Руководства, Инструкции, Бланки

технологическая инструкция утверждена минюстом рсфср 15.06.83

Рейтинг: 4.8/5.0 (1861 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, Приказ Минюста РСФСР от 03 июня 1981 года, Приказ Минсельхоза РСФСР от 2

Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР


УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством
жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР
3 июня 1981 года,
Министерством сельского
хозяйства РСФСР
24 июня 1981 года,
Министерством
здравоохранения РСФСР
24 июня 1981 года,
Министерством юстиции
3 июня 1981 года,
Роспотребсоюзом
29 июня 1981 года

1. Общие требования

Правила распространяются на предприятия, учреждения и организации (кроме предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР), а также на граждан - владельцев собак и кошек.

1.2. Содержание собак и кошек в отдельных квартирах, занятых одной семьей, допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил и настоящих Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, а в квартирах, занятых несколькими семьями, кроме того, лишь при наличии согласия всех проживающих.

Не разрешается содержать собак и кошек в местах общего пользования жилых домов (лестничных клетках, чердаках, подвалах, коридорах и т.п.) и коммунальных квартир, а также на балконах и лоджиях.

1.3. В городах, рабочих, курортных и дачных поселках собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации и ежегодной перерегистрации в ветеринарных учреждениях Министерства сельского хозяйства РСФСР по месту жительства граждан, нахождения предприятий, учреждений и организаций - владельцев животных.

Регистрации и перерегистрации подлежат собаки с трехмесячного возраста, независимо от породы. Вновь приобретенные собаки должны быть зарегистрированы в недельный срок.

1.4. При регистрации и ежегодной перерегистрации собак в частичное возмещение расходов, связанных с устройством и содержанием площадок для выгула собак, поддержанием санитарного состояния территории в городах и других населенных пунктах, с оказанием коммунальных и иных услуг владельцам этих животных взимается плата в размере, установленном Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, но не свыше 15 рублей в год.

Исполкомами местных советов народных депутатов предоставлено, в виде исключения, право снижать в отдельных случаях плату, взимаемую при регистрации и перерегистрации собак или полностью освобождать от нее граждан с учетом их материального положения, назначения собаки и других обстоятельств.

1.5. Регистрация (перерегистрация) производится при предъявлении владельцами собак документа о внесении установленной платы (предприятиями, учреждениями, организациями - копии платежного документа учреждения Госбанка СССР, гражданами - квитанции сберегательной кассы). В случае полного или частичного освобождения гражданина от внесения такой платы предъявляется соответствующий документ исполкома местного Совета народных депутатов.

Ветеринарные учреждения, осуществляющие регистрацию собак, обязаны выдать регистрационное удостоверение и регистрационный знак, а также ознакомить владельцев собак с правилами содержания животных, что должно быть подтверждено подписью владельца в регистрационном удостоверении на собаку. Регистрационный знак крепится к ошейнику собаки.

О приобретении, регистрации (перерегистрации) собаки гражданин сообщает жилищно-эксплуатационной организации.

1.6. По санитарным соображениям с учетом местных условий райисполкомам, горисполкомам предоставлено право ограничивать количество собак и кошек, содержание которых разрешено владельцам, и в исключительных случаях запрещать содержание этих животных.

1.7. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории (в изолированном помещении) или на привязи. О наличии собак должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.

1.8. Собаки, находящиеся на улицах и иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливается Инструкцией, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР, Минсельхозом РСФСР, Минздравом РСФСР, Минюстом РСФСР и Роспотребсоюзом. *1.8 )

1.9. Покупка, продажа и перевозка собак в другие города, сельские районы, области (края, республики) любым видом транспорта разрешается только при наличии ветеринарного свидетельства с отметкой в нем о том, что собака вакцинирована против бешенства не более чем за 12 месяцев и не менее чем за 30 дней до вывоза.

Перевозка собак и кошек в общественном транспорте производится с соблюдением установленных правил пользования соответствующими транспортными средствами.

2. Обязанности владельцев собак и кошек


Владельцы собак и кошек обязаны:

2.1. Обеспечить надлежащее содержание собак и кошек в соответствии с требованиями настоящих Правил. Принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих.

2.2. Не допускать загрязнения их собаками и кошками квартир, лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего пользования в жилых домах, а также дворов, тротуаров, улиц и т.п.

Загрязнения указанных мест немедленно устраняются владельцами животных.

2.3. Принимать меры к обеспечению тишины в жилых помещениях.

2.4. Не допускать собак и кошек на детские площадки, в магазины, столовые и другие места общего пользования.

2.5. Своевременно регистрировать и перерегистрировать собак. При перемене места жительства о наличии собак ставить в известность жилищно-эксплуатационные организации по новому месту жительства.

2.6. Не допускать содержание собак и кошек в количестве большем, чем установлено райисполкомами, горисполкомами.

2.7. Гуманно обращаться с животными (не выбрасывать, не оставлять их без присмотра, пищи, воды, не избивать их и т.п.).

При нежелании в дальнейшем содержать собак и кошек сдавать их в организации, занимающиеся отловом, либо передавать их в установленном порядке другим организациям или гражданам, либо продавать их.

2.8. Представлять по требованию ветеринарных специалистов собак и кошек для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно-профилактических обработок.

2.9. Немедленно сообщать в ветеринарные учреждения и органы здравоохранения о всех случаях укусов собакой или кошкой человека или животного и доставлять в ближайшее учреждение животных для осмотра и карантинирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней. При возвращении собак и кошек возмещать ветеринарным учреждениям расходы, связанные с содержанием животных в период карантинирования, в размерах, устанавливаемых исполкомами местных Советов народных депутатов.

2.10. Немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях внезапного падежа собак и кошек или подозрения на заболевание этих животных бешенством и до прибытия ветеринарных специалистов изолировать заболевшее животное.

Не допускать выбрасывание трупов собак и кошек. (Павшие животные подлежат утилизации или захоронению в местах и в порядке, установленных гор(рай)исполкомами).

Сдавать регистрационное удостоверение и регистрационный знак павшей собаки в то ветеринарное учреждение, в котором она была зарегистрирована.

3. Порядок выгула собак


При выгуле собак владельцы должны соблюдать следующие требования:

3.1. Выводить собак из жилых помещений (домов), а также изолированных территорий в общие дворы и на улицу только на коротком поводке или в наморднике, с номерным знаком на ошейнике (кроме щенков до трехмесячного возраста).

3.2. Выгуливать собак только на специально отведенной для этой цели площадке. Если площадка огорожена, разрешается выгуливать собак без поводка и намордника.

При отсутствии специальной площадки выгуливание собак допускается на пустырях и других местах, определяемых исполкомами местных Советов народных депутатов.

3.3. Выгуливать собак, как правило, в период с 7 часов утра до 23 часов вечера.

При выгуле собак в другое время их владельцы должны принимать меры к обеспечению тишины.

3.4. Запрещается выгуливать собак лицам в нетрезвом состоянии.

4. Контроль за соблюдением настоящих Правил


В целях обеспечения соблюдения Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах:

4.1. Жилищно-эксплуатационные организации:

- осуществляют систематический контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией собак их владельцами. Эта работа проводится при содействии органов ветеринарного надзора;

- выделяют на территории домовладения по согласованию с органами ветеринарного и санитарного надзора и оборудуют площадки для выгула собак, а также обеспечивают поддержание санитарного состояния этих площадок;

- обеспечивают содержание подвалов, чердаков и других подсобных помещений в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда;

- сообщают организациям, занимающимся отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек;

- оказывают содействие работникам ветеринарной службы в проведении противо-эпизоотических мероприятий.

4.2. Органы ветеринарного надзора:

- осуществляют регистрацию (перерегистрацию), выдачу регистрационных удостоверений и номерных знаков;

- совместно с органами санитарного надзора, жилищно-эксплуатационными организациями, клубами служебного собаководства, обществами охраны природы, охотников и рыболовов, домовыми комитетами и другими общественными организациями проводят разъяснительную работу среди населения в целях предупреждения заболевания животных и соблюдения санитарно-ветеринарных правил.

4.3. Органы здравоохранения (совместно с милицией):

- осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов в соответствии с Положением о Государственном санитарном надзоре в СССР.

5. За несоблюдение настоящих Правил владельцы собак и кошек несут ответственность в установленном законом порядке.

6. Вред, причиненный собаками и кошками, возмещается их владельцами в соответствии с действующим законодательством.

7. Правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных учреждений, осуществляющих регистрацию, перерегистрацию и лечение животных, и организаций, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели мест выгула собак должны вывешиваться жилищно-эксплуатационными организациями на видном месте для широкого ознакомления граждан.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
"Охотничьи законы:
Сборник нормативных
правовых актов и других документов",
Киров, 2001 год

Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР

Другие статьи

Реферат: История нотариата

Реферат: История нотариата

Возникновение и развитие нотариата в России в период до 1917 г.

Коренная перестройка нотариата была проведена в ходе реформ Александра II, охвативших все сферы государственной жизни России и затронувших организацию публичной деятельности лиц, занимавшихся совершением различного рода актов.

Во второй половине XIX в. развитие российского нотариата было тесно связано с судебной реформой 1864 г. В апреле 1866 г. с принятием Временного положения о нотариальной части начался новый этап истории российского нотариата. Временное положение получило силу закона и вошло в состав судебных уставов.

Были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов), а также публичных нотариусов. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы (состоявшие при окружных судах – прим. «Мира нотариата») или заменяющие их должностные лица.

Временное положение о нотариальной части 1866 г. стало важным этапом на пути становления института нотариата в России, но оно не привело к решению всех проблем.

Положение о нотариальной части базировалось на австрийском, баварском и других нотариальных положениях. Это было связано с тем, что опыта и практики деятельности нотариата в том обновленном виде, в котором он моделировался Положением, в России не было.

В целом Положение явилось прогрессивным нормативным актом, поскольку учреждало стройную систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Оно содержало 217 статей, 41 из которых была посвящена устройству нотариальной части. Тем не менее, Положение имело ряд недостатков. В первую очередь к ним относилась неопределенность в правовом статусе нотариусов. С одной стороны, нотариусы были признаны считающимися (не состоящими) на государственной службе, с присвоением им заурядного 8-го класса по должности, однако без права производства в чины и получения пенсии (ст. 17), а с другой - они признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе (ст. 208). Сами нотариусы нередко высказывали нарекания по поводу двойственности своего положения, так как она негативно отражалась не только на работе нотариусов, но и на отношении к ним публики. Так, С. Барановский писал, что нотариусы - фактически «пасынки Фемиды», поскольку действующее нотариальное положение выделяет их из общей градации чинов Министерства юстиции и лишает тем самым всех прав и прерогатив, которыми пользуются остальные чины судебного ведомства. В связи с тем, что нотариусы не включены в общую судебную семью, они лишены права в отличие от судей обращаться за разъяснениями сомнений в применении закона в те окружные суды, при которых они состоят, а должны на свой страх и риск решать сомнительные правовые вопросы.

Он отмечал, что если в применении или толковании закона ошибаются судьи, то высшая судебная инстанция лишь отменяет неправильно постановленное решение, если же ошибается нотариус, то помимо уголовной ему грозит еще и имущественная ответственность.

Анализируя нормы Положения и практику их применения, М. Попович пришел к выводу о необходимости устранения неопределенности в статусе нотариуса, с тем чтобы «нотариус не стоял каким-то отщепенцем от своей юридической семьи сослуживцев, чтобы он хотя бы пользовался частью тех прав, какие он заслуживает по-своему положению как должностное лицо и как общественный деятель». Наряду с неопределенностью правового статуса нотариуса следует отметить и другие недостатки Положения. Так, требования к кандидатам на должность нотариуса были более чем скромные (ст. 5):

состояние в русском подданстве;

неопороченность судом или общественным приговором

полнейшая свобода от занятий на государственной или общественной службе.

Нотариусом мог стать только подданный Российской империи — иностранец не вправе был претендовать на эту должность. Кроме того, по циркулярному предписанию министра юстиции от 6 июня 1887 г. нотариусами не могли быть евреи. Представляется, что указанное ограничение было установлено в развитие общей антисемитской политики, проводимой Российской империей. Второе условие — достижение возраста совершеннолетия признавалось многими учеными и нотариусами недостаточным. Объяснялось это в основном тем, что по роду своей деятельности нотариус должен быть в высшей степени человеком осмотрительным и обладать всеми качествами, присущими человеку опытному и зрелому. Нельзя сказать, что этими качествами обладает лицо, достигшее 21 года. В этой связи обосновывалось мнение о том, что довольно рискованно доверять материальное благосостояние человеку, недавно вышедшему из юношеского возраста, не имеющему ни достаточных знаний, ни опыта, и предлагалось разрешить занятие этой должности при условии достижения кандидатом возраста 25 лет. Установленные Положением о нотариальной части нравственные требования для занятия должности нотариуса также признавались многими современниками недостаточным и основанным только на формальных требованиях. Предлагалось требовать не только неопороченности судом или общественным приговором, но и беспорочного поведения вообще и пользования всеми гражданскими правами. Отсутствовало в Положении в качестве обязательного и требование к кандидату на должность нотариуса наличия специального образования: необходимо было лишь выдержать испытание в умении правильно излагать акты, в знании форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности законов (ст. 15).

Подобное требование вызывало вполне справедливые, на наш взгляд, упреки, поскольку «каждому нотариусу, к которому часто обращаются за всякого рода юридическими советами, приходится всегда быть в курсе дела и дополнять свои познания не только чисто нотариальной специальностью, но и другими отраслями законоведения. а однa практика без юридического образования для обыкновенного среднего человека (исключительных способностей и талантов нельзя принимать в расчет) может дать только один результат: привычку писать то, что уже несколько раз писано. Юридической логики, обобщений и анализа трудно требовать от практика. Все указанные соображения приводят к выводу, что установление образовательного ценза не только желательно, но и необходимо».

За установление образовательного ценза для занятия должности нотариуса высказывался А. Иваницкий, который считал, что задача нотариуса заключается не только и не столько в составлении акта или совершении другого засвидетельствования по заранее установленной шаблонной форме (эту работу мог бы выполнить любой писец нотариальной конторы), а в толковом, ясном и определенном изложении акта или сделки. Кроме того, нотариусу приходится решать вопросы квалификации сделок, проверять их на соответствие требованиям закона. «Bce эти вопросы, требующие и особо специальных знаний и опыта, должны разрешаться нотариусом в большинстве случаев почти моментально. вряд ли с этим может справиться всякое мало знающее лицо». Весьма существенными недостатками, по мнению Л. Б. Мандельштама, являлось отсутствие советов нотариусов, помощников нотариусов и стажа, необходимого для занятия должности нотариуса.

Введение корпоративных начал, по замечанию С.К. Кузнецова, необходимо. Главное назначение этих советов должно заключаться в объединении нотариальной практики и в охране чести и достоинства нотариата как государственного учреждения.

Одним из требований, предъявляемых к занятию должности нотариуса, являлось внесение имущественного залога. Основное назначение залога заключалось в том, что он служил необходимой гарантией лицам, обращающимся к нотариусу, от неправомерных действий последнего. Причиненные неправомерными нотариальными действиями убытки подлежали возмещению за счет указанного залога. Размер залога должен был ежегодно увеличиваться за счет сумм, полученных нотариусом за совершение нотариальных действий, до тех пор, пока не достигал в столицах 25 тысяч рублей, в губернских городах 15 тысяч рублей, в уездах и уездных городах - 10 тысяч рублей. В случае благополучного окончания нотариусом своей карьеры он мог воспользоваться этим залогом при выходе в отставку, в случае его смерти залогом могли воспользоваться его наследники.

В период работы Комиссии по пересмотру нотариального положения поднимался вопрос об отмене имущественного залога для лиц с высшим юридическим образованием. Однако в большинстве отчетов окружных судов данный вопрос решался отрицательно. Обосновывалось это тем, что залог обеспечивал убытки частных лиц, причиненных ошибочными и небрежными действиями нотариуса. Указанные же действия могли быть допущены и лицом с высшим юридическим образованием.

Еще одним недостатком Положения о нотариальной части являлось установление порядка получения вознаграждения нотариусов за совершенные ими действия. Статья 208 Положения гласила: «Нотариусы взимают плату в свою пользу по добровольному с обратившимся к ним лицам соглашению». Именно эта фраза и породила массу недоразумений и нареканий в обществе, превратила нотариуса в получиновника, в полукоммерческого деятеля. При этом добровольное соглашение между нотариусом и сторонами считается основным и главным принципом при определении размера вознаграждения нотариусов за их действия, и только в том случае, когда это соглашение не последует, то плата нормируется особой таксой.

Следует отметить, что такое положение вещей противоречило точке зрения Государственной канцелярии по этому вопросу и принципам вознаграждения нотариусов, закрепленным в других государствах. Например, во Франции нотариусы получали вознаграждение исключительно по установленной таксе, добровольное соглашение допускалось лишь за совершение тех действий, которые не были предусмотрены таксой. В Германии, Бельгии и Голландии вопрос о вознаграждении нотариусов решался аналогичным образом. В Австрии добровольное соглашение категорически запрещалось. Если же все- таки оно заключалось, то признавалось недействительным. За нарушение указанного установления закона нотариус подвергался штрафу в двойном размере против излишне полученного. Исключение допускалось для дел очень сложных, требующих особенной подготовки и больших потерь времени: нотариус мог при условии подробной мотивировки причин войти в соглашение со сторонами, если же такого соглашения не было заключено, он вправе был требовать через суд увеличения своего вознаграждения. Л.Б. Мандельштам настаивал на целесообразности и необходимости введения такого же принципа и в России, поскольку установления Положения о нотариате противоречат сущности нотариата. «Тяжело и обидно для общественного деятеля, отправляющего не те или иные частные, а публично-право вые функции, начинать не с самого дела, а с торговли».

Министерство юстиции циркуляром от 19 апреля 1871 г. предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания по существующей в стране нотариальной практике и высказать свои предложения. Однако это поручение исполнялось очень долго. Лишь спустя двадцать лет при министерстве была создана комиссия с целью выработки предварительного проекта новой редакции Положения. Объяснительная записка к проекту была составлена в 1904 г. Но предреволюционный период в России начала ХХ в. характеризовался продолжающимся дефицитом бюджета, что затрудняло возможность серьезного реформирования экономической и правовой ситуации в стране. В этих условиях намечавшиеся реформы были отложены, и Положение 1866 г. так и не было обновлено.

Большое внимание уделено при регулировании вопросов нотариата крепостной части, то есть засвидетельствованию сделок, что было связано с особой важностью актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и с государством. Сделки, совершенные крепостным порядком, объявлялись бесспорными. При соблюдении всех правил о вводе во владение сделка объявлялась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществлялось административными органами. Стороны были обязаны представить справку полиции о самоличности (в отношении крепостных крестьян), а также справку органа местного самоуправления о принадлежности отчуждаемого имущества продавцу. Устанавливалось наличие запрещений и обременений на отчуждаемое имущество. По необходимости запросы о запрещениях делались другим столоначальникам, поскольку по законодательству Российской империи того времени стороны сами определяли, где именно удостоверить сделку, и не были связаны местом нахождения имущества. Затем составлялся проект сделки, который переписывался начисто на гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса, в том числе тремя свидетелями. После уплаты пошлин, гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку, заносимую в особый журнал. Удостоверенный акт оглашался через сенатские ведомости, и копия объявления направлялась в гражданскую палату и уездный суд по месту нахождения имущества.

К концу XIX в. в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, имевших право совершать нотариальные действия:

публичные (городовые) нотариусы;

биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;

узкоспециализированные маклеры: судоходных дел, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;

магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.

Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса. После назначения на должность они приносили присягу. Запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных.

При исполнении нотариальных обязанностей было необходимо:

установить личность Сторон;

проверить правоспособность и дееспособность сторон;

проверить подлинность договора и установить его соответствие действующему законодательству;

записать договор в книгу;

взыскать пошлины и сборы;

на подлиннике договора совершить надпись, содержащую время засвидетельствования и номер по книге.

Министру юстиции предполагал ось предоставить право издания инструкций по предметам внутреннего распорядка и делопроизводства в нотариальных архивах и конторах.

Нотариусами, согласно проекту новой редакции Положения, могли быть лица, удовлетворяющие условиям, предусмотренным в ст. 250 и 251 Учреждения судебных постановлений, имеющие не менее 25 лет от роду и не занимающие никакой другой должности, сопряженной с содержанием, ни в государственной, ни в общественной службе.

Министру юстиции по представлению в каждом отдельном случае окружного суда предполагалось предоставить право разрешать нотариусам занятие, сопряженное с содержанием должности по учебной части, если такое совмещение должностей не соединено с ущербом для исполнения неп6средственных обязанностей нотариуса.

Лица, не удовлетворявшие требованиям, предъявляемым к должности нотариуса и желающие занять эту должность, должны были подвергнуться испытаниям по программе, установленной министром юстиции, в умении правильно излагать акты и в усвоении форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности актов.

Согласно проекту новой редакции Положения о нотариальной части, лицо, желающее занять должность нотариуса, вправе заявить окружному суду ходатайство об испытании его в знании иностранных языков или местных наречий. Выдержавшему испытание по одному или нескольким языкам или наречиям предполагал ось выдавать свидетельство на право совершать в случаях, указанных законом, акты на иностранных языках, свидетельствовать такие акты и переводить акты и документы с означенных языков, а также с местных наречий на русский язык и обратно.

Лицо, выдержавшее испытание в одном судебном округе, при занятии должности нотариуса в другом судебном округе новому испытанию не подвергалось. Нотариусам предоставлялось право иметь под их руководством и ответственностью помощников, если они окончили курс наук не ниже средних учебных заведений и занимались в конторе нотариуса: получившие высшее юридическое образование - не менее шести месяцев, а прочие лица - не менее одного года. Число помощников, могущих состоять при каждом нотариусе, определялось окружным судом. Нотариус обязан был сообщать председателю окружного суда о принятии на работу помощника, времени его вступления в должность и увольнения от этой должности. При недостатке лиц, желающих и имеющих право поступить в нотариусы, обязанности нотариуса могли быть возложены на местных участковых судей.

Нотариусам предоставлялось право иметь при конторах нотариальных рассыльных для исполнения указанных в законе действий, предполагалось, что они должны будут действовать под имущественную ответственность самих нотариусов. Об избранных для исполнения этих обязанностей лицах нотариусы должны сообщать председателю суда. В отношении личной ответственности эти лица приравнивались к судебным рассыльным.

Нотариат в советское время и после

Советский нотариат развивался в то время, когда государство не признавало частной собственности, когда гражданский оборот был крайне ограничен. Нотариат был исключительно государственным, большую часть советского периода входил в систему юстиции. Осуществление некоторых нотариальных функций было делегировано местным исполнительным и представительным органам власти.

После издания Декрета о суде № 1, упразднившего прежние судебные органы, прекратили свою деятельность и нотариусы, хотя в этом документе нотариат не упоминается.

В соответствии с декретами СНК отменены частная собственность на недвижимое имущество, дарение и наследование.

Декрет о суде № 2 отнес совершение нотариальных действий к компетенции нотариусов. Постановлением СНК прекращено действие Положения о нотариальной части от 14.04.1866 г. и утверждены Временное положение о нотариальных отделах при совдепах и Инструкция о порядке деятельности нотариальных отделов.

Учреждены нотариальные столы при губернских отделах юстиции и уездных бюро юстиции.

СНК РСФСР принял Положение о государственном нотариате РСФСР.

Принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР.

Постановлением СНК СССР и ЦИК СССР от 14.05.1926 г. утверждены Основные принципы организации государственного нотариата.

Принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР.

Утверждена новая редакция Положения о государственном нотариате РСФСР.

Образовано Министерство юстиции РСФСР (правопреемник Наркомата юстиции РСФСР). Принята новая редакция Положения о государственном нотариате.

Утверждена инструкция МЮ РСФСР по применению Положения о государственном нотариате от 1947 года.

Упразднено Министерство юстиции СССР.

Упразднено Министерство юстиции РСФСР. Нотариат передан в ведение краевых и областных судов.

Утверждено новое Положение о государственном нотариате РСФСР.

Пленум Верховного суда СССР 1.07.1966 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам о наследовании».

Верховный суд РСФСР утвердил Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

Совмин РСФСР утвердил Инструкцию о порядке выполнения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских советов депутатов трудящихся.

Воссоздание Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР.

28 февраля 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям.

Постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1972 г. утверждено Положение о министерстве юстиции СССР.

28 октября 1972 г. коллегия Минюста СССР утвердила Примерное положение об Отделе юстиции исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов. Руководство нотариатом на местах перешло в ведение создаваемых отделов юстиции.

20 апреля 1973 г. издан Приказ Министра юстиции СССР «Об опыте работы Первой казанской государственной нотариальной конторы и повышении роли первых государственных нотариальных контор в обеспечении единства нотариальной практики».

19 июля 1973 г. принят Закон СССР «О государственном нотариате».

29 декабря 1973 г. Министерство юстиции СССР утвердило Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.

2 августа 1974 принят Закон РСФСР «О государственном нотариате». Минюстом СССР утверждены Инструкция о порядке удостоверения завещаний главными врачами, их заместителями по медицинской части, дежурными врачами больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директорами. (извлечение) от 20.06.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными. от 15.03.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы от 14.03.1974 г. № К-15/184.

Приказом Минюста РСФСР утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

28 марта 1975 г. Министерство юстиции СССР издало Инструктивное письмо «Об оказании методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».

1 августа 1975 г. Приказом министра юстиции СССР утверждена «Инструкция о порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах СССР». Совмин РСФСР утвердил Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов.

31 мая 1976 г. Минюст СССР издал Инструктивное письмо «О совершении морских протестов».

19 октября 1976 г. издан Приказ Министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы государственного нотариата».

23 марта 1977 г. Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О совершенствовании работы нотариальных контор по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них».

29 июля 1977 г. Минюст и МИД СССР утвердили Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий консульскими учреждениями Союза ССР.

2 августа 1978 г. издан Приказ министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы по оказанию методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».

30 января 1980 г. Минюст СССР издал Методические рекомендации по обобщению нотариальной практики.

31 января 1980 г. Минюст СССР совместно с Главным архивным управлением СМ СССР утвердил Перечень документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов, с указанием сроков хранения документов.

19 марта 1980 г. Минюстом СССР утверждена Типовая номенклатура должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.

21 апреля 1980 г. Минюст СССР издал Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности.

5 мая 1980 г. Министерство юстиции СССР издало Рекомендации по обеспечению нотариальных контор справочно-информационным материалом для посетителей.

25 июня 1980 г. принят Закон СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов». В числе полномочий – руководство нотариатом (ст. 6).

30 сентября 1980 г. Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О порядке выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов».

4 августа 1983 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».

15 ноября 1983 г. Минюст СССР издал Инструктивные указания «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организация, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике».

4 мая 1984 г. Минюст СССР издал Инструктивные указания «О нотариальном оформлении от имени советских граждан, предприятий, учреждений и организаций документов, предназначенных для действия за границей».

29 ноября 1984 г. Министерство юстиции СССР издало Указание «О порядке нотариального удостоверения договоров дарения валютных ценностей».

10 октября 1985 г. издан Приказ Министра юстиции СССР за № 18 «О мерах по дальнейшему улучшению работы с кадрами нотариата и повышению уровня нотариального обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций».

Пленум Верховного суда СССР 21.06.1985 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

13 ноября 1985 г. Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию по составлению статистической отчетности о работе государственных нотариальных контор.

24 ноября 1986 г. Минюст СССР издал Указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.

19 декабря 1986 г. Минюст СССР издал Рекомендации по вопросам совершения исполнительных надписей.

22 декабря 1986 г. издан Приказ Министра юстиции СССР за № 23 «О задачах органов, учреждений юстиции и судов по улучшению работы с предложениями, заявлениями, жалобами и организации приема граждан».

Приказом министра юстиции РСФСР введена в действие новая Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

Прежняя система нотариата уже не могла отвечать требованиям нового времени, безнадежно устарела перед лицом кардинальных правовых реформ, лавинообразно возросшего гражданского оборота. Системный кризис быстро перешел в стадию стагнации, которая длилась до 11 февраля 1993 года.

11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Этот закон кардинально реформировал институт нотариата, возродил в России независимый нотариат латинского типа.

В то время Министерство юстиции РФ возглавлял Николай Васильевич Федоров.

Начата выдача лицензий на право нотариальной деятельности. Первая из них за № 000001 от 07 апреля 1993 года выдана Анатолию Ивановичу Тихенко.

В субъектах РФ создаются нотариальные палаты.

22 сентября 1993 года решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат учреждена Федеральная нотариальная палата. Первым президентом ФНП избран Репин Виктор Сергеевич.

10 декабря 1993 г. — дата государственной регистрации Федеральной нотариальной палаты.

ПРИКАЗ Минюста РСФСР от 19-08-76 32 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОРАХ РСФСР

ПРИКАЗ Минюста РСФСР от 19.08.76 N 32 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОРАХ РСФСР"

В целях совершенствования постановки делопроизводства в государственных нотариальных конторах приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР.

Признать утратившей силу Инструкцию по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденную Верховным Судом РСФСР 28 января 1966 года.

2. Министрам юстиции автономных республик, начальникам отделов юстиции исполкомов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся организовать изучение Инструкции работниками государственных нотариальных контор и обеспечить ее правильное применение.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минюста РСФСР
от 19 августа 1976 г. N 32

1.1. От правильной постановки делопроизводства в государственной нотариальной конторе в большей мере зависит надлежащая организация работы государственных нотариусов, четкое и быстрое обслуживание граждан и организаций, культура оформления документов.

Старший государственный нотариус (государственный нотариус), возглавляющий нотариальную контору <*>, должен постоянно совершенствовать делопроизводство, внедряя научную организацию труда, передовые методы и формы работы с документами, механизацию делопроизводства.

<*> В дальнейшем старший государственный нотариус и государственный нотариус, возглавляющие нотариальную контору, будут именоваться "старший нотариус".

1.2. Настоящей инструкцией устанавливается единый порядок ведения делопроизводства во всех государственных нотариальных конторах РСФСР.

1.3. Инструкция составлена на основе рекомендаций Единой государственной системы делопроизводства, требований ГОСТов на управленческую документацию и Типовой инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах, утвержденной Министерством юстиции СССР.

1.4. В соответствии со ст.10 Закона РСФСР о государственном нотариате нотариальное делопроизводство в государственных нотариальных конторах ведется на русском языке, или на языке автономной республики, или автономной области, или национального округа, а в случаях, предусмотренных конституциями автономных республик, - на языке большинства населения района.

1.5. За правильную организацию и ведение делопроизводства в государственной нотариальной конторе несет ответственность старший нотариус.

В государственной нотариальной конторе, где имеется несколько сотрудников, ведение делопроизводства и архива приказом (распоряжением) старшего нотариуса возлагается на одного из них.

При увольнении или переводе на другую работу нотариуса или другого должностного лица, на которого возложено ведение делопроизводства, архивные дела, а также дела и документы, находящиеся в делопроизводстве, передаются вновь назначенному лицу, о чем составляется акт приема-сдачи.

1.6. Для учета документов и контроля за их исполнением в нотариальной конторе должны вестись следующие книги и журналы (приложение 1):

а) журнал входящей корреспонденции (форма N 1);

б) журнал исходящей корреспонденции (форма N 2);

в) разносная книга для местной корреспонденции (форма N 3);

г) книга жалоб и предложений (форма N 4);

д) контрольная картотека (или папка).

1.7. Прием, регистрация и выдача поступивших в депозит государственной нотариальной конторы денежных сумм и ценных бумаг ведутся по правилам, установленным Инструкцией о порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах СССР, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 1 августа 1975 г. N 20.

2.1. Порядок составления нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, ведения реестров для регистрации нотариальных действий, а также других книг, связанных с совершением нотариальных действий, регулируется Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной приказом Министра юстиции РСФСР 31 января 1975 г. N 5, и Указаниями по заполнению форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденными Министерством юстиции СССР 29 декабря 1973 г. (приложение 2).

2.2. Оформление документов, предназначенных для действия за границей, производится в соответствии с указаниями, изложенными в Инструктивном письме Министерства юстиции СССР от 15 октября 1971 г. об оформлении документов, предназначенных для действия за границей.

2.3. В документах организационно-распорядительного характера следует указывать наименование учреждения-автора (как правило, воспроизводится в бланке документа), наименование вида документа и его заголовок. При составлении и оформлении документов необходимо также соблюдать требования Основных положений Единой государственной системы делопроизводства об адресовании, удостоверении документов, проставлении даты и отметок об их прохождении и исполнении.

2.4. Наименование вида документа (приказ, справка, отчет и т.д.) должно быть указано на каждом документе (за исключением письма).

2.5. Заголовок составляется к любому документу формата А4 (210х297), независимо от его назначения.

Заголовок формулируется составителем, он должен быть предельно кратким и точно отражать содержание документа.

Заголовок не проставляется на извещениях и телефонограммах.

2.6. При написании адреса на документе необходимо соблюдать следующие правила:

- документ адресуется учреждению, его структурному подразделению или конкретному должностному лицу;

- наименование учреждения и его структурного подразделения указывается в именительном падеже;

- при направлении документа должностному лицу указывается наименование учреждения в именительном падеже, а должность и фамилия адресата - в дательном;

- почтовый адрес корреспондента указывается полностью после названия учреждения, которому направляется документ. В том случае, когда документ направляется гражданам, сначала указывается почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы получателя.

Перед почтовым адресом корреспондента указывается индекс предприятия связи места назначения.

2.7. Дата на документе проставляется путем написания числа и года цифрами, а месяца - прописью (20 января 1976 г.) или тремя парами арабских цифр (10.02.76). Если документ составлен не на бланке, дата проставляется ниже подписи с левой стороны документа.

2.8. В состав подписи входят: обозначение должности лица, подписывающего документ, личная подпись и ее расшифровка, например, "старший государственный нотариус (подпись) Н.А.Сергеев".

При подписании документов, составленных комиссией, указываются не должности лиц, составивших документ, а распределение обязанностей в составе комиссии (председатель комиссии, члены комиссии).

2.9. Приложения к документу перечисляются после текста документа с указанием количества листов в каждом приложении и числа их экземпляров.

Если документ имеет приложения, упоминаемые в тексте, то в приложении следует указать лишь количество листов и число экземпляров.

2.10. При ответе на запрос необходимо делать ссылку на номер и дату документа-запроса.

3.1. Регистрации подлежат все документы (в т.ч. заявления), требующие исполнения государственной нотариальной конторой.

Не регистрируются лишь письма, поступившие в адрес общественных организаций, личная переписка, поздравительные открытки, пригласительные билеты и другие подобные им документы, которые с деятельностью государственной нотариальной конторы не связаны.

3.2. При приеме поступающей в государственную нотариальную контору корреспонденции прежде всего отбирается корреспонденция, доставленная не по назначению, а также проверяется целостность вложения. Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по принадлежности.

Если будет обнаружено отсутствие документов или приложений к ним, об этом сообщается отправителю.

Все конверты, за исключением личной корреспонденции и писем в адрес общественных организаций, вскрываются. Конверты, как правило, уничтожаются, кроме случаев, когда они необходимы для установления адреса отправителя, а также времени отправки и получения корреспонденции.

3.3. На всех входящих документах в правом нижнем углу первой страницы проставляется регистрационный штамп (прил.1, форма N 5). Проставление даты поступления документа не является его регистрацией.

3.4. Нерегистрируемые документы, в том числе и документы, присланные в адрес общественных организаций, и с пометкой "лично" передаются по назначению.

3.5. Документы, подлежащие регистрации, учитываются в Журнале входящей корреспонденции (прил.1, форма N 1). На каждом из этих документов, кроме даты поступления, проставляется также номер, под которым он зарегистрирован в журнале, и номер дела (наряда), в которое документ будет формироваться (подшиваться).

3.6. Заявления о принятии наследства, выдаче свидетельств о праве на наследство, об отказе от наследства, об оплате расходов за счет наследственного имущества, о принятии мер к охране наследственного имущества, претензии кредиторов, извещения о наложении запрещений отчуждения жилых домов, сообщения судебных и следственных органов о наложении арестов на жилые дома, если они поступили по почте, регистрируются в Журнале входящей корреспонденции и передаются нотариусу на исполнение. После этого они подлежат последующей регистрации в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

3.7. Предложения, заявления и жалобы граждан регистрируются, как и вся остальная корреспонденция, в Журнале входящей корреспонденции и после их исполнения подшиваются в дело (наряд), предусмотренный номенклатурой дел нотариальной конторы.

3.8. Зарегистрированный документ должен быть первично рассмотрен старшим нотариусом в день его поступления и лишь в исключительных случаях

- на следующий день.

3.9. Старший нотариус, рассмотревший документ, решает вопрос о порядке и сроках его исполнения (документ принимается нотариальной конторой к производству, корреспонденту дается ответ по существу и т.д.).

3.10. Документ считается исполненным тогда, когда решены все поставленные в нем вопросы и, если это требуется, дан ответ корреспонденту.

На исполненном документе проставляется отметка об исполнении и направлении его в дело (наряд).

Отметка об исполнении помещается на нижнем поле первого листа документа или, за неимением места, на обороте первого листа документа и включает в себя краткую справку об исполнении (если отсутствует документ, свидетельствующий об исполнении), а также слова "в дело" и номер дела (наряда), в которое должен быть подшит исполненный документ.

3.11. Исходящие документы регистрируются в Журнале исходящей корреспонденции (прил.1, форма N 2).

На исходящем документе проставляется номер, соответствующий порядковому номеру по Журналу исходящей корреспонденции и номеру дела (наряда), в котором будет храниться копия исходящего документа.

3.12. Корреспонденция направляется адресатам по почте или через рассыльного. В последнем случае она вручается адресату под расписку в Разносной книге (прил.1, форма N 3).

3.13. Выдача, дубликатов документов производится в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

4.1. Контроль за сроками и качеством исполнения документов и содержащихся в них поручений осуществляет старший нотариус.

4.2. На контроль обязательно берутся документы, поступившие из партийных и советских органов, редакций газет, журналов, радио и телевидения, Министерства юстиции СССР, министерств юстиции РСФСР и автономных республик, отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся, от депутатов Советов депутатов трудящихся с указанием (просьбой) сообщить о результатах рассмотрения, а также письма, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей.

Старшим нотариусом могут быть поставлены на контроль и другие документы.

4.3. Для осуществления контроля за исполнением документов в первых и наиболее крупных нотариальных конторах ведутся карточки, в остальных нотариальных конторах - специальные контрольные папки.

5.1. Номенклатура дел (нарядов) составляется на основе примерной номенклатуры, прилагаемой к настоящей Инструкции, и оформляется в соответствии с ГОСТ 6.38-72 и 6.39-72 (прил.1. форма N 6).

В номенклатуру должны быть включены все дела (наряды), которые ведутся в нотариальной конторе, а также реестры, книги, журналы.

5.2. Номенклатура утверждается старшим нотариусом и согласовывается с районным (городским) архивным учреждением.

Действующая номенклатура в конце каждого года уточняется и вновь вводится в действие с 1 января следующего года.

Если в течение года в нотариальной конторе возникнет необходимость в заведении не предусмотренных номенклатурой дел (нарядов), они дополнительно вносятся в номенклатуру. Для этого в номенклатуре предусматриваются резервные номера.

5.3. По окончании года в конце номенклатуры делается итоговая запись о количестве заведенных дел (нарядов).

Этот экземпляр номенклатуры дел (нарядов) является учетным документом для дел временного хранения и хранится в архиве нотариальной конторы постоянно.

5.4. Все имеющиеся в нотариальной конторе документы после их исполнения группируются в дела (наряды).

5.5. Заявления о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство или об отказе от наследства, об оплате расходов за счет наследственного имущества, о принятии мер к охране наследственного имущества, по которым приняты эти меры, а также претензии кредиторов сразу же формируются в отдельные наследственные дела, каждое дело получает индекс, соответствующий номенклатуре дел (нарядов), затем регистрируется в Книге учета наследственных дел (прил.1, форма N 7) и ему присваивается номер, соответствующий порядковому номеру по этой книге.

В наследственное дело подшиваются все документы, связанные с оформлением наследства по указанному заявлению.

Если наследственное дело не закончено производством в текущем году, то оно переходит в следующий год под тем же номером и перерегистрации не подлежит.

5.6. Группировать в дела (наряды) следует документы одного делопроизводственного года. Внутри дела (наряда) документы систематизируются в хронологическом порядке, причем документ-ответ должен располагаться после документа-запроса.

5.7. Годовые планы и отчеты должны помещаться в деле (наряда) того года, к которому они относятся по своему содержанию, не зависимо от времени их составления.

5.8. Не допускается включение в дела (наряды) не относящихся к ним документов, а также черновиков и проектов документов.

6.1. Нотариальные документы-свидетельства, договоры и другие документы, на основании которых они совершены, а также реестры и книги учета до сдачи в государственные архивы хранятся в государственной нотариальной конторе в течение 10 лет.

6.2. Реестры, наследственные дела, наряды текущего делопроизводства и законченные производством до сдачи в архив или на уничтожение должны храниться в закрывающихся шкафах, предохраняющих документы от пыли, воздействия солнечного света, и в условиях, обеспечивающих их сохранность.

6.3. Учет и хранение документов производится в порядке, установленном Основными правилами постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР, одобренными Главным архивным управлением при Совете Министров СССР, и указаниями о сроках хранения документальных материалов судов, нотариальных контор и других учреждений юстиции, утверждаемыми Министерством юстиции СССР и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР.

6.4. Изъятие и выдача каких-либо документов из дел (нарядов) не разрешается.

В исключительных случаях (по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами) такое изъятие производится с разрешения старшего нотариуса с обязательным оставлением заверенной копии изъятого документа, протокола выемки или запроса суда.

Кроме того, в случаях, предусмотренных в п.37 Инструкции Министерства юстиции РСФСР о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, может быть возвращен продавцу (дарителю) правоустанавливающий документ (или его дубликат), имевшийся у него до заключения расторгаемого договора об отчуждении имущества.

6.5. Справки о совершенных нотариальных действиях и документы выдаются с соблюдением требований ст.8 Закона РСФСР о государственном нотариате.

6.6. По окончании года должностным лицом, отвечающим за делопроизводство в нотариальной конторе, производится подготовка дел для архивного хранения: уточняется систематизация документов в делах (при необходимости дела переформировываются), производится оформление дел (нарядов), дела постоянного и долговременного хранения заключаются в твердую обложку, документы перекладываются в хронологическом порядке и прошиваются прочной ниткой в 3-4 прокола. Листы дел нумеруются. Нумерация листов производится в правом верхнем углу каждого листа документа простым карандашом. Если на листах ранее уже имелась нумерация, не совпадающая с новой, то прежние номера зачеркиваются простым карандашом, а новый номер ставится рядом.

6.7. В конце наряда на отдельном чистом листе делается заверительная надпись по следующей форме: "В деле (наряде) прошито и пронумеровано 5 (пять) листов. Ответственный за архив - подпись, дата".

6.8. Обложки дел (нарядов) оформляются в соответствии с номенклатурой и ГОСТом 17914-72 (прил.1, форма N 8). Заголовок на обложку дела (наряда) переносится из номенклатуры дел. На обложке указывается также год его образования в делопроизводстве нотариальной конторы.

Количество листов в деле (наряде) указывается цифрами на основании данных заверительной надписи.

Надписи на обложках дел (нарядов) постоянного хранения следует производить четко, светостойкими чернилами или тушью.

6.9. На дела постоянного хранения составляются описи. Опись состоит из годовых разделов и представляет собой перечень заголовков дел (нарядов) с включением необходимых сведений о их составе и содержании.

Опись составляется в 4-х экземплярах по формам, предусмотренным Основными положениями Единой государственной системы делопроизводства (прил.1, формы NN 9, 10), ведется до пятизначного номера и заканчивается по согласованию с соответствующим архивным учреждением.

6.10. Одновременно с подготовкой документов на хранение производится отбор документов, подлежащих уничтожению.

Отбор документов для уничтожения оформляется актом (прил.1, форма N 11).

6.11. В ходе подготовки документов к последующему хранению в государственном архиве производится экспертиза научной и практической ценности документов и решается вопрос об отборе их для последующего хранения или уничтожения.

Экспертиза ценности документов и отбор архивных материалов для хранения и уничтожения осуществляется постоянно действующей в нотариальной конторе экспертной комиссией, которая назначается приказом министра юстиции автономной республики или начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся в составе 3-х человек.

6.12. Экспертная комиссия свою работу организует в соответствии с утвержденным о ней положением.

При отборе документов на постоянное хранение в государственном архиве и уничтожение экспертная комиссия руководствуется действующими правилами и инструкциями Главного архивного управления при Совете Министров СССР по организации работы с документами, перечнями и номенклатурами дел и соответствующими указаниями Министерств юстиции СССР и РСФСР.

6.13. В соответствии с утвержденными описями нотариальная контора обязана в установленный срок сдать в государственный архив внесенные в опись дела (наряды).

6.14. Уничтожение документов производится после того, как описи на дела постоянного хранения утверждены архивным учреждением.

6.15. По всем неясным вопросам, связанным с оформлением дел (нарядов), подлежащих передаче на хранение в государственный архив, необходимо консультироваться с работниками соответствующего архива.

Отдел нотариата
Министерства юстиции РСФСР