Руководства, Инструкции, Бланки

педагогическое руководство играми с готовым содержанием и правилами img-1

педагогическое руководство играми с готовым содержанием и правилами

Рейтинг: 4.6/5.0 (1849 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИГРАМИ - Студопедия

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИГРАМИ

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их пси­хофизиологическими особенностями, но есть общие прави­ла, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать со­ответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактичес­кий материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выно­сить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с ди­дактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педаго­га требуют настольно-печатные игры, из которых легко те­ряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрово­го опыта детей. Для этого целесообразно проводить обуче­ние игровым действиям с дидактическими игрушками, вы­полняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу скла­дывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, вклю­чение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи раз­вития у детей самостоятельности, навыков самоорганиза­ции, творческого отношения к игре. Следует поддержи­вать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые иг­ровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Учитывая своеобразие дидактической игры как пере­ходной формы к неигровой, учебной деятельности, следу­ет избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Например, перед игрой «Айболит» предлагает вспомнить сказку К.Чуковского, ее персонажей, их приключения, поступ ки. Затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, из­бегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реп­лик негативного характера. По окончании игры необхо­димо повысить эмоциональный настрой детей, подчерк­нув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша.

Дидактические игры используются на занятиях и в са­мостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью за­нятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Видео

Другие статьи

Консультация на тему: Характеристика игр с готовым содержанием и правилами

Консультация на тему:
Характеристика игр с готовым содержанием и правилами.
Предварительный просмотр:


Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В одних осуществляется в музыкальное развитие (музыкального слуха, чувства ритма и др. а другие специально предназначены для развития движений -бега, прыжки, лазанья, для воспитания смелости, ловкости, увертливости, выдержки, третьи разработаны педагогами для упражнения детей в правильном звукопроизношении, в счете. В некоторых закрепляются знания детей об окружающих предметах и явлениях. Есть такие. в которых у детей развиваются сенсорные способности. а также сообразительность, смекалка, внимание, умение обобщать, систематизировать и классифицировать предметы.

Таким образом, по своему содержанию игры с готовыми правилами охватывают самые разнообразные стороны жизни и развития ребенка.

В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные. Причем под дидактическими понимаются те игры, в которых основная воспитательная задача заключаются в умственном развитии ребенка.

Деление игр на дидактические, подвижные, музыкальные весьма условно, каждая из них воздействует на личность ребенка в целом, но отнесение игры к тому или другому виду возможно по ее основному воспитательному воздействию.

ДЛЯ ВСЕХ ИГР С ГОТОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ И ПРАВИЛАМИ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:

1. Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются через игровые действия. Игровой замысел и игровые действия составляют содержание игры.

2. Действия и отношения играющих регулируются правилами.

3. Наличие правил и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовываться и производить игру.

4. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

Вместе с тем играм с правилами присущи все черты детской игровой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация поможет педагогам подобрать игры, развивающие логическое мышление, память, внимание.

Из опыта работы.

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии.

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей.

Развитие речи в дидактических играх с экологическим содержанием

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен.Эффективность ознакомления детей с природой, по мнению С.Н.

Использование развивающих игр с математическим содержанием в работе с дошкольникамит(3-4года)

Презентация дает возможность наглядно увидеть как происходит запоминание и усвоение воспитанниками геометрических фигур с помощью дидактических игр. Игра помогает ребятам правильно узнавать время суто.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами.

У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались от поколения к поколению и становились своеобразной формой.

Педагогическое руководство играми с готовым содержанием и правилами

/ ГОС по педагогике / otvety

Л-о модель не предполагает отмены систематического обучения и воспи тания детей, проведения с ними планомерной работы.

3.24. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация детских игр.

Больш совр ученых объясняют игру как особый вид деят-ти, сложившийся на опред этапе развития общества. Соц значение игры – она служит средством передачи «культ приобретений из рода в род», подгот детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему сод-ю, т.к. дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. Взр, в свою очередь, спос-т распр-ю детской игры с пом специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. В ходе соц-истор разв человечества игра приобретает все большее значение для разв Л Р. С ее пом дети овладевают опытом взаимод с окр миром, усваивают моральные нормы, способы практ и умств деят-ти, выработанные многовековой историей человечества. Т.о. совр отеч теория игры базируется на положениях об ее истор происх-ии, соц природе, содержании и назначении в человеческом обществе. Игра социальна и по способам ее осущ. Игровая деят-ть, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобр Р, а задается ему взрослым. В совр пед теории игра рассм-ся как вед вид деят-ти дошк-ка. Вед положение игры определяется не кол-ом времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовл его осн потребности; в недрах игры зарождаются и развив др виды деят-ти; игра в наибольшей степени способствует психич развитию. В игре находят выражение основные потребности дошк-ка: стремление к самост-ти, активному участию в жизни взрослого; потр-ть в познании окр мира; потр-ть в активных движениях; потр-ть в общении. По мере развития игры Р овладевает компонентами, присущими любой деят-ти: учится ставит цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Являясь вед деят-ю, игра в наибольшей степени спос-ет форм-ю новообразований Р, его психич проц, в том числе вообр. Игра – явление не однородное. В отеч дошк пед-ке сложилась класс-ия детских игр, базирующаяся на степени самост-ти и творч детей в игре. Первон-но к класс-ии детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила свое развитие в работах Н.К. Крупской. Лесгафт разделил детские игры на: имитационные (подражательные); подвижные (игры с правилами). В работах Крупской детские игры делятся на 2 группы по тому же принципу, что и у Лесгафа, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми (творческие – игры, в которых Р проявл свою выдумку, инициативу, самост-ть, они делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом); игры, придуманные взрослыми (игры с правилами – особая группа игр, спец-но созд народной или научной пед-ой для решения опред задач обуч и восп. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. В зависимости от хар-ра обуч задачи игры делятся на: дидактические и подвижные, которые в свою очередь классифицируются с учетом разных оснований.Дидактические игры:По содержанию (математические, природоведческие, речевые); По дид материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).Подвижные игры:По степени подвижности (малой, средней, большой); По преобл движениям (игры с прыжками); По предметам (с мячом).

3.25. Характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игры. Пед условия развития режиссерской и сюжетно-ролевой игры.

Режиссерские игры являются разновидностью творч игр. В них, как и во всех творч играх, есть мнимая или вообр сит. Р проявляет творч и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство c деят-ю режиссера спектакля, фильма. Р сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв к-л тему Р сам развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Отдельные эпизоды в игре Р придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит. В РИ речь – главный компонент. Часто она звучит «дикторский тест за экраном». В РИ часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта), но «активно действующих» т.е. тех, кот Р переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более 3-4. Первон в такой игре преобл интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, Р создает к-л ситуацию. Т.о. в РИ, как позже и в сюжетно-ролевой, Р начинает исп-ть ранее приобретенный соц опыт, привлекает партнеров. Особенностью РИ явл то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодуш предметы. Для развития РИ немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно т.о. глазами разных персонажей Р видит событие, отображаемое в РИ, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев РИ, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре. РИ возникают как инд-ая деят-ть и остаются такими в раннем и мл дошк возр-те. РИ в одиночку набл-ся и у ст дошк-в, особенно когда Р мало контактирует со сверстниками. В ср и ст дошк возр возн-т совм РИ. Объединения детей обычно немногочисл 2-3 человека. Пед.условия развития РИ: создание детям инд-го пространства, обеспечение места и времени для игры; педагог прибегает к опоср рук-ву деят-ю Р; целесообр вовлекать детей в сотворч с педагогом; подбор игрового материала для режиссерских игр; целесообр воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка.

Сюжетно-ролевые игры . Основой явл мнимая или вообр сит, кот закл в том, что Р берет на себя роль взр и вып-ет ее в созданной им самим игровой обстановке (школа). Но самое главное – в игре Р воплощает свой взгляд, свои представления, свое отн-е к тому событию, которое разыгрывает. С-Ю И имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжет – это та сфера действ-ти, которая воспр-ся детьми. Сюжет предст собой отражение Р опред действий, событий, взаимоотн из жизни окружающих. При этом его игр действия (крутит руль) - одно из осн ср-в реализации сюжета. Сюжеты игр: бытовые (игры в семью); производственные (отражающие проф труд людей); общественные (школа). Содержание игры – это то, что воспроизводится Р в кач-ве центрального и хар-го момента деят-ти и отношений м/у взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Роль – это игровая позиция Р, он отождествляет себя с каким-л перс сюжета и действует в соотв с представл-и о данном персонаже. Этапы с-р игры: 1. ознакомительная игра – взр орг-ет предм-игр деят-ть, используя разнообр игрушки, предметы; 2.отобразительная игра – действия Р напр на выявл специфич св-в предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта; 3.сюжетно-отобразительная – дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни.

Основное условие для разв с-р игры – это совместные игры взрослого и Р. Форм-е игры как деят-ти предп-т, что педагог влияет на расширение тематики с-р игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства игрой: традиционные (основное внимание педагога сосредоточенно на обогащение содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам); новые (сюжетную линию задает педагог, неожиданно включающийся в игру, которая уже «выдыхается»).

3.26. Хар-ка театрализованных игр. Виды театрализованных игр. Создание условий и пед рук-во театрализованной игрой.

Театрализованные игры - разыгрывание в лицах лит-ых произведений (сказки, рассказы, спец-но написанные инсценировки). Ос-ть ТИ. они имеют готовый сюжет, а значит, деят-ть Р во многом предопределенна текстом произведения. Полноц участие детей в игре требует особой подгот-ти, кот проявл в спос-ти к эстет воспр искусства худ слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Соединение ТИ (показ спектакля) с с-р игрой (игра в театр) дает возм-ть объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деят-ти, позволяющей каждому Р проявить свою активность, индивидуальность, творчество. Виды ТИ. в одних дети предст спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В др дети действуют, как в режисс игре: разыгрывают лит-ое произведение, героев которого изобр с пом игрушек, озвучивая их роли. Условия для развития театрализованных игр: с раннего воз-та учить детей вслушиваться в худ слово, эмоц-но откликаться на него; восп-ть у детей интерес к драматизации, театр деят-ти. С этой целью создавать спец сит, в кот персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки; заботиться об оснащении ТИ; уделять серьезное внимание подбору лит произв для ТИ. Педагогическое руководство. Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства ТИ содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особ-ти, которые складываются при формальном отношении педагога к ТИ. В основу рук-ва ТИ следует положить работу над текстом лит-го произведения: преподносить детям текст произведения выр-но, худ-но, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. В ст гр перед игрой проводится беседа по содержанию. Стремление к творч возрастает, если у Р что то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца. Педагог не т/о говорит о достигнутых Р успехах, но и обяз-но привлекает к ним внимание др. Для остальных это образец для подражания, стимул для проявления активности. Орг-ия ТИ начинается с отбора произведения, в кот обяз-но участвуют дошк-ки. С целью усвоения послед-ти событий, уточнения образов персонажей орг-ся разнообр худ-творч деят-ть: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Психол настрою на предстоящую игру служит оформительская деят-ть детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов.

3.27. Хар-ка игр со строительным материалом. Развитие конструктивных умений у дошкольников.

Особ-ть игр со строительным материалом: в их основе лежат конструкт умения и спос-ти, вследствие чего они в большей степени, чем к-л другие виды детской игры, приближаются к созид-ой продукт человеческой деят-ти. Игры со стр. материалом можно отнести к разряду рубежных, посредством кот у Р форм-ся умения, качества и свойства Л, подгот его переход к новой деят-ти. Содержанием игр со стр мат-ом явл созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью разл материалов. Различают виды строительного материала: спец-но созданный (наборы, конструкторы); природный; подсобный (доски, ящики, коробки). Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – все это определяет творч характер игр со стр.материалом. Особенностью игр является то, что для усвоения констр умений необх спец обучение. Главная задача обучения в том, чтобы вести Р от подражания к самост решению конструкт задач возраст трудности. Педагог использует различные приемы:строит сам в присутствии детей мл дошк возраста вовлекая в обыгрывание постройки; исп-ет прием сотворчества. предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он построил. Для возникновения и укрепления интереса к играм со стр мат-ом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни, экскурсии. На протяжении всех возрастных этапов воспитатель использует игры со стр. мат-ом для обогащения сенсорного опыта детей. В процессе обучения конструктивным умениям используются различные методические приемы . демонстрация образца (во всех возрастных группах при форм-ии у детей новых способов констр-я); показ способов постройки с объяснением приемов констр-я; постановка пробл задачи (как пристроить гараж, чтоб в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указанием условий. Виды конструирования: констр по образцу (самый распр. вид конструирования. При исп-ии разных способов предъявления образца, а также изменении его хар-ра, этот вид имеет много «+»: у детей форм-ся разл умения, они овладевают общими способами действий, усваивают посл-ть операций, познают конструктивные возм-ти строительных материалов); констр по заданной теме (подводит Р к творч воплощению поставл задачи, но приделы ее решения ограниченны темой); констр по собств замыслу (сложный вид констр, в котором Р решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деят-ти, планирует ее, подбирает необх материал, реализует замысел); констр по условиям (проводится п/т, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание. В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры); стройка по моделям (вид конструирования разраб Лурия. Р предл модель постройки, на кот очертания сост элементов конструкции скрыты).

3.28. Сущность дидактических игр. Виды и структура дидактических игр. Педагогическое руководство дидактическими играми.

Осн особ дид игр определена их названием: развивающие игры. Они создаются взрослыми в целях восп и обучения детей.Эти игры спос-т разв познават деят-ти, интеллект операций, предст собой основу обучения. Для дид.игр хар-но наличие задачи уч хар-ра. Обучающая задача воплощается создателями игры в соотв содержании, реализуется с пом игровых действий, кот выполняют дети. Возм-ть обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деят-ти – отличит особ-ть дид игр. Следует отметить, что З и У, приобретаемые играющими, явл для них побочным продуктом деят-ти, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игр действия – для детей раннего и мл дошк возр, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей ст дошк возр. Виды дидактических игр: дид игры с предметами (разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Среди этих игр особое место занимают сюжетно-дидактические игры ( дети выполняют определенные роли). и игры-инсценировки ); настольно-печатные (лото, домино); словесные игры (процесс решения обуч задачи осущ в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Игры-загадки, игры-предложения). Структура дид игр: обучающая (дид) задача – основной элемент дид игры, которому подчинены все остальные (для детей обуч задача форм-ся как игровая); игровые действия – это способы проявл активности Р в игровых целях: опустить руку в чудесный мешок, нащупать игрушку, описать ее); правила – обесп реализацию игр содержания, делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Пед рук-во дид играми: необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дид материал и дид игрушки, игры; продумывать, как разместить дид материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр; подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку; учить детей бережно обращаться с дид игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деят-ти; заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Учитывая своеобразие дид игры как переходной формы к неигровой, уч деят-ти, следует избегать прямого обучения.

3.29. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы. Подготовка детей к школьному обучения.

В ДУ ведется целенапр работа по установл преемственности м/у д/с и школой. Эта работа имеет след направления: содержание, методы, формы обучения. Д/с и школа единый совместный план, целью кот и явл конкретизация работы по названным направлениям. План включает в себя две части: содержание совм работы воспитателя и учителя (восп подг группы и учитель 1го класса знак-ся с работой др др, с условиями, в кот находятся и будут находиться дети. Восп помогает учителю узнать детей, их инд особ-ти, склонности, интересы); ознакомление детей со школой (восп намечает посещ детьми подг группы той школы, в которой они предпол-но будут учиться). Подготовка к школьному обучению . Одной из задач ДУ явл подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Психологи и педагоги выделяют: общую (психол, нравственно-волевая, физ. Психол гот-ть предп сформ-ть мотива учения. Физ гот-ть предп: общее крепкое здоровье, низкую утомл-ть, работосп, выносливость. В содерж соц-психол, нравств-вол гот-ти м/о выделить: гот-ть к учению (обучению), и готовность к новому образу жизни. Гот-ть к учению. самостоятельность; умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисципл-ым, усидчивым; наличие интереса к знаниям; спос-ть к произв действиям. Гот-ть к новому образу жизни. «+» взаимоотн со сверстниками; умение общаться с детьми и взрослыми; личностные качества: честность, инициативность, умелость, оптимизм); спец гот-ть (приобретение Р З и У, кот обесп ему усп-ть овладения содержанием обучения в 1м классе по осн предметам. Чтобы дети были интеллектуально подг к школе, необх дать им опред З, выстроенные в сис-му, обесп достаточный уровень мыслит деят-ти. Следует также развивать у ребенка любозн-ть, познават интересы и спос-ть осознанно воспринимать новую инф-ю).

3.30. Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей. Формы сотрудничества детского сада и семьи.

Совр наука подчеркивает приоритет семьи в восп Р, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрер и длит-ти, в диапазоне ценностей, кот осваивает подрастающий Ч. Во всех сл необходима квалиф-я помощь ДУ. Пед фун-я ДУ: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять пед функцию, ДУ д/о пересматривать содерж и кач-во обр-ой работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого Р. Все воспит Р взрослые д/ы договориться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. В основе взаимодействия совр ДУ и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимод с семьей и квалиф-ая реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДУ по отн к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и д/с. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необх-ть целенапр воздействия на Р и доверяют др др. Привлечение родителей, других членов семьи к образ-ой работе д/с необх прежде всего для детей. Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в псих-пед просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада. Формы сотрудничества: посещение семьи ребенка (много дает для изучения, установления контакта с ребенком, его родителям, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие); день открытых дверей (дает возм-ть познакомить родителей с ДУ, его традициями, правилами, особ-ми восп-обр работы, заинтересовать ею и привлечь к участию); беседы (индивидуальные и групповые, и в том и другом случае четко определяется цель); консультации (обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей); семинары-практикумы (приобретение практических навыков в воспитании детей); родительские собрания (проводятся групповые 2-3 р/мес и общие 1 р/год); род-е конференции (обмен опытом семейного воспитания).

Реферат - Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении

Реферат: Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении

1 Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей

2 Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью старших дошкольников

3 Руководство игровой деятельностью старших дошкольников. Методы и подходы в руководстве различными играми

3.1 Ошибки в руководстве детской игрой

Развитие организма ребёнка – это условие развития интеллекта. Пиаже понимал под интеллектом прогрессивную адаптацию организма к окружающей среде. Эта адаптация является постоянным процессом. Инструментом интеллекта является мышление. Развитие мышления определяется развитием речи. Речь является выражением сознательной мысли.

Организм взаимодействует с действительностью. И когда человек растет, организм развивается и взаимодействует со средой. В процессе этого взаимодействия развиваются социальные отношения. Социальные отношения являются фундаментом в развитии мышления, интеллекта и речи. Слово и деятельность способствуют развитию мышления.

Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в своей работе с детьми руководитель детским коллективам должен делать основной акцент именно на игру. Так как игра основана на сенсомоторной деятельности в раннем периоде, а затем более на вербальном мышлении и общении в старшем детстве, коротко остановлюсь на условии успешности человека в действенно – умственной и психомоторной деятельности.

Условие успешности любой деятельности человека, его развития, является энергия и энергопотенциал. От количества и качества энергии зависит его производительность, работоспособность, степень его развития.

Для лучшего понимания данного вопроса следует раскрыть параметры, составляющие личность:

1. Сфера отношений.

2. Индивидуально — психологические свойства: темперамент, характер, способности.

3. Индивидуальная сфера: ощущения, восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение.

4. Сфера деятельности: трудовая, игровая, учебная, предметная.

5. Самосознание и мотивация.

6.Эмоционально волевая сфера: эмоции, чувства, воля.

Для того чтобы ребёнок успешно развивался по всем этим параметрам, необходимы определённые благоприятные условия, способствующие накоплению положительной энергии.

Мало энергии – ребёнок, взрослый человек вялый, болезненный. Если оптимальный энергопотенциал – не болеет, энергичен, работает с удовольствием, успешно развивается по всем параметрам, составляющим личность. Повышенный уровень энергопотенциала даёт возможность к творческим порывам.

Энергия прибывает к нам непроизвольно при контакте с гармоничными предметами (людьми, мнениями, звуками, красками и др.), ведь они передают нам свою энергию и информацию – нам приятно. Сталкиваясь с дисгармоничными предметами (людьми, мнениями, звуками, красками и др.), мы энергию «сжигаем», и поэтому страдаем. Это происходит потому, что в гармоничных предметах, созданных природой или руками и разумом человека, как в аккумуляторе содержится огромное количество энергии и информации. Каждый человек может ими пользоваться, но взять их он может

ровно столько, насколько развиты чувства и механизм мышления. А так как и чувства и мышление у детей в дошкольном возрасте развиваются непосредственно в игре, игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Однако никогда не надо принуждать детей к игре. Игра будет успешной только тогда, когда у ребёнка возникнет к ней желание. «Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения»

«В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие функции игры:

1) развитие мотивационно — потребностной сферы ребёнка (Д.Б. Эльконин);

2) развитие воображения, образного мышления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн);

3) морально нравственное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, П.А. Маркова)»

Для того чтобы не расходовать энергопотенциал ребёнка в повседневной жизни в его ведущей деятельности – игре, для создания личностных, внутренних условий, для всестороннего развития детей необходимо создавать определенные условия эффективного руководства игровой деятельностью, придерживаться определённых правил взаимодействия педагога и ребёнка, чтобы она приносила ему радость, повышала его энергопотенциал.

Любая деятельность детей в дошкольном учреждении происходит под

наблюдением и непосредственным руководством педагога. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений, формируются основные понятия человеческих взаимоотношений, развиваются личностные качества детей, детский коллектив сплачивается, повышаются возможности адаптивности детей в межличностных отношениях. Поэтому роль педагога в осуществлении данных процессов огромна.

Цель данной работы – раскрыть руководство игровой деятельностью. Задачи, которые стоят перед данной работой – 1)показать роль взрослых в развитии игровой деятельности детей, 2) изучить специфику руководства игровой деятельностью.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитателя уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь либо пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских игр. Чтобы обучение посредством игры было эффективным, взрослым нельзя занимать пассивную позицию. «Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в её ходе дети сами, добровольно подчиняются определённым правилам, открытым или заданным ролью… Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно».

Поэтому игре в последнее время стало уделяется большое внимание. Игре – как школе нравственности, интеллектуального развития, школе личностно- психологических качеств и сфере социализации ребёнка. Чтобы эти аспекты успешно решались, необходимо пересмотреть роль педагога в руководстве игровой деятельностью.

1. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей

Учитывая то обстоятельство, что вся жизнь дошкольного возраста проходит в игре напрашивается вопрос о сущности игры. На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.

Пиаже рассматривает суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышления. По Пиаже игра – это есть образ мышления ребёнка, форма его существования.

Иной подход к игре у Фрейда. Для него игра – символическая деятельность с конкретным предметом, а сон – символика в чистом виде. Он предполагал, что игра выражает связь ребёнка с жизнью, взрослыми и со всем окружающим так же, в виде символов, как и сны взрослого человека. Фрейд уверен, что игра имеет две тенденции: одна стремление быть взрослым, вторая – тенденция к повторению, причем повторению до тех пор, пока не исчезнет напряжение связанное с игрой на данную тему. То есть по Фрейду игра выступает в качестве психотерапевтического инструмента, снимающего травмирующее напряжение. Это справедливо для психически травмированных детей как средство диагностики и лечения. Однако играть любят не только обиженные, травмированные дети. И для детской игровой активности не обязательно обижать и травмировать детей, поскольку игра – здоровая детская деятельность.

Самая успешная дошкольная программа разработана Марией Монтессори, построенная на естественных склонностях детей в сочетании с управлением, конкретными материалами и личным опытам.

Старшие дошкольники играют в разные игры: ролевые, подвижные, дидактические, игры с правилами.

Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Игры с правилами. Особенность этих игр в том, что они как бы аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Однако следует заметить, что наряду с играми с правилами дети продолжают играть в игры функциональные, символические, с ролями.

Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией. Их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.

Подвижные игры можно разделить на пять групп:

1. Интеллектуально- процессуальные игры и элементарные игры- упражнения с предметами.

2. Драматизированные игры по данному сюжету.

3. Сюжетные игры с несложными правилами.

4. Игры с правилами без сюжета.

5. Спортивные игры и игры- упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

К этим играм с правилами относятся не только подвижные игры, но и дидактические игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребёнка, посредством решения ребенком дидактических задач.

В зависимости от используемого материала, выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и др.), настольно – печатные и словесные игры.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны игры – драматизации, игры фантазирования, игры – грезы. Мотив данных игр ориентирован не на процесс игры, а на ее результат.

Если оглянутся назад, в прошлое, то можно отметить, что к играм был подход как к свободной деятельности ребёнка, инициатором которой он был сам. Роль педагога сводилась к созданию условия для игры и обеспечение ее игровым материалом. В последние десятилетия игра стала рассматриваться как форма организации детской жизни.

Это обусловлено пониманием игры как ведущей деятельности детей данного возраста в силу их псхо-физиологтческих особенностей.

Изменилась и роль педагога. От пассивно- наблюдательной функции она перешла к тактическому руководству развитием игр и формированием в их процессе нравственных качеств и интеллектуальных навыков детей. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а так же авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».

Для того чтобы процесс осведомленности и познания не стоял на месте, от педагога требуется:

— умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности, и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие;

— для дальнейшего развития игрового сюжета обогащать впечатления детей;

— с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей;

— от педагога требуется умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры;

— педагог должен уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

— устанавливать игровые отношения с детьми;

— уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ);

-использовать косвенные методы руководства игрой(вопросы, советы, напоминания), которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации;

— уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;

— предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры;

— важный момент по урегулированию взаимоотношений, разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать на себя педагог.

От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.

Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких- либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.

2.Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью старших школьников

Слово воспитатель означает “выявляющий всё лучшее в воспитаннике”. А для того чтобы выявить и развить всё лучшее в воспитаннике, необходимо знать, как построить воспитательный процесс, чтобы ребёнок воспринял нужную информацию, принял ее к сведению. Руководство игрой не должно сводиться чисто к косвенным либо прямым методам. Необходимо создать такие оптимальные условия, которые способствовали бы достижению более эффективного руководства детской игровой деятельностью.

1. В групповом коллективе необходимо создать благоприятный эмоциональный фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе)

2. Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между воспитателем и воспитанниками (только при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).

3. В процессе воспитания необходимо уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам ребёнка (больше внимания акцентировать на положительных моментах в жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).

4. Уважать индивидуальность в каждом ребенке (дать возможность детям проявить самость, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе – не спугнуть попытку ребенка где- то себя проявить, в чем- то себя попробовать).

5. Показывать детям, что вы цените их работу, даже если это просто попытка (из попыток складываются действия).

6. Не критиковать и не гасить энтузиазм детей (критика убивает любое желание, любую попытку; критику убрать из педагогического процесса).

7. Помогать детям справляется с трудностями, чтобы они их не угнетали (накопление затруднений создаёт чувство бессилия, которое занижает самооценку ребенка).

8. Поддерживать детей в их начинаниях (главное – создать уверенность в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи).

Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны педагога, когда они почувствуют к педагогу доверие, когда у них произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного взрослого, одним словом “своего”, только тогда можно говорить об эффективном руководстве со стороны данного воспитателя.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип – непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды»,то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы -заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения».Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее

Нельзя резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Еще А.П. Усова писала, что «в играх детей отражаются их общее развитие и культура».

Чем больше ребенок уступает в развитии другим детям, тем беднее его игровой потенциал. Ребёнок не играет не потому что не хочет, а потому, что беден знаниями и опытом. Потому необходимо обращать большое внимание на такую сторону как обогащение детей знаниями об окружающем мире, новым впечатлениям, формированием практического опыта и развитие их индивидуальных способностей. Для этого необходимо уделять большое внимание занятиям по ознакомлению с окружающим миром, где надо давать в достаточной степени для данного возраста материал о природе; явлениях общественной жизни (труд взрослых – раскрывать сущность различных профессий); семейные отношения. Проводить беседы по закреплению пройденного материала, различные праздники, которые обогащают опыт детей.

3. Руководство игровой деятельностью дошкольников. Методы и подходы в руководстве различными играми

Прежде чем перейти непосредственно к руководству игровой деятельностью дошкольников, остановимся более детально на вопросе, касающемся непосредственно игры.

На протяжении всего существования человеческой истории человек играл. Игра является неотъемлемой частью человеческого существования. По мере усложнения общества и института социальных отношений, изменяются атрибуты игры и ее содержание. В настоящее время игры детей отличаются разнообразием отображения сторон действительности и богатством содержания. В процессе игры «развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д… Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»

Игры можно разделить на три группы:

1) Самостоятельные игры:

Самостоятельные сюжетные игры (их можно назвать творческими):

2) образовательно-воспитательные игры, проводимые по инициативе взрослого:

3)народные игры, проводимые как по инициативе взрослого, так и детей.

Великие педагоги, такие как А.С. Макаренко Н.К. Крупская, А.П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу».

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой. «Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях».

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно — ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радо и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний».Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры – показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции».Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему»Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”.

Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.

Следующая группа игр – образовательно-воспитательная, проводимая по инициативе взрослого.

Наиболее часто используемые в практике – дидактические игры, главная задача которых – обучающая. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка».Дидактические игры содержат в себе два начала – учебное и игровое их можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности – в группе, на участке. Дидактические игры делятся на два вида: игры – занятия и непосредственно дидактические.

В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. В них воспитатель наряду с передачей определённых знаний учит детей играть. «в процессе дидактической игры внимание ребёнка обращается на выполнение игрового действия, а основная задача обучения им не осознаётся (происходит латентное обучение)».

Дидактические игры применяются при обучении математике, родному языку, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.

Непосредственно дидактические игры как игровая деятельность имеют место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.

В дидактических играх решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, воспитания.

«Доказана необходимость прямого управления развитием способностями ребенка». Эту задачу с успехом решает дидактическая игра.

Методы и приемы в дидактических играх как прямые – показ, объяснение, рассказ, обучение одного ребенка другим, так и косвенные воспитатель является равноправным участником, хвалит наиболее отличившихся детей. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого».

По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие. включает новые персонажи. включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр – возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками. Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».

Эти дети не включаются в дидактические игры либо потому, что не владеют нужными знаниями, приемами игры, которым их следует обучить (прямой метод – показ, рассказ), либо в силу своих психо – эмоциональных особенностей – застенчивость, неуверенность в себе. К таким детям необходимо применять особые методы и подходы в

приобщении к обучающим играм, к развитию их активности. Прежде всего, необходимо выявить сильные стороны таких детей и всячески поощрять их инициативу в решении посильных задач. Это позволит им «пережить ситуацию успеха», повысит уверенность в своих возможностях, поднимет их авторитет в глазах сверстников. Здесь уместна похвала, поощрение за инициативу, предоставление им приоритета в выполнении какого – либо задания.

Иногда воспитателями умаляется роль дидактических игр в усвоении знаний. Это можно объяснить незнанием методики проведения их, и, как следствие этого – результат, не достигший поставленной цели.

Сюжетно – дидактические игры содержат как игровой элемент, отражающий трудовую деятельность взрослых, так и математические действия взрослых (желательно усвоенные на занятиях по математике), подчиненные строгим правилам.

Необходимое условие для успешности проведения сюжетно –дидактической игры – непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего в игре игровую роль, так как в ходе игры необходим контроль за правильным выполнением счетно – измерительных действий во избежание закрепления ошибок. Так -же воспитатель может руководить игрой, используя такие методы как «помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п. влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество»

Сюжетно – дидактическая игра отличается от сюжетно – ролевой тем, что в ней присутствует счет и измерение. Дети не всегда пользуются счетом и измерением в своих играх. Поэтому воспитатель должен объяснить целесообразность применения математических знаний в быту. Эта задача решается таким методом, как создание такой игровой ситуации, где возникла бы необходимость в точном измерении и счете, что привело бы к осознанию практической необходимости в математических действиях.

После овладения детьми навыка применения математических действий в сюжетно – дидактической игре, игра, как правило, перерастает в сюжетно – ролевую, где роль воспитателя сводится к косвенному руководству по урегулированию морально – этических норм и правил.

Для того чтобы обучающие игры проходили успешно, необходимо прежде всего оснастить группу соответствующими возрасту дидактическими играми, игрушками и дидактическим материалом. Предоставить к ним свободный доступ.

Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие нравственные качества.

3.1 Ошибки в руководстве детской игрой

Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.

1. Нередко можно наблюдать, как педагог, увлекшись инициативой, начинает навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым «творческую инициативу и самостоятельность ребенка».

2. Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой – то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.

3.Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой – когда для поддержания порядка в группе либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.

4. Еще одним проявлением ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.

Итак, игра является необходимым и важным моментом в жизнедеятельности детей. Она влияет на развитие всех психических и социальных функций ребенка. «Необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка».

В младшем возрасте, когда развитие игровой деятельности детей полностью зависит от взрослого, применяют в основном прямые методы руководства игрой – показ игровых действий воспитателем, участие воспитателя в игре, совместная игра с ребенком, положительная оценка каждого ребенка.

Денис и Давид строят из стульчиков автобус. Яна катает коляску с куклой. К ней подходит Света. Света предпринимает попытку отобрать коляску. Яна не хочет отдавать игрушку.

Чтобы предотвратить конфликт, воспитатель подходит к девочкам.

— Яна, как зовут твою дочку?

— Ты очень ее любишь?

— Света, а где твоя дочка? Хочешь поехать с нею в цирк? Янина девочка очень мала, ей нельзя ехать в цирк, а ты скорее одевай свою дочку понаряднее и садись с нею в автобус.

Света переключила свое внимание на куклу. Воспитатель помогла выбрать наряд для куклы, по ходу одевания задавая вопросы, что и в какой последовательности она одевает кукле, стимулируя тем самым развитие речи.

После манипулирования с куклой Света подошла к мальчикам.

— Отвезите меня в цирк.

Воспитатель похвалила мальчиков за красивую постройку, за желание играть вместе.

В данной ситуации своевременным вмешательством в игру воспитатель предотвратил конфликт между девочками. Вопросы и беседа воспитателя переключили внимание Светы на куклу и обозначили дальнейшую линию поведения. После совместной деятельности с педагогом Света стала играть рядом с мальчиками.

В ясельном возрасте обучение строится на подражании. Большое значение в этом возрасте имеет эмоциональное реагирование детей на какую – либо ситуацию или предмет. Важно создать положительный эмоциональный заряд. Слово педагога имеет очень большое значение для малышей.

Главное в обучении ребенка игре – научить его отображать жизненные ситуации, а для этого необходимо поэтапно обучать детей различным действиям, разъяснять назначение предметов.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встали друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда встал воспитатель – «паровоз». Дети с воспитателем изображают действиями и звуками ход поезда. Гудок паровоза – «у-у-у», «ш-ш-ш» — выпускают пар, поехал быстро – «чу-чу-чу».

Денис и Ира не хотят играть, стоят в стороне. Воспитатель подходит к детям. Он обращает внимание на то, как хорошо играют другие дети. Затем воспитатель наблюдает с ними за игрой, репликами подбадривая играющих детей. У Дениса и Тани появился интерес играть вместе со всеми.

В данной игре воспитатель применил такие методические приемы как показ игровых действий, сопряженные игровые действия с привлечением детей, Отраженные игровые действия.

Своим участием, задором воспитатель вызвал у дошкольников интерес и положительное отношение к игре, побудил детей к речевым и подражательным действиям.

Помимо обучения действием, необходимо воспитывать у детей эмоциональный отклик на игрушку или ситуацию в целом.

Это достигается благодаря показу, образца речевого общения, обыгрыванию игрушек.

У Дианы в руках кукла, она кормит ее, укладывает спать, но не выражает эмоционального отношения как к дочке.

Воспитатель включается в игру, чтобы показать поведение мамы, ее разговор с дочкой – куклой. Берет куклу и говорит:

« У меня тоже доченька. Моя доченька уже выспалась, сейчас я буду ее поднимать, уже пора».

Обращается непосредственно к кукле:

— Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай я тебя за ручки подниму. Как хорошо ты встала и т.д.…

Воспитание коллективизма, дружбы, доброжелательных отношений – одна из главных задач сюжетных игр. В младших играх воспитатель еще направляет действия детей в этом направлении, показывает возможный выбор альтернативы.

2 мл. гр. Ира “дочки матери”.

Оля – дочка, Саша – мама, Антон – папа дружно играют в игру. К детям подошел Максим, стоит рядом и смотрит.

Саша, (обращаясь к максиму)

— А ты с нами не играешь, не стой здесь.

— не уйду, хочу с вами играть.

Воспитатель предлагает детям:

— ребята, давайте вы примете его в игру. Представьте, что к вам в гости приехал друг. Как нужно принимать гостей? (пригласить выпить чаю) и т.д.

Дети согласились, предложили Максиму пройти сесть выпить вкусного чаю.

Воспитатель своим вмешательством в игру направил игровые действия в новое русло, связанное с появлением в игре нового персонажа, создал доброжелательное отношение к сверстнику, обогатил игру новым сюжетом.

Как было сказано в предыдущей главе, первостепенное значение в игре имеет распределение ролей. Иногда из за неумения договорится самостоятельно, кто какую роль себе возьмет, кто с какой игрушкой будет играть, замысел игры так и не воплощается в жизнь. В таком случае взрослый берёт на себя функцию распределения ролей.

Алеша берет большую грузоподъемную машину с клетками. С этой же машиной хотят играть Саша и Павел и начинают из – за нее ссориться. Воспитатель обращает внимание детей на гараж, в котором стоит много разных машин. Она предлагает мальчикам организовать строительство зоопарка. Паше предлагается привезти на самосвале цемент, Саше на грузовой машине строительный материал, Алеше подъемным краном помочь в строительстве, а затем привезти в клетках зверей для зоопарка.

В данном случае воспитатель взяла инициативу по построению сюжета в свои руки. Хотя конфликт был урегулирован, можно было приобщить детей к замыслу игры косвенным методом вопросов.

Старшая группа № 1.

Девочки играют в дочки – матери.

-Я буду твоей доченькой!

— А я буду твоей доченькой!

-Уходи! Мы будем играть сами!

-Мы с тобой не будем играть!

Лиза опустила головку и стоит грустная и обиженная.

В конфликт вмешался воспитатель:

— Послушайте, пожалуйста, девочки, что я вам скажу. Во всех семьях есть дети: у кого-то один ребенок, но это мало и грустно ему, а хорошо, когда двое, трое детей, им тогда веселее и интереснее жить, есть с кем поиграть. И Лиза вам как раз нужна.

Дети приглашают Лизу к себе и рассказывают, как будут играть и что будут делать.

Воспитатель своим рассказом направила мысли детей на изменение сюжета, дала возможность детям самостоятельно составить словесную инструкцию, способствовала налаживанию дружеских отношений в данной группе.

Старшая группа №1. Игра «Магазин» (см. приложение № ).

Игровая деятельность. Блок 4 (см. приложения)

Анализ условий проведения игры (схема 4.1 см. приложение № ).

При анализе условий проведения игры «Магазин» выявилось следующее:

1. Правильное соблюдение режима.

2. Наличие оборудованной игровой площадки.

3. Расположение и хранение игрушек соответствует норме.

4. Некоторые дети использовали игрушки не по назначению.

5. Подбор игрушек и других материалов соответствует тематике игры.

6. В игре использовались знания детей, полученные на занятиях по математике и ознакомления с окружающим.

7. Некоторые дети только после напоминания клали игрушки на места.

Анализ руководства воспитателем играми детей (схема 4.2, см. приложение № ) показал следующее:

В руководстве игрой воспитатель применял прямые и косвенные приемы воздействия.

Следует особо отметить рассказ, совет, показ, помощь.

Воспитатель применял такие приемы, направленные на целеустремленность и активность детей, как похвала, одобрение, в некоторых случаях брала на себя роль покупателя, что давало возможность руководить поведением детей и создавать положительные эмоции.

Что касается поведения и знаний детей в игре (схема 4.3, см. приложение

№ ), то здесь можно отметить следующее:

1. Игра содержит элемент новизны.

2. Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию.

3. В игре присутствует информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации.

4. В процессе игры частично меняется игровая среда.

5. В некоторых случаях дети по — разному воспроизводят действительность.

6. Три человека из группы пожелали заняться дидактическими играми.

7. Дети умеют распределять роли.

8. Воспитатель умело использует проблемные ситуации для выявления знаний детей.

9. Косвенными методами воздействия воспитатель побуждает детей добиваться воображаемого результата.

10. Нравственная сторона в игре отображена доброжелательностью детей друг к другу, вежливостью, честностью, отзывчивость, справедливость.

11. Частично присутствовали такие отрицательные качества, как споры.

12. Дети умеют решать коллективные задачи.

Проанализировав руководство игрой «Магазин» (схема 4.4, см. приложение № ) можно сделать вывод, что воспитатель руководил игрой на высоком уровне.

В своем руководстве игрой воспитатель в основном применял косвенные методы. Перед тем как развернуть сюжетно – ролевую игру, было проведено занятие по ознакомлению с окружающим, на котором обсуждались профессии родителей. Особенно большое внимание педагог уделила профессиям работников магазина: заведующей, продавца, грузчика, шофера. Обратила внимание детей на то, что в магазине работники и покупатели должны быть взаимовежливы. Очень подробно обсуждались с детьми функции каждого работника.

Что касается пункта 2 — воспитатель упустила руководство математическими действиями. В результате в подсчетах оплаты «продавцом» допускались неточности.

Уровень развития игровой деятельности у детей данной группы высокий. Поэтому с задачами, которые поставил педагог перед воспитанниками, были выполнены.

В игре детей были обыграны события, которые полно раскрыли содержание игры, дети вели себя вежливо, тактично по отношению друг к другу. Игра была доиграна до конца.

Игрушки в игре соответствовали своему назначению.

При обсуждении игры, мало уделилено внимания оценке выполнения ролей.

Что касается оснащения игры – необходимо отметить недостаточное количество игрового материала, Что несколько обедняло действия детей.

Игровой материал доступен для использования.

Анализ развития нравственных качеств через игру (схема 4.5, см. приложение № ) показал следующее:

1. Иногда во время игры рождаются новые варианты некоторых событий.

2. Дети умеют применять свои знания на практике (однако допускались неточности в подсчете «продавцом» ).

3. Во время игры у детей наблюдались такие эстетические качества, как доброжелательность, вежливость, честность, отзывчивость, взаимопомощь, справедливость.

4. В игре детьми полно отражаются знания о профессиях взрослых.

5. Для побуждения детей к игре воспитатель использовал следующие приемы:

беседа о профессиях работников магазина;

вопрос о желании детей поиграть в игру «Магазин»;

совместное обсуждение плана игры;

подготовка оборудования к игре.

6. Ролевая игра формирует способности управлять своим поведением

7. Дети частично изменяют предметно – игровую среду.

Анализируя игровую деятельность детей (схема 4.6, см. приложение №), выявилось следующее:

1. Дети умеют ориентироваться в игровой задаче.

3. Умеют отражать реальные факты и события, знания о профессиях работников магазина.

4. Не все дети умеют регулировать свои желания в процессе игры.

5. Не все дети умеют анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, умозаключения.

7. Во время игры некоторые дети творчески находили средства для осуществления поставленных перед собой задач, для преодоления трудностей.

8.Дети показали большую ответственность в выполнении своих ролей.

9. Во время игры дети предлагают новые варианты сюжета.

10. (См. схема 4.5 №3).

11. Используют пространственную среду для развертывания игры.

12. (См. схему 4.5 №6).

13. (См. схему 4.5 №7).

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников(схема 4.7, см. приложение № ) следующая:

1. Воспитатель наблюдал игру, дал анализ игры, учитывая уровень развития игровой деятельности детей.

2. Спроектировал развитие игровой деятельности, осуществил планирование приемов, направленных на ее развитие.

3. Обогатил впечатления детей с целью развития игры.

4. Организовал начало игры, побуждая детей к игре.

5. Игра «Магазин» была спроектирована воспитателем.

6. Воспитатель использовал прямые и косвенные приемы руководства игрой.

7. Имело место включения воспитателя в игру на второстепенной роли.

8. Воспитатель выражала свои чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.

10. Регулировала взаимоотношения детей, назревающие конфликты, споры.

11. В игре были задействованы застенчивые, неуверенные дети.

12. Обсуждение игры прошло не достаточно полно – не было достаточно полно обсуждения ролей. Была дана оценка игры.

Руководство игровой деятельностью дошкольника – сложный и многогранный процесс. От него зависит эффективность решения многих задач, поставленных перед педагогом.

Игра – наиболее доступный вид деятельности, в процессе которого ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет предоставлена на усмотрение самих детей. Воспитатель должен быть в центре этой жизни, входить в интересы играющих, умело их направлять. Для этого воспитателю необходимо знать методы и формы руководства игровой деятельности детей.

Задачи, поставленные в данной работе – показать роль взрослых в развитии игровой деятельности детей, изучить специфику руководства игровой деятельностью, предложить рекомендации по руководству игровой деятельностью, то есть, раскрыть методы и подходы руководства различными играми. Анализ роли взрослого в развитии игровой деятельности показал, что взрослый играет главную роль в возникновении и развитии игровой деятельности детей. Однако, по мере взросления детей, роль взрослого претерпевает изменения. Если в младшем дошкольном возрасте вся ответственность за игровую ситуацию лежит на взрослом, то, по мере взросления, у детей происходит интериоризация опыта игровых действий, накопление знаний об окружающем мире, умение манипулировать с предметами, понимание социальных явлений. Происходит постепенное усвоение правил и общественных норм поведения.

С накоплением социального опыта и базы знаний, происходит становление личности ребенка, его самости и индивидуальности. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра отражает эти личностные изменения, прежде всего в умении играть, строить свою линию поведения. Но в силу своей незрелости, дети еще не могут обойтись без руководства взрослых. Кроме того, для успешного протекания игровой деятельности, для успешного решения задач, которые необходимо решить в процессе той или иной игры, для успешного руководства игрой, необходимо создать определенные условия. Создание таких условий зависит от самого педагога, его личностных качеств, отношения к детям, от его знаний, умений и навыков. Эти условия являются базой для эффективности руководства игровой деятельностью детей.

В старшем возрасте методы и подходы в руководстве играми претерпевают изменения – происходит их усложнение – от активных к пассивным, латентным. Если активность в игровой деятельности младшего ребенка зависит от взрослых, то к старшему возрасту, при наличии у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, инициатива в игре переходит к последнему. Конечно, есть малоактивные, пассивные дети, к которым необходим особый индивидуальный подход.

В третьей главе раскрыты методы и подходы в руководстве различными играми, даны рекомендации по руководству игровой деятельностью детей, освещены некоторые ошибки в руководстве играми.

В целом в работе раскрыта актуальность данной темы, показано значение игр в жизни и обучении детей, в становлении их нравственности, раскрыта огромная роль педагога в становлении личностных качеств ребенка посредством умелого руководства игровой деятельностью.

Итак, руководство игровой деятельностью предполагает, как было показано в теоретической части, прямые и косвенные методы.

В основном, педагоги применяют прямые методы воздействия. Но жизнь показывает, что детям требуется прививать все больше самостоятельности. Поэтому педагогам следует рекомендовать применять больше косвенных методов руководства игровой деятельностью.

1. Анищенко О.А. Развиваем в игре. — Мн. Асар.2000. – с.5

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение,1991. –

3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М. Просвещение, -

4. Бреслав Г.Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М. Педагогика. 1990. – с.75.

5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М. Просвещение, 1987. –

6. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М. 1990. – с.76.

7. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. Просвещение.

Еще работы по педагогике