Руководства, Инструкции, Бланки

монтажный лист сценария театрализованного представления образец img-1

монтажный лист сценария театрализованного представления образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1912 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления

Приемы монтажа в сценарии театрализованного представления

С. Эйзенштейн говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков и больше похож не на сумму их, а на произведение; результат сопоставления здесь качественно всег­да отличается от каждого производного элемента, взятого в отдельности. Иными словами, великий мастер считал монтаж ме­тодом создания художественного образа, основополагающим прин­ципом творческого процесса. А так как перед пишущим сценарий театрализованного представления стоит задача не только и не столько логически связной подачи реального материала, сколько максимально взволнованного рассказа о нем, создания художест­венно осмысленной новой действительности, то владение основны­ми приемами монтажа является для него делом едва ли не пер­востепенной важности. Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы произведения, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти проблемы. К наиболее распространенным приемам художественного мон­тажа относится контрастность.

«Представьте себе,—говорит В. Пудовкин,—что вы рассказы­ваете о бедственном положении голодающего человека; рассказ будет впечатлять еще ярче, если вы упомянете при этом о бес­смысленном обжорстве богача. На этом простом контрастном со­поставлении и основан соответствующий прием монтажа».

То есть контрастность как прием монтажа основана на сбли­жении противоположных, контрастирующих по смыслу элемен­тов художественного произведения.

В сценарии театрализованного представления можно сопостав­лять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды, части номеров, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия, одним усили­вая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.

Так, агитбригадчики из Холмогор, используя форму народной кадрили, написали текст программы на местные темы в виде ча­стушек, припевок, куплетов. В сценарии «Холмогорской кадрили» именно контрастное построение номеров (частушка «грустная», «радостная», «страдальная», «развлекательная» и т. п.) создавало впечатление единой органической композиции, давало возмож­ность целостного восприятия определенного тематического цикла. Монтаж по контрасту — один из самых сильных и наиболее распространенных приемов подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в театрализованном представ­лении. Чаще всего конфликтность выступает в сценарии как внут­ренняя контрастность тем, как определенное построение и соче­тание эпизодов и номеров, создающих в целом органический сплав. Именно органический сплав форм и художественно-выра­зительных средств отражает важные, существенные моменты раз­вивающейся, меняющейся действительности.

Что касается такого вида театрализованного представления, как представление агитационно-художественное (агитбригадное, в частности), то монтаж по контрасту является здесь не только ведущим приемом, но и едва ли не специфическим видовым при­знаком. Именно агитация предполагает резкое разграничение яв­лений по принципу «за» и «против», что исключает односторон­ность их показа, изолированность от диалектической борьбы про­тивоположностей.

Следует только заметить, что механическое построение по контрасту, нетворческое использование этого (как и любого дру­гого) приема приводит сценаристов к шаблону.

Параллелизм — еще один свойственный именно сценарной дра­матургии прием монтажа. Сущность параллелизма, широко ис­пользуемого в кинематографе, очень ясно показал В. Пудовкин на примере эпизода из одного неснятого им киносценария:

«Рабочий из вожаков забастовки приговорен к смерти; казнь назначена производиться в пять часов утра. Эпизод смонтирован так: фабрикант — хозяин смертника — выходит пьяный из ресто­рана, он смотрит на часы-браслет: четыре часа. Показывается смертник — его готовят к отъезду. Снова фабрикант звонит у две­рей, справляясь с часами,— половина пятого. По улице несется черная под конвоем. Открывшая дверь горничная — жена смертника — становится жертвой внезапного бессмысленного на­силия. Пьяный фабрикант храпит на постели, нога с завернув­шейся штаниной, рука свисла вниз, виден браслет с часами, стрелка подползает к пяти часам. Рабочего вешают. Здесь два те­матически не связанных действия соединены вместе и идут па­раллельно благодаря часам, которые указывают приближение казни».

Одновременность — монтажный прием, также хорошо разрабо­танный в современном кинематографе. Но еще задолго до появ­ления кинематографа, в народных представлениях и празднествах, был разработан принцип симультанности, т. е. действования на нескольких сценических площадках параллельно или одновремен­но. В дальнейшем этим приемом широко пользовались в различ­ных видах театрализованных представлений. В первом послеок­тябрьском представлении Театрально-драматургической мастер­ской Красной Армии — «Свержение самодержавия» — действие происходило на помостах, расположенных в противоположных концах зала; один помост был назван «помостом Революции», другой — «помостом реакции». В инсценировке «Взятие Зимнего дворца», поставленной в Октябрьскую годовщину 1920 года, было три основных места действия.

В современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах сразу, или в разных частях сцены и зрительного зала и т. д. В структуре театрализованных массовых празднеств этот прием является одним из важнейших. Лейтмотив («напоминание»)—один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии теат­рализованных представлений. Именно поэтому справедливо срав­нивают построение сценария театрализованного представления с сюитным построением. Так строится большинство тематических концертов, литературно-музыкальных композиций, агитационно-художественных представлений.

Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принима­ют участие все средства художественной выразительности.

Мы назвали и охарактеризовали лишь несколько из наиболее распространенных приемов художественного монтажа. Практиче­ски их гораздо больше, а точнее сказать, количеству их нет пре­дела, как нет и не может быть предела творческим поискам и от­крытиям.

Все темы данного раздела:

У НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В РОССИИ
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переломом во всей мировой истории. В год свершения революции и в грозные годы гражданской войны, когда весь народ, все тру­дя

Обряды и празднества при первобытнообщинном строе
Различного рода празднества и театрализованные представле­ния в своих истоках у всех народов мира так или иначе связаны с обрядами. Обряды — неотъемлемая часть духовной культуры лю­

Массовые празднества, театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме
Уже в III тысячелетии до н. э. на одном из островов греческо­го архипелага — на острове Крит — была создана высокая культу­ра. Именно там археологами открыты первые в истории челове

Театрализованные представления средневековья и Возрождения
Революционное движение рабов и нашествие варваров поло­жили конец римскому государству. На смену разрушенному рабо­владельческому обществу приходит феодализм. Развитие Запад­ной Евр

И массовые празднества в России XII—XVII веков
Представления и празднества у славянских племен, заселяв­ших территорию Восточной Европы и нашей страны, как и у всех народов мира, связаны с древнейшими обрядами. И здесь изна­чаль

Балаганные и другие представления XIX века.
Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянст­ва. Именно эти социальные группы создают и организуют своеоб­разны

Массовые празднества и представления в период революции и гражданской войны
В год свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и в грозные годы гражданской войны массовые театра­лизованные представления и празднества проводятся во многих города

Празднества, фестивали, массовые гулянья, самодеятельные театральные движения 20—30-х годов.
В конце 20-х годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. Начались годы первых пятилеток, годы развернутого строительства социа­

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов
Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­сов

Самодеятельные театральные движения 60—70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества
В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с осо­бой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широ­кое

Понятие о драме
Драма — род литературного произведения в диалогической форме, пред­назначенного для сценического воплощения» — так говорится в Театральной Энциклопедии. В последнем издани

Действие в драме
Определив действие как основной из существенных признаков драмы, как ее важнейшую эстетическую категорию, рассмотрим структуру действия вообще и драматического действия в част­ности

Драматический конфликт
Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождеств­лять это движение с драматическим действием — отражение здесь с

Композиция драмы
Понятие «композиция» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Для драмы это понятие особенно важно в связи с самой ее эстетиче­ской природой. Реальная жизненная м

Жанр как эстетическая категория
В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом' виде, в зародышевом состоянии. В даль

Общее и особенное в драме и в сценарии театрализованного представления
Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших собы­тий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действит

Тема, идея, замысел сценария театрализованного представления
Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит прежде всего от темы и идеи про­изведения, от главной мысли художника. По мнению теоретиков д

Композиция как монтаж в сценарии театрализованного представления
Рассматривая особенности композиционной структуры драмы, мы убедились в относительной законченности, внутренней целост­ности каждого звена драмы. Построение драмы мы поняли как с

Номер в сценарии театрализованного представлении
Еще в конце XVIII века русский актер и драматург П. А. Плавильщиков отметил, что немецкие и английские актеры «связывают свои представления из многих узлов, приводя вес к одном глав

Виды и жанры номеров
Всякая классификация в искусстве неполна, и мы выделяем здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера, часто встречающиеся в сценариях театрализованны

Документальность и социально активный характер драматургии театрализованных представлений
С документальностью как специфической чертой драматургии театрализованных представлений непосредственно связана и из нее вытекает и другая существенная сторона — активный, агита­цио

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ
В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представ

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну об

Выразительные средства агитационно-художественного представления
В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства, ориентируясь в первую очередь

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
Почти в каждом номере журнала «Молодежная эстрада», «Культурно-просветительная работа» (да и в других массовых изданиях, призванных помогать художественной самодеятельно­сти не толь

Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции
При создании литературно-музыкальной композиции выбор темы, ее определение является частью творческого процесса. Этот выбор обусловлен материалом, над которым решил работать сце­нар

Понятие «театрализованное празднество» и природа его драматургии
Практически все разновидности народных празднеств (это под­тверждается исторической частью работы) имели и имеют театра­лизованный характер или же включают в себя элементы теат-

Празднества
А. В. Луначарский, делая на основе первых революционных празднеств практически-организационные и теоретические выводы, уже в 1920 году выделил две основные части массового театрали­

Празднества
Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­

Другие статьи

Монтажный лист сценария театрализованного представления образец

IV. Монтажный лист.

Составная часть режиссерской документации. Режиссерская запись монтажного развития театрализованного действия во времени и пространстве.

Это своеобразное графическое изображение театрализованного представления, в котором по вертикали расшифровывается порядок действия (слагаемые представления), а по горизонтали -каждая позиция представления, действия всех его участников (как исполнителей, так и служб). В горизонтальной строчке указываются следующие позиции: Номер по порядку; Время (хронометраж). Эпизод; Действие на сцене (название номера, реплики диктора или ведущих "от. " и "до. "). Участники (перечень исполнительских сил: коллективы, ансамбли, солисты, ведущие, реальные герои). Выходы и уходы (момент и направления выходов и уходов исполнителей). Аккомпанемент (музыка, шумы и звуковые эффекты: характер сопровождения - "живое" или фонограмма). Оформление (занавес, задник, станки, реквизит и т. п.). Свет. Проекция (кино, слайды и т. п.). Костюмы. Примечания. На основе монтажного листа создаются музыкальная световая партитура (см. приложение).

V. График репетиций (см. Приложение № 5). V. Сценографическое решение представления.

Сценография искусство создания зрительного образа сценического зрелища посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Сценографическое оформление, помимо художественных задач, должно решать и задачи технические. Во-первых, давать возможность удобно работать коллективам и исполнителям различных жанров (хору, танцевальному коллективу, оркестру и т. д. требующих порой взаимоисключающих сценических условий; во-вторых, проводить быструю смену номеров, особенно при открытом занавесе; в-третьих, наиболее выразительно и эффектно разместить в прологе и в финале всех участников; в-четвертых, хорошо видеть происходящее на сцене всем зрителям, а не только сидящим в партере; в-пятых позволять строить мизансцены не только по горизонтали, но и по вертикали.

Здесь необходимо указать:

Планировку декораций - чертеж расположения на сценической площадке декораций, различных конструкций, мебели и других элементов материальной среды (сценическая площадка рассматривается сверху).

VI. Видеозапись всего мероприятия.

VII.Видеозапись анализа мероприятия принимающей комиссии на базе практики.

Без предоставления видеоматериала мероприятия и обсуждения, студент на защиту ВКР не допускается!

Требования к оформлению отчета по преддипломной практике.

Отчет по преддипломной практике – это основной документ подтверждающий пребывание студента-практиканта на базе практики и выполнение всех заданий предусмотренных программой учебного заведения по квалификационной практике.

На защиту преддипломной практики студенты представляют папку с отчетной документацией отпечатанной в компьютерном варианте.

Требования к печати. шрифт - Times New Roman - 14; интервал - 1,5; поля (в см.): левое – 2; верхнее - 1; правое – 1; нижнее - 1. Каждая страница нумеруется (номер ставиться в центре нижнего поля), листы должны быть сброшюрованы в жесткий переплет.

Эпизод 5. «Пообедали…»

Калимуллин. Может в долг? Вот так всегда, когда нет народу, и денег тоже не хватает… (уходит).

Звучит тема из к/ф «Служебный роман».На сцену выбегают

студенты, выстраивают очередь в буфет.

Гибадуллина. Тихо, не толкаться!

Рассказова. Я третья стояла!

Злобина. А я денег не дам.

Гибадуллина. Пустите Люду вперед!

Калимуллин. А можно, мне одну булочку.

Все. Нам всем одну булочку.

Калимуллин обманным путем прорывается вперед.

Калимуллин. Мне, пожалуйста, без сдачи.

Миниатюра «Догонялки».В финале миниатюры на сцену выходит

Крестиночка. Замечая её очередь «Догонялки» прекращаются.

Все.(испуганно). Крестиночка.

Крестиночка.(испуганно). Мне один чай, пожалуйста.

Рассказова. А-а-а, вы как провели вчерашний вечер?

Гибадуллина. Не заболели? Нет?

Крестиночка. Не заболела, нет! А что я плохо выгляжу?

Якиев. Ну, м-м-м, как…

Крестиночка. Я прекрасно провела вчерашний вечер, за мной зашел мой знакомый и мы поехали в … ресторан. Да, в ресторан! Он пригласил меня в ресторан!

Якиев.(иронично). В какой?

Крестиночка. Мы… поехали в ресторан… в ресторан …мы поехали в ресторан «Гузель»…

Гибадуллина. И что же вы там делали?

Образец оформления монтажного листа.

Материал (11 класс) по теме: Сценарий театрализованного представления - quot; Салют Победа! quot

Материал (11 класс) по теме:
Сценарий театрализованного представления "Салют Победа!"

Каждый год наш народ отмечает незабываемый День Победы. Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества .Это был праздник каждого человека. Это ликование и это скорбь. Времени их не приглушить.Готовя это мероприятие я думала о том ,что в подрастающем поколении должны быть заложены знания о героических и трагических страницах нашей истории ,уважение к памяти людей, совершивших великий подвиг на фронте и в тылу. В центре внимания этого мероприятия вечные нравственные ценности, укрепляющие человека в его жизни на земле.

Скачать:

Сценарий праздника «Салют Победа!»

Звучат песни военных лет «Дороги» муз. Новикова, сл. Ошанина «Где же вы теперь друзья- однополчане?» муз. Соловьева –Седого, сл. Фатьянова.

Медленно гаснет свет. Прожектора высвечивают эмблему праздника и знаменную группу.

Голос из- за кулис: И тем ,кто воевал, и тем, кто не знает, что такое война, обращен наш рассказ. Смотрите и слушайте - с вами говорит История.

Памяти наших дедов, отцов и старших братьев, памяти солдат и офицеров Российской Армии, павших на фронтах ,посвящается этот праздник.

(Трубач исполняет первую музыкальную фразу песни Ю. Чичкова « Салют победа»)

Год за годом над землей вставала,

поднималась Россия, забыв о былом

И любовью мальчишек своих баловала

Как могла, согревала на сердце своем.

Только вдруг 41-ый ударил огнем

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем

Глядит на них Родина, очи суровы:

Откуда вы? Кто вы? На что вы готовы?

В ответ поднимались отважные руки.

- Готовы на битвы. На годы разлуки,

На голод. на холод могильных камней

Готовы на все ради завтрашних дней,

Ради завтрашних дней

Затемнение. Нарастают звуки вальса Дунаевского, На сцене появляются танцующие пары .Внезапно в мелодию вальса вторгается гул бомбардировщиков. В зале вспыхивают лучи прожекторов. Раздается грохот взрывов. На экране видеокадры войны. Их сопровождает музыка из седьмой симфонии Шостаковича.

Слово предоставляется участнику Великой Отечественной Войны. Ключевскому Андрею Ивановичу

Разве для смерти рождаются дети,

Разве хотела ты нашей смерти,

Пламя ударило в небо-

ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь.» -

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега.

Подымались в рост

Звонкие, как Победа!

Как продолжение дня

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня

Нас убить - не возможно.

1418 дней длилась Великая Отечественная Война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70- тыс.городов, поселков, деревень нашей Родины. Они разрушили 84 тыс.школ 334 высших учебных заведения.

Враг не щадил ни женщин ни стариков ни детей.27- миллионов жизней советских людей унесла война.

Ведущий 2. (под мерный стук метронома)

Вспомним их поименно-

Горем вспомним своим

Это нужно не мертвым

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

Через века, через года!

Кто уже не придет никогда-

В горле сдержите стоны.

Памяти павших, будьте достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами.

Слово предоставляется женщине-работнице тыла Улановой Анастасии Ивановне.

(на экране кадры штурма Берлина, взятие Рейхстага из кино эпопеи «Освобождение»)

30 апреля 1945 года в 22 часа 50 минут над гитлеровским Рейхстагом взвилось красное знамя Победы

Ведущий1: (Зачитывает письмо с фронта)

Рассказывает герой Советского Союза сержант Егоров. «…Рота уже находилась возле канала, когда мне и младшему сержанту Кантария вручили красное знамя. На обычном красном полотнище краской серебрянкой наш брат солдат изобразил как умел серп и молот.великую эмблему Родины и написал «150 –ая строевая ордена Кутузова 2 ст. Идрицкая дивизия»нам предстояло поднять знамя над Рейхстагом. Наши теснили немцев, но из всех щелей и укрытий Рейхстага враг вел непрерывный огонь.

Вышли на крышу к железному коню, Берлин в дыму и пожарищах. Стелиться черный дым, а снаряды рвутся даже здесь, на крыше. Знамя надо поставить на купол. Но купол был уже весь разбит, все стекла вылетели, остались одни металлические ребра. По ним пули бьют, тут же снаряды рвутся. Решили ползти вверх по этим ребрам. Посмотрели вниз-жутко. черная пропасть, стрельба не затихает и на крыше рядом, грохочут осколки снарядов…Кантария впереди. я за ним, карабкаемся по ребрам купола, наконец видим- выше лезть некуда. Веревки не было, привязали чехлом…Ну, теперь его отовсюду стало видно. Знамя нашей Победы.

Еще не зная дня и часа

Когда наступит торжество

Над Волгой и в степях Донбасса.

Мы свято верили в него

Сквозь дни утрат, печали ,скорби

В пределы вражеской земли,

Не оступаясь, плеч не горбя,

Мы эту веру пронесли

Освистанные смертельным ветром.

В буранах, ливнях и в пыли

Мы километр за километром

К своей заветной цели шли.

Мы так неистово хотели

Приблизить долгожданный час

Что ни снаряды, ни метели

Остановить не смели нас.

На рубежах весны четвертой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростертый,

Берлин лежит у наших ног

Не умолкает гром орудий

Бушует пламя в дымной мгле

И говорят друг- другу люди.

-Есть справедливость на земле

(На экране кинокадры салюта на Красной площади и Парада Победы 1945 года.

Чествование приглашенных ветеранов, награждение памятными подарками, показ видеофильма «Встреча 2-х поколений.»)

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня!

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам.

Героям павшим и живым.

(Хор исполняет песню Ю. Чичкова «Салют Победа». На экране кадры из фильма «Освобождение»)

(На фоне мелодии песни Я.Френкеля «Русское поле» )

Вздымает руки буйная земля

И травы в наступлении зеленом

И тракторист выходит на поля

Где он держал когда-то оборону

Послушен руль, уверена рука

И песня проплывает над полями.

Где занимая пол материка

Лежит земля запаханная нами.

Танцевальная группа «Славянка» исполняет танцевальную композицию «Русское поле»

Концерт художественной самодеятельности.

Обоснование выбора мероприятия.

Майский день 45-ого Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга ,дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые насладились красками, звуками. запахами жизни.

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Потому что это была победа над смертью, разума над безумием ,счастья над страданием.

1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года. В ожесточенных боях. истекая кровью и погибая добывал ее солдат. Непрерывным бессонным трудом приближали ее рабочий и колхозник в тылу .Они защищали свой дом. будущее своих детей. Да, это майское утро было пронизано ликованием.

Оглядываясь назад мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для Победы над врагом нашей Родины .Память о погибших ,безутешное горе матерей. отцов, вдов ,сирот зовут к бдительности ,к борьбе за мир ,за торжество извечного стремления человечества жить под чистым небом без войн, в согласии и дружбе. Вместе со всем советским народом приближали Победу над озверевшим врагом и наши земляки. Всего в годы войны по призыву и добровольно вступило в Красную Армию 8281 человек наших земляков. Из них 5317-не вернулись с полей сражения, 8 человек получили звание Героя Советского Союза. Это И.Е Бармин, А. И. Болдырев, Ф. П. Бухнин, Н .С. Кончаков, И.А Кузнецов,

И.П. Нечаев, И.И. Осипов, А.И.Попов. Полными кавалерами Ордена Славы стали: И.П. Фролов, Н.И. Любушкин. В летописи нашей родины золотыми буквами записаны многочисленные примеры героизма, отваги, мужества, проявленные в годы Великой Отечественной Войны.

Сколько их легло, родных и близких

Верных сыновей и дочерей

Вижу обелиски, обелиски

На дорогах родины моей.

Вечная слава тем. кто остался в живых!

Каждый год наш народ отмечает незабываемый День Победы. Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества .Это был праздник каждого человека. Это ликование и это скорбь. Времени их не приглушить.

Готовя это мероприятие я думала о том ,что в подрастающем поколении должны быть заложены знания о героических и трагических страницах нашей истории ,уважение к памяти людей, совершивших великий подвиг на фронте и в тылу. В центре внимания

этого мероприятия вечные нравственные ценности, укрепляющие человека в его жизни на земле.

Задачей данного мероприятия стало возрождение отечественной традиции кадетского воспитания через систему культурных и духовных ценностей, содействие развитию талантов и реализации творчества кадет, а так же создание и поддержание положительного имиджа кадет в обществе.

Встречи с ветеранами –это живая история. Ветераны с большим интересом и удовольствием посещают Уваровский Кадетский Корпус. А кадеты внимательно слушают воспоминания о войне. Ветераны вспоминают о тех, кто прошел через ад, через страшное военное лихолетье. Ребята восхищаются их подвигами, рассказывают о своей учебе, о планах на будущее, клянутся быть похожими на славных победителей.

Радостный и торжественный праздник День Победы, вместе со всем народом отмечают и школьники и молодежь и взрослые.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного концерта к Дню Победы."Война и любовь".Цель: патриотическое воспитание молодежи.Задачи: 1. воспитание любви к Родине, жизни;2. воспитание человечности;3. расширение кру.

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод.

Конкурс чтецов проводится среди обучающихся учреждения дополнительного образования и посвящается героям осовободителям.Участники младшая и средняя возрастная группа.

К 70 - летию Победы. Сценарий школьного праздника "Победа в сердце каждого живёт"

Литературно - музыкальная композиция.

"Салют, Победа!"- сценарий театрализованного представления. Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.

Данная методическая разработка включает в себя сценарий и материалы театрализованного представления, посвящённого 70–ой годовщине Победы над фашисткой Германии. Она способствует формированию гра.

Сценарий театрализованного праздника 8 марта. (подготовительная к школе группа с театрализованным уклоном)."Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля"

Яркий, эмоциональный, в современной обработке, (что не мало важно для наших детей) сценарий праздника к 8 марта. "Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля" Все роли исполняли исключительно.

Сценарий театрализованного представления к 70-годовщине Великой Победы.

Театрализованный концерт Под чарующей лаской романса

Театрализованный концерт "Под чарующей лаской романса"

3.3 Монтажный лист

3.4 Предварительная смета расходов

Список использованной литературы

театрализованный концерт романс сценарий

Моей дипломной работой является театрализованный концерт « Под чарующей лаской романса» в Государственном музее А.С. Пушкина. На пятом курсе мне предoставилась возможность сотрудничать с продюсерским центром «Москонцерт» и лично с легендарным режиссером эстрады В.В. Пасынковым. В рамках их программы мне позволили самостоятельно поставить театрализованный концерт, посвященный русскому романсу. Само место проведения мероприятия очень повлияло на дальнейшую разработку и подготовку концерта. Это сразу же определило тему концерта. музыкальное подношение великому поэту А.С. Пушкину. Стоит отметить, что Государственный музей А. С. Пушкина является важным памятником дворянской культуры, что побудило меня к главной идее: возродить через романс обращение к исконно-русскому творческому наследию. В современной массовой культуре доминирует западные тенденции, и русский человек начинает терять свои корни. Моей миссией было через концерт показать красоту русской человеческой природы.

В ходе воплощении этой идеи передо мной стояли следующие художественные задачи: изучение истории развития романса в России, поиск художественного образа концерта, отбор наиболее интересных. вызывающих отклик романсов в программу концерта. Также одной из основных задач как режиссера являлось соединение уже готовых номеров солистов « Москонцерта». Исполнители оказались настолько разными, и чтобы объединить их в цельный художественный образ концерта я решила представить каждого артиста как музыкальный цветок. Общий художественный образ концерта - музыкальный букет.

Также в мои обязанности входила разработка общего режиссерского приема. выстраивание последовательности номеров исполнителей, написание сценария и работа с ведущей.

Приступая к работе над концертом, мною была подробно изучена история русского романса. Данное исследование открыло для меня много интересных фактов из жизни знаменитых композиторов и поэтов. Как оказалось, каждый романс имеет свою неповторимую судьбу, будь она курьезная или наоборот трагическая. Некоторый материал в последующей работе лег в сценарий концерта. Также меня увлекла культура музыкальных салонов 19-20веков, когда романс находился на пике своего расцвета. В нашем современном мире, где доминирует массовая поп-культура, романс может показаться устаревшим и неактуальным явлением, но я убедилась в обратном, явление музыкального салона существует в узком, элитарном кругу общества. В частности Музей А.С. Пушкина имеет камерную сцену, где часто проходят вечера романсов. Камерная обстановка способствует особому восприятию классической музыки. Камерность также становится залогом более тонкой настройки исполнителей на аудиторию. Само место проведения подтолкнуло меня на мысль превратить вечер романсов - в музыкальный салон, передать его атмосферу и эстетику. Основной задачей стало погружение зрителей в атмосферу прошлых времен, дать человеку абстрагироваться от современной довлеющей музыкальной среде. Следует подчеркнуть как специфический признак культуры музыкальных салонов особую роль хозяина или же хозяйки. Как правило, это были высоко интеллектуальные, эрудированные люди, с развитым художественным вкусом, безупречными манерами, гостеприимные хозяева. Особенно меня восхитили такие знаменитые личности как Зинаида Волконская и Зинаида Гиппиус, которые являлись легендарными хозяйками салонов. Поэтому в образе ведущей я синтезировала некоторые черты этих исторических личностей. Внешний облик, манера речи - все это создавало поэтический образ хозяйки салона, которая погружала зрителей в определенную атмосферу. Ведущая вечера была актриса Венера Баязитова, которая успешно справилась с поставленной задачей. Исходя из этого очень важным аспектом в работе над концертом стала работа с художественным сценарием. где особенное внимание уделялось тексту ведущей. В сценарии используется много стихотворений, посвященных романсу и музыке в целом, знаменитые цитаты и интересные факты про романсы. А поэтическим лейтмотивом в сценарии явился образ каждого отдельного исполнителя романса - как цветка, в ходе концерта ведущая собирала букет « музыкальный букет» прекрасных цветов.

1. История развития романса в России

Слово Романс пришло к нам из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском ("романском") языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением. Романсом называли народную песню лирического или героического содержания. Распространившись в других странах, музыкальный термин "Романс" стал обозначать вокальный жанр. В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song).

В Россию название романс пришло в середине XVIII века. Тогда романсом называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Однако романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе - российской песней. Это и был бытовой романс, предназначенный для сольного одноголосного исполнения под клавесин, фортепьяно, гусли, гитару. От песни романс отличался и отличается большей детализацией мелодии и её связью со словами, значительной выразительной ролью инструментального сопровождения.

Итак, русский романс берет начало в так называемых российских песнях. "Одноголосность российской песни - явление принципиальное. Российской песне предшествовал так называемый кант - песнопение на три голоса с последующей заменой третьего голоса аккомпанементом на флейте и скрипке, превращавшим его в дуэт: путь к одноголосной песне-романсу, произведению, запечатлевающему личную судьбу в ее общей событийности. Второй и третий голос ушли к слушателям, внимающим внутреннему голосу лирического героя". В 1759 году вышел сборник песен под названием "Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса". Составителем его был Г. Н. Теплов, видный вельможа елизаветинского и екатерининского времен, просвещенный любитель музыки. Содержание песен этого сборника довольно ограничено: это жалобы влюбленного, который "разлучен страстию презлою", или влюбленной ("к тому ли я тобой пленилась, чтоб, пламенно любя всечасно воздыхать?") и т. д. Тексты песен принадлежат русским поэтам - Сумарокову, Елагину и др.

Композиторы Ф.М. Дубянский и Ю. Козловский определили музыкальный образ российской песни конца XVIII века. К рубежу веков российская песня предстает в следующих разновидностях: пасторальная идиллия, застольная песня, элегическая песня (близкая к классическому романсу), назидательное песнопение, философская миниатюра. Наблюдая за развитием вокальной лирики этого периода, можно заметить, как постепенно всё более индивидуализируется её содержание. Мир личных чувств человека получает в нём всё более яркое и правдивое выражение. Известная условность и жеманность, свойственные многим песням из сборника Теплова и характерные для придворно-аристократического искусства, уступают место задушевной искренности. Всё явственнее проступают чисто русские черты мелодики. Способность к нежным чувствам рассматривалась как самое ценное из человеческих качеств. В своем стремлении к раскрытию "жизни сердца" художники-сентименталисты любили придавать своим произведениям характер томной грусти, меланхолии. Поэты Ю. Нелединский-Мелецкий, И. Дмитриев, Н. Карамзин сочиняли стихи "на голос", на широко-известные музыкальные образцы.

Таким языком уже можно было выразить переживания живых, а не выдуманных людей. Вот почему песни эти слушали все - и дворянская интеллигенция, и городское мещанство, и крестьяне. Отсюда прослеживается проникновение бытового романса во все слои, чем объясняется необычайная популярность жанра в конце XVIII-начале XIX веков.

С развитием в русской литературе сентиментализма и особенно романтизма песенное творчество русских поэтов становится весьма разнообразным и по содержанию, и по жанровым признакам. На смену "российской песне" приходит жанр "русской песни" - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Многие из его песен навеяны народными песнями, а некоторые фольклоризовались. Фольклоризация авторских произведений свидетельствует о том, что они выходят за рамки образованного слоя, что люди разных социальных групп переживают в ней чужую судьбу как свою собственную. Самая знаменитая песня Мерзлякова - "Среди долины ровныя…"- вышла в народ, как и многие другие "русские песни".

Высшего расцвета жанр "русской песни" достиг в творчестве двух поэтов: А. Кольцова ("На заре туманной юности…", "Ах ты, степь моя…" и др.) и Н. Цыганова ("Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…", " Что это за сердце…").

"Русская песня"- своеобразный, но не единственный вид вокальной лирики первой половины XIX века. Уже в первые десятилетия появляются, а затем развиваются другие ее формы, в особенности в русле романтической поэзии - баллады В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Тимофеева, элегические романсы А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, Н. Павлова, М. Яковлева, вольнолюбивые песни поэтов-декабристов (А. Бестужева-Марлинского, К. Рылеева, Ф. Глинки, П. Катенина) и поэтов следующего за ними поколения (А. Полежаева, Н. Огарева), гусарские песни Дениса Давыдова, студенческие песни Н. Языкова…

Наряду с камерно-вокальной классикой в 19 в. возникает и бытовой романс, стилистически близкий песне, рассчитанный на певцов-любителей. Повсеместно распространено домашнее музицирование. В условиях российской действительности, в особенности провинциальной, музицирование было не столько салонным времяпрепровождением, сколько искренним общением людей. Отсюда колоссальное распространение домашнего сентиментально-элегического романса и эмоционально возбуждающей песни. Нужна была именно и только музыка непосредственного искреннего чувства, которая давала бы возможность "отвести душу" и сама была бы высказыванием6". В песне-романсе человек (автор и исполнитель) мог иносказательно выразить свои чаяния. Мистические настроения общества отражались в балладах Жуковского, мятежный дух - в вольнолюбивых стихах декабристов и т. д.

Художественным эпицентром русской музыкально-поэтической культуры становится романс-элегия. Точность психологического рисунка, реалистический жест лирического героя, содержательный характер аккомпанемента, интенсивность словесного и музыкального выражения, ритмическая и мелодическая размеренность - особенности этого вида романса. Именно эта форма и является романсом в его классической характерности. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку - как современную ему, так и последующих периодов - оказал Пушкин. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых композиторов-романсистов: А. А. Алябьев ("Соловей", "Ах! Когда б я прежде знала…"), А. Н. Варламов ("Что отуманилась, зоренька ясная", "Ангел", "Белеет парус одинокий"), А. А. Гурилев "Сарафанчик", "Поиграли бедной волею", "Однозвучно гремит колокольчик"), Верстовский, Яковлев, Геништа и молодой Михаил Глинка, в творчестве которого поэзия Пушкина впервые получила совершенное выражение. В эпоху Пушкина и декабристов романс становится по-настоящему крупным художественным явлением. Углубляется и обогащается его содержание. Ограниченность сентиментальных настроений уступает место правдивому выражению глубоких и многогранных человеческих чувств. Позднее в вокальную лирику проникает социально-обличительная тема; в отдельных произведениях появляются образы "маленьких" людей (пример: "Нищая" Алябьева на стихи Беранже в переводе Д. Ленского). Эта линия получила наиболее полное развитие в творчестве Даргомыжского, а еще позже - Мусоргского.

Самое ценное в музыке русского романса - его богатая и выразительная мелодия. Широкая распевность, гибкость и пластичность мелодической линии унаследованы от народной песни. Русский классический романс вырос на почве народно-песенного искусства. Важно отметить, что даже романсы, на первый взгляд, далеко отстоящие от народно-песенных истоков, никогда не утрачивают связь с ними. Интерпретаторами, как правило, были сами авторы романсов, чаще авторы музыки (Алябьев, Яковлев, Виельгорский, Глинка). Часто русские романсы исполнялись хором цыган, усиление мелодраматических моментов ломало естественный строй "русской песни", экзальтировало мелодический рисунок. И тогда русская песня-романс становилась цыганской песней-романсом. Многие из них считаются теперь "старинными цыганскими", т. е. забывается их русское происхождение (пример: "Очи черные" Е. Гребенки, "О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!" А. Григорьева).

Развитие бытовой романсовой лирики сыграло важную роль в формировании русского национального музыкального стиля. Интонации бытового романса широко проникали и в оперу и в инструментальную музыку первой половины XIX века.

С середины века в романсовом творчестве происходит заметная эволюция: резко разделяются области "профессионального" романса и романса бытового. Первый, создаваемый преимущественно профессиональными композиторами, исполнялся мастерами вокального искусства; второй, как правило, возникал в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового музицирования. Большая часть романсов, дошедших до наших дней, представляют собой результат слияния двух этих направлений, смешанного происхождения.

На смену "русской песне" приходит песенное творчество поэтов, отказавшихся от внешней, формальной подражательности фольклору и создававших произведения, национальная самобытность и связь с народной поэзией которых приобрела более сложный, реалистический характер (Некрасов, Суриков, Никитин). Развивается особенный вид жанра - Городской романс. Это культура малообразованной части городского населения, отдалившаяся от деревенской народной лирики и имеющая источником городской фольклор, преимущественно мелодраматические истории (пример: "Как на кладбище Митрофаньевском…"). Городской и городской жестокий романс становятся наиболее популярными видами вокального творчества в конце XIX века.

Примечательным видом вокальной лирики этой эпохи стала революционная песня, создаваемая поэтами и композиторами нескольких поколений - демократов, народников, социал-демократии. Как правило, эти песни писали поэты, совмещавшие литературную деятельность с участием в освободительной борьбе: А. Плещеев ("Вперед! Без страха и сомненья…"), П. Лавров ("Отречемся от старого мира…").

В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. Вершиной романсного творчества являются произведения П. И. Чайковского, ("День ли царит", "Я тебе ничего не скажу"), в них общая выразительность музыки отвечает настроению текста, они изящны. Немного позднее композиторы выбирают серьезные литературные произведения, не только поэтические, но и прозаические, романс принимает форму мелодекламации ("Как хороши, как свежи были розы" в исполнении В. Ф. Комиссаржевской), укрупняется значение музыкального сопровождения. Романс выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому произведению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой ("Вокализ" Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою легкость и простодушие.

Необходимо также отметить то, что романс выходит за пределы концертных залов и салонов и вступает на сцену театра. (В.Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле "Бесприданница" исполняет романс "Нет, не любил он").

Начало XX века отмечено ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки. Романс становится больше исполнительским, чем композиторским и поэтическим искусством и занимает место поп-культуры тех лет. Мы можем судить о различных исполнительских манерах того времени благодаря сохранившимся записям. В основном это записи "звезд" городского романса - А. Вяльцевой, В. Паниной, Н. Плевицкой, А. Давыдова. В лучших своих образцах песни русских поэтов, распетые в присущей цыганскому исполнительству манере, представляли большую художественную ценность и восторженно воспринимались не только завсегдатаями ресторанов, где выступали эти "звезды", и рядовыми посетителями концертных залов, но и выдающимися деятелями искусства. Правда, у многих эти исполнители ассоциируются именно с кабацкой культурой, ориентированной на весьма невзыскательный вкус. Для современного слуха манера исполнителей начала века кажется очень специфичной отчасти из-за недостатков грамзаписи, отчасти из-за своей принадлежности другой эпохе, другой культуре, другому типу восприятия. Но подлинные шедевры со временем не стареют. Не стоит также забывать о символистских и других направлениях, влияние которых сказалось и на музыкальных жанрах. Романсы писались на стихи В. Брюсова, А. Блока и других поэтов серебряного века.

В 10-е и 20-е годы многие популярные исполнители эмигрировали, но и за пределами России продолжали свою концертную деятельность. И, как это часто бывает, русская исполнительская манера того времени сохранилась неизменной до наших дней именно благодаря эмигрантам, (Петр Лещенко, Алла Баянова). За рубежом русский романс почти не развивался, вместо этого в нем как бы сконцентрировались все особенности исполнения начала века: ухарство, жеманность, чувственность, страстность и удивительное простодушие.

В те же годы появляется и своеобразная творческая манера А. Вертинского, выходящая за рамки романса, но и романс интерпретирующая иначе, совершенно неожиданным образом. Романс в его исполнении - целый спектакль. В основном, Вертинский исполнял песни и романсы собственного сочинения в неповторимой авторской манере, но и некоторые любимые публикой романсы других авторов наделял своим отношением, особым грустным лирическим смыслом (маска Пьеро). ("Только раз бывает в жизни встреча"). Для слушателей той поры интерпретация романса Вертинским была откровением: через показную ироничность и экзальтированность исполнения передавалась острая тоска по искреннему человеческому общению, бескорыстным отношениям и глубоким чувствам.

В 30-е годы романс вступает в ритм танго, что провоцирует еще большую его популярность. С помощью радио и патефона романс-танго входит в каждый дом. Многие из этих романсов сами по себе произведениями искусства не являлись, но их внутреннее пространство как бы вобрало огромную энергию и мастерство исполнителей (Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина), а также дух времени, и таким образом эти романсы приобрели художественную ценность. ("Наш уголок нам никогда не тесен", "У меня есть сердце", "Вдыхая розы аромат").

Начиная с 30-х годов романсные традиции проникают и в кинематограф, (пример: "Как много девушек хороших" и "Я вся горю, не пойму, отчего" в к/ф "Веселые ребята"). Последующие годы свидетельствуют о прочном укоренении романса в киномузыке. Он используется и как стилизация под какую-либо эпоху, (иногда с иронической окраской - романс Змеюкиной в к/ф "Свадьба"), и как выражение искренних чувств героя ("Что так сердце растревожено", к/ф "Верные друзья").

В творчестве советских композиторов-профессионалов песня-романс появляется примерно с середины 20-х годов. Классическая камерно-вокальная форма получает развитие в музыке Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. Пишутся романсы на стихи А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти, а также романсы в форме музыкальной пьесы. ("Романс" Шостаковича в к/ф "Овод").

В 40-е и 50-е годы романс постепенно уходит с большой сцены, его место занимают массовые песни, военные песни, правда, некоторые из них опираются на романсные традиции. Но в концертах оперных исполнителей (И. Козловского, С. Лемешева, Г. Отса) он продолжает звучать, но только в классической его форме.

На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях, как то: музыка кино, музыка театра, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыки. В кинематографе романс служит не только элементом стилизации под какую-либо эпоху ("испанские" романсы Г. Гладкова "Собака на сене" и др. ), обозначением определенного культурного слоя и общественных настроений ("Белой акации гроздья душистые" В. Баснера, к/ф "Дни Турбиных". но и выражает лирическое состояние современных героев ("Романс Рощина" Н. Богословского в к/ф "Разные судьбы", романсы М. Таривердиева в к/ф "Ирония судьбы" и др.) Музыка к театральным постановкам пишется с теми же целями. Наиболее запомнившиеся публике театральные романсы - "Ты меня на рассвете разбудишь" и "Белый шиповник" А. Рыбникова / спектакль "Юнона и Авось".

В эстрадной лирической музыке, несмотря на то, что романс перестал быть популярным развлекательным жанром, романсовые интонации и формы продолжают использоваться и по сей день. Начиная с 60-70х годов, времени расцвета романса в творчестве советских композиторов (И. Шварц "Дорожная" на стихи Б. Окуджавы, А. Петров и его прочно укоренившиеся на эстраде киноромансы из к/ф "Жестокий романс", В. Гаврилин "Я очи знал" на стихи Ф. И. Тютчева, вокальные циклы на стихи А. Шульгиной, Г. Свиридов вокальные циклы на стихи С. Есенина, А. Блока), и заканчивая последним десятилетием XX века (К. Меладзе "Актриса", "Нет, не пурпурный рубин"), произведения этого жанра, выполненные с различной долей вкуса и мастерства, пользуются неизменным успехом у слушателей.

Романс можно встретить и в рок-музыке невзирая на противоречие жанров друг другу. (пример: "Для вас любовь была, увы, забавным словом" С. Чигракова, "Романс № 4" Д. Арбениной). Обращаясь к романсу, рок-музыканты даже отказываются от своей агрессии, возводимой в их творчестве в культ.

"XX век справедливо называют веком великого синтеза. Его искусство отмечено ростом синтетических художественных форм, усилением тенденции к взаимопроникновению различных художественных видов11". Так и не сбросив романс "с корабля современности" художественная культура России XX века сумела взять от него самую суть и обогатить романсовой интонацией множество музыкальных произведений.

1.1 Положение романса в современной российской культуре

Современная художественная культура отражает жизнь современного человека. Создание ее, структура преломляется под действием новых взглядов, новых ритмов, "новых методов", под влиянием политических режимов и исторических закономерностей. Во многом, современное искусство подчинено идее воздействия и даже давления на человеческий мозг и сигнальные системы. Агрессивные формы художественной культуры, естественно развившиеся или искусственно внедренные, влияют на психику с помощью ярких контрастов, диссонансов, демонстрации ничтожности человека. Зачем же может быть нужен человеку, живущему в другом, очень быстром ритме, не претендующему на звание идеалиста, уже не оспаривающему собственную жестокость и прагматичность, романс? Какое место занимает романс среди многообразия современной музыки?

Место романса в любую эпоху - сфера человеческих чувств, так как он направлен на то, чтобы проникнуть во внутренний мир человека. Текст романса строится так, чтобы вызвать у слушателя ассоциации с его собственными переживаниями. За бесхитростными словами человек слышит свою историю или отождествляет себя с героем предложенной романсом ситуации. Вызванная в памяти история создает импульс, человек представляет себе события неожиданно яркими, возможно, не такими, какими они были на самом деле. И романс становится иллюстрацией его внутренней жизни. За то время, что звучит романс, слушатель успевает воскресить в памяти ситуацию, прожить ее заново, но наделяет себя чертами, которые не были ему присущи в тех обстоятельствах, на том этапе развития. Значит, романс дает возможность прожить заново ситуацию человеку в новом качестве, с другим отношением. И возникает не чувство унылой ностальгии, а умиротворение, сознание гармонии жизни; пока человек ошибается, совершает глупые поступки, он остается человеком. "что пройдет, то будет мило". Романс - не уход в идеальный мир, где все благополучно; нет, это существование как бы в двух мирах одновременно: в том, который в памяти, и тот, который есть в настоящем времени ("Мне бесконечно жаль…", "Ах, я уже давно не та").

Механизм действия романса на человеческую психику таков: В стихах романса ситуация обычно определяется несколькими символами. Сама по себе ситуация не конкретна, но слушатель, восприняв интонацию, доверяет интонации романса и как бы дополняет картину эпизодами из собственной жизни. Основа восприятия любого романса - личный опыт слушателя. Восприятие музыки носит ярко-выраженный эстетический характер, в нем переплетаются эмоциональные переживания и художественно-образное мышление. В его процессе возникают ассоциации, основанные на прежнем слуховом опыте, из которых проистекает эстетическое отношение индивида к музыке. Структура художественного произведения, особенно музыкального, сама по себе вызывает у человека определенное настроение, эмоциональные реакции. Музыка не просто информирует слушателя о выражаемом чувстве, но и погружает его в соответствующее эмоциональное состояние. Но эмоции эти, по утверждению Л. Выготского, умные и разрешаются преимущественно в образах фантазии.

Удовольствие, получаемое от художественного произведения, неуловимо и вряд ли поддается анализу. Невозможно отследить все возникающие ассоциации, мысли, чувства. Функция романса, как и искусства в целом, - внешнее воздействие на внутреннее, эмоциональное пространство человека.

Можно говорить о том, что, романс - сознание возможности, что часто значит гораздо больше, нежели возможность осуществленная. Свершившееся вызывает сожаление из-за того, что свершилось, а ему, возможно лучше было бы оставаться в области нереализованного, области мечты, желания. Желание - это процесс. Современный ритм жизни значительно сокращает этот процесс, человек стремиться достичь цели, не получая удовольствия от процесса. Романс дает возможность прожить ситуацию, как процесс желания, и не убить мечту, не получить разочарования при достижении результата. Этим объясняется тот факт, что современную аудиторию романса составляют в основном люди старше 30 лет: молодые люди стараются как можно быстрее достичь желаемого, а желаемому уделяют мало времени и внимания; в подобном стремлении есть нечто болезненное, так как целью является устранение дискомфорта, а не мечта.

Удовольствие от романса не постоянно и вовсе не обязательно приходит. Невозможно угадать какой романс, в какой момент произведет впечатление. Любой из нас может подтвердить, что удовольствие от текста переменчиво: нет никакой гарантии, что тот же самый текст сможет доставить нам удовольствие во второй раз; удовольствие мимолетно, зависит от настроения, от привычек, от обстоятельств. Неожиданно романс, слышанный много раз без особого психологического эффекта, "попадает" под настроение, окажется созвучным внутреннему тону слушателя. И наоборот, романс, ранее звучавший как "крик души", произведет менее яркое, даже формальное впечатление. Все дело в том, что человек никогда до конца не знает истинных причин своих настроений. Сознание человеческое пытается построить картину мира, используя всю поступающую в мозг информацию, но руководствуясь все-таки сложившимися представлениями об идеальном устройстве мира: об истине, добре, красоте и других абстрактных вещах, которые невозможно познать с помощью логики. Романс находится на грани реального и идеального миров, в этом секрет его действия на человеческую психику.

Слушание романса дает человеку возможность раскрыться и обнаружить богатство своего эмоционального мира при условии, что слушатель внутренне готов к этому. Человек, не позволяющий себе расслабиться, анализировать свои поступки, взаимодействовать с внешними явлениями, с поступающими сигналами, не сможет получить удовольствие от романса. Удовольствие это - от происходящей в душе человека работы, от осознанного и неосознанного преодоления границ, стереотипов понимания человеческой натуры.

Современному слушателю, на первый взгляд, предложен богатый выбор всевозможных жанров и исполнителей. Но отыскать в этом море что-то способное затронуть человеческую душу непросто и требует работы от самого слушателя. Воспитанию вкуса публики уделяется сегодня мало внимания. Популярная музыка направлена на то, чтобы удовлетворять невзыскательный вкус, нетребовательность массовой публики соответствует нетребовательности исполнителей к своему творчеству. В основном эта музыка носит развлекательный характер. Романс, во многом, к сожалению, жертва невнимательного исполнения. Недостатки интерпретации зачастую вызывают у слушателей неверное представление о романсе вообще и даже отвращение к нему.

Итак, я выделила некоторые характерные черты современных интерпретаций романсов. XX век во многом отличается пренебрежительным отношением к романсу. Слова "чувствительность", "сентиментальность" часто произносятся с ироническим, и даже издевательским подтекстом, как будто стыдно испытывать глубокие, искренние чувства. Поэты прячутся за ерничеством, высмеиванием тонких чувств; говорить о них считается слабостью. Но слабость - как раз-таки в боязни выразить свои подлинные чувства и естественные эмоции. Не те короткие эмоции, которые вызываются агрессивными методами в искусстве (что, кстати, весьма распространено в XX веке), не рефлекс, а эмоции с последующим анализом, обдумыванием своих действий и реакций. Читатели резко делятся на два лагеря: на бегущих от лирики и проклинающих ее - и на заколдованных лирикой. Постепенно люди приходят к тому, что в искренности их сила. Свидетельство этому - то, что "ернические", пародийные романсы-песни приживаются в народе гораздо хуже, чем сентиментальные. Их не услышишь в отличной от авторско-исполнительской интерпретации (пример: песни А. Вертинского в исполнении Б. Гребенщикова).

Обнаженность человеческих чувств в исполнении романса в наши дни вызывает кроме уважения некое эмоциональное потрясение: оказывается, человек не выглядит беспомощным и отвратительным, наоборот, он доказывает величие человеческого духа, к чему стремились в античные времена, в эпоху Возрождения, в первую половину XIX века. Важно, чтобы в исполнении романса личная неустроенность не подменяла искренности и величия всего человечества.

Долгое время исполнение романса, отличное от общепринятого не воспринималось слушателями как имеющее право на существование. Конец же XX века характеризуется свободой исполнительских интерпретаций, причем каждая из них находит отклик у соответствующей аудитории, будь то любители академического исполнения романса, актерского варианта, либо эстрадного. Исполнение романса без личного отношения не имеет смысла, но, к сожалению, часто практикуется. И восприятие, и исполнение романса должно носить субъективистский характер. В противном случае романс мертв. Пространство его останется пустым, ничем не заполненным.

Академическое исполнение отличается весьма серьезным отношением к форме и даже слегка отстраненным к содержанию и настроению романса. Здесь основное внимание уделено форме, сделан упор на вокал, на уважение к композиторам-классикам, мешающее непосредственному восприятию и проживанию романса. Редко, когда слушателю удастся уловить человеческое, свое родное в бесконечном преклонении исполнителя перед формой. Эмоциональная наполненность романса в таком случае ограничивается переживаниями певца по поводу звучания собственного голоса и последующей ноты, а также мучительными стараниями придать своему лицу соответствующее содержанию романса выражение. Оперные певцы, берущиеся исполнять романс, как будто забывают о том, что это вокальное произведение в отличие от оперы не оснащено серьезным инструментальным оформлением, пышными декорациями, масштабностью постановки. Романс, лишенный всего этого, скромен, но арсенала оперных масок при исполнении не достаточно. Более того, маски эти не соответствуют образам, воплощаемым в романсе. Определенность эмоций, заданных формой и масками академического исполнения, ограничивает пространство романса. Редко когда академическая интерпретация становится средством высказывания. происходит это только при вложении силы личности, способности донести эмоциональную информацию до слушателя и, разумеется, при безупречном владении техникой.

Современные эстрадные исполнители ставят своей целью покорить как можно больше слушателей, возможно, желание донести свою мысль до народа подавляется коммерческим интересом. В лучшем случае исполнитель, используя свое обаяние, убеждает аудиторию в том, что ей нравится романс, хотя на самом деле "забирает" слушателей именно сила личности. Современные эстрадные исполнители интерпретируют романс по сложившимся стереотипам. Недостаток вложения компенсируется элементами шоу, популяризацией романса, а также осознанием своей причастности к "высокому искусству", возрождению русских культурных традиций.

Сегодня предложить неожиданную интерпретацию романса может актерское исполнение. Находясь в вечном поиске новых форм выражения, актеры видят в романсе драматическую миниатюру и подают его как спектакль, не используя при этом вспомогательные технические средства и спецэффекты. (Е. Камбурова, А. Хочинский, О. Погудин, Е. Дятлов и др.). Эти интерпретации могут быть спорными, но заслуживают внимания в силу неожиданности неформального подхода к широко известным музыкальным произведениям и глубокого личного отношения к ним.

Непреходящий интерес исполнителей к романсу еще одно доказательство актуальности этого жанра и в XXI веке. В течение жизни люди время от времени обращаются к лирическим произведениям как способу выражения и анализа своих чувств и мыслей. Общение с художественным текстом учит смотреть на мир с самых разных точек зрения. Романс - это неожиданное познание себя, а чем менее ожидаемо сообщение, тем более оно содержит информации. Вот этим и определяется ценность и неповторимость русского романса для современного человека.

2. Литературно-музыкальные салоны в России XVIII-XIX вв.

Русская культура XIX века переживает этап мощного подъема. Здесь сказалось влияние идей Просвещения, события Отечественной войны 1812 года, восстание декабристов, развитие экономики, падение крепостного права,развертывание освободительного движения и пр. Русская культура в тот период развивалась в различных видах и формах. Салонная культура появилась в среде высших сословий, среди которых было дворянство. В среде поместных дворян было немало истинных ценителей литературы и театра, образованных помещиков, собиравших прекрасные библиотеки, бывавших за границей и применявших европейские новшества в хозяйстве и в быту. Некоторые из них имели свои литературные и музыкальные салоны. Именно эти традиции, заложенные в начале XIX века в среде аристократии и русского дворянства России, являются одним из механизмов ее самосохранения. Салоны XIX века явились особым феноменом художественной жизни России. Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задачи воспитания творческой интеллигенции.

В целом, салоны были сугубо дворянским явлением культурной жизни, но характер и даже состав их были разнородными. Наряду с салонами, где преобладали литературные или театральные интересы, возникали и такие, посетители которых обсуждали, главным образом, научные проблемы или вопросы просвещения. С течением времени в салонах начинают принимать участие, кроме великосветской знати и просвещенного дворянства, представители разночинной интеллигенции. Таким образом, характер салонов изменялся в соответствии с развитием культурной и общественной жизни страны.

В своем исследовании я хочу рассмотреть наиболее популярные литературно-музыкальные салоны XIX века. Примером типично великосветского салона может служить салон Елизаветы Михайловны Хитрово, урожденной Кутузовой.

Семья М. И. Кутузова ни по происхождению, ни по состоянию не принадлежала к высшим слоям российской знати, однако заслуги фельдмаршала чрезвычайно возвысили ее положение. По отзывам современника, Елизавета Михайловна, «не отличаясь особенным умом, обладала в высшей степени светкостью, приветливостью самой изысканной…». Салон ее, так же как и «вечера» ее дочери, графини Фикельмон, носили «эклектический» характер в смысле духовных интересов. «Вся животрепещущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная, общественная -- имела верные отголоски… в двух этих родственных салонах… здесь можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драматическим творением одного из любимцев той литературной эпохи. Было тут обозрение текущих событий, были первые лица Петербурга с суждениями своими, был и легкий флирт».

В летописях петербургской жизни имя Е. А.Хитрово осталось также незаменимо, как было оно привлекательно в течение многих лет. Вся животрепещущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная и общественная имела верные отголоски в этих приёмах. Было тут и обозрение текущих событий, был и лёгкий фельетон, нравоописательный и живописный.

В числе сердечных качеств, отличавших Елизавету Михайловну Хитрово, едва ли не первое место занимало то, что она была неизменным, твёрдым, безусловным другом друзей своих. Друзей своих любить не мудрено, но в ней дружба возвышалась до степени доблести. Где и когда нужно было, она отстаивала их, не жалея себя, и не опасаясь неблагоприятных для себя последствий.

Салон - очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую. Умение держать салон П.А. Вяземский называет "искусством". Он отмечает как главную особенность салона то, что им может руководить только женщина.

Княгиня Евдокия или Авдотья Ивановна Голицына, урождённая Измайлова, одна из красивейших женщин своего времени, хозяйка литературного салона. До 1809 года -- жена князя С. М. Голицына, владельца усадьбы Кузьминки.

В 1816 году княгиня Голицына становится хозяйкой Петербургского салона. В столице княгиню прозвали "Princesse Nocturne" (ночная принцесса). Дело в том, что княгиня имела некоторые странности и, например, не принимала в своем салоне ранее десяти часов вечера. По рассказам, она боялась ночи, ибо давно известная девица Ленорман, предсказала ей, что она умрет ночью.

Днём Евдокия Ивановна спала, а к полуночи в доме её на Миллионной улице под № 30, а летом на даче её, на Неве, собирался избранный кружок её друзей. Салон Голицыной посещали все знаменитости того времени как приезжие, так и отечественные. Среди них были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин,К. Н. Батюшков, князь П. А. Вяземский. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринуждённостью. Хозяйка принимала своих гостей в одеяниях, напоминающих картины древнего Рима. Вот как говорит про неё князь П.А.Вяземский: "Княгиня Голицына была в своё время замечательная и своеобразная личность в петербургском обществе. Она была очень красива, и в красоте её выражалась своя особенность. Не знаю, какова была она в первой своей молодости, но и вторая, и третья молодость её пленяли какою-то свежестью и целомудрием девственности. Чёрные, выразительные глаза, густые тёмные волосы, падающие на плеча извилистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношение необыкновенно мягкое и благозвучное… вообще красота её отзывалась чем-то пластическим, напоминавшим древнее греческое изваяние. В ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности, житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное, скорее ленивое, бесстрастное".

В 1817 году Жуковский привел в салон княгини смуглого, кудрявого юношу-восемнадцатилетнего Пушкина. Поэт был очарован красотой Голицыной, ее глубоким критическим умом. Он посвятил княгине стихотворения: «К ***», «Краёв чужих неопытный любитель», затем прислал ей свою оду «Вольность». «К ***»

Не спрашивай, зачем унылой думой

Среди любви я часто омрачен,

Зачем на все подъемлю взор угрюмый,

Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой

Я разлюбил веселую любовь

И никого не называю милой:

Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, тот не узнает счастья,

На краткий миг блаженство нам дано:

От юности, от нег и сладострастья

Останется уныние одно.

В последние годы своей жизни Евдокия Ивановна занялась высшей математикой и метафизикой, дружила с выдающимися математиками. В 1840-х годах Евдокия Ивановна уехала в Париж. Там она продолжала свои философско-математические занятия, увлекалась по-прежнему и литературой. Скончалась княгиня Голицына 18 января 1850 года в Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре.

Московский салон Зинаиды Волконской оставил в истории русской общественной жизни, в истории литературы яркий, памятный след.

Московский дом на Тверской улице, принадлежащий княгине Зинаиде Александровне Волконской ( хотя и перестроенный), существует и ныне и известен москвичам под старинным названием "Елисеевский магазин. Выбор Москвы, конечно же, не случаен: москвичом был ее отец, друг Карамзина и носивший прозвище "Московский Аполлон". А так велико было желание укрыться от чопорности и принудительности петербургской жизни.

По словам современника "она украшала свой дом оригинальными копиями знаменитейших произведений живописи и ваяния; комнаты своего дома, настоящего музея она раскрашивала фресками в стиле разных эпох".

Зинаида Александровна принадлежала к древнему роду князей Белосельских-Белозерских. Княжна рано лишилась матери, и воспитанием дочери занимался отец, прививший девочке любовь к литературе и искусству. Он смог стать любимым и искренним другом своей дочери.

В 1810 году Зинаида Александровна вышла замуж за князя И. Г. Волконского, приближенного царя Александра I. Она блистает при дворе, император оказывает ей особое внимание. Красивая, умная, образованная, обладающая аристократическим талантом и прекрасным голосом, она играет в спектаклях, поет, пишет музыку. Ее пение вызывает восторг у Россини. Наряду с музыкой и театром Волконская занимается литературой, пишет стихи и прозу.

Своему салону княгиня ЗЕНЕИДА (именно так называли ее друзья) придала музыкально-литературный характер. Этим он резко выделялся среди прочих московских "открытых домов" с их балами, маскарадами, карточной игрой.

"По ее аристократическим связям собиралось в ее доме самое большое общество первопрестольной столицы, литераторы и художники обращались к ней, как бы к некоему меценату, и приятно встречали друг друга на ее блистательных вечерах" - вспоминает Муравьев.

"Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты дилетантами и любительницами итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя было забыть впечатления, которое производила она своим - сообщает Вяземский. Современник писал, что у З.А Волконской "можно было встретить все, что только было на Русском Парнасе". Одно перечисление имен показывает, что посетители ее салона были имениты не только в свое время, но оставили свой след в истории литературы А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, Д.В. Веневитинов, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, Каролина Павлова и много-много других.

Но, конечно же, признанным главой русской литературы был АС. Пушкин. Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи «Погасло дневное светило…». Этот прием артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне. А заодно посвятил З. Волконской и вот эти стихи:

Среди рассеянной Москвы,

При толках виста и бостона,

Ты любишь игры Аполлона.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений…

Салон Волконской объединял поэтов и писателей, самобытных дарований. Тут главным критерием была талантливость.

Салон княгини Волконской существовал в Москве с 1824 по 1829 год. В ее доме останавливалась М. Н. Волконская, следуя в сибирскую ссылку за своим мужем -- декабристом князем С. Г. Волконским. В 40-х годы 3. А. Волконская уехала в Италию, где прожила до своей кончины.

Авдотья Петровна Елагина (1789--1877) - одна из самых замечательных русских женщин, происходила из старинного дворянского рода, урождённая Юшкова. В первом браке Киреевская, хозяйка известного лит.-филос. салона. Получила прекрасное домашнее воспитание, в детстве ее учил, в частности, В. А. Жуковский (ее родственник). В 1820--50-х гг. живя в Москве, принимала самое активное участие в культурной жизни, ее салон посещали мн. знаменитые писатели (среди них Е. А. Баратынский, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, А. С. Пушкин и др.). В конце 1830--40-х гг. салон Елагиной -- один из центров славянофильства. Занималась переводами. Современники очень высоко ценили ее эпистолярное искусство. Была глубоко религиозна. Оказала большое влияние на духовное развитие своих сыновей И. В. и П. В. Киреевских.

Елагина не была писательницей, но в движении и развитии русской литературы и русской мысли участвовала более, чем многие писатели по профессии. Литературные, художественные, религиозно-нравственные интересы преобладали в ней над всеми прочими; политические и общественные вопросы отражались в ее уме и сердце своей гуманитарной и литературно-эстетической стороной. Она много читала и думала, часто слышала самые разнообразные суждения об одних и тех же предметах, и это сделало ее замечательно терпимой ко всякого рода взглядам, лишь бы они были искренни, правдивы и выражались не в грубых формах. Живость, веселость, добродушие, личное знакомство с массой интереснейших людей и событий, удивительная память -- все это придавало ее беседе особенную прелесть. Е. спешила на помощь всякому, кто только в ней нуждался, часто даже вовсе незнакомому. Она много переводила с иностранных языков, но печатала мало.

К.Д.Кавелин после смерти Елагиной отмечал в некрологе: «Невозможно писать историю русской литературы и научного движения за это время, не встречаясь на каждом шагу с именем Авдотьи Петровны… Авдотья Петровна не была писательницей, но участвовала в жизни и развитии русской литературы и русской мысли более, чем многие писатели и учёные по ремеслу»

Наиболее популярным был салон Ростопчиной Евдокии Петровной

Русская писательница, поэтесса, графиня. Одна из самых известных русских поэтесс второй четверти Х1Хв.

Современники считали ее умницей и красавицей, отмечали живость характера, доброту, общительность. Ей посвящали свои стихи Лермонтов и Тютчев, Мей и Огарев. В конце 30-х гг. Х1Х в. ее имя ставили порой даже рядом с именем Пушкина. «Посылаю вам, графиня, на память книгу. Она принадлежала Пушкину; он приготовил ее для новых своих стихов. вы дополните и докончите эту книгу его. Она теперь достигла настоящего своего назначения», -- писал Василий Андреевич Жуковский поэтессе Евдокии Ростопчиной, передавая ей свою реликвию.

Евдокия родилась 23 декабря 1811 г. в Москве в старинной дворянской семье. В возрасте шести лет она осталась без матери, которая умерла после тяжелой болезни. Отец же, Петр Васильевич Сушков, чиновник, много разъезжавший по делам службы, редко появлялся дома. Девочка, вместе с двумя младшими братьями, до самого замужества прожила в семье своего деда, Ивана Александровича Пашкова. С 12 лет она стала писать стихи, обладая незаурядными способностями, она рано пристрастилась к чтению и быстро овладела несколькими иностранными языками, в том числе французским, немецким, английским и итальянским. Увлечение поэзией не удалось долго сохранять в тайне: первая публикация ее стихов -- в альманахе «Северные цветы на 1831 год» за подписью Д. а. -- произошла, когда девушке не исполнилось и восемнадцати лет.

В 1833 г. она вышла замуж за графа Андрея Федоровича Ростопчина, сына московского градоначальника времен Отечественной войны. Муж поэтессы оказался человеком очень недалеким, чьи интересы ограничивались кутежами, картами и лошадьми, и Евдокия, чувствуя себя очень несчастливой в семье, полностью отдалась светской жизни, принимая участие в шумных увеселениях, посещая и устраивая балы. Осенью 1836 г. она с мужем приехала в Петербург и поселилась в доме на Дворцовой набережной. Ростопчины были приняты в высшем столичном обществе и литературных салонах города -- у Одоевского, Жуковского, в семье Карамзиных. Начитанная, остроумная, интересная собеседница, Евдокия сразу же завела литературный салон и у себя в доме, где стал собираться весь цвет петербургских литераторов. Частыми гостями ее были Пушкин, Жуковский, Вяземский, Плетнев, Одоевский, Соллогуб, Гоголь, Григорович, Дружинин, Мятлев и многие другие. Здесь читались новые произведения, обсуждались литературные события, устраивались музыкальные вечера с участием Глинки, Листа, Виардо, Рубини, Тамбурини.

Ростопчина очень близко сошлась со многими писателями; Одоевский и Лермонтов вели с ней активную личную переписку; тот же Одоевский посвятил ей свою «Космораму»; Пушкин, в последние годы жизни очень сдружившийся с молодой поэтессой, благосклонно отзывался о ее стихах.