Руководства, Инструкции, Бланки

образец журнала работы психолога img-1

образец журнала работы психолога

Рейтинг: 4.8/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Искусство педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Помочь воспитателям и призваны психологи. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.

Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе.

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.

Психологическое консультирование детей — это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.

Задача детского психолога — создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.

Цель консультирования — решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи.В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.

· индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);

· психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)

В каких направлениях работает детский психолог:

- Детское индивидуальное психологическое консультирование;

- Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;

- Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;

- Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;

- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.

С какими проблемами работает детский психолог:

- это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.

- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

- Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;

- Проблемы общения со сверстниками;

- Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;

- Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;

- Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);

- Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психологическая профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

• Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Примерный перечень тем для психологического просвещения

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.

1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Федеральные:
*Конституция РФ;
*Закон РФ «Об образовании»;
*Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
*Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
*Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
*Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
*Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;
*Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
*Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
*Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
*Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
*Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908

*»Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
*Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
*Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
*Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.
*Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
*Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
*Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
*Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную»;
*Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва);
*Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

Региональные:
*Закон «О защите прав ребенка в Вашем регионе» (районе, области, крае);
*Положение о службе практической психологи образования в Вашем регионе» (районе, области, крае);
*Положение о Центре службы практической психологии образования в Вашем регионе» (районе, области, крае);
*Статус практического психолога образования в Вашем регионе» (районе, области, крае);
*Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
*Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.

Документация регламентирующая деятельность педагога-психолога

В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, вводятся следующие формы документации.

I. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения - являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации и содержат:

  • количественные данные о проведенной в течение года работе
  • основные проблемы, по которым обращались к психологу или в соответствующее подразделение психологической службы
  • научно-методические средства, применявшиеся в работе
  • качественную характеристику проведенной работы.

1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

2. Журнал учета проведенной работы.

4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

4. Используемые в работе программы и методыпсихопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя:

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год.

Пишется в свободной форме, включает:

• количественные данные о проведенной в течение года работе

• качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы

• обеспеченность их решения научными, методическимисредствами

• основные проблемы и трудности в работе

• перспективные направления работы.

II. Рабочие материалы педагога-психолога. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогом, родителями и др. Основной формой этой документации являетсяпсихологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога — в зависимости от проблемы).

Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы.

Карта шифруется, шифр известен только психологу.

1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:

2. Данные о рекомендациях, даваемых детям, учителям и родителям.

3. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой, классом.

4. Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.

Для представления ребёнка-дошкольника на ПМПК

ПОЛЕЗНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ

http://azps.ru/ на сайте представлены тесты, методики и их описание, статьи по психологии, касающиеся различных проблем.

http://psihe.ru/news.php сайт психологии, где Вы можете получить самую актуальную и информацию о развитии человека, психологии личности, влияния социума на человека и другие не менее интересные сведения.

http://psychology.net.ru/top/?cat_id=1&g=4 сайт, который будут полезен не только педагогам-психологам, педагогам ДОУ, но и родителям. Актуальная информация из мира психологии, статьи, форум, а также раздел психологическое консультирование.
http://www.gestalt.kz/ На сайте размещены статьи и книги, описание программ и тренингов, которые могут быть вам полезны. В разделе форума «Консультации» можно получить профессиональную психологическую помощь.

http://upsihologa.com.ua/ Здесь можно просто пообщаться, а так же найти материалы по психологии, анонсы тренингов, психологических конференций, фестивалей. Можно легко найти психолога в своём регионе, или же записаться на платную онлайн-консультацию.
http://psyfactor.org/partners.htm информационный ресурсный центр по научной и практической психологии.

http://flogiston.ru/reviews/sites проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня: информация о психологах и психотерапевтах России и стран СНГ, новости об актуальных событиях в мире психологии, авторские публикации по психологии и психотерапии, обзоры новых психологических книг, анонсы интересных психологических сайтов.

http://vch.narod.ru/ Материал сайта может быть использован для подготовки к практическим занятиям по различным направлениям в психологии, поможет в написании курсовых, дипломных, квалификационных и диссертационных работ.
Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для студента ресурсы по психологии.

http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1272000 На сайте представлены развивающие и коррекционные методики, игря для детей. Будет полезен широкому кругу читателей.

http://www.psychologos.ru/Психологос энциклопедия практической психологии, которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь вы найдете внятные определения основных психологических понятий и видео-иллюстрации к ним, современные взгляды специалистов и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

МЕНЮ

Другие статьи

Журнал регистрации и учета различных видов работ педагога – психолога

Технология ведения журнала. 1. Регистрируется дата заполнения, то есть тот день, когда психолог проводит какие-либо виды работ.
2. Под последовательными номерами в графе 2 регистрируются фамилии, имена детей, с которыми в этот день работал психолог, их класс/ группа, а также фамилия, имя ребенка, по поводу которого проводился Консилиум, консультация и т.п.
3. В графе, соответствующей тому виду работ, который проводит психолог с данным ребенком, отмечается любым способом (например, зна­ком «+») факт проведения обследования, коррекционной работы, консультации и т.п.
4. В ситуации групповой коррекционной работы (графа 7) под последовательными номерами перечисляются все дети, участвующие в корр. работе. В ситуации работы с целым классом/группой регистрируется только наименование класса/группы.
5. В графе 10. Общешкольные мероприятия кратко отмечается характер мероприятия (педсовет, родит, собрание, семинар и т.п.).
6. В графе 11. Посещение уроков отмечается предмет, на котором присутствовал психолог, а в графе 2 — отмечается № класса (группы).
7. В графе 12 отмечаются другие, не перечисленные в журнале проведенные виды работ психолога, а также факт написания заключения, резюме по коррекционной работе, заключения для родителей, протокола консилиума и т.п.
8. В конце отчетного периода (неделя, месяц, полугодие) подсчитывается суммарное количество каждого вида работ в соответствующих графах.

Главное меню Это интересно Рекомендации

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Copyright © 2009 - 2016 Ваш психолог. Работа психолога в школе.


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.

Кабинет детского психолога - Детский психолог Екатерина Белова: Рабочий журнал педагога - психолога: грамотное заполнение, коды, модификация для дошко

Вопросы о заполнении рабочего журнала не прекращаются. ) Это действительно очень актуально, если рассматривать деятельность педагога - психолога. Ведь, наряду с проведением непосредственной развивающей работы, есть вот эта составляющая, связанная с бумагами.

Открывая журнал теперь, сегодня, я нахожу данную деятельность совсем несложной. Однако было время, когда я мучилась от додумок и изобретала. ) И знаю, что непонимание и растерянность преследует и на сегодняшний день многих.

Какое - то время я потратила на то, чтобы создать электронный, адаптированный для дошкольных педагогов - психологов, вариант журнала, хотя это громко сказано. Я заполнила для примера некоторые страницы, которыми хочу поделиться с Вами, а также своими дополнениями - разъяснениями, которыми я руководствуюсь при ведении рабочего журнала педагога - психолога. Для тех педагогов - психологов, кому это покажется интересным и необходимым в работе, я дам ссылку на адаптированный вариант журнала.

1. О заполнении раздела "Расписание работы"

В моём варианте данная страница немного видоизменена: сокращено количество строк, выделенных на субботу и воскресенье. Школы часто работают 6 дней в неделю, в детском саду это редкость. Совсем отказываться я не стала от этих дней, так как нередко, например, повышение квалификации приходится как раз на эти дни. Уменьшение количества строк выходных дней позволило добавить дополнительно по строчке в другие дни недели. Ещё я дополнила в соответствии со спецификой ведения документации в детском саду количество недель. В "классическом" варианте журнала их всего 4 - столько четвертей в учебном году в школе. Для детского сада этот раздел совсем не подходит. В моём варианте этих недель до середины июля. Я уже отмечала, что график на неделю отнимает время. Как по мне, то циклограмма деятельности на месяц лучше. Однако со временем, когда освоила кодирование и на записи стало уходить гораздо меньше времени, я уловила в этом еженедельнике важную организаторскую пользу. В циклограмме мне удаётся охватывать зрительно то, какие циклы занятий заканчиваются, какие начинаются, а в еженедельном планировании - графике виден отдельный день, куда вкрапливаются незапланированные консультации, дни выездных семинаров и т.п. - всё то, что предугадать сразу невозможно или сложно определиться с датой. Так что польза есть. )

При конвертации текста программой внешний вид страницы изменился. Поэтому добавлю ещё изображение. Так, как это выглядит в реальности.

Как видно, записи короткие, но они для меня весьма информативны. Чтобы делать короткие, но ёмкие записи, необходимо освоить на практике кодировку. В сети Вы сможете найти ряд вариантов. Однако смысл заключается в том, что код Вы можете придумать сами. Кодировать можно все аспекты психолого - педагогической практики. Здесь я привела даже более подробный вариант, чем это может быть в реальности. Так, кодировать можно аббревиатурой и индивидуальную работу и групповую. Например: Ик-р (индивидуальная коррекционно - развивающая работа). Таким образом, запись " инд. кор. - разв. работа (19/11♀кпп) " может выглядеть так: " Ик-р (19/11♀кпп) ".

Давайте прочитаем запись: " индивидуальная коррекционно - развивающая работа с Наташей Романовой, которой оказывается комплексная психолого - педагогическая поддержка " (безусловно, имя произвольное). Чтобы не путаться в кодах, необходимо завести отдельную тетрадь или файл на компьютере. У меня, например, 10 групп. Берём списочный состав, каждому ребёнку соответствует свой номер по списку. Таким образом, каждого ребёнка можно закодировать следующим образом: номер по списку/ номер группы, символ, обозначающий пол. Для тех детей, которым оказывается психолого - педагогическая поддержка, я дополняю записью - кодом того направления работы, по которому осуществляется психолого - педагогическая поддержка. Так, например, кпп - это комплексная психолого - педагогическая поддержка, ВнСк - внимание и самоконтроль, ИрУрПр - развитие интеллекта, умственное развитие (развитие когнитивной сферы), развитие познавательной активности и т.д. и т.п. Кодирование подгрупп коррекционно - развивающей работы мне удобно по алфавиту: Подгруппа А, Подгруппа Б и т.д.

Возле " понедельника " Вы можете увидеть аббревиатуру МД. Это обозначение методического дня. Я отмечаю это, так как для меня это означает, что по своей организации этот день подвижен. Он может быть заполнен активной практикой, а может быть посвящён работе с бумагами. Я специально нашла и привела в пример две недели, которые выдались очень разнообразными по видам деятельности.

2. О заполнении раздела "Журнал учёта видов работы"

Идём дальше. Журнал учёта видов работы. Данную страницу я приведу изображением, в противном случае уж очень сильно искажение, и ссылкой на скачивание.

На этой странице я тоже внесла небольшое изменение - дополнение. Дело в том, что в графах, расписывающих направление деятельности психолога, отсутствует, на мой взгляд, необходимое направление: групповое профилактическое занятие (тренинг). а эта деятельность в нашей практике присутствует часто. И снова добавила количество страниц данного раздела, так как ориентация на школьные четверти нам не подходит. Я ориентировалась на месяцы. с сентября по июль. В конце каждого месяца миниатюрная статистическая справка.

При заполнении я сначала придерживалась того варианта, который предложен в "классическом" варианте. Однако потом поняла, что в предложенном варианте, к сожалению, как раз отсутствует необходимая конфиденциальность записи, а потому, безусловно, обращаемся снова к кодировке. Так, например, В1/9 - это один из воспитателей группы №9, Вс - возрастной скрининг. Вот этот овал вокруг плюса - это обозначение того, что бумаги по данному направлению заполняются самим психологом. Конечно, так будет в большинстве случаев практики, но не всегда. Так, например, протоколы родительских собраний, методических объединений и т.п. заполняются другим персоналом детского сада.

3. О заполнении раздела "Индивидуальная развивающая/ коррекционная работа"

Как видно, я и в данном случае внесла дополнения, облегчающие мне жизнь. ) Это коснулось нумерации занятий. Заштрихованная ячейка обозначает, что цикл занятий закончен.

4. О заполнении разделов "Групповая развивающая работа" и "Групповая развивающая/ коррекционная работа"

В журнале нет раздела "Групповая развивающая работа", но я сделала, так как мне его очень не хватало. Бывает довольно часто, что педагог - психолог проводит профилактическое занятие со всей группой: например, игры коммуникативного характера, развитие социальной компетентности посредством сложной сюжетно - ролевой игры. Однако в журнале совсем отсутствует возможность записи группового тренинга с количеством детей больше 10 - 12. Да, да, я и Вы, конечно, понимаем, что лучше, когда группа не превышает 12 человек. Тогда и развивающая работа намного эффективнее. Но речь идёт о профилактической работе. Так, в сентябре ежегодно я провожу психологический занимательный аутотренинг. Провожу я его в музыкальном зале, где основное - это расслабиться лежа на ковре, слушая сказочную историю. Поэтому нет необходимости деления на подгруппы - количество детей адекватно форме проведения тренинга. А вот для того, чтобы сделать его запись в журнале, мне пришлось экспериментировать с линейкой и карандашом, создавая дополнительные ячейки таблицы. Поэтому в моём журнале появился этот раздел.

Думаю, в представленных записях всё понятно.

Раздел "Групповая развивающая/ коррекционная работа" я не изменяла практически. Только добавила нумерацию и вместо 10 строк у меня 12. В электронном варианте вообще очень удобно: можно изменять количество строк. Так, в представленном ниже примере, когда в подгруппу входит 14 участников, можно добавить необходимое количество строк, а при заполнении ручкой (печатный вариант), конечно, понадобится линейка. )

Катя, спасибо!
Одно уточнение: с прогулок и других занятий ты брала детей? Сейчас нам не разрешается использовать это время - только окна. Буду изучать твои наработки. В нашем городе нам выдали образцы журналов - как эталоны для заполнения. Твои наработки мне так нравятся! Спасибо еще раз! Как Кирюшка?

Алёна, рада тебе. ) Алён, всё думала, как тебе вот так ответить, чтобы отразить так, как оно есть. Да, беру. И чтобы здесь пока много не писать (тема на самом деле очень важная - теперь взяла на заметку написать анализ - статью), дам ссылку на форум, где ты найдёшь более ёмкий ответ (http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?p=1223991&sid=e3d10e5b49bb666f6b4134703ae17332). А здесь выражусь несколькими фразами. Когда только - только начинала, то тоже столкнулась с этим "ограничением". Однако покопавшись, поняла, что эти ограничения придуманы не профессионалами - методистами, а теми, кто на самом деле не понимает сути индивидуального подхода. Это НАДУМАННО! Во - первых, нигде не прописано это. А вот, наоборот, специально отмечено, что "Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями". Единственно, что отмечу, я всегда строго следила, чтобы ребёнок обязательно погулял. И, если день его был загружен (например, репетиция перед праздником), то я отказывалась в этот день от занятий с ним, чтобы не перегружать - прогулка в данном случае важнее. С занятий стараюсь не брать, НО, что важно, психолог имеет на это право. Мне даже интересно, кто такое вето на вас наложил. Знаешь, это как у нас было однажды при методической проработке одного занятия: один наставник - методист сказал, что указка должна быть только в правой руке. ))) Меня тогда это здорово возмутило, так как объяснить, почему именно так, никто не мог. Спасибо методической литературе, которая расставила всё на свои места. )) Когда сталкиваюсь с откровенным "педагогическим идиотизмом" (прости за вольность, но порой это так и выглядит), то поднимаю множество источников, чтобы докопаться до истины. В общем, во всём необходима индивидуальная стратегия. Понимаешь, я сталкивалась с психологами, которые возьмут 3-4 ребёнка, и всё время они у него в кабинете по очереди занимаются, а прогулка отсутствует. Это вот и сказано - написано в адрес такой организации работы. Это, безусловно, не должно быть. Но брать можно и нужно. О каких окнах может идти речь, когда режим в детском саду чётко расписан. Пожалуй, всё - таки здесь приведу один ответ, где организация представлена очень близко к тому, как у меня: "в соответствии с СанПином в коррекционных целях брать с занятий можно, даже нужно, на корр работу ограничений нет. Если Вы по коррекции, т.е. своим прямым делом, заниматься не собираетесь, то конечно, можно как массовик-затейник/клоун работать с целыми группами. Если все же учитывать, что должность психолога предполагает конкретную помощь нуждающимся, то ничего сложного не вижу - схему по распределению занятий я описывала совсем недавно - можно найти, там написано, что адаптация - до декабря, как раз 2 мес, их занятия по Санпину начинаются в 9-15, дог этого времени - они ВАШИ, остальные по возрастам - подгруппы можно договориться брать с занятий художественного цикла, Вам только спасибо скажут, по возрастам общие пед. занятия (НОД по-новому) заканчиваются с 10-00 часов у малышей, и постепенно -постепенно - по старшинству, к 11 часам все уже совсем свободны.". Так что Вас третируют. И, правда, когда же тогда - ночью. ))

Здравствуйте, Екатерина! Спасибо Вам огромное за работу! Мне очень помогают ваши статьи и наработки! Возник вопрос - заполнять расписание занятий необходимо в конце дня или как перспективный план? Т.е. вот сегодня понедельник -- я заполняю его только утром, или только вечером после рабочего дня -- как итог? Просто у вас везде стоят коды детей и родителей -- соответственно вы заполняли после работы. А я воспринимала расписание как некий план необходимых мероприятий. Но я не знаю наперед, придут ли сегодня ко мне педагоги или родители на консультацию. Вот в итоге и запуталась в трех соснах:)) Моя мама мне всегда говорила, что я нахожу вопросы там, где никто и не задумается:) Уж простите))) Очень жду ответ.)

Татьяна, здравствуйте. ) Не извиняйтесь - ибо как тогда разрешать наши сомнения. )
Заполнять необходимо на неделю, или хотя бы на три дня вперёд. Другими словами, отвечая на Ваш вопрос, надо "до", а не "после". Давайте для ясности: график работы на неделю заполняется "до", а вот после проведения работы заполняется разделы "Журнал учёта видов работы", "Индивидуальная коррекционно - развивающая работа", "Групповая развивающая работа" и др.
"График работы на неделю" - это именно планирование, а не учёт тех видов деятельности, которые Вы провели за день.
Так, и я поняла, что Вы сейчас запутались в понимании кодирования. Давайте попробуем добиться в этом ясности. )
Чтобы мне не повторяться, ещё раз внимательно прочитайте то, что я изложила в статье. И.
1. Кодирование детей нам уже "известно" заранее. Заведите себе тетрадь, на компьютере файл или просто приобретите через администрацию, у которой есть данная информация, как правило, в собранном виде, списки детей по группам, с которыми Вы ведёте работу. В соответствии с приведённой формулой кодирования каждому ребёнку присваиваем код.
2. Родителей кодируем так: Р 3/17 - родитель и код ребёнка, согласно списочному составу. Воспитатели: В 1/9, В 2/9, В 3/9 (первая цифра - произвольно присвоенный порядковый номер, вторая цифра - номер группы).
3. Вы столкнулись с совершенно нормальным явлением: бывает, что родители не приходят на консультации. В оригинальном журнале есть для этого пояснение. Особенно это Вам понадобится для статистической справки. Так, это будет иметь такой вид: 17/3 (такая запись означает, что было запланировано 17 индивидуальных консультаций, три из которых не были проведены, НО они учитываются при статистическом отчёте). Поэтому Вы планируете всё так, как будет у Вас проходить в идеале - это планирование, как Вы правильно отметили. А вот пришли или не пришли - это уже своя запись на день в "Журнале учёта видов работы".
Надеюсь, что пояснила. )

Екатерина, спасибо Вам за ответ - я очень его ждала! Мне совершенно не у кого спросить совета -- работаю первые месяцы. Вопросов просто масса. Вы написали, что мною могут быть запланированы консультации с родителями. Мне стыдно признаться, но я всегда считала, что родители Сами приходят ко мне, если у них возникают вопросы. А получается, я их должна приглашать к себе? Так ли я понимаю? Совсем тяжело мне еще разобраться с планами и программами работ -- групповых и индивидуальных -- я просто никак не возьму в толк на кого необходимо писать программу, на кого нет. по каким критериям мне ее писать -- тоже не понимаю. Как же справляться людям без опыта работы, если спросить просто негде(

Татьяна, а Вы не теряйтесь - спрашивайте. ) Я хоть и не так давно в этой сфере, но опытом, что приобрела, поделюсь. ) В дискуссиях и рождается истина. )
Вот про "стыдно признаться", кстати, Вы абсолютно правы (я имею в вид не то, что стыдно, а то, что всё правильно понимаете). Просто понимание организации немного расширьте. Поясню. Конечно, родители должны осуществить запрос - это в идеале. Но пока такое время, да и детский сад к этому располагает, что родители часто не знают, кому и как этот запрос адресовать. Когда смотришь на данное обстоятельство именно под таким углом, то возникает понимание, что психолог должен заниматься активной просветительской деятельностью, в том числе и раскрывать, рассказывать о своей деятельности. В начале и в конце года обязательно будьте активны во время родительских собраний. И не просто выступайте, а подготовьте, например, интересные презентации и открытые показы занимательных психологических тренингов, как с детьми, так и в рамках детско - родительских отношений. Если потребуется помощь, попробуем с Вами вместе - готова выступить в роли поддержки и консультанта. ) Скоро (22 ноября, по-моему, если мне не изменяет память) будет день психолога, попробуйте организовать и провести в этот период Неделю психологии (можно и в другой период - это я по себе так рассудила, приурочив к этой дате).
По поводу индивидуальных консультаций я действовала следующим образом: после проведения обследования мы договаривались с воспитателями и они оповещали родителей, что проведен возрастной скрининг и те родители, кому интересно, кто хочет проконсультироваться у педагога - психолога, могут записаться на приём. Здесь, правда, при организации, чтобы не произошло завала и накладок, выделяйте на одну группу две недели. Пройдёт этот период, оповещайте другую группу. Вот именно таким образом получается практически непрерывный поток - родителям часто интересно. ) Не спорю, будет боязно на первых порах, но "надо набивать руку", приобретать этот опыт. Чтобы родители оставили хорошее мнение, необходимо именно рассказывать о достижениях малыша, о том, как у него проходит время в детском саду, какие трудности есть, над чем бы Вы предложили бы поработать и всё в таком духе. )
По поводу рабочих программ я уже очень подробно писала: ещё раз внимательно прочитайте пост "Таинство бюрократии педагога - психолога" (и там, по ссылкам). А если кратко, то проводите обследование, у Вас наметится мини - группа детей по какому- то определённому направлению. Если у малыша трудностей видимых много, то вот именно на таких малышей и пишется отдельная рабочая программа. Другими словами, рабочая программа пишется на работу с группой (например, по подготовке к школе), с мини - группой (например, по коррекции поведения), на индивидуальное психолого - педагогическое сопровождение - сколько таких детей, столько и программ. Поначалу это займёт время, но уже в следующем году Вы будете благодарны сами себе за проделанную работу, так как будете иметь не просто опыт, но и ценные бумаги. Кстати, варианты Рабочих программ я тоже привела достаточно подробные и которыми вполне можно будет воспользоваться с Вашей небольшой коррекцией под себя.
Татьяна, Вы спрашивайте по ходу возникающих трудностей - будем разбираться. )


Меня зовут Екатерина. ) Для более официального общения – Екатерина Андреевна. ) Обращение оставляю на Ваше усмотрение, исходя из ситуации, но, коль мы с Вами совсем не знакомы, тогда сначала пусть будет «Вы». ) Основной профиль моей занятости – детская дошкольная психология. ) Пишу немного о психологии научной, много о житейской… И ещё очень люблю творчество. хотя… как придёт вдохновение. )

Последние комментарии:

Авторские права . использование материалов блога "Кабинет детского психолога", размещённого по адресу: http://psychologistsgarden.blogspot.ru/, без уведомления автора возможно только в частных целях. не предусматривающих получение коммерческой выгоды.
Использование в коммерческих целях
(курсы, проекты, разработка развивающего программного обеспечения, с целью печатного издательства, создание развивающих пособий для продажи) возможно только с предварительного уведомления и письменного согласия автора. подразумевающего контрактную основу. Использование материалов блога в коммерческих целях без предварительного уведомления и без указания авторства ЗАПРЕЩЕНО !
Любое использование материалов в электронном виде должно сопровождаться активной ссылкой на блог "Кабинет детского психолога" (http://psychologistsgarden.blogspot.ru/) и указанием авторства (Екатерины Беловой).
В конфликтных ситуациях оставляю за собой право разрешения её в судебном порядке.
В блоге может быть использован материал, учитывающий авторские права: указание авторства и/или ссылка на источник. Если Вы имеете претензии к опубликованному материалу, пожалуйста, свяжитесь со мной ( psichologds12zoloto@gmail.com ) для разрешения спорной ситуации.