Руководства, Инструкции, Бланки

руководство подразумевает img-1

руководство подразумевает

Рейтинг: 4.1/5.0 (1887 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство подразумевает

21. Этика руководителя

Нравственно-психологические качества руководителя. Понятие руководства. Трудовой пост в организации

Понятие «руководство» подразумевает организацию и координацию трудовой деятельности организации определенным человеком или группой людей – специалистов в данной области деятельности. Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы, и другое. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократичный, авторитарный и либеральный стили управления. Либеральный и демократичный стили управления во многом схожи, но либеральный предполагает совещательный подход к решению проблем, а демократичный допускает решение проблем всеми членами коллектива совместно.

Под трудовым постом в организации понимается определенный статус, который несет в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. Обычно включает понятие карьерного роста – роста по иерархической лестнице на производстве в сторону увеличения статусных характеристик. Во многом возможность достижения определенного трудового поста зависит от ответственности индивида, его личностных характеристик, уровня образования.

Вопросы управления персоналом на производстве по большей части зависят от руководителя, стиля руководства. По облику руководителя определяется представление о производстве в целом. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеет психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход их затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя базируется на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой. Этика руководителя проявляется в нескольких аспектах: понимании целей, задач, средств деятельности человека как руководителя, соблюдении культуры отношений и культуры поведения, соответствии личностных характеристик должности руководителя.

Нравственно-психологические качества руководителя:

1) терпимость к слабостям работников;

2) приоритет личного примера в работе с подчиненными;

3) взаимное уважение;

4) разумное отношение к критике;

5) поддержка инициатив работников;

6) четкие требования и границы времени рабочего задания;

7) адекватная оценка вклада работников в трудовой процесс.

Основные задачи руководителя – организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.

Другие статьи

РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Руководство как функция управления — это целенаправ­ленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспе­чивающими эффективность предприятия или его подразделе­ний в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысло­вых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

♦ выдача директив относительно того, что нужно сделать;

♦ налаживание сотрудничества между людьми;

♦ обеспечение энергии, необходимой для достижения по­
ставленной цели» 1 .

В отличие от понятия «управление», которое характеризу­ет процесс организации* всей системы управления и производ­ства, руководство направлено на конкретных людей, объеди­ненных в коллективы.

Менеджер — это должность и профессия. Понятие «менед­жер» часто используется для обозначения различных должнос­тей. Генеральный директор объединения, заместитель директо­ра предприятия, мастер — это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены по­нятием «менеджер».

Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего ап­парата управления или его отдельных звеньев, а также осуще­ствляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей 2. Луч­ше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одноруководить:

1 Карлоф Б. Деловая стратегия. М. Экономика, 1991.

2 Полукаров B.JI. Краткий курс лекций по основам менеджмента. М. 2005.

ЭР = Л + В — формула эффективного руководства.

Руководитель (Р) — это хозяйственный лидер, которому делегирована власть Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для дости­жения поставленных целей.

Лидерство (Л) — это процесс влияния одного лица на других.

Власть (В) — это делегированные полномочия влиять на поведение других.

Способности и характер

Вознаграждения, вопринимаемые как справедли­вые

Рис. 16.1. Факторы результативности руководителя

Опыт работы в качестве руководителя

Образование в области управления

Желание работать руководителем

Рис. 16.2. Области жизненного плана руководителя

Функцию руководства в менеджменте реализует руководи­тель. В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглав­ляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отно­шению ко всей системе он считается функциональным руко­водителем, а для работников данного отдела — линейным.

Линейный руководитель учитывает мнение всех специали­стов (из экономических, технических и других служб). Но ре­шать должен именно он, а само принятое решение может отли­чаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений — основная функция руководителя, это результат его деятельнос­ти, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой сис­темы в целом, а также за организацию работы по их реализа­ции, за контроль исполнения.

Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опи­раясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель выс­шего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффек­тивного руководства.

По занимаемому в управленческой иерархии уровню ме­неджеры составляют три звена:

институциональный (высший уровень, топ-менеджмент):
члены совета директоров, президенты, вице-президенты, гене­
ральные директора и их заместители. Основная задача менед­
жеров этого уровня — определение целей, смысла существова­
ния и принципов деятельности организации. Главное внима­
ние — «что делать»;

управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): ди­
ректора, начальники производств и их заместители. Основная
задача — определение способов достижения целей, совершен­
ствование производственных процессов, повышение эффектив­
ности затрат. Главное внимание — «что и как делать»;

технический (нижний уровень, супервайзеры): началь­
ники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача —
непосредственная организация работы тех, кто своим трудом
вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное
внимание — «как делать».

Хозяином (собственником) организации может быть госу­дарство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, част­ный собственник и т. д. Хозяин организации определяет меха­низм назначения высшего руководителя. Положение руководи­теля определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и соб­ственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционера­ми).

Функции собственника часто отделены от функций управ­ления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же соб­ственник работает в управлении, то он должен выполнять толь­ко те обязанности, которые вытекают из его должности.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вы­шестоящими руководителями, и его отношениями с руководи­телями равного уровня управления.

Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя — власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Властьэто способность заставить других выполнять вагиу волю.

Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личнос­ти, харизма; доступ к информации.

В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:

♦ власть, основанная на принуждении (через страх). Менед­
жер может оказывать влияние на других, если он контролирует
величину или форму наказания, которое может быть к ним при­
менено;

♦ власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Ме­
неджер имеет власть над другим человеком, если этот человек
верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в
этом;

♦ власть примера, эталонная власть (через уважение и влия­
ние силы личности). Характеристики или свойства менеджера
настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть
таким же;

♦ юридическая или законная власть (традиционная) основы­
вается на праве человека руководить другими в силу соответству­
ющего положения в организации;

♦ экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществ­
ляется, когда менеджер воспринимается как носитель специаль­
ных и полезных знаний.

Таким образом, влияниеэто поведение человека, кото­рое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения дру­гого человека. А властьэто возможность влиять на поведе­ние других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это — убеждение и участие сотрудников в управлении.

В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена под­чиненным в подготовке и принятии организационно-управлен­ческого решения.

С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиаль­ный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный) тип руководства от­личается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопро­сов организации, сознательным ограничением общения с подчи­ненными. Для руководителей этого типа характерны такие чер­ты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или не­согласие. жесткий и тотальный контроль действий своих работ­ников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.

Появление руководителя-автократа нередко связано с лич­ностными особенностями его характера. В большинстве случаев

это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможнос­тях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетент­ность или отсутствие организаторских способностей.

Живучесть автократа в отечественной хозяйственной сис­теме обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, воле­вое принуждение подчиненных, исполнительность и единонача­лие.

Демократический (коллегиальный) тип руководства, в от­личие от автократического, предполагает коллегиальность, кол­лективное управление, предоставление подчиненным самостоя­тельности и инициативы, делегирование им полномочий, интен­сивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудо­вой деятельности и ее стимулировании.

Руководитель демократического типа во всей своей дея­тельности опирается на общественные организации, коллектив­ное мнение, традиции предприятия.

Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способству­ет созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализо­ваться, самоутвердиться.

Гласность и полная информированность сотрудников о подго­товке, и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения — все это способствует росту авторитета руководи­теля, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.

Либеральный (попустительский) тип руководства отли­чается отсутствием размаха в деятельности, безынициативнос­тью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недоста­точно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «де­шевый» авторитет.

Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, прису­щих различным типам руководства в зависимости от способнос­тей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа и, наконец, в зависимости от ситуации.

Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со сти­лем руководства. Стиль руководителя в менеджменте приня­то трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хо­зяйственных функций. По сути дела, руководство любой орга­низацией заключается в выборе тех средств, которые побуж­дают коллектив к инициативному и творческому труду, усили­вают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить — это зна­чит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.

Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в ра­боте с подчиненными:

L Сила принуждения, основанная на понимании подчинен­ными того, что в случае отказа выполнять требования руково­дителя он может быть наказан.

2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненны­ми возможностей руководителя повысить его в должности, уве­личить зарплату и т. д.

3 Юридическая сила, основанная на том, что руководи­тель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права

4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя
над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.

5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных
походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях
к нему.

В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональ­ной и нравственной компетентностью, общей культурой и ин­теллектом, особенностями характера и темперамента Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-эконо-

мические факторы (экономическая ситуация, политическая об­становка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организаци­онная структура, традиции) и межличностные отношения в кол­лективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.

Рис. 16.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя

Учитывая субъективные и объективные компоненты в дея­тельности руководителя, его современный стиль должен отве­чать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.

Таким образом, стиль руководства — это устойчивая сис­тема индивидуальных приемов и форм целенаправленного воз­действия руководителя на подчиненных.

В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 16.1).

В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит сле­дующим образом (рис. 16.4).

/ Зона аЬтори-/ тарного \стиля

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В Л Полупаров. Основы менеджмента. Рекомендовано УМЦ Классический учебник.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
При изучении данной темы важно рассмотреть роль обще­ственного процесса труда в возникновении и развитии такого вида человеческой деятельности, как управление. Трудовая де­ятельность человек

КАК ОСОБЫЙ ВИД УПРАВЛЕНИЯ
Термин «управление» намного шире понятия «менеджмент», так как применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности. Поэтому различают политическое, государствен­ное, технологическое, экон

ПЕРСОНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление современной организацией — это результат деятельности группы людей, разрабатывающих планы, собира­ющих информацию, готовящих решения, мотивирующих ра­ботников на достижение конкретных це

ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились ис­кусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах че

Школа научного управления
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.У. Тейлором (1856—1915), который возгла­вил движение научного управления. Он заинтересовался не эф­фективно

Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х гг. XX в. ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений и поведенческих наук В ее основу по­ложены достижения психоло

Социальный менеджмент
Современный этап развития социального менеджмента свя­зан с именем Питера Ф. Друкера. С его точки зрения, каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить свою меру социаль

Человек в организации
Организации не возникают сами по себе, а создаются людьми и во имя удовлетворения потребностей людей. Любая организа­ция принимает форму социального института, где исходной по­зицией является челов

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Определив организацию как систему в менеджменте и рас­смотрев человека как основной элемент этой системы, необхо­димо перейти к рассмотрению внутренней среды организации. Предметом науки и

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Современные фирмы как часть общества разнообразными отношениями связаны с внешней средой. Можно выделить ос­новные особенности и характеристики влияния внешней сре­ды на фирму: С

Механистическая организационная система
Суть механистического подхода к построению организации состоит в том, что организация рассматривается как система, имеющая сходство с машиной. Она работает по установленному порядк

Органическая организационная система
В рыночной среде организация должна быть гибкой, адап­тивной, легко приспосабливаться к быстрым и частым внешним изменениям. Организации такого типа относят к органическим системам. Впервые этот те

Характеристика механистического и органического типов организационных систем
Характеристика организации Механистический тип ор­ганизации Органический тип ор­ганизации Специализация

Стадии жизненного цикла организации
Стадия создания организации. Она характеризуется ста­новлением организации, цели на этом этапе недостаточно чет­кие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия организации направ

Форма собственности в организации
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федера­ции по форме собственности организации могут быть государ­ственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смеш

Организационная форма.
Малые организации могут создаваться в виде кооперати­вов, товариществ, обществ и других организационно-право­вых форм. 1 Полукаров В.Л. Краткий курс менеджмента М.

Новые типы организаций
Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустриального к информационному обществу существенным образом изменяет деловую среду и саму организацию в ней. В любой организации через информа

Предпринимательская организация
Управление организацией в условиях нестабильной, посто­янно меняющейся рыночной среды становится все более пред­принимательским. Как мудро заметил П. Дракер, предприимчи­вость — скорее тип поведени

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основу деятельности людей в любой организации состав­ляют общие цели, интересы, ценности. Одной из главных ха­рактеристик жизнедеятельности организации сегодня является ее культура. Исслед

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
В предыдущих темах мы достаточно подробно рассмотрели управленческие аспекты управления с точки зрения системного методологического подхода, определили основные составляю­щие этой системы. Теперь п

Процессные функции
Это следующая группа функций менеджмента, которые определяет автор данной классификации. Основным признаком выделения данного вида функций выступает управленческий цикл, обеспечивающий процесс взаи

Функции систем менеджмента
Это третья группа функций менеджмента, которую выде­ляет автор этой классификации. При формировании систем ме­неджмента кроме следования объективным тенденциям разви­тия экономики и менеджмента от

Функции профессионализации менеджмента
Четвертая группа функций менеджмента. Профессионали­зация — ключевая особенность менеджмента. Именно професси­онализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой фор

ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Планирование представляет собой наиболее существенную из всех менеджерских функций, поскольку связано с целями, альтернативным выбором, определяет действия как перспектив­ные, так и текущие. Планир

Формы планирования
Современная практика менеджмента выделяет три основ­ные формы внутрифирменного планирования: ♦ централизованное; ♦ децентрализованное; ♦ комбинир

Стратегическое планирование
Стратегическое планирование — особый вид плановой ра­боты, состоящей в разработке стратегических планов, предус­матривающей выдвижение таких целей и стратегий развития организации, реализация котор

Бизнес-план
Одним из видов планов, широко применяемых в современ­ном западном и российском бизнесе, является бизнес-план орга­низации. Бизнес-план — документ, в котором формулируются цели предприятия

КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Если планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организации в менеджменте определяют­ся структура организации и условия для обеспечения функцио­нирования организации (обес

Адаптивные структуры управления
Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламента­ции деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам

Заключительный контроль.
Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов. Он требует всесторон­него анализа сильных и слабых сторон деятельности организа­ции за истекший период с це

МОТИВАЦИЯ — ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие мотивации в менеджменте тесно связано с пробле­мой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом развития России, выдвига­ют и новые требования к пер

Теории мотивации
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такая теория базируется на изуче­нии пот

Двухфакторная теория Герцберга.
Во второй половине 50-х гг. XX аФ. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. Герцберг выделил две категории факторов: ♦ гигиена;

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда.
Эта концепция потребностей в продолжение предыдущих изучает и описывает влияние на поведение человека потребнос­ти высших уровней: достижения, потребности соучастия и по­требности властвования (

Мотивация
Рис 15.5. Модель мотивации по Вруму Поведение людей определяется не только потребностями, но во многом зависит от восприятия ситуации, ожиданий, свя­занных с ней, и возможных последст

Теория справедливости.
Данная концепция предполагает, что если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного возн

Личности руководителя
(обстановка, возраст, стаж, тип личности, здоровье) Рис. 16.5.Решетка управленческого поведения руководителя стоянных и устойчивых результа

Коммуникации
Представители классической, административной школы управления в 20—30-е гг. XX в. раскрыли содержание управ­ленческой деятельности через взаимосвязь функций менедж­мента Пять функций управления свя

В МЕНЕДЖЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — связующий процесс в менеджменте, составная часть любой уп­равленческой функции. Необходимость подготовки и принятия решений возникает на всех эта

Ценообразование— процесс установления цены на продукцию фирмы.
Цикл экономический— повторяющиеся в экономике любой стра­ны спады и подъемы в развитии производства и уровне де­ловой активности. Циклическая безработица—

Руководство подразумевает

5. Руководство в менеджменте. Стиль менеджера и имидж (образ менеджера). Классификация стилей руководства.

Руководство в менеджменте

Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей.

Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела — линейным.

Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.

Стиль менеджера и имидж.

Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента.

Стили могут классифицироваться по следующим критериям.

1. Критерий участия исполнителей в управлении:

- вторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют);

- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);

- втономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством).

2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

- управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание);

- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем)

3. Критерий преимущественной ориентации.

- слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала;

- управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;

- клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;

- сильное управление - идеальный стиль.

Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.

Имидж менеджера - это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно созда­ваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика.

Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.

Во многих случаях имидж менеджера - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.

Классификация стилей руководства

Стиль pyкoвoдcтвa - этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).

Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa:

1. Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния. Автopитapный cтиль yпpaвлeния нeoбxoдим в кpизиcнoй cитyaции, кoгдa peшeния дoлжны пpинимaтьcя быcтpo и быть чeткo cкoopдиниpoвaны, чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe peшeний.

В peзyльтaтe cнижaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв cвoeй дeятeльнocтью и пoвышaeтcя иx зaвиcимocть oт pyкoвoдитeля. Дoлгocpoчнoe иcпoльзoвaниe тaкoгo cтиля yпpaвлeния пpивoдит к cyщecтвeннoмy cнижeнию cтeпeни эффeктивнocти paбoты пpeдпpиятия.

2. Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.

3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx диcциплиниpoвaннocть.

Понятие руководства

Понятие руководства

Понятие «руководство» подразумевает организацию и координацию трудовой деятельности организации определенным человеком или группой людей – специалистов в данной области деятельности. Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы, и другое. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократичный, авторитарный и либеральный стили управления. Либеральный и демократичный стили управления во многом схожи, но либеральный предполагает совещательный подход к решению проблем, а демократичный допускает решение проблем всеми членами коллектива совместно.

Под трудовым постом в организации понимается определенный статус, который несет в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. Обычно включает понятие карьерного роста – роста по иерархической лестнице на производстве в сторону увеличения статусных характеристик. Во многом возможность достижения определенного трудового поста зависит от ответственности индивида, его личностных характеристик, уровня образования.

Вопросы управления персоналом на производстве по большей части зависят от руководителя, стиля руководства. По облику руководителя определяется представление о производстве в целом. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеет психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход их затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя базируется на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой. Этика руководителя проявляется в нескольких аспектах: понимании целей, задач, средств деятельности человека как руководителя, соблюдении культуры отношений и культуры поведения, соответствии личностных характеристик должности руководителя.

Нравственно-психологические качества руководителя:
  1. терпимость к слабостям работников;
  2. приоритет личного примера в работе с подчиненными;
  3. взаимное уважение;
  4. разумное отношение к критике;
  5. поддержка инициатив работников;
  6. четкие требования и границы времени рабочего задания;
  7. адекватная оценка вклада работников в трудовой процесс.

Основные задачи руководителя – организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.

Институт экономики и права Ивана Кушнира

Вы думаете, что вы готовы стать руководителем? Подумайте еще раз

Вы думаете, что вы готовы стать руководителем? Подумайте еще раз.

Итак, у вас появилась возможность занять руководящий пост, и вам нравится эта новая должность - не говоря об увеличении зарплаты. Но прежде чем бежать с заявлением, хорошо подумайте, есть ли у вас не только необходимые рабочие навыки, но и необходимые личностные качества для этой работы. Особенно, если та руководящая должность, которой вы интересуетесь, подразумевает контроль над другими.

Не имеет значения, насколько может повыситься ваша зарплата и как красиво звучит ваша новая должность. Поймите, что не каждый способен руководить. Естественно, если вы в этой компании уже несколько лет, вы в совершенстве овладели умениями и навыками, необходимыми для вашей нынешней должности. Но это не обязательно характеризует вас как руководителя. Для эффективного руководство необходимо умение общаться с людьми, и такие личные качества, которые могут быть совсем не нужны на вашей нынешней должности.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере Карла*:

Карл - ведущий дизайнер, за плечами которого несколько лет профессионального опыта. Он мечтал о дне, когда сможет занять кресло креативного директора, пост, который предполагает строгий контроль подчиненных и наличие лидерских качеств. Карл показал себя очень опытным и творческим человеком во время последнего задания. Но, заняв эту должность, ему будет необходимо управлять командой дизайнеров, продвигать идеи и отвечать за руководство проектами отдела. Когда в компании открыли эту вакансию, Карл ухватился за возможность подать заявление. Однако вскоре после повышения стало очевидно, что он переоценил свои возможности. Хотя он был назначен на эту должность совсем недавно, он часто опаздывал или вообще отсутствовал на рабочем месте, он все время решал личные вопросы. Его подчиненные были вынуждены работать при его постоянном отсутствии, принимая на себя дополнительные обязательства, так как его было невозможно поймать.

Кроме того, из-за своего постоянного отсутствия он не укладывался в сроки и нередко опаздывал с выполнением проектов. И ко всему прочему, у Карла были проблемы с низкой самооценкой. Это заставляло его чувствовать себя неуверенно, когда он вел собрания, принимал решения, выслушивал просьбы подчиненных, выбирал направление работы и продвигал свои идеи. И вскоре его команда потеряла веру в его способность ими руководить. Поэтому некоторые последовали его плохому примеру - расслабились и запустили выполнение своих обязанностей, а другие начали поиск другой работы, не видя себя в его команде. Начальник Карла был вынужден выдвинуть ультиматум: изменить поведение или потерять работу. К сожалению, Карл поведение так и не изменил. В конце концов, ему просто не хватало личностных качеств для того, чтобы руководить - так же, как умения изменять свое поведение для решения проблемы.

Поэтому прежде, чем подать претендовать на руководящую должность, задайте себе эти 7 вопросов (и обязательно отвечайте на них честно):

1. Я уверен в своих силах?

Как руководитель вы будете должны следить за работой, давать распоряжения, адекватно реагировать на события и обращения, добиваться поддержки своих идей. Все это требует уверенности и убежденности. Если вам сложно пережить любую негативную реакцию в ваш адрес, а при любом несогласии с вами вы сразу сдаетесь, вы вряд ли сможете стать руководителем. Если вы сами не уверены в своих силах, ваша команда так же не будет в них уверена.

2. У меня есть способности к планированию?

Для того чтобы успешно руководить командой или обеспечить выполнение проекта, мало просто знать, каким должен быть конечный результат. Вам необходимо понимать, какие основные шаги необходимо для этого предпринять. Для этого вам необходим четкий план, который поможет вам и вашей команде продолжать ставить цели, выполнять свою часть работы и согласовывать действия. Если вам тяжело дается такая деятельность, то вам будет сложно заставить команду двигаться в нужном направлении, эффективно воплощая в жизнь ваш замысел.

3. У меня получается быстро принимать здравые решения?

Когда перед членами вашего коллектива возникнет вопрос, требующий оперативного вмешательства (например, покупка оборудования, внутренние дела отдела и т. д.), который потребует вашего решения, они вправе ожидать, что вы с ним быстро разберетесь. Вы мечетесь между "за" и "против" даже в принятии основных решений? Или вы в принципе имеете обыкновение задерживаться с принятием решения в надежде, что кто-то примет решение за вас? Значит, вы скорее ведомый, чем ведущий. Если вы неспособны принять правильное решение, то из вас не получится толкового руководителя.

4. Я знаю, как заинтересовать других?

Держать команду в тонусе и поддерживать ее дух очень важно для успеха. Один из самых простых способов заинтересовать команду - высоко ценить ту работу, которую они делают. Простая благодарность за хорошо сделанную работу может быть великолепным фактором мотивации. Если члены команды знают, что их участие в общем деле ценится, они не пожалеют ни времени, ни усилий, если это потребуется. Но если вы чувствуете себя неуверенно, когда говорите что-то хорошее, или считаете, что заплата сотрудника уже является достаточным для него поощрением, то у вас могут возникнуть трудности с мотивацией команды. Вам будет сложно заставить их двигаться вперед.

5. Я всегда довожу до конца то, что пообещал сделать?

Никто не любит пустые обещания. Можно предположить, что ваши сотрудники тоже. Они могут рассчитывать на то, что вы сделаете то, о чем говорили. Если у вас есть плохая привычка срывать сроки, допускать грубые ошибки в выполнении серьезных заданий или не контролировать их исполнение, это быстро развалит команду. Вам перестанут доверять и воспринимать как руководителя. От этого зависит ваша репутация.

6. Умею ли я правильно общаться?

Самый простой путь заработать репутацию плохого руководителя - не уметь общаться. Если вам нравится поддерживать связь с командой при помощи случайных писем по электронной почте, изредка встречаясь лично, то вас ждет глубокое разочарование. Эффективное руководство подразумевает регулярные встречи с командой для того, чтобы раздать указания, сообщить новости по проекту, выслушать сотрудников и решить рабочие проблемы.

7. Буду ли я хорошим примером для команды?

То, что вы стали руководителем, не означает, что теперь вам не писаны законы и правила. Если для вас нормально опаздывать, звонить, чтобы сообщить о своей болезни или вы не разделяете личную жизнь и работу, то вы будете не самым хорошим примером для вашей команды. Даже дети не станут делать то, что вы им говорите, но не подтверждаете личным примером. Тем более это не произведет впечатления на ваших сотрудников.

Если вы ответили "НЕТ" хотя бы на три вопроса…

Есть вероятность, что вы не готовы стать руководителем. Но если вы все еще хотите занять руководящую должность, попробуйте подтянуть свои слабые стороны. Вы можете:

  • Записаться на тренинги для менеджеров.
  • Предложить помощь в руководстве сложным проектом, который требует планирования, постановки задач и умения общаться с людьми.
  • Вступите в группу типа Toastmasters, где вы получите навыки публичной речи, - это улучшит ваше умение подавать себя.
  • Разобраться с теми моментами личной жизни, которые отвлекают от работы (например, с кем оставить ребенка, личные отношения, проблемы со здоровьем и т. д.)
  • Попросить быть вашим наставником того руководителя, чей стиль руководства вызывает ваше восхищение.

Хотя эти задачи могут помочь улучшить ваше умение руководить, нельзя забывать о том, что это не все, что вам необходимо преодолеть. Другие личностные характеристики также могут быть важны (например, инертность, неумение создать деловую репутацию, плохая стрессоустойчивость и т. д.). Если у вас есть подобные проблемы, то вам надо серьезно подумать, действительно ли вам подходит руководящий пост.

И в качестве заключения: Прежде чем вы будете в очередной раз претендовать на руководящую должность, будьте честны с собой. Честны не только в отношении необходимых навыков, но также в отношении своего типа личности и личных привычек. Действительно, мир полон руководителей, которые не прошли бы тест, предложенный выше. Но эти люди - ПЛОХИЕ РУКОВОДИТЕЛИ. Не надо присоединяться к этой не самой лучше компании. Вместо этого, если вы верите в свои возможности руководить, сосредоточьтесь на том, чтобы стать хорошим руководителем. Старайтесь держать все под контролем и займитесь развитием необходимых навыков, прежде чем выдвигать свою кандидатуру.

*Карл - имя вымышленное.