Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции педагогических работников согласно 273-фз img-1

должностные инструкции педагогических работников согласно 273-фз

Рейтинг: 4.5/5.0 (1911 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция учителя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

- педагогику, психологию, возрастную физиологию;

- методику преподавания предмета;

- программы и учебники по преподаваемому предмету;

- методику воспитательной работы;

- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

- средства обучения и их дидактические возможности;

- основы научной организации труда;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

- теорию и методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, социологии;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Учителю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

2.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.14. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.15. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.16. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.17. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.18. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.19. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.20. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.21. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.22. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.23. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.24. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.25. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Учитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Учитель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[число, месяц, год]

Другие статьи

Статья 48 Закон об Образовании в РФ

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст 48 Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Статья 47

Калькулятор процентов задолженности по ст. 395 ГК РФ
по новым правилам от 1 августа 2016 года (ставки ЦБ от 19 сентября 2016 года) от команды Договор-Юрист.Ру

Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг
по новым правилам от 1 января 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Калькулятор расчёта пени за капитальный ремонт
по новым правилам от 4 июля 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Вам задержали зарплату — Вы можете получить проценты
Калькулятор процентов задолженности по зарплате (ст. 236 ТК РФ) от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Договор-Юрист.Ру Сообщество юристов России
кодексы и образцы договоров

Бесплатные юридические консультации:

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Сравнить с редакцией статьи от

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признаётся особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
  • 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • 7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
  • 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
  • 10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
  • 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • 12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    [инфо] (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
  • 6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • 7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
[инфо] (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учётом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Комментарии к ст. 47 Документы О разделе «Закон РФ "Об образовании" (273-ФЗ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Закон об образовании. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос ». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 47 Закон об образовании », вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта Договор-Юрист.Ру возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Бесплатные юридические консультации:

С-Петербург и ЛО:

по России: 8 800 333-45-16 доб. 498

ДОПОЛНЕНИЯ В ДОЛЖНОСТНУЮ ИНСТРУКЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА - Положения, правила - Школьный уровень - Документы - Ямальская школа-интернат

ДОПОЛНЕНИЯ В ДОЛЖНОСТНУЮ ИНСТРУКЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

по соблюдению ограничений, налагаемых на педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности

№ ____ от «__»_______20__г.

Настоящие дополнения к должностной инструкции педагогического работника МБОШИ «Ямальская школа-интернат С(П)ОО» (далее по тексту – общеобразовательное учреждение) разработаны в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнить раздел «Права и обязанности работника» следующими пунктами:

1. В целях предотвращения конфликта интересов педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности педагогическому работнику при осуществлении им профессиональной деятельности запрещается:

1.1. Ведение уроков и платных занятий у одних и тех же обучающихся;

1.2.Репетиторство с обучающимися, которых он обучает;

1.3.Репетиторство по образовательной программе (части образовательной программы) с обучающимся, который уже осваивает данную программу (часть программы) за счёт средств соответствующего бюджета;

1.4.Рпетиторство по образовательной программе (части образовательной программы) с обучающимся, который уже осваивает данную программу (часть программы) по договору на оказание платных образовательных услуг;

1.5.Членство в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся за исключением случаев и порядка, предусмотренных и (или) согласованных коллегиальным органом управления, предусмотренным уставом общеобразовательного учреждения;

1.6.Использование с личной заинтересованностью возможностей родителей (законных представителей) обучающихся и иных участников образовательных отношений;

1.7.Получение педагогическим работником подарков и иных услуг от обучающихся, родителей (законных представителей) за исключением случаев и порядка, предусмотренных и (или) согласованных коллегиальным органом управления, предусмотренным уставом общеобразовательного учреждения.

2. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник обязан незамедлительно информировать об этом в письменной форме руководителя общеобразовательного учреждения с указанием всех обстоятельств такого конфликта.

Экземпляр дополнений к должностной инструкции на руки получил,

Методические рекомендации Должностная инструкция педагогического работника в соответствии с Федеральным законом № от 273-фз составитель: Л

Методические рекомендации Должностная инструкция педагогического работника в соответствии с Федеральным законом № от 273-фз составитель: Л. П. Афанасьева

дополнительного профессионального образования

«Центр развития образования города Саянска»

Методические рекомендации
Должностная инструкция педагогического работника в соответствии с Федеральным законом № от 273-ФЗ

методист первой квалификационной категории

МБОУ ДПО «Центр развития образования города Саянска»


1.1. Предложенные методические рекомендации направлены на оказание помощи административному персоналу образовательных учреждений в работе по внесению дополнений и изменений в должностные инструкции педагогических работников в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Права и обязанности педагогических работников образовательных организаций, предусмотренные в Федеральном законе № 273-ФЗ, детализируют с учетом особенностей образовательной деятельности и в соответствии с международными рекомендациями о положении педагогов.

1.3. До принятия Федерального закона № 273-ФЗ нового закона легальное определение педагогического работника отсутствовало в законодательстве. Правовой статус педагогов определялся разными правовыми актами в зависимости от предмета их регулирования. Определение педагогического работника дано в пункте 21 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ: педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

1.4. В соответствии со статьей 47 Федерального закона № 273-ФЗ признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

1.5. Права и обязанности наряду с ответственностью за их неисполнение или нарушение являются главными составляющими такого юридического понятия, как правовой статус. Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.

1.6. Права педагогических работников всегда соотносятся с установленными для них профессиональными обязанностями. Обязанности педагогических работников (наряду с ответственностью за их неисполнение или ненадлежащее исполнение) установлены статьей 48 Федерального закона № 273-ФЗ.

1.7. В трудовых обязанностях педагогического работника следует выделять две части: обязанности, прописанные в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве; «должностные» обязанности, предусматриваемые для каждого конкретного работника в зависимости от занимаемой должности в трудовом договоре, заключенном с ним, в должностной инструкции и иных локальных нормативных актах образовательной организации, а также в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н).

1.8. Директивные документы, определяющие политику государства в области образования, предусматривают в ближайшее время принятие так называемых «профессиональных стандартов» по видам деятельности, которые постепенно, по мере их разработки и принятия должны заменить Единый квалификационный справочник. В настоящее время конкретные должностные обязанности педагога определяются на локальном уровне самой образовательной организацией при заключении или изменении условий трудового договора на основе Единого квалификационного справочника, в котором перечень должностных обязанностей сформулирован очень широко.

1.9. Предлагаемая должностная инструкция по должности «учитель» разработана в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» на основе квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», нормативных правовых документов по утверждению федеральных государственных образовательных стандартов. Ссылка для выхода на должностную инструкцию

1.10. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на педагогического работника обязанностей он несет дисциплинарную и административную ответственность в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, также должно учитываться при прохождении им аттестации.

Права и обязанности педагога-психолога по новому закону об образовании

Права и обязанности педагога-психолога по новому закону об образовании.

Автор: И.В. Падчин, юрист-эксперт электронной системы «Образование»

С 1 сентября 2013 г. утратил силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Вместо него регулировать отношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности, стал Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ). Какие положения Закона № 273-ФЗ определяют права педагога-психолога, работающего в общеобразовательной организации? Остановимся на некоторых нормах, касающихся, в частности: прав и обязанностей педагогического работника, его участия в управлении образовательной организацией, продолжительности рабочего времени, права на длительный отпуск, кодекса профессиональной этики, конфликта интересов педагогического работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Во исполнение ч. 2 указанной статьи постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 была утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Согласно данному нормативному правовому акту должность педагога-психолога относится к должностям иных педагогических работников, и, следовательно, на педагога-психолога распространяются положения законодательства РФ об аттестации педагогических работников, в частности, нормы ст. 49 Закона № 273-ФЗ, а также правовые акты органов, выполняющих функции учредителя образовательной организации, об аттестации педагогических работников, о формах экспертные заключений для аттестации педагогических работников и пр.

Участие в управлении образовательной организацией
Статья 47 Закона № 273-ФЗ определяет правовой статус, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. В частности, согласно п. 9 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации. В соответствии со ст. 26 Закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет и другие органы управления. предусмотренные уставом образовательной организации.

Кроме того, в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления образовательной организацие й и при принятии локальных нормативных актов. затрагивающих их права и законные интересы, по их инициативе создаются профессиональные союзы работников образовательной организации, или, другими словами — представительные органы работников. В частности, мнение представительных органов работников организации учитывается при принятии локального нормативного акта, устанавливающего порядок создания и организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также порядок принятия комиссией решений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Закона № 273-ФЗ). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работник а, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона № 273-ФЗ).

Продолжительность рабочего времени
Часть 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ устанавливает трудовые права и социальные гарантии педагогических работников, в частности, право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Продолжительность рабочего времени для педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
В соответствии с п. 1 приложения к указанному приказу педагогам-психологам устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы — 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных организаций, утвержденными в установленном порядке.

Должностные обязанности педагога-психолога определяются должностной инструкцие й, которая разрабатывается на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоц-развития России от 26.08.2010 № 761 н и утверждается руководителем образовательной организации. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые выполняются на соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к специальной подготовке работников.

Объем учебной нагрузки педагогического работника устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам. обеспеченности кадрами. других условий работы в образовательной организации.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Право на длительный отпуск
Отдельного внимания заслуживают нормы, устанавливающие право педагогического работника на длительный отпуск. В отношении педагога-психолога данные нормы действу— ют при определенных условиях, установленных законодательством. В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска до одного года (далее — Положение). С 1 сентября 2013 г. нормы Положения распространяются на все образовательные организации.

В стаж непрерывной преподавательской работы. дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к Положению.

Должность педагога-психолога включена в Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при определенных условиях, а именно — при условии выполнения педагогом-психологом в каждом учебном году на должностях учителя, педагога дополнительного образования преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в общеобразовательных и других образовательных учреждениях в объеме не менее 6 часов в неделю.

Согласно п. 10 Положения, за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).
Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением случаев, когда это происходит по причине полной ликвидации образовательного учреждения (п. 11 Положения).

Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, данный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок (п. 12 Положения).

Кодекс профессиональной этики
Обязанности и ответственность педагогических работников, в том числе и педагогов-психологов, установлены ст. 48 Закона № 273-ФЗ. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 педагог-психолог обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

На федеральном уровне требования профессиональной этики для педагогических работников законодательно не установлены, однако любая организация имеющая
№ 273-ФЗ статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, которые становятся юридически обязательными для ее работников. В ряде регионов кодексы профессиональной этики разрабатываются региональным профессиональным сообществом (г. Санкт-Петербург).

Кодекс профессиональной этики образовательная организация разрабатывает, руководствуясь ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, согласно которой к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.
Что касается содержания этического кодекса, то согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации, а соответственно и самостоятельно определяет, какие требования нужно включить в кодекс.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Конфликт интересов педагогического работника
Особое внимание педагогу-психологу следует обратить на норму, установленную ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, согласно которой педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Что касается оказания платных образовательных услуг самой образовательной организацией, в которой трудится работник, то, согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ, образовательные организа- ции вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг Получаемый при этом доход используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Закон содержит ограничения в части оказания платных образовательных услуг: они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Другими словами, конфликт интересов, указанный в ст. 48 Закона № 273-ФЗ, может возникнуть в случае, если педагогический работник оказывает платные образовательные услуги обучающимся в организации, не предусмотренные его трудовым договором с данной образовательной организацией. Оказание же платных образовательных услуг педагогическим работником в рамках трудового договора относится к осуществлению организацией образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц и регулируется нормами Закона № 273-ФЗ и Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

В последнее время в сфере образования произошли значительные изменения на нормативно-правовом уровне, что связано со вступлением в силу Закона № 273-ФЗ, а также с принятием целого ряда нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, касающиеся осуществления образовательной деятельности. При этом следует учесть, что нормотворческий процесс продолжается — ожидается принятие очередных подзаконных актов, направленных на реализацию положений Закона № 273-ФЗ как на федеральном уровне, так и на региональном.

Отдельные, наиболее актуальные для педагога-психолога изменения законодательства будут изложены в следующих статьях журнала «Справочник педагога-психолога. Школа» >>

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.