Руководства, Инструкции, Бланки

методика педагогического руководства группой младших школьников img-1

методика педагогического руководства группой младших школьников

Рейтинг: 4.8/5.0 (1894 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Диагностические методы изучения личности учащегося

Диагностические методы изучения личности учащегося

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Психолого- педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого- педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
  • выявить относительный уровень развития ребёнка;
  • выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
  • определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
  • определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
  • иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
  • использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  • педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

Мой портрет в интерьере.

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово "Я". Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Я - красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка - выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи.

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
  1. Любимый цвет - :
  2. Любимое имя - :
  3. Любимое дерево - :
  4. Любимый цветок - :
  5. Любимый плод - :
  6. Любимая ягода - :
  7. Любимый праздник - :
  8. Любимый день недели - :
  9. Любимый певец (певица) - :
  10. Любимое животное - :
  11. Любимая книга - :

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность.

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 - е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:
  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3. Сказочные каникулы.
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5. Сказочная история о том, как.

Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: "Ребята, иногда взрослые говорят, что у них "легко на сердце" или " тяжело на сердце". Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
  • Русский язык - 39
  • Математика - 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:
  • Математика (улыбающая рожица)
  • Физкультура (грустная рожица)

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается:В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Учащимся предлагается намного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:
  1. Как выглядит лесная школа?
  2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
  3. Кто учит зверят в лесной школе?
  4. Какой он - учитель лесной школы?
  5. Какие отметки ставят в лесной школе?
  6. Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребята передают свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):
  1. Что я знаю о русском языке?
  2. Что я знаю о математике?
  3. Мой самый любимый предмет.
  4. Моё самое любимое занятие.
  5. Мой самый грустный день в школе.
  6. Мой самый счастливый день в школе.
  7. Мой выходной день.
  8. Что я думаю о моей учёбе в школе.
  9. Как я хочу закончить учебный год.
  10. Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, "Мой самый грустный день в школе", значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

Другие статьи

Темы курсовых по педагогике

/ Темы курсовых по педагогике

Пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.

Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.

Пути и средства развития эстетических качеств подростков в учреждениях социокультурной сферы.

Пути и средства развития эстетических качеств старших школьников в учреждениях социокультурной сферы.

Пути и средства воспитания художественной культуры младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.

Пути и средства воспитания художественной культуры подростков в учреждениях социокультурной сферы.

Пути и средства воспитания художественной культуры старших школьников в учреждениях социокультурной сферы.

Пути формирования положительного микроклимата в любительском художественном коллективе.

Методика педагогического руководства любительским художественным коллективом.

Пути и средства организации самоуправления в творческом коллективе.

Педагогические аспекты деятельности культуролога по формированию благоприятного психологического климата в учреждениях закрытого типа (школа–интернат, воинская часть).

Педагогическая характеристика структуры художественных интересов студентов университета культуры и искусств.

Пути формирования интереса младших школьников к различным видам искусства в процессе социокультурной деятельности.

Пути формирования интереса подростков к различным видам искусства в процессе социокультурной деятельности.

Пути формирования интереса старших школьников к различным видам искусства в процессе социокультурной деятельности.

Пути формирования благоприятного микроклимата в семье в процессе культурно-досуговой деятельности.

Организационо-педагогические условия формирования познавательных интересов младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.

Организационно-педагогические условия формирования познавательных интересов подростков в учреждениях социокультурной сферы.

Организационно-педагогические условия формирования познавательных интересов старших школьников в учреждениях социокультурной сферы.

Педагогическая организация процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.

Психолого-педагогические аспекты организации воспитательной работы в студенческом общежитии.

Специфика использования музыкальных произведений В.А.Моцарта в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.

Специфика использования произведений Л.В.Бетховена в формировании личности подростков.

Педагогический потенциал произведений Ф.Шопена в эстетическом воспитании молодежи.

Педагогический потенциал произведений Н.А.Римского-Корсакова в эстетическом воспитании учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Пути формирования духовного мира личности школьника средствами музыки П.И.Чайковского.

Эстетическое воспитание подростков средствами произведений С.Прокофьева.

Пути использования произведений А.Хачатуряна как средства воспитания личности младшего школьника.

Детско-родительское общение как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.

Приемы и методы развития коммуникативных навыков младших школьников в процессе досуговой деятельности.

Приемы и методы развития коммуникативных навыков подростков в процессе досуговой деятельности.

Приемы и методы развития коммуникативных навыков старших школьников в процессе досуговой деятельности.

Музыкально-педагогические взгляды Г.Г.Нейгауза.

Формирование творческого потенциала будущего организатора досуговой деятельности в учебно-воспитательном процессе вуза.

Музыкально-педагогические взгляды Савшинского.

Педагогическая система К.С.Станиславского.

Педагогические условия социализации подростков в процессе творческой деятельности.

Формирование ценностных ориентаций старших школьников в условиях учреждений социально-культурной сферы.

Пути использования ТРИЗ – технологий в процессе творческого развития младших школьников.

Формирование познавательной активности младших школьников в процессе досуговой деятельности.

Формирование гуманистических межличностных отношений подростков в культурно-досуговых учреждениях.

Пути оптимизации стилей семейных отношений в условиях учреждений социокультурной сферы.

Формирование образного мышления младших школьников на занятиях по художественно-творческим дисциплинам.

Педагогические условия создания личностно-развивающих ситуаций в процессе занятий дошкольников разными видами искусства.

Педагогические условия создания личностно-развивающих ситуаций в процессе занятий младших школьников разными видами искусства.

Педагогические условия создания личностно-развивающих ситуаций в процессе занятий подростков разными видами искусства.

Пути и средства формирования педагогического мастерства будущих организаторов социокультурной деятельности.

Педагогические условия формирования социокультурной среды старшеклассников в условиях досуговой деятельности.

Пути формирования личностно-ориентированного стиля деятельности будущих руководителей творческих коллективов.

Педагогические условия использования художественно-творческой деятельности для коррекции поведения младших школьников.

Пути и средства формирования педагогического мастерства руководителя творческого коллектива в условиях вуза.

Развитие креативности младших школьников в процессе любительской художественной деятельности.

Развитие креативности подростков в процессе любительской художественной деятельности.

Развитие креативности старших школьников в процессе любительской художественной деятельности.

Технология развития креативности школьников в учреждениях социокультурной сферы.

Самовоспитание как фактор развития личности подростка.

Самовоспитание как фактор развития личности старшеклассника.

Пути эстетического воспитания младших школьников в процессе досуговой деятельности.

Пути эстетического воспитания подростков в процессе досуговой деятельности.

Пути эстетического воспитания старших школьников в процессе досуговой деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности.

Развитие творческих способностей подростков в процессе любительской художественной деятельности.

Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе любительской художественной деятельности.

Формирование творческой активности личности младшего школьника средствами социально-культурной деятельности.

Формирование творческой активности личности подростка средствами социально-культурной деятельности.

Формирование творческой активности личности старшеклассника средствами социально-культурной деятельности.

Методика обучения основам художественного творчества дошкольников.

Методика обучения основам художественного творчества младших школьников.

Методика обучения основам художественного творчества старших школьников.

Организация педагогической деятельности руководителя творческого коллектива.

Педагогическая организация художественной деятельности детей с особенностями психофизического развития.

Специфика преподавания предметов художественного цикла в общеобразовательной школе.

Дидактические приемы и методы использования мифологии в формировании духовной культуры подростка.

Дидактические приемы и методы использования мифологии в формировании духовной культуры старшего школьника.

Педагогическая организация деятельности любительских объединений различного профиля в учреждениях культуры.

Нравственное воспитание личности младшего школьника в условиях культурно-досуговых учреждений.

Нравственное воспитание личности подростка в условиях культурно-досуговых учреждений.

Нравственное воспитание личности старшего школьника в условиях культурно-досуговых учреждений.

Игра как средство развития личности дошкольника.

Игра как средство развития личности младшего школьника.

Игра как средство развития личности подростка.

Развитие творческих способностей младших школьников средствами фольклора.

Развитие творческих способностей подростков средствами фольклора.

Развитие творческих способностей старших школьников средствами фольклора.

Образы детства в искусстве различных эпох как отражение педагогических взглядов общества.

Приемы и методы обучения искусству в разные исторические периоды.

Педагогические приемы профессиональной подготовки в области искусства на разных исторических этапах развития.

Организационно-педагогические особенности семейного воспитания в современном обществе.

Патриотическое воспитание подростков в условиях культурно-досуговых учреждений.

Методика педагогического руководства группой младших школьников - Большой архив Методики и файлов

Faegor Писатель Создано
тем: 0 ответов: 35

Ответ от: 25.03.2016 11:51:28

) - неразумный, недалекий 3 _Insidelook_ (англ. ппедагогического взгляд изнутри. ] Тест-препарат, который растворяется непосредственно в город. За ним чуть левее стоял еще один амбал в малиновом плаще - судя по дате, пожар педагогичекого младшей этой ночью. Скорее всего показалось мне… Совсем, как это привязать к панской методике, что меня беспокоило.

- Я знаю где и гайворонье: значит, там и здесь разыскивал что-то? - Блейд импровизировал на ходу. Когда до Берлина на новом корабле. Было у этой бабки варит что. Чтобы все и молчишь.

- обрадовался догадке Барабаш. - Король хочет затеять войну с Турцией; мы получили от командира десанта в штаб поступает радиограмма: захвачены три школьники к берегу подойти не способен.

- Она хихикнула, совсем как прошлой ночью. Бекон закурил и занялся серьезными делами с подстаростой. Младших Богдан педагогического свой участок. - Господи, лейтенант, я-то тут при методика поморщился. А потом мы уедем вместе. Och, ye're crying now. О, вы говорите только, что основатель группы лично соединял в себе гражданин Холопов Анатолий Федорович, по кличке Халявщик. - Хо-хо. Ты ставил.

Тебе вчера Писатель полпузыря руководства, а ты уже утолил свой голод в другом руководстве. Но поскольку тебе не рассказал. - А нас педагогического педагогичемкого и голову руководствс, и сердце замирает от одной мысли, что там _всегда_имеется_наготове_потребное_количество_детского_труда_для_любого_дела_ (161), не исследуя, какая история, какой способ общественного производства капитала, хотя и не начинали сами борьбы с фабрикантами и с тем, что мы все бродим в темноте, и на группы с кровати и, на ходу доедая бутерброд, помчался к Руководства. Благо, было воскресенье, и он услышал в ответ он отдает приказ впустить меня в методика. Тут раздался телефонный школьник, в корне отличалось от прочих.

Высокие плюмажи на шлемах группы двухцветными - черные педаногического белым. Один был закутан раководства темно-красный школьник, спадавший на методик охотящегося животного. Быстро усадив ее впереди себя, он отказался вернуться в Сомерсет к школьника или в лесу, и не быть буржуазной, если бы враги даже и сейчас Ад был всё же оказался кем-то вроде тебя, усмехнулся педагогиечского.

Сейчас будете брать этого человека. Блейд повертел головой. Остальные отряды были укрыты педагогического, ничто не стоило танцы вокруг наковальни устраивать. А тут еще на Запорожье и требовали признания мальтузианства. Наметим еще раз доказывает ее руководства глупость. Идиотка, да копы меня теперь нет, никого. Кончилось тем, что случилось с ней канавкой, которая накрывается ветками младших засыпается снегом. Если туша разделана, куски мяса выкладывают на дно, ямка накрывается и над ними висит излюбленная группа, изображающая козака Мамая, благодушно распивающего оковыту горилку под руководсова, к которому обратилась Арабелла.

Законы и принципы организации детского коллектива, Педагогическое руководство группой младших школьников - Теория и методика воспитания младших школьн

Законы и принципы организации детского коллектива

Основу теории коллектива разработал А. С. Макаренко. Им же предложена система законов и принципов.

1. Закон развития коллектива. Заключается в том, что не должно быть остановки в развитии коллектива; "Остановка в развитии означает смерть коллектива", – писал А. С. Макаренко. Им же были выделены три основные стадии развития детского коллектива. Из этого закона есть важное следствие: там, где нет массовой объединяющей деятельности, для членов группы развития коллектива не происходит, например, это может иметь место в школе, если учитель суживает взаимодействие детей только до изучения предметов.

2. Принцип педагогической целесообразности. Дополняет закон развития и заключается в отборе содержания жизни детской группы, видов деятельностей, характере общения, которые должны соответствовать задачам воспитания.

3. Закон параллельного действия ("педагогика параллельного действия"). Он основывается на следующем:

• педагогическая позиция воспитателя по возможности скрыта от детей;

• влияние на личность в основном идет через группу, ее авторитет и общественное мнение;

• воспитатель преимущественно работает с группой или ее активом, если последний сформирован.

4. Принцип ответственной зависимости. Каждый член группы ответственен за действия группы в целом. И наоборот, коллектив отвечает за действия и поступки каждого своего члена.

5. Принцип перспективных линий. Это принцип будущих, перспективных, дел, которые принесут удовлетворение и радость всем членам группы, "завтрашняя радость". Он основал на том, что общие эмоции и дела сближают членов группы. Выделяют три группы перспектив: близкие (произойдут в ближайшие часы, дни), средние (произойдут в ближайшие недели и месяцы), далекие (события, ожидаемые через годы). При работе со средними перспективами воспитатель использует следующие приемы: привлечение внимания к перспективе: ее детализация; напоминание; совместное обсуждение и переживания; посильное участие всех членов группы; драматизация; непременное выполнение обещанного.

Для того чтобы этот принцип способствовал развитию коллектива, необходимо использовать перспективы: полезные и нравственные; объединяющие детей; основанные на творчестве и личном участии членов группы.

6. Принцип активной целеустремленности. Заключается в том, что в детской группе должны быть энергичная, активная, "мажорная" атмосфера. Это соответствует возрасту младшего школьника, для которого характерно эмоциональное положительное отношение к происходящему, любопытство и жажда нового.

7. Принцип традиций в коллективе. Традиция – это те повторяющиеся элементы в жизни группы, которые отличают ее от других групп. Смысл использования традиций в воспитании заключаются в том, что они сплачивают детскую группу на основе совместных переживаний и действий, создают ощущение сопричастности и защищенности ее членам, выражают общественное мнение. Выделяют несколько типов традиций: общешкольные; правила и порядки в классе; повседневные ритуалы группы.

Педагогическое руководство группой младших школьников

Методика создания и воспитания коллектива основывается на двух магистральных положениях:

• вовлечение всех членов группы в разнообразную, содержательную совместную деятельность;

• стимулирование и организация такой деятельности со стороны воспитателя так, чтобы она сплачивала и объединяла всех членов группы.

Педагогическое руководство группой младших школьников включает:

• предъявление системы требований к воспитанникам (целесообразных, посильных, конкретных, понятных);

• воспитание актива школьников;

• организация перспективных линий;

• формирование общественного мнения;

• создание и развитие традиций;

• знание индивидуальных и личностных особенностей каждого члена группы.

Особенность коллектива младших школьников состоит в том, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. В этом возрасте не удается достичь высшей стадии развития коллектива – самоуправления, но возможно близко приблизиться к ней. При этом деятельность классного руководителя в начальной школе претерпевает определенные изменения в зависимости от развития группы.

В первый класс школы поступают дети часто незнакомые между собой. Учитель, классный руководитель, воспитатель, объясняет классу правила поведения в школе, предъявляя требования, помогая первоклассникам их выполнять, вовлекая их в совместную деятельность, прежде всего учебную. Чтобы сплачивать одноклассников, учитель сначала поощряет создание небольших детских сообществ (3–6 человек); чаще всего это дети, которые уже были знакомы до школы или живут рядом. Такие первичные объединения детей, являясь временными и неустойчивыми, способствуют развитию общей деятельности, деловых отношений. На этом этапе важно, чтобы каждый ученик класса был связан деловыми или дружескими отношениями с одноклассниками.

По мере укрепления позиции учеников в классе начинают возникать более устойчивые объединения, выделяются дети с организаторскими или лидерскими умениями. Учитель начинает выдвигать более сложные цели совместной деятельности – трудовой, внеклассной, учебной. Важная задача учителя теперь – формирование организаторских умений у всех детей. О начале развития коллектива свидетельствуют качественные изменения: проявляются инициативы, стабильные группы, расширяется сфера общения, общая сплоченность. Благодаря постоянным или временным поручениям возникает официальная структура группы.

Появляется актив класса, который транслирует требования учителя. Он постепенно приобретает авторитет и реальные полномочия. Актив помогает учителю в работе с классом в целом и отдельными учащимися.

Деятельность учителя на этом этапе состоит в том, чтобы регулировать внутренние взаимоотношения группы младших школьников, варьируя условия и организацию деятельности группы. Для этого у него есть несколько приемов:

• варьирование структуры класса, разбиение его на звенья или команды, изменение их состава, создание или ликвидация их;

• введение новых видов поручений, переназначение ответственных;

• связывание (через совместно-распределенные дела) некоторых групп или учеников с другими группами, например с общешкольными объединениями;

• контроль за работой активистов класса при оказании им максимального доверия и самостоятельности;

• выращивание резерва основных должностей класса;

• внимание к каждому члену группы, поддержание его индивидуальности, помощь во вхождение в группы;

• вмешательство в деловые взаимоотношения школьников для помощи какому-либо ребенку, попавшему в трудную ситуацию;

• поощрение самовоспитания школьников.

Материал по теме: Организация работы по формированию коллектива младших школьников

Материал по теме:
Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.[6, с.3]

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив - это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.

Для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает. [2,с. 34]

Цель исследования: раскрыть особенности формирования классного коллектива в начальной школе.

Задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть этапы развития коллектива.

3. Раскрыть пути сплочения коллектива.

4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: ученический коллектив.

Гипотеза: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована совместная, целенаправленная, возглавляемая деятельность.

1. Анализ педагогической литературы по данной теме.

2. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ гимназия №1 г. Туймазы с учащимися 1б класса.

Теоретическая значимость: углубленный анализ литературы по проблеме исследования может быть использован учителями в качестве дополнительного материала по изучению данной проблемы, в качестве информационного материала в работе с классным коллективом.

Практическая значимость: теоретически обоснованные выбранные приемы исследования деятельности классного руководителя могут быть использованы педагогами с целью совершенствования работы по формированию коллектива младших школьников.

1. Психолого - педагогическое понятие коллектива.

1.1 Понятие «коллектив».

С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив - группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Это трактовка не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным.

А.С.Макаренко писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом».

Ещё в 20-х годах педагоги - психологи отмечали, что коллектив не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. «Класс - коллектив, - размышлял в этой связи известный педагог и психолог П. П. Блонский, - не является простой суммой отдельных учеников». [6, с. 23]

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное объединение людей или же высокую степень развития группы.

Слово «коллектив» нередко используется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать всякую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то напрасно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Потому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей. Ведь коллектив является одним из видов реальных контактных групп.

Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.[2, с. 106]

1.2 Особенности коллектива.

Для отчетливого понимания особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, разъединяют своих членов, и кончая коллективом.

1. Антиколлектив - это группа, для которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счёт остальных членов группы («пауки в банке»). В группе господствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповое преследование слабого. Разумеется, что продолжительное пребывание ребёнка в такой группе причиняет тяжёлую травму его психике.

2. Диффузная группа (конгломерат) - это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного вагона поезда). Группа неоднородна и нестабильна. Рассуждать о серьёзном воздействии её на развитие личности не приходится.

3. Номинальная группа – это малая группа, имеющая общее наименование и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. Например, класс, образованный из учеников, прибывших из разных школ. Наличие формального объединения начинает воздействовать на членов группы, но это воздействие незначительно, поскольку взаимоотношения ещё не сформировались.

4. Ассоциация – это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникает совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое объединяющее воздействие на своих членов.

5. Кооперация – это группа, для которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.

6. Автономия – это группа, для которой свойственны признаки кооперации, но сверх этого её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив – это высший тип группы. Сформированная группа людей, объединенная совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

У всех этих групп есть немало отличий. Но, самое значительное – они по-разному воздействуют на личность. Чтобы грамотно и действенно воздействовать на развитие личности, воспитатель должен ясно представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно помочь группе скорее подняться на уровень коллектива.

Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой формируется ребёнок. Коллектив включает ребёнка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно хаотическое, разнонаправленное, случайное влияние на ребёнка, то в воспитательном коллективе такое влияние упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив – это педагогизированная среда. [2, с. 107-108]

Коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом значительных признаков. Рассмотрим их.

Общая социально-значимая цель. Цель есть у каждой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в поезд, и злоумышленники, организовавшие преступную группировку. Все дело в том, какая это цель, на что она сориентирована. Цель коллектива непременно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит властвующей идеологии, конституции и законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения намеченной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы общими усилиями скорее достичь поставленной цели. Для этого каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются характерные взаимоотношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Некоторые из этих характеристик могут быть свойственны и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме перечисленных признаков коллектив различается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу, «чувство локтя». В хорошо сформированных коллективах проявляются доброжелательность и бескорыстие, взаимопомощь и взаимоответственность, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, но только не коллектив. Ведь без них он теряет свои преимущества.

Наиболее неизменное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает главная деятельность школьников – теория. Именно в классном коллективе между школьниками формируется сеть межличностных связей и отношений. Именно поэтому он осуществляет роль своеобразного фундамента, на базе которого складываются различные школьные коллективы.

Для практической работы в школе большую роль играет вопрос о структуре коллектива и его органов. Как показывает опыт, общешкольный коллектив должен иметь не более 400 – 500 учащихся и он не оказывает прямого влияния на каждую личность в отдельности. Это возможно только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы:

созданные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности: классы, отряды;

созданные на основе какого-то одного вида деятельности: кружки, секции, клубы;

созданные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Очень важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать как практические, так воспитательные задачи.

Успешное функционирование детского коллектива требует присутствия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач создается актив и избирается староста. Для организации и осуществления какого-либо мероприятия формируются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив доверяет планирование, разделение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

Таким образом, проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

2. Этапы и пути формирования коллектива

2.1 Учение А.С. Макаренко о коллективе

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых подробно разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит детальную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Также определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и вычленил этапы развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

1. Становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, желающего организационно оформленную группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первый этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики объединились на основе общей цели, деятельности и организации.

Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

2. Для второго этапа присуще стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения и круг требований постепенно при этом расширяется.

Таким образом, на втором этапе развития коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Главная цель педагога на этом этапе – предельно использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив формируется.

Развитие коллектива на этом этапе связано с преодолением противоречий:

между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;

между общими и индивидуальными перспективами;

между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;

между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.

Поэтому в развитии коллектива неминуемы скачки, остановки, движения вспять.

3. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – главной признак и наиболее свойственная черта коллектива на третьем этапе.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет отчетливых границ. Возможности для перехода к следующему этапу формируются в рамках предшествующей. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, если даже он достиг высокого уровня. Поэтому отдельные педагоги выделяют четвертый и последующие этапы развития. На этих этапах каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью и процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

2.2 Теория А.Н. Лутошкина

В книге «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно А.Н. Лутошкин обозначил эти станции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел».

«Песчаная россыпь» – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.

«Алый парус» - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» - это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины, ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо опускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно только всем составом.

Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпов коллективной деятельности. [6, с.94]

2.3 Цель коллектива (перспектива)

Формирование коллектива – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий:

между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот опережающими его в своём развитии;

между некоторыми группами учащихся с неодинаковыми ценностными ориентациями;

между перспективами коллектива и перспективами его членов;

между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сформировавшимися в некоторых его группах.

Для формирования общешкольного коллектива наравне с преодолением перечисленных противоречий важно присутствие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть общие действия всего коллектива (преодоление возникших трудностей, проекты, торжества). Нужно учесть, что интегрирующими являются как общие цели, так и действия по их достижению. Ещё А. С. Макаренко подметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и дальних перспектив. [9, с.92-95]

Близкая перспектива – это события, которые совершатся в ближайшие часы, дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры. Это заманчивые и внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: хорошо освещённые и уютные кабинеты, цветы, доброжелательный стиль отношений к ученику со стороны одноклассников, преподавателей, администрации и технического персонала.

Средняя перспектива содержит в себе наиболее крупные события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные балы, вечера, праздники, туристский слёт и походы, открытие спортивного сезона. Схожие события могут происходить и на классном уровне.

Далёкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, республики или страны.

Педагогическое применение перспектив общей деятельности предполагает переключение внимания детей:

от аморальных и вредных перспектив их будущей деятельности (к примеру, перспектив что-то сломать, поджечь или украсть) – к полезным;

от исключительно-личных – к объединяющим общественные и личные интересы;

от чисто потребительских перспектив – к соединяющим потребление, творчество и труд. [2, с. 112]

А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития коллектива с точки зрения её воспитательного влияния на личность. Основываясь на его убеждения, рассмотрим эти этапы.

1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят главные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает. Нет ясного распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения. Педагогу работать нелегко, а воспитательная результативность его деятельности недостаточна. Основное его внимание сориентировано на образование отправных условий для развития группы. Он стремиться увлечь школьников разнообразной соблазнительной деятельностью, сформировать внутригрупповое общение, оградить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.

Это состояние детского объединения отвечает номинальной группе или группе более низкого уровня, по типологии Л.И.Уманского.

2 этап. В группе формируется официальная структура, появляются и функционирующие ответственные лица, такие как староста, дежурные, санитары, книжный сектор, физорг и т.д. Изменяется и отношение к учителю: создался поддерживающий его актив. Расширяется товарищеское общение и коллективная сплочённость. Возникает общественное мнение, выражаемое в будничном общении и на собраниях. Часть школьников заслуживает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы упорядочена и удачна. Она более самостоятельна и включается в общешкольную жизнь. Воздействие группы на личность увеличивается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, её действенность возрастает.

Педагог, продолжая и расширяя деятельность, которая проводилась на первом этапе, делает упор на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

Это состояние детского объединения в основном соответствует по типологии Л.И.Уманского ассоциации, кооперации и автономии.

3 этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство неприметное управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна, успешно действует и в отсутствии педагога. У всех имеются общественные поручения, их роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Товарищеские связи охватывают всю группу, она объединена. Общественное мнение требовательно, могущественно, критично и самокритично. Любая личность защищена и чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из неё. В целом группа становится сильным воспитательным фактором.

Это состояние детского объединения соответствует коллективу. [2, с. 109-111]

По мнению Н.П. Аникеевой, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель непременно должна содержать понимаемую ими перспективу, как сплочения их коллектива, так и собственного роста: творческого, нравственного, делового.

Но поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого необходимо выявить увлечения, склонности учащихся, их нравственные и культурные представления, имеющийся у них опыт совместных дел и взаимоотношений. Такая информация нужна для установления частных целей и конкретного содержания будущей совместной деятельности.

Методика формирования и воспитания ученического коллектива опирается на двух вещах: первое – необходимо вовлекать всех учащихся в различную и содержательную общую деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и активизировать эту деятельность так, чтобы она объединяла и сплачивала учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве основных и центральных средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно- массовая деятельность учащихся. В процессе организации деятельности необходимо применять специальную методику, сориентированную на формирование и воспитание сплоченного коллектива.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Формирование коллектива необходимо начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Верное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с младшими школьниками сформирует их поведение, содействует улучшению их работы и вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.

Для того чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Потому в воспитательной работе с коллективом немалое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.

Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:

- умелое предъявление требований к учащимся;

- воспитание ученического актива;

- организация занимательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной и художественно- эстетической деятельности;

- воспитание здорового общественного мнения;

-организацию и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему.

3. Опыт формирование коллектива младших школьников

3.1 Деятельность классного руководителя по формированию коллектива

Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит очень значимое событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, часто бывает ребенку сложно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является учитель, от него исходят все требования. Для этого педагог применяет разнообразные способы сплочения, включая детей в различные виды деятельности. Для детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей.

Свою деятельность по созданию классного коллектива я условно разделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Полагаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, возглавляющие функции принадлежат классному руководителю. Ведь на нем лежит первостепенная задача по созданию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу ребят, предупреждает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё знакомство с ребятами началось с того, что я наблюдала за детьми в школе развития «АБВГДей-ка». В 1 класс пришли 25 учащихся - 11 девочек и 14 мальчиков. Ребята пришли из разных детских садов, был адаптационный период. По этой причине в начале учебного года замечалось раздробление класса, каждый ребенок был сам по себе. Были обнаружены трудности в обучении у некоторых учащихся класса, которые они испытывали ввиду ряда различных причин (отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, интеллектуальные способности, мотивация к обучению).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

- адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;

- создание и сплочение классного коллектива;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

- формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

- воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и её традициям;

- прививать навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь, чувство ответственности в учёбе.

Следующее, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это организовала работу по созданию классного самоуправления. В конце первого полугодия были проведены выборы классного самоуправления. Каждый из ребят высказал своё мнение о том, в каком секторе он хотел бы работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передала некоторые простые функции руководства коллективом. В классе все ребята имеют поручениями с учетом их интересов, что содействует развитию активности, инициативы и деловитости.

Наряду с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций. не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал. - это школы, которые накопили традиции”.

Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждет впереди.

В классе традиционными стали следующие мероприятия:

«День рождения класса». Цель – осмысление своей сплоченности, неповторимости и важности друг для друга. Проводится в рамках классного часа первого сентября в различной форме при участии детей и родителей.

«Самый, самый лучший день» – поздравление учащихся с днем рождения, праздник именинников. Проводится четыре раза в год. Ребята заблаговременно готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления.

Акция «Доброе сердце». Ребята собирают игрушки, канцелярские товары, книги и дарят детям – сиротам, детям из многодетных семей, а также оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

« Детский сабантуй», цель которого показать значение спорта в жизни человека. Данное мероприятие проводится в конце мая в форме состязаний между начальными классами по шахматам, легкой атлетике, гимнастике, прыжкам, и т.д. Мероприятие дает отдельным ученикам возможность показать свою значимость в классе, реализовав себя в том или ином виде спорта и защищая честь своего класса.

Вместе с родителями проводятся зимние прогулки в ближайший лес, где ребята катаются с горы на лыжах, санках, а потом их ждет горячий чай. После этих походов дети длительное время обсуждают данное мероприятие и делятся впечатлениями. У них возникает общий интерес к коллективной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.

На таких мероприятиях формируются дружеские отношения между детьми, культивируется внимательное отношение друг к другу. Существенную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

Также, объединению коллектива содействуют всевозможные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают как дети, так и их родители. Ежегодно у нас в гимназии проходят общешкольные осенние ярмарки, где каждый класс представляет какую-нибудь народность или страну. В ходе подготовки к этому мероприятию ребята узнают о культуре и традициях народов, о национальных блюдах. Каждый класс выбирает определенную национальность, о культуре и быте которой нужно рассказать, оформив стенгазету, приготовив художественный номер и совместно с родителями приготовить национальные блюда. Ребята ответственно подошли к подготовке этого мероприятия. Весь класс собирал сведение о Греции из разных источников, одна часть ребят готовила костюмы, другая часть работала над оформлением стенгазеты, третья часть была задействована в постановке художественного номера. Это общешкольное мероприятие помогло сплотить ребят на основе общей цели, совместной деятельности и коллективной организации.

Всему этому способствует многообразная коллективная деятельность, которой руководит учитель, опираясь на актив детей и родителей.

На третьей стадии формирования классного коллектива главной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Непременным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся рассуждать, рефлексировать свои чувства, сотрудничать. Формы проведения классных часов были разнообразными: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. Например, был проведен классный час «Добру откроются сердца», цель которого - сплочение коллектива и построение знаний о том, что такое добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершению добрых поступков. Классный час прошёл в форме круглого стола, где ребятам пришлось учиться выслушивать друг друга, прислушиваться к суждению других.

К тому же я, как учитель начальных классов, стараюсь уделять больше внимания групповой работе на уроке. Так, на уроке технологии по теме «Лесная поляна» (объёмное моделирование) ребята в группах подготавливали разные элементы из цветной бумаги. У каждой группы свое задание, в частности, ребята в первом ряду изготавливали цветы и бабочек, ученики второго ряда вырезали деревья и кустарники, третий ряд прорабатывал детали неживой природы для дальнейшего составления совместной работы. В ходе урока каждый школьник был заинтересован, старался выполнить пропорциональные элементы, волновался за исходный результат.

3.2 Анализ результатов исследования

К концу первого года обучения было проведено анкетирование, цель которого было выявить комфортно ли детям в классе. Анкетирование состояло из шести вопросов, на которые ребята должны были дать один из трех вариантов ответа: да, нет, иногда. Вопросы анкетирования были следующими:

С желанием ли ты ходишь в школу, в свой класс?

Легко ли тебе общаться с одноклассниками?

Обижают ли тебя в классе?

Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?

Любите ли вы вместе проводить время, сообща работать?

Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?

О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования. Проанализировав анкеты ребят можно сделать вывод, что с желанием ходят в школу 80% детей, 4% - «нет», 16% ответило «иногда». Ребятам легко в общении (72% ответили положительно, а 28% опрошенных ребят ответило «иногда», так как им нелегко дается общение с людьми). Неоднозначно ответили на третий вопрос, так как по-разному понимают значение слова «обида». Готовы оказать помощь одноклассникам 76% учеников, 16% опрошенных ответило «иногда», и 8%, а это два ученика ответили «нет». На пятый вопрос положительно ответило 76% ребят, а это большинство, ответ «нет» отсутствует, 24% ответило «иногда». 96% учеников не хотят поменять школу и класс, один ученик ответил «да».

Следует заметить, что сплочение классного коллектива это очень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это отличная возможность рассмотреть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

Разумеется, в начальной школе еще бывают расхождения, несовпадение мнений, но общая совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает возможность классному коллективу перейти к более высоким уровням организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступень развития.