Категория: Бланки/Образцы
Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс
"Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства" (утв. Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1) (вместе с "Порядком определения ущерба, причиненного уничтожением или повреждением леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем", "Порядком определения ущерба, причиненного повреждением леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально - бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание")
в данный момент недоступен.
Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту
Документ недоступен на сайте
Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .
Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.
Дополнительная информация к документу
Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.
На сайте возможность недоступна.
В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):
- указан период действия редакции
- можно найти редакцию на определённую дату
- можно сравнить редакции друг с другом
На сайте не представлены редакции документа
Постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1968 г. № 641 и дополнениями к нему, внесенными постановлением СМ СССР от 25.03.1982 г. № 230 установлено, что предприятия, организации (в том числе колхозы), учреждения и граждане, виновные в лесонарушениях, несут материальную ответственность в случаях:
рубки растущего леса предприятиями, организациями и учреждениями на участках, не переданных в рубку; рубки растущего леса гражданами без лесорубочного билета (ордера) или по билету (ордеру), но не на том участке, не в том количестве и не тех пород деревьев, которые указаны в билете (ордере);
повреждения растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста;
присвоения срубленных с корня деревьев, а также буреломных и ветровальных деревьев или самовольной рубки сухостойных деревьев;
уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем;
повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущими его усыха- ние или заболевание;
использования участков земель Государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов без надлежащего разрешения на использование этих участков;
уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев, саженцев в лесных питомниках, на плантациях, а также молодняков естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовозобновление;
самовольного сенокошения и пастьбы скота в лесах и на землях Гослесфонда, не покрытых лесом;
самовольного сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.
Лесонарушением считается также нарушение «Правил пожарной безопасности в лесах» и «Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР».
Советам Министров союзных республик предоставлено право относить к лесонарушениям и другие действия, причиняющие ущерб лесному хозяйству.
К числу лесонарушений отнесено уничтожение или повреждение ограничительных знаков, муравейников, сенокосов и пастбищных угодий, осушительных канав, дорог; повреждение деревьев и кустарников, не влекущее прекращения роста, самовольное размещение ульев и пасек, снятие верхнего плодородного слоя почвы, засорение лесов строительными и бытовыми отходами и др.
За совершение лесонарушений предприятия, учреждения и организации (в том числе колхозы), а также граждане несут материальную ответственность, то есть обязаны возместить причиненный лесному хозяйству ущерб.
Несмотря на то, что лесонарушители привлечены к материальной ответственности, незаконно добытая ими продукция подлежит изъятию и реализации. Лесонаруши- тель обязан перевезти за свой счет задержанную продукцию в указанное работниками лесной охраны место хранения, если оно находится в пределах территорий лесхоза, в лесах которого совершено нарушение. При невозможности изъятия древесины сумму исчисленного ущерба увеличивают на однократную стоимость ее по таксам на древесину, отпускаемую на корню,без применения норм снижения такс, а при невозможности изъятия незаконно добытых сена, орехов, плодов, грибов, ягод — на стоимость этой продукции по заготовительным ценам.
Ответственность по «Правилам отпуска древесины на корню в лесах СССР» несут все лесопользователи, производящие заготовку и вывозку древесины и второстепенных лесных материалов, подсочку и осмолоподсочку насаждений, рубку леса при расчистке лесных площадей, изымаемых из состава земель Государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд, при переводе лесных площадей в нелесные для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, а также при производстве в лесах иных работ, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований. С заготовительных предприятий и организаций, а также с граждан за нарушение «Правил отпуска древесины на корню» взыскиваются неустойки, порядок исчисления которых установлен «Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 1 ноября 1983 г. (№ 130).
Независимо от возмещения предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами ущерба, причиненного лесоиарушением, должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане, виновные в совершении лесонарушений, привлекаются к уголовной или административной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При совершении лесонарушения несколькими лицами составляется один протокол в отношении всех совместно действующих лесонарушителей.
При наложении и добровольной уплате штрафа в размере до 10 рублей на месте за нарушение требований пожарной безопасности в лесах протокол не составляется.
Протокол подписывается лицом, составившим его, и ле- сонарушителем, а если таковым является предприятие, учреждение, организация или колхоз — то ее представителем, присутствующим при составлении протокола.
В случае отсутствия лесонарушителя на месте ему высылается извещение заказным письмом или сообщается под расписку с указанием времени и места составления протокола.
При неявке лесонарушителя по вызову или отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, а протокол считается надлежаще оформленным.
При совершении лесонарушения несовершеннолетними гражданами протокол составляется на их родителей (опекунов или попечителей).
Протокол о лесонарушении должен быть составлен не позднее 10 суток, а при нарушении требований пожарной безопасности в лесах — не позднее 5 суток со дня обнаружения лесонарушения. В случае уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного отношения с огнем — не позднее 5 суток после ликвидации пожара.
Протокол о лесонарушении должен быть написан четко и разборчиво. На все вопросы, содержащиеся в форме протокола, должны быть даны исчерпывающие ответы. Если бланк протокола не вмещает всех сведений, то делают к нему вкладыш, который необходимо скрепить подписями и пронумеровать вместе с протоколом.
Протокол не позднее 3 суток после его составления передается лесничему; лесничий или, по его поручению, помощник лесничего обязан в 3-дневный срок с момента получения протокола проверить правильность его составления, дооформить (определить массу срубленной древесины и установить размер ущерба и сумму иска), зарегистрировать в книге учета лесонарушений и передать или направить заказным письмом его в лесхоз под расписку в этой книге (1 экз. вручается или высылается лесона- рушителю).
Для привлечения нарушителя к ответственности недостаточно установить факт совершения им лесонарушения. По советскому законодательству ответственность может иметь место при наличии вины. Например, если лесник неправильно указал гражданам, получившим лесорубочный билет (ордер), место заготовки древесины, заклеймил не те деревья, в лесонарушении виновен лесник. Если лесник видел нарушение, но не принял своевременно мер, то виноваты оба.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении «О'судебной практике по гражданским делам о лесонару- шениях» от 30 июня 1969 года специально обратил внимание судов на то, что размер материальной ответственности при лесонарушениях должен определяться с учетом вины обеих сторон.
Вина, как обязательное условие ответственности за лесоиарушение, выражается в форме умысла или неосторожности, противоправном действии или противоправном бездействии (непринятии мер).
Лесонарушение — это разновидность правонарушения, и в отношении него правовыми могут рассматриваться лишь те предписания законодательства, осуществление которых обеспечивается возможностью применения наказания.
Однако лесохозяйственные органы и, в частности, работники Государственной лесной охраны обязаны вести борьбу и с нарушениями законов и правил об охране леса, за совершение которых санкций не установлено. Для прекращения подобных нарушений необходимо принимать соответствующие меры через вышестоящие организации, местные советские органы, использовать радио, печать и т. д.
Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений .
ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охранылесов
Нарушением лесного законодательства, то есть лесонарушением. следует считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам как
входящие в состав государственной леснойохраны. в соответствии со ст.221.
охранылесовот пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений в колхозных. лесах. городских лесах. лесах заповедников и закрепленных лесах. позднее же.
(лесничеств) устанавливать в интересах лесного хозяйства и охранылеса также.
При выявлении лесонарушений составляется. протокол об этом в установленной форме.
"ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" (утв. Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.86 N 1) (вместе с "ПОРЯДКОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО УНИЧТОЖЕНИЕМ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕМ ЛЕСА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОДЖОГА ИЛИ НЕБРЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ", "ПОРЯДКОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПОВРЕЖДЕНИЕМ ЛЕСА СТОЧНЫМИ ВОДАМИ, ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ПРОМЫШЛЕННЫМИ И КОММУНАЛЬНО - БЫТОВЫМИ ВЫБРОСАМИ, ОТХОДАМИ И ОТБРОСАМИ, ВЛЕКУЩЕМ ЕГО УСЫХАНИЕ ИЛИ ЗАБОЛЕВАНИЕ")
постановление, инструкция, порядок
Лесонарушение совершено арендатором в период с ноября 2013 по декабрь 2014 г.Протокол на арендатора составлен в в июне 2015 г.В процессе рассмотрения дела в арбитражном суде (февраль 2016) в качестве соответчиков привлечены подрядчик ООО1 и субподрядчики ООО 2 и ООО3.В связи с вновь открывшимися обстоятельствами (рубка производилась не арендатором, а подрядчиками) составлены протоколы на ООО1, ООО2, ООО3Вопросы:1. Возможно ли в указанном случае составление нескольких протоколов за одно и тоже леонарушение (на разные юр. лица)2. Нарушен ли срок составления протокола?3. Законно ли вообще составление протоколов по лесонарушениям?_____________________________________________________________________На основании Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства (утв. Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1) срок составления протоколов 10 суток. С 01 июля 2002 года на территории Российской Федерации не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР (статья 4 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ).
Ответ1) да, возможно. К административной ответственности могут быть привлечены все виновные в допущенном правонарушении лица. Закон не запрещает составление протоколов в отношении разных юр. лиц по одному факту правонарушения, если в их действиях имеется состав административного правонарушения (ст.2.1 КоАП РФ).
2) согласно ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Таким образом, протоколы составлены с нарушением сроков, предусмотренных законом, если после установления открывшихся обстоятельств рубки подрядчиками нарушены сроки составления протоколов, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
В то же время, данные сроки не являются пресекательными, в связи с чем, суды не признают нарушение данных сроков существенным нарушением процессуальных норм, влекущим освобождение от административной ответственности или отмену уже вынесенных постановлений о назначении наказания.
3) при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях, составление протоколов уполномоченным на их составление должностным лицом является законным (ч.3 ст.28.1 КоАП РФ).
Правонарушения в области лесопользования предусмотрены различными статьями КоАП РФ (глава 7. глава 8 КоАП РФ), например, ч.2 ст.8.25 КоАП РФ «Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений».
Для определения соблюдения срока давности при составлении протоколов (ст.4.5 КоАП РФ, п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) необходимо знать состав вменяемых правонарушений (т.е. статью КоАП РФ, по которой составлены протоколы), дату составления протоколов, дату выявления факта совершения правонарушения, а также определить является ли правонарушение длящимся.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .
«Статья 2.1. Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.*
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
«4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными*, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения».*
3. Постановление 13 ААС от 13.07.2012 № А26-233/2012
«В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом следует иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что выявленные лесничеством правонарушения относятся к длящимся правонарушениям. Длящееся правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением лицом возложенных на него обязанностей. Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления. Данная особенность обусловливает иной порядок исчисления срока давности, поскольку затруднительно определить момент совершения длящегося правонарушения.
Момент обнаружения длящегося административного правонарушения связан с фактическим выявлением контролирующим органом обстоятельств, указывающих на несоблюдение юридическим лицом требований законодательства по охране окружающей среды, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.*
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушением законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Родовым объектом правонарушений, объединенных в главе 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Она включает в себя и статью 8.25 Кодекса.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой».
«Апелляционная инстанция не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по указанным статьям составляет два месяца, а не год.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
С учетом приведенных положений давность привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 8.25 и частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, составляет один год, поскольку вменяемое обществу административное правонарушение относятся к нарушениям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования и, соответственно, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в данном случае не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В настоящем деле годичный срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения правонарушения.*
В постановлении от 18.12.2013 № 247-4/2013 о привлечении к административной ответственности указано, что правонарушение выявлено министерством 12.09.2013.
При этом из материалов дела, а именно акта осмотра от 10.09.2013 и протокола об административном правонарушении 18.11.2013 № 1.1 следует, что днем обнаружения указанного правонарушения является 10.09.2013.
Ввиду вышеуказанного, годичный срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ следует исчислять с 10.09.2013.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления от 18.12.2013 № 247-4/2013 годичный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек».
Уголовная ответственность за лесонарушения
4.6. Лица, виновные в лесонарушениях, несут уголовную ответственность в соответствии с уголовными кодексами союзных республик.
В частности, лица, виновные в умышленном уничтожении или существенном повреждении лесных массивов путем поджога, в результате небрежного обращения с огнем либо источниками повышенной опасности, а также в незаконных порубках, несут ответственность по статьям 98, 99 или 169 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик.
5. Порядок составления и направления
протоколов о лесонарушениях
5.1. О лесонарушениях, совершенных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
5.1.1. О каждом лесонарушении составляется протокол по соответствующей форме:
об уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем - по форме, приведенной в приложении N 3 и настоящей Инструкции;
о нарушении требований пожарной безопасности в лесах, кроме случаев, когда штраф налагается и взимается на месте нарушения, - по форме, приведенной в приложении N 4 к настоящей Инструкции;
об остальных лесонарушениях - по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящей Инструкции.
Протокол о лесонарушении составляется уполномоченным должностным лицом исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, государственной лесной охраны СССР, лесной охраны министерства, государственного комитета, ведомства, исполнительного комитета городского Совета народных депутатов, межхозяйственного предприятия (организации), их объединения по ведению лесного хозяйства или лесной охраны колхоза, а также работником милиции, народным дружинником, общественным инспектором охраны природы или общественным лесным инспектором.
При составлении протокола указанные лица обязаны иметь при себе удостоверяющие их полномочия документы, которые предъявляются по требованию лица, совершившего лесонарушение.
Примечание. При наличии акта освидетельствования мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов протокол по форме, предусмотренной в приложении N 5, составляется в том случае, если нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР влечет за собой административную или уголовную ответственность должностных лиц или граждан, так как акт освидетельствования является основанием для предъявления требования о взыскании неустойки.
При выявлении нарушения Правил в процессе текущего контроля указанный протокол составляется и направляется в порядке, установленном настоящим разделом. В этом случае он является основанием для предъявления требования о взыскании неустойки и привлечения должностных лиц или граждан к установленной законом ответственности.
5.1.2. При совершении лесонарушения несколькими лицами составляется один протокол в отношении всех совместно действовавших лесонарушителей.
5.1.3. В тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации (в том числе колхозы, межхозяйственные предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства) для подписания протокола должны быть приглашены их представители. Однако неявка в срок этих лиц не препятствует составлению протокола.
5.1.4. Если личность лесонарушителя не может быть установлена на месте нарушения, он доставляется в ближайший поселковый или сельский Совет народных депутатов или отделение милиции для установления его личности и составления протокола.
5.1.5. Протокол о лесонарушении составляется не менее, чем в 3-х экземплярах, а если лесонарушителем является предприятие, учреждение, организация (в том числе колхоз, межхозяйственное предприятие (организация) и их объединение по ведению лесного хозяйства), - не менее, чем в 4-х экземплярах.
5.1.6. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лесонарушителем, а если таковым является предприятие, учреждение, организация (в том числе колхоз, межхозяйственное предприятие (организация) и их объединение по ведению лесного хозяйства), - ее представителем, присутствующим при составлении протокола. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами.
Лицо, совершившее лесонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
5.1.7. В случае, если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения, и его местожительство известно, лесонарушителю вручается под расписку извещение о времени и месте составления протокола. При невозможности вручить извещение лично, оно направляется лесонарушителю заказным письмом с сохранением почтовой квитанции. При неявке лесонарушителя по вызову письменное доказательство о вручении ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.
При совершении лесонарушения несовершеннолетними гражданами извещение о времени и месте составления протокола направляется их родителям (опекунам или попечителям).
5.1.8. При необнаружении лесонарушителя, отказе явиться для участия в составлении протокола, а также при отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, причем такой протокол считается надлежаще оформленным.
5.1.9. Протокол о лесонарушении должен быть составлен:
не позднее десяти суток, а при нарушении требований пожарной безопасности в лесах - не позднее пяти суток со дня обнаружения нарушения;
в случае уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем - не позднее пяти суток после ликвидации пожара.
5.1.10. Протокол о лесонарушении должен быть написан четко и разборчиво. На все вопросы, содержащиеся в форме протокола, должны быть даны исчерпывающие ответы. Если бланк протокола не сможет вместить всех имеющихся сведений о лесонарушении и причиненном им лесному хозяйству ущербе, необходимо сделать вкладыш к протоколу или дать соответствующие сведения и расчеты в виде приложения к нему, скрепить их подписями, пронумеровать вместе с протоколом и указать, какие пункты протокола они дополняют.
При необходимости к протоколу о лесонарушении прилагается выкопировка из плана лесонасаждений с нанесением на нем границ участка леса либо земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом, на котором совершено нарушение, с привязкой этих границ к опорной сети граничных линий и ограничительных знаков.
5.1.11. Все действия по определению размера ущерба или неустойки, оформлению составленного протокола и дальнейшему направлению материалов осуществляются лесхозом, в лесах которого совершено лесонарушение, независимо от того, кем из указанных в пункте 5.1.1 настоящей Инструкции лиц составлен протокол.
5.1.12. Лесхозы вправе привлекать с согласия соответствующих руководителей специалистов научно-исследовательских учреждений, лабораторий и других организаций для проведения анализов, экспертизы, выдачи заключений о причинной связи между действиями лесонарушителя и наступившими последствиями, о размере нанесенного ущерба при повреждении леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание, а также по другим вопросам, связанным с привлечением виновных к ответственности за лесонарушения.
5.1.13. При наложении и взимании штрафа на месте нарушения протокол не составляется. Об уплате штрафа выдается квитанция по одной из форм, приведенных в приложениях N 6, 7, 8 к настоящей Инструкции, для чего должностные лица, которым предоставлено право наложения и взимания штрафа на месте, снабжаются квитанционными книжками, изготавливаемыми Гослесхозом СССР или по его поручению министерствами лесного хозяйства союзных республик, государственными комитетами союзных республик по лесному хозяйству. При отказе от уплаты штрафа на месте нарушения составляется протокол о нарушении требований пожарной безопасности в лесах по форме, приведенной в приложении N 4, в порядке, предусмотренном пунктами 5.1.1 - 5.1.12 настоящей Инструкции. В этом случае, если личность лесонарушителя не может быть установлена на месте, он доставляется в ближайший сельский или поселковый Совет народных депутатов или отделение милиции для установления его личности и составления протокола.
5.1.14. Устранение нарушений после составления протокола о лесонарушении не может служить основанием для освобождения лесонарушителя от установленной ответственности.
5.1.15. Работники лесной охраны задерживают в лесу или по пути из леса незаконно добытую лесонарушителем лесную продукцию и принимает ее на хранение.
Лесонарушитель обязан перевезти за свой счет задержанную продукцию в указанное работниками лесной охраны место хранения, если оно находится в пределах территории лесхоза, в лесах которого совершено нарушение.
В тех случаях, когда вывозка лесонарушителем из леса незаконно добытой продукции непосредственно прослежена работниками лесной охраны до места потребления, они налагают арест на вывезенную лесную продукцию на месте потребления. Наложение ареста оформляется актом с участием представителя сельского Совета народных депутатов.
Лесная продукция, на которую наложен арест, принимается на хранение работниками лесной охраны или сдается на хранение под расписку в протоколе исполнительному комитету местного Совета народных депутатов, предприятию, учреждению, организации, гражданам, а в необходимых случаях - лесонарушителю.
О задержании незаконно добытой продукции в лесу или по пути следования из леса либо о наложении на нее ареста на месте потребления делается соответствующая запись в протоколе с указанием количества задержанной или арестованной продукции.
5.1.16. Протокол не позднее трех суток по его составлении передается лесничему, а в лесхозе, не имеющем лесничеств, - соответствующему работнику лесхоза.
Лесничий или по его поручению помощник лесничего (в лесхозе, не имеющем лесничеств, - соответствующий работник лесхоза) обязан в трехдневный срок с момента получения протокола проверить правильность его составления, определить количество самовольно срубленной древесины и другой незаконно добытой продукции, размер ущерба, нанесенного лесному хозяйству лесонарушителем, или неустойку, внести эти данные в соответствующие графы бланка протокола, зарегистрировать протокол в установленном порядке и передать его в лесхоз под расписку или направить заказным письмом.
Примечание. В случае отсутствия в лесничестве данных, необходимых для определения ущерба, причиненного лесному хозяйству лесонарушителем, или неустойки, размер ущерба или неустойки определяется в лесхозе.
5.1.17. Лесхоз отмечает на полученном протоколе дату его поступления, проверяет правильность составления протокола, устанавливает, в который раз совершено лесонарушение данным виновным лицом в течение последних трех лет (о чем делается соответствующая запись в протоколе) и регистрирует протокол в установленном порядке. Протокол хранится в лесхозе в течение трех лет со дня его составления.
5.1.18. Дела о мелких лесонарушениях, не носящих характера промысла и совершенных впервые, если причиненный ущерб не превышает десяти рублей по действующим в союзных республиках таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесонарушениями, а также дела о лесонарушениях, не влекущих уголовной ответственности, в тех случаях, когда лесонарушитель не обнаружен, могут быть прекращены руководителем лесхоза.
5.1.19. Лесхоз на основании протокола о лесонарушении направляет лесонарушителю требование о добровольном возмещении ущерба, если совершенным лесонарушением причинен материальный ущерб лесному хозяйству, или о добровольной выплате неустойки, если нарушены Правила отпуска древесины на корню в лесах СССР:
предприятиями, учреждениями и организациями (кроме колхозов, межхозяйственных предприятий (организаций) и их объединений по ведению лесного хозяйства) - в сроки, установленные Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1973 г. N 758;
колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) и их объединениями по ведению лесного хозяйства и гражданами - в пятнадцатидневный срок.
5.1.20. Требование о добровольном возмещении ущерба или добровольной выплате неустойки вручается лесонарушителю под расписку или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении заказного отправления, а при совершении лесонарушения несовершеннолетним вручается или направляется его родителям (опекуну или попечителю).
Предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе колхозам, межхозяйственным предприятиям (организациям) и их объединениям по ведению лесного хозяйства) вручается или направляется при этом один экземпляр протокола.
5.1.21. Независимо от предъявления требования о добровольном возмещении ущерба, протокол со всеми материалами не позднее трех суток со дня его получения направляется лесхозом с соответствующим заявлением:
5.1.21.1 в органы милиции, если совершенное лесонарушение влечет уголовную ответственность должностных лиц или граждан, а также, если лесонарушение имеет признаки уголовно наказуемого деяния, а лесонарушитель остался невыявленным.
В том случае, когда совершенным гражданином лесонарушением, которое влечет уголовную ответственность, причинен ущерб лесному хозяйству, исковое заявление о возмещении ущерба прилагается к заявлению о привлечении лесонарушителя к уголовной ответственности;
5.1.21.2 в административную комиссию при исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов либо в исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, если лесонарушение влечет административную ответственность должностных лиц или граждан, для привлечения виновных к административной ответственности. В том случае, когда лесонарушением, совершенным гражданином и влекущем административную ответственность, лесному хозяйству причинен ущерб, сумма которого не превышает 50 рублей, протокол направляется в административную комиссию после возмещения лесонарушителем ущерба в добровольном порядке, а при неудовлетворении требования лесхоза о добровольном возмещении ущерба - по истечении установленного для этого срока*(8). К протоколу прилагается заявление о привлечении лесонарушителя к административной ответственности и взыскании с него нанесенного ущерба, если он не возмещен лесонарушителем в добровольном порядке*(9);
5.1.21.3 уполномоченному должностному лицу в соответствии с пунктом 4.4 настоящей Инструкции для привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожаре либо распространение его на значительной площади. Постановление о наложении штрафа выносится должностным лицом по форме, приведенной в приложении N 9.
В указанных случаях протокол также может быть направлен в административную комиссию при исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов или в исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов с соблюдением правил пункта 5.1.21.2 настоящей Инструкции;
5.1.21.4 в районную (городскую), районную в городе комиссию по делам несовершеннолетних, если лесонарушение совершено несовершеннолетним. При этом, если сумма причиненного лесонарушением ущерба не превышает размер ущерба, который комиссия по делам несовершеннолетних вправе в соответствии с законодательством союзных республик обязать несовершеннолетнего возместить или устранить своим трудом, протокол направляется в комиссию по делам несовершеннолетних после возмещения лесонарушителем (его родителями, опекуном или попечителем) ущерба в добровольном порядке, а при неудовлетворении требования лесхоза о добровольном возмещении ущерба - по истечении установленного для этого срока*(10).
К протоколу прилагается заявление о привлечении лесонарушителя к установленной законом ответственности и взыскании с него нанесенного ущерба, если он не возмещен лесонарушителем (его родителями, опекуном или попечителем) в добровольном порядке.
5.1.22. При неудовлетворении лесонарушителем требования лесхоза о добровольном возмещении ущерба или добровольной выплате неустойки в установленный срок (пункт 5.1.19 настоящей Инструкции) исковое заявление о взыскании ущерба и один экземпляр протокола с соблюдением сроков исковой давности, указанных в пункте 5.1.24 настоящей Инструкции, направляются:
в народный суд, если лесонарушение совершено гражданином или колхозом, межхозяйственным предприятием (организацией) и их объединением по ведению лесного хозяйства;
в вышестоящую организацию, которой подведомственно предприятие, учреждение, организация, совершившая лесонарушение, в тех случаях, когда сумма ущерба не превышает 100 рублей;
в государственный арбитраж, если лесонарушителем является предприятие, учреждение, организация (кроме колхоза, межхозяйственного предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства), а сумма ущерба превышает 100 рублей.
При неудовлетворении требования лесхоза о добровольном возмещении ущерба, не превышающего 50 рублей, который причинен лесонарушением, влекущем административную ответственность, или о добровольном возмещении ущерба, не превышающего суммы, которая может быть взыскана комиссией по делам несовершеннолетних с несовершеннолетнего лесонарушителя, материалы для привлечения к административной ответственности лесонарушителя и взыскания с него ущерба направляются соответственно в административную комиссию при исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, или в исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, или в районную (городскую), районную в городе комиссию по делам несовершеннолетних согласно правилам, изложенным в пунктах 5.1.21.2 и 5.1.21.4 настоящей Инструкции.
5.1.23. В союзных республиках, где в соответствии с действующим законодательством дела о взыскании ущерба, причиненного лесонарушениями, совершенными гражданами впервые, если ущерб не превышает тридцати рублей по действующим таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, подлежат рассмотрению в товарищеских судах, протокол о таком лесонарушении направляется в товарищеский суд для применения мер общественного воздействия и взыскания ущерба, если он не возмещен лесонарушителем в добровольном порядке.
5.1.24. В соответствии со статьей 16 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик для предъявления в суд или арбитраж исков о взыскании сумм в возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству, применяются следующие сроки исковой давности:
к предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе к колхозам и иным кооперативным и другим общественным организациям) - годичный срок;
к гражданам - трехгодичный срок.
Для взыскания неустойки с предприятий, учреждений, организаций и граждан согласно статье 79 Гражданского кодекса РСФСР и соответствующим статьям гражданских кодексов других союзных республик срок исковой давности установлен продолжительностью в шесть месяцев.
5.1.25. Срок исковой давности по спорам, связанным со взысканием ущерба, причиненного лесонарушением, или неустойки, исчисляется со дня составления протокола, если он составлен своевременно, или со дня, когда протокол должен быть составлен. В том случае, если лесхозу о лесонарушении стало известно из справки или других документов лесопользователя о количестве фактически заготовленных древесины и другой продукции, срок исковой давности исчисляется со дня получения этой справки или других документов*(11).
5.1.26. С лесхозов государственная пошлина по предъявленным в народные суды и арбитраж искам к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству, и о взыскании неустоек не взимается.
5.1.27. По искам о возмещении ущерба, причиненного лесонарушением в колхозных лесах, если сумма ущерба подлежит взысканию в доход колхоза, межхозяйственного предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства, государственная пошлина уплачивается в установленном порядке.
5.1.28. В тех случаях, когда лесхоз расположен на территории нескольких административных районов, областные, краевые, республиканские (в том числе союзных республик, не имеющих областного деления) государственные органы лесного хозяйства могут предоставить право лесничим непосредственно направлять протоколы о лесонарушениях в соответствии с пунктами 5.1.19 - 5.1.23 настоящей Инструкции. В этом случае учет лесонарушений и все записи о направлении и дальнейшем движении дел ведутся также в лесничествах, причем последние обязаны сообщать соответствующие сведения лесхозу для ведения учета в лесхозе.
5.2. О лесонарушениях, совершенных лесхозами.
5.2.1. Если лесонарушение допущено лесхозом системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, протокол о лесонарушении составляется должностными лицами государственной лесной охраны вышестоящей лесохозяйственной организации или государственного органа лесного хозяйства либо финансовыми органами, выявившими нарушение. Протоколы о лесонарушениях, совершенных лесхозами, ведущими лесное хозяйство в городских лесах, закрепленных лесах, лесах заповедников и колхозных лесах, составляются должностными лицами соответственно лесной охраны исполнительных комитетов городских Советов народных депутатов, министерств, государственных комитетов, ведомств, межхозяйственных предприятий (организаций) и их объединений по ведению лесного хозяйства, колхозов, а также должностными лицами государственной лесной охраны СССР или финансовыми органами, выявившими нарушение.
5.2.2. Протоколы о лесонарушениях, совершенных лесхозами, направляются:
в милицию, если совершенное лесонарушение влечет уголовную ответственность должностных лиц, по вине которых допущено лесонарушение;
в административную комиссию при исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов либо в исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, если лесонарушение влечет административную ответственность должностных лиц, а в случаях нарушения требований пожарной безопасности в лесах, уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем - должностному лицу, правомочному налагать штраф за указанные нарушения, или в административную комиссию при исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, или в исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов.
5.2.3. Сумма ущерба, причиненного лесному хозяйству лесонарушениями, совершенными лесхозами, суммы неустоек, стоимость незаконно добытой древесины и другой продукции, исчисленные на основании протоколов о лесонарушениях, вносятся лесхозами в доход бюджета в пятнадцатидневный срок. В случае неуплаты этих сумм в установленный срок они взыскиваются финансовыми органами со счетов лесхозов в бесспорном порядке.
5.2.4. В случае несогласия лесхоза с исчисленной районным, городским финансовым отделом суммой, заявленного в письменной форме до наступления срока уплаты этих средств в бюджет, взыскание исчисленной суммы (или части этой суммы) не производится до рассмотрения разногласий вышестоящим финансовым органом. В этих случаях районный, городской финансовый отдел жалобу лесхоза с приложением своего расчета в трехдневный срок направляет вышестоящему финансовому органу, который рассматривает эту жалобу с участием соответствующего органа лесного хозяйства и о результатах сообщает лесхозу и районному, городскому финансовому отделу.
Суммы ущерба и неустоек, определенные вышестоящим финансовым органом, после рассмотрения жалобы подлежат взысканию с лесхоза в бюджет. Подача лесхозом жалобы на действия вышестоящего финансового органа не приостанавливает взыскания определенной им суммы ущерба или неустоек.
5.2.5. Руководители лесхозов обязаны следить за движением дел о лесонарушениях в судах, милиции, прокуратуре и арбитраже и за выполнением вынесенных этими органами решений.