Руководства, Инструкции, Бланки

педагогические программные средства руководство img-1

педагогические программные средства руководство

Рейтинг: 4.8/5.0 (1914 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Понятие педагогического программного средства (ППС)

Понятие педагогического программного средства (ППС).

Педагогические программные средства

Понятие педагогического программного средства (ППС). Требования, предъявляемые к ППС: дидактические, методические, технико-технологические, эргономические, эстетические, здоровьесберегающего характера, по видам занятий, по оформлению документации, специфические требования.

Понятие педагогического программного средства (ППС).

Программное педагогическое средство (ППС) – дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

В состав ППС входят: программа (совокупность программ), направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине; комплект технической и методической документации; набор вспомогательных средств (не обязателен).

И.В.Роберт определяет программное средство учебного назначения как программу, в которой отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такое определение завышает требования к ПС, поскольку вполне допустимо существование программ, предназначенных лишь для одного конкретного вида учебной деятельности, например моделирования.

Согласно определению педагогического программного средства. приводимого в работе Л.И.Долинера, Р.Р.Пашковой и И.И.Данилиной: «ППС – это комплекс, предназначенный для достижения конкретной цели обучения и включающий программы для ЭВМ, а также методическое и дидактическое сопровождение данных программ». Достоинство данного определения видится еще и в том, что оно подчеркивает первичность цели обучения по отношению к методам.

В цитированной выше работе Л.И.Долинера и др. в основу классификации положены дидактические цели использования ППС и выделяются демонстрационные, обучающие, контролирующие, тренажеры, моделирующие, игровые и вспомогательные. В этой же работе рассматривается классификация ППС по характеру заложенных в них управляющих воздействий на учащегося: полностью определяемые ППС, частично определяемые и неопределяемые. С этими вариантами управления связываются методы обучения: программирование учебной деятельности, моделирование учебной среды и свободное обучение.

Примем следующую классификацию ППС, основанную на элементах учебной деятельности учащегося. В одну группу выделим программы, используемые непосредственно учащимися, а в другую – применяемые преподавателем в работе с учащимися. К первой группе относятся:

· исследовательские моделирующие программы;

· компьютерные контролирующие программы;

К группе преподавательских программ относятся:

· демонстрационные моделирующие программы;

· программы генерации и проверки индивидуальных заданий.

Моделирующие программы имитируют функционирование некоторой системы – физической, биологической, экологической, экономической и др. – посредством ее математической модели. Модель имеет ряд входных переменных и параметров, варьируя которые и отслеживая изменения в системе можно установить (открыть!) законы и принципы функционирования системы, т.е. изучить ее. Отличие исследовательской и демонстрационной модели состоит в их дидактическом назначении, так же как, например, демонстрационного эксперимента и практических лабораторных работ на уроках физики. При демонстрации основным дидактическим фактором выступает наглядность представления процесса или явления. Программа же для исследования должна строиться по принципу операционной среды, работая в которой учащийся устанавливает субъективно новые истины.

Компьютерный тренажер – это программа, предназначенная для выработки у учащегося устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Компьютерный тренажер должен предусматривать:

· генерацию (или выбор из имеющегося банка) последовательности однотипных заданий по определенной (учителем или самим учащимся) теме и предъявление их учащемуся;

· предоставление учащемуся средств выполнения задания (экранный калькулятор, редактор текстов, возможности ввода ответов и т.п.);

· предоставление учащемуся консультации или образца решенияпо его требованию;

· анализ выполнения учебного задания с качественной оценкой результатов.

При тренаже учащийся работает под управлением программы, однако тактику обучения он выбирает сам. Индивидуальными могут быть темп освоения, количество и сложность выполненных заданий, уровень получаемой помощи. Поскольку тренаж используется на этапе обучения, оценка действий учащегося может носить лишь качественный и рекомендательный характер. По результатам тренажа не должна выставляться отметка в журнал. Оформление тренажера может быть выполнено в игровой форме, такие тренажеры называются учебными компьютерными играми.

Компьютерные контролирующие программы предназначены для осуществления функций контроля знаний и умений учащегося на всех этапах обучения. Компьютерный контроль должен предусматривать:

· генерацию (или выбор из имеющегося банка) заданий в определенной учителем последовательности и предъявление их учащемуся;

· предоставление учащемуся средств выполнения задания (экранный калькулятор, редактор текстов, возможности ввода ответов и т.п.);

· количественную оценку результатов выполнения заданий; в текущем контроле возможен также анализ допущенных ошибок;

· статистическую обработку результатов контроля по группе учащихся.

Помимо того, контролирующие программы, как и тренажеры, должны обеспечивать максимальную адаптивность к индивидуальным особенностям и возможностям учащегося. Для этой цели они должны иметь настроечные параметры, доступные для преподавателя. Отсутствие таких параметров («жесткие» программы) в значительной степени ограничивает возможности использования ППС.

Справочно-информационные системы объединяют программы и системы, используемые учащимся в качестве источников фактологической информации. К ним следует отнести мультимедиа-системы и глобальные компьютерные сети (в первую очередь, Internet). Получив задание от преподавателя, учащийся отыскивает в системе нужные сведения и осваивает их. Безусловно, для такого рода деятельности учащийся должен быть подготовлен к самостоятельному проведению информационного поиска и последующей обработки найденных данных.

Программы генерации и проверки индивидуальных заданий призваны восполнить малую вариативность учебных задач одной темы, которая существует в школьных сборниках задач, и индивидуализировать обучение решению задач. По способу создания индивидуализированных заданий выделяются банки, вариаторы и генераторы заданий. Использует эти программы преподаватель, после чего учащемуся задания могут предъявляться и в «безкомпьютерном» (бумажном) варианте, как предусмотрено, например, в сборниках варьированных заданий по физике. Последующая проверка может производиться преподавателем как с применением компьютера, так и без него.

Помимо перечисленных ППС учащиеся и учителя, безусловно используют стандартные универсальные средства обработки информации, не имеющие выраженной педагогической направленности, – редакторы, табличные процессоры, математические пакеты и др.

Компьютеризированный курс(комплекс) включает все ППС и иные материалы, предназначенные для проведения учебных занятий по большой теме, имеющей смысловую завершенность. В.В.Краевский полагает, что понятие «учебный курс» отражает «конкретное, наиболее близкое к педагогической действительности представление о деятельности обучения определенному предмету, охватывающее как процессуальную, так и содержательную сторону обучения». Это дало основание В.Ф.Шолоховичу определить компьютерный курс как такой учебный курс, «содержание которого не реализуемо в “бескомпьютерном варианте”, иначе говоря, компьютер служит системообразующим элементом курса»

Другие статьи

Статья на тему: Статья по теме: «Педагогическое программное обеспечение»

Статья на тему:
Статья по теме: «Педагогическое программное обеспечение»
Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Педагогическое программное обеспечение»

В настоящее время большое внимание уделяется созданию прикладного программного обеспечения для различных учебных предметов – программных педагогических средств вычислительной техники. Широкое использование программных педагогических средств обеспечивает повышение качества знаний учащихся, учет их индивидуальных особенностей, способствует интенсификации обучения.

Что же подразумевают под «программными педагогическими средствами вычислительной техники»?

Во – первых, программные педагогические средства – это пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения различным предметам.

Во – вторых, программные педагогические средства - это дидактические средства, предназначенные для различных целей обучения: формирования знаний, умений и навыков, контроля за качеством их усвоения и другие, то есть это компоненты процесса обучения.

С позиций программной реализации к числу программных педагогических средств могут быть отнесены компьютерные обучающие программы (они, в свою очередь, могут быть подразделены на информационные, контролирующие, моделирующие, демонстрационные, тренажерные, комбинированные и другие), экспертные системы учебного назначения, компьютерные игры и другие.

Для каких целей в учебном процессе могут быть использованы перечисленные программные педагогические средства?

  • образное и динамическое представление учебной информации, ее систематизация, постоянное и оперативное обновление;
  • выработка и закрепление разноо6разных умений и навыков;
  • контроль за усвоением знаний.

Широкое внедрение разнообразных программных педагогических средств в учебный процесс привело к изменению всей методической системы обучения, свидетельствовало о появлении новой информационной технологии обучения.

Для того чтобы повысить эффективность использования программных педагогических средств в учебном процессе, необходимо особенно тщательно подходить к анализу и отбору учебного материала.

Преимущества использования программных педагогических средств:

1. Педагогические программные средства являются не только экономически выгодными, но и более понятными для современной молодежи;

2. С развитием науки и техники учебная информация может изменяться быстрыми темпами. Интернет - ориентированные электронные учебники можно легко обновлять, не неся при этом существенных затрат.

3. Педагогические программные средства предполагают большое количество и высокое качество иллюстративных материалов (рисунки, графики, карты, схемы, фотографии, видеофрагменты, звуковые ряды, интерактивные модели, тренажеры, 2D-, 3D-анимации), что будет способствовать высокому уровню эффективности обучения.

4. Педагогические программные средства позволяют объективно и достоверно определять уровни учебных достижений учащихся, что достигается с помощью многовариантных многоуровневых тестов, задач, тренажеров.

5. Эффективность работы преподавателя повышается, увеличивается составляющая творческой работы. Преподаватель может дополнять, модифицировать, корректировать учебник с учетом возрастных, психологических, социальных и региональных условий.

Важными моментами в реализации поставленных целей является высокий уровень выполнения информационно-технического обеспечения с использованием современных IT

Техническое описание педагогического программного средства (ППС):

1. Полное соответствие учебной программе, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Структура ППС обеспечивает возможность эффективного достижения учебно-воспитательной цели и включает:

  • содержательную часть;
  • программную часть;
  • конструктор урока;
  • методические рекомендации для учителя;
  • методические рекомендации для ученика;
  • руководство пользователя для администратора локальной сети компьютерного класса или системного администратора учебного заведения.

3. Составляющие содержательной части:

  • содержание;
  • теоретическая и практическая части;
  • интерактивные модели;
  • статические рисунки (схемы, графики, карты, таблицы);
  • интерактивные рисунки (схемы, графики, карты, таблицы, диаграммы);
  • фотографии;
  • видеофрагменты;
  • звуковые ряды;
  • 2D-, 3D- анимации;
  • словари терминов и понятий (глоссарий);
  • исторические справки;
  • контрольные вопросы и задания;
  • тестовые задания разных типов для текущего, тематического и итогового контроля.

4. Учебный материал структурирован на разделы, темы, уроки.

5. Объем содержания учебного материала и способ его подачи полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам и возрастным особенностям учащихся.

6. Средства программной части:

  • отображение содержательной части, которая включает тексты, медиа объекты, задания в текстовой форме;
  • осуществление навигации;
  • поиск учебного материала;
  • работа с закладками;
  • программно-методическое обеспечение для подготовки, обработки, передачи и отображения статистических сведений об уровне учебных достижений и результатах тестирования учащихся;
  • конструктор урока;
  • элементы управления и навигации стандартные, интуитивно понятные, имеют единые размеры, «всплывающие подсказки» их предназначения;
  • ППС обеспечивают возможность демонстрации на экране монитора компьютера, на обычном экране с помощью мультимедийного проекта, на интерактивной доске;
  • конструктор урока обеспечивает создание отдельных экранов (шагов) создание новых уроков, дополнение к созданному уроку и удаление из урока отдельных экранов (шагов);
  • импорт, экспорт созданного урока или определенного медиа объекта в выбранную пользователем папку;
  • интегрированное применение всех средств конструктора для создания отдельных тем уроков разных типов, экранов (шагов) и учебного курса в целом;
  • создание и удаление тестов и задач;
  • форматирование текстовой информации, абзацев, написание формул и т.д.;
  • форматирование графической информации;
  • сохранение созданного урока при выходе из конструктора в отдельно созданной пользователем папке.

7. Методические рекомендации для учителя содержат описания типовых сценариев проведения уроков.

8. Методические рекомендации для учащихся имеют описания основных приемов работы во время самостоятельной (индивидуальной) работы.

9. Руководство пользователя для администратора локальной сети компьютерного класса или системного администратора учебного заведения содержит описание действий для инсталляции, деинсталляции, эксплуатации в разных режимах, настройки программного продукта для работы в локальной сети, возможных проблем и путей их решения, описание способов сбора (сохранения) и статистической обработки информации о результатах деятельности учащихся.

10. Интерфейс оболочки ППС обеспечивает удобную навигацию по содержанию, работу со всеми составляющими компонентами.

11. Оболочка ППС обеспечивает работу в режимах использования на отдельном компьютере, на нескольких компьютерах, которые соединены локальной сетью (под руководством учителя), а также работу через Интернет.

12. Процессы инсталляции и деинсталляции ППС и его работа не нарушают функционирования операционной системы и прикладного программного обеспечения.

13. Обеспечивается возможность выборочной инсталляции и деинсталляции отдельных модулей ППС.

14. Инсталлятор обеспечивает:

  • использование режима автозапуска;
  • проверку соответствия аппаратного комплекса минимальным требованиям с уведомлением о нарушениях;
  • проверку наличия необходимых программных компонентов, запрос на дополнение и, после подтверждения, установление необходимых для работы ППС модулей;
  • все компоненты ППС инсталлированы в собственную (выбранную) папку;
  • оптимальное использование ППС объемов дисковой и оперативной памяти;
  • возможность автозапуска ППС после инсталляции;
  • запуск ППС через установление ярлыка на рабочем столе.

15. Деинсталлятор может полностью удалять все инсталлированные компоненты ППС:

  • дополнительные программные модули;
  • драйвера, созданные при инсталляции;
  • папки, которые использовались в процессе работы ППС.

16. Деинсталлятор полностью освобождает дисковое пространство и операционную систему от компонентов, которые связаны с данным ППС.

17. После завершения инсталляции электронный учебник не нуждается в CD, DVD или другом электронном носителе и дополнительном программном обеспечении.

18. Во время использования ППС можно:

  • параллельно работать со стандартным применением операционной системы;
  • обеспечивать максимальную, при данной конфигурации системы, скорость ответа на запрос пользователя;
  • обеспечивать распределение прав доступа и надежную идентификацию пользователя.

19. Для работы в локальной сети ППС обеспечивает:

  • трансляцию с компьютера учителя на ученические компьютеры уроков, созданных с помощью конструктора;
  • мониторинг работы учащихся в локальной сети с рабочего места учителя;
  • сбор данных о результатах работы учащихся с тестовыми заданиями;
  • сохранение информации об ответах учащихся;
  • вывод собранной информации на экран, печать или копирование на любой электронный носитель.

20. ППС предусматривает обеспечение удаленного сопровождения, поддержки пользователей, получение рекомендаций относительно установки и эксплуатации, рассылки информации о любых изменениях через Интернет-портал.

Использование программных средств учебного назначения для эффективной организации образовательного процесса

Использование программных средств учебного назначения для эффективной организации образовательного процесса

использование программных средств учебного назначения для эффективной организации образовательного процесса

Сегодня эффективность использования средств ИКТ в образовательном процессе очевидна. Образовательный электронный ресурс с сопровождающей учебно-методической документацией – это качественно новое средство обучения, уникальные возможности которого принципиально отличают его от всех известных ра­нее средств обучения.

Из всего многообразия педагогических применений электронных образовательных ресурсов следует выделить использование программных средств учебного назначения.

Программным средством учебного назначения (ПСУН) будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область, реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [2,127].

Педагогическая целесообразность использования ПС обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения, переводом его на качественно более высо­кий уровень.

Н еобходимость использования конкретного программного средства в образовательном учреждении среднего профессионального образования объясняется следующими причинами:

дефицитом качественных источников учебного материала;

возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов (таблиц, графиков, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;

необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

При конструировании учебного занятия с использованием программных средств учебного назначения определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.д. Далее в соответствии с методическим назначением необходимых образовательных электронных ресурсов выбираются обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые программные средства. Затем следует подготовка требуемого аппаратного и программного обеспечения (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

При преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин На учебных занятиях по дисциплинам «Операционные системы», «Информационные технологии» и др. программные средства учебного назначения применяются на различных этапах урока.

При изучении нового материала широко используются электронные учебники и пособия профессиональных разработчиков: иллюстрированные самоучители по операционной системе Windows. пакету прикладных программ MS Office. компьютерной графике, сетевым технологиям. Они дают возможность самостоятельной проработки учебного материала, формируют информационно-коммуникационные умения сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации.

При первичном закреплении многие из перечисленных электронных ресурсов дают возможность через систему упражнений организовать самопроверку, контроль знаний.

При организации самостоятельной работы используются Интернет-ресурсы, что позволяет реализовать межпредметные связи, повысить интенсивность урока, обеспечить работу студентов в индивидуальном режиме. Например, на дисциплине «Элементы высшей математики» программы-«решатели» дают возможность проверить результат вычислений, а также проследить последовательность действий при решении задачи.

Однако не всегда имеющиеся программные средства удовлетворяют нужным требованиям (последовательность, полнота изложения учебного материала, наличие тренировочных упражнений и блока контроля знаний). Встает вопрос о разработке электронных ресурсов, полностью адаптированных к специфике изучаемой дисциплины. Данная проблема успешно решается в рамках дипломного проектирования на специальности Программное обеспечение ВТ и АС. Перечислим лишь немногие из программных продуктов, созданных студентами колледжа и эффективно применяемых в образовательном процессе:

Программа компьютерного тестирования, используется при проведении промежуточной и итоговой аттестации (рисунок 1).

Рисунок 1 Окно тестирующей программы

Электронные учебные пособия и справочники («Компьютерный дизайн», «Табличный процессор MS Excel », «Компьютерная графика»).

Электронные презентации учебного назначения («Клиент-серверные технологии», «Макрокоманды в СУБД MS Access»).

Базы данных («Ресурсы библиотечного фонда колледжа», «Каталог методических рекомендаций, разработанных преподавателями колледжа»).

Web-портал VIROTEKMA.RU для организации поиска и использования новейших достижений в области вычислительной техники и программного обеспечения.

Важно отметить, что при проектировании программных средств учебного назначения разработчики должны соблюдать следующие требования.

дидактические (научность, доступность, адаптивность, учет особенностей конкретного учебного предмета);

технические (доступность различных моделей ПК, простота навигации, высокая степень интерактивности);

эргономические требования (учет индивидуальных особенностей обучающихся, требования к изображению информации);

эстетические требования ( соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса ).

Только в этом случае использование программных средств учебного назначения положительно влияет на развитие учебно-познавательной деятельности обучающегося, обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения, углубление межпредметных связей за счет реализации возможностей электронных образовательных ресурсов и использования современных средств обработки информации.

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2010.-178с.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М. Школа-Пресс, 2011.-253с.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Педагогические программные средства руководство

/ PPS_ekzamen_Otvety

1 ВОПРОС Роль дисциплины в подготовке педагога профессионального обучения

Эффективное использование современных информационных технологий, их грамотное включение в педагогический процесс, создание в учебных заведениях единой информационной среды позволят перейти к новой современной парадигме образования.

Деятельность педагога по применению ППС зависит от уровня освоения программных средств и методов их разработки, от целей их применения в учебном процессе, кроме того, на эту деятельность влияют индивидуальные особенности.

Существуют три аспекта компьютерной грамотности педагога:

гносеологический знания о дидактических возможностях и особенностях использования ППС,

деятельностный умения, характеризующие деятельность учителя на уроке,

психологический индивидуальная расположенность к применению ППС в своей деятельности.

Компонентами компьютерной грамотности педагога являются:

- знание научной и научно-методической литературы, учебно - методических материалов, относящихся к обучению с помощью компьютера;

- знание программного обеспечения персональных компьютеров;

Компонентами компьютерной грамотности педагога являются:

- знание научной и научно-методической литературы, учебно - методических материалов, относящихся к обучению с помощью компьютера;

- знание программного обеспечения персональных компьютеров;

- умение предложить изменения к существующим обучающим программам различных типов;

- умение оценивать соответствие разработанной обучающей программы предложенному заданию;

- способность оценить программное обеспечение учебного процесса с точки зрения профессионала в области обучения;

- умение предложить изменения к существующим обучающим программам различных типов;

- умение оценивать соответствие разработанной обучающей программы предложенному заданию;

- способность оценить программное обеспечение учебного процесса с точки зрения профессионала в области обучения;

- умение учитывать индивидуальные особенности учащихся при обучении с использованием компьютерной техники;

- умение разрабатывать конспекты занятий (уроков) с включением обучающих программ различных типов в систему деятельности «учитель компьютер учебник ученик»;

- умение проводить урок в компьютерном классе;

- умение разрабатывать ППС;

- умение разрабатывать тему по предмету специализации с использованием обучающих программ различных типов.

2 ВОПРОС Компьютер как инструмент учебно-познавательной деятельности

Функции компьютера в обучении

Исследователи выделяют следующие функции компьютера в обучении:

технико-педагогические (средство предъявления обучающих, управляющих, диагностирующих, моделирующих и других программ);

а) моделирования предметного содержания объектов усвоения;

б) моделирования обобщенных способов действия;

в) моделирования взаимодействий и организации совместной деятельности (типа «обучаемый – группа учащихся», «ученик – ученик», «учитель – ученик»);

Педагогические условия использования компьютера в учебном процессе

Для реального выполнения обозначенных функций необходимо обеспечить ряд педагогических условий:

взаимосвязь применения компьютера и целей, содержания, форм и методов обучения;

сочетание слова преподавателя и применения компьютера;

обеспечение правильной дидактической структуры компьютерного занятия;

мотивационное обеспечение компьютерного занятия;

сочетание компьютера и других ТСО.

Основные задачи применения компьютера в обучении:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из самых широких источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной групповой работы;

7) использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей.

Формы организации обучения с использованием компьютера

1) формы, ориентированные на ученика:

- индивидуальная работа с обучающей системой;

- создание и использование на уроках презентаций;

- моделирование - использование готовых моделей и разработка новых;

- сбор информации в Internet;

- игровые формы, конкурсы, викторины;

- проектный метод работы;

- автоматические системы тестирования;

- коммуникации (преподаватели, друзья);

- собственное информационное пространство;

2) формы, ориентированные на учителя:

- создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности (учет успеваемости, учет учебной и внеучебной деятельности учащихся);

- использование инструментальных учебных программ;

- участие в телеконференциях, чатах и форумах;

Использование КСО в учебном процессе способствует:

- росту качества обучения;

- снижению затрат на организацию и проведение учебных мероприятий;

- перераспределению нагрузки преподавателей с рутинной на творческую деятельность (решение научно-исследовательских и методических задач, создание учебно-методических пособий, подготовку нестандартных учебных заданий, индивидуальную работу с обучающимися и др.);

- повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения (открытии новых специальностей, постановке новых курсов и т. д.).

3 ВОПРОС Психолого-педагогические теории применения компьютеровв обучении

Компьютерное обучение является методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер как средство обучения. Обучающийся переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе.

Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, в силу того, что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя.

Изменение ролевой обстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения, тем не менее центральной фигурой обучения и воспитания учащихся является педагог, а вся учебно - воспитательная среда (в том числе компьютеры, другие дидактические средства) выполняет роль инструментов в воздействии педагога (преподавателя, мастера) на учащихся.

Организация процесса общения

В условиях компьютерного обучения решающая роль в определении того, когда следует прервать диалог, а когда продолжить, должна принадлежать обучающемуся. Он должен иметь возможность в любой момент «выйти» из диалога и инициировать его, обратившись к системе с вопросом.

Разработка и применение таких моделей требуют решения ряда психологических проблем. Первая среди них определить, какие особенности обучающихся принимать во внимание. Наиболее плодотворным путем решения этой проблемы является построение нормативной модели той деятельности, которую мы хотим спроектировать, а также четкое выделение тех психических процессов, свойств, качеств личности, которые входят в отдаленные учебные цели.

4 ВОПРОС Обучение с компьютером как процесс управления познавательной деятельностью: основные понятия общей теории управления;модели обучения с компьютером

Управляющий объект создаёт последовательность воздействий для достижения цели управления. Управление невозможно без знания результата каждого из воздействий. Для получения информации о результате воздействия используется обратная связь.

Сущность обратной связи заключается в измерении характеристик управляемого объекта после очередного воздействия и передачи ин-формации управляющему объекту.

В настоящее время основными функциями обратной связи считаются:

информирование обучающегося о допущенной ошибке;

оказание помощи обучающемуся для ее устранения;

повышение мотивации обучающихся с помощью оценочных суждений о результатах его деятельности.

Традиционно методика работы педагога направлена на обеспечение его непосредственного контакта с обучающимися, формирование у них знаний, умений, навыков.

Психологическая структура компьютеризированного занятия имеет вид:

управление вниманием обучающихся на занятии

2) раскрытие смысла предстоящей деятельности

3) актуализация мотивационных состояний;

4) совместное с учащимися целеполагание: формулирование проблемы, целей предстоящей деятельности;

5) формирование системы учебных действий (планирующие, ориентировочные, исполнительские);

6) формирование способов контроля своих действий;

7) формирование самооценки, отношения к процессу и результату деятельности.

5. ВОПРОС Структурно-функциональная схема компьютеризированного обучения

Характерными признаками компьютеризированного обучения являются:

1) активность обучающегося;

2) постоянное подкрепление действий обучающегося на основе само-контроля;

3) индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности;

4) гибкое управление учебно-познавательной деятельностью обучающегося, переходящее в самоуправление;

5) использование возможностей Internet;

6) использование рефлексивного подхода к процессу обучения; максимальная индивидуализация продвижения в учебе.

ВОПРОС Структура программного обеспечения компьютера и место педагогических программных средств в ней.

Состав программного обеспечения компьютера

ПО можно разделить на три группы: системное ПО, системы программирования, прикладное ПО.

К специализированным пакетам прикладных программ относятся и разнообразные педагогические программные средства – программы, используемые в образовательном процессе различных типов учебных заведений.

1.2. Классификация прикладного ПО по методической цели использования

программные средства, применяемые в системе образования, можно подразделить на следующие типы:

- педагогические программные средства,

- диагностические (тестовые) программы,

- инструментальные программные средства,

- предметно-ориентированные программные среды,

- программные средства, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры,

- программные средства, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента,

- учебные среды программирования,

- программные средства, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя.

- программные средства, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методическо-го обеспечения и ведения делопроизводства в учебном заведении, системе учебных заведений;

- сервисные программные средства,

- игровые программные средства

1.3. Состав педагогического программного средства

В состав ППС входят: программа, комплект технической и методической документации, набор вспомогательных средств.

ВОПРОС Общее определение и назначение педагогического программного средства.

Средства обучения – все объекты, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие

В традиционном учебном процессе средствами обучения являются:

- печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;

- дискеты с учебной информацией;

- записи на доске, плакаты;

- кино - и видеофильмы;

к техническим средствам обучения относится компьютер.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой форме.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность

Вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету в ЭОР необходим интерактивный электронный контент содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой инновационное дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

Педагогическое программное средство это любое программное средство, специально разработанное или адаптированное для применения в обучении, реализующее в диалоговом режиме алгоритм обучения по одной из учебных дисциплин.

Педагогическое программное средство – это программное средство, обеспечивающее применение вычислительной техники на уроках для предъявления учебной информации, формирования и закрепления основных навыков учебной дисциплины, управления уроком и анализа учебной деятельности.

Педагогическое программное средство (ППС) – это программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, реализуется технология ее изучения и обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Педагогическими программными средствами (ППС) называют отдельные программы и программные комплексы с возможным применением аппаратного обеспечения, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины.

Педагогические программное средство (ППС) — это программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучающимся.

ППС является средством, специально созданным для решения педагогических задач

Вторая особенность: ППС — программный продукт для обучающегося.

Ориентация на индивидуальную самостоятельную работу обучающихся — важнейшая характеристика ППС.

Ещё одна отличительная черта ППС взаимодействие с обучающимся.

«педагогические программные средства – программы, предназначенные для организации и поддержки диалога обучающегося с компьютером»,

«педагогическое программное средство – специализированный пакет прикладных программ, разработанный для решения педагогических задач и обеспечивающий организацию самостоятельной работы обучающегося в режиме диалога с компьютером»

Педагогическое программное средство замещает в учебном процессе преподавателя путем имитации отдельных его функций:

Основные педагогические задачи, решаемые с помощью ППС:

- начальное ознакомление с учебным материалом, освоение его базовых понятий и концепций;

- повышение наглядности обучения за счет использования компьютерных моделей;

- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

- выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной дисциплине;

- выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;

- развитие способностей к определенным видам деятельности;

- восстановление знаний, умений и навыков

контроль и оценивание уровней знаний и умений;

проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями

2.6. Программно-методическое обеспечение

которое представляет собой комплекс, включающий:

- программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения;

- инструкцию для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения;

- описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

8 ВОПРОС, Общая характеристика и принципы классификации ППС.

Современное педагогическое программное средство должно представлять собой веб-приложение, содержащее определенный набор программных модулей для полноценной организации учебного процесса и предоставления всем участникам учебного процесса возможности принимать участие в создании и модификации учебного контента.

Под моделированием в широком смысле понимают метод отображения и познания действительности, состоящий в замещении исследуемого объекта его моделью.

Модель это вспомогательный реальный объект или абстракция, обладающая существенными черта-ми исходного объекта или явления, используемая для изучения этого объекта или явления и обладающая прогностическими свойствами.

Интерактивная компьютерная модель - программная система, допускающая управление со стороны пользователя и адекватно реагирующая на его действия.

Модельная демонстрация - модель, имеющая небольшое число доступных пользователю рычагов управления, позволяющая наглядно иллюстрировать явление или поведение объекта в определенных, заданных заранее условиях.

Модельная лабораторная работа модель, предоставляющая пользователю значительное число степеней свободы и обеспечивающая исследование и анализ различных сторон моделируемого явления, черт поведения объекта в свободном режиме.

Модельный конструктор набор элементов, позволяющих пользователю собрать на экране и таким образом спроектировать новую систему, чтобы затем исследовать ее.

Преподаватель имеет доступ к инструментам, обеспечивающим возможность развития информационного наполнения среды и организационно-методических форм работы с ней учащихся. В идеале он может модифицировать не только методические тексты (материалы учителя), но и сами ППС - вплоть до редакции модели обучения.

Экспертная система должна:

а) из ответов обучающегося понимать, какие знания, умения и навыки не сформированы в должной мере;

б) кратко, но корректно и наглядно объяснять материал;

в) направленно задавать новый вопрос.

Такая система должна поддерживать диалог с обучающимся на уровне генерации заданий, формировать некоторую (в идеале оптимальную для данного обучающегося) траекторию движения в среде обучения.

основополагающим, базовым признаком для классификации ППС является признак доминирующего способа информационного взаимодействия ППС и обучающегося.

Можно выделить три класса ППС, отличающиеся по выбранному признаку (табл. 1):

констатирующие (предъявляющие, информационные), для которых характерна низкая степень интерактивности и практическое отсутствие обратной связи.

проблемно-постановочные, связанные с необходимостью извлекать информацию средствами проектирования, моделирования, управления, а не получать ее в готовом виде, и потому высокоинтерактивные.

собственно обучающие, также высокоинтерактивные, но в отличие от прочих, содержащие экспертную систему и, значит, интенсивную об-ратную связь.

ВОПРОС Классификация ППС по методической цели использования в процессе обучения

Классификация ППС по назначению

3) контролирующие программные средства;

4) демонстрационные програм-мные средства;

6) имитационные программные средства;

7) моделирующие программные средства;

8) учебно-игровые программные средства;

9) досуговые программные сред-ства.

1. Обучающие программные сред-ства. Методическое назначение – сообщение знаний, формирование умений и навыков и обеспечение необходимого уровня усвоения учебного материала.

2. Программные средства тре-нажеры. Методическое назначение - отработка умений и навыков. Ис-пользуются при повторении или за-креплении пройденного материала.

3. Контролирующие программные средства (компьютерные тесты учеб-ного назначения). Методическое наз-начение - контроль или самоконт-роль уровня овладения учебным ма-териалом.

4. Информационно - справочные программные средства. Методи-ческое назначение - формирование умений и навыков по системати-зации информации. Предоставляют возможность поиска и выбора необходимой учебной информации

10 вопрос Спецификации классов ППС

Программные средства обучающие

К данному типу относятся: компь-ютерный учебный курс, компьютер-ный восстановительный курс, ком-пьютерный учебник, компьютерная обучающая система, компьютерный справочник компьютерный задачник (практикум), компьютерный лабора-торный практикум, мультимедийное учебное занятие.

Компьютерный учебный курс

(электронный учебно-методический комплекс)

Компьютерный учебный курс предназначен для подготовки обу-чающегося по определенному курсу (дисциплине);

Электронный учебно-методичес-кий комплекс мультимедийная система, логически и дидактически синхронизированная с информаци-онным массивом предметного курса, представляющая собой совокуп-ность взаимосвязанных прикладных программных продуктов, предназна-ченных для создания условий педа-гогически активного воздействия преподавателя на обучающегося.

В любом учебнике (электронном и печатном) выделяются две основ-ные части: содержательная и про-цессуальная. В электронном учеб-нике к ним добавляются еще две час-ти: управляющая и диагностическая.

Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрацион-ный; процессуальная часть включает компоненты: моделирую-щий, контрольный, закрепляющий.

Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интер-активном и обучающем режиме.

11 ВОПРОС Типовые примеры ППС

2.1. Примерный состав электронного учебно-методического комплекса по дисциплине

1. Учебная рабочая программа по дисциплине.

2. Текстовая презентация дисци-плины (аннотация).

3. Структурно-логическая схема дисциплины.

4. Учебно-методическое пособие.

Материалы по теоретической части дисциплины

5. Опорный конспект по теорети-ческому содержанию дисциплины.

6. Учебное пособие, содержащее иллюстративный материал в виде элементов статической графики, интерактивной и неинтерактивной динамической графики, видео и аудиофрагментов.

Материалы по практической части дисциплины

7. Практикум (задачник).

8. Руководство к решению задач.

9. Рабочая тетрадь.

10. Ситуационные задачи.

11. Интерактивные задачи – ком-пьютерные имитационные модели с элементами анимации, графики, ил-люстрирующие полученные вариан-ты результатов решения задач.

12. Контрольная работа (расчет-но-графическая работа).

13. Курсовая работа (проект).

14. Темы заданий для коллектив-ной (сетевой) разработки.

15. Темы для дискуссионного об-суждения.

16. Темы рефератов.

Материалы лабораторного прак-тикума

18. Виртуальный лабораторный практикум

19. Контрольные вопросы для до-пуска студентов к занятиям (отобран-ные из состава базы контрольных вопросов по дисциплине).

20. Видеозапись фрагментов на-турных лабораторных исследований на испытательных машинах и на-стольных установках.

21. Лабораторный практикум уда-ленного доступа.

22. Готовые видеофрагменты.

23. Варианты индивидуальных за-даний.

24. Компьютерные тренажеры для практических упражнений.

25. Контрольные задания для входного контроля знаний. Варианты решения контрольных заданий с ука-занием верных вариантов и коммен-тариями

26. Контрольные задания для са-мопроверки усвоения учебного мате-риала с полными ответами.

27. Тесты для текущего и проме-жуточного контроля знаний.

28. Вопросы для зачёта.

29. Экзаменационные материалы.

Справочный и дополнительный материал

31. Справочник (базы данных и знаний).

32. Энциклопедия (базы данных и знаний).

33. Ссылки в сети Интернет на дополнительные источники инфор-мации по изучаемой дисциплине

34. Список рекомендуемой лите-ратуры для дополнительного изу-чения дисциплины.

35. Глоссарий (список терминов и их определений).

36. Атлас (альбом чертежей, схем).

2.2. Содержание электронного учебника

Электронный учебник должен содержать:

- информацию (теоретический курс изучаемой дисциплины);

- упражнения, для закрепления знаний;

- тесты, для объективной про-верки знаний.

12 ВОПРОС Критериальная оценка методичес-кой пригодности, основывающаяся на использовании критериев оценки качест-ва ППС

Качество ПС ? это совокупность его черт и характеристик, которые влияют на его способность удовлетворять заданные потребности пользователей.

Критерии качества програм-мных средств согласно Международ-ному стандарту ISO / IEC 9126:1991

Международный стандарт, ISO / IEC 9126:1991 определяет оценочные характеристики качества програм-много обеспечения (ПО). Российский аналог этого стандарта ГОСТ 28195.

Стандарт ISO 9126 состоит из 4 частей: модель качества; внешние метрики качества; внутренние метри-ки качества; метрики качества в ис-пользовании.

Функциональность - набор атрибу-тов, характеризующий соответствие фун-кциональных возможностей ПО набору требуемой пользователем функциональ-ности.

Критерий содержит следующие подхарактеристики:

- пригодность для применения;

- корректность (правильность и точ-ность);

- способность к взаимодействию (в частности сетевому);

2. Надёжность - набор атрибутов, от-носящихся к способности ПО сохранять свой уровень качества функционирова-ния в установленных условиях за опре-деленный период времени. Детализи-руется подхарактеристиками:

- уровнем завершенности (отсутствия ошибок);

- устойчивостью к дефектам;

3. Практичность (применимость) — набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для испол-нения и индивидуальной оценки та-кого исполнения определенным или предполагаемым кругом пользова-телей. Критерий содержит следую-щие подхарактеристики:

4. Эффективность — набор атри-бутов, относящихся к соотношению между уровнем качества функциони-рования ПО и объемом используе-мых ресурсов при установленных условиях. Критерий содержит следу-ющие подхарактеристики: