Руководства, Инструкции, Бланки

задачи по осуществлению руководства финансовой и хозяйственной деятельности img-1

задачи по осуществлению руководства финансовой и хозяйственной деятельности

Рейтинг: 4.6/5.0 (1833 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Задачи по осуществлению руководства финансовой и хозяйственной деятельности

1. Организация учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Осуществление контроля сохранности собственности, правильного расходования денежных средств и материальных ценностей, соблюдения режима экономии и хозяйственного расчета.

3. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

4. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразности, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

5. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

6. Главными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и другими заинтересованными организациями и лицами.

Открыть полный текст документа

Другие статьи

Понятие и виды финансового контроля

Понятие и виды финансового контроля

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе собирания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Вознесенский

Обращая внимание на взаимообусловленность финансового контроля и финансовой деятельности, он правильно указывает на расширение внешних границ контрольной активности органов финансового контроля. Вывод о распространении финансового контроля не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, представляется правильным, соответствующим реальной действительности. Для подтверждения этого вывода достаточно сослаться на акты ревизии, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Однако признание данного положения вряд ли дает основания для переименования финансового контроля в финансово-хозяйственный

Финансовый контроль - это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.

Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления каких-либо финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:
  1. бюджетный контроль - проводимый такими органами, как Федеральное Собрание РФ, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство Министерства финансов РФ, правоохранительные органы;
  2. налоговый контроль - осуществляемый налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными и иными правоохранительными органами;
  3. банковский контроль - проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;
  4. валютный контроль - осуществляемый Правительством РФ, ЦБ РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Министерством РФ по налогам и сборам, иными органами и агентами валютного контроля;
  5. надзор за страховой деятельностью - осуществляемый Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ, правоохранительными органами;
  6. таможенный контроль - проводимый государственным таможенным комитетом.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды. Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) Президента;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ё) аудиторский.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля Контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который проводится в системе общественных или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний контроль. Суммируя вышеизложенное, можно предложить следующую схему видов финансового контроля в зависимости от субъектов, его осуществляющих:

Охарактеризуем подробнее названные выше виды финансового контроля. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная Палата Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Департамент Государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Счетная палата была создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ». Она образуется Федеральным Собранием РФ и подотчетна ему. Основными задачами Счетной палаты являются:

  • определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;
  • осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном Банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и т. д.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельности, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ создан Департамент государственного финансового контроля и аудита, осуществляющий в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

В связи с передачей Министерству финансов Российской Федерации функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства финансов Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты.

Министерство финансов Российской Федерации, осуществляя государственный финансовый контроль, имеет право:

  • получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным и целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета;
  • ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий, учреждений и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также в случае непредставления отчетов по установленной форме об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или государственных (федеральных) внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением на них штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ;
  • осуществлять документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ;
  • проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, а также осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» была создана при Министерстве финансов РСФСР единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. Указом Президента РФ от 1 декабря 1991 г. № 3402 утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В соответствии с Указом Президента от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации но налогам и сборам, входящее в систему федеральных органов исполнительной власти и подчиняющееся Президенту РФ и Правительству страны. Главной задачей данного Министерства является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Министерство РФ по налогам и сборам, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

  • проводит непосредственно и организует работу налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу налоговых органов по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции;
  • передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  • предъявляет в суд и в арбитражный суд соответствующие иски, в частности иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам (речь идет о сделках, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности, ст. 169 ГК РФ);
  • приостановливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях в случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Территориальные подразделения Министерства в субъектах Российской Федерации и городах с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для самого Министерства и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.

Органы Министерства внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

Налоговая инспекция имеет право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам определенные Налоговым кодексом РФ финансовые санкции.

Проверки предприятий, учреждений и организаций должностными лицами налоговых органов оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет, факты невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекции, а также даются указания об устранении выявленных нарушении и о внесении причитающихся сумм в бюджет. Акт подписывается должностными лицами налоговых органов, другими участниками проверок и руководителями и главными (старшими) бухгалтерами проверяемых предприятии, учреждений, организаций. В случае несогласия с фактами, указанными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры обязаны подписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.

Новыми органами исполнительной власти, осуществляющими государственный финансовый контроль, являются также федеральные органы налоговой полиции. В марте 1992 г. при Государственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговых расследований. Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995 г.) организованы федеральные органы налоговой полиции (правопреемники ГУНР)*, которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ.

Федеральные органы налоговой полиции - централизованная система органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

В систему федеральных органов налоговой полиции России входят:

  • Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;
  • органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы;
  • органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.

В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.

Федеральную службу налоговой полиции РФ возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ. Он осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами.

В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», а также Положением о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. основными задачами Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  • обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых органов, защита их должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
  • государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и их близких;
  • предупреждение, выявление, пресечение коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции.

Для выполнения поставленных перед Федеральной службой налоговой полиции РФ задач на нее возлагаются обязанности и предоставляются соответствующие права:

  • проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие мер по возмещению нанесенного государству ущерба;
  • пользование при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
  • в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции право выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;
  • наложение административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджета;
  • осуществление дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции, проведение судебно-экономических и связанных с исследованием документов криминалистических экспертиз и т. д.;
  • осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно;
  • право выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет и иные полномочия.

Для осуществления государственного финансового контроля за отдельными специфическими сферами деятельности созданы дополнительные органы контроля.

Так, государственный финансовый контроль в области кредитования, проведения расчетов, организации и регулирования денежного обращения, валютных операций осуществляет Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).

Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 11772 функции ранее существовавшей Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью переданы Министерству финансов России.

Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Большое значение для развития местного самоуправления имел Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при: исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых вопросах местного самоуправления в Российской Федерации» при осуществлении представительными органами местного самоуправления контроля за исполнением местных бюджетов им предоставлялось право привлекать для этой цели аудиторов. Существенным нововведением вышеназванного Федерального закона являлись нормы, согласно которым представительный орган местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов в муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

Муниципальная налоговая служба координирует свою контрольную деятельность за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации с территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам и обязана предоставлять им всю необходимую информацию. В настоящее время вопросы осуществления муниципального финансового контроля регламентируются Бюджетным кодексом РФ.

Внутренний финансовый контроль в министерствах, комитетах, других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. В МВД Российской Федерации, например, финансовый контроль осуществляется руководителями МВД России, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной работой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД.

Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг

Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54 создана комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, основная задача которой состоит в организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Указанная комиссия в соответствии с Положением о ней выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования аудиторской деятельности; организует ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений; организует публикации в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным Банком РФ - для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ - для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Министерство финансов РФ.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя с санкции прокурора, суда, арбитражного суда при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению; порядком проведения аудиторской проверки, в частности, предусмотрены обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться; со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы); порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

По окончании проведения аудиторской проверки составляется заключение, состоящие из вводной, описательной и итоговой частей. В случаях, предусмотренных законодательством, третья, заключительная часть данного заключения подлежит опубликованию.

Рассмотрим условия допуска к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти лет в качестве специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. Высокие требования, предъявляемые к квалификации лиц, желающих получить право на проведение аудиторских проверок, направлены на повышение уровня независимого финансового контроля. Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

  • понесенные убытки в полном объеме;
  • расходы на проведение перепроверки;
  • штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Оперативная финансовая работа на предприятии - А

/ Оперативная финансовая работа на предприятии - А.В. Мороз ОПЕРАТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ РАБОТА

всех форм обучения

Новосибирск – 2001 Кафедра «Финансы»

Оперативная финансовая работа на предприятии:

Учебно-методическое пособие/ Сост. к.э.н. профессор А.В. Мороз.- Новосибирск: СибУПК, 2001.- ___ с.

Рецензент: к.э.н. доцент М.В. Нитяго

Методические указания и задания контрольных работ рассмотрены и утверждены к изданию на заседании кафедры "Финансы", протокол № ___ от "_21_" __ноября_____________ 2001г.

Курс "Оперативная финансовая работа на предприятии" является базовым специальным, характеризующим важную часть будущей работы выпускника вуза по специальности "Финансы и кредит".

Цель и задачи курса - опираясь на комплекс экономических законов развития рыночных отношений, изучить: содержание, задачи, предпосылки, направления и процедуры оперативной финансовой работы на предприятиях, организацию работы финансовой службы, оперативную финансовую работу в отношениях с банками, поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, методы финансовых расчетов, финансовые риски, расчет и контроль денежных истоков и доходов, развитие внутрихозяйственных финансовых отношений, оперативное использование стимулов экономического развития предприятия, бюджетно-методическую базу внутрихозяйственных финансовых отношений.

Особое внимание следует обратить на вопросы финансовых отношений с банками, поставщиками, покупателями, на методы финансовых расчетов, на оперативную работу с ценными бумагами, расчет и оперативный контроль денежных потоков и доходов, на оперативную работу по осуществлению внутрихозяйственных отношений.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

содержание и задачи оперативной финансовой работы на предприятиях;

предпосылки и направления оперативной финансовой работы в хозяйственных структурах;

процедуры оперативной финансовой работы на предприятиях;

организацию работы финансовой службы в средних и крупных хозяйственных организациях;

содержание оперативной финансовой работы с коммерческими банками, поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами;

методы финансовых расчетов, применяемых в оперативной финансовой работе;

содержание и порядок проведения операций с долевыми ценными бумагами, долговыми финансовыми активами, по вексельному обращению, по осуществлению финансовых инвестиций;

сущность, виды и порядок нейтрализации финансовых рисков;

сущность и содержание денежных потоков, методы их расчета;

взаимосвязь оборотных активов с движением денежных потоков и прибылью;

построение моделей внутрихозяйственных финансовых отношений;

содержание работы финансово-расчетного центра в крупных хозяйственных организациях;

методы расчета и использования бюджетов головного офиса и хозяйственных подразделений;

порядок стимулирования экономического развития подразделений и всего предприятия.

В результате освоения курса "Оперативная финансовая работа на предприятиях" студент должен уметь:

определять, рассчитывать финансовые потоки и воздействовать на них;

определять функции финансовых работников, группировать их в процедуры, формулировать решения;

владеть методами финансовых расчетов по применению простых и сложных процентов, простых и сложных дисконтов, учету векселей, акций, амортизационных отчислений, валютных операций, облигаций, финансовых рент, оценке аннуитета, учету инфляции в финансовых расчетах, анализу доступности ресурсов к потреблению в условиях рынка;

осуществлять финансовые отношения с другими предприятиями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг;

проводить финансовые отношения с банками по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, с другими финансовыми органами;

осуществлять финансовые отношения с филиалами, дочерними предприятиями, внутрихозяйственными подразделениями, с налоговыми органами, с акционерами, вкладчиками, пайщиками;

строить отношения с персоналом предприятия по стимулированию экономического развития как подразделений, так и всего предприятия.

Конкретные методические указания даны по каждой теме в отдельности. Причем, по первым пяти темам даны более подробные методические указания, позволяющие понять суть изучаемого предмета.

Учебно-методическое пособие рекомендуется для студентов специальности "Финансы и кредит" всех форм обучения. Студенты очной формы обучения выполняют все задания в сроки, указанные преподавателем; студенты-заочники отвечают на 2 теоретические вопроса и решают три задания по своему варианту и представляют работу за 1 месяц до экзаменационной сессии.

Работа выполняется в отдельной тетради, оформляется по всем правилам, выделяются поля для замечаний преподавателя-рецензента; сокращения слов допускаются лишь общепринятые. В конце работа подписывается с указанием даты завершения. В порядке приложения приводится список использованной литературы (3-5 источников) и необходимые финансовые документы.

Выбор варианта определяется по таблице, исходя из начальной буквы фамилии.

Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

ОПЕРАТИВНОЙ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ

Основное содержание и цель финансовой работы на предприятии. Роль и место оперативной финансовой работы в финансовом управлении. Значение и общие оперативные задачи финансовых служб. Структура финансовых отношений предприятия. Финансовые потоки предприятия. Средство платежа и средство реализации обязательства.

Руководство финансовой работой. Особенности оперативного управления финансами на предприятии. Понятие о финансовом управлении, его объекты и субъекты. Цикл управления.

Особенности оперативного финансового управления. Первоочередные задачи оперативной финансовой работы в современных условиях. Создание условий для рациональной организации оперативной финансовой работы.

Основные вопросы

Основное содержание и цель финансовой работы на предприятии.

Руководство финансовой работой и особенности оперативного управления финансами на предприятии.

Функции финансовой администрации в области финансовой работы.

Оперативные задачи финансовых служб.

Понятие о финансовой работе.

Финансовой работе на предприятии в условиях рыночных отношений должно уделяться большое внимание как главному звену деятельности, посредством которой можно поднять эффективность всей экономики. Поэтому финансовая работа призвана способствовать решению главных стратегических задач: обеспечению хозяйственной деятельности предприятия необходимыми денежными средствами, его ликвидности и платежеспособности; получению достаточной прибыли и необходимой рентабельности его деятельности, распределению полученных доходов и удовлетворению материальных и социальных потребностей работников предприятия и его собственников (пайщиков, акционеров).

В состав финансовой работы включают: финансовое планирование и бюджетирование; финансовый анализ; управление финансовыми отношениями предприятия; управление денежными фондами; управление денежными потоками: управление долгосрочными и краткосрочными активами; управление процессом реализации продукции, работ, услуг; анализ и организацию взаимосвязи "затраты - выручка - прибыль", управление ценами, управление стимулированием экономического развития; ведение бухгалтерского учета; организацию отношений с бюджетами, обеспечение своевременности расчетов с ними; организацию отношений с банками, выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов и кредитной политики; внедрение системы внутренних финансовых отношений; организацию финансовых отношений с поставщиками; определение и реализацию политики долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и др.

К оперативной финансовой работе относится текущая, повседневная работа с органами власти и хозяйственного управления, с банком, бюджетом, фондами, а также в области платежно-расчетных отношений с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами, страховыми организациями, с финансовым рынком, с собственниками и работниками, в сфере проведения совместно с другими службами экономической и контрольно-аналитической финансовой работы и т.п.

Руководство финансовой работой осуществляет финансовая администрация предприятия. В зависимости от численности и структуры административно-управленческого персонала предприятия финансовая администрация может быть в различных составах (директор и главный бухгалтер; генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер и начальник финансового отдела и др.) В состав подразделений предприятия, выполняющих финансовую работу входят: бухгалтерия, финансовый отдел, плановый отдел и др. Поскольку финансовые отношения всегда представляют собой составную часть его производственных отношений, то финансовые службы выполняют свою работу в тесном контакте со всеми подразделениями предприятия.

На примере своего предприятия следует изучить содержание финансовой работы, взаимосвязи финансовых служб с другими подразделениями, структуру финансовых отношений.

Функциями финансовой администрации в области финансовой работы являются:

сбор и систематизация финансовой информации;

анализ собранной информации для оценки состояния финансовых потоков на определенный момент и за определенный промежуток времени, а также для подготовки прогноза изменения величины и направления движения финансовых потоков;

принятие управленческих решений (утвержденного финансового плана, утвержденной учетной политики предприятия, решения о привлечении средств, утвержденного положения о стимулировании экономического развития и т.д.);

доведение управленческих решений до исполнителей (финансово-экономических подразделений предприятия - бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела и др.) и реализация управленческих решений;

контроль за выполнением управленческих решений, проверка организации финансовой работы, выполнением финансовых планов.

Финансовая администрация осуществляет оперативное регулирование, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов, проводит координацию работы всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов, организует стимулирование - побуждение работников финансовой службы и всего коллектива в результате своего труда. Стимулирование - сильнейший финансовый метод, способствующий повышению эффективности деятельности предприятия. Посредством стимулирования осуществляется распределение материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда

Следует на своем предприятии изучить функции администрации по финансовой работе и особенно по проведению стимулирования экономического развития предприятия.

Оперативные задачи финансовых служб.

Финансовая служба является ведущей в управлении финансами, в проведении оперативной финансовой работы. Первая и главная её задача состоит в том, чтобы добиваться повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, прежде всего, повышения рентабельности хозяйственной деятельности и доходности финансовых операций, что лежит в основе финансовой устойчивости, которая базируется на платежеспособности и ликвидности баланса. Предприятие считается ликвидным, если текущие активы в 1,5-2 раза превышают текущие обязательства, принимаются меры по расширению ниш рынка, увеличению выручки, ускорению оборачиваемости активов, повышению уровня рентабельности и достижению оптимальной структуры бухгалтерского баланса. Следует добиваться пятикратной оборачиваемости активов в год и двукратной оборачиваемости оборотных средств в месяц. Причем, удельный вес оборотных средств должен достигать не менее 30 процентов активов.

К числу общих оперативных задач современного аппарата финансовой дирекции следует также отнести:

активное участие в формировании и проведении учетной политики, общее руководство бухгалтерским учетом;

изыскание путей снижения денежных затрат, налогов, увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности;

поиск более дешевых товаров, материалов и принятие мер по расширению рынка сбыта;

обеспечение финансовыми ресурсами бизнеса в размерах, необходимых для поддержания и развития деловой активности;

организацию расчетов и выполнение всех текущих финансовых обязательств;

внутренний аудит и текущий контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности и приумножения собственных оборотных средств.

Важным средством для выполнения многих из этих общих задач является оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовый аппарат выполняет все оперативные финансовые операции, связанные с финансированием, кредитованием и осуществлением основной деятельности, капитального строительства и капитального ремонта, оперативным финансовым прогнозированием и планированием, участвует в выполнении операций на финансовом рынке. Он также выполняет всю оперативную работу по расчетам с поставщиками, покупателями, с финансовыми, налоговыми и другими органами, осуществляет контроль за исполнением финансового плана и оперативный анализ хода его выполнения.

В условиях кризисной экономики возникли новые оперативные задачи финансовых служб, основными из которых следует считать:

нормализацию текущей финансовой ситуации дня или недели;

устранение или нейтрализацию причин замедления денежного оборота;

достижение эффективности нескольких наиболее важных текущих финансовых операций;

обеспечение ритмичности производства и сделок купли-продажи;

принятие оперативных мер по расширению производства высокорентабельных изделий, пользующихся высоким спросом покупателей, и сокращению выпуска малорентабельных и убыточных;

постоянный поиск новых дешевых видов сырьевых и энергетических ресурсов;

принятие оперативных мер по расширению рынка реализации своей продукции;

проведение оперативного учета, контроля и стимулирования результатов деятельности своих подразделений;

создание необходимой и дополнение имеющейся инфраструктуры для проведения эффективных финансово-экономических операций.

Нормализация текущей финансовой ситуации связана с преодолением возникших трудностей, ликвидацией временных финансовых прорывов, обеспечением необходимых расчетов, т.е. с фактической нейтрализацией факторов, обусловивших ухудшение финансовой ситуации.

Следует установить, какие оперативные задачи и в какой мере выполняют финансовые службы на вашем или другом обследуемом предприятии.

Главным средством увеличения прибыли, прироста капитала, повышения рентабельности и ликвидности является ускорение оборачиваемости активов. Поэтому важнейшей оперативной задачей является устранение или нейтрализация причин замедления денежного оборота.

Достижение высокой эффективности финансовых операций, имеющих определяющее значение для предприятия, подразумевает обеспечение их повышенной доходности. Для этого следует постоянно соблюдать основополагающий принцип организации и проведения оперативной финансовой работы - "быть постоянно в рынке", т.е. постоянно действовать в соответствии с требованиями рыночных законов.

Обеспечение ритмичности производства и сделок купли-продажи является одной из важнейших задач оперативной финансовой службы, которая обязана обеспечить своего рода заданный темп сделок, нацеливая оперативную финансовую работу на выполнение комплекса действий деловой активности, соблюдая правило: "есть операции и сделки с требуемой оплатой - все идет нормально".

Выполнение поставленных перед оперативными финансовыми службами задач невозможно без создания необходимой инфраструктуры, т.е. среды, условий для операционной активности, совершенствования её в соответствии с требованиями практической реализации новых или найденных предприятием направлений и механизмов зарабатывания денег.

Ситуации, задачи, тесты к вопросам

Основное содержание и цель

финансовой работы на предприятиях

В ОАО "Синтетика" не разработано положение о финансовой политике, в уставе не указаны направления и цель финансовой работы, не разработано положение о финансовой службе, сотрудникам не понятно, что они должны делать конкретно по финансовой работе. К чему может привести такая ситуация в финансовых делах?

При обследовании денежных счетов финансовым менеджером обнаружено, что остатки денег достигли шестимесячного объема продаж, оборачиваемость активов замедлилась до 1,3 оборота в год. Что это означает и какие меры следует предпринять?

Организация рассчитывается со многими поставщиками безналичным порядком методом последующих платежей в сроки, установленные договором и графиком. Кто должен контролировать соблюдение сроков платежей, оформлять и осуществлять перечисление денег поставщикам?

Производственный кооператив "Мебельщик", состоящий из четырех человек, просит Совет Искитимского райпо принять его на баланс райпо в виде отдельного мебельного цеха с целью реализации мебели, пользующейся большим спросом сельского населения, через магазины райпо. Выгодна ли экономически такая операция и соответствует ли она требованиям действующего законодательства?

Шадринское потребительское общество рассчитывается с поставщиками на 70% в порядке предоплаты. При этом оборачиваемость краткосрочных активов составляет 42 дня, а всех активов 1,3 оборота в год. Какие финансовые затруднения испытывает данное потребительское общество? Что и кому надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Тюкалинское райпо увеличило запасы и расширило ассортимент непродовольственных товаров, предоставив весь ассортимент товаров в натуре покупателям и укрупнив партии покупаемых товаров. В результате таких мер физический объем реализации товаров возрос за отчетный год на 21% и составил 32 млн. руб. Однако, оборачиваемость товаров замедлилась с 20 до 31 дня, дебиторская задолженность возросла на 8 дней. В результате убыток торговой деятельности составил в отчетном году 242 тыс. руб. Что следует предпринять для нормализации финансового положения Тюкалинского райпо?

Тавдинское райпо выделило рентабельные промкомбинат и хлебокомбинат на самостоятельные балансы. Убыточная торговля и малорентабельный общепит находятся на балансе райпо. Плодоовощеперерабатывающие и заготовительные пункты приостановили свою деятельность. хотя налоги на землю и на имущество по этим предприятиям райпо платит. Магазины райпо также прекратили заготовительную деятельность, хотя сырьевыми природными ресурсами и сельскохозяйственными продуктами, пользующимися спросом, район богат. Аналогичные товары райпо привозит из других регионов и продает по повышенным ценам, что снижает конкурентоспособность райпо и замедляет оборачиваемость оборотных средств на 12-15 дней. В районе очень высокий уровень безработицы. Много продукции сельских подсобных хозяйств скупается по низким ценам заезжими коммерсантами. Что следует предпринять в Тавдинском райпо для развития всех требуемых видов деятельности, повышения рентабельности, конкурентоспособности и социально-экономической эффективности?

Почему в условиях рыночных отношений надо уделять большое внимание финансовой работе на предприятиях?

Решению каких главных задач призвана способствовать финансовая работа?

Что из перечисленного входит в состав финансовой работы:

разработка плановых показателей по объему деятельности;

управление долгосрочными активами.

Руководство финансовой работой и особенности

оперативного управления финансами на предприятиях

На российских предприятиях проведение всей финансовой работы обычно возложено на бухгалтерию. Специальный финансовый отдел со штатом специалистов - финансовых менеджеров, на большинстве предприятий отсутствует. Однако бухгалтерия перегружена работой по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности, проведению расчетных операций. Всю финансовую работу бухгалтерия не в состоянии выполнить. К чему, по вашему мнению, это приводит и какой главный центр финансовой работы должен быть на предприятиях, работающих в рыночных условиях?

Многие руководители предприятий считают, что обособленной финансовой работы не существует. Денежно-расчетные операции выполняет бухгалтерия предприятия. Поэтому специального финансового аппарата, по их мнению, на российских предприятиях не требуется. Каково ваше мнение по этому вопросу?

На российских предприятиях обычно признают управляемую подсистему финансовой работы. Управляющей подсистемы в виде финансовой дирекции на большинстве предприятий нет, хотя рыночные отношения привели к резкому увеличению финансовой работы как по структуре, так и по объему, перевели финансовую работу в разряд определяющих по выводу предприятий из кризисного состояния и повышению их экономической эффективности. К чему, по вашему мнению, это приводит и какой главный центр финансового управления должен быть на предприятиях, работающих в рыночных условиях?

Акционерное общество "Вега" выпускает 112 видов продукции, отпускает продукцию 284 предприятиям, заключило договоры с 164 поставщиками. однако оборот по реализации продукции за отчетный год сократился на 15% и составил только 135 млн. руб. Оборачиваемость оборотных активов замедлилась на 12 дней. Многие поставщики намереваются расторгнуть договоры купли-продажи из-за несвоевременной оплаты и просрочки платежей. Многие покупатели не оплачивают своевременно продукцию, хотя всего 24% платежей производится покупателями наличными деньгами. Отдельные ассортиментные позиции готовой продукции утратили свою актуальность и не вполне соответствуют спросу. Однако финансовая дирекция не укомплектована, финансового отдела нет, штаты бухгалтерии значительно сокращены, нет отдела маркетинга. Не проводилось повышения квалификации кадров более пяти лет. Все работники управления полагают, что действуют правильно. Что следует предпринять в данной организации в части налаживания управления финансовой работой и самой финансовой работы?

В Омском райпо имеется 36 действующих магазинов, четыре предприятия общественного питания, один действующий склад, пищекомбинат, выделенный на самостоятельный баланс, три заготовительно-перерабатывающих пункта, автохозяйство, имеющее 12 грузовых автомобилей, пять предприятий, выделенных на коммерческий расчет. 11 магазинов и два склада сдано в аренду. Быстро наращивает объем производства пищекомбинат, приносящий райпо значительную прибыль (340 тыс. руб. в год). Однако динамика объема розничной продажи товаров с учетом уровня инфляции отрицательна. Оборачиваемость активов замедляется. Высокими темпами растут товарные запасы и дебиторская задолженность. Имеется значительная просроченная задолженность поставщикам и бюджетам. Всю финансовую работу ведет главный бухгалтер. Однако ввиду его занятости бухгалтерским учетом, составлением бухгалтерской отчетности не ведутся такие виды финансовой работы как финансовое планирование, полный финансовый анализ, бюджетирование, оперативный финансовый контроль денежных потоков, расчетных отношений, использования финансовых ресурсов. Никто не занимается маркетингом, хотя в райпо имеется три товароведа, два экономиста и пять бухгалтеров. Какие меры следует предпринять для развертывания финансовой работы и организации управления финансовой работой в обследуемом райпо?