Руководства, Инструкции, Бланки

репортаж образец написания img-1

репортаж образец написания

Рейтинг: 4.9/5.0 (1938 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать репортаж: пример и рекомендации

Как написать репортаж: пример и рекомендации

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста. Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление. краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть. информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка. впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго – непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж – пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность – значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Общие рекомендации при создании репортажей

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе… ), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах… ).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

Другие статьи

Как правильно написать репортаж?

Как правильно написать репортаж?

Правильно написать репортаж - это значит соблюдать некоторые правила журналистики в изложении и подаче материала. Важно помнить, что репортаж должен создать эффект присутствия и он должен выглядеть как рассказ очевидца.

В первую очередь нужно максимально изучить тему репортажа. При этом должна сохранятся определенная доля "наивности", чтобы человек мог получить ответы и при этом ему было интересно.

Репортаж должен конкретно описывать наиболее важные и интересные события и действия. Нужно быть как бы в самом эпицентре происходящих событий. Показать самые важную и нужную информацию.

Любой репортаж должен передавать детали. которые интересно и информативно характеризуют героев события. Маловажные стороны следует отбрасывать без жалости.

система выбрала этот ответ лучшим

Оперативное освещение события очевидцем - так можно охарактеризовать то, чем придётся заняться.

Имитация присутствия на событии. Пишем, что видим, якобы.

О фестивале. Рассказать чему посвящён, кто принимает участие, какова история проведения. Кто организатор, спонсор.

При этом никаких оценок происходящему, никаких предположений о развитии событий не делать - только наблюдение. Предложения строить как можно проще, не применять жаргонных слов, сленга, стиль - разговорный. Но не "пересушите" - добавьте эмоций, эпитетов, примените другие выразительные средства. Активно задавайте вопросы участникам события, пытайтесь разговорить людей, узнайте их личное мнение по поводу происходящего.

В конце можно высказать своё мнение, но очень аккуратно.

Урок русского языка в 8-м классе по теме - Развитие речи

Урок русского языка в 8-м классе по теме "Развитие речи. Обучение сочинению в жанре репортажа "Прекрасное рядом с нами"
  • Салихова Рита Фаниловна. учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы

Цели:
  • познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра;
  • подготовка к самостоятельной работе над сочинением-репортажем;
  • воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии;
  • учить учащихся слушать друг друга.

Оборудование: газеты, таблицы с основными требованиями к репортажу, папка с памятками (на партах учащихся), таблички с профессиональными словами, видеозаписи, фотографии репортеров, книги В.Пескова, Ю. Фучика.

Эпиграф: Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. В.Гиляровский.

Основные этапы урока

I. Организация урока.

- Сегодня, ребята, мы проводим урок на тему: “Сочинение в жанре репортажа “Прекрасное рядом с нами”. Вы должны познакомиться с особенностями репортажа как газетного жанра и научиться самостоятельно работать над сочинением-репортажем.

II. Вступительное слово учителя.

- Вся жизнь страны, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.

Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров.

Прочитаем эпиграф, записанный на доске (читается и комментируется учеником).

III. Словарно-семантическая работа.

1) Обратимся к журнально-газетной лексике.

- Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать? (Ответ: Журналист, журналистика, рубрика, корреспондент, репортаж, репортер, хроника)

2) Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: репортаж, репортер, хроника, хроникер, корреспондент и запишите в тетрадь.

(Репортаж - сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению

Репортер – сотрудник газеты, журнала, радио, информационного агентства, доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях).

Учитель: Семантика слова “ репортаж” такова: слово произошло от английского report (рипорт) – как существительное оно значит – рапорт, оклад, сообщение; как глагол соответственно: рапортовать, докладывать, сообщать.

Учитель: Ребята, какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое? (Ответ: Репортер - понятие более узкое, так как он занимается конкретной работой)

Учитель: Репортажи печатаются в особом разделе газеты – хронике.

Хроника – отдел сообщений в газете, журнале, на радио и телевидении, посвященный текущей общественной жизни.

Хроникер – сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

IV. Фронтальная беседа с классом.

Вопрос. Каких журналистов, информирующих о текущих событиях, вы можете назвать, ребята?

Ответ. Михаил Любимов – телерепортер информационной программы “Доброе утро” на Первом канале; Александр Школьник - репортер информационной программы “Доброе утро” на Первом канале, рубрики “Шпаргалка”, “Школьные повести”; Эдуард Хайруллин – работает собственным корреспондентом от Казани, А.Мамонтов - собственный корреспондент Первого канала.

Учитель: Профессия репортера нелегкая. Какой материал нашли вы, готовясь к уроку?

Ученик: Мне хочется прочитать напутствие известного спортивного журналиста Н.Озерова юным спортивным комментаторам

Спортивный репортаж

Приятели часто подшучивают надо мной: что же тут сложного!

Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно не так уж сложно. Но нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах.

Каждое спортивное соревнование- это проверка мужества спортсмена, его воли, стремления к победе.

Я сам прошел большой и совсем не легкий путь в спорт. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-нибудь добьешься.

Спортивный комментатор должен прежде всего знать и любить спорт, особенно тот вид, о котором он рассказывает.

Перед матчами, о которых мне предстояло рассказывать на радио, я старался бывать на тренировках команд. Встречался с известными тренерами. Это мне очень помогло.

Советую и вам, юные комментаторы, заранее узнавать обо всех предстоящих соревнованиях, бывать на тренировках, прислушиваться к тому, что говорят тренеры.

Вы должны увидеть не только успехи, но и неудачи. Ничего нет страшного в критике. Только она должна быть доброжелательной, а не походить на разное и брюзжание.

Когда я веду репортаж, я вижу перед собой тысячи зрителей, но я думаю не о них. Я знаю, что сотни тысяч любителей спорта, сидящих у радиоприемников, внимательно слушают комментатора. И я стараюсь, очень стараюсь помочь им “увидеть” все, что происходит на футбольном поле.

Вот и вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель увидел ваши соревнования.

Успехов вам, юные комментаторы!

Учитель: Послушаем запись одного из репортажей А.Школьника и подумаем над вопросом: “Какими качествами должен обладать репортер?” (Репортаж А.Школьника)

Репортаж А.Школьника

Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу познакомить вас с интересными людьми – вашими ровесниками.

Московская школа № 1241. Первое сентября. Подхожу к группе мальчишек и девчонок, оживленно жестикулирующих, перебивающих друг друга:

- Я думаю лучше сегодня.

- А может еще один прогон?

- О чем спор, ребята, - интересуюсь я.

Удивлению моему не было границ. Оказывается, группа энтузиастов-старшеклассников под руководством учителя музыки Виталия Петровича Бодрова организовали музыкальный театр. Начали с небольших постановок, а теперь уже сочинили трехактную пьесу. Все лето репетировали, шили костюмы, рисовали и сколачивали декорации.

- А как же отдых? – спрашиваю я.

Ребята смотрят на меня с недоумением.

В самом деле, что это я.

Лучшего отдыха не придумать.

Здорово живут ученики школы № 1241.

Учитель: Так какими качествами должен обладать репортер?

Ответы:
  • должен владеть правильной литературной речью;
  • должен знать вопрос, который он освещает;
  • репортеры часто сталкиваются с разными трудностями, поэтому они должны быть сильными, выносливыми, мужественными.

Учитель: Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать всеми этими качествами. Он должен правдиво и точно изображать события, ярко и образно, уметь общаться с людьми, быть смелым и мужественным в своей работе.

Кто из журналистов жизнью заплатил за правдивость своих репортажей?

V. Индивидуальные сообщения учащихся.

2) Дмитрий Холодов

3) Семья Никулиных

VI. Учитель: Спасибо вам, ребята, за сообщения. В газете “Аргументы и факты” было напечатано, что за последние 5 лет было убито 156 журналистов в нашей стране. Это убийство московского журналиста Дмитрия Холодова, всем известного журналиста и телеведущего Владислава Листьева. В течение 3-х недель вся страна следила за поисками журналистов ОРТ Романа Перевезенцева и Вячеслава Тибелиуса, которых захватили в плен чеченские боевики. И лишь благодаря большим усилиям многих людей они были освобождены, хотя сами, по их словам, каждую минуту могли быть убиты.

Таким образом, профессия журналиста требует помимо профессионализма еще и мужества, даже геройства.

А еще ребята, мне хочется сегодня рассказать о замечательном человеке, журналисте, телерепортере, фотографе, в прошлом ведущем программы “В мире животных” Василии Пескове. В.Песков написал замечательную книгу “Шаги по росе”. Герои этой книги строят заводы, прокладывают каналы, воздвигают дома, сажают яблони. У них немало общего. И в то же время образ каждого из них, живой и яркий, несет те черты, которые присуще ему, и только ему. Каждое событие им не просто описано, а выношено, пропущено через свое, личное восприятие. Песков не боится “присутствовать” в своих материалах, но это присутствие не навязчиво, а органично. Автор здесь лицо активно действующее, думающее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, задавать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя.

Важной приметой творчества Пескова является то, что для него рассказать о человеке – это всегда написать о земле, на которой он вырос, об его отношении к родной природе.

Да ,своим творчеством Песков славит людей труда. Но, подобно одному из героев своего репортажа, он утверждает: “Жизнь не представляю себе без птичьего пения…”.

Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей Земли и пишет о ней свежо, сочно, подлинно. Песков много фотографирует. Он часто охотиться с фотообъективом за лесными загадками. В поле, в лесу он свой человек. Он все время напоминает: вы тоже можете стать “своим человеком”. Лесной праздник доступен всем. “На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой “хлеб” трудолюбивый дятел. Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство…”

Ребята, надо сказать, что репортажи бывают нескольких видов: информационный, оперативный (где авторы сообщают о том, что видели и слышали), и фоторепортажи. Предлагаю вашему вниманию образцы таких репортажей. Это работы ваших сверстников. Докажите, что это репортаж. Прочитайте текст “Нет им дела до игрушек”.

Нет им дела до игрушек

Мы вошли в небольшое здание из красного кирпича с вывеской “Загорский историко-педагогический музей игрушки”. И почти сразу попали в экспозиционный зал.

Тут была загорская матрешка из 30 куколок… Швейцарская заводная игрушка “Сельский праздник”: механические человечки пляшут, играют и поют, механические птицы порхают…

Действующая корабельная пушка – игрушка Александра I… Едва мы углубились в изучение диковинных экспонатов, как экспозиция закончилась. Неужели все?

- В музее 30 тысяч экспонатов, - объясняет нам научный сотрудник Виктор Алексеевич Соловьев, - но в экспозиции выставлены только две с половиной тысячи. Нам катастрофически не хватает места. Восемь лет просили у исполкома расширить помещение, но пока все тщетно.

Жаль, что взрослые не играют, поэтому и нет им дела до музея игрушек, да и до игрушек вообще.

Ответы:
  • тема очень интересная, пишется с места события;
  • репортер описывает ход события и ведет тебя за собой.

Учитель: На таблице вы видите требования к репортажу, прочтите их.

Учитель: А теперь прочитаем сочинение-репортаж “Случай на плотине” и постараемся доказать, что он соответствует требованиям, которые предъявлены к репортаж

Случай на плотине

Это случилось вчера, 2 июня. Мы, учащиеся старших классов Марьевской средней школы, возвращались с прополки свеклы. Было жарко, и проходя мимо плотины, мы стали уговаривать Люсю, нашу наставницу, свернуть к ступеням, ведущим к воде, и разрешить нам искупаться.

- Искупнемся здесь? Разреши, Люсь, - просили мы.

- У плотины опасно. Пойдем на пляж, - ответила Людмила.

- Там далеко же. Сил нет – такая жара, - канючили ребята.

- Все же умеют плавать. Разреши, Люсенька, - вступили девочки.

Срывая на ходу футболки, шорты и обувь, ребята помчались к спасительной воде. Бросили на ступеньках плотины одежду и с радостным смехом и визгом попрыгали в озеро. тяжело шлепнулась на воду и толстая Кларка.

Как ласточки носились по воде, обгоняя друг друга, Вадик и Женя. Словно дельфины выныривали и снова ныряли Марат и Сережа. Тут же барахталась Клара, неумело загребая по-собачьи.

Вода была теплая, прозрачная, легкая.

- Мама! Тону-у, - послышался сдавленный хрип. Ребята замерли. На дно шла Клара. Первой к девочке бросилась Люся. Клара судорожно вцепилась в нее, и обе скрылись под водой. Ребята оцепенели от ужаса. Вынырнули обе. И тут Люся скомандовала:

- Цепью вытянитесь к ступенькам, цепью!

Мы сначала не поняли ее, но когда она стала сзади подталкивать Клару к плотине, нам стало понятно, как она решила спасти тяжелую и неуклюжую “пловчиху”.

Самые сильные стали по очереди выталкивать тонущую Клару из воды к ступеням запруды, а остальные образовали цепь, конец которой – Иван, который стоял на ступенях, держа за руку Сережку.

Обезумевшая Кларка умудрялась утянуть под воду то одного, то другого из нас.

Вода была теплая, тяжелая… Ступеньки казались недосягаемыми.

Но Люсин замысел удался. Мы дотолкали Клару до Марата, плавающего первым в спасательной цепочке. Он крепко ухватил девочку за волосы и потянул к себе, Марата за руку крепко держал Вадим…

Вытянули испуганную, нахлебавшуюся воды “русалку” на ступеньки и, измученные, попадали рядом. Молчали… Ласково шлепалась взбаломученная нами вода на ступени плотины. Ребята медленно приходили в себя.

- Ты молодец, Люся, - сказал я.

Все понимали: если бы не Люсины хладнокровие и смекалка, быть беде.

Ответы:
  • по жанру это оперативный репортаж, т. к. указывается дата – 2 июля;
  • репортаж написан с места события, автор был очевидцем и сам участвовал;
  • автор описал интересное событие, показал героизм девушки, не растерявшейся в трудную минуту;
  • событие описано в динамике;
  • много ярких деталей;
Данный репортаж носит информационно-познавательный характер. Здесь выделяются композиционные части:
  • Зачин.
  • Основная часть.
  • Концовка.

Учитель: Ребята, мы с вами уяснили требования к репортажу, его композицию. А теперь представьте, что вы репортеры, а ваши тетради – репортерские блокноты. Вспомните нашу воскресную прогулку в лес.

По данному зачину продолжите репортаж на тему: “Прекрасное живет рядом с нами”. Ваша работа будет сопровождаться видеорепортажем.

Теплый воскресный день. Шумной толпой идем на лыжную базу. Нас встречает долгожданный лес. Быстро проходим около домиков. Скорее, скорее… Знакомство с лесом началось… (Чтение 2-х продолжений учащимися)

Учитель: Соответствуют ли эти продолжения тем требованиям, с которыми мы познакомились?

Ответ: Да, в репортажах все элементы композиции, указывается место действия, события показаны в развитии. Используется эмоциональная лексика, чувствуется присутствие автора.

Итак, мы учились писать сочинение-репортаж. На следующем уроке мы будем совершенствоваться в написании репортажей.

1) доработать свои сочинения-репортажи.

2) написать репортаж на одну из тем:
  • “Незабываемый день”.
  • “Праздник подарков”.
  • “Праздник осени”.

Репортаж на страницах газеты

Репортаж на страницах газеты Проверила: Павлушкина Наталья Анатольевна г. Санкт-Петербург 2008 Оглавление
  • Введение 3
  • Глава I . Современный газетный репортаж 4
    • 1.1. Определение жанра 4
    • 1.2. Предмет, цели, тематика жанра 6
    • 1.3. Природообрабующие элементы репортажа 7
    • 1.4. Композиция 9
    • 1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа 10
    • 1.6. Виды репортажа 11
      • § 1. Событийный репортаж 12
      • § 2 . Аналитический (проблемный) репортаж 13
      • § 3 . Познавательно-тематический репортаж 14
      • § 4 . Репортаж-комментарий 15
  • Глава II . Жанра репортажа в современных периодических изданиях 17
    • 2.1. Кратко об Андрее Колесникове 17
    • 2.2. Анализ репортажей Андрея Колесникова 18
      • § 1. «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями». (№ 3(3820) от 16.01.2008) 18
      • § 2. «Театр одного болельщика» (№ 27(3844) от 19.02.2008) 20
      • § 3. «Владимир Путин выбрал бабушку из ЛДПР» (№ 34/П(3851) от 03.03.2008) 22
      • § 4. «Встреча на межпрезидентском уровне» (№ 43(3860) от 18.03.2008) 23
      • § 5. «Президент выступил гарантом космоса» (№ 62(3879) от 12.04.2008) 24
  • Заключение 26
  • Список литературы 27
  • Введение
  • Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся.
  • Джавахарлал Неру (1889-1964)
  • Репортаж - один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей и именно поэтому выбранная тема данной курсовой работы столь актуальна на сегодняшний день.
  • Цель: с помощью теоретических выкладок и примеров из СМИ разобраться, в чем особенности жанра репортаж.
  • Задачи:
  • § Дать своё определение репортажа, проанализировав его предметы, цели, тематику и особенности композиции;
  • § Разобраться в видах репортажа и иметь представление об их различиях друг от друга;
  • § На примерах репортажей Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ» проследить использование всех законов и приёмов жанра на практике.
  • Объект: газета «Коммерсантъ» в период с января по апрель 2008 года.
  • Предмет: наиболее интересные репортажи Андрея Колесникова за данный период.
Глава I. Современный газетный репортаж 1.1. Определение жанра Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд. испр. и доп. - СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 92 В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги» Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб. Изд-во Михайлова В.А.,2005, стр. 173 . Если говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв. как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа» Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М. Моск. Университет,1996, стр.187 . Так какое же можно дать определение репортажу? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному. Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд. испр. и доп. - СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 91 . А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М. Аспект Пресс, 2004, стр. 111 . Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра: «Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события» Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. - СПб: Знание, 2000 г. стр. 102 Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего». «Репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, - пишет Кройчик. - Стержнеобразующий жанровый элемент здесь - отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (:), но оно всегда движется в одну сторону - от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события». А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)». 1.2. Предмет, цели. тематика жанра Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М. Аспект Пресс, 2004, стр. 115 . Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж - из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее. 1.3. Природообрабующие элементы репортажа В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно» Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. - СПб: Знание, 2000 г. стр. 103. Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события - прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа - не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события. Природообразующие элементы репортажа: §последовательное воспроизведение события - динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве; § наглядность - создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц; § предельная документальность - репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне); § образная аналитичность - отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского); § эмоционально окрашенный стиль повествования. придающий рассказу дополнительную убедительность; § активная роль личности самого репортера. позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. 1.4. Композиция Слово композиция происходит от лат. Composition - составление, связывание. В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности - прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения» Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия .- М.,1982, стр. 83 . Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п. 1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа По своей природе репортаж имеет синтетический характер. М.Н.Ким предполагает, что «именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров» Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб. Изд-во Михайлова В.А.,2004. стр. 147. Отличительной же чертой репортажа является динамично-развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как: · выбор отображаемого отрезка события; · выбор и расстановка участников события; · отбор и расположение фактического материала в репортаже; · отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания; · отбор характерных деталей; · отбор авторских впечатлений. В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни. Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, мнения, впечатления, интересные детали, зарисовки с натуры, сталкивается с трудностями их структурной организации. «Журналистский репортаж,- замечает В.В.Ученова,- вовсе не является прямой проекцией, точным слепком живого процесса наблюдения как одного из ведущих методов познания. Как бы полно процесс живого наблюдения журналиста над действительностью ни был развернут в том или ином репортажном произведении, между методом познания и воплощением существует определенный «зазор». Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов» Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия.-М.,1982, стр. 77 . 1.6. Виды репортажа В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией. Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» Мисонжников Б. Я. Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002, стр. 40 . Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический. § 1. Событийный репортаж К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме. Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии. Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны. § использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события; § использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей. Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. § 2. Аналитический (проблемный) репортаж Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию. Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных. § 3. Познавательно-тематический репортаж По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума. Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой "специальный"». Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности. В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть. § 4. Репортаж-комментарий Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем". В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией. Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа. Глава II. Жанра репортажа в современных периодических изданиях 2.1. Кратко об Андрее Колесникове Андрей Колесников, специальный корреспондент газеты «Коммерсант», начал заниматься журналистикой в далеком 1979 году, когда учился в 6-м классе и сотрудничал с районной газетой "Путь к коммунизму". Осознав, что к чему в этой творческой, замысловатой профессии, решил остаться в ней, если уж не навсегда, то уж точно надолго. Андрей Иванович Колесников родился в 1966 году в поселке Семибратово Ярославской области. Окончил факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, год проработал в многотиражной газете "Ускоритель" Института физики высоких энергий (г. Протвино), затем в "Московских новостях". В 1996 году он перешел в газету "Коммерсант" специальным корреспондентом. Входит в так называемый "кремлевский пул" журналистов. Лауреат национальной премии "Элита", обладатель премии "Золотое перо России", номинант премии А.Д. Сахарова. Вместе с Н. Геворкян, Н. Тимаковой в 2000 году подготовил книгу-интервью с В.В. Путиным "От первого лица". Широкую популярность завоевали книги Андрея Колесникова "Я Путина видел" (2004) и "Меня Путин видел" (2005). Он также автор таких книг, как "Первый Украинский. Записки с передовой" и кремлевских хроник "Владимир Путин. Между Европой и Азией", Владимир Путин. Скованные одной цепью", Владимир Путин. Равноудаление олигархов" и документальных историй "Увидеть Путина и умереть". На сегодняшний день, Андрей Колесников является одним из самых талантливых репортеров страны по признанию многих коллег и обывателей. Именно поэтому, на примере его материалов анализировать жанр репортажа особенно интересно. Андрей Колесников, несомненно, является современным королём репортажей. Трудно найти умного, хорошо образованного человека, который ни разу в жизни не читал его гениальных репортажей. Мало того, по словам многих журналистов, Колесников является любимым журналистом экс-президента Путина. Его репортажи первым делом ищут на страницах «Коммерсанта» и, несомненно, его имя войдёт в историю русской журналистики. 2.2. Анализ репортажей Андрея Колесникова На примере одного из самых читаемых и самых талантливых репортеров современной России мы должны: § представить политическую ситуацию в оценке Андрея Колесникова и газеты «Коммерсантъ»; § на практике проследить композиционные особенности и задачи репортажа; § постараться заметить основные тенденции (проблемные, тематические, расследовательские, событийные) газетного репортажа в период январь-апрель 2008 года. § 1. «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями». (№ 3(3820) от 16.01.2008) Репортажи Андрея Колесникова вот уже восемь лет, почти все, посвящены одной единственной теме, о жизни и деятельности Владимира Владимировича Путина. Репортаж от 16 января под лирическим названием «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями» посвящен очередной встрече Владимира Путина с руководством Совета федерации. Колесников, всегда обращает внимание на особое поведение Владимира Владимировича, его настроение, иногда кажется, что он знает о нем все. Репортажи спецкора обычно событийные, но в совокупности все они представляют собой единый аналитический репортаж, посвященный одной проблеме, одному вопросу: кто же такой Владимир Путин? Андрей Колесников четко выдерживает композицию репортажа; есть и зарисовочная часть о массовом ожидании Владимира Владимировича; есть и диалоги (как например диалог председателя комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета федерации Владимира Кулакова и председателя комиссии по делам молодежи и спорта Виталия Мутко), мини-описания (внешний вид Валентины Петренко), четко выписаны детали. Большая часть репортажа посвящена именно ожиданию президента. Особое внимание автор уделяет описанию прическе Валентины Петренко: «…все дело было в прическе Валентины Петренко. Она была великолепна. Я не знаю, может быть, Валентина Петренко каждый день ходит на работу с такой прической. Но мне кажется, что такую прическу невозможно готовить каждый день. Приготовление ее способно отнять у человека жизнь. На что же она была похожа? На слоеное пирожное, упавшее с прилавка и растоптанное мстительной ногой покупателя? На торт "Наполеон" с просроченным сроком давности? На строительную пену, которой проходят швы между окнами и стенами в новостройках? Нет, скорее на шар из папье-маше с начисто срезанным верхом. Причем его все время хотелось потрогать руками, чтобы убедиться в том, что он хорошо пружинит. А то и хотелось встать и попрыгать». После столь экспрессивного описания Андрей Колесников справедливо замечает: «Хорошо, что наконец появился Владимир Путин, а то бы мне в голову пришли еще какие-нибудь сравнения». Далее автор, не отвлекаясь на другие посторонние детали, рассказывает нам только про Владимира Владимировича, его любимого героя. Но, как смело утверждает Колесников: «Господин Путин редко на людях появляется без господина Медведева». Это даёт понять, что в данном репортаже две главные фигуры, которые, кстати, по совершенно справедливому замечанию Колесникова должны скоро поменяться своими политическими ролями: «…Это случится, видимо, уже после того, как первый вице-премьер будет переквалифицирован в президенты, а президент -- в премьеры». Автора нисколько не удивляет столь крепкая мужская дружба. Далее Колесников рассказывает о яром желании Путина услышать «несколько слов о нынешнем состоянии нацпроектов» от Дмитрия Медведева, который в свою очередь, «ни разу не заглянув в лежавшую перед ним бумажку, рассказал о содержании нацпроектов довольно доходчиво и коротко». Заканчивая свой репортажный шедевр, Колесников делится с читателем своими выводами после речи господина Медведева: «…я теперь точно знаю, что государство не оставит меня своей заботой. Ведь я являюсь источником и составной частью одной из тех 52 миллионов российских семей, работать на благо которых "так, чтобы они это почувствовали в наступивший год семьи" пообещал господин Медведев господину Путину. И наоборот». Аналитический характер ярко прослеживается в репортаже, Колесников все время сравнивает, вспоминает, уточняет события, комментирует, он как страж Путина, следит за его действиями, его судьбой, настроением, ищет что-то необычное в его поведении, пытается угадать дальнейшие действия и даже мысли первого лица страны. § 2. «Театр одного болельщика» (№ 27(3844) от 19.02.2008) Репортаж 19 февраля посвящен церемонии вручения мировой спортивной премии Laureus, проходящей в концертном зале Мариинского театра Санкт-Петербурга, и, конечно же, присутствию на ней господина Путина. Начинает Колесников свой репортаж довольно классически, рассказом о самой премии и о том как «Петербург выиграл тендер на проведение церемонии в жесткой конкуренции с другими очагами цивилизации и культуры». Затем композиция дополняется описанием некоторых участников церемонии, ну и конечно же появлением Владимира Владимировича. Вновь автор показывает нам то, что знает своего героя очень хорошо: «Президент России Владимир Путин появился на церемонии в смокинге с бабочкой. Последний раз он был замечен в такой высокопарной одежде, если не ошибаюсь, на приеме у английской королевы несколько лет назад». Рассказывая нам о ходе событий на церемонии, Колесников украшает их небольшими «приложениями» о Путине, как например: «Владимир Путин на фоне лауреатов не выглядел бледно. Он сказал, что в зале собрались настоящие герои, и мне кажется, что даже фотокорреспонденты на балконе как-то расправили плечи. Церемонию вел американский актер, обладатель голливудского "Оскара" Кьюба Гудинг-младший. Он сообщил, что в зале не меньше 16 олимпийских чемпионов из России, "но это неудивительно в стране, где у президента черный пояс по дзюдо". Если не ошибаюсь, на Владимире Путине и сегодня был черный пояс». Конечно не обошлось и без язвительного комментария в сторону близкой дружбы Путина и Медведева: «Между тем рядом с Владимиром Путиным мне недоставало только Дмитрия Медведева. Одного без другого уже трудно представить на публике отечественному телезрителю». При чтении данного репортажа создается полный «эффект присутствия» на церемонии, что безусловно является свидетельством виртуозного владения автора законами жанра. § 3. «Владимир Путин выбрал бабушку из ЛДПР» (№ 34/П(3851) от 03.03.2008) Репортаж от 3 марта посвящен самой важной теме дня - Выборам Президента. Опять же четко выдержана композиция: зарисовочная заставка про бабушку, которую нельзя трогать и задевать, а лучше вообще обходить стороной; диалоги, мини-описания (та же бабушка или господин Балахин), реплики и четкие детали. Сложности, с которыми сталкиваются репортеры, также можно отметить и в этом репортаже. У Андрея нет сложностей с выбором места или героя события, им всегда является один человек. Расстановка участников, расположение материала, компоновка - все это должно вызывать определенные затруднения у автора. Но в данном репортаже де йствия движутся друг за другом, материал также располагается исходя из временных рамок, а детали господин Колесников всегда выбирает самые меткие. «Президент больше отказывался, чем заказывал: он не стал пить морс из морошки, потому что его смутил ядовито-желтый цвет напитка, и не стал есть икру морского ежа, которую настойчиво рекомендовал собравшимся Дмитрий Медведев, который либо не в первый раз был в этой "Экспедиции", либо попробовал икру морского ежа в своих многочисленных предвыборных экспедициях (недавно он, например, был на Дальнем Востоке). "Только после термической обработки",-- сказал господин Путин. В общем, за столом было очень весело. Власть переходила из рук в руки под нельму, муксун, соус "Макалово" и брусничный морс». Андрей Колесников обращает внимание на то, что церемония передачи власти началась сразу после голосования в ресторане "Экспедиция", а закончится в начале мая в Большом Кремлевском дворце. Особый интерес у автора вызывает процесс выбора нового президента действующим: «Между тем, перед тем как поставить галочку, он минуты две-три думал, внимательно изучая бюллетень. Президент долго рассматривал фамилии кандидатов, словно видел их впервые. Скорее всего, так оно и было: это был, очевидно, как раз муниципальный бюллетень. (Вопрос: можно ли полностью исключить версию, что это был все-таки список кандидатов на его пост?)». Заканчивает разговор о выборах 3 марта 2008 года Колесников той самой бабушкой, с которой все и начиналось. Традиционная кольцевая, замкнутая композиция. «Позже я выяснил, о чем Валентина Морозова разговаривала с президентом России. Ей нужна операция на позвоночнике. Вот об этом.
Именно это и называется: у кого что болит. То есть она рассказывала Владимиру Путину не историю жизни, а историю болезни».
§ 4. «Встреча на межпрезидентском уровне» (№ 43(3860) от 18.03.2008) Репортаж 18 марта посвящен встрече на международном уровне. «Избранный две недели назад президент России Дмитрий Медведев и избранный четыре года назад президент России Владимир Путин встретились вчера с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны США Робертом Гейтсом» - пишет Колесников. Причем, как отмечает автор, «американская делегация встретилась с одним главой государства, а обсудила проблемы - с другим». Следовательно, репортаж начинается со встречи американских гостей с Медведевым, а далее действие плавно переходит в представительский кабинет для встречи с господином Путиным. Как славно описывает Колесников беременную журналистку, что не может не вызывать улыбку на лице: «Одна девушка была на позднем месяце беременности, и как только журналистов хотя бы на полминуты останавливали перед какой-нибудь дверью, она сбрасывала туфли и переминалась босиком с таким видом, что хотелось вызвать неотложку. Впрочем, как только входил кто-то из сотрудников службы безопасности, журналистке с удивительным проворством удавалось всякий раз впорхнуть в свои туфли и оказаться первой около двери». Также любопытно столь внимательное обращение к уставшим ножкам Кондолизы Райс: «При этом надо отметить, что Кондолиза Райс прошла по представительскому кабинету в своих лакированных коричневых туфлях как цапля по болоту -- осторожно и мягко ставя ноги и, казалось, тщательно выбирая место, куда их поставить. Ей, без сомнения, с трудом давались эти шаги. Очевидно, госсекретарю США не пошел на пользу трагический опыт почти двухгодичной давности, когда она приехала в Москву, сразу купила новые туфли, надела их наутро -- и уже к полудню не могла сделать и шагу без налепленного на пятку пластыря. И теперь она, конечно, повторила этот опыт (может быть, страдая, она получает, впрочем, какое-нибудь странное удовольствие)». Похоже, что Колесников в силах заставить улыбнуться даже самого серьезного читателя, при этом, не ничего не перевирая и не отходя от сути проблемы. § 5. «Президент выступил гарантом космоса» (№ 62(3879) от 12.04.2008) Данный репортаж также посвящен действиям пока еще президента страны В.В.Путина на заседании Совета Безопасности, посвященном политике России в космосе. И как отмечает Андрей Колесников, Президент говорил о единой космической программе с большим энтузиазмом. Так говорят, когда делают что-то только. как для себя самого. Опять же автор не изменяет собственному стилю, по-прежнему искрометные комментарии, замечания, запоминающиеся детали, намеки- все это вполне привычно для репортажа Колесникова. Есть в его репортажах весомая доля юмора, но он все-таки журналист кремлевского пула, должен быть осторожнее с комментариями. «Мастерски он все-таки пишет», - думаешь каждый раз, когда читаешь его репортажи. Замечает все: от того, какого цвета галстук у министра финансов, и до того, кто каким образом вошел в зал, как говорил, что держал в руках и как менялась его интонация. «Дмитрий Медведев не посещает с завидной регулярностью, президент тоже входит последним, после премьера Зубкова. Но между ними всегда существует театральная пауза длиной в полминуты-минуту. Когда избранный и действующий президенты появляются одновременно, то впереди Владимир Путин.. Вчера первый раз за время наблюдений было по-другому. Владимир Путин вошел не последним, а вторым. И тут остается понять: является ли это событие многозначительным намеком на то, что ситуация изменилась, и почти уже до неузнаваемости, или что это все полная ерунда, а вошли так, потому что говорили на ходу и как смогли, так и зашли».
Композиция в целом также остается неизменной, лишь заканчивается этот репортаж указом "О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента РФ" N295, посвященный обеспечению деятельности господина Медведева до момента его инаугурации. Это вывод, вывод о новом этапе России. Колесников не комментирует его, не выписывает детали, просто дает информацию, он словно ставит точку в истории президента Путина и отделяет красной строкой новый абзац истории России президента Медведева.
Заключение Предпринятый в данной работе анализ жанра показал, что мы имеем дело с отдельным и очень интересным направлением новостной журналистики. Мы выяснили, что главной особенностью современного репортажа является его синтетическая природа, так как в данном жанре интегрируются и находят отражение элементы различных жанров. А знание того, как и каким образом использовать все эти элементы произведения - одна из ступенек мастерства репортера. Репортаж является одним из самых персонально ориентированных жанров журналистики, и ведущее место в нем занимает категория авторского «Я», которая является прочным началом в соединении разнородных структур. Именно поэтому документальное отображение действительности должно сочетаться в репортаже с максимально полным выражением авторских чувств и эмоций по поводу наблюдаемого события. Овладение такими приемами репортажного отображения действительности, как создание «эффекта присутствия», авторское самовыявление, языковое воплощение материала и многие другие может стать хорошей предпосылкой в творческом становлении будущего репортера. В данной работе мы справились со всеми поставленными задачами, рассмотрев жанр репортажа во всех нужный аспектах и проиллюстрировав их на примере работ Андрея Колесникова. Опираясь на теоретическую базу, проведя анализ современных газетных репортажей, мы можем с уверенностью утверждать, что репортаж-------- жанр не умирающий, развивающийся и перевоплощающийся, а репортер -- это всегда первый очевидец события, это всегда первый информатор и первый журналист. Список литературы 1. Ворошилов В.В.- СПб.- Изд-во Мих.-2004 2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе.- М. Рип-Холдинг,2001 3. Засорина Т. Профессия-журналист.- Ростов-на-Дону: Феникс,1999 4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб. Изд-во Михайлова В.А.,2004 5. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб. Изд-во Михайлова В.А.,2005 6. Мисонжников Б. Я. Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002 7. Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М. Моск.Университет,1996 8. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста, под редакцией Засурского.-М: Академия просвет.,2007 9. Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия.-М.,1982 10. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика.- М. Изд-во Сабашниковых,1999 Печатные издания 1. Газета «Коммерсантъ» № 3(3820) от 16.01.2008 2. Газета «Коммерсантъ» № 27(3844) от 19.02.2008 3. Газета «Коммерсантъ» № 34/П(3851) от 03.03.2008 4. Газета «Коммерсантъ» № 43(3860) от 18.03.2008 5. Газета «Коммерсантъ» № 62(3879) от 12.04.2008