Руководства, Инструкции, Бланки

организация и руководство физическим воспитанием img-1

организация и руководство физическим воспитанием

Рейтинг: 4.6/5.0 (1938 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Формы физического воспитания студентов

Формы физического воспитания студентов

Организация и руководство физическим воспитанием

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов; профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Формы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

Другие статьи

Организация и руководство физическим воспитанием, Заключение, Список используемых источников - Основы организации физического воспитания в высшем учеб

Организация и руководство физическим воспитанием

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

Заключение

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Сегодня физическая культура должна интегрироваться в комплекс гуманитарных дисциплин высшего профессионального образования: с учетом новых требований будущий специалист должен осуществлять физкультурно-спортивную деятельность таким образом, чтобы она стала эффективным средством развития его интеллектуальных способностей, креативности и духовно-нравственных сил. То есть основной целью учебного процесса должно стать не только овладение комплексом общепредметных знаний, умений и навыков, а в первую очередь - создание условий для самореализации, саморазвития студента. Однако в настоящее время в преподавании физической культуры акцент зачастую смещен на компонент двигательной активности, на алгоритмичность действий преподавателя и студента: педагог рассказывает и демонстрирует - студент воспроизводит [5].

Список используемых источников

1) Анализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов //Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 119-123.

2) Валетов М.Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: автореф. дис. - Челябинск, 2006. - 24 с.

3) Гусева Н.Л. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе // Психология и педагогика. - 01.03.2011.

4) Ильин А.А. Капилевич Л.В. Проблемы организации и содержания физического воспитания студентов в техническом университете // Психология и педагогика. - 25.03.2011.

5) Капилевич Л.В. Шилько В.Г. Мониторинг системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 16-18.

6) Косухин В.В. Кривцов А.С. Завизинова Н.А. Восстановление и поддержание здоровья студентов средствами физической культуры //Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация в высших учебных заведениях: сб. статей IV международной научной конференции. - Белгород-Красноярск-Харьков: ХГАДИ, 2011. - С. 130-132.

7) Красильникова Е.В. Состояние здоровья студентов гуманитарного вуза применительно к занятиям физической культурой // Инновации молодых: сборник науч. трудов общ. ред. Ф.И. Иванов, С.А Шипилова. - Новокузнецк, 2011. - С. 169-179.

8) Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2000. - № 5. - С. 35-39.

9) Потовская Е.С. Кабачкова А.В. Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи // В мире научных открытий. - 2010. - № 4(10). - С. 119-120.

10) Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: Автореф. дис. - Красноярск, 2008. - 24 с.

11) Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. - Томск: ТГУ, 2005. - 173 с.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Реферат «организация Физического Воспитания В Вузе» По Физической Культуре (Бадакин А

/ Реферат «организация Физического Воспитания В Вузе» По Физической Культуре (Бадакин А. В.)

Нормативно-правовой статус учебной дисциплины «физическая культура» в университете………………………………………………………………………….4

1.1 Организация и руководство физическим воспитанием в университете…. 4

1.2 Формы физического воспитания студентов…………………………………4

1.3 Руководство процессом физического воспитания в университете………. 5

Организация учебного процесса о дисциплине «физическая культура» в университете………………………………………………………………………….6

2.1 Распределение студентов для практических занятий по физической

2.2 Содержание программы учебной дисциплины «Физическая культура» в университете………………………………………………………………………..7

Список использованной литературы

В расписании каждого студента I-IV курса присутствует дисциплина «Физическая культура», освоение которой связано с определенными трудностями. Студенты приходят в вуз с различным уровнем физической подготовленности, которая во многом зависит от построения процесса физического воспитания в каждой школе. Действительно, в разных школах организация и содержание физического воспитания существенно отличается своим уровнем и качеством подготовки, что сказывается на уровне знаний и сформированности двигательных и спортивных навыков выпускников школ.

Нередко среди студентов встречается негативное отношение к дисциплине «физическая культура», а так же полное непонимание ее сущности и значимости для физического и психологического развития. Но не все так пессимистично. По данным проведенных опросов среди первокурсников, многие выражают желание иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, заниматься различными видами спорта. Все это способствует самоутверждению молодого человека в кругу своих сверстников, в учебном профессиональном коллективе.

Регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта способствуют раскрытию природных задатков и способностей, исправлению недостатков в физическом развитии и физической подготовленности.

В течение первых четырех лет обучения студента предусмотрены небольшой теоретический курс, а так же организованные на основе самостоятельно выбранного самим студентов определенного вида спорта или системы физических упражнений. Существует четыре варианта мотивации:

-выбор вида спорта с целью достижения высоких спортивных результатов;

-выбор определенного вида спорта для укрепления здоровья, коррекция телосложения и осанки, повышения общей работоспособности и психологической устойчивости;

-выбирается вид спорта на основе уже имеющегося некоторого спортивного опыта или интереса с целью активного отдыха, для снятия общего утомления, нервно-эмоционального напряжения;

-выбор видов спорта с целью психофизиологической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных задач преподавателей физического воспитания является ознакомление студентов с взаимосвязями между занятиями спортом и жизнедеятельностью человека, с возможностями различных видов физических упражнений не только влиять на совершенствование общей функциональной подготовленности молодого человека, но и обеспечивать его психофизическую подготовленность к будущей профессиональной деятельности.

Нормативно-правовой статус учебной дисциплины «физическая культура» в университете.

Основным законодательным документом, определяющим основное содержание, обязательность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учебных заведениях, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999), в котором в статье 14 «Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» указывается, что на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения устанавливают формы занятия физической культурой, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Согласно приказу «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», ректоры образовательных учреждений высшего профессионального образования обязаны обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, предусмотреть выделение 408 часов на дисциплину «физическая культура» с проставлением итоговой оценки.

1.1. Организация и руководство физическим воспитанием в университете.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогический воздействий и самовоспитания.

Целью физического воспитания студентов в вузах является содействие подготовки гармонично развитых, квалифицированных специалистов.

1.2. Формы физического воспитания студентов

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в университете. Они планируются в учебных планах по всем направлениям подготовки и специальностям, их проведение обеспечивается преподавателями кафедры физического воспитания и спорта на первых четырех годах обучения студентов в объеме: на первом и втором курсе – по 4 часа обязательных занятий, на всех последующих – по 2 часа в неделю.

В свободное от учебных занятий время могут проводиться и самостоятельные занятия физической культурой, а так же под руководством преподавателей-тренеров.

Выделим следующие формы физического воспитания:

-физические упражнения в режиме дня

Направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов;

-секционные занятия различными видами спорта или системами физических упражнений;

-массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия

Направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов;

-самостоятельные занятия различными физическими упражнениями определенной направленности

Способствуют лучшему усвоению материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт и отдых студентов.

1.3. Руководство процессом физического воспитания в университете.

В вузе обще руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, также организация наблюдения за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса возложена на кафедру физического воспитания и спорта университета. Ответственность за организацию, содержание и адекватность физической нагрузки возможностям занимающихся и непосредственно на каждом занятии несет преподаватель, проводящий данное учебное занятие.

Руководство, организация и проведение секционных занятий осуществляется соответствующей общественной организацией – спортивным клубом. Непосредственную ответственность за проведение учебно-тренировочных занятий несет преподаватель-тренер.

При организации общевузовских или факультетских массовых, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий общее руководство осуществляется «Оргкомитетом», созданным и утвержденным ректоратом (деканатом). Организация и руководство отдельными разделами проводимого мероприятия поручается отдельным административным подразделениям, общественным организациям вуза (факультета) или спортивному клубу.

Медицинское обследование, допуск к занятиям физической культурой и спортивным соревнованиям, постоянное наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года и на всем периоде обучения студента в вузе осуществляется поликлиникой. Медицинские работники обслуживают и массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в университете.

Организация учебного процесса о дисциплине «физическая культура» в университете.

2.1. Распределение студентов для практических занятий по физической культуре.

Основным принципом организации учебного процесса по физической культуре является дифференцированный подход к студентам с различным состоянием здоровья, уровнем функциональной и физической подготовленности.

Для проведения практических занятий по физкультуре на каждом занятии создается три учебных отделения: основное, спортивное и специальное. Каждое учебное отделение имеет свои особенности при комплектовании учебных групп. Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на первом курсе в начале учебного года и на последующих курсах – в конце учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, уровень физического развития каждого студента и определяет ему одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям не допускаются.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по обязательным и дополнительным тестам рабочей программы по физической культуре.

На основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам, и разделяются по группам с учетом пола.

Учебные группы спортивного отделения формируются по видам спорта и с учетом пола, в них зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд и проявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемом в вузе.

В отдельных случаях на спортивное отделение могут быть зачислены студенты, не имеющие спортивного разряда, но показавшие на контрольном тестировании хорошую общую физическую подготовленность.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Учебные группы этого отделения формируются с учетом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

Для студентов специального отделения, имеющих направление на ЛФК или освобожденных от практических занятий по физической культуре, в каждом отдельном случае преподавателем, ведущим занятия в специальном отделении, определяются дополнительные требования в соответствии с требованиями действующей программы.

Преподаватель имеет право не допустить к выполнению зачетных упражнений и нормативов студентов, не регулярно посещавших учебные занятия и не получивших необходимой подготовки.

2.2. Содержание программы учебной дисциплины «Физическая культура» в университете

Рабочая программа включает четыре раздела:

-практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного;

-контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет учебного процесса и результатов учебно-тренировочной деятельности студентов.

Материал программы включает два взаимосвязанных компонента: обязательный и вариативный, учитывающий индивидуальность студентов, их интересы и потребности, региональные условия, особенности будущей профессии и т.д.

Организационно-методический раздел определяет цели и задачи курса.

Реализация обязательного минимума содержания программы должна обеспечить студентам по окончании курса обучения приобретение следующих знаний и умений:

-понимать роль физической культуры в обществе, развитии человека и подготовке специалиста;

-знать основы здорового образа жизни, владеть системой практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствования психофизических способностей и качеств;

-приобрести знания и личный опыт методически грамотного использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей.

Материал теоретического раздела программы предусматривает овладение студентами системой конкретных научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности.

На методико-практических занятия во всех учебных отделениях осваиваются основные методики и способы формирования отдельных учебных, профессиональных и жизненных навыков средствами физической культуры и спорта.

Учебно-тренировочные занятия в основном учебном отделении, где занимаются практически здоровые студенты, базируется на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки.

Практический учебный материал для студентов спортивного отделения, занимающихся в учебных группах по видам спорта, включает в себя те же обязательные физические упражнения, что и для студентов основного отделения: бег, плавание, спортивные игры, лыжные гонки, отдельные дисциплины по легкой атлетике.

Практический учебный материал для групп специального отделения разрабатывается кафедрами физического воспитания с учетом медицинских показаний для каждого студента.

Контрольный раздел. Студенты, занимающиеся в основном, спортивном и специально отделениях и выполнившие учебную программу, на каждом семестре сдают зачет по физической культуре с соответствующей записью в зачетной книжке студента.

Критерием успешности освоения учебного материала является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения занятий и выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической и спортивно-технической подготовки для отдельных групп различной спортивной направленности.

В каждом семестре студенты выполняют не более пяти тестов, включая три обязательных теста контроля общей физической подготовленности в каждом втором полугодии.

Список использованной литературы

1. Организация физического воспитания в университете. Учебно-методическое пособие ( В.И. Илинич, В.Г. Щербаков)

2.Спортивная физиология. Физкультура испорт (Я.М.Коц)

Организация физического воспитания учащихся - Студопедия

Организация физического воспитания учащихся

Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности руководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического воспитания учащихся является учитель физической культуры. Его основные обязанности:

· несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

· ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;

· организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе;

· обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов;

· организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешкольным спортивным соревнованиям;

· содействует профориентации учащихся и т.д.

Но учитель физической культуры сможет успешно выполнить все свои обязанности лишь при условии содействия каждого члена педагогического коллектива. В первую очередь это директор школы. на которого возлагается:

· обеспечение необходимых условий для проведения уроков физической культуры, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, внеклассная спортивно-массовая работа;

· обеспечение систематического контроля за работой по физическому воспитанию учащихся;

· организация регулярных медицинских осмотров учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы :

· несет ответственность за организацию и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;

· предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию;

· участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы.

Классные руководители и учителя :

· добиваются соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвуют в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня;

· содействуют вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечивают соблюдение гигиенических требований к проведению урока по своему предмету, следят за правильной осанкой учащихся.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. В процессе физического воспитания решается три группы задач:

· оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всестороннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соответствии с возрастом), содействие закаливанию организма;

· образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, лазания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;

· воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эстетическому, умственному воспитанию.

Формы организаций физического воспитания в школе :

· физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

· ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня;

Эти формы дополняются организацией физического воспитания во внешкольных учреждениях :

· систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования;

· массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха;

· массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах.

Формами организации физического воспитания детей в семье могут быть:

· физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

· самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическому воспитанию;

· самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлечения, в том числе с участием взрослых;

· участие семей в соревнованиях по месту жительства.

По признаку обязательности все формы физического воспитания делятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные.

По признаку организации обучения — на урочные и неурочные.

Основные признаки урочной формы :

· наличие квалифицированного педагога;

· определяемое программой содержание урока;

· обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;

· обязательная оценка результатов деятельности;

· систематичность проведения занятий по стабильному расписанию;

· относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.

Эффективность решения задач физического воспитания обуславливается комплексностью его содержания. Задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков физической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровитель-ных мероприятий в режиме учебного дня определяются "Комплексной программой физического воспитания учащихся 1—11 классов общеобразовательной школы". В основе программы лежит комплексное решение задач физического воспитания.

В пояснительной записке изложены цели, задачи физического воспитания, общие рекомендации распределения и планирования учебного процесса и т.д.

Программа состоит из пяти отдельно оформленных частей.

1. "Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня". Представлены общие рекомендации по определению содержания мероприятий в трех возрастных группах учащихся (1—4, 5—8, 9—11 классы).

2. "Уроки физической культуры". Представлена учебная программа по предмету "Физическая культура" — типовой учебный материал теоретического и практического характера, дифференцированный в соответствии с возрастными особенностями учащихся для каждого класса, а также учебные нормативы и требования уровня физической подготовленности.

3. "Профессионально-прикладная физическая подготовка" — дополнительный (к учебной программе) подбор средств, способствующих углубленному совершенствованию физических и психических качеств, двигательных умений и навыков, повышающих сопротивляемость организма. Подбор средств осуществлен на основе профессиональной ориентации с учетом профессий, которые могут быть выбраны учащимися. В разделе выделены группы профессий (однородных), психофизиологические требования и рекомендуемые средства профессионально-прикладной физической подготовки.

4. "Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом". Представлено содержание занятий в школьных кружках физической культуры (1—4 классы), группах ОФП, секциях по видам спорта.

5. "Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия". Даны общие рекомендации по определению содержания ежемесячных дней здоровья и спорта для учащихся 1, 2—7, 8—11 классов, внутришкольных соревнований, туристических походов.

В конце комплексной программы представлены две таблицы.

Таблица 1 — примерный объем двигательной активности учащихся каждого из классов 11-летней школы.

Таблица 2 — перечень видов физических упражнений, рекомендуемых для развития физических качеств учащихся конкретных классов.

8.3. Формы организации физического воспитания
в школе

Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают:

· учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

· организационно-управленческую и контролирующую деятельность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

· учебно-познавательную деятельность учеников, результат которой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

1. Вводно-подготовительная часть (5—12 мин). Цель — организация класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к решению задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты.

2. Основная часть (30—35 мин). Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется комплексной программой.

3. Заключительная часть (3—5 мин). Цель — приведение организма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Задачи и содержание применяемых средств направлены на снижение физиологического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение общей и моторной плотности урока (формулы расчета показателей ОП и МП представлены в гл. 5, с.66).

Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической культуры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок обладает несколькими характерными признаками.

С учетом основной направленности :

· урок общей физической подготовки — организуется с людьми любого возраста от детского сада до групп ОФП для взрослых и характерен разнообразием учебного материала, умеренными физическими нагрузками;

· спортивно-тренировочные уроки типичны для занятий избранным видом спорта (легкая атлетика, гимнастика и т.д.) и требуют специфической методики проведения;

· урок профессионально-прикладной физической подготовки проводится для обучения прикладным двигательным действиям и воспитания способностей, адекватных содержанию профессионального труда;

· урок лечебной физической культуры применяется при каких-либо заболеваниях, включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного.

По характеру учебной работы выделяют:

· урок освоения нового материала. характеризуемый относительно малой моторной плотностью, вследствие большой траты времени на объяснение, демонстрацию, исправление первых грубых ошибок в движениях;

· в уроках совершенствования и закрепления учебного материала моторная плотность возрастает до максимальных величин;

· контрольные уроки проходят обычно по типу соревнований (проверка знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности);

· урок смешанного типа наиболее характерен дляфизического воспитания, поскольку совмещает в одном занятии изучение нового материала, совершенствование и проверку ранее освоенного.

По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений выделяют уроки гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и др. а также комплексные уроки (сочетающие гимнастику и легкую атлетику, гимнастику и игры и др.).

В младших классах уроков смешанного типа 60—90%, в старших классах — только 9—10%. Одноцелевых уроков в младших классах 17—40%, а в старших — до 80—90%.

В младших классах противопоказан однообразный учебный материал, так как он не обеспечивает повышенную эмоциональность, высокую эффективность, дети быстро утомляются. В младших классах до 90% уроков могут содержать в себе одновременно 2—4 вида учебного материала программы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают гимнастику до учебных занятий, физкультминуты, физические упражнения на удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.

Гимнастика до учебных занятий проводится ежедневно перед первым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокращает время врабатывания. Комплекс включает 5—8 упражнений, которые меняются через 2—3 недели.

Физкультурные минутки включают 3—5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2—3 мин) или урока труда (5—7 мин). Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать внимание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки аналогичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20—30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй половине дня и недели.

Физические упражнения на удлиненных переменах проводятся преимущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание). Цель этого оздоровительного мероприятия — организация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения работоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвижные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т.п.), упражнения игрового характера с мячами, скакалками.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — этот система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способствуют более полному и качественному решению задач физического воспитания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.

Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражнениями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физкультурные мероприятия.

Групповые занятия проводятся по твердому расписанию с относительно постоянным составом занимающихся (кружок физической культуры, секции ОФП, спортивные секции по видам спорта).

Кружок физической культуры организуется для учащихся младших классов группой 20—30 человек. Занятия проводятся 1—2 раза в неделю по 45 минут. Основное внимание уделяется формированию правильной осанки и навыков выполнения основных движений. Материал заимствуется в основном из школьной программы и проводится преимущественно в игровой форме.

Секции ОФП являются переходной ступенью к занятиям спортом. Группы организуются по 20—25 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45—60 минут. Направленность занятий — повышение уровня общей физической подготовленности школьников.

Спортивные секции организуются предпочтительнопо видам спорта, не требующих сложного оборудования (легкая атлетика, спортивные игры, туризм). К занятиям в спортивных секциях допускаются школьники, относящиеся к основной медицинской группе.

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия . чаще всего традиционные, носят эпизодический характер, в них участвует неоднородный контингент, охватывается или вся школа, или часть классов, или один класс (туристические походы, соревнования, праздники физической культуры). Главный признак — простота условий участия, доступность содержания каждому учащемуся школы.

Туристические походы способствуют разностороннему воспитанию физических качеств, закаливанию, формированию прикладных навыков. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения (пешие и лыжные походы).

Туристические походы делятся на самодеятельные и плановые. Самодеятельные путешествия организуются и проводятся отдельными группами туристов или учебных заведений. Этот вид путешествий отвечает целям и задачам туристической работы в школе. Плановый туризм — это путешествие по путевкам по заранее разработанному маршруту под руководством опытного инструктора.

Соревнования в школе могут проводиться внутри класса (кружка физической культуры, секции ОФП или спортивной секции), между классами одной параллели, между различными классами (гандикап) и по виду могут быть личные, командные и лично-командные.

Соревнования наиболее эффективны при соблюдении следующих условий:

· своевременное ознакомление учащихся с положением о соревновании;

· простота организации соревнований и системы зачета;

· красочное оформление и подготовка мест соревнований;

· быстротечность соревнований и квалифицированное судейство;

· соблюдение санитарно-врачебных требований.

Праздник физической культуры — массовое зрелищное мероприятие показательного и развлекательного характера, чаще всего приуроченное к какому-нибудь событию. В программе праздника необходимо предусмотреть торжественное открытие и закрытие, показательные выступления спортсменов, массовые соревнования, конкурсы, аттракционы, подвижные игры, награждение физкультурного актива и победителей соревнований. Общую продолжительность целесообразно планировать в пределах 1,5—2 часов.

ГЛАВА 9. Профессионально-педагогическая
подготовка будущих учителей

9.1. Профессионально-прикладная
физическая подготовка

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП — достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

С древних времен физическое воспитание активно использовалось для подготовки к охоте, труду, военной деятельности. С течением времени в зависимости от разнообразных условий труда и быта изменялись направленность и содержание ППФП, но необходимость ее для подготовки подрастающего поколения к жизни оставалась постоянной.

Каждая профессия требует не одинакового уровня развития психофизических качеств, умений, навыков, поэтому в военном вузе профессионально-прикладная подготовка будет одного содержания, в педагогическом — другого. Основу этого раздела должна составлять общая физическая подготовка, направленная на достижение минимально необходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к особенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии.

Задачи ППФП — приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических и личностных качеств, прикладных умений и навыков.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

· формировать необходимые прикладные навыки;

· осваивать прикладные умения и навыки;

· воспитывать прикладные психофизические качества;

· воспитывать прикладные специальные качества.

Наиболее важным физическим качеством для представителей любой профессии является выносливость, необходимая для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня. Для представителей гуманитарных профессий хорошая общая физическая подготовка решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии.

Основными факторами. определяющими конкретное содержание ППФП к будущему труду, являются:

· формы труда специалистов (физический, умственный, смешанный);

· условия и характер труда (продолжительность, комфортность, вредность, величина физической и эмоциональной нагрузки);

· режим труда и отдыха (начало и окончание работы, график отпусков, организация внутрисменного отдыха);

· динамика работоспособности в процессе труда, специфика профессионального утомления и заболеваемости;

· дополнительные факторы, включающие индивидуальные особенности, климатогеографическое своеобразие региона и др.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

· прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

· прикладные виды спорта (их целостное применение);

· оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

· вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Средства физической культуры в процессе ППФП могут активно воздействовать на совершенствование отдельных функций не только в период обучения студентов, но и со значительным отдаленным эффектом, обеспечивая качественную работу специалиста. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, для представителей гуманитарных профессий необходима общая выносливость, устойчивая работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, следовательно, прикладными видами спорта для них могут быть циклические виды спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, велоспорт), различные виды туризма и т.д. Кроме этого будущие учителя должны овладеть в вузе знаниями по методике проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, по организации занятий спортом и др. Учитель должен не только сам регулярно использовать средства физической культуры, активно применять их в организации своего труда, но и быть умелым организатором массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Укрепление здоровья, повышение работоспособности школьников, привитие им потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями зависят не только от учителей физкультуры, но и от участия в решении этой задачи всего педагогического коллектива школы. Многие учителя регулярно планируют и проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, организуют подвижные игры, экскурсии, туристические походы, беседы на физкультурные темы, физкультурные паузы и минутки, подготовку и комплектование команд к соревнованиям. В условиях дефицита дипломированных преподавателей физической культуры часто этот учебный предмет ведут преподаватели другого профиля. К этому они должны быть в достаточной степени подготовлены.

К особенностям учительского труда, сказывающимся на состоянии здоровья и работоспособности, можно отнести отсутствие двигательного компонента в работе, статическую нагрузку на ноги, неустойчивый режим дня, повышенную нагрузку на голосовой аппарат, зрение, слух. Работа учителя требует четкого взаимодействия анализаторных систем, памяти, мышления, внимания, воображения. И все это порой в условиях дефицита времени.

Учительская деятельность является причиной различных патологических состояний нервно-психической сферы, заболеваний органов дыхания, слуха, зрения. Большинство учителей в конце рабочего дня отмечают усталость, снижение внимания, слабость, головокружение, головные голи и боли в области сердца. У многих нарушается сон. Примерно половина учителей имеют какие-либо расстройства нервно-психической сферы.

Некоторые заболевания имеют тенденцию к распространению уже в студенческие годы. В последние годы значительно увеличилось число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. К заболеваниям, наиболее часто встречающимся у студентов, относят функциональные заболевания нервной системы, гипертонические состояния, заболевания органов пищеварения и дыхания.

Специальной заботой учителя должно стать укрепление здоровья, закаливание, формирование умения не только работать, но и отдыхать. Деятельная сущность физической культуры личности учителя выражается как в собственной активности в занятиях физическими упражнениями, так и в проведении воспитательной работы с учащимися средствами физической культуры. Регулярно занимающиеся физическими упражнениями более активны в общественной жизни, рациональнее используют свое свободное время, более коммуникабельны, быстрее адаптируются в коллективе. В то же время отмечается низкий уровень физкультурной активности и слабая вовлеченность учителей-предметников в работу по физическому воспитанию учащихся. В общей структуре бюджета времени учителя значительное место занимает его рабочее время. У учителей-предметников оно составляет до 11 часов в день, а у многих руководителей школ — до 12 часов. При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Специфика педагогического труда такова, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны постоянное чувство усталости, отсутствие интереса к работе, повышенная раздражительность, потливость, потеря сна и аппетита, снижение защитных сил организма.

Для такой напряженной деятельности необходимы крепкое здоровье, оздоровительная направленность всего режима учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха студентов и учителей, обеспечивающие поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности на весь период обучения в вузе и после его окончания.

Профессиональную направленность физического воспитания будущих учителей не следует понимать как направленность лишь на работу с учащимися. ППФП должна также решать задачу овладения знаниями, умениями и навыками, важными для самих студентов.

Уже на первом курсе студенты должны научиться анализировать свои антропометрические показатели и физическую подготовленность. Уровень освоения знаний и умений в области физической культуры должен постоянно контролироваться, поскольку в соответствии с приказом Госкомвуза РФ (№ 777 от 26.7.94) на всех годах обучения вводятся семестровые зачеты, а по завершении — итоговая аттестация.

Зачетные требования по разделу профессиональной подготовки устанавливаются с учетом будущей деятельности специалистов. Для будущих педагогов они включают следующие знания, умения и навыки.

1. Роль физической культуры как учебной дисциплины высшего педагогического образования и всестороннего развития будущего учителя.

2. Правила судейства соревнований в беговых видах легкой атлетики (бег 100 м, кросс).

3. Основы здорового образа и стиля жизни, содержание и формы самостоятельных физкультурных занятий, методы самоконтроля.

4. Основные команды управления строем, способы подбора комплексов физических упражнений и подвижных игр для детей разного школьного возраста.

5. Гигиенические требования к рациональному распорядку дня, двигательному режиму с учетом места проведения занятий, природных условий, объема и вида движений и других факторов.

6. Современные системы физических упражнений и критерии индивидуального выбора системы занятий студентами с учетом учебного режима в вузе и особенностей будущего труда учителя.

7. Возрастные особенности развития детского организма и влияние физических упражнений на его динамику.

8. Система физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

9. Положение о соревновании, правила судейства и методика проведения занятия по избранному виду спорта.

10. Самоанализ физической подготовленности и контроль за эффективностью тренировочного процесса, развитием физических качеств.

11. Психофизическая характеристика труда учителя, профессионально значимые двигательные умения и навыки.

12. Причины производственного утомления и профессиональных заболеваний учителя, их профилактика средствами физической культуры и спорта.

13. Организационно-методические основы оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха.

Умения и навыки :

1. Управлять строем с выполнением строевых, общеразвивающих и специальных упражнений при проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в учебной группе, в школе и детском лагере отдыха.

2. Подбирать и проводить упражнения для развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости.

3. Составлять и проводить комплексы утренней гимнастики и физкультминуток, подбирать и применять комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий.

4. Проводить подвижные игры, организовывать личный рациональный двигательный режим с использованием самостоятельных форм физкультурных занятий.

5. Составлять конспект и провести подготовительную часть занятия.

6. Судить соревнования и вести протоколы по избранному виду спорта.

7. Составлять положение о соревновании по избранному виду спорта.

8. Уметь организовывать и проводить лыжную и пешую прогулку; овладеть основными туристическими умениями и навыками.

9. Владеть методами самоконтроля и оценки физического состояния.

10. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при травмах на физкультурных занятиях.

11. Уметь вести и анализировать дневник недельного двигательного режима и самостоятельной физической подготовки.

Наряду с применением физических упражнений в качестве средства компенсации недостатка движений и решения других важных задач, они должны максимально использоваться учителями для активного отдыха в течение рабочего дня как средство производственной физической культуры.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам