Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция зав библиотекой колледжа img-1

должностная инструкция зав библиотекой колледжа

Рейтинг: 5.0/5.0 (1925 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция заведующего библиотекой ОУ

Создаем документы Елена Баханская, Ольга Козлова Должностная инструкция заведующего библиотекой ОУ

Должностную инструкцию заведующего библиотекой и библиотекаря мы печатали в 2000 году в летней подборке документов. Время вносит коррективы, и приходится разрабатывать варианты «на ходу». Например, с приходом компьютера в жизнь школьного библиотекаря некоторые «классические» функции изменяются в части их выполнения более современными способами. И это тоже нашло отражение в предлагаемом материале.

Вопросы, которые чаще всего возникают:

· А если в конкретной библиотеке часть работ невозможна?

· Кем эта инструкция утверждается?

Заведующий библиотекой выберет для своей инструкции все выполняемые им конкретно виды работ, и она будет утверждена директором его общеобразовательного учреждения. И этого вполне достаточно, чтобы документ являлся полноценным как для регламентации работы, так и, в случае разногласий, для разбирательств на любом уровне.

Предлагаемый вариант должностной инструкции содержит два приложения по отдельным направлениям работы, поскольку они имеют отчетливо выраженную специфику. Приложение по работе с учебным фондом дает перечень операций, за выполнение которых, по идее, должна идти денежная надбавка или доплата. Эта работа может выполняться отдельным сотрудником.

Приложение, связанное с новыми технологиями, также вынесено отдельно. Во-первых, потому что компьютеризация увеличивает нагрузку на работника библиотеки и предъявляет немалые требования к исполнителю. Степень его подготовленности существенно отразится на качестве работы библиотеки в новых условиях, что тоже учтено в инструкции. Во-вторых, отдельный функционал позволит вам аргументировать увеличение штата библиотеки.

Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения, назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредственно директору ОУ.

Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные, технологические, планово-отчетные документы библиотеки.

За организацию деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета.

Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения.

На период отпуска и временной нетрудоспособности заведующего библиотекой его обязанности могут быть возложены на библиотекаря, учителя или другого члена педагогического коллектива. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре и образовании, постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и настоящей Инструкцией.

1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.

2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса средствами библиотечного и информационного обслуживания.

3. Совершенствование традиционных, освоение и применение новых технологий.

1. Организует работу библиотеки образовательного учреждения, несет ответственность за деятельность библиотеки ОУ в пределах своей компетенции:

· Разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке ОУ, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы ОУ, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору ОУ.

· Ведет библиотечную учетно-финансовую документацию: книги суммарного учета; инвентарные книги; дневник работы школьной библиотеки, тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных; акты и накладные на поступление и списание документов; акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; папка актов движения фонда; журнал учета справок, книга группового учета многоэкземплярной литературы, регистрационная картотеки периодических изданий и несет ответственность за ее достоверность.

· Использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии.

· Обеспечивает библиотеку библиотечной техникой
в соответствии с бланком заказа на школьную документацию.

· Обеспечивает режим работы библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой ОУ.

· Отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.

2. Формирует и организует библиотечный фонд:

· осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие).

· организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов.

· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией.

· оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок.

· организует фонд особо ценных документов.

· изучает и анализирует состав фонда и его использование.

· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов.

· следит за правильностью расстановки фонда.

· осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам.

· обеспечивает контроль за выданными читателям документами.

· проводит периодические проверки фонда.

· осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.

3. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.

4. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале: педагогических работников, учащихся, других сотрудников ОУ, осуществляет перерегистрацию читателей в начале учебного года.

· Развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов и учеников в рамках консультаций или специально организованных занятий;

· Способствует продвижению лучших образцов документов, информации с помощью тематических подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации.

· Организует совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с учащимися по пропаганде книги.

· Сопровождает учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов.

· Обеспечивает информационное обслуживание родителей учащихся ОУ.

5. Формирует библиотечный актив и проводит работу с ним.

6. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Заведующий библиотекой имеет право:

· Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.

· Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.

· Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности.

· Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.

· Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

· Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда.

· Вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).

· Иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами.

· Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

· Имеет право совмещать должности, получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды.

· Периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.

Также заведующий библиотекой имеет право:

· На защиту профессиональной чести и достоинства.

· На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

Заведующий библиотекой несет ответственность:

· за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения – в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

· за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей – дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.

· за виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей – частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Взаимоотношения. Связи по должности.

1. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.

2. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

3. Может привлекаться к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

4. Согласовывает работу библиотеки образовательного учреждения с методическим центром.

5. Взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета.

6. Устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом по вопросам поставок учебной литературы в образовательное учреждение.

7. Устанавливает и поддерживает связи с централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками.

8. Взаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

Подпись зав. библиотекой

Функциональные обязанности библиотекаря
по работе с учебным фондом

1. Отвечает за обеспечение учебного процесса образовательного учреждения учебной литературой (в соответствии с бланком заказа Федерального и Регионального компонентов).

2. Ведет библиотечную учетно-финансовую документацию учебного фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов; актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; папки актов движения фонда и несет ответственность за ее достоверность.

3. Организует работу с учебным фондом:

· комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной программой ОУ на основании бланка-заказа Федерального и Регионального компонентов от Московского Департамента образования.

· осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие документов).

· проводит техническую обработку полученных документов.

· организует размещение и хранение учебников в отдельном помещении в соответствии с инструкцией.

· осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования.

· проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки.

· осуществляет выявление устаревших и ветхих документов.

· проводит своевременное списание устаревших и ветхих документов по установленным нормам и правилам.

· обеспечивает контроль за выданными читателям документами, принимает меры для своевременного возврата учебников и учебных пособий.

4. Осуществляет ведение картотеки учебников, методических пособий, учебных материалов на нетрадиционных носителях

5. Координирует взаимодействие работы с администрацией ОУ по формированию заказа на учебную литературу, проводит согласование данных бланка-заказа с завучем, председателем методического объединения и учителями, осуществляет своевременную сдачу заказа в методический центр.

6. Проводит корректировку количественных показателей заказа на учебную литературу в соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся ОУ.

7. Осуществляет работу по дополнительному комплектованию учебного фонда (из спонсорских или попечительских средств).

8. Составляет дополнительный заказ на учебную литературу в связи с изменениями в образовательной программе школы и своевременно сдает их в методический центр.

9. Составляет информационные справки о недостающих и невостребованных учебниках и своевременно сдает их в методический центр.

10. Осуществляет передачу невостребованных наименований учебной литературы в образовательные учреждения округа (по мере необходимости).

11. Оформляет диагностическую карту уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний, анализирует использование вариативных программ.

12. Информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

13. Осуществляет работу с классными руководителями по обеспечению учащихся ОУ учебниками.

14. Проводит совместную работу с администрацией ОУ по сохранности учебного фонда.

15. Взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета.

16. Устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом по вопросам поставок учебно-методической литературы в образовательное учреждение.

17. Взаимодействует с организациями по вопросам приема макулатуры, подготавливает списанную литературу к сдаче.

18. Осуществляет работу с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Министерством науки и образования.

Подпись зав. библиотекой (библиотекаря).

Дополнения к функциональным обязанностям
зав. библиотекой (библиотекаря) в связи
с использованием информационных технологий
и автоматизацией библиотечных процессов

1. Овладевает навыками начального пользователя ПК, проходит обучение, связанное с новыми библиотечными программами, осуществляет качественное повышение профессионального уровня.

2. Применяет новые информационные технологии в деятельности библиотеки ОУ.

3. Участвует в создании новой информационно-образовательной среды путем использования в библиотеке средств (возможностей) информационных технологий.

4. Осуществляет компьютеризацию основных библиотечных процессов: комплектование, учет, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача.

5. Использует информационные ресурсы сети Интернет для пополнения библиотечного фонда (при наличии компьютера и доступа к Интернету).

6. Организует и ведет электронный каталог, базы данных по профилю ОУ.

7. Работает с информационными ресурсами на различных небумажных носителях (аудио-, видео-, CD, DVD), с образовательными интернет-ресурсами.

8. Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы педагогических кадров ОУ в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.

9. Консультирует обучающихся и педагогических работников по правилам использования компьютера в библиотеке.

10. Осуществляет информационную поддержку педагогов ОУ средствами информационных технологий в учебной деятельности.

11. Использует информационные технологии (в том числе возможности АИБС) для дифференцированного обслуживания учеников и педагогического коллектива школы.

12. Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности.

13. Организует компьютерную справочно-библиографическую службу.

14. Разрабатывает новые информационно- консультативные услуги для пользователей библиотеки ОУ.

15. Ведет журнал ежедневного учета использования интернет-ресурсов в бумажном и электронном виде.

16. Использует наглядность в предоставлении библиотечных услуг: оформление буклетов, указателей, приглашений и т.д.

Другие статьи

Должностная инструкция заведующего библиотекой

Охрана труда Заведующий библиотекой - должностная инструкция

1.1. Заведующий библиотекой отдела культуры относится к профессиональной группе «специалисты».

1.2. Назначение на должность заведующего библиотекой и освобождение от должности производится приказом директора предприятия по представлению главного врача и ведущего специалиста отдела культуры.

1.3. Заведующий библиотекой в своей работе должен руководствоваться:

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- Положением об отделе культуры;

- настоящей должностной инструкцией.

1.4. Заведующий библиотекой непосредственно подчиняется ведущему специалисту отдела культуры.

1.5. На время отсутствия заведующего библиотекой (отпуск, болезнь, командировка, другие причины) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Это лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.6. Должностная инструкция разработана в соответствии с:

- Положением об отделе культуры;

- Методическими рекомендациями по составлению и утверждению должностных инструкций на предприятии;

- Справочником квалификационных характеристик профессий работников;

- КЗоТ и другими нормативными актами трудового законодательства.

1.7. Заведующий библиотекой является материально-ответственным лицом, В его ведении находится книжный фонд и другие материальные ценности.

2. ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ

Основной задачей заведующего библиотекой является организация работы библиотеки по обслуживанию читателей. Рабочее место заведующего библиотекой - библиотека, с находящимися в ней книжным фондом и другими материальными ценностями согласно табелю оснащения.

Заведующий библиотекой обязан:

2.1. Качественно и своевременно выполнять возложенные на него задачи В соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов, положений, инструкций и приказов администрации.

2.2. Обеспечивать высокий уровень обслуживания читателей и проводимых мероприятий.

2.3. Подготовить к работе рабочее место, проверить наличие и исправность инвентаря и материалов, необходимых для работы. Включить освещение. При использовании аппаратуры, проверить наличие и исправность заземления, исправность электрошнура, вилки и розетки.

2.4. Получить от ведущего специалиста отдела культуры необходимые для работы материалы. Получать задания от своего руководителя и выполнять задания согласно утвержденному плану работы.

2.5. Обладать хорошими моральными и деловыми качествами, организаторскими, педагогическими способностями, навыками и умением организации библиотечной работы.

2.6. Принять на ответственное хранение имущество библиотеки, книжный фонд по акту согласно действующему законодательству.

2.7. Организовывать формирование библиотечного фонда, систематизацию и хранение его.

2.8. Своевременно реагировать на жалобы и претензии.

2.9. Организовывать проведение массовых мероприятий: читательских конференций, литературных вечеров, бесед, обзоров книг и др.

2.10. Ежемесячно составлять план библиотечной работы и доводить его до сведения отдыхающих. Составлять планы творческой, методической, массовой работы библиотеки на год и текущие и обеспечивать их выполнение.

2.11. Обеспечить рекламирование мероприятий, проводимых в библиотеке.

Обеспечить контроль за рекламой, афишами, объявлениями проводимых мероприятий.

2.12. Поддерживать тесную связь с отдыхающими, общественными организациями, творческими союзами и обществами, творческими коллективами и работ-никами, изучать требования, пожелания, рекомендации и оценку деятельности библиотечной работы.

2.13. Участвовать во встречах и беседах с поэтами, писателями и журналистами.

2.14. Принимать меры по устранению недостатков в обслуживании, в проведении мероприятий.

2.15. Постоянно повышать свою квалификацию путем изучения периодических изданий, посещения лекций, семинаров, конференций, выступать на них с докладами. Способствовать повышению квалификации работников библиотеки.

2.16. Осуществлять руководство персоналом библиотеки. Вести подбор и расстановку персонала библиотеки, контролировать выполнение ими функциональных обязанностей, ходатайствовать перед руководителем отдела о поощрениях и наложении взысканий на подчиненных работников.

2.17. Проводить работу по своевременному списанию книжного фонда, оборудования и других материальных ценностей, пришедших в негодность и неподлежащих ремонту.

2.18. Обеспечивать производственно-хозяйственную деятельность Библиотеки.

2.19. Вести журнал учета посещаемости и книго выдачи.

2.20. Обеспечить своевременное обслуживание читателей, организовать информационную работу: выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги.

2.21. Изучать передовой опыт работы других библиотек, устанавливает связь с ними и внедряет передовой опыт в практику работы библиотеки предприятия.

2.22. Составлять и вести картотеку и алфавитный каталог.

2.23. Способствовать обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

2.24. Систематически изучать интересы и запросы читателей с целью оказания им помощи в выборе литературы.

2.25. Осуществлять качественную выдачу литературы и руководить чтением читателей.

2.26. Обеспечивать организацию своевременного и систематического учета деятельности библиотеки по установленной форме.

2.27. Пропагандировать литературные знания среди работников и отдыхающих здравницы.

2.28. Вести учет и установленную отчетность по финансовой и материальной деятельности библиотеки перед бухгалтерией.

2.29. Вести учет потребности и обеспечения библиотеки материальными ценностями, инвентарем, оборудованием.

2.30. Вести учет потребности и обеспечения библиотеки книгами, журналами, газетами и др. видами печатных изданий.

2.31. Участвовать в инвентаризации материальных ценностей библиотеки.

2.32. Готовить необходимые документы на списание изношенного имущества, книжного фонда.

2.33. Вносить предложения по проведению капитального, периодических ремонтов библиотеки.

2.34. Правильно, бережно относиться и использовать по назначению аппаратуру, инвентарь, имущество библиотеки.

2.35. Хранить книжный фонд согласно требованиям содержания библиотек.

Должностная инструкция заведующего библиотекой подписывается сотрудником и руководителем предприятия.

Должностную инструкцию заведующего библиотекой необходимо согласовать и утвердить.

Должностная инструкция заведующего библиотекой - 3.6 out of 5 based on 5 votes

Должностная инструкция зав библиотекой колледжа

1. Заведующая библиотекой:

1.1. В обязанности зав. библиотекой входит:

- организация работы библиотеки;

- руководство научно-производственной деятельностью;

- составление перспективных, годовых планов работы и отчетов о работе библиотеки;

- контроль за проведением массовых мероприятий по пропаганде книг;

- установление связи с другими библиотеками по МБА;

- обеспечение библиотеки совместно с администрацией колледжа необходимым оборудованием;

- принятие мер к обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами и правильному использованию их знаний и опыта;

- учет деятельности библиотеки по установленной форме;

- обеспечение соблюдения трудовой дисциплины в библиотеке;

- организация работы библиотеки в тесном контакте с библиотечным советом и классными руководителями.

1.2. Зав. библиотекой несет ответственность за формирование и сохранность библиотечного фонда, организацию и качество работы библиотеки, удовлетворение запросов читателей на литературу, организацию справочно-библиографического и информационного обслуживания читателей, веление учета библиотечного фонда.

1.3. Зав. библиотекой должен знать:

- постановления и решения правительства, вышестоящих органов, касающихся библиотечной работы;

- теорию библиотековедения и библиографии;

- правила организации библиотечных фондов и каталогов;

- правила охраны труда и противопожарной защиты.

1.4. Зав. библиотекой назначается директором колледжа и подчиняется зам. директора по учебной работе.

2. Старший библиотекарь

2.1. В обязанности старшего библиотекаря входит:

- контроль за работой библиотекарей;

- организация пропаганды литературы на абонементе, непосредственное обслуживание читателей;

- изучение запросов читателей и руководство их чтением;

- организация массовой и справочно-информационной работы;

- участие в подготовке и формировании книжных выставок;

- контроль за расстановкой книжного фонда;

- принятие мер к ликвидации задолженности читателей по книгам;

- руководство активом библиотеки;

- участие в изучении использования книжного фонда, отбор литературы;

- ответственность за сохранность книжного фонда;

- организация анализа формуляров читателей библиотеки.

2.2. Старший библиотекарь должен знать:

- постановления и решения правительства, определяющие развитие российской культуры;

- руководящие материалы вышестоящих органов, касающихся библиотечной работы;

- принятую систему классификации книг;

- правила составления каталогов, комплектования, хранения и учета фонда;

- правила охраны труда и противопожарной защиты.

- Работать на компьютере.

3.1. В обязанности библиотекаря входит:

- обеспечение подбора необходимой литературы;

- выдача, прием и расстановка литературы на абонементе и в читальных залах;

- систематическое изучение интересов и запросов читателей;

- участие в организации фонда библиотеки, обработке литературы и комплектование каталогов;

- работа по учету и хранению фонда;

- участие в пропаганде книг, проведение массовых мероприятий.

3.2. Библиотекарь должен знать:

- постановления и решения правительства, определяющие развитие российской культуры;

- руководящие материалы вышестоящих органов, касающихся библиотечной работы;

- принятую систему классификации книг;

- правила составления каталогов, комплектования, хранения и учета фонда;

- правила охраны труда и техники безопасности.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога-библиотекаря

государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Баймакский сельскохозяйственный колледж

1.1. Педагог-библиотекарь назначается и освобождается от должности директором колледжа в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.2. Педагог-библиотекарь должен иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование со стажем работы не менее 3-х лет.

1.3. Педагог-библиотекарь подчиняется непосредственно директору колледжа и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности педагог-библиотекарь руководствуется действующим законодательством Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом, Положением о библиотеке, приказами и распоряжениями директора колледжа и настоящей Инструкцией.

. 1.5. Педагог-библиотекарь должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основными направлениями деятельности педагога-библиотекаря являются:

2.1. Информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в колледже;

2.2. Содействие самообразованию обучающих­ся и педагогических работников школы средствами библиотечно-информационного обслуживания;

2.3. Пропаганда чтения как формы культурного досуга (культурная);

2.4. Обеспечение доступа к информации и ре­сурсам, необходимым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (информационная).

3.1.Участвует в реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными стандартами .

3.2.Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

3.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

3.4. Проводит консультации обучающихся по вопросам поиска, обработки, анализа и оформле­ния информационных ресурсов, в том числе автор­ского права и работы с интернет-ресурсами.

3.5. Применяет педагогические и библиотечные теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

3.6. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся, педагогических работников колледжа средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций.

3.7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

3.8. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных планом работы.

3.9. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке колледжа фонда дополнительной литературы.

3.10. Осуществляет работу по учету и проведению плановых инвентаризаций библиотечного фонда ОУ.

3.11. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

3.12. Организует обслуживание обучающихся и работников образовательного учреждения.

3.13. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

3.14. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

3.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

3.16. Использует информационные ресурсы сети Интернет для пополнения библиотечного фонда.

3.17. Обеспечивает интеллектуальный доступ читателей библиотеки к информации путем ведения справочно-библиографического аппарата и информационно-поисковой системы библиотеки.

  1. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы на основе общепринятой библиотечно-библиографической классификации (ББК).
  2. Ведет каталоги и картотеки на основе использования автоматизированных информаци­онно-библиотечных систем (АИБС).

3. 20. Обеспечивает дифференцированное библиотечное обслуживание обучающихся и членов педагогического коллектива колледжа на абонементе и в читальном зале.

3. 21. Организует доступ читателей библио­теки к информационным ресурсам Интернета.

3. 22. Использует современные образователь­ные технологии и цифровые образовательные ре­сурсы для популяризации чтения.

3. 23. Формирует библиотечный актив и про­водит плановую работу с ним.

3.24. Составляет план работы на каждый учеб­ный год и каждый месяц, который утверждается ди­ректором колледжа.

3. 25. Ведет статистический и аналитический учет работы библиотеки и представляет установлен­ную отчетность директору колледжа или за­местителю директора по учебно-воспитательной работе.

Педагог-библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции.

4.1. Давать обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда.

4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

4.3. Принимать участие в:

- разработке воспитательной политики и стратегии колледжа, в создании соответствующих стратегических документов;

- разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

- ведение переговоров с партнерами колледжа по библиотечно-информационной работе;

- работе Педагогического совета ГБПОУ БСХК;

4.4. Вносить предложения:

- о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки; по совершенствованию воспитательной работы;

4.5. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Самостоятельно выбирать формы, сред­ства и методы библиотечно-информационного обс­луживания образовательного процесса в соответ­ствии с целями и задачами, указанными в Положе­нии о библиотеке общеобразовательного учреждения.

- от учащихся выполнения Устава колледжа, Правил пользования библиотечным фондом и Интернет-ресурсом;

- от администрации общеобразова­тельного учреждения оказания содействия в испол­нении своих прав, должностных обязанностей и создания условий для пользователей библиотеки;

- от любых посторонних лиц, не принимающих участие в учебно-воспитательном процессе колледжа, покинуть помещение библиотеки, если на это посещение не было дано разрешение администрации ОУ;

4.8. Повышать свою квалификацию, используя различные формы и методы совершенствования.

4.9. Изымать документы из фондов библиоте­ки в соответствии с инструкцией по учету библио­течного фонда.

4.10. Определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, в со­ответствии с Правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденны­ми руководителем общеобразовательного учрежде­ния и согласованными с советом ОУ.

4.11. Совмещать должности, получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за вы­сокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды в соответ­ствии с коллективным договором колледжа.

4.12. Быть представленным к различным фор­мам поощрения, наградам и знакам отличия, пре­дусмотренным для работников образования.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка колледжа, законных распоряжений директора колледжа и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог - библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном действующим трудовым законодательством РФ.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки педагог-библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. За виновное причинение колледжу или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, педагог - библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором колледжа;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и месяц. План работы утверждается директором колледжа не позднее тридцати дней до начала планируемого периода;

6.3. может привлекаться по распоряжению директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;

6.4. получает от директора колледжа и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией колледжа и педагогическими работниками колледжа;

6.6. выполняет обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой.