать свои результаты; анализировать процесс реализации желаемого.
Следовательно, с целью самоактуализации обучающиеся должны обладать способностью к рефлексии, задачи которой вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности (ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т. п.). Рефлексия помогает студентам сформулировать полученные результаты, скорректировать свой образовательный путь, переосмыслить цели дальнейшей работы и т. д.
Одним из эффективных средств развития рефлексии личности признан портфолио.
Что же такое Портфолио. Портфолио определяется как коллекция рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт / результат учебной / внеучебной деятельности студента (в нашем случае по овладению иностранным языком, а также навыками педагогической, либо переводческой деятельности).
Развитие способности личности к рефлексии позволяет рассматривать портфолио студента как многоцелевую функцию, поскольку:
во-первых, он является инструментом самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранными языками (ИЯ);
во-вторых, инструментом автономного изучения ИЯ;
в-третьих, инструментом демонстрации учебного продукта;
в-четвертых, инструментом развития профессиональных способностей личности.
Портфолио позволяет обучаемому:
осознать свои потребности в изучении языка, культуры, методики преподавания, психологии, педагогики, теории перевода;
отслеживать динамику развития профессиональных способностей;
проанализировать свои проблемы в изучении ИЯ;
выработать стратегию и приемы работы над языком;
оценить свой опыт использования ИЯ в образовательной и социокультурной деятельности;
определить необходимость развития тех способностей, которые важны для личности на данном жизненном отрезке.
Основные функции портфолио:
информационно-социальная. В портфолио документируется имеющийся у обучающегося опыт в области изучения ИЯ, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные языкового и личностного развития студента; обеспечивается информация о достижениях и динамике уровня овладения изучаемым языком, а также уровня рефлексивной активности обучающихся, уровня их творческих способностей;
педагогическая. Портфолио повышает мотивацию студентов, развивает их способность к рефлексивной самооценке своего речевого и учебного опыта, способность к осознанию характера и процесса овладения ИЯ, развивает автономию обучающихся в области изучения языка, а также в области своего личностного развития.
Мы предлагаем студентам и преподавателям ввести портфолио в курс изучения второго иностранного языка (ИЯ2). Однако использовать портфолио можно в рамках любой дисциплины.
Портфолио представляет собой папку-скоросшиватель, оформленную студентом в соответствии с рекомендациями, описанными в обращении к студентам – «Что нужно знать студенту о портфолио». Студентам предлагается заполнить портфолио, согласно обозначенному алгоритму.
Необходимо обратить внимание на открытость портфолио. Это значит, что, несмотря на предлагаемую структуру, портфолио может быть дополнен его обладателем.
В портфолио, представленном в данном пособии, накапливается разнообразная информация о личности его обладателя. Портфолио может быть тематическим: языковой портфолио, портфолио по литературе, портфолио творческих работ и т.д. Портфолио можно классифицировать по ступеням обучения, по целям, по способам работы с ним и т.д.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ СТУДЕНТУ О ПОРТФОЛИОСтуденческая жизнь – это один из самых замечательных отрезков вашей жизни, который полон творческого поиска, достижений, приобретений, исследования… Всё это вы можете сохранить, а в последствии и приумножить или усовершенствовать, если воспользуетесь идеей портфолио.
Мы предлагаем вам следующий алгоритм работы.
Внимательно ознакомьтесь с примерной структурой портфолио (см. ниже).
Оформите титульный лист (это первая страница, которую увидят те, кто будет смотреть ваш портфолио).
Разбейте портфолио на 8 частей (по количеству разделов), озаглавив каждую из них.
Обратитесь к разделу 1 «Общая информация»:
Заполните Резюме. Оно заполняется два раза – на втором и на пятом курсах для того, чтобы вы смогли проследить динамику своего личного роста.
Языковая биография пишется в начале каждого семестра, поскольку позволяет проанализировать свои плюсы и минусы в процессе овладения ИЯ2 и на основании сделанных выводов выстроить более эффективно работу в следующем семестре.
Договор между преподавателем и студентом заключается индивидуально или со всей группой сразу на определенный срок (неделю, месяц, семестр) в зависимости от целей сторон.
Пункт Результаты психологических тестирований позволяет выявить психологические особенности личности, благодаря чему преподаватель, да и вы сами сможете организовывать вашу деятельность в соответствии с вашими особенностями. Психологические тесты представлены в Приложении 2. Вы сами выполняете их по предлагаемой схеме: первый раз в начале работы над портфолио, второй раз через год. Сравнивая результаты, вы можете проследить изменения, происходящие в структуре вашей личности. Анализ результатов фиксируйте в портфолио. Кроме предлагаемых тестов, вы, безусловно, можете протестировать себя и при помощи других методик.
Постепенно пополняйте Раздел 2 «Официальные документы», где могут храниться ксерокопии.
Начав работу над дипломным исследованием, вы приступаете к заполнению раздела 3 «Научная деятельность».
Заведите отдельную тетрадь для Дневника самонаблюдений студента (Раздел 4). Особое внимание уделите вашим трудностям в процессе овладения ИЯ2, поделитесь ими с вашим преподавателем. Обязательно в конце семестра подведите итоги вашей работы «над собой», итоги вашего личного роста. Обсудите их с вашими одногруппниками и преподавателем.
Раздел 5 «Я как поликультурная и многоязычная личность» начинает пополняться в 8 семестре во время прохождения курсов «Проблемы мультилингвального обучения» и «Мультилингвальное образование и перевод».
Раздел 6 имеет особое практическое значение.
«Мои педагогические находки» – в нём вы накапливаете свои методические разработки, сделанные вами в курсе изучения ИЯ2, а также в ходе педагогических практик.
«Мои лингвистические находки» – предполагает информацию, которая в дальнейшем поможет вам справиться с трудностями перевода.
Разделы 7 «Творческие работы и социальная практика» и 8 «Отзывы» заполняйте в соответствии с описанием, данным в Структуре Портфолио.
Если вы считаете необходимым создать дополнительные разделы, мы только будем рады вашей творческой инициативе.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮРешающую роль в развитии рефлексии студентов играет личность самого Преподавателя.
Если мы, Преподаватели, будем осознавать необходимость развития рефлексии личности, ориентировать студентов на самообразование, вовлекать их в творческую деятельность с учетом склонностей и интересов, уметь ориентировать студентов на самопознание, самоанализ, самооценку; вовлекать их в различные конкурсы, олимпиады, соревнования, устанавливать в группе партнерские взаимоотношения, то мы создадим благоприятные условия для развития личности студента.
Преподавателям необходимо помнить следующие педагогические условия, стимулирующие развитие рефлексии личности:
ведение Портфолио (постоянный самоанализ, самоотчет);
критика в сочетании с самокритикой;
ориентация на самообразование;
вовлеченность в творческую деятельность с учетом склонностей и интересов самой личности;
учеба, работа на пределе своих возможностей;
влияние авторитета преподавателя и согруппников;
стимулирование самопознания, самоанализа, самооценки;
вовлеченность обучающихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.
Советуем вам не контролировать, но помогать студенту анализировать его деятельность в течение семестра. Было бы замечательно, если бы в конце семестра за круглым столом студенты продемонстрировали свои достижения, зафиксированные в Портфолио, поделились своими эмоциями, впечатлениями, находками. Это было бы хорошим стимулом для самосовершенствования.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Фамилия Имя Отчество Факультет ГруппаРаздел 1. «Общая информация»
Резюме (по заданной схеме). В основном это деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт.
Ф.И.О. Дата рождения: Место рождения Полный домашний адрес Домашний телефон: E-mail: Общее среднее образование: (школа, город) Дополнительное образование: (годы учебы, наименование учреждения, предмет) Опыт работы: (годы работы, наименование учреждения, выполняемая работа) Опыт общественной работы: (годы работы, наименование организации, движения, выполняемая работа)Дата ________ Подпись__________
Языковая биография (в свободной форме). Студент пишет краткую языковую биографию, куда включаются такие составляющие, как: время изучения ИЯ (первого, нескольких); уровень владения изучаемым ИЯ по всем видам речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо); наиболее эффективные для него методы, приемы организации учебной деятельности по изучению ИЯ; выполняемые виды самостоятельной работы; свои предложения по организации процесса овладения ИЯ.
Договор между преподавателем и студентом. Договор заключается на месяц, семестр, год. Студент формулирует свои жизненные планы на указанный период и, главное, – дает ответ на вопрос: «Что я собираюсь делать для этого?». Преподаватель, в свою очередь, также прописывает возложенные на него обязательства по организации учебного процесса, обеспечивающего реализацию целей обучаемого.
Результаты психологических тестирований (IQ; творческие способности; мотивационные установки; преобладание левого / правого полушария; оценка уровня конкурентоспособности личности; уровень творческого потенциала; оценка способности личности к саморазвитию, самообразованию и т. д. См. Приложение 2).
Раздел 2. «Официальные документы». В этом разделе помещаются документы, свидетельствующие о достижениях студента в различных областях учебной деятельности (дипломы участника олимпиад, фестивалей, театральных постановок).
Раздел 3.«Научная деятельность». Работая над темой дипломного исследования, студенты пополняют данный раздел информацией об участии в конкурсах научных работ, о выступлениях на конференциях и семинарах, делают записи о публикациях тезисов, статей и т. п.
Раздел 4. «Дневник самонаблюдений студента». Данный раздел представляет собой отдельную тетрадь студента, где он еженедельно, не реже 1 раз в неделю, записывает результаты наблюдений за своей деятельностью. Отдельно прописываются достижения обучающегося по всем видам речевой деятельности, анализируются трудности. Общий вывод делается в конце семестра.
Раздел 5. «Я как поликультурная и многоязычная личность». Этот раздел пополняется во время курса «Проблемы мультилингвального обучения» (для филологов) и «Мультилингвальное образование и перевод» (для лингвистов). Раздел представляет собой блок информации об особенностях одновременного изучения нескольких языков.
«Мои педагогические находки». В данный раздел студент вкладывает разработанные им упражнения, занятия, раздаточный материал и т. п. Всё то, что он сделал сам в процессе развития своей профессионально-педагогической культуры.
«Мои лингвистические находки». Студенты накапливают в этом разделе статьи об особенностях перевода литературы разных стилей, о трудностях перевода, о психологической подготовке переводчика и т. д.
Раздел 7. «Творческие работы и социальная практика». Данный раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности студента: участие в научных конференциях, конкурсах, образовательных лагерях, прохождение специальных курсов, различного рода практик, спортивных, художественных достижений и др. В данный раздел вкладывают написанные студентом рефераты, проекты, резюме, а также модели, макеты, их краткое описание.
Примерный перечень социальных практик:
Языковая, трудовая, педагогическая, переводческая практики. Указывается вид практики, место её прохождения, продолжительность, а также результат, личное отношение к прохождению практики или её результату.
Участие в деятельности общественных движений, организаций, фондов и т. д. Указывается название учреждения, выполняемые обязанности, продолжительность данной общественной деятельности.
Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах.
Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый студентом результат.
Раздел 8. «Отзывы».
Примерный перечень отзывов :
Заключение о качестве различных работ, в которых принимал личное участие студент.
Рецензии на статьи, опубликованные студентом.
Резюме о работе из различных общественных организаций.
Отзыв преподавателя (можно нескольких преподавателей, куратора…) с краткой характеристикой студента, включая его участие в работе факультета.
Рекомендательные письма друзей. Студент может взять несколько рекомендательных писем от друзей, где они могут написать свои впечатления от общения с ним и др.
Поощрения: рекомендации к публикации в сборнике докладов конференций, благодарность деканата, школы, заведующего кафедрой, гранты, премии и т. д.
ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИООдним из самых распространенных и уже чётко разработанных типов портфолио является языковой портфолио, выступающий в качестве инструмента оценки языковой компетентности обучающихся в различных языках.
Основная цель языкового портфолио – мотивация личности к изучению различных иностранных языков в течение всей жизни.
Языковой портфолио делят на три части:
языковой паспорт, в котором обучающийся определяет свой уровень владения тем или иным иностранным языком в соответствии с Общеевропейской системой оценки знания иностранных языков (Common European Framework, CEF). Выделяется шесть уровней знания языка (см. Приложение 1).
языковая биография описывает траекторию изучения различных языков, отвечая на вопросы: где? когда? каким способом? с кем? и т. п.
досье – набор документов, работ, подтверждающих уровень владения иностранными языками.
Языковой портфолио способствует самоутверждению обучающихся, формирует личностную ответственность, самокритичное мышление, самооценку. Обучающиеся анализируют свои результаты в изучении иностранных языков, меру своих усилий в реализации намеченных целей, планируют дальнейшую деятельность по самосовершенствованию.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИОВ настоящее время развитие современных информационных технологий позволило создать новую форму портфолио – электронный портфолио (ЭП), который предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.
Структура ЭП соответствует структуре «бумажного» варианта. Все документы, хранящиеся в традиционном портфолио, переводятся в электронный формат.
Несмотря на тот факт, что ЭП и его «бумажный» эквивалент не имеют принципиальных отличий, можно выделить основные преимущества второго:
удобство хранения. ЭП обучающегося может храниться на сайте учебного заведения или на едином федеральном портале;
открытость и доступность информации. Обучающиеся (а также их преподаватели и даже родители) могут проследить динамику своего развития и сравнить свои результаты с достижениями своих согруппников;
большой объём информации. ЭП может содержать не только рецензии и отзывы, например, на исследовательские работы обучающихся, но и тексты самих работ, что не реально для «бумажного» портфолио. Такой портфолио может быть пополнен информацией в различных форматах: аудио, видео, графика.
Единственная трудность, с которой сталкиваются обучающиеся при создании и ведении ЭП – уровень подготовленности в области информационных и коммуникационных технологий.
ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯПортфолио преподавателя, или как чаще его называют портфель, может стать необходимой составляющей его профессиональной деятельности. Это связано с тем, что процесс накапливания и упорядочивания определённой информации о себе, о своих достижениях, поможет решить проблему аттестации, и, самое главное, подтолкнёт преподавателя к рефлексии и самооценке своей профессиональной деятельности.
Таким образом, одна из главных функций портфолио преподавателя – мотивация на самообразование с целью совершенствования своей профессиональной подготовки.
Преподаватель может работать над портфолио со студенческого возраста. Существует несколько классификаций портфолио преподавателя. Остановимся на одной из них [5]:
Портфолио развития (process) – оценивает прогресс профессионального развития в течение определенного времени;
Отчетный портфолио (product) – представляет результат работы над тем или иным проектом;
Демонстрационный портфолио (show-case) – коллекция лучших работ преподавателя.
Предлагаем примерную структуру портфолио профессионального развития преподавателя:
Раздел 1. «Общая информация». Ф.И.О. дата рождения, домашний адрес, телефон, E-mail, место работы (университет, кафедра), стаж работы, преподаваемые дисциплины.
Раздел 2. «Научная деятельность». Тема диссертационного исследования, сведения о присвоении ученых степеней, ученых званий, участие в научных конференциях, список публикаций, редактирование, рецензирование, организация семинаров, круглых столов и т. д.
Раздел 3. «Повышение квалификации». Дипломы, сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации, творческие работы, проекты, выполненные на курсах и т. д. В связи с использованием в современном образовании системы кредитных единиц, многие курсы повышения квалификации предлагают эту систему зачётов. В этом разделе преподаватель может заполнять таблицу, в которой фиксируются курсы и количество кредитных единиц. Например:
Раздел 4. «Работа со студентами». Работа над дипломными исследованиями, воспитательная работа, организация конкурсов, курсовых мероприятий и т. д.
Раздел 5. «Личные достижения». Сведения об участии в грантовых программах, грамоты, благодарственные письма, награды, разработка открытых мероприятий и т. д.
Раздел 6. «Рефлексия своей деятельности». Самоанализ работы за год, анализ достижений своих студентов и т. д.
Раздел 7. «Дополнительная информация». Отзывы коллег, студентов, другие сведения, которые сам преподаватель считает необходимыми.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». – Вып. 2. – Самара, 2002.
Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // Образование в современной школе. – №5.
Министерство образования РФ. Рекомендации по построению различных моделей Портфолио учащихся основной школы. – М. 2003.
Оганесянц Н.А. Электронный портфель учителя иностранного языка: рефлексивный анализ профессионального роста // ИЯШ. – № 6. – 2007.
Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки // Учитель года. – № 4. – 2002.
http://www.cambridge-сentre.ru/view.phtml?cat=28&id=183/ Общеевропейская система оценки знания иностранных языков.
http://design.gossoudarev.com/portfolio.html(И.Б. Государев. Веб-портфолио).
http://filippovatn.narod.ru/portfolio.htm(О.С. Лещенко, А.В. Мосина. Элетронное портфолио преподавателя как форма Интернет-поддержки деятельности преподавателя в магистратуре педагогического вуза).
http: //image.websib.ru/05/text_articl.htm?454 (Т.Г. Новикова. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт).
http://image.websib.ru/05/text_articl.htm?457 (В.К. Загвоздкин. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1A1 Breakthrough (Уровень выживания)
2 Портфолио – отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п. как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях. Портфолио – целенаправленная коллекция лучших работ и результатов студентов (профессионалов), которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности.
3 В качестве основных частей портфолио, предлагается разбить его структуру на 5 частей: Часть 1.«Введение»краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях. Часть 2. «Мои достижения»материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта; Часть 3. «Я в мире людей»материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. Часть 4. «Взгляд на себя и в будущее»материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. Часть 5.«Заключение для…»обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.
4 Часть 1. «Введение» 1.1. Фото 1.2. Резюме 1.3. Цели и задачи портфолио 1.4. О структуре портфолио 1.5. Специфические характеристики портфолио
5 Часть 2. «Мои достижения» 2.1. «Официальные документы»документы об окончании школы, сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий,документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован. 2.2. «Жизненный опыт»автобиография, эссе «Взгляд в прошлое», анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.) 2.3. «Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовкаваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения,изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ 2.4. «Научная деятельность»список научных работ, научная переписка, аннотации к своим работам,рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий,отзывы на ваши работы, эссе «О науке» и т.п. 2.5. «Курсы по выбору и творческие работы»список дополнительных курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.
6 Часть 3. «Я в мире людей» 3.1. «Участие в общественной жизни»характер вашей общественной активности, занимаемые посты, проекты и программы, в которых участвовали, их результативность. 3.2. «Друзья»«Любимые люди»ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п. родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты. 3.3. «Мои кумиры»люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п. являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты. 3.4.«Хобби, интересы»сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности.
7 Часть 4. «Взгляд на себя и в будущее» 4.1. «Я» взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни. 4.2. «Мои ценности и идеалы»то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете. 4.3. «Мир вокруг меня»ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей. 4.4. «Мои жизненные планы ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п. 4.5. «Мой девиз»ваш девиз, кредо на новом этапе жизни.
8 Часть 5. «Заключение для…» 5.1. Важнейшие аспекты личности 5.2. Наиболее важные компетенции 5.3. Важнейшие аспекты опыта 5.4. Направления взаимодействия с работодателем и/или использования
Председатель студсовета академической группы __________/______________
Староста группы _________________/_________________
Порядок заполнения «портфолио»