Руководства, Инструкции, Бланки

режим работы магазина образец для ип img-1

режим работы магазина образец для ип

Рейтинг: 5.0/5.0 (1866 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Вывеска на магазин: требования для индивидуальных предпринимателей (ИП)

Вывеска на магазин: требования для индивидуальных предпринимателей (ИП)

28 марта 2016, просмотров: 3228, Раздел: Документы


При организации и открытии собственной торговой точки возникает весьма актуальный вопрос о том, как должна выглядеть вывеска на магазин. требования для индивидуальных предпринимателей и бизнесменов по оформлению фасада имеют ряд особенностей, которые следует учитывать.

Вывеска на магазин, это не только элемент внешнего дизайна и красоты, она также несет в себе определенную информацию для потребителей и имеет определенные маркетинговые свойства. Задумываясь о том, как же оформить вывеску и какие данные на ней указать, следует учитывать, что именно по ней потенциальный покупатель будет делать вывод, стоит ли ему посетить торговый павильон и есть ли внутри что-либо полезное. Для того чтобы потребители, заходя в магазин, не разочаровывались из-за отсутствия необходимое вещи, сразу же покидая помещение, желательно максимально четко преподнести информацию о специфике товаров именно на вывеске.

Это касается не только продовольственных магазинов или бутиков, но и различных организаций, офисов, предприятий и центров услуг.

Но, как и ко всем аспектам ведения и оформления бизнеса, существуют также требования к вывескам и фасаду, согласно установленным правилам нашей страны. Причем они касаются как самого информативного содержания текста, который будет размещен на внешнем указателе, так и расположению и размерности самого щита. Для того чтобы в торговую точку целенаправленно шли потребители, которым необходимы продукты именно из той товарной группы, которая представлена в магазине, желательно сделать вывеску индивидуальной. Помимо этого, она является идентификатором магазина, и чем не стандартнее будет оформление, тем большее внимание привлечет сама организация.

Итак, какие же ограничения и требования к наружной вывеске существуют для индивидуальных предпринимателей, разберем далее.

Обязательные составляющие наружной вывески.

Предприниматель не может руководствоваться только своими личными пожеланиями и идеями при подготовке наружной рекламной вывески, ему необходимо учитывать и законодательные аспекты, которые регулируют этот процесс. Законы дают четкие ограничения, которые не имеет права нарушать не одна организация, так как за это могут быть начислены штрафные санкции. Основные требования к вывескам указаны в девятой статье закона, который регулирует права потребителей, которые перечислены далее:

• Для индивидуальных предпринимателей на фасадном щите с названием предприятия обязательно должны быть размещены его данные: имя, фамилия и отчество. Допустим, это может выглядеть следующим образом: Петрова Марьяна Сергеевна;

• На внешнем идентификаторе непременно должна находиться информация о графике работы организации;

• Внешняя вывеска содержит информативные данные о том, по какому юридическому адресу располагается предприятие. Действует это требование к вывескам для индивидуальных предпринимателей, как обязательство указать адрес своей паспортной прописки, для остальных – юридический адрес, присвоенный организации;

• Необходимо указать регистрационную информацию: идентификационный номер налогоплательщика и основной номер государственной регистрации.

Если индивидуальный предприниматель занимается деятельностью, которая нуждается в лицензировании, также следует указать информацию о том, когда была получена лицензия и ее номер. Необходимо иметь копию документа, подтверждающего, что деятельность лицензирована, которую следует разместить в уголке потребителя в самом предприятии.

Другие элементы, которые могут присутствовать на вывеске.

Рекламные вывески, помимо информации об индивидуальном предпринимателе и товарах или услугах, могут содержать коммерческие определения для того, чтобы сделать предприятие индивидуальным и отличным от конкурентов. Это не обязывает проходить регистрацию, как товарного знака, но при этом коммерческие элементы попадают под охрану гражданского кодекса.

Однако такая возможность есть не у всех предпринимателей, а лишь у той группы бизнесменов, чьи товары довольно популярны и пользуются спросом. Так же использование коммерческих определений ограничивается территориально и временными рамками. Для того чтобы получить право на использование коммерческих определителей, представленная услуга или товар должна иметь весомые отличия от остальных предложений рынка.

Коммерческое определение, которое содержат рекламные вывески, состоит из названия организации и других, характеризующих ее идентификаторов. Речь не идет о соответствии предпринимательской деятельности или самому предприятию коммерческого определения. Основная его функция – идентификация конкретного места расположения предприятия, на котором производится торговый процесс или оказание услуг. Рекламные вывески с такими данными привлекают внимание потребителей, и остаются в их памяти, что стимулирует их возращение в торговую точку за покупкой товаров в следующий раз.

Как не получить штраф за неправильную вывеску.

Кончено, определить с дизайном внешнего идентификатора магазина, сформулировать текстовую информацию, которая будет на нем присутствовать – дело довольно хлопотное, но и этого недостаточно для того, чтобы приступать к установке. Придется также изучить ряд требований, которым должна соответствовать вывеска на магазин. В законодательном порядке установлен перечень информации, которая допускается к размещению на вывеске и является необходимой, как было сказано ранее. Любые дополнительные рекламные элементы должны быть согласованы, прежде чем вывеску разместят на ее месте.

Если же предприниматель проигнорировал этот момент и не согласовал свои рекламные элементы, то ему придется выплатить штраф органам надзора, а, кроме этого, демонтировать щит, который содержит эту несогласованную рекламу. Поэтому, чтобы избежать лишних затрат, лучше заранее согласовать внешний вид рекламного идентификатора, получить разрешение на установку, и только после этого начат сам процесс ее изготовления.

Согласовывать вывеску необходимо в отделении органов районного или городского самоуправления. Кроме этого заявление, составленное по установленной форме, следует направлять также и в те управленческие органы, которые контролируют процесс размещения всех видов наружных реклам в данном регионе. В заявлении также необходимо прикрепить документ с визуальной характеристикой вывески, которая будет размещена на фасаде предприятия. Также потребуется документ, который подтверждает, что собственник помещения согласен с установкой конструкции.

В приложениях к документам должны быть поданы фотографии фасадной части самого помещения и адрес, по которому это помещение находится. На процесс согласования и рассмотрения заявления уйдет не более двух недель, после чего вы будете проинформированы о решении уполномоченных органов. В такой последовательности официально оформляется вывеска на магазин: требования для индивидуальных предпринимателей не слишком строгие, но их следует соблюдать во избежание лишних затрат.

Сделай доброе дело, поделись с друзьями:

Другие статьи

Как сделать вывеску: требования к вывеске у ИП

Как сделать вывеску: требования к вывеске у ИП

Вывеска играет сразу две функции в любом бизнесе – информативную и рекламную. Важно создать такую наружную рекламу, чтобы потенциальные клиенты, еще не заходя в помещение уже знали, чего ожидать внутри. С этим и призвана справиться своеобразная визитная карточка возле входа в магазин или офис.

Невозможно разместить вывеску без соблюдения определенных правил. В первую очередь нужно учесть требования к содержанию информации на ней, а также учесть ограничения по размещению самого этого элемента. Важно помнить и о средствах индивидуализации, чтобы она помогала идентифицировать ваш бизнес, а не вводила в заблуждение клиентов. Итак, что же нужно учитывать при изготовлении вывески для ИП?

Что обязательно должна содержать вывеска?

В России законодательно оговаривается, что должно быть на вывеске у ИП. В соответствии с Законом о защите прав потребителей (ст. 9) предприниматель обязан разместить на вывеске следующую информацию о компании, чтобы донести ее в наглядной и понятной форме до потребителя:

  • Фирменное наименование – для ИП соответствует его ФИО (например: индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович);
  • Режим работы предприятия;
  • Адрес организации – для ИП (здесь указывается юридический адрес, для ИП от прописка по паспорту);
  • Данные о регистрации ИП - присвоенный ему ИНН и ОГРН.

При занятиях лицензируемой деятельностью на вывеске должно быть указаны сведения о номере и дате получения лицензии. Сама копия лицензии должна быть помещена на специальном стенде уже внутри, но про уголок потребителя разговор отдельный.

Что еще может нести вывеска?

На вывеске, наравне с рекламой, может быть использовано коммерческое обозначение – средства индивидуализации конкретного бизнеса. Регистрировать, как товарный знак, его не требуется, однако он охраняется положениями Гражданского Кодекса (ст. 1538–1541). Право на коммерческое обозначение возникает только в тех случаях, когда имеются достаточные различительные признаки, а также оно употребляется на определенной территории в течение года и приобрело определенную известность там.

Коммерческое обозначение соответствует не деятельности предпринимателя или компании в целом, а служит для идентификации определенного места бизнеса – имущественного комплекса, где ведется торговля или предоставляются услуги. Включает оно название объекта и иные элементы.

Как установить рекламную вывеску без штрафов?

Недостаточно решить, что будет указано на фасаде здания, где размещается ваш бизнес, необходимо знать, как сделать вывеску, чтобы она соответствовала и другим требованиям контролирующих инстанций. Если помимо установленной законом информации, она содержит и рекламу, то вывеску придется сначала согласовать. Несанкционированная установка элементов наружной рекламы карается штрафом от надзорных органов и последующим демонтажем конструкции. По этой причине сначала нужно утвердить проект вывески и лишь потом изготавливать ее и устанавливать на здании.

Разрешение необходимо получить в органах местного самоуправления. В департамент архитектуры и градостроительства или иной орган, занимающийся контролем за размещением наружной рекламы, необходимо подать соответствующее заявление с визуализацией фасадной вывески, а также приложить согласие собственника недвижимости на размещение данной конструкции на фасаде. Приложить к этим документам нужно еще и фото фасада здания, где она будет размещена, а также точный адрес местоположения офиса или магазина. Согласование будет производиться со всеми уполномоченными инстанциями и в итоге в течение 1-2 недель будет выдано разрешение или отказ.

Какие требования к табличке режим работы магазина?

Какие требования к табличке режим работы магазина?

3.2.2. Информационные таблички.

Информационная табличка предназначена для доведения до сведения потребителя информации об изготовителе (исполнителе, продавце) согласно ст. 9 Федерального закона "О защите прав потребителей".

Каждое предприятие сферы услуг должно иметь одну или несколько информационных табличек - по количеству входов для населения. На табличке должна быть указана следующая обязательная информация о предприятии:

зарегистрированное (юридическое) наименование предприятия;

организационно - правовая форма;

режим работы предприятия.

Информационные таблички должны размещаться на стене здания рядом со входом в предприятие либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Информационные таблички могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери и др. Информационная табличка должна иметь размер от 0,15 до 0,7 кв. м. Высота букв в тексте должна быть не менее 2 см.

Информационные таблички регистрации не подлежат.

Большое спасибо за развернутый и понятный ответ!

★ ★ ★ ★ ★

★ ★ ★ ★ ★

★ ★ ★ ★ ★

★ ★ ★ ★ ★

Похожие вопросы:

Юридическая консультация по телефону бесплатно
8 (495) 989-22-41 (для Москвы и МО)

Спросить юриста быстрее Ответ за 5 минут

Задайте бесплатный вопрос юристам.

Здравствуйте, уважаемый гость!

Напишите, пожалуйста, текст Вашего вопроса в форме ниже.

Вам печатают сообщение

Юридическая консультация 9111.ru

Ответ на вопрос за 5 минут
гарантируется авторам
VIP-вопросов.

Телефонная Юридическая Служба

Наши юристы и адвокаты готовы бесплатно ответить на ваш вопрос прямо сейчас по многоканальному номеру
8 800 505 92 65

В городах: Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, Адыгейск, Уфа, Волгоград, Воронеж, Краснодар, Красноярск, Симферополь, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Ставрополь, Казань, Ульяновск, Челябинск. Нет города в списке? Жмите сюда Для юристов

Режим работы Продавца (табличка на входе в магазин)

Re: Режим работы Продавца (табличка на входе в магазин)

УСТАНОВКА НАРУЖНОЙ ВЫВЕСКИ:
КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ЖДУТ ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА

Вывеска - это своего рода визитная карточка любого предприятия розничной торговли и сферы услуг, будь то магазин, парикмахерская, кафе или автосервис. Она информирует о том, что находится внутри, и тем самым привлекает внимание потенциальных клиентов. Согласитесь, что вход в заведение без яркой красивой вывески выглядит довольно уныло.
Именно поэтому на стадии открытия бизнеса его владельцы уделяют немало внимания оформлению и дизайну вывески. Благодаря огромному количеству фирм, занимающихся изготовлением вывесок, их внешний вид зависит лишь от вашей фантазии и кошелька. Это может быть и обычный световой короб, и объемные буквы, и внушительная крышная установка.
Однако заказать оригинальную вывеску, а также получить согласие на ее установку от собственников или арендаторов того здания, на котором она будет висеть <1>, - это полдела. Поговорим, какие еще сложности подстерегают организации и предпринимателей, которые решили воплотить эту идею в жизнь.
--------------------------------
<1> Часть 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе); п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ.

Вывеска - это реклама или нет?

Почему вначале нужно ответить на этот вопрос? Потому что на установку наружной рекламной конструкции требуется разрешение, выдаваемое местными властями на определенный срок <2>. И по идее, если вывеска не является рекламной конструкцией, значит, и получать на нее разрешение не нужно.

Для справки
За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции нужно уплатить госпошлину 3000 руб. которая идет в доход местного бюджета <3>.
В случае отказа местного органа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции уплаченная госпошлина не возвращается <4>.

Но однозначно ответить на поставленный вопрос не так-то просто. А все из-за того, что в нашем законодательстве нет четкого определения, что такое вывеска.
Закон о рекламе говорит, что его действие не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера <5>.

Для справки
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, в частности, к товарам (работам, услугам), их производителям и продавцам, на формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке <8>.

По Закону о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан с помощью вывески довести до сведения потребителя свою организационно-правовую форму, фирменное наименование, адрес и режим работы <6>. Вся эта информация указывается на небольшой информационной табличке, размещаемой обычно справа или слева от входа в помещение либо прямо на двери. Как правило, никакого разрешения для ее установки местные власти не требуют <7>.
На вывеске, о которой мы ведем речь, то есть на конструкции, вывешиваемой обычно над входом в помещение, как правило, указывается:
(или) коммерческое обозначение, к примеру "Мир бильярда";
(или) профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров (оказываемых услуг), например "Универсам "Седьмой континент", "Магазин цифровой техники "Ион", "Итальянская мебель", "Кафе "Атаман", "Крымские вина".
Федеральная антимонопольная служба, которая контролирует соблюдение законодательства о рекламе <9>, не так давно согласилась, что такие вывески, размещенные в месте ведения деятельности, под понятие рекламы не подпадают <10>.
ВАС РФ еще в прошлом веке разъяснил, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием организации как указателя ее местонахождения является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся в России обычаям делового оборота и не может рассматриваться как реклама <11>. Со ссылкой на эту позицию ВАС РФ арбитражные суды отказывались признавать рекламными самые различные вывески, в частности, выполненные в виде:
- внушительных крышных установок, например "Балтика" (товарный знак одноименной пивоваренной компании) <12>; логотип универсама "Седьмой континент" <13>; товарные знаки "Hyundai", "Mitsubishi Motors", "Peugeot", размещенные на зданиях автосалонов <14>; слова "Торговый центр" и табло в виде круга со словосочетанием "Торговый центр ПЛАНЕТА" <15>;
- объемных букв, например "Универсам 24 часа" <13>; "Северный кредит" (название банка) <16>; "кинотеатр "Космос", "Кассы", "Кафе" <17>;
- настенных щитов и панно, к примеру "Почта России" <18>; "Швейное предприятие ПАНИТИ. Paniti. 270-07-80. 270-58-71" <19>; "АСКОМ агентство недвижимости" и "АСКОМ, вход со двора" <20>; "Областной центр оценки 269-48-00, 247-92-20" <21>; "Юридическая Компания РБК Русбизнесконсалт" и "Туризм Недвижимость РБК Русбизнесконсалт" <22>; "5 ПЯТЕРОЧКА. Универсам экономкласса" <23>.
Суды также подкрепляли свою позицию тем, что целью всех этих вывесок была не реклама, а информирование потребителей о месте нахождения фирмы, а также обозначение места входа. Эти вывески не способны сформировать у людей предпочтительный интерес приобрести товары (работы, услуги) именно в этом магазине, агентстве, банке и т.д. Кроме того, зачастую вывеска является средством индивидуализации предприятия, способом реализации права на коммерческое обозначение <24>.
Впрочем, бизнесменам от разъяснений ФАС и большого количества положительной судебной практики не легче, и вот почему.
--------------------------------
<2> Части 9, 17 ст. 19 Закона о рекламе.
<3> Подпункт 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ.
<4> Письмо Минфина России от 20.03.2009 N 03-05-04-03/06.
<5> Пункты 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе.
<6> Пункт 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1; п. 2 ст. 1473 ГК РФ.
<7> Пункт 2.4.2 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; п. 3.4.1 Положения, принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 N 1111; п. 1.2 Правил, утв. Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района ЛО от 30.11.2007 N 91; п. 2.5.2 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46; п. 12.43 разд. Д Кодекса благоустройства, утв. Решением Тверской гордумы от 24.04.2001 N 56.
<8> Пункты 1 - 3 ст. 3 Закона о рекламе.
<9> Часть 1 ст. 33 Закона о рекламе; п. 1, пп. 5.3.1.1 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331.
<10> Письмо ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234.
<11> Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37.
<12> Постановление N Ф04-4507/2009(11813-А45-43).
<13> Постановление N КГ-А40/4212-10.
<14> Постановления N N Ф09-8948/10-С1, Ф09-8770/10-С1, Ф09-8680/10-С1.
<15> Постановление N Ф03-7191/2010.
<16> Постановление по делу N А13-8181/2009.
<17> Постановление по делу N А46-18247/2009.
<18> Постановление N 09АП-10389/2008-ГК.
<19> Постановление N Ф09-5147/10-С1.
<20> Постановление N Ф03-8108/2010.
<21> Постановление N Ф09-5547/10-С1.
<22> Постановление по делу N А46-2419/2010.
<23> Постановление по делу N А12-20100/2008.
<24> Пункт 1 ст. 1538 ГК РФ.

Местные власти на любую вывеску требуют разрешение

Власти на местах, отвечающие за размещение наружной рекламы и информации, требуют получать разрешение или, по крайней мере, согласовывать с ними практически любую вывеску над заведением, независимо от того, рекламная она или нет. Обоснование этому вполне разумное: вывески не должны нарушать сложившийся архитектурный облик местности и должны соответствовать нормам технической безопасности.

Примечание
Нередко в местных актах вывеска называется информационной конструкцией, предназначенной для информирования о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей <25>.

Внимание! Помимо госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, орган местного самоуправления не вправе взимать дополнительную плату за подготовку, оформление разрешения и совершение иных, связанных с этим, действий <26>.

И законопослушным бизнесменам приходится идти и получать разрешительную документацию на свою вывеску.
В каждом городском округе и муниципальном районе - свои требования к размещению рекламных и информационных конструкций, свои правила выдачи разрешений на их установку и свои органы, которые этим занимаются. Поэтому, как вы понимаете, мы не в силах рассказать, как это происходит в каждой конкретной местности. Везде свои особенности и нюансы. Где-то проще получить разрешение на вывеску, где-то сложнее.
В Нижнем Новгороде и Кургане, например, разрешение на вывеску вроде как вообще не нужно <27>. В Новосибирске, Ставрополе и Мурманске оно тоже не нужно, если площадь вывески не превышает 2 кв. м <28>. В Липецке разрешение не требуется, однако на вывеску придется получить технический паспорт <29>. В Питере установить вывеску можно, только получив согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре <30>.
В большинстве случаев, чтобы получить разрешение на обычную вывеску, приходится немало побегать по кабинетам либо обращаться к услугам фирм-посредников, предлагающих свою "помощь" за вознаграждение. Но Москва, видимо, переплюнула всех по сложности процедуры получения разрешения! Без преувеличения можно сказать, что столичные предприниматели, желающие получить у московских властей разрешение, обречены пройти семь кругов бюрократического ада.
Этот процесс способен "съесть" едва ли не больше сил, нервов и времени, чем вся организация собственного дела. Перед тем как подать заявление на выдачу разрешения в службу "одного окна" Комитета рекламы, информации и оформления г. Москвы, необходимо собрать целую кипу экспертных и технических заключений из различных инстанций (Москомархитектура, Москомнаследие, административно-техническая инспекция, ГУП "Горинфор" и проч.) <31>.
А эти инстанции в свою очередь нередко принимают к рассмотрению лишь документы, подготовленные своими "карманными" конторами, естественно, за отдельную плату. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Если пропустишь дату окончания действия документа, придется получать его заново.
Московские фирмы-посредники, как они сами про себя пишут, "имеющие налаженные связи с нужными инстанциями", готовы взять на себя все тяготы по получению рекламного разрешения за "скромное" вознаграждение в размере 40 - 50 тыс. руб. Но эта сумма зачастую просто неподъемна для какого-нибудь только что открывшегося маленького магазинчика, кафе, ремонта одежды. И не будем забывать, что через 5 лет, когда срок разрешения истечет <32>, придется снова либо бегать по инстанциям, либо раскошеливаться.
В этих условиях неудивительно, что в Москве многие предприятия в сфере услуг устанавливают свои вывески безо всякого разрешения. При этом кто-то платит ежемесячную мзду нужному человеку в управе взамен на "закрытие глаз", а кто-то вообще никому ничего не платит, уповая на то, что в мегаполисе у властей просто до всех не дойдут руки. А что еще прикажете делать? Самим получить разрешение практически нереально, а обращаться к посредникам - дорого.
--------------------------------
<25> Пункт 2.4.3 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; п. 3.3 Требований, утв. Постановлением Правительства СПб от 25.07.2006 N 904; п. п. 2.5.1, 2.5.3 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46.
<26> Часть 12 ст. 19 Закона о рекламе.
<27> Пункт 2.5.3 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46; п. п. 1.6, 1.8 ст. 2 Правил, утв. Решением Курганской гордумы от 20.08.2008 N 213.
<28> Подпункт 7 п. 3.1 Правил, утв. Решением Горсовета г. Новосибирска от 25.10.2006 N 372; примечание к разд. 2 Положения, утв. Постановлением администрации г. Мурманска от 05.12.2007 N 1656; п. п. 4.1, 4.2 Положения, утв. Решением Ставропольской гордумы от 10.07.2009 N 74.
<29> Пункт 3.4.4 Положения, принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 N 1111.
<30> Пункт 1.6 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 10.10.1996 N 6; п. п. 4-1.1.1, 4-1.1.3, 4-1.1.4, 4-1.2.1 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 14.09.2006 N 1135.
<31> Пункт 2.1 Регламента и Приложение 1 к нему, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП.
<32> Пункт 3.8.2 Регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; ч. 5, 17 ст. 19 Закона о рекламе.

Требуемого разрешения на вывеску у вас нет:
что за это грозит

Обнаружив, что вы установили вывеску без разрешения, местные власти могут выписать вам предписание демонтировать ее в установленный срок <33>. Если вы не исполните это предписание, местный орган может:
(или) обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже вами вывески <34>. И тут уже все зависит от решения суда. Если суд сочтет вывеску рекламной, вы должны будете оплатить из своего кармана расходы по ее демонтажу и уничтожению <35>. Однако большое количество положительной судебной практики, приведенной выше, позволяет надеяться, что в иске местным властям будет отказано со ссылкой на то, что требования Закона о рекламе, предусматривающие необходимость оформления разрешения на размещенную конструкцию, не распространяются на информационные вывески <35>;
(или) самостоятельно (без обращения в суд) принять решение о демонтаже якобы рекламной вывески. В этом случае действия местного органа или само решение тоже можно попытаться оспорить. Некоторые суды считают, что установленные рекламные конструкции можно принудительно демонтировать только в судебном порядке. Поэтому демонтаж, произведенный без соответствующего решения суда, не может быть признан законным <36>. Но если "самовольная" вывеска размещена на здании, находящемся в муниципальной собственности, то действия местных властей по демонтажу, скорее всего, будут признаны правомерными <37>.
--------------------------------
<33> Часть 10 ст. 19 Закона о рекламе.
<34> Часть 22 ст. 19 Закона о рекламе.
<35> См. например, Постановление N Ф09-5147/10-С1.
<36> Постановления по делу N А66-4665/2007; по делу N А82-12996/2009-18, по делу N N А82-14890/2008-29; КГ-А40/1853-10; 16АП-881/10(1).
<37> Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8263/10.

С апреля 2010 г. в КоАП введен <38> штраф за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения <39>:
- для организаций - от 50 000 до 80 000 руб.;
- для их руководителей (предпринимателей) - от 3000 до 5000 руб.
Протокол об этом правонарушении имеют право составлять только сотрудники полиции <40>, которые могут посетить вас с подачи местных властей. Однако вопрос о наложении штрафа будет решаться в арбитражном суде <41>. И суд вполне может решить, что поскольку вывеска - это не рекламная конструкция, то и ответственности за ее самовольную установку быть не может <42>.
Имейте в виду, что представители местных органов не вправе оштрафовать вас за самовольное размещение вывески на основании регионального КоАП или иного закона субъекта РФ. Потому что административная ответственность может быть предусмотрена региональным законом только в случае, если она не предусмотрена КоАП РФ <43>.
Кстати, в некоторых регионах (например, в Москве и в Рязани) местные нормы об ответственности за установку объектов наружной рекламы и информации без оформления разрешения и проведения технической экспертизы уже признаны недействующими <44>.

Ситуацию с размещением вывесок очень хорошо иллюстрирует поговорка "куда ни кинь - всюду клин". Доказывать свое право на размещение вывески без получения разрешения в любом случае придется в суде. А это означает - идти на открытый конфликт с местными властями. О том, что при желании они могут устроить предпринимателям "веселую" жизнь, рассказывать не надо. Поэтому каждый предприниматель в каждом конкретном регионе должен сам для себя решить, что ему выгоднее - получить разрешение и некоторое время спать спокойно или быть готовым к конфронтации и спорам.
Но все же хочется добавить в эту большую бочку дегтя маленькую ложку меда. Все расходы по изготовлению, монтажу и "легализации" вывески можно в полном объеме учесть в "прибыльных" расходах <45>.
--------------------------------
<38> Пункт 34 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ.
<39> Статья 14.37, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.
<40> Пункт 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
<41> Часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
<42> Постановление по делу N А56-39038/2010.
<43> Пункт "к" ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ; Постановления N КА-А41/8837-10; по делу N А70-5894/2010.
<44> Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2009 N 5-Г08-105; Решение Рязанского областного суда от 04.05.2010.
<45> Подпункты 28, 49 п. 1, п. 4 ст. 264, пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ.

М.Г.Суховская
Юрист
Подписано в печать
25.03.2011

Действующее, его очень любят цитировать общества по защите прав потребителей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 августа 1997 г. N 1036
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2001 N 389,
от 10.05.2007 N 276)

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг общественного питания.
2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332 "Об утверждении Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 1354).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 1997 г. N 1036

ПРАВИЛА
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2001 N 389,
от 10.05.2007 N 276)


Правила, утвержденные данным документом, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7).

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)
2. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.
3. Услуги общественного питания (далее именуются - услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
4. Режим работы исполнителя - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Режим работы исполнителя - организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.
В случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности.
5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).
6. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах (далее именуются - нормативные документы) обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2001 N 389, от 10.05.2007 N 276)
7. Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.
8. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
9. К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
10. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.

II. Информация об услугах

11. Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)
Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.
12. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
перечень услуг и условия их оказания;
цены в рублях и условия оплаты услуг;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)
фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;
сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 389, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)
обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;
абзацы девятый - двенадцатый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 10.05.2007 N 276.
13. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
14. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
15. Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

III. Порядок оказания услуг

16. Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.
Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
17. Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.
Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.
18. Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.
19. Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.
20. Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий.
Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем.
Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
21. Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.
22. Исполнитель обязан проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов.
(п. 22 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
23. К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
24. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
25. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
назначить исполнителю новый срок;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 21.05.2001 N 389;
отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
26. Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;
соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;
безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
(п. 26 введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 389)
27. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)
28. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.
29. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
(п. 29 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2007 N 276)