Руководства, Инструкции, Бланки

смена руководства ржд img-1

смена руководства ржд

Рейтинг: 4.3/5.0 (1862 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

СМИ: в РЖД произойдет смена руководства - Новости - Новая Газета

4727 СМИ: в РЖД произойдет смена руководства

В ближайшее время сразу несколько топ-менеджеров ОАО «Российские железные дороги» РЖД могут покинуть свои должности, передает Интерфакс со ссылкой на источники в РЖД и железнодорожной отрасли.

По данным источников агентства, завтра будет объявлено об уходе с должности первого вице-президента компании Вадима Морозова. Его сменит на этом посту вице-президент монополии Анатолий Краснощек, утверждают собеседники Интерфакса. При этом сам Морозов может остаться в статусе советника президента РЖД Олега Белозерова.

Свои посты также покинут вице-президенты компании Валерий Решетников и Олег Атьков (курируют соответственно корпоративный блок и вопросы здравоохранения в монополии), а также главный бухгалтер РЖД Галина Крафт.

Как сообщили «Ведомостям» источники, близкие к РЖД, совет директоров РЖД уже прекратил полномочия Морозова, Решетникова и Атькова. Что касается Крафт, то, по сведениям издания, она тоже может выйти из состава правления госкомпании.

Кроме того, по словам источников, состав правления могут также покинуть вице-президент по развитию Московского транспортного узла Петр Кацыв, вице-президент по инфраструктуре Александр Целько, вице-президент по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрий Шаханов, говорят еще два источника, близкие к совету директоров монополии.

Бывший глава РЖД Владимир Якунин ушел в отставку 20 августа, на его место пришел бывший замглавы Минтранса Олег Белозеров. По сведениям «Ведомостей», предпосылкой ухода Якунина могла стать его позиция по поводу субсидий. Источники «Дождя» при этом рассказали. что окончательное решение об отставке было принято после того, как его сын Якунина Андрей направил заявку на получение подданства Великобритании.

Вся РФ замерла в ожидании. Как же там руководство РЖД? Что с ним? Всех это так интересует.

Да что же это такое творится?
Самых опытных и талантливых управленцев, отдавших РЖД не один год круглосуточной работы и увольнять? Это заговор злых сил, которые хотят просто развалить налаженную за много лет работу, развалить прекрасный трудовой коллектив, ведь многие топ-менеджеры начинали с самых низов, прошли тяжелую школу рабочего-путейца.
Чувствую россиян ждут тяжелые времена, но им не привыкать - деды врага победили и сегодняшний трудовой коллектив победит!
Не забудем! Не простим!

КОЛЯ ИШАКОВ. 15 октября 2015 в 22:14
Это заговор злых сил, которые хотят просто развалить налаженную за много лет работу.
**************
У этого заговора злых сил есть название: Обама виноват.

Такой «административный аппарат», как был в РЖД, слишком неповоротлив для идей Белозерова. Я считаю, он прав. Во всяком случае, по той информации, которая пока неофициально просачивается. Кого-то нужно сократить, кого-то поменять. Например, Морозова, который в свое время начинал слесарем на железке, а потом дошел до МПС, Белозеров не выгоняет, а оставляет советником, как и Фадеева. Ему нужны профессионалы железнодорожники. А еще нужны управленцы, которые готовы работать в условиях рынка, а не тупо доить бюджет.

Другие статьи

Источник: руководство РЖД приняло решение о смене менеджмента в «Локомотиве»

5 июля 2016, вторник. 21:21

Источник: руководство РЖД приняло решение о смене менеджмента в «Локомотиве»

Высшее руководство РЖД приняло решение о смене менеджмента в «Локомотиве», которое будет оформлено на ближайшем заседании совета директоров клуба (7 июля), сообщил «Р-Спорт» источник, знакомый с ситуацией.

«Высшим руководством РЖД уже принято принципиальное решение о смене менеджмента, которое будет оформлено на ближайшем заседании совета директоров. В ближайшие дни будет сформирована и представлена новая команда менеджеров, имеющих лучший профессиональный опыт в российском футболе», — заявил источник.

В начале года в СМИ была информация, что президент РЖД Олег Белозёров хочет назначить нового президента «Локомотива». С 2010 года этот пост в клубе занимает Ольга Смородская. В прошедшем сезоне «Локомотив» занял шестое место в турнирной таблице РФПЛ и не попал в еврокубки.

01 октября 2016 года, суббота

И. Суркис: есть мужики, которые в 15-16 лет любят футбол больше, чем остальное

Венгер потратил на новичков «Арсенала» ? 687 млн за 20 лет

Шандау готов сыграть за «Анжи» в Самаре, Обертан пропустит матч

Класничу нужна новая операция по пересадке почки

Ибрагимович стал третьим футболистом, забивавшим в еврокубках за семь клубов

Шавло: класс, мастерство и амбиции «Спартака» проверятся с «Зенитом» на все сто

Орлов: АЗ – команда приготовишек, а не мастеров

Кандрева: в матче со «Спартой» «Интер» пережил ещё одно шоу ужасов

Реднапп рассказал, что игроки в одном из его клубов ставили на свой матч

Рашфорд: в последние годы Роналду был примером для меня

Дагестанская тяга РЖД

Дагестанская тяга РЖД

Новому главе РЖД Олегу Белозёрову будет непросто повышать рентабельность госкомпании – отставки в топ-менеджменте лишь подхлестнули к борьбе за власть коррумпированных чиновников РЖД и прикормленных «партнёров»-олигархов. Сегодня в ОАО «РЖД» 65 дочерних компаний (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%). На долю холдинга приходится 42% всех грузоперевозок и около 33% пассажирооборота в России.

При этом эффективность работы госмонополии оставляет желать лучшего. Недавно ОАО РЖД гордо отчиталось о повышении средней суточной скорости доставки грузов по России до 14,5 км\ч – примерно такие показатели были у железных дорог США в 1890-м году. Тем не менее, по закупке новых локомотивов, ОАО РЖД уже на несколько лет вперёд перевыполнило собственные планы.

Многочисленные «дочки» и фонды, через которые идёт госфинансирование не только футбольного клуба «Локомотив», но и элитного посёлка на Рублёвском шоссе для топ-менеджеров компании, необходимы для освоения бюджетных средств. К примеру, оборот «Торгового дома РЖД» (где только 25% акций принадлежит РЖД, а остальные – частным лицам) – более 100 млрд.руб. в год. При этом 10% от оборота торговый дом получает просто за посредничество. Именно через эту организацию идут закупки для нужд железных дорог локомотивов, вагонов, трансформаторов, столбов и шпал. В последнее время РЖД активно продвигает закупку якобы высокоэффективного несгораемого кабеля. По цене он в несколько раз выше обычного, и особо выдающимися характеристиками не отличается, однако, по мнению железнодорожных начальников, жизненно необходим госкомпании.

Один из кураторов «Торгового дома РЖД» - начальник дирекции тяги в ранге вице-президента компании Алексей Воротилкин. В ведении этого незаметного железнодорожника кроме торгового дома – всё локомотивное хозяйство страны, включая вопросы распределения средств и взаимоотношений с частными поставщиками и партнёрами.

В кресло вице-президента РЖД Воротилкин попал в 2011 году, а до этого долгое время возглавлял Восточно-Сибирскую железную дорогу (ВСЖД). За время руководства Воротилкиным ВСЖД не утратила репутации одной из самых неблагополучных железных дорог страны, а коррупционные скандалы и аварийность там не снижались. У подчинённых Воротилкин завоевал эпитет самодура-администратора, который ради фиктивной дисциплины и отчётности готов пожертвовать и людьми, и эффективностью. У коллег по бизнесу Алексей Воротилкин слыл хватким купцом. Он долгое время возглавлял НП «Товаропроизводители и предприниматели Иркутска», которое активно лоббировала интересы близких Воротилкину бизнесменов. Занимались они в том числе и не совсем легальными перевозками леса, нефти и металла в Китай.

В конце 2000-х Воротилкин сблизился с влиятельным бизнесменом Зиявудином Магомедовым. Ему принадлежит группа компаний «Сумма», владеющая крупными морскими портами, нефтеперевозочными и зерновыми фирмами, а также телекоммуникационными и строительными предприятиями. Интересно, что именно Магомедов может иметь непосредственное отношение к недавней отставке президента РЖД Владимира Якунина.

Выходцы из Махачкалы, братья Зия и Магомед Магомедовы начали бизнес в 90-е. В 1993г. они окончили экономический факультет МГУ им. Ломоносова. Во время учебы в университете соседом братьев по общежитию был будущий основатель "Тройки Диалог" Рубен Варданян, там же они познакомились с Аркадием Дворковичем.

После окончания университета Магомедовы создают компанию "Интерфинанс", взяв в партнеры своего кузена Ахмеда Билалова (известного впоследствии по воровству на олимпийских объектах). По словам самого Зиявудина Магомедова, бизнес пошел так бойко, что уже через год ему удалось заработать примерно 15 млн. долларов своих собственных средств, а еще более 50 млн. долларов находилось у него под управлением.

В 1995г. братья Магомедовы покупают банк "Диамант". Председателем правления банка стал Алексей Френкель. Банк быстро вошёл в двадцатку крупнейших — в частности, благодаря сотрудничеству с госкомпаниями. Шесть лет спустя после приобретения "Диаманта" Магомедовыми ЦБ отозвал у банка лицензию "за неоднократное нарушение закона "О банках и банковской деятельности", а еще через пять лет был убит зампред Банка России Андрей Козлов. Алексей Френкель был обвинен в организации этого убийства и осужден на 19 лет. А Магомедовы продолжили развивать свой бизнес.

В 2006г. компания "Славия", контролируемая Магомедовым, купила 76% акций "Якутгазпрома" за 628,5 млн руб. Это приобретение привлекло внимание департамента экономической безопасности МВД России — АК "Алроса", незадолго до того потратившая на приобретение компании более 17 млн. долларов, обвиняла руководство "Якутгазпрома" и "Сумму Капитал" в том, что, сговорившись, они провели незаконную допэмиссию и размыли ее долю. ДЭБ МВД РФ вынес постановление об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в связи с выявленным фактом мошенничества по приобретению акций "Якутгазпрома". Вскоре, правда, дело замяли, а владельцем контрольного пакета был признан Зиявудин Магомедов.

Во время президентства Дмитрия Медведева братья Магомедовы вошли в ближний «деловой круг» президента и сумели нарастить свой капитал до 1,4 млрд. долларов. Брат Зии, Магомед, 7 лет был членом Совета Федерации от Смоленской области, и, по некоторым данным, играл не последнюю роль в конфликте с «Лукойлом» по строительству автодороги через Смоленскую область.

У Зии Магомедова сложились тесные и взаимовыгодные контакты с менеджерами РЖД – вскоре после назначения в 2011 году на должность вице-президента Алексея Воротилкина, компания "Стройновация", входящая в группу "Сумма", выиграла конкурс «Росжелдора» на строительство первых 147 километров железнодорожной линии Кызыл–Курагино в Туве и предложила построить участок за 44,306 миллиарда рублей. Однако в январе 2013 года «Росжелдор» сообщил об окончании финансирования совместного проекта и прекращении сотрудничества. Но фирма Магомедова не только смогла отсудить аванс более чем в 5 млрд. руб. но и позже в суде взыскала компенсацию в 3 млрд. При этом железная дорога так и не была построена.

Новые планы партнёров

Относительно новый проект Зии Магомедова, который попросту невозможен без участия РЖД - строительство «сухого порта» в китайском Хуньчуне – на стыке границ Китая, КНДР и России. В «сухом порту» будут формироваться и проходить таможню судовые грузы, которые затем по железной дороге пойдут в новый грузовой порт «Зарубино», также принадлежащий Магомедову. Инвестиции в проект составляют около $350 млн. Сегодня участок ж\д-трассы от российско-китайской границы до «Зарубино» представляет собой допотопную неэлекторфицированную одноколейку – без государственных вложений проект представляется не таким уж рентабельным. Однако, усилиями Алексея Воротилкина, проект реконструкции успешно лоббируется чиновниками РЖД.

Растёт и европейское влияние Зии Магомедова. После перехода под контроль группы «Сумма» строительства нефтяного терминала в Роттердаме, транспортные фирмы Магомедова усилили позиции в портовых городах Прибалтики. Однако, развитию магомедовских портовых схем активно мешал бывший президент РЖД Владимир Якунин.

В своё время ОАО РЖД имело конфликт с группой «Сумма» по поводу реконструкции железнодорожной магистрали к Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП), одним из совледельцев которого является Магомедов. Также Владимир Якунин отказался от идеи строительства железнодорожной ветки к порту Приморск в Ленинградской области, который входил в НМТП, в пользу конкурирующего порта Усть-Луга и не позволил Магомедову консолидировать в своих руках 100% акций ОАО «Трансконтейнер» - компании, которой принадлежала половина контейнерных перевозок по железным дорогам России.

В августе 2015 года в Латвии был начат уголовный процесс в отношении бывшего председателя правления государственного железнодорожного холдинга Latvijas Dzelzcelš Угиса Магониса. Магонис подозревается в получении взятки на сумму в полмиллиона евро в связи с конкурсом LDz ritoša sastava serviss по закупке тепловозов у предприятия Skinest, принадлежащего эстонскому миллионеру Олегу Осиновскому.

По странному стечению обстоятельств Угис Магонис – муж племянницы Владимира Якунина, Анастасии Бакулиной. Она — замгендиректора фирмы «Бизнес Диалог», организующей форумы для ОАО «РЖД». Вместе супруги являются совладельцами российского железнодорожного оператора «Третья грузоперевозочная компания». Конечно же, эта фирма – давний оппонент компаниям Зии Магомедова. А сам факт ареста начальника железных дорог Латвии, по мнению экспертов, выглядит как явная «подстава»:

«Последней каплей к отставке Якунина, возможно, стал скандал, когда антикоррупционное бюро Латвии задержало главу государственной железнодорожной компании страны Угиса Магониса, женатого на племяннице Якунина. Вскоре последовало заявление "РЖД" о прекращении транзита грузов в латвийские порты - якобы из-за плохого состояния железных дорог балтийского государства», - пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.

По данным эстонского еженедельника Eesti Ekspress, миллионер Олег Осиновский, которого подозревают в передаче взятки Магонису, был всего лишь пешкой в большой игре. А 500 тысяч евро в бумажных мешках, которые были обнаружены в машине главы LDz, предназначались Якунину, сам же Магонис был всего лишь курьером.
Российская сторона сразу после задержания Угиса Магониса заявила о том, что железная дорога в направлении Латвии на несколько месяцев будет поставлена на капитальный ремонт. Вскоре после этого глава РЖД Владимир Якунин неожиданно подал в отставку.

А вскоре на пост президента ОАО РЖД был назначен Олег Белозёров, который закончил Вентспилсскую школу №2 и имеет много хороших друзей в странах Балтии. Но это уже совсем другая история…

В конце июля глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что система тарифов на железнодорожные перевозки в России "доходит до безумства". Из-за нее дальние перевозки фурами выгоднее перевозки грузов поездами. Действующее тарифное руководство РЖД нуждается в замене, так как стоимость перевозок достигла самых высоких мировых значений.

Уже в сентябре глава ФАС был более категоричен: "Сначала в РЖД хотели 17% индексации, теперь они хотят 10%, а еще и многомиллиардные субсидии из бюджета. Мы говорим: это неправильно, это слишком много, уменьшайте свои издержки, научитесь экономить, отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ, прекратите тратить деньги налево и направо". Он добавил, что у ФАС есть свои, "гораздо более строгие" предложения, которые сейчас обсуждаются в правительстве.

Ближайшее время покажет, как новые «фавориты» РЖД умеют вести бизнес и «не путать свою личную шерсть с государственной». Жаль только, что систему решений по российским железным дорогам, выстроенную на «откатах» и вульгарном хищении государственных денег в пользу приближённых бизнесменов, реформировать почти невозможно.

Предыдущий материал Следующий материал

<!-- AddThis Button BEGIN --> <div class="addthis_toolbox addthis_default_style"> <a class="addthis_button_facebook_like" fb:like:layout="button_count"></a> <a class="addthis_button_tweet"></a> <a class="addthis_button_google_plusone" g:plusone:size="medium"></a> <a class="addthis_counter addthis_pill_style"></a> </div> <script type="text/javascript" src="http://s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941"></script> <!-- AddThis Button END -->

Связанные статьи

РЖД давно стала дойной коровой для российских жуликов и проходимцев всех мастей.

С УХОДОМ СТАРЕЙШЕГО ИЗ «ДРУЗЕЙ ПУТИНА» ЗИЯВУДИН МАГОМЕДОВ МОЖЕТ ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ РЖД

С УХОДОМ СТАРЕЙШЕГО ИЗ «ДРУЗЕЙ ПУТИНА» ЗИЯВУДИН МАГОМЕДОВ МОЖЕТ ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ РЖД

Недавняя смена руководства РЖД открывает большие возможности перед влиятельным дагестанским бизнесменом Зиявудином Магомедовым, основателем группы «Сумма», у которого были весьма сложные отношения с прежним президентом железнодорожной компании Владимиром Якуниным.

Сегодня «Сумма» начала ряд крупных проектов на Дальнем Востоке, нацеленных в том числе на развитие транзитных перевозок между Европой и Юго-Восточной Азией, и успех этих начинаний во многом будет зависеть от эффективности взаимодействия с РЖД.

Зиявудин Магомедов был одним из первых крупных российских бизнесменов, кто открыто прокомментировал отставку Владимира Якунина. Уже на следующий день после того, как 20 августа президент Владимир Путин освободил главу РЖД от занимаемой должности, Магомедов в интервью телеканалу «Дождь» назвал это событие «позитивной переменой для отрасли» и «своевременным решением».

При этом глава «Суммы» не скрывал, что связывает большие надежды с новым президентом РЖД Олегом Белозеровым. «В транспортной отрасли он очень давно, человек он очень профессиональный, ситуацию знает, и с точки зрения сегодняшнего рынка, когда проектов больше, чем денег, я полагаю, что такой человек, как Белозеров, может очень трезво относиться к инвестпрограмме РЖД», – заявил Магомедов.

Это увлечение РЖД мегапроектами с непрозрачной стоимостью особенно не устраивало тех российских бизнесменов, чьи компании в высокой степени зависят от железнодорожной инфраструктуры. «Сумма» в качестве одного из ключевых акционеров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) столкнулась с этим, когда РЖД постоянно откладывали строительство ветки к входящему в Группу НМТП Приморскому порту в Ленинградской области. Именно этот эпизод Зиявудин Магомедов припомнил «товарищу Якунину» в интервью «Дождю», заметив, впрочем, что никаких личных претензий здесь нет.

Для Приморского порта – одной из главных российских нефтяных гаваней на Балтике – вопрос расширения подъездных путей действительно был принципиальным: появление железнодорожной магистрали позволило бы увеличить грузооборот порта на 30 млн тонн в год.

Возможно, глава РЖД держал зуб на Зиявудина Магомедова за то, что именно «Сумме» пополам с государственной АК «Транснефть» в начале 2011 года достался контрольный пакет НМТП. РЖД, имевшие в Новороссийском порту небольшой пакет акций через пенсионный фонд «Благосостояние», давно строили планы по увеличению своей доли в НМТП. И до, и после перехода контроля над портом к «Сумме» и «Транснефти» Росимущество неоднократно анонсировало продажу 20-процентного госпакета акций, и РЖД неизменно называли в числе главных претендентов на обладание им. Однако пакет так и не был приватизирован.

Шанс взять полноценный реванш Владимиру Якунину представился уже в скором будущем, когда ему удалось заблокировать продажу принадлежавшего РЖД контрольного пакета акций ОАО «Трансконтейнер» – компании, которой принадлежала половина всех контейнерных перевозок по железным дорогам России. Одним из главных претендентов на пакет считалась именно «Сумма», одновременно строившая масштабные планы по наращиванию контейнерных перевозок через Новороссийск и Балтийский контейнерный терминал, также входящий в группу НМТП.

В этой истории Владимир Якунин переиграл Зиявудина Магомедова, что называется, «на классе», потому что амбициозный дагестанский бизнесмен не только уступил в борьбе за «Трансконтейнер», но и влез в немалые долги. В 2012 году «Сумме» пришлось занять 800 млн долларов у иностранных банков, чтобы приобрести у группы «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова контрольный пакет акций компании Fesco, владельца Дальневосточного торгового пароходства.

Fesco имела разрешение ФАС на консолидацию 100% акций «Трансконтейнера», однако приватизация пакета, принадлежавшего РЖД, так и не состоялась – вместо этого РЖД затеяли создание на базе «Трансконтейнера» единого транспортно-логистического оператора. Говорят, чтобы решить этот вопрос, Владимиру Якунину достаточно было просто поговорить с Владимиром Путиным.

Конфликтные ситуации вокруг дороги к Приморскому порту и приватизации «Трансконтейнера» позволили многим наблюдателям называть Зиявудина Магомедова в числе главных недоброжелателей Владимира Якунина. Актуальности «хит-параду» недругов президента РЖД добавляла его несостоявшаяся отставка в июне 2013 года, когда ряд информагентств получили об этом сообщение с подставного адреса на домене российского правительства и тут же выдали его в эфир.

Эта информация была опровергнута всего через полчаса, но определенно свидетельствовала о наличии у Якунина весьма жестких оппонентов. Практически сразу к атаке на Якунина подключился блогер Алексей Навальный, сообщавший о наличии у президента РЖД и его сыновей офшорных активов. Именно тогда в активное употребление вошло слово «шубохранилище» – якобы именно такое помещение имелось на даче Якунина, обнаруженной сетевыми активистами в Подмосковье.

Непростые времена в тот момент переживал и Зиявудин Магомедов. В начале 2013 года в НМТП произошел корпоративный конфликт между ключевыми акционерами после того, как «Транснефть» обвинила «Сумму» в несоблюдении условий их соглашений и в повышенном внимании к контейнерным грузам в ущерб наливным. Против приглашенного «Суммой» гендиректора порта словенца Радо Антоловича было возбуждено уголовное дело.

Тогда же был публично лишен всех государственных регалий двоюродный брат Зиявудина Магомедова – председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов. После резкой критики со стороны Владимира Путина за срыв строительства олимпийских трамплинов в Сочи ему пришлось покинуть Россию.

Все эти истории однозначно связывались с рокировкой в федеральном центре: после возвращения Владимира Путина в Кремль близкие к нему главы госкомпаний начали атаку на бизнесменов, входивших в круг Дмитрия Медведева. Зиявудина Магомедова, однокурсника вице-премьера Аркадия Дворковича, всегда считали человеком из этой «обоймы».

Но условной группе Медведева за последние пару лет удалось не только отбиться, но и укрепить свои позиции. Первые признаки скорых перемен в РЖД появились в конце июня, когда именно Аркадий Дворкович был назначен председателем совета директоров железнодорожной компании.

Еще недавно представить подобный кадровый ход было довольно сложно, но такой поворот событий стал однозначным сигналом, что «тучные» времена для РЖД кончаются. И одновременно подтвердил обоснованность версии, что «копали» под Якунина именно в правительстве, недовольном неумеренными аппетитами железнодорожников.

С этой точки зрения, неслучайной была и кандидатура нового президента РЖД Олега Белозерова, шесть лет проработавшего в Министерстве транспорта РФ – сначала при Игоре Левитине (ныне советнике президента РФ), а затем и при нынешнем министре Максиме Соколове. Кроме того, Белозерова называют человеком, имеющим хорошие связи с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами.

С бизнесом Ротенбергов у Зиявудина Магомедова несколько лет назад тоже было довольно острое пересечение, когда компания «Стройновация», входящая в «Сумму», стала победителем конкурса на строительство железной дороги Кызыл – Курагино в Тыве стоимостью почти 50 млрд рублей в рамках проекта освоения Элегестского угольного месторождения. Главным претендентом на этот крупный подряд считалась компания «Траннстроймеханизация», входящая в «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, но она не была допущена к конкурсу, хотя выставила предложение существенно дешевле, чем структура «Суммы».

Однако в контексте назначения нового президента РЖД бизнес-интересы Ротенбергов и Зиявудина Магомедова как никогда совпадают. Дело в том, что холдинг Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» приступил к работе по строительству моста в Крым, а скорость реализации этого проекта напрямую зависит от пропускной способности Северо-Кавказской железной дороги. В равной степени в этом заинтересована и «Сумма», поскольку именно пропускная способность железных дорог юга России в значительной степени определяет грузооборот Новороссийского порта.

Еще в прошлом десятилетии РЖД начали реконструкцию ветки, соединяющей Волгоградскую область и Краснодарский край (через Сальск и Тихорецк) с обходом Краснодарского железнодорожного узла, которая должна была облегчить доставку грузов в порты Азово-Черноморского бассейна. Стоимость этого проекта вполне в духе эпохи Якунина – порядка 88 млрд рублей, но реализация его шла довольно медленно.

Теперь же можно предположить, что строительство этой магистрали ускорится, равно как и развитие железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове, где также идет строительство крупного порта и моста в Крым.

Смена руководства РЖД может серьезно способствовать развитию проектов «Суммы» и на другом конце страны – на Дальнем Востоке. В начале этого года группа Зиявудина Магомедова начала в Приморском крае проект по развитию транспортного узла «Восточный — Находка», включающий также строительство угольного терминала мощностью 20 млн тонн в год и железнодорожных подходов.

Также «Сумма» планирует построить в Приморье новый порт Зарубино грузооборотом 60 миллионов тонн в год. «Дальний Восток – наше все», – заявил Зиявудин Магомедов в недавнем телеинтервью.

В конечном итоге, эти проекты направлены на превращение России в транзитный коридор между Юго-Восточной Азией и Евросоюзом, а на этом направлении, несмотря на множество разговоров, РЖД пока похвастаться нечем.

Достаточно вспомнить, что за те годы, что главой компании был Владимир Якунин, наши соседи – Казахстан и Азербайджан – смогли наладить в обход России собственный трансазиатский маршрут (первый контейнерный состав по нему в начале пришел в Баку через казахский порт Актау). Тем временем многие громкие инициативы РЖД по развитию международных коридоров так и остались на бумаге.

Для нового президента компании здесь открывается немалый фронт работ, и группе «Сумма» наверняка найдется в этих работах достойное место.

Что стоит за сменой руководства РЖД? Российская газета

Якунин вскочил на подножку

У РЖД - новый руководитель

Прежде всего в этой истории бросаются в глаза два момента. Смена руководства в третьей по значимости естественной монополии страны произошла в важнейший момент второго этапа реформы отрасли, на котором предполагается масштабное вхождение в нее частного бизнеса. И второй: правительство продолжает проводить линию на назначения профессиональных управленцев на ключевые посты в крупных компаниях. Это в значительной степени повторяет западную практику, когда к управлению компаниями привлекаются универсальные топ-менеджеры. У нас же обычно к управлению железными дорогами приходили выходцы из корпоративной среды. Впрочем, Владимира Якунина нельзя полностью отнести ни к тем, ни к другим. Достаточно сказать, что он с 2000 года работал заместителем министра транспорта, а затем в течение двух лет - первым заместителем главы ОАО РЖД.

Одним словом, в традиционно закрытую отрасль пришел профессиональный управленец. Якунин, хотя и не чужой в ней, но все же не является классическим выдвиженцем железнодорожного начальства, каковыми были последний советский министр путей сообщения Николай Конарев и его постсоветские коллеги Анатолий Зайцев и Николай Аксененко.

Любопытно, что "Газпром" возглавляет также топ-менеджер новой формации Алексей Миллер, а РАО "ЕЭС России" - вчера отметивший полувековой юбилей "неэлектрический" управленец Анатолий Чубайс. Можно вспомнить, что практика назначения со стороны в структуры железной дороги бытовала в первые десятилетия советской власти. С 1935 по 1947 годы отраслью рулил член Политбюро Лазарь Каганович.

Многие эксперты связывают отставку 68-летнего Геннадия Фадеева не столько с его возрастом, сколько с началом коренной реорганизации компании, которая будет требовать жестких управленческих решений, которые принято называть "непопулярными". Сознательно "засвечиваемый" некоторыми СМИ факт питерского происхождения Владимира Якунина при этом может быть принят лишь в качестве дополнительного "штриха к портрету". Достаточно сказать, что его громкое назначение состоялось лишь с четвертой попытки. Кстати, вскоре после появления так и не подтвержденных (но и не опровергнутых) слухов о скором появлении Владимира Якунина на должности премьер-министра. Если же говорить о задачах реформы, старт которой был дан еще в 1996 году, то первый ее этап прошел безболезненно. Его целью было создание ОАО РЖД, 100 процентов акций которого принадлежат правительству России, а также преобразование министерства путей сообщения в орган государственного регулирования. В его ведении остались выдача лицензий и разработка нормативных документов.

Однако второй этап, завершение которого анонсировано на конец этого года, оказался неизмеримо более сложным. Он предполагает создание "дочек" ОАО РЖД, занимающихся отдельными видами деятельности, и создание компании, которая будет монополистом в сфере пассажирских перевозок дальнего следования.

Все это, разумеется, создает совершенно иную бизнес-среду для железнодорожников. Ее правила диктуют и иные методы работы. Известно, что в перспективе у крупнейшего в мире владельца сетей железных дорог и подвижного состава - переход от проверенных временем методов управления к более мобильной структуре с меньшим числом вице-президентов в центре и меньшим числом бизнес-единиц в регионах. Следствием такой реорганизации станут сокращения количества отделений в ОАО РЖД и сворачивание финансирования всякого рода громких проектов вроде заказа на пару с компанией Siemens 60 новых электровозов для скоростного движения по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Этот проект, как известно, не раз подвергался критике с позиций необходимости экономии средств. Прогнозируется экспертами и серьезная ревизия ряда других замыслов, к примеру, по превращению Мурманска в транспортный центр, и планы строительства на Северо-Кавказской железной дороге около Новороссийска и Таманского полуострова.

Что до финансовых дел, то железнодорожники продолжают упорно лоббировать такие принципиальные новшества, как сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых и отмену государственного регулирования цен в конкурентных секторах - иначе говоря, во всех, кроме железнодорожных сетей. При этом остается большой проблемой доступ частных перевозчиков к сетям и явно неравные условия их конкуренции с "дочками" ОАО РЖД, в которые перетекли гигантские активы. Здесь одна из самых болезненных точек ситуации вокруг ОАО РЖД.

Не рискуя ошибиться, можно предположить, что стержнем второго этапа реформы ОАО РЖД является управление финансовыми потоками. Убытки РЖД от пригородных перевозок за 2004 год - 26,8 миллиарда рублей. Потому вопрос о повышении эффективности работы монополии - а на это и направлена реформа - остается открытым.

Смена руководства в РЖД

Смена руководства в РЖД

Владимир Якунин возглавлял РЖД почти 10 лет. В понедельник стало известно, что он покинет свою должность. Как оценить финансовые результаты и эффективность крупнейшей госмонополии под его управлением?

О том, что Владимир Якунин может покинуть пост главы РЖД и стать сенатором от Калининградской области, стало известно вчера. Во вторник он подтвердил свое намерение и уточнил, что собирается уйти со своей должности после выборов губернатора Калининградской области.

По данным РБК, Якунину подыскивали другую должность уже последние полгода – «от губернатора до сенатора».

Якунин возглавлял РЖД 10 лет – с июня 2005 года. Чем он запомнился в этом качестве?

Финансовые показатели

90% доходов РЖД приносят грузовые перевозки. На пассажирские перевозки приходится меньше 1% доходов, еще примерно 9% приносят услуги инфраструктуры и локомотивной тяги.

Согласно финансовым отчетам РЖД, с момента прихода Владимира Якунина, результаты работы ушли в минус. По данным самой компании, чистая прибыль в 2005 году составила 114,4 млрд. рублей. В 2014 госкомпания показала убыток – 99,3 млрд руб. В отчете сказано, что виной тому «отрицательные курсовые разницы от переоценки долговых обязательств».

Еще по итогам первого квартала 2014 года Якунин говорил, что этот убыток – первый за всю историю РЖД и ссылался на заморозку тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Для компенсации убытков РЖД получила 26 млрд руб. из бюджета на «капитальный ремонт инфраструктуры».

В 2015 году Якунину удалось, угрожая новыми убытками, убедить правительство поднять грузовой тариф на 10% и при этом выдать субсидию еще в 30 млрд руб.

На 2016 год Якунин попросил субсидию уже в 140 млрд руб. "Чиновники, которые ходят на совещания к президенту Путину, говорят, что тот после 2012 года, упоминая при них о просьбах Якунина, выражается так: Якунин «канючит», «ноет» или «стонет». Манера решать проблемы за счет личной дружбы с президентом хороша, когда ею не злоупотребляют", - говорит журналист Константин Гаазе в комментарии Carnegie.ru.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров указывал, что РЖД не хочет принимать никаких других мер для роста доходов от погрузки, кроме повышения тарифов.

«Ведомости» в мае этого года писали, что популярность железнодорожного транспорта на экспортных перевозках падает и авто- и авиа-перевозчики начинают забирать у РЖД клиентов, предлагая им выгодные условия и скидки в то время, как РЖД, напротив, резко повысила тарифы.

В конце прошлого года представители крупных металлургических компаний направили письмо президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрий Медведеву с жалобой на тарифную политику РЖД.

«Компании вынуждены будут сокращать грузоперевозки, что нанесет удар по экономическим показателям самих железнодорожников, а четыре десятка предприятий по всей России попросту обанкротятся уже до конца 2014 года, еще порядка 30 окажутся на грани дефолта», — говорилось в письме.

Эффективность затрат

РЖД много тратит, например, только на инвестпрограмму уходит около 300 млрд руб. в год, но при этом эффективность этих вложений неясна.

В конце прошлого года правительство утвердило для РЖД показатели KPI: оценивать планировалось коммерческую и операционную эффективность, работу локомотивов, инфраструктуры и обслуживание вагонов. Пока никаких данных о выполнении этих KPI нет.

Из инфографики «Медузы» следует, что сейчас у РЖД есть 285 тыс. грузовых вагонов с истекшим сроком службы, 28% железнодорожных мостов находится в эксплуатации более 100 лет, а протяженность железных дорог в России за последние 10 лет увеличилась всего на 1%.

Безопасность

В 2014 году при столкновении с поездами в России погибло почти 2 тыс. человек. Большой резонанс, например, получила гибель 25-летней Елены Соболевой, которая попала под колеса скоростной электрички на пешеходном переходе у станции "Салтыковская" горьковского направления московской железной дороги.

По данным активиста из Балашихи Сергея Скоробогатова, начавшего собственное расследование происшествия, из-за плохо организованного переезда на "Салтыковской" ежегодно погибают около 30 человек. "Параллельно друг другу здесь идут сразу три пути: два — для электричек, третий — для скоростных поездов. Светофоры работают несогласованно: когда на двух путях горит зеленый свет для пешеходов, на третьем пути — разрешающий сигнал для поезда", — рассказывал активист.

По версии адвоката Игоря Трунова, защищающий в спорах с РЖД интересы родственников погибших под колесами поездов людей, РЖД покупает новые модели поездов, но игнорирует вопросы безопасности.

«РЖД купило у фирмы «Siemens» дорогие сверхскоростные поезда. Пустила по рельсам, предназначенным для тихоходных составов. «Siemens» несутся со скоростью 300 км/ч, вихревые потоки таковы, что способны засосать человека», - рассказывал он.

На просьбы граждан построить переходы в опасных местах РЖД, как правило, отвечала, что это не предусмотрено инвестиционной программой.

Бывший глава РЖД Владимир Якунин уже покинул свой пост, и будет представлять Калининградскую область в Совфеде.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 20 августа назначил нового главу ОАО «Российские железные дороги», им стал первый заместитель главы Минтранса Олег Белозеров, передает РИА Новости.

Заявил о назначении Медведев на встрече с Белозеровым, отметив, что он принял решение о назначении вместе с решением об освобождении его с поста замминистра.

Напомним, что до этого момента пост главы РЖД занимал Владимир Якунин. Но ранее стало известно, что он уходит с этой должности в связи с тем, что будет в Совете Федерации представлять Калининградскую область. Накануне сообщалось, что Якунин уже написал заявление об отставке.

В СМИ говорится, что новую должность Якунин искал уже достаточно давно.

Отметим, что новый глава РЖД родился в 1969 году, окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов в 1992 году по специальности экономист, планирование промышленности. Работал после вуза в ОАО «Ленэнерго» заместителем коммерческого директора, коммерческим директором, начальником департамента по материально-техническому снабжению и транспорту. Потом занимал пост замдиректора в ОАО «Грузовое автотранспортное предприятие №21», затем перешел в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо - Западном федеральном округе.

В 2001 г. - 2002 г. был заместителем директора по управлению корпоративным имуществом в ОАО «ЛОМО». С 2002 г. по 2004 г. работал гендиректором в ОАО «Российская топливная компания», затем стал руководителем Федерального дорожного агентства.

И в марте 2009 г. назначен заместителем Министра транспорта РФ.

Анастасия Якорева Наталья Ромашина
Деловой квартал

Источники фото: wikimedia.org .mintrans.ru/

Читать полностью на: http://www.dk.ru/news/vladimir-yakunin-itogi-raboty-na-postu-glavy-rzhd-

Читать полностью на: http://www.dk.ru/news/oleg-belozerov-naznachen-na-post-glavy-rzhd-1

РЖД: руководство сменилось - спрут остался

РЖД: руководство сменилось - спрут остался

Недавнее известие об уходе Владимира Якунина с поста главы ОАО «Российские железные дороги» у многих породило надежды на то, что новый руководитель РЖД рьяно примется за решение назревших проблем.

Смена руководства не ликвидировала коррупционную составляющую РЖД

Кадровые перестановки в ОАО "Российские железные дороги" привлекли внимание широкой общественности к процессам, происходящим в естественной монополии. Уход из этой непрозрачной и очень коррумпированной корпорации Владимира Якунина и приход на его место бывшего первого заместителя министра транспорта Олега Белозерова, казалось бы, давали шанс на изменения в РЖД. Увы, пока что все нововведения в ОАО только лишь в одну сторону - к худшему. По-прежнему железная дорога представляет собой дойную корову для узкого круга мутных личностей и их родственников, преследующих исключительно собственные интересы.

С новым руководством госкорпорация продолжает транжирить бюджетные деньги в рекордных объемах - говорится в расследовании The MosСоw Post со ссылкой на второй "Индекс расточительности" госзаказчиков, опубликованный 2 октября 2015 в рамках проекта "За честные закупки" Общероссийского Народного Фронта (ОНФ). Стоит напомнить, что ОНФ не первый раз указывает на расточительность РЖД: в апреле прошлого года на выездном заседании в Ростове эксперты ОНФ настойчиво рекомендовали госкорпорации сократить нецелевые расходы.

Общеизвестно, что железнодорожники постоянно жалуются на отсутствие средств для выполнения прямых своих обязанностей, например, на организацию движения тех же пресловутых пригородных электричек. То ли дело с нецелевыми тратами: в разделе «Закупка автомобилей» компания ОАО «РЖД» с автомобилем за 8,17 млн. рублей оказалось на втором месте.

Кстати, после публикации ОНФ первого «Индекса расточительности» в июле 2015 года железнодорожники в течение 4 часов отменили данную закупку, но это не помешало им разместить еще 4 заявки, которые тоже вошли в «рейтинг затрат госкомпаний».

В результате 5-е место (7,2 млн. руб.), 10-е место (6,5 млн. руб.), 20-е место (4,9 млн. руб.) и 40-е место (3,5 млн. руб.) «рейтинга ОНФ» среди самых дорогих автомобилей достались ОАО «РЖД», сделав эту госкомпанию лидером в «командном зачете».

Очевидно, именно на одном из этих дорогостоящих «железных коней» и ездит теперь господин Белозеров. Всего на 4 новых автомобилей руководство ОАО «РЖД» потратило 22,1 млн.руб. Уж лучше бы все-таки железнодорожники купили только один автомобиль за 8,17 млн. руб.

Если карьера нового главы РЖД Олега Белозерова начинается со скандала вокруг закупки дорогих автомобилей, то, что дальше можно ждать от этого топ-менеджера? Очевидно, только новых «распилов». И в это нет ничего удивительного, так как Белозеров считается «другом олигархов Ротенбергов».

Питерские дзюдоисты в карьере Белозерова

Петербургские СМИ рассказывают о том, что Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов. когда работал в «Ленэнерго».

А вот партнер Белозерова по ОАО «Лагун» Андрей Кадкин принимал участие в работе дзюдоистского клуба «Явара-Нева», созданного Ротенбергом вместе с Геннадием Тимченко.

Кроме того Белозеров хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, бывшим руководителем банка «Северный морской путь» (СМП-Банк), принадлежащего Ротенбергам.

Тендерная семья дорожников Ротенбергов

Разумеется, что дружба Белозерова и Ротенбергов имела свой «финансовый эквивалент».

Все дело в том, что бывший заместитель министра транспорта РФ и нынешний глава РЖД Олег Белозеров с 2004 по 2009 год возглавлял Федеральное дорожное агентство («Росавтодор»), которое организовывало тендеры на дорожное строительство.

Уже тогда Белозеров назывался в прессе «человеком Ротенбергов».

По мнению экспертов, его лояльность к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М9 «Балтия» и т.д.

10 миллиардов РЖД

Наивно думать, что Олег Белозеров стал бы помогать Аркадию и Борису Ротенбергам «по доброте душевной». Злопыхатели утверждают, что Белозеров мог брать «откаты» от Ротенбергов за «передачу» им самых выгодных тендеров.

Кстати, в конце апреля 2015 года подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние» приобрел 38,63% акций строительной компании «Мостотреста» у компании Marc O’Polo Investments Ltd.

Этот офшор, как и сам «Мостотрест» подконтролен Аркадию Ротенбергу. Получается, что за почти 40% акций «Мостотреста» структура Ротенберга получила от фонда РЖД 10,04 млрд руб. Не слабо, верно?

Аркадий Ротенберг, хозяин «СМП-Банка»

Тот факт, что Белозеров был назначен главой РЖД 20 августа 2015 года, а Ройтенберги начали «объединять» некоторые свои активы со структурами РЖД с конца апреля этого же года, говорит о том, что продвижение замминистра транспорта Олега Белозерова на пост руководителя РЖД могло быть спланированной «спецоперацией» олигарха Аркадия Ротенберга по захвату контроля над железнодорожной монополией.

Теперь эта государственная корпорация фактически стала «игрушкой» в руках хозяина «СМП Банка», а глава РЖД Белозеров, по всей видимости, будет исполнять все, что от него потребует Ротенберг.

Впрочем, и при прошлом главе РЖД Владимире Якунине в работе этой государственной корпорации не раз были заметны «лоббистские мотивы», а самого Якунина нередко обвиняли в покровительстве коммерческим структурам своих родственников.

Поговаривают, что экс-глава РЖД даже хотел перейти в Совет Федерации РФ ради «спасительного мандата», дающего неприкосновенность. При этом Кремль явно содействовал Якунину на его пути в сенаторство.

К примеру, 20 августа 2015 года выяснилось, что Якунин в 2014 году получил ранг чрезвычайного и полномочного посла (эта тонкость была важна для прохождения в Совет Федерации).

Впрочем, 15 сентября 2015 года бывший глава РЖД внезапно отказался стать сенатором от Калининградской области .

Поговаривают, что Владимир Якунин просто не хотел быть рядовым сенатором, а когда его «прокатили» с постом вице-спикера Света Федерации (или даже с должностью председателя верхней палаты парламента), он вообще утратил всякий интерес к сенаторству.

Финансовый «провал» РЖД

На протяжении последних лет у РЖД наблюдаются серьезные проблемы. Они начались еще задолго до финансового кризиса, связанного с обвалом рубля в декабре 2014 года. Все дело в том, что еще в конце 2013 года правительство решило заморозить тарифы естественных монополий на 2014 год. С 2015 по 2017 года тарифы РЖД индексируются на уровне инфляции.

Якунин говорил, что из-за нулевой индексации убыток РЖД в 2014 году мог составить 60 миллиардов рублей. А в резуьтате чистый убыток «Российских железных дорог» по итогам 2014 года составил 99,3 млрд рублей. Так что Якунин ошибся с прогнозом «всего» на 30 млрд.руб.

Кроме этого руководство РЖД пересчитало показатели 2013 года, и в связи с изменением методологии и обесценением активов убыток за указанный период составил около 198,84 млрд рублей.

До этого в железнодорожной монополии указывали, что в 2013 году ОАО «РЖД» получило прибыль в размере 36,7 млрд рублей. Получается, что подчиненные Якунина, мягко говоря, «слукавили».

В 2014 году Счетная палата РФ опубликовала отчет о результатах проведения реформы РЖД .

Результаты были неутешительны. Несмотря на многомиллиардные субсидии со стороны государства, ряд регионов Сибири и Дальнего Востока до сих пор не имеют железнодорожного сообщения, пассажирские перевозки убыточны, высоки показатели износа основных фондов.

Владимир Якунин, экс-президент ОАО «РЖД»

Проверяя деятельность РЖД, аудиторы обратили особое внимание на нерешенную проблему по созданию механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок.

«Двухуровневое тарифное регулирование данного вида перевозок, при котором государство регулирует тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны - тариф на перевозку пассажиров - требует совершенствования. Это подтверждается тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, работают с убытками», - сообщают в Счетной Палате.

Кстати, нередко пригородные электрички вообще отменяются или задерживаются. К примеру, в начале 2015 года сообщалось об отмене или сокращении количества пригородных поездов в Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тверской областях.

Тогда пригородные электрички были возвращены только после личного приказ самого Владимира Путина, так что провал руководства РЖД на этом направлении работы очевиден.

«При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд рублей», - отмечает аудитор Валерий Богомолов.

О проблемах РЖД детально рассказала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: «Стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов – 65%. А высокая степень износа основных фондов отрасли - это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль».

Кстати, ранее об аналогичных проблемах РЖД говорили и в других аналитических организациях. К примеру, по оценке АНО «ИПЕМ», изношенность парка грузовых вагонов «РЖД» к 2011 году составила 58,9%, а изношенность парка магистральных грузовых и маневровых локомотивов - 81%.

Десять лет Якунина

Владимир Якунин был президентом ОАО «Российские железные дороги» с 2005 по 2015 год. Ровно 10 лет этот человек возглавлял российскую железнодорожную отрасль.

Казалось бы, что за эти годы можно было бы завершить строительство сети железнодорожных путей так, чтобы они охватывали всю территорию страны. Тем более, что время правления Якунина пришлось на те года, когда цены на нефть еще были высокими, а казна государства успела позабыть о дефиците.

Но, нет… Итогом десятилетнего правления Якунина в РЖД стало то, что шесть субъектов РФ (Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край) до сих пор не имеют железнодорожного сообщения.

Еще в 10 субъектах железнодорожная сеть недостаточно развита. Более того, при Якунине было нарушено железнодорожное сообщение с некоторыми другими странами. К примеру, невозможно было добраться на поезде до Абхазии, а ежедневное железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией открылось только 20 июня 2015 года (почти за два месяца до отставки Якунина)

Но, все-таки хуже всего то, что экс-глава РЖД так и не смог завершить прокладку железнодорожных путей по всей территории РФ. Так что новому руководству РЖД придется достраивать пути за Якуниным.

В долгах, как в шелках

Похоже, единственное, в чем действительно «преуспел» бывший глава РЖД, так это – в набирании долгов.

По данным на 31 декабря 2014 года, общий объем обязательств РЖД по долгосрочным кредитам и займам оценивался в 715,71 млрд руб. против 579,15 млрд руб. годом ранее, а общий объем обязательств по краткосрочным кредитам и займам — соответственно в 140,5 млрд руб. против 36,96 млрд руб.

Крупнейшими кредиторами РЖД являются банки ВТБ, Сбербанк, Deutsche Bank и созданная для выпуска еврооблигаций компания RZD Capital Limited.

Впрочем, кроме банков РЖД весьма активно «побирается» у Фонда национального состояния (ФНБ). Как стало известно, 2 сентября 2015 года РЖД может получить в 2016 году еще 40 млрд руб. из ФНБ на закупку локомотивов.

Кстати, в конце прошлого года правительство согласовало выделение в 2015 году РЖД из ФНБ 100 млрд руб. на разные проекты. А с учетом того, что в 2016 году монополия планировала купить 495 локомотивов на 71,8 млрд руб. то РЖД может потребоваться еще больше денег из бюджета.

Похоже, что при Белозерове РЖД собирается «доить» государственную казну также, как это было при Якунине. Только на этот раз трат будет еще больше. Ведь новому главе железнодорожной монополии придется «помогать» бизнесу братьев Ротенбергов. Так что РЖД ждут новые «капитальные затраты».

Рабы на железнодорожных галерах

Также стоит отметить, что в РЖД при сверхтяжелых условиях работы наблюдаются крайне низкие уровни зарплаты.

Например, средняя зарплата слесаря-ремонтника и монтера пути – 15 тыс.руб. (минимальная – 10 тыс.руб.). Средняя зарплата машиниста – 29 250 руб. а электромонтер получает от 10 тыс.руб.

Зато глава РЖД Владимир Якунин, по данным СМИ, получал по 4 млн.руб. до 5,5 млн.руб. в месяц, то есть в 133 (или в 183) раза больше, чем рядовой машинист.

В год, соответственно, Якунин без премий мог получать до 66 млн.рублей только по официальным данным. А вот президент России Владимир Путин за 2014 год заработал 7,654 миллиона рублей (за 2013 год - 3,6 миллиона).

Так что за год только при «чистой» зарплате (без премий и бонусов) экс-глава РЖД получал почти в 9 раз больше, чем президент России.

Несмотря на то, что многие сотрудники РЖД просто бедствуют, Якунин всегда демонстрировал (и до сих пор демонстрирует), что он не просто живет, а буквально «утопает» в роскоши.

Это хорошо заметно по его «замку» в подмосковном Акулинино. Кстати, в этом же районе кроме Якунина живут еще бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Сергей Ястржембский, «спарринг-партнер Путина по дзюдо» Аркадий Ротенберг, глава «Транснефти» Николай Токарев, почти все руководство «Ростеха» и многие влиятельные силовики.

Именно там, в Акулинино, располагается «резиденция Якунина» .

На участке почти в 7 га расположился комплекс из шести домов, включая хозяйственные постройки. Есть теннисный корт. В трехэтажном основном доме — бассейн, массажный кабинет, кинотеатр и оранжерея. Ближе к лесу, метрах в 100 от дома, — облагороженные пруды.

Стоит отметить, что Якунин всегда ценил своих соседей по дачам (дворцам, особнякам и т.д.). Впрочем, соседями бывшего главы РЖД, как правило, были люди влиятельные и обеспеченные.

К примеру, в ноябре 1996 года Владимир Якунин стал одним из учредителей дачного кооператива «Озеро». наряду с Владимиром Путиным и будущим олигархом Юрием Ковальчуком.

Весьма любопытно, что до февраля 2011 года собственником участка в Акулинино значился сам Якунин, но затем земля была переписана на кипрскую Mirolo Investments Ltd.

Офшорная компания Mirolo — не чужая Якунину. По данным СПАРК, эта компания владеет петербургским ООО «Акулинино», которым руководит Сергей Башков.

Дача Якунина. Фото russiantourism.ru

Он же возглавляет юридический департамент Venture Investments & Yield Management, инвестиционной и управляющей компании сына Владимира Якунина — Андрея.

Теперь стоит разобраться, откуда у Владимира Якунина и его семьи такие богатства. Российские оппозиционеры уже смогли выяснить многие подробности того, как устроен семейный бизнес клана Якуниных.

К примеру, в июле 2013 года Алексей Навальный опубликовал расследование, раскрывающее офшорные схемы тогдашнего главы РЖД. Блоггер и сотрудники Фонда борьбы с коррупцией обнаружили целую «бизнес-империю» Якунина и его сыновей, фирмы которой зарегистрированы в офшорах по всему миру .

Навальный обратился, в частности, к президенту Путину и председателю правительства Дмитрию Медведеву с требованием отставки Якунина и публичного расследования деятельности его семьи. Также заявления были отправлены в Генпрокуратуру, Следственный комитет, всем парламентским партиям. Впрочем, силовики не стали предъявлять к Якунину никаких претензий.

Андрей Якунин, сын экс-президента ОАО «РЖД»

Про семью господин Якунин действительно не забывает. Младший его сын Виктор Владимирович Якунин с середины 2000-х работает в российском офисе трейдинговой компании Gunvor у друга Путина и самого Якунина-старшего — Геннадия Тимченко.

Старший сын экс-главы РЖД, по данным Алексея Навального, постоянно проживает с семьей в Лондоне в доме, купленном в 2007 году за 4,5 миллиона фунтов стерлгингов и зарегистрированном на панамский офшор.

Вначале Андрей Якунин был соучредителем компании «Тристар Инвестмент Холдингс», занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По данным СМИ, VIYM участвует в крупных девелоперских проектах на землях РЖД .

Любимая жена Якунина Наталья совместно с сыновьями главы «Ростеха» Сергея Чемезова, его заместителя Владимира Артякова и дочерью руководителя «Транснефти» Николая Токарева владеет гостиничным комплексом «Меридиан» в Геленджике.

Не стоит думать, что только Якунин из руководства РЖД сумел «озолотиться», благодаря этой государственной корпорации. Взять, к примеру, бывшего начальника департамента корпоративных коммуникаций РЖД Сергея Михайлова.

Он является бенефициаром влиятельного PR-агентства «Михайлов и партнеры», которым управляет через ряд кипрских оффшоров, на которые и выводятся деньги, получаемые Михайловым от госконтрактов. Как удалось выяснить журналистам, агентство «Михайлов и партнеры» имеет довольно большой опыт в сотрудничестве с ОАО «РЖД», так как оно получало от железнодорожной монополии очень выгодные заказы.

Сергей Михайлов, бывший начальник корпоративных коммуникаций РЖД

Более того, в декабре 2014 года стало известно, что Виталий Кривенко, работавший заместителем начальника корпоративных коммуникаций РЖД, оказался основным владельцем компании «Лайса». получившей 15-летний контракт на продажу всей рекламы «Российских железных дорог». При этом Виталий Кривенко – это давний соратник Сергея Михайлова.

Так что теперь уже бывшие топ-менеджеры РЖД сосредоточили в своих руках все многомиллиардные контракты на рекламу железнодорожной монополии.

Другие «железнодорожники» тоже не отстают от Михайлова и Кривенко. Взять, к примеру, теперь уже бывшего вице-президента РЖД по корпоративной безопасности Александра Бобрешова (экс-сотрудника ФСБ), который ушел из этой госкорпорации в сентябре 2015 года .

Так вот Бобрешов в свое время был президентом и совладельцем петербургского некоммерческого партнерства «ЛВБ-холдинг» и ООО «ЛВБ-холдинг» (доля — 63%), в который входит больше 20 охранных предприятий в Петербурге, Москве, Краснодаре, Самаре, Пскове и Волгограде.

Не трудно догадаться, что свято следуя корпоративным традициям топ-менеджеров ОАО «РЖД» по работе с аффилированными структурами, он тут же подключил к сотрудничеству с транспортной монополией свои ЧОПы.

К примеру, партнерами РЖД являются краснодарские ЧОПы из компании «Русь» и волгоградские ЧОПы «Кобальт-А», «Кобальт-С», «Кобальт-РТ». Все они входят в «ЛВБ-холдинг». А в Москве еще одна «дочка» этого холдинга - ЧОП «Цербер» проводит общие проекты с ЧОП «РЖД-охрана».

Александр Бобрешов, бывший вице-президент РЖД по корпоративной безопасности

Однако, видимо, в случае Бобрешова сказалась «чекистская сноровка», и он догадался вовремя уйти из числа владельцев «ЛВБ-холдинга» и хотя бы формально передать полномочия собственной родственнице Татьяне Савиной, которой теперь владеет 63% холдинга. Но фактически контролирует его все равно Бобрешов, а, значит, он и получает деньги с РЖД для нужд его личного бизнеса.

Бухгалтер и «завхоз»

Далее рассмотрим пример еще одних «продолжателей корпоративных традиций» - первого вице-президента РЖД Вадима Морозова, ответственного за координацию производственно-хозяйственной деятельности РЖД, и главного бухгалтера РЖД Галины Крафт.

Как выяснилось, ранее (с октября 2003 года по июнь 2004 года) Вадим Морозов был министром путей сообщения РФ, а Галина Крафт – заместителем руководителя департамента финансов МПС. А вот затем эта «сладкая парочка» оказалась совладельцами ООО «Желдорстрой». которое, как можно догадаться из названия, имеет непосредственное отношение к строительству железнодорожных объектов.

Вадим Морозов, первый вице-президент РЖД

Кстати, Галина Крафт расширила свой бизнес до семейного, ведь ее супруг - Якоб Крафт возглавляет «Ямальскую железнодорожную компанию» (ЯЖДК). Более того, он владеет 10% акций этой компании. Кстати, ЯЖДК в августе 2015 года решила купить для своего руководства внедорожник Toyota Land Cruiser 150 PRADO за 2 млн 890 тыс. рублей и пикап Mitsubishi L200 за 1,7 млн рублей. Как говорится, «красиво жить не запретишь» (особенно за казенный счет).

ЯЖДК с успехом занимается перевозками от станции Коротчаево до Ямбурга и Надым-пристани и развивает железнодорожную инфраструктуру ЯНАО, привлекая инвестиции для завершения строительства участков Коротчаево — Новый Уренгой — Надым и Новый Уренгой — Ямбург. Да и как ЯЖДК не работать успешно, если жена руководителя компании – главный бухгалтер ОАО «РЖД».

Подарки для РЖД

Теперь рассмотрим пример деятельности московской фирмы «ЭВО импрэшнс» (EVO Impressions), которая занимается продажей подарков и организацией «корпоративов». Казалось, при чем тут РЖД? А притом, что владельцы «ЭВО импрэшнс» Михаил Лапидус (70% акций EVO Impressions) и его сестра Наталия (15% акций) – это дети старшего советника президента РЖД Бориса Лапидуса.

Разумеется, советник главы РЖД Лапидус так же не изменяет корпоративным традициям. Вот так вот «ЭВО импрэшнс» оказалась поставщиком ценных праздничных подарков, которые были оплачены из бюджета ОАО «РЖД», а среди основных клиентов «ЭВО импрэшнс» как-то «внезапно» оказался «РЖДстрой».

Таким образом, становится ясно, что практически все топ-менеджеры ОАО «РЖД» получают неплохой доход от аффилированных с собой компаний, которые становятся неизменными подрядчиками РЖД.

«Список Магнитского» на Московском узле

Еще одним «сомнительным» топ-менеджером РЖД является Петр Кацыв (вице-президент РЖД по развитию Московского транспортного узла). Он пришел в эту корпорацию в октябре 2015 года, а до этого он трудился в правительстве Московской области.

В Интернете есть данные, что Петр Кацыв мог быть учредителем ЗАО «Интер-Бизнес». В здании, где сдавало в аренду помещения ЗАО «Интер-Бизнес», находится офис ГУП МО «Мострансавто». которое долгое время курировал все тот же Петр Кацыв в качестве министра транспорта региона.

Петр Кацыв, вице-президент РЖД по развитию Московского транспортного узла

Со временем ООО «Инавто», принадлежащее Денису Кацыву (сыну вице-президента РЖД), стало одним из основных поставщиков автотранспорта «Мострансавто». Так что семья Кацывов весьма активно получала (и, видимо, до сих пор получает) госзаказы от правительства Московской области.

Стоит отметить, что Петр и Денис Кацывы стали фигурантами финансовых скандалов не только в РФ, но и в США. Так подконтрольные Денису Кацыву компании в США подозреваются в отмывании похищенных из российского бюджета $230 млн. Ранее американский суд арестовал эти активы.

Напомним, что еще в сентябре 2013 года американская прокуратура подала заявление о конфискации активов в рамках так называемого «дела Магнитского». В США полагают, что похищенные из российского бюджета деньги, о которых заявлял аудитор Сергей Магнитский, были отмыты, в частности, путем приобретения недвижимости в Нью-Йорке.Американская прокуратура заподозрила в причастности к этому структуры, аффилированные с кипрской компанией Prevezon Holdings Limited. Ее единственным акционером является Денис Кацыв.

Так, по мнению американских следователей, именно на счета кипрской компании Prevezon Holdings Ltd была перечислена часть средств из 230 миллионов долларов. похищенных из российской казны .

Уже вслед за этим компания Prevezon занялась скупкой недвижимости в Нью-Йорке. В итоге суд арестовал несколько подконтрольных Кацыву-младшему объектов дорогостоящей недвижимости в фешенебельном районе Манхеттен, а также денежные средства, хранящие на счетах компаний, подвластных сыну бывшего министра транспорта Подмосковья. Стоимость арестованных активов оценивалась примерно в 24 миллиона долларов.

Круговая порука мажет, как копоть

Получается, что сын вице-президента РЖД может быть причастен к выводу из бюджета РФ суммы, эквивалентной 230 миллионов долларов, но силовики ничего не предпринимают по этому поводу.

По слухам, если ранее семейство Кацывов «крышевал» Якунин, то теперь новой «крышей» для бывшего подмосковного министра стал Белозеров.

Анализ «деяний» большинства топ-менеджеров РЖД, начиная от глав департаментов и заканчивая самим президентом ОАО «РЖД», ясно дает понять, насколько велики масштабы коррупции в этой организации.

Очевидно, что замешанного в «лоббистских скандалах» Олега Белозерова, считающегося «человеком Ротенбергов», нельзя было назначать на пост главы РЖД. Эксперты считают, что при нем в этой транспортной монополии сохранилась та же «круговая порука», которая сложилась еще при Якунине. К тому же это «порука» стала «более масштабной».

Видимо, у Кремля есть лишь один шанс спасти «Российские железные дороги» от полного разорения. Для этого надо срочно выгнать из РЖД всех «ставленников Якунина», снять с должности Белозерова и назначить новыми топ-менеджерами людей, не связанных с финансовыми интересами «верхушки» РЖД.

И чем, скорее Кремль избавится от Белозерова и «якунинцев», тем лучше будет для железнодорожной монополии. В противном случае ОАО «РЖД» может «развалиться» уже в ближайшие годы.

Несостоятельный рекламный партнер РЖД: в отсутствие Якунина у "Лайсы" кончились деньги

Рекламное агентство «Лайса» не смогло получить кредит в банке «Открытие» на покупку доли в операторе наружной рекламы Russ Outdoor, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к Russ Outdoor. Банк отказал «Лайсе» в кредите из-за нестабильной ситуации на рынке наружной рекламы, говорит человек, близкий к этой компании. Правда, «Лайса» и сама планировала отказаться от займа, уточняет он: привлекать деньги в нынешней экономической ситуации и с высокими банковскими ставками нецелесообразно. Банк согласился с этим решением, добавляет собеседник «Ведомостей». Представитель банка «Открытие» не стал это комментировать.

Этой весной основатель Russ Outdoor Максим Ткачев и его партнеры договорились продать «Лайсе» свои доли в компании (всего 20,72% акций). Также доли в Russ Outdoor хотели продать известный американский инвестор, основатель телеканала CTC Питер Герви (21,85%) и компания Marathon Outdoor Cooperatief (6%). По итогам сделки «Лайса» могла бы стать владельцем 48,57% акций Russ Outdoor. Остальные 26,43% акций остались бы у «ВТБ капитала», 25% – у французской компании JCDecaux, рассказывали сотрудники медийных компаний.

Но сделка затягивалась из-за того, что «Лайса» не могла договориться о получении кредита. «Лайса» была готова заплатить за долю в Russ Outdoor $46 млн, рассказывали «Ведомостям» сотрудники двух крупных операторов наружной рекламы. А человек, близкий к «Лайсе», утверждал, что сумма «намного больше».

Инвестбанк «ВТБ капитал» оценивал свою долю в Russ Outdoor в конце прошлого года в 3 млрд руб. следует из его отчетности. В этом случае вся Russ Outdoor могла быть оценена в 11,35 млрд руб. а доля Ткачева и его партнеров – в 2,35 млрд руб.

Но в процессе переговоров сумма сделки постоянно менялась «из-за экономической ситуации в стране и кризиса на рынке наружной рекламы», говорит человек, близкий к акционерам «Лайсы». Стоимость Russ Outdoor за последние несколько месяцев заметно снизилась, добавляет источник в Russ Outdoor.

Впрочем, источники в Russ Outdoor и «Лайсе» не считают, что сделка окончательно сорвалась. «Компании ведут переговоры о дальнейшем возможном взаимодействии, но о деталях и форме сотрудничества компании пока не договорились», – утверждают они.

Russ Outdoor – крупнейший оператор на рынке наружной рекламы в России. У компании 32 000 поверхностей в 54 городах страны. Ее выручка в 2014 г. составила 5,72 млрд руб. чистый убыток – 867 млн руб.

«Лайса» в течение 10 лет является эксклюзивным партнером РЖД по размещению рекламы в составах и на железнодорожных станциях. У самой «Лайсы» сравнительно небольшая выручка – 767,2 млн руб. в 2014 г. Но компания хотела привлечь заем под залог акций Russ Outdoor.

Гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин считает, что «Лайса» не сможет выкупить долю в Russ Outdoor, пока ситуация на рекламном рынке не наладится. Тем более что в этом году операторы должны выплатить городу очередной платеж по договору. Банк мог посчитать, что компании будет сложно обслуживать кредит, резюмирует Березкин.

Представители «Лайсы» и Russ Outdoor отказались от официальных комментариев.